Современные представления о прикорме. Методы и сроки введения прикорма

В настоящее время есть несколько основных тенденций ввода прикорма. Перечислим 4 основные направления.

  1. Классический "советский прикорм"

    В рамках этого подхода к прикорму наши родственники, а также некоторые медики обычно советуют: вводить прикорм рано, до 6 месяцев (подробнее о сроках ), помногу - то есть объем прикорма быстро увеличивается до "нормы" которую ребенок просто обязан съесть; кормления грудью замещаются приемами пищи (то есть еда дается ВМЕСТО кормления грудью). Ребенку вводятся разные молочные продукты - творожки, кефиры; соки (см о соках) и прочее. Прикорм вводится только пюрированной полужидкой пищей, мама всегда кормит ложкой, а малыш сидит в стульчике. Если ребенок не хочет - мама обязана его накормить, поэтому она либо отвлекает ребенка - показывает кукольный театр, мультики, итп, либо уговаривает либо даже заталкивает пищу в рот.

    Еда ребенка - это важнейшее мероприятие, которому взрослые уделяют много внимания и сил. Это целая церемония. Еда ребенку всегда готовится отдельно.

    Недостатки . Бывает, дети нормально развиваются и едят на этом виде прикорма, однако нередко бывает, что дети отказываются есть так рано так много прикорма, отказываются сидеть в стуле, отказываются есть не то, что родители (а почему мне дают одно, а сами едят другое? непорядок!) и требуют еду с общего стола, кусочки итп. Бывает, что после подобного ввода прикорма дети вообще не могут жевать очень долго и едят только пюре, бывает, что едят только под развлечения-отвлечения. Основная опасность - воспитать в ребенке ненависть к еде и плохой аппетит.

    Почему-то многие из нас считают, что дети всегда плохо едят, а вам не кажется что это вообще-то должно быть исключением, а не правилом? Ведь в ребенка заложены природой нормальное чувство голода, нормальный аппетит, саморегуляция этих процессов. Нашим "братьям меньшим" не знакомы проблемы, когда их дети - будучи здоровыми - не хотят есть.

    Проблемы, имеющие непосредственное отношение к грудному вскармливанию - две самые частые, это: 1) ребенок очень плохо ест прикорм, т.к. у него возникли негативные ассоциации с процессом еды, и "повисает" на груди, 2) ребенок, напротив, с удовольствием уже в полгода ест прикорм большими порциями, а молоко мамы неожиданно начинает быстро убывать и ребенок переходит на ИВ еще до исполнения ему одного годика.

    Итак, подобная методика ввода прикорма очень часто приводит к проблемам, поэтому НЕ РЕКОМЕНДОВАНА консультантами по ГВ, современными педиатрами и психологами.

  2. Современный педиатрический прикорм . Если вам нравится кормить ребенка отдельно приготовленной едой, соблюдать "нормы" и схемы, вам понравится схема прикорма, которую советуют многие современные педиатры. Тут сохраняется и четкая схема - в каком порядке вводятся продукты, какой прикорм первый-второй-третий, ребенок ест отдельную от других членов семьи пищу (определенную схемой), в то же время все разумно - кормления грудью резко не замещают, а сперва докармливают грудью после прикорма; ввод прикорма с 6 месяцев (подробнее о сроках ), дают пробовать с определенного возраста не только пюре. Ребенка не развлекают за едой и не заставляют есть.
  3. Есть смягченный вариант педиатрического прикорма , который содержит меньше ограничений и рекомендаций. Он близок к прикорму рекомендованному ВОЗ () и Ла Лече Лигой (). Ребенку даются примерно те же продукты, что ест вся семья, но, например, без соли, и не все что ест семья, а что-то выборочно (например, если мама ест рис с колбасой, дается только рис). Не прилагается слишком много специальных усилий - продукты не пюрируются и не блендерятся, но, возможно, разминаются. Вводятся продукты не слишком быстро, по одному, начинается с небольших доз. Нет ограничения, что обязательно один раз в день, а можно несколько раз в день небольшое количество (если нет склонности к аллергии) - как бы ознакомление с пищей. Ребенок не обязательно съедает "норму", но пока он мал, обязательно запивает грудью. Приветствуется врожденное стремление есть. Ребенку рано начинают давать небольшие кусочки пищи (очень маленькие).
  4. И есть общее направление "педагогический прикорм ". "Педагогический" означает, что мы в первую очередь учим ребенка - учим есть, правильному поведению за столом, учим, что еда это радость и удовольствие, показываем новые вкусы. Тут речь идет о том, что начинается питание ребенка с "микродоз" (крупинок пищи), ничего не пюрируется и не блендерится, и даже не разминается. Питание ребенка - вместе с семьей, сколько съест, столько съест. Ничего специально не готовится, семье предлагается перейти на здоровый рацион. "Рожана" () развила это направление в методику, регламентирующую все поведение мамы и ребенка, которой надо неукоснительно следовать, чтобы не было проблем с пищевым поведением, это более интересно сторонникам "единственно верного пути". Другие организации предлагают более мягкие варианты педагогического прикорма, где не так много жестких ограничений.

Многие консультанты рекомендуют нечто среднее между "педиатрическим" и "педагогическим" прикормом. Многие семьи комбинируют подходы, поэтому очень полезно ознакомиться с несколькими вариантами (смотри ниже) а также с обменом опытом ()!

Прикорм 2 (современный педиатрический)

Прикорм 3 (смягченный)

Прикорм 4 ("педагогический"). Особенно хорошо подходит детям, которые отказываются есть жидкую и пюрированную пищу, или просто плохо едят.

Прикорм сегодня вводится по одной из двух техник, которые кардинально отличаются друг от друга. В основе каждой из них лежит своя концепция.

  • Педиатрический прикорм. Его базис – убеждение в том, что ребенку старше 4-6 месяцев начинает не хватать энергетической ценности материнского молока или смеси. Восполнить нехватку необходимых элементов призвано введение в рацион малыша новых продуктов.
  • Педагогический прикорм – второй вид техники, который предполагает продолжение лактации до года и более. Знакомство с новыми продуктами носит ознакомительный характер и не имеет своей целью восполнить недостаток энергетических потребностей. Ребенок, согласно данной технике прикорма, пробует абсолютно все, что кушают родители, при этом еда не измельчается и не перемалывается в пюре.

Какую точку зрения принимает в этом вопросе всемирная организация здравоохранения? Она занимает нейтральную позицию, о чем мы и поведем разговор далее.

Педиатрический прикорм предполагает введение в рацион именно тех продуктов, которые восполнят недостающую питательную ценность материнского молока при взрослении грудничка

Исследования и научные факты дали возможность сформулировать основные правила по питанию детей в возрасте до 2 лет. Широкое освещение принял вопрос о разработке концепции питания детей раннего возраста, в том числе и прикорма, который рассматривался на глобальной конференции, где присутствовали специалисты ВОЗ и ЮНИСЕФ. Был принят ряд положений.

Правила введения прикорма

  • Лучшая пища – грудное молоко. Имея выбор между естественным и искусственным типом вскармливания, предпочтение должно быть отдано первому. Грудное вскармливание создает идеальные условия для гармоничного развития ребенка.
  • Прикорм согласно медицинским показаниям. Первые полгода жизни ребенок находится исключительно на грудном вскармливании. Отсутствие каких-либо иных показаний медицинского характера предусматривает ввод прикорма после 6 месяцев. До этого периода ребенок не нуждается в дополнительном питье и еде. Лактацию рекомендуется сохранять до 2 лет и более.
  • Сбалансированное питание. Пища для малютки должна быть богата полезными минералами и витаминами, а также соответствовать возможностям детского организма. Объем пищи должен сопоставляться с возрастными нормами. Вводить новые продукты в рацион следует постепенно, небольшими дозами. Рост малыша предполагает увеличение объемов употребляемой пищи.
  • Многообразие вкусов. Согласно утвержденной схеме введения прикорма ВОЗ, пища ребенка должна быть разнообразной. В детский рацион обязательно должны входить овощи, каши, птица, мясо, яйца и рыба. Недостаток грудного молока может быть восполнен минеральными и витаминными комплексами, которые бы могли добавить питательной ценности ежедневному рациону.
  • Адаптация пищи согласно возрасту. В возрасте 6 месяцев ребенок начинает есть перетертую пищу, пюреобразную или полутвердую. С 8-месячного возраста возможен переход на употребление продуктов, которые можно есть руками (рекомендуем прочитать: ). После года ребенка можно начинать кормить пищей, которую употребляет вся остальная семья.
  • Продолжение лактации. Основной пищей по-прежнему остается молоко матери. Прикорм, согласно ВОЗ, вводится с целью удовлетворить возрастающие энергетические потребности, ведь с возрастом ребенок становится более активным. Материнское молоко малыш должен получать в необходимом объеме. Тандем «мама-малыш» и кормление «по требованию» сохраняется вплоть до года и даже до двух.

Прикорму все возрасты покорны?

Описание правил и действий представлено выше в соответствии с мнениями целого консилиума специалистов. Кроме прочего, родители должны учитывать индивидуальные особенности и готовность своего ребенка к введению прикорма. Малыш, отстающий в наборе веса, будет требовать более ранних сроков начала прикорма – 4-месячный возраст в данном случае будет оправдан. Другой ребенок прекрасно себя чувствует и развивается полноценно, кушая только мамино молочко. Возможно, в этом случае введение прикорма следует начать ближе к 8 месяцам.

Все здоровые детки, по рекомендациям ВОЗ, должны начать пробовать прикорм не раньше 6 месяцев. Более ранние сроки прикорма будут способствовать снижению лактации, которая в итоге станет невозможной до полутора лет, как это рекомендовано основной педиатрией России, или до 2-х лет, согласно Всемирной организации здравоохранения.

Яков Яковлев, эксперт АКЕВ, утверждает, что 6-месячный возраст – это не какое-то обязательное число, а лишь среднее время для начала прикорма. Предпочтительно начать введение новых продуктов чуть позже. Мамы деток на искусственном или грудном вскармливании, чада которых хорошо набирают вес, вполне могут прислушаться к данному совету (подробнее в статье: ). Единственный показатель к более раннему началу прикорма – недостаточный вес (рекомендуем прочитать: ).

Таблица введения прикорма

Кормление материнским молоком сохраняется в максимально возможных количествах, когда начинается ввод новых продуктов. Малыши на ИВ должны получать с 8 месяцев 1-2 чашки коровьего молока. Более подробную схему питания можно найти в таблицах, составленных специалистами в области педиатрии.

Всемирная организация здравоохранения указывает на важность следующих моментов:

  • Сложно соблюсти баланс при переходе на новые продукты. Не только организм ребенка тяжело справляется с усвоением новых видов пищи, но и сама еда может быть недостаточно питательна. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают, что многие детки до 5-летнего возраста не получают необходимое количество питательных и энергетических продуктов. Рацион ребенка должен быть сбалансированным и полноценным, а также предлагаться в достаточном количестве.
  • Безопасность продуктов. При готовке еды необходимо сделать ее максимально безопасной для малыша. Правильно приготовленная пища снизит риск возникновения кишечных инфекций.
  • Интерес к новому поощряется. Имеющийся у малыша интерес к новым видам пищи следует поддерживать и развивать, помогая ему познакомиться с новыми видами продуктов.


Если ребенок заинтересовался каким-то продуктом, не относящимся к запрещенным, можно попробовать дать его внепланово

Алгоритм введения прикорма

Пошаговые инструкции ВОЗ мамам выглядят следующим образом:

  • Терпение. Введение прикорма требует от мамы максимальной чуткости. Будьте готовы к тому, что не все, что вы приготовите, кроха оценит по достоинству. Проявляйте терпение, не кричите и заставляйте есть. Во время еды разговаривайте мягким голосом, установите зрительный контакт. Кормление должно происходить медленно, не спеша.
  • Чистота. Не забывайте о гигиене столовых приборов и тарелок, а также тщательном мытье продуктов. Приучайте малыша кушать в чистоте. Для этого всегда вытирайте запачкавшийся столик и не забывайте убрать следы пищи с лица и рук ребенка.
  • Постепенный ввод продуктов. Знакомство с новыми продуктами должно начинаться с небольших порций. При положительной реакции организма постепенно увеличивайте объем.
  • Адаптируйте пищу. Консистенция блюд должна соответствовать возрастным нормам. Более взрослый малыш получает и более разнообразную консистенцию продуктов.
  • Количество кормлений по возрасту. Учитывайте возрастные рекомендации по кормлению детей. Прикорм для малыша 6 месяцев вводится 2-3 раза в день (подробнее в статье: ). Это количество увеличивается до 4-х, когда малыш немного вырастает. При появлении аппетита между кормлениями можно вводить дополнительно 1 или 2 перекуса.
  • Учитывайте предпочтения ребенка. Старайтесь, чтобы ребенку нравилась та еда, которую вы ему предлагаете. Отсутствие интереса к какому-то блюду можно изменить, экспериментируя с комбинацией или консистенцией продуктов.
  • Увеличение количества питья. После года, когда грудного молока употребляется меньше, следует чаще поить ребенка различными компотами, детскими соками без сахара или детскими чаями.

Терпение и любовь – залог хорошего аппетита

Категорически запрещается принуждать ребенка к приему пищи. Введение прикорма должно быть добровольным. Насилие в этом плане приведет к отказу ребенка от любых видов пищи. Создайте благоприятные условия для пробы новых продуктов, чтобы ребенку нравился этот процесс. Положительный настрой родителей, ласка и внимание – вот основные спутники начала новой деятельности.

Введение прикорма – важный этап в жизни и развитии ребенка. Правильная мотивация и легкое его освоение помогут в итоге получить хорошо кушающего малыша, а не упрямца и малоежку. Все советы ВОЗ призваны организовать кормление максимально безопасно и комфортно. Учитывая советы специалистов, вы гарантируете своему ребенку гармоничное развитие, основанное на здоровом и сбалансированном питании.

Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок введения твердой пищи отодвигается все дальше и дальше.

Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает освежить свои знания… Каковы же современные представления о прикорме?

Что такое прикорм ?
Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых активно объясняют различия между этими системами… На самом деле все проще. Всемирная Организация Здравоохранения, после нескольких больших исследований питания малышей по всему миру, дала рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.

По формулировке ВОЗ, введение прикорма - это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода - это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения
особых потребностей грудного ребенка.

Когда?
Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом - к трем, к четырем, и наконец - к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.

В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них - в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.

При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились - неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"!

Чем?
Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма - для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул - лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий - мясной, и уж потом все остальное.

Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае
для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.

Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен - растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!

Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается - настаивать не нужно.

Как?
И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм - всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его - в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок - это цель сиюминутная, а главная цель - чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще - на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8-10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12-15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.

Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.

Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве - это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает - если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы должен пройти малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?

Примерные этапы прикорма.

Первый этап: 6-7 месяцев.

На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. В это время малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика - это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» - адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!

Пища, которую получает малыш на этом этапе - размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и сваренная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша сцеженное грудное молоко или смесь.

Второй этап: 7-8 месяцев.

Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую - можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью.

Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые мясо (особенно печень), бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.

Третий этап: 8-10 месяцев.

Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело - предоставить возможность выбора. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, после 9 месяцев можно уже давать немодифицированное коровье молоко.

Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра. Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.

Четвертый этап: 10-12 месяцев.

Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

Продукты на этом этапе должны быть рублеными или размятыми, а мясо - прокручено на мясорубке. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать малыша есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками.

К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. По-прежнему не рекомендуется добавлять соль, и ограничение соли пойдет на пользу всей семье. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций!

Частые ошибки при введении прикорма

  • прикорм - не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм - это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно - прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.
  • сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав! Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать - спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.
  • прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.
Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к 8-9 совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более, что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле - не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним - адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях - уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов - всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.

Приложение 1: продукты, которых долго нельзя давать детям

  • кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа.
  • травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев - в частности, популярный чай из ромашки - оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии.
  • молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии.
  • мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до трех лет кислоты для этого недостаточно, поэтому возможно развитие ботулизма.
  • грибы - пища, которую тяжело переваривать даже некоторым взрослым. Детям не рекомендуется употребление грибов до трех лет: тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения.

Приложение 2: признаки готовности ко вводу прикорма

Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки:

  • угасание выталкивающего рефлекса - если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;
  • удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);
  • малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;
  • ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси;
  • наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.

Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше - все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.

Координатор проекта "Новый Уровень"

Просмотры: 16 276

На сегодняшний день существуют две системы введения первого прикорма малышам. Данные системы имеют свои особенности, поэтому родителям следует их отличать.

— Суть педиатрического прикорма состоит в том, чтобы внести требуемые полезные вещества в организм ребенка за счет употребления ряда продуктов питания. Педиатры считают, что уже с 4-6 месяцев малышу не достаточно калорийности грудного молока или молочной смеси.

— При педагогическом прикорме употребление продуктов связано с ознакомлением пищи как таковой. Прикорм не влияет на грудное вскармливание и не связан с восполнением калорийности рациона. Малыш постепенно кушает вместе с родителями с общего стола. При педагогическом прикорме пищу не измельчают в пюре.

Всемирная организация здравоохранения придерживается нейтралитета для рекомендации концепции первого прикорма.

Педиатрический прикорм направлен на употреблении продуктов, чтобы восполнить рацион питательными компонентами, так как грудного молока или молочной смеси уже недостаточно малышу.

Научные исследования в области развития детей до двух лет, определили главные положения питания и нормы первого прикорма. На глобальной конференции, где затрагивались вопросы питания грудных детей, представители ЮНИСЕФ и ВОЗ приняли основополагающие положения.

Порядок первого прикорма

— Идеальной едой малышей возраста является молоко матери. Кормление грудным молоком для матери носит приоритетный характер. Кроме полноценного питания, малыш развивается гармонично в комфортных условиях.

— Ранний прикорм вводится по медицинские показания – основа для раннего прикорма грудничкам. Первые 6 месяцев после рождения малыш питается грудным молоком. Если отсутствуют медицинские показания, то первый прикорм следует вводить после полугода. Как правило, до этого возраста, крохе не требуется какое-либо другое питание. Идеально продолжать лактацию как минимум до 2-х лет и больше.

— Сбалансированная пища. Питание ребенка должно быть питательным, подходящее по возрасту крохе, обогащенное витаминами и минералами. Новый продукт следует вводить понемногу, маленькими порциями, в соответствии с возрастом. По мере роста, увеличивается и объем пищи.

— Разнообразная пища. В рационе ребенка должны быть фрукты, овощи, яйца, мясо, птица, рыба, каши. Комплексы минералов и витаминов помогут восполнить энергетическую ценность пищи при грудном вскармливании.

— Соответствие еды возрастным нормам. Начиная с полугода, малыш может пробовать протертую, полутвердую и в виде пюре пищу. С 8-9 месяцев ребенок способен кушать продукты ручками. В возрасте 12-ти месяцев мама может предлагать ребенку пищу с общего стола.

— Продолжительная лактация. Главная еда – грудное молоко. Старайтесь кормить ребенка по требованию до 2-3 лет. По мере роста, ребенок становится активным, ему требуется больше калорий, поэтому и вводятся новые продукты.

В каком возрасте вводить?

Помимо следования выводам ряда специалистов по питанию детей раннего возраста, родителям необходимо принимать во внимание особенности развития и степень готовности крохи к новой пище. В случае недобора веса, ребенку следует вводить прикорм раньше 6-ти месяцев. Если малыш хорошо набирает вес, активен, бодр, то с прикормом можно повременить и начинать с 7-8 месяцев.

ВОЗ отмечает, что в среднем, прикорм малыша должен начаться не ранее 6 месяцев. Если без видимых причин начать прикармливать раньше, то можно нарушить лактацию, которую ВОЗ рекомендует сохранять как можно дольше.

Известный эксперт АКЕВ, Яков Яковлев высказывает мнение, что полгода не является конкретной датой для начала прикорма, а всего лишь средний показатель. Не торопитесь вводить новые продукты малышу, есть он и так хорошо набирает вес. Только недостаточный набор веса является основанием к раннему прикорму.


Подпишитесь на «Прикорм Ребенка» на YouTube!

Нормы введения прикорма в таблице

Таблица содержит практические нормы, по мнению ВОЗ для введения первого прикорма для детей раннего возраста. Рекомендации рассчитаны на 90 дней:

День Новый продукт Грамм Чайная ложка Введенный продукт Грамм Чайная ложка
Вводите кабачок с утра. Затем завершаете завтрак как обычно (грудное молоко, смесь) пока ребенок не насытится.
1 Кабачковое пюре 2-3 0,5
2 Кабачковое пюре 6-8 1
3 Кабачковое пюре 18-21 2-3
4 Кабачковое пюре 35-42 6-8
5 Кабачковое пюре 65-72 11-13
6 115-122 19-21
7 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 165-167 26-28
Прикорм цветной капустой. Готовьте 2 пюре. Сначала вводите из цветной капусты, затем кабачковое. В обед грудное молоко/смесь
8 Пюре из цветной капусты 2-3 0,5 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 165-167 26-28
9 Пюре из цветной капусты 6-8 1 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 161-163 25-27
10 Пюре из цветной капусты 18-21 2-3 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 148-150 23-25
11 Пюре из цветной капусты 35-42 6-8 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 128-131 20-22
12 Пюре из цветной капусты 65-72 11-13 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 98-101 15-17
13 115-122 19-21 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 48-52 7,0-8,1
14 Пюре из цветной капусты, 1 ч.л раст. масла 165-167 26-28
Вводите брокколи. Готовьте 2 пюре. Сначала вводите пюре из брокколи, затем из цветной капусты или кабачковое. В обед грудное молоко/смесь.
15 Пюре из брокколи 2-3 0,5 Пюре из цветной капусты, 1 ч.л раст. масла 165-167 26-28
16 Пюре из брокколи 6-8 1 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 161-163 25-27
17 Пюре из брокколи 18-21 2-3 Пюре из цветной капусты, 1 ч.л раст. масла 148-150 23-25
18 Пюре из брокколи 35-42 6-8 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 128-131 20-22
19 Пюре из брокколи 65-72 11-13 Пюре из цветной капусты, 1 ч.л раст. масла 98-101 15-17
20 115-122 19-21 Кабачковое пюре 48-52 7,0-8,1
21 Пюре из брокколи, 1 ч.л раст. масла 165-167 26-28 165-167 26-28
Прикорм гречневой кашей на завтрак. Затем завершаете завтрак как обычно (грудное молоко, смесь) пока ребенок не насытится. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр
22 Гречневая каша 2-3 0,5
23 Гречневая каша 6-8 1
24 Гречневая каша 18-21 2-3
25 35-42 6-8
26 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 65-72 11-13
27 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 115-122 19-21
28 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм рисовой кашей на завтрак. Готовьте 2 каши. Сначала вводите кашу рисовую, затем гречку. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр
29 Рисовая каша 2-3 0,5 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
30 Рисовая каша 6-8 1 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 161-163 25-27
31 Рисовая каша 18-21 2-3 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 148-150 23-25
32 Рисовая каша 35-42 6-8 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 128-131 20-22
33 Рисовая каша 65-72 11-13 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 98-101 15-17
34 115-122 19-21 Гречневая каша 48-52 7,0-8,1
35 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм кукурузной каши на завтрак. Готовьте 2 каши. Сначала вводите кашу кукурузную, затем гречку или рис. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр
36 Каша кукурузная 2-3 0,5 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
37 Каша кукурузная 6-8 1 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 161-163 25-27
38 Каша кукурузная 18-21 2-3 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 148-150 23-25
39 Каша кукурузная 35-42 6-8 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 128-131 20-22
40 Каша кукурузная 65-72 11-13 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 98-101 15-17
41 115-122 19-21 Рисовая каша 48-52 7,0-8,1
42 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм тыквой. Уже опробованные каши даете на завтрак – порция 165-167 гр
43 Тыквенное пюре 2-3 0,5 Пюре из цветной капусты, 1 ч.л раст. масла 165-167 26-28
44 Тыквенное пюре 6-8 1 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 161-163 25-27
45 Тыквенное пюре 18-21 2-3 Пюре из брокколи,1 ч.л раст. масла 148-150 23-25
46 Тыквенное пюре 35-42 6-8 Пюре из цветной капусты, 1 ч.л раст. масла 128-131 20-22
47 Тыквенное пюре 65-72 11-13 Кабачковое пюре, 1 ч.л раст. масла 98-101 15-17
48 115-122 19-21 Пюре из брокколи,1 ч.л раст. масла 48-52 7,0-8,1
49 Тыквенное пюре, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм яблоком на завтрак. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр
50 Яблочное пюре 2-3 0,5 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
51 Яблочное пюре 6-8 1 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
52 Яблочное пюре 14-18 2-4 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
53 Яблочное пюре 24-26 3-5 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
54 Яблочное пюре 33-36 5-7 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
55 Яблочное пюре 44-50 7-9 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
56 Яблочное пюре 55-65 9-11 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм кашей пшенной на завтрак. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр
57 Каша пшенная 2-3 0,5 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
58 Каша пшенная 6-8 1 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 161-163 25-27
59 Каша пшенная 18-21 2-3 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 148-150 23-25
60 Каша пшенная 35-42 6-8 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 128-131 20-22
61 Каша пшенная 65-72 11-13 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 98-101 15-17
62 115-122 19-21 Каша кукурузная 48-52 7,0-8,1
63 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм мясом (кролик), каша. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр, яблочное пюре 55-65 гр
64 Кролика мясо 2-4 0,5 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
65 Кролика мясо 7-9 0,5-1,5 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
66 Кролика мясо 15-17 2-4 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
67 Кролика мясо 21-23 3-5 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
68 Кролика мясо 27-33 4-6 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
69 Кролика мясо 36-42 6-8 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
70 Кролика мясо 45-53 7-9 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм черносливом на завтрак, каша. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр, яблочное пюре 55-65 гр
71 Фруктовое пюре с черносливом 2-3 0,5 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
72 Фруктовое пюре с черносливом 6-8 1 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
73 Фруктовое пюре с черносливом 14-18 2-4 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
74 Фруктовое пюре с черносливом 24-26 3-5 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
75 Фруктовое пюре с черносливом 33-36 5-7 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
76 Фруктовое пюре с черносливом 44-50 7-9 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
77 Фруктовое пюре с черносливом 55-65 9-11 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. 165-167 26-28
Прикорм мясом (индейка), каша. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр, яблочное или черносливное пюре 55-65 гр
78 Индейки мясо 2-4 0,5 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
79 Индейки мясо 7-9 0,5-1,5 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
80 Индейки мясо 15-17 2-4 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
81 Индейки мясо 21-23 3-5 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. 165-167 26-28
82 Индейки мясо 27-33 4-6 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
83 Индейки мясо 36-42 6-8 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
84 Индейки мясо 45-53 7-9 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
Прикорм грушей на завтрак. Уже опробованные овощи даете на обед – порция 165-167 гр
85 Грушевое пюре 2-3 0,5 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. 165-167 26-28
86 Грушевое пюре 6-8 1 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
87 Грушевое пюре 14-18 2-4 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
88 Грушевое пюре 24-26 3-5 Гречневая каша, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
89 Грушевое пюре 33-36 5-7 Рисовая каша, 1 ч.л. слив. 165-167 26-28
90 Грушевое пюре 44-50 7-9 Каша кукурузная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28
91 Грушевое пюре 55-65 9-11 Каша пшенная, 1 ч.л. слив. масла 165-167 26-28

При введении первого прикорма, мамам оптимально сохранять лактацию. Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, можно давать коровье молоко до 2-х чашек в день начиная с 8-ми месяцев. Детальные схемы питания узнайте у педиатра.

ВОЗ отмечает существенные моменты в питании детей раннего возраста:

— Организму малыша не так просто справиться с перевариванием и усвоением новых продуктов питания. Также непосредственно пища может быть мало питательной. С начало прикорма следует соблюдать пищевой баланс. Представители ВОЗ указывают, что большое количество детей до пятилетнего возраста недополучают требуемый объем питательных веществ. Сбалансированный, комплексный рацион обеспечит ребенка всеми питательными веществами.

— Пища безопасна для крохи. Соблюдайте нормы приготовления пищи, чтобы минимизировать появление инфекционных заболеваний.

— Поощрять желание крохи к непривычной еде. Когда малышу интересно пробовать новые продукты, обязательно поощряйте стремления.

Угостите новым продуктом вне схемы, если малыш его очень хочет, кроме тех, что под запретом по объективным причинам.

Как начать прикорм?

Последовательный алгоритм ВОЗ для мам:

— Спокойствие. Не следует торопиться, будьте внимательны к особенностям развития малыша. Возможно, крохе понравится не все, что мама для него приготовила. Не стоит ругаться, кричать и насильно кормить малыша. При кормлении терпеливо и ласково говорите с ребенком, примите во внимание зрительный контакт. Кормите кроху в комфортной и спокойной обстановке.

— Чистоплотность. Следите, чтобы столовые приборы, тарелки были чистыми. Мойте все овощи и фрукты. Сразу убирайте остатки еды со столика, умывайте малыша.

— Последовательность в прикорме. Знакомить кроху с новой пищей надо с маленьких порций. В случае если какой-либо реакции не последовало, то увеличивайте количество порции.

— Подходящая еда. Пища должна быть адаптирована к возрасту малыша. По мере взросления ребенок будет получать уже разнообразную пищу.

— Приемы пищи в соответствии с возрастом. Кормите кроху по возрасту. Первый прикорм дают 1-3 раза за день для шестимесячного малыша. Затем увеличивают до 4-х раз, как ребенок растет. Если у ребенка наблюдается аппетит помимо основных приемов пищи, то рекомендуется ввести1-2 перекуса.

— Готовьте согласно вкусам малыша. Учитывайте продукты, которые нравятся крохе. В случае если отсутствует желание к определенной пище, то старайтесь комбинировать и изменить рецептуру, процесс приготовления.

— Достаточный объем питья. Уже с 12-ти месяцев маминого молока не хватает, поэтому не забывайте поить кроху. Подойдет вода, компот, слабый чай, сок (без содержания сахара).

Любовь и терпеливость – основа аппетита

Ни в коем случае нельзя заставлять малыша принимать еду. Начинать прикорм стоит, если малыш сам тянется к новой пище. Любые насильственные действия могут нанести психологическую травму, с последующим отказом от еды. Создавайте комфортную и доброжелательную обстановку, располагающую кроху к принятию пищи.