Сохранение и укрепление здоровья воспитанников доу применение здоровьесберегающих технологий. Здоровьесбережение в ДОУ (для детей и родителей)

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровье сберегающих образовательных технологий.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии :
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  3. подвижные и спортивные игры
  4. контрастная дорожка, тренажеры
  5. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  6. утренняя гимнастика
  7. физкультурные занятия
  8. бассейн
  9. точечный массаж
  10. спортивные развлечения, праздники
  11. День здоровья
  12. СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  13. Технологии музыкального воздействия.
  14. музыкотерапия
  15. сказкотерапия
  16. библиотерапия

4. Технология коррекции поведения.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1 .«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2 .Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3 .Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4 .Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5 .Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики их веревки с узелками.
6 .Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7 .Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
- точечный массаж
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Поставленные цели успешно реализуются на практике.
- Динамические паузы , которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
-Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
-Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.

- Подвижные и спортивные игры . Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
- Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Гимнастика пальчиковая . Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
- Гимнастика для глаз . Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
- Гимнастика дыхательная . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
- Гимнастика бодрящая . Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
- Гимнастика корригирующая и ортопедическая . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
- Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
- Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

- Коммуникативные игры по курсу «Познаю себя» М.В.Карепановой и Е.В.Харламповой.
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.
- Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.
- Самомассаж . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.
- Психогимнастика . 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.
- Технология воздействия через сказки
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни . На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

- Технологии музыкального воздействия . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Дополнительно можно использовать методы закаливания:

- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
- умывание холодной водой после дневного сна.
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
-Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Любовь Арндт
Здоровьезберегающая среда в ДОУ - условие физического и психического здоровья детей.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно ». Н. М. Амосов.

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека . Здоровье нельзя удержать лекарствами.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка . В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни , которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Только здоровый ребёнок может быть успещен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того на сколько грамотно организованна работа с детьми по физическому воспитанию , на сколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка .

Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием в ДОУ эффективной здоровьесберегающей , педагогической системы, которая позволит своевременно пеодолеть нарушения состояния здоровья и развития ребёнка .

Здоровьесберегающая среда – это гибкая , развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благприятный режим организации жизнедеятельности детей .

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных занятий и социального опыта. Предметно-развивающая среда должна обеспечить не только физическую активность детей , но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого рационально организовать среду в группе .

В каждой группе должен быть создан оздоровительный режим дня , способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию , предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей , а также состояния их здоровья .

пособия должны соответствовать возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняться с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы. должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (быть безопасным для детей , легко мыться) ;

К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду относится :

Организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей ;

Организацию здорового сбалансированного питания;

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

Организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей .

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети вынуждены значительное время находиться в малоподвижной позе. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения .

Необходимо оздоровительную работа вести постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстраивать в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Во время проведения гимнастики на улице особое внимание уделяем правильному дыханию. Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой . При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет , а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с.

Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подбираем подвижные игры с чередованием малоподвижных игр, проводим гимнастические упражнения, направленные на развитие двигательной активности, организуем трудовую деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организуем сюжетно – ролевые игры, проводим индивидуальную работу с детьми с учетом возрастных особенностей) .

После дневного сна проводим гимнастику «Пробуждения» . Дети в трусиках выполняют ряд упражнений. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений, например : «Подними карандаш» , «Сложи платочек» , «Прокати мяч» , Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

Дети очень любят воду.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Температура воды постепенно снижается (с 29-30 до 22-20 на 2 через каждые 5-6 дней) . Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.

В результате систематического закаливания нормализуется состояние нервной системы. Повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Но нельзя забывать и о принципе индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья , уровень закаленности, пол).

Так-же очень важно обратить внимание и на психологическую среду в ДОУ . Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Ощущение безопасности - важнейшее условие межличностного общения. Говоря об этом, мы имеем в виду психологическую безопасность . Человек, находясь в психологически опасной ситуации , переживает тревогу и страх. Самым распространенным источником эмоциональных переживаний ребенка являются его отношения с другими людьми. Искренность и открытость в отношениях в значительной степени зависит от эмоционального состояния. При отсутствии доброжелательного психологического климата в детском коллективе, нетрудно обнаружить у ребенка явные признаки смущения, некомфортности - он говорит тихим голосом, избегает контакта глазами, переминается с ноги на ногу, дергает одежду, держит руки у рта. Частые прогулы без причины могут свидетельствовать о том , что ребенок не желает находиться в коллективе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии ребенка дают наблюдения за его позой в тех или иных ситуациях. Так, скрещенные руки и ноги во время общения - защитная реакция. Если ребенок прикрывает рот рукой когда слушает, это свидетельствует о том , что он не доверяет тому, с кем разговаривает. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности. Чувство страха и незащищенности обусловливает возникновение защитных реакций, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда стремится стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является источником его беспокойства. Другой формой защитного поведения, которая часто встречается, является агрессия. Выражение «Нападение - лучшее средство защиты » наиболее точно характеризует этот тип поведения. Детям, да и взрослым, редко удается, к сожалению, определять собственные ощущения. Например : «Я сержусь» , «Мне грустно» , «Я чувствую себя спокойно» . В действительности мы редко используем эти, казалось бы, простые выражения, что свидетельствует о том , что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах. Каждый ребенок приходит к нам из собственной семьи, из родного дома. Так чем же отличается дом от любого другого места? Дом является, теоретически, тем пространством, где ребенок максимально может проявить свою индивидуальность. Дома, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают ее членов. Самым безопасным в психологическом плане местом для ребенка является его дом. Если это на самом деле так, эти дети счастливы. Чтобы детский сад стал тем местом, где ребенок чувствует себя как дома, а может быть и лучше, сотрудником необходимо приложить немало стараний и изобретательности. Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства , где ребенку с первого дня посещения предоставляется возможность выражать свое «Я» , делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентирами, где поощряется выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности. Главным условием такого психологического пространства является безопасная среда , атмосфера психологического комфорта , которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической , поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность и творчество. Создание психологического комфорта - одна из важнейших задач. Необходимо поощрять творческие проявления ребенка. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача воспитателя - не подавлять желания, творческие порывы учеников, а поддерживать и направлять их. У каждого воспитателя, безусловно , есть свой арсенал методов и приемов, позволяющих создавать комфортную психологическую среду для воспитанников .

Можно выделить основные : -

Никаких монологов при проведении НОД Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Желательно ежедневно планировать работу в группах. При этом дети учатся общаться в малом коллективе, спорить, просить о помощи и предлагать ее. Самое главное и самое труднодостижимое - позитивный эмоциональный настрой воспитателя. Нелегко, но необходимо ему управлять своими эмоциями, и учить детей тому же .

Все мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях . Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформили стенды для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей , укреплению их здоровья .

Список используемых источников

1. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

2. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений . - М., 2002.

3. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

4. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья . 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.

5. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих

Введение…………………………………………………………………...2

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…4

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ....6

3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……..11

Заключение……………………………………………………………..….22

Список литературы……………………………………………………..…23

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

· Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

· Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Хамидуллина В.С., заведующий МДОУ №1 г.Зеленодольска

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного
  2. Медико-профилактического
  3. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  4. Психологического

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание
  3. Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  4. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей инструктор по физкультуре проводит дополнительные занятия в вечернее время.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные
  2. Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
  4. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

В нашем детском саду с 2001 года функционирует кабинет ОБЖ, где освобожденный специалист учит детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:

  • «Разговор о правильном питании»
  • «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
  • «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
  • Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
  3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
  4. Облегченная одежда в детском саду
  5. Гимнастика после сна
  6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

    Солевые дорожки – младший возраст

    Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

    Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

  7. Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
  8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке
  9. Самомассаж
  10. Витаминотерапия
  11. Фитотерапия
  12. Массаж по назначению врача

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

  1. Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,
  2. Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»
  3. Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.
  4. Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».

Контроль и руководство:

Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.

Самообразование и внедрение ППО: разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

Для этого используем следующие формы работы с родителями:

  1. проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
  2. педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
  3. совместные занятия и развлечения, труд.
  4. круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).
  5. организация совместных дел.

Методы , используемые педагогами в работе с родителями:

  1. анкетирование
  2. посещение семьи
  3. наблюдение за ребенком
  4. беседы с родителями
  5. беседы с ребенком
  6. изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

Перспектива работы по данной проблеме:

  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
  2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
  3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
  4. Улучшение материально-технической базы:

    Приобретение сухого бассейна

    Обновление и пополнение физкультурного оборудования

    Дополнить и обновить медоборудование

    Приобрести новые бактерицидные лампы

Каждого малыша, достигнувшего определенного возраста, родители записывают в детский сад. Одни действуют, исходя из тех соображений, чтобы ребенок не проводил свои дни, бесцельно гоняя мяч, часами просматривая мультфильмы. В других случаях (практически в каждой семье) за чадом некому присмотреть из-за рабочей занятости. Но какова бы ни была причина, стабильно обеспечивается здоровье детей в детском саду, что имеет положительное влияние как в психическом, так и в физическом отношении.

Многие мамы считают правильным оставлять своего малыша дома, предпочитая держать его весь день при себе и «сдувать с него пылинки». Такое свое поведение они объясняют тем, что при общении с другими малышами возникает вероятность подцепить различные вирусные заболевания. Однако те же самые мамы не понимают или принципиально не хотят понять, что нельзя превращать ребенка в «тепличное растение».

А постоянное нахождение малыша в домашних стенах и ограничение в общении сделает из него закомплексованного, замкнутого в себе и необщительного эгоиста. Крайне важно определить его в детское учреждение, предоставляя ребенку полную свободу общения и саморазвития. Как бы родители этого не хотели, они в любом случае не смогут уделить своему чаду достаточно времени, чтобы поиграть с ним и позаниматься.

Мамы весь день заняты домашними делами: стирка, глажка, приготовление еды, уборка и прочее. Папы же большую часть времени проводят на работе, ну а вечером бывают слишком уж уставшими, чтобы заняться детской игрой либо воспитанием.

Обеспечение здоровья детей является проблемой №1 как для их родителей, так и для воспитателей. Поэтому организуются и проводятся различные мероприятия, направленные как на физическое, так и на умственное развитие. Это могут быть развивающие игры (загадки, задачки на разные темы), несложные физические упражнения, постановка маленьких сцен и другое.

Принимая во всем этом участие, ребенок поневоле развивается, совершенствуется, познает мир, учится общению со сверстниками и взрослыми людьми (в данном случае, с воспитателями, родителями детей из группы). А самое главное, знакомится с такими жизненными понятиями, как: самостоятельность, ответственность, решительность. Эти понятия играют ведущую роль в становлении личности.

Оздоровительные мероприятия

В любом детском саду проводится ряд оздоровительных мероприятий, направленных на обеспечение и поддержание здоровья малыша. Оздоровительные мероприятия включают:

  1. Воспитание потребности здорового образа жизни.
  2. Физкультурно-оздоровительные работы.
  3. Закаливание.
  4. Профилактика.

Воспитание потребности здорового образа жизни

Данное мероприятие направлено на то, чтобы развить в ребенке потребность самому вести и стремиться к здоровому образу жизни. При этом особое внимание уделяется на соблюдение малышом режима дня, привитие и развитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом.

Физкультурно-оздоровительная работа

Такой вид оздоровительных мероприятий является не менее важным, чем все другие. Занимаясь физкультурой и гимнастикой, укрепляются мышцы, суставы, костная ткань малыша. Организм приобретает возможность бороться с различными недугами, заболеваниями, расстройствами. Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия включают:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • физкультурные занятия на свежем воздухе;
  • спортивные игры;
  • дыхательную гимнастику после дневного сна;
  • диагностику физического развития;
  • спортивные и музыкальные праздники;
  • активный отдых.

Закаливание

Процедуры закаливания направлены на укрепление здоровья каждого ребенка, делая его сильным и повышая его иммунитет. Перед тем, как приступить к осуществлению данного мероприятия, исключается наличие у ребенка какого-либо заболевания. В целом, закаливание предусматривает:

  • игры на свежем воздухе, пешие прогулки;
  • принятие воздушны ванн;
  • осуществление водных процедур;
  • игры с водой;
  • дозированные солнечные ванны.

Хождение босиком является одновременно и процедурой закаливания, и огромным удовольствием. Детям это очень нравится.

Профилактика

Соблюдение ребенком основных мер профилактики также является частью программы обеспечения здоровья. Профилактические мероприятия подразумевают:

  • обеспечение чистоты среды;
  • создание здорового микроклимата;
  • рациональное и сбалансированное питание;
  • витаминизация – употребление витаминных напитков, фруктов;
  • профилактика гриппа – проведение фитотерапии с использованием лука и чеснока;
  • профилактические прививки, позволяющие защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как: коклюш, свинка, туберкулез, ветряная оспа и прочие;
  • процедуры ароматерапии;
  • лечебно-физическая культура;
  • общеукрепляющий массаж.

Осуществление оздоровительных мероприятий направлено на то, чтобы ребенок, находясь в детском саду, рос абсолютно здоровым и крепким!