План в средней группе по трудовой деятельности. Перспективное планирование трудовой деятельности в средней группе на год

Картотека трудовых поручений

в старшей группе

Карточка № 1.

«Уборка игрушек на места»

Цель : совершенствовать умение самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек). Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Порядок в шкафу с игрушками»

Цель : учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель : Учить убирать посуду со столов после еды, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель : самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель : самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Дежурство в уголке природы»

Цель : совершенствовать умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю. Воспитывать чувство ответственности. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Карточка №8

«Чистые поддоны для цветов»

Цель : учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Карточка № 9

«Стираем салфетки»

Цель : учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 10

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

(вместе с помощником воспитателя)

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 11.

«Ремонт книг»

Цель : приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками. Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 12.

«Чистые стульчики »

Цель : учить детей поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 13.

«Стирка кукольной одежды»

Цель : Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 14.

«Мытье кукол»

Цель : Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 15

« У нас в шкафу порядок». Цель : Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Карточка № 16

«Меняем полотенца». Цель : Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь.

Карточка № 17

«Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». Цель : Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Карточка № 18

«Расставим стулья в определенном порядке». Цель : Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Карточка № 19.

«Уборка строительного материала». Цель : Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.


Транскрипт

1 КАРТОТЕКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ. Первая младшая группа. Подготовила воспитатель 1 младшей группы Инчина А.Н.

2 Сентябрь Трудовое поручение «Соберём игрушки по окончании прогулки» учить выполнять простейшие поручения. Трудовое поручение «Соберём песок в песочницу» учить выполнять простейшие поручения. Труд. Соберём веточки на участке привлекать к выполнению простейших поручений. Труд. Строим дорогу из песка учить трудиться рядом друг с другом. Труд. «Сметём песок с бортиков песочницы» воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем. Труд. Собираем листочки помощь дворнику. Труд. Соберём песок в песочницу привлекать к выполнению трудовых поручений. Труд. Собираем игрушки после прогулки воспитывать желание убирать игрушки после игр. Труд. Соберём листочки воспитывать желание выполнять поручения. 0 Труд. Помощь в уборке урожая картофеля воспитывать желание помогать. 1 Труд. Собирать палочки на участке привлекать детей к выполнению поручений. 2 Труд. «Собираем веточки» приучать к труду. 3 Труд. «Отвези игрушки в группу» учить после прогулки убирать свои игрушки самостоятельно. Труд. Насыпь песок в песочницу учить выполнять поручения. 5 Труд. Подметаем бортики песочницы воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

3 Октябрь Труд. «Поможем дворнику в уборке участка» воспитывать у детей желание помогать взрослым. Труд. Игровое упражнение «Собери листочки» учить выполнять трудовые поручения. Труд. Уборка участка детского сада воспитывать желание помогать взрослым. Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки приучать к труду. Труд. Собираем листья в кучу воспитывать желание помогать взрослым. Труд. «Соберём песок в песочницу» привлекать детей к выполнению поручений. Труд. Собрать ветки на участке привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы. Труд. Предложить помочь дворнику собрать листья на участке. Воспитывать желание помогать взрослым. Труд. Собрать листья в определённое место привлекать к выполнению простейших поручений. 0 Труд. «Собери камешки на участке» привлекать детей к выполнению простейших поручений. 1 Труд. Помощь дворнику в уборке участка поощрять желание помогать взрослым. 2 Труд. «Собираем листочки в ведро» учить выполнять простейшие поручения. 3 Труд. Помощь дворнику в уборке участка поддерживать желание помогать. Труд. Подмести в беседке приучать к труду. 5 Труд. «Соберём веточки в кучу» воспитывать желание трудиться.

4 Ноябрь Труд. Соберём камешки на участке учить выполнять простейшие поручения. Труд. Собираем листочки в ведро воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми. Труд. Подмести в беседке учить выполнять простейшие поручения. Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев воспитывать желание помогать. Труд. Собираем веточки в одно место приучать к выполнению простейших поручений. Труд. Подмести в беседке привлекать к выполнению трудовых поручений. Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки воспитывать желание выполнять трудовые поручения. Труд. Собираем веточки, игра «Сколько веточек принёс?» воспитывать интерес к труду, учить различать количество предметов. Труд. Собираем камешки в ведро учить выполнять простейшие поручения. 0 Труд. «Подметём в беседке» привлекать к выполнению простейших поручений. 1 Труд. Подметём вокруг беседки привлекать к выполнению поручений. 2 Труд. Подметём дорожку от снега воспитывать желание трудиться вместе. 3 Трудовое поручение «Подмети бортики песочницы» учить выполнять простейшие поручения. Труд. Собираем ветки в кучу воспитывать желание выполнять простейшие поручения. 5 Труд. Предложить детям подмести дорожку воспитывать желание выполнять поручения.

5 Декабрь Труд. Подметаем дорожку от снега воспитывать желание трудиться вместе. Труд. «Сгребаем снег лопатками» выполнение поручений. Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки учить трудиться всем вместе. Труд. Развешивание кормушек воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем. Труд. «Подметаем в беседке» привлекать детей к выполнению простейших поручений. Труд. Кормление птиц воспитывать желание заботиться о птицах. Труд. Собираем ветки в кучу воспитывать желание трудиться всем вместе. Труд. Посыпание дорожек песком пояснить детям, что когда очень скользко, дорожки посыпают песком. Воспитывать желание помогать взрослым. Труд. Собираем игрушки учить без напоминания взрослого собирать игрушки после прогулки. 0 Труд. Подмети дорожку учить трудиться вместе со старшими дошкольниками. 1 Труд. «Подметём в беседке» привлекать к выполнению простейших поручений. 2 Труд. Сгребание снега в кучу подготовка к изготовлению построек из снега привлекать детей к труду. 3 Труд. Помочь дворнику расчистить дорожки от снега поддерживать желание детей помогать взрослым. Труд. Собрать снег в кучу для постройки горки привлекать к выполнению поручений. 5 Труд. Украсим постройки цветными льдинками воспитывать желание украшать территорию детского сада.

6 Январь Труд. «Строим горку для куклы Кати» учить выполнять трудовые поручения. Труд. Сгребание снега лопатками учить работать сообща. Труд. Помощь дворнику в расчистке снега воспитывать желание помогать. Труд. Строим горку воспитывать желание участвовать в совместном труде. Труд. Расчистка дорожек от снега выполнение поручений. Труд. Украшаем снежную песочницу разноцветными льдинками воспитывать желание украшать территорию детского сада. Труд. Расчистка дорожки к беседке от снега учить выполнять простейшие поручения. Труд. Помочь дворнику в расчистке участка от снега воспитывать желание помогать. Труд. Насыпать корм в кормушки для птиц воспитывать заботливое отношение к птицам. 0 Труд. Расчистка дорожек от снега воспитывать желание трудиться. 1 Труд. Подкормка птиц на участке воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам. 2 Труд. Сгребание снега в одно место приучать детей к труду. 3 Труд. Подмести снег в беседке выполнение поручений. Труд. Кормление птиц воспитывать желание помогать птицам зимой. 5 Труд. Строительство автодороги воспитывать умение трудиться вместе.

7 Февраль Труд. «Подметём дорожку» учить выполнять простейшие поручения. Труд. Почистим дорожку от снега приучать к труду совместно со старшими детьми. Труд. «Строим дом из снега» развивать желание детей строить из снега. Труд. Кормление птиц воспитывать заботливое отношение к птицам. Труд. Строительство домика из снега воспитывать желание сооружать постройки из снега. Наблюдение за играми старших детей продолжать знакомить со взаимоотношениями между людьми. Труд. Подметём в беседке воспитывать желание трудиться. Труд. Расчистим дорожки от снега воспитывать желание трудиться вместе. Труд. Подметём дорожку привлекать к выполнению поручений. Труд. Кормление птиц привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым. 0 Труд. Собрать сухие веточки привлекать к выполнению трудовых поручений. 1 Труд. Носим снег в ведёрках на клумбу воспитывать желание детей участвовать в совместном труде, объяснить, что весной снег на клумбе растает, увлажнит землю, а это полезно для роста цветов. 2 Труд. Помощь в расчистке дорожек от снега поддерживать желание детей помогать взрослым. 3 Труд. Очистим столики от снега выполнение поручений. Труд. Очисти снег вокруг беседки воспитывать желание трудиться вместе. 5 Труд. Очистить постройки от снега воспитывать желание трудиться.

8 Март Труд. Очистка построек от снега привлекать к выполнению поручений. Труд. Собираем льдинки в ведро учить выполнять простейшие поручения. Труд. Очистим скамейки от снега выполнение поручений. Труд. «Подметём дорожку» привлекать к выполнению поручений. Труд. Строительство автодороги из снега учить работать сообща, помогать друг другу. Труд. Кормление птиц учить заботиться о птицах. Труд. Сгребание снега лопаткой учить работать вместе. Индивидуальная работа. Бег в разных направлениях. Труд. Очистка от снега вокруг построек приобщать к совместному труду. Труд. Помощь дворнику в очистке участка от снега воспитывать желании е трудиться. 0 Труд. Подметание дорожек от снега выполнение поручений. 1 Труд. «Соберём снег в кучу и построим горку для куклы Кати» заинтересовать детей в выполнении трудовых поручений. 2 Труд. Носим снег в ведёрках в определённое место воспитывать желание трудиться вместе. 3 Труд. Строительство автодороги учить строить вместе. Индивидуальная работа. Упражнение на звукоподражание «Как сигналит машина?» Труд. Кормление птиц продолжать воспитывать желание заботиться о птицах. 5 Труд. Очистка дорожки от снега вызвать желание трудиться вместе с воспитателем.

9 Апрель Труд. Собираем веточки воспитывать желание выполнять поручения. Пускаем веточки по воде, наблюдаем, тонут или плывут. Труд. Подметём в беседке выполнение простейших поручений. Труд. Уберём ветки на участке поддерживать желание помогать взрослым. Труд. Подметём в беседке привлекать к выполнению трудовых поручений. Труд. Помогаем дворнику воспитывать желание помогать взрослым. Труд. Подмести в беседке воспитывать желание поддерживать чистоту в беседке. Труд. Соберём палочки выполнение поручений. Труд. Кормление птиц поддерживать желание заботиться о птицах. Труд. Подмести центральную дорожку привлекать к выполнению поручений. 0 Труд. Сбор веточек привлекать детей к совместному труду. 1 Труд. Собираем камешки на участке привлекать к выполнению поручений. 2 Труд. Кормление птиц поддерживать желание детей заботиться о птицах. 3 Труд. Подметём центральную дорожку воспитывать желание поддерживать порядок на территории детского сада. Труд. Собираем веточки привлекать к участию в совместном труде. 5 Труд. Строим домик для куклы привлекать к совместному строительству.

10 Май Труд. Подмести в беседке поддерживать желание трудиться. Труд. Подметём бортики песочницы выполнение поручений. Труд. Рыхление почвы на клумбе привлекать к труду. Труд. Подметём в беседке воспитывать желание трудиться. Труд. Сбор игрушек после прогулки привлекать к совместному труду. Труд. Сбор камешков на участке воспитывать желание выполнять поручения. Труд. Строим гараж из песка учить трудиться вместе. Труд. Подметём в беседке выполнение поручений. Труд. Строительство автодороги из песка привлекать к труду. 0 Труд. Рыхление земли в огороде подготовка огорода к посадке картофеля. 1 Труд. Помощь в посадке картофеля воспитывать желание оказывать помощь взрослым. 2 Труд. Полив цветов на клумбе привлекать к выполнению поручений. 3 Труд. Собираем камешки на участке выполнение поручений. С помощью камешков выложить различные фигуры в песочнице. Труд. Помощь дворнику в уборке участка воспитывать желание помогать. 5 Труд. Помощь взрослым в наполнении песочницы песком воспитывать желание помогать. 6 Труд. Помощь в поливе огорода воспитывать желание помогать.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Звездочка» с. Бердыкель Грозненского муниципального района Консультация для воспитателя «Воспитание ценностного отношения дошкольника

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в ДОУ с учетом ФГОС ДО» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Конкретное

Планирование работы «Неделя математики» в младшей группе 3» Проблема: Недостаточность знаний сенсорных эталонов у детей младшего возраста. А так же о способах подачи их детям. Цель: Помочь правильно сформировать

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: - развитие трудовой деятельности;

Консультация для родителей по ознакомлению с природой детей второй младшей группы Уважаемые родители! Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает

Принято На заседании педагогического совета Протокол 1 от 28.08.2013г. Утверждаю: Заведующая МБДОУ 45 Н.В. Алипенко от 28.08.2013г. приказ 108 о/д ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 города Ставрополя Проект «Зимушка - зима» Воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности:

Юго-Восточное окружное управление образования Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа 1420" корпус 6, 4 Консультация для воспитателей

Консультация «Организация и планирование прогулки в зимнее время» Дошкольное отделение Амурская ул., 21 Старший воспитатель Кожина Р.И. Составные части прогулки Наблюдение Трудовая деятельность Игровая

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида 24 «Светлячок» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Организация игровой

Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Приложение 2 Содержание 1. Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Театрализованные игры

Прогулки средней группы в зимний период: Если хочешь быть здоров - закаляйся! Зима прекрасное время года. Красота зимней природы вдохновляет на творчество. Вместе с тем, зимний период очень благоприятная

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ: ПОРУЧЕНИЯ Преподаватель АПК: Донченко Е.А. Эпизодические (краткосрочные) Длительные Отсроченные по времени Младший возраст (по столовой и занятиям) Старший возраст (по столовой,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 «Родничок» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан «Все времена года на экологической

Консультация для родителей Организация строительных игр во второй младшей группе Подготовил: воспитатель высшей квалифицированной категории МБДОУ 10 СП «Родничок» Фёдорова Инесса Петровна Игра - высшая

Творческий проект «Снежные постройки» Тип проекта: творческий, практико ориентировочный, среднесрочный Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год. Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1874 Дошкольное отделение «Радость» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА УЛИЦЕ ПО ОЭД «ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПЕСКА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

МДОУ «Детский сад 247» Подготовила воспитатель Ревунова А.Н. Июнь 2016г. Консультация для родителей «Поиграем с малышом» СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Лето благоприятный период

Проект «Зимующие птицы» АКТУАЛЬНОСТЬ В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.

Содержание программы 1.Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка. 1.2.Принципы и подходы к формированию Рабочей программы. 1.3. Возрастные особенности детей 1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 посёлка Афипского муниципального образования Северский район Консультация для родителей «Мы и природа -

МБДОУ детский сад «Ромашка» с.тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области Подготовили: воспитатели первой младшей группы Болгова О.А, Елисеева Е.Ю. Актуальность проекта: В современных условиях

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ с 01.09 15.09 адаптационный период ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД» (СЕНТЯБРЬ) взрослого с детьми 4 /целостная картина мира) / «Вот какая наша группа». Чтение «Опиши

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СЕНТЯБРЬ Наглядная информация 1. Групповое родительское собрание «Партнерство семьи и детского сад в период адаптации детей раннего возраста.» «Режим дня», «Наша непосредственно образовательная

Природа это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/ Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников

Содержание труда и методика руководства им в разных возрастных группах Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства. Младшая группа Малыши помогают

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 321 городского округа Самара (МБДОУ детский сад 321 г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

Тема недели: «Веселая математика». Дата: Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей по математике, готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, применять знания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 57» общеразвивающего вида Познавательный проект «Зимующие птицы нашего края» (средняя группа) Составила: воспитатель первой квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально личностного направления развития воспитанников 10 «Родничок»» «Организация

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Кантемировский детский сад 1 «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ» Художественно творческий, познавательный проект Руководител Абанина Светлана Викторовна Участники

Группа раннего возраста Тема: «Узнавай - ка» Цель: Развитие предметных действий, формирование умения различать предметы по величине и цвету. Итоговое мероприятие: Создание альбома геометрических фигур

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста АКЦИЯ это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. В детском саду экологические акции могут

Перспективное планирование по экологическому воспитанию (ознакомление с растительным миром) в младшей группе детского сада ОСЕНЬ (сентябрь-октябрь-ноябрь) Тема Программные задачи Формы работы Наблюдения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Проект с детьми младшей группы 1 «Волшебница

МБДОУ детский сад 59 комбинированного вида в г.одинцово Московской области Информационно-практико-ориентированный проект «Птицы на кормушке» в группе старшего дошкольного возраста Вид проекта: групповой,

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в ФГОС в области «Социальнокоммуникативное развитие». В соответствии с ФГОС трудовое

Трудовое воспитание детей в подготовительной группе В подготовительная группы. Самообслуживание. Самообслуживание. Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золушка» Принято на заседании педагогического совета Протокол от 2013 г. г «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ

Из опыта работы «Организация деятельности младших и средних дошкольников на зимней прогулке» Выполнила: Денисова Т. В. воспитатель МОДУ «центр развития ребёнка» 151 Тверь 2011 г. За последнее десятилетие

Основы трудового воспитания дошкольников. Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных

КАРТОТЕКА: ТРУД В ПРИРОДЕ И В ГРУППЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Полив комнатных растений». Цель: Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 10«Сказка» Краткосрочный проект во второй младшей группе «Птицы зимой» ВОСПИТАТЕЛЬ: Маркович.О.О п. Дубинино

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида 4» Ставропольский край, Шпаковский район, г.михайловск Экологический проект «Помогаем птицам» Экологический проект «Помогаем птицам» Цель: 1.Закрепить представления

«Прогулка в радость» Каждый ребенок с нетерпением ждет зиму. С ней связаны веселые развлечения: катание на санках, лыжах, игра в снежки, возведение снежных построек. Но чтобы прогулка зимой была полноценной,

Месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Сентябрь «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!» «Правила и безопасность дорожного движения» Цель: Содействие Цель: Расширение ориентировки в возникновению

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Радужный» п. Зональная станция Томского района Тема проекта: «Покормите птиц зимой!» II младшая группа «Колокольчики» п. Зональная

КАРТОТЕКА «ПРОГУЛКА. ОСЕНЬ» Младшая группа КАРТОЧКА 1. НАБЛЮДЕНИЕ: Наблюдение за песком. Свойства песка: сухой песок рассыпчатый, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Из песка

Проект по экологии группе раннего возраста «Волшебница - вода» Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Конструирование как вид детского творчества способствует

СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образовательной деятельности по 5 образовательным

Тематическая неделя "Здравствуй, детский сад" Понедельник 1 п.д. Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе. Познавательное Речевое

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ - детский сад 459 О.В. Белоносова 2013г. Комплексно-тематическое планирование (младшая группа) Тема Развёрнутое содержание работы Период Варианты итоговых мероприятий До свидание

Организация прогулки Цель прогулки укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад 116» г.сыктывкара Аннотация к Рабочей учебной программе по образовательной области «Социально коммуникативное

Приложение 3 Содержание образовательной деятельности с детьми по социально-коммуникативному развитию Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Младшая группа (от 3 до 4 лет) Закреплять навыки

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 52 Проект в первой младшей группе «В гости к нам пришла весна» Г.п. Верея, 2017 г. Подготовила воспитатель

План взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Консультация: «Как одевать ребенка в детский сад» Помочь родителям в выборе одежды для

6.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» подразумевает: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

Природа как средство эстетического воспитания младшего дошкольника. Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1524 Воспитатель: Деникаева Елена Владимировна

МДОУ Усть-Куломский детский сад 8 «Солнышко» Проект «Поможем зимующим птицам нашего края» автор: Воспитатель младшей группы Золотарева Е.В. Декабрь 2013г. ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой. Пусть со

Консультации для воспитателей Организация и методика проведения прогулки в детском саду. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является

Курникова Елизавета Геннадьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад 14, г. Ульяновск Месяц СЕНТЯБРЬ Формирование коммуникативных качеств детей 4-5 лет. Повысить знания родителей по данной проблеме Физическое

ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА Преподаватель АПК: Донченко Е.А. Труд - основа жизнедеятельности человека, определяющая способ его существования. Е. И. Радина в свое время писала: «Естественность, жизненная целесообразность

Картотека трудовых поручений

составитель: воспитатель Дидеева Н.П.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовая деятельность в предшколе

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

Повысится интерес дошкольников к труду;

Сформируются навыки совместной деятельности;

Сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;

Расширятся представления детей об окружающем;

Создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

Сформируется чувство общественного долга;

Труд станет для детей потребностью.

Картотека трудовых поручений

для детей класса предшкольной подготовки

Задание №1

«Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №2

« Мытьё комнатных растений».

Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

Задание №3

«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.

Задание №4

«3еленый десант на комнатные растения»

(убираем больные листья, подкормка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Задание №5

«Ухаживаем за растениями».

Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.

Задание №6

«Рыхление почвы у комнатных растений».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Задание №7

«Подкормка растений».

Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.

Задание №8

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.

Задание №9

«Пересадка комнатных растений».

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.

Задание №10

«Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Задание №11

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.

Задание№12

«Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №13

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №14

«Дежурство по столовой».

Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №15

«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Задание №16

«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.

Задание №17

Очистить от пластилина, доски для лепки.

Цель: формировать навыки коллективного труда

Задание №18

«Учимся заправлять свои постели».

Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

Задание №19

«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».

Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Задание №20

«Смена грязных полотенец».

Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.

Задание №21

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

(вместе с младшим воспитателем)

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

Задание №21

«Мытьё стульчиков».

Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание №22

«Мытьё строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание №23
Влажная уборка модулей для конструирования.

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Задание №24

«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».

Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Задание №25

«Наведение порядка в группе после игры».

Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.

Задание №26

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.

Задание №27

«Мытьё кукол».

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание № 28

Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.

Задание № 29

«Стирка кукольного белья».

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №30

«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Задание №31

« Поддержание порядка в шкафу с пособиями ».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

Задание №32
«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.

Задание №33

«Уборка строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание №34

« Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

Задание №37

«Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Задание №38

«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».

Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.

Задание №39
«У нас в шкафу порядок».
Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Задание №40

«Генеральная уборка в групповой комнате».

Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет )

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать при­вычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотен­цем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в опреде­ленном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению про­стейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухажи­вает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подме­тает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые дейс­твия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет )

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и разде­ваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одеж­ды и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: гото­вить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необ­ходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: рас­кладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.).

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растения­ми и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кор­мить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отноше­ние к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представле­ния о трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к резуль­татам их труда.

Средняя группа (от 4 до 5 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мы­лом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно оде­ваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баноч­ки, кисти, протирать стол и т. д.)

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное от­ношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные пору­чения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллектив­ной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный мате­риал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посиль­ной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в поря­док используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, про­сушивать, относить в отведенное место).

Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близ­ких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятель­но чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться сто­ловыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одевать­ся и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одеж­ду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить ма­териалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать под­готовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятель­ности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах тру­да. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполне­нии различных видов труда.

Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспи­тывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материа­лам и инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельнос­ти. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспиты­вать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега, поливать пе­сок в песочнице и пр.).

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поруче­ния, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цве­тущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созда-

нию фигур и построек из снега; весной -к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формиро­вать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Приви­вать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользо­ваться носовым платком и расческой.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми прибо­рами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить матери­алы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Общественно-полезный труд. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельнос­ти наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радовать­ся результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.

Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участ­ке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспи­тателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке де­тского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой -от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по сто­ловой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

Труд в природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнат­ные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.

Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посиль­ному участию: осенью - к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапы­ванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию сне­га к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной -к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом - к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к професси­ям родителей и месту их работы.

Перспективное планирование трудовой деятельности. Средняя группа.

Тема : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
В своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:
1. Планировали работу с семьями воспитанников и просвещали родителей по вопросам трудового воспитания. Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания использовали разнообразные формы: консультаций, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды и др.

2. Организовали практическую трудовую деятельность детей, в процессе которой постепенно формировались их трудовые навыки и умения, воспитывались положительные нравственные качества.

3. Составили перспективное планирование трудовой деятельности в средней группе.

Отчет по теме:
"Воспитание дошкольников по средствам трудовой деятельности" (перспективное планирование по трудовой деятельности)

Актуальность работы заключается в следующем:
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников трудовых умений и навыков установлено, что трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:
- воспитание трудолюбия у дошкольников, положительного отношения к труду взрослых, формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда;
-изучить литературу по данной теме;
-составить перспективное планирование по трудовой деятельности в средней группе.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо знали и понимали, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно – образовательного процесса необходимо основательный теоретический и практический опыт.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Ряд показателей трудолюбия:
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -положительного отношения к труду;
- адекватная оценка результатов деятельности;
- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
-самообслуживание;
-хозяйственно – бытовой труд;

Труд в природе;
-ручной и художественный труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:
- труд по уборке помещения;
- мытье посуды, стирка и др.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд
имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда я формировала у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:
- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);
-уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);
- принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);
- в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Я использовала методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Всегда обращала внимание детей на эту сторону.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
В младшей группе внимание детей привлекала к растениям. Организовала наблюдения за растениями и при этом старалась поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.
Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: мы посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдали за ростом и развитием живых объектов, узнали об особенностях некоторых растений, экспериментировали, познавая неживую природу.
Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,
картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию
фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении
представлен в двух направлениях: дети изготовляли поделки и учились украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформляли выставки и т. п.

В работе с детьми каждодневно используем пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка (« Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени (« У лодыря « Федорки» всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», « Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.

Читая детям художественные произведения о труде, мы решаем сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.
При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.
В младшей группе мы показывали способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно, надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением.
При обучении самообслуживающему труду мы использовали рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Использовала специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Показывали ребенку правильные
приемы, знакомила с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).
Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. Помогают ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.

Давая поручение, мы не только просили ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости давали совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец! А теперь немного нагнись над грядкой, чтобы не испачкаться, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка.

Дежурство в уголке природы организовала так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполнят все дела (польют цветы и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание растениям. Поэтому я помогала детям распределять обязанности на весь день; растения можно полить позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии и с участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в случаях особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю.

Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает
преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Фотоприложения





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
4. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
5. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. Реализация ФГТ в ДОУ.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-40с.
6. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
7. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.