Развитие и восстановление мелкой моторики. Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо

Появление малыша в доме – это не только радость для родителей, но и ответственность. Мама и папа ухаживают за новорожденным и воспитывают свое чадо. В первый год жизни он должен научиться ходить, выговаривать некоторые слова, узнавать своих родителей. В два – уже уметь держать ложку, рисовать или что-то лепить из пластилина. Для выполнения точных движений и улучшения координации необходимо выполнять игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому маме необходимо заниматься с карапузом, чтоб он научился необходимым в обиходе навыкам.

Для чего необходимы упражнения и игры

В детском возрасте это способствует формированию психического здоровья у малыша. Грудничку мама делает массаж всего тела, но больше уделяет внимание пальчикам стоп и кистей. В 3-4 месяца ребенок пытается играть игрушками. Они не должны быть слишком мелким, так как он тянет их в рот. Ловкость развивается постепенно. Сначала движения неуклюжие, и только при повторении они совершенствуются. Нужно отметить, что медики различают несколько периодов: сначала первые 12 месяцев, когда реализуется хватательный рефлекс, затем это 2, 3, 4 года, когда появляется точность движений, целенаправленность.

Назначение навыка

В детском саду и школе ребенок уже должен иметь развитую моторику рук для того, чтобы:

  • Рисовать не выходя за линии. Управляться с карандашом сложнее, чем с фломастером, а для красок и кисти нужны точные уверенные движения.
  • Лепка из пластилина. Обычно этот процесс состоит из манипуляций с мелкими деталями, которые помещаются между двумя пальцами.
  • Письмо. Первые навыки в освоении азбуки уже могут сопровождаться копированием изгибов букв на бумаге или доске.
  • Аккуратность. Иногда заляпанная футболка во время еды свидетельствует не о непослушности малыша, а о трудностях в управлении со столовыми приборами.

Диагностики и нормы мелкой моторики у детей

Внимательно наблюдая за ребенком можно обнаружить нарушение развитие этого показателя. Дети в возрасте 4-5 лет должны соответствовать таким требованиям:

  • Уметь стучать ручкой об ручку – хлопать.
  • Брать указательным и большим пальцем мелкий предмет, например, щепотку соли или крупу.
  • Рисовать на бумаге карандашом.
  • Доставать маленькие предметы из банки или другой неглубокой емкости.
  • Играться кубиками и строить фигурки.
  • Умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии без линейки.
  • Пользуется фломастерами.
  • Умеет пользоваться средствами личной гигиены (чистит зубы щеткой, расчесывается, завязывает шнурки).

Это далеко не весь перечень умений ребенка. Формирование навыков зависит от того, как рано родители начали занятия с малышом. Иногда наблюдается запоздалое развитие детей. Одно дело, если это поражение органов или психические заболевания. Но встречаются случаи, когда это просто результат запущенности.



Возможные отклонения ловкости движения рук:

  • Наблюдается нарушение техники манипулирования предметами (сила, координация, точность).
  • Недостаточная психомоторика.
  • Не может самостоятельно обслуживать себя.
  • Без удовольствия рисует, а также выполняет мелкие точные движения.
  • Не умеет держать карандаш, ручку, вилку или ложку.

Если ребенок в 5 лет не умеет выполнять эти пункты, то это считается функциональным нарушением.


Родители могут самостоятельно определить этот показатель. Для этого ребенка нужно попросить повторить движения за мамой или папой. Рассмотрим перечень таких приемов:

  • Вы можете строить фигурки пальцами рук, а Ваш малыш должен отображать их своими пальчиками.
  • Покажите разминку для кисти. Для этого вытяните руки перед собой, а затем поочередно зажимайте и расслабляйте кулак.
  • Представьте, что указательный и средний палец – это ноги человечка. Попросите ребенка пошагать на листе бумаги.
  • Дайте альбомный лист дочери или сыну и попросите нарисовать домик, а затем посмотрите на изображение. Ровные и прямые линии указывают на положительную динамику развития моторики рук.
  • Возьмите кубики или конструктор и попросите сложить из них домик.
  • Подобные манипуляции можно проделать с пазлами.
  • Поиграйте в считалки. Малыш должен загибать пальцы поочередно начиная с мизинца без помощи другой руки.
  • Поставьте точки на бумаге. Их необходимо соединить, не отрывая карандаша от листа.
  • Штрихование фигуры разными линиями (горизонтальные, вертикальные, волнистые) помогут выявить отклонения в ловкости и четкости выполняемых движений.

Если в 3 года дочка или сын выполняет 30-40%, то в 5-летнем возрасте он сможет выйти на 100% результат. Если вышло ниже, то нужно заниматься, так как в дальнейшем он будет отставать в этом показателе.


Как развивать мелкую моторику рук у ребенка

Начинать занятия нужно по мере взросления, последовательно. Вы можете сделать следующие действия:

  • До 6 месяцев. Делайте ежедневный массаж Вашей крохе. У детей развит хватательный рефлекс, поэтому давайте им в руки игрушки, чтобы они играли ими.
  • От полугода. Приобретите крупные по размеру кубики.
  • До 3 лет. Начните вместе рисовать, писать, выполнять точные движения.
  • Старше 3 лет – речь практически полностью сформирована, как и основные умения. Необходимо поддерживать интерес к действиям – поощряйте увлечения, покупайте дополнительные игрушки.

Нервные окончания стимулируют работу клеток головного мозга, что приводит к увеличению интеллектуальных способностей.

Способы, виды развития моторики

Существует множество методик. Рассмотрим различные варианты, которые несложно выполнить дома.

  1. Массаж ладоней. Его можно сделать своими руками. Подходит для детей в любом возрасте. Суть методики заключается в том, что мама легкими поглаживающими движениями разминает кисти и стопы малыша. Вспоминаем присказку «Сорока-ворона».
  2. Ладушки. Хлопки стимулируют приток крови к кистям, а также тренируют точность и скорость.
  3. Комкание бумаги и листание страниц. В 5-6 лет можно предложить поиграть с газетой, а потом порвать ее. Такое действие им очень нравится.
  4. Бусы, четки. Ребенок охотно перебирает мелкие детали, а также складывает пазлы. Только нужно следить, чтобы он их не съел.
  5. Рисование с помощью песка.

Игры на свежем воздухе

Зимой очень укрепляют здоровье мероприятия на улице. Это могут быть:

  • Снежки. Всеми любимая забава формирует умение лепить плотные шары, а также метко их направлять в цель. В целом во время боя увеличивается скорость манипуляций. При этом они воспринимаются очень положительно, не как урок или упражнение, а как веселье.
  • Снеговик. Построить символ этого времени года достаточно трудно, но очень увлекательно. Чем крупнее цели, тем больше придется приложить усилий, чтобы аккуратно создать фигуру.
  • Горка. Ребенку понадобится для спуска ледянка. При этом он сильно вцепиться в ручку, чтобы не покатиться отдельно от санок. Так будет зафиксирован хватательный рефлекс.

Зимой очень важно находиться все время в тепле. Это относится не только к детям, но и к родителям. Выбирайте качественные и влагоотталкивающие куртки. Интернет-магазин спортивной экипировки Stayer предлагает широкий выбор моделей с большим функционалам и ярким дизайном.


Развивайте мелкую моторику рук с первых месяцев жизни. Это поможет Вам быстро научить малыша держать ручку и кушать ложкой.

Здравствуй, читатель ! Сегодня у нас несколько необычная статья, тема которой - мелкая моторика. Будет много восклицательных и вопросительных знаков – ругаться я буду. В основном на психологов, но и вам, наверное, тоже достанется. Ругать буду психологов за их отношение к рассматриваемому вопросу, а именно к развитию мелкой моторики. Родителям же достанется за использование принципа достаточности в воспитании своих детей.

Мелкая моторика

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Именно развитию мелкой моторики у детей психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Тут, как правило, имеют ввиду зону «Брока», ответственную за речь, а точнее, за артикуляцию. Это официальное мнение психологов. Этому большие психологи учат в институтах психологов маленьких, и об этом пишут во всех книгах для родителей, но у меня возникает ряд вопросов…

Во первых, помимо зоны Брока также рядом расположена зона Вернике, которая отвечает за понимание речи. Но это не столь важно. Больше всего меня интересует, куда подевались остальные зоны в мозге психологов?! Такое ощущение, что для психологов на зоне Брока свет клином сошелся. Научить ребенка говорить можно вовремя, просто постоянно разговаривая с ним. Это тоже очень хорошо работает. Но я встречал в своей жизни отлично говорящих болтунов. Говорили очень хорошо и быстро, но по большому счету это была полная ахинея. Отличный пример: девочка – нянька из мультика «Супер семейка».

Вернемся к нашим баранам… В мозге вокруг представительства кистей рук расположено гораздо больше зон, чем убеждают психологи. Зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, рук тянет за собой весь интеллект! И как мне кажется, наличие у ребенка речевых навыков не может быть индикатором общей развитости.

Далее… Зоны Брока и Вернике расположены в доминантном полушарии мозга. У правшей в левом, у левшей в правом. И опять вопрос. Почему психологи всегда говорят только о развитии доминантного полушария? Такое ощущение, что у нас растут однобокие дети. А как же второе полушарие, ответственное за творческое мышление и обработку новизны? Мы ведь вроде развиваем моторику обеих рук , а не одной. Поэтому развитие мелкой моторики также развивает творческие способности ребенка.

Принцип отставания

Еще один момент… Меня беспокоит очень своеобразный подход психологов к применению приемов развития мелкой моторики . Это же касается и родителей! В целом он выглядит так: у родителей рождается ребенок. Он растет в своей кроватке, играет с погремушками, смеётся. Веселый и здоровый карапуз. Но идет время, а ребенок не говорит. Проходит еще время, ему уже три годика, но говорит он очень плохо. И тут родители понимают: «О боже мой!!! Что-то пошло не так!». Ведут его к психологу, а психолог и говорит: «Ваш ребенок отстает в развитии (а то мы сами не догадались). Будем развивать» И начинает развивать его мелкую моторику, специально занимается с ним. Речь развили - и отлично. Наблюдаем дальше, а он карандаш держит, как лопату… «О боже мой!!! Срочно учим держать карандаш!» Дальше… «О боже мой!!! Он пуговицы не умеет застегивать!» Ну и т. д. Вопрос: А зачем психологи и родители ждут отклонений в развитии ребенка? Не проще было с самого рождения заниматься с ним?!

Принцип достаточности

А вот это уже попахивает заговором 🙂 Вообще не понятно, почему психологи и родители развивают в детях навыки до того уровня, когда они могут нормально существовать и взаимодействовать с окружающими, т. е. до среднестатистического. И на этом всё останавливается. Такое ощущение, что психологи не любят слишком умных. И кто вообще установил эти нормы? Какие вообще могут быть нормы в развитии интеллекта?! И совершенно не понятно, почему все вышеизложенное устраивает родителей? Неужели потому, что вам психологи так говорят? 🙂 Как мне кажется, каждый родитель хочет вырастить как минимум гения. Так почему никто не делает этого?!

Предлагаю всем родителям в развитии своих детей использовать принцип недостаточности. Т. е. достигнутый результат хорош только на момент его достижения, а дальше он опять недостаточно хорош. Вы должны понимать, что фундамент для дальнейшего развития ребенка закладывается именно в раннем детстве. И насколько результативно будет пройден этот период, настолько успешной может быть остальная жизнь. Не факт, конечно, но шансы многократно возрастут. А поэтому не ждите! Начинайте заниматься с ребенком с первых месяцев жизни. И совет… Только постоянные систематические занятия дадут вам положительный ощутимый результат.

Здесь я не буду описывать способы развития мелкой моторики у детей, т. к. в интернете и без меня информации по этому поводу хватает. Просто наберите в поисковике «Развитие мелкой моторики» и попадете туда, куда нужно. Да и сайт у меня не про детей, а про взрослых.

Развитие мелкой моторики у взрослых

И опять совершенно не понятная мне позиция психологов. Все, что касается развития мелкой моторики, все посвещено детям. Ну вырос ребенок - и что? Развитие встало колом??? остался тот же, количество в нем - тоже, количество связей между нейронами ощутимо уменьшилось (такова специфика, объясню в другой раз), так почему не развивать дальше мелкую моторику? От развития мелкой моторики взрослые получат все те же плюсы, что и дети. Речевые навыки вряд ли ощутимо улучшатся, но мыслительные процессы - очень даже. Это обязательно нужно делать!

Есть небольшая загвоздка в способах развития. Ведь мелкая моторика взрослых уже в достаточной степени развита. Мы уже обладаем всеми основными навыками. Значит, нужно что-то еще.

Для развития мелкой моторики взрослых отлично подойдет обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я бы выбрал что-нибудь популярное. Например, гитару. В общем я её и выбрал 🙂 Помимо прикладного назначения (развития мелкой моторики) на гитаре всегда можно сыграть жене. Или не жене 🙂 Да и кроме мелкой моторики, обучение игре на музыкальном инструменте очень сильно прокачает ваш мозг. Целая новая система образуется в вашем мозгу, а это очень ценный бонус.

Если вы уже играете на каком-то музыкальном инструменте, то учитесь играть на другом. Со струн переходите на клавиши или духовые инструменты. Но можно попробовать и что-то другое. Например, можно освоить десятипальцевый метод печати. Из жизненных наблюдений могу сказать, что все те, кто обладает десятипальцевым методом печати, обладают очень высокой скоростью мышления и выдающейся сообразительностью. Однажды размышляя над этой взаимосвязью, я подумал, что это может быть совпадением, и провел небольшой и ненавязчивый опрос среди друзей и родственников. И эта взаимосвязь подтвердилась.

Для обучения игре на музыкальных инструментах есть множество различных самоучителей. Стоит поискать в интернете. А для обучения десятипальцевому методу печати лично я использую онлайновый клавиатурный тренажер «Клавогонки». Очень оригинальная идея для клавиатурного тренажера. Регистрируйтесь на сайте, внимательно все прочитайте и преступайте к тренировкам. И помните, что только регулярные систематические занятия дадут ощутимый, устойчивый результат.

Амбидекстрия

Это врожденная или выработанная способность владения не ведущей рукой так же, как ведущей. Суть в следующем... Легкость владения вашей ведущей рукой примерно отражает развитость вашей психики и когнитивных навыков. Проделайте следующее упражнение: запишите вашей ведущей рукой любое предложение. Оцените, насколько это было легко. Далее то же предложение запишите не ведущей рукой и оцените, насколько это было трудно. Разница в легкости написания ведущей и не ведущей рукой примерно равна спящему внутри вас потенциалу. Наверняка после этого несложного упражнения многие поразятся этой огромной разнице.

Еще одно преимущество амбидекстрии... Для решения проблем некоторых эпилептиков нейрохирургам приходится идти на контрмеры - эпилептикам рассекают мозг. Отделяют полушария друг от друга. Далее за больными еще некоторое время наблюдают, и эти наблюдения привели к следующему открытию. Активность доминантного полушария возрастает в то время, как не доминантное полушарие практически прекращает свою активность. Каков тут вывод? Плохо развитое не доминантное полушарие, из-за своей неразвитости, притормаживает доминантное полушарие мозга, не давая раскрыть ему весь свой потенциал. Проверить это очень легко.

Проделайте упражнение, которое я описал выше, но после того, как вы запишете предложение не ведущей рукой, то же самое предложение запишите опять ведущей рукой и оцените, насколько быстрее, легче и ровнее стал ваш прежний почерк. Это происходит буквально мгновенно. Эффект будет сильнее, если не ведущей рукой писать дольше. Развитие не ведущей руки - это очень важный момент в развитии своих способностей. Так что тренируйтесь.

К слову сказать, всемирно известный гений Леонардо Да Винчи развил свое владение не ведущей рукой до совершенства, чего и вам желаю 🙂

Ног, рук, туловища подготавливают развитие движений органов артикуляционного аппарата: нижней челюсти, языка и губ.

Со становлением и совершенствованием речи особенно тесно связано развитие движений пальцев рук .

Существует множество вариантов упражнений для развития мелкой моторики.

Упражнения для развития мелкой моторики без речевого сопровождения

1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).

2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.

4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец — с большим, затем указательный — с указательным и т.д.

5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).

7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.

8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).

9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).

10. Те же движения производится пальцами левой руки.

11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).

12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).

13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).

14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).

16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).

17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.

18. То же — одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).

19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).

21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.

22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.

23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.

25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).

28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» — «кресло»).

30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).

31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).

32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» — «гнездо»).

34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»).

36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).

37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».

38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»).

40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).

41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).

42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).

43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.

44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).

45. Правая рука — как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).

46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).

47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).

48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).

51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).

52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).

54. Катание пластмассовых шариков.

55. Разрывание бумаги на мелкие куски.

56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.

57. Застегивание пуговиц.

58. Развязывание и завязывание узлов.

59. Шнуровка ботинок.

6С. Складывание пирамидок, домиков и др.

61. Игра «почтовый ящик».

62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.

63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).

64. Теневой театр.

Упражнения по коррекции стереогнозиса

Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) — это способность узнавать предметы путем их ощупывания.

а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;

б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;

в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;

г) определение фактуры ткани наощупь;

д) определение объемных цифр, букв наощупь;

е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.

Попова Екатерина Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 4
муниципального образования
г. Горячий Ключ, Краснодарского края.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.