Как правильно научить ребенка писать печатные буквы. Как научить ребёнка писать

Как подготовить руку ребенка к письму - этот вопрос становится актуальным задолго до начала школы. Нетерпеливые родители, желая помочь малышу освоиться с ручкой и карандашом, совершают много ошибок.

Учитель начальных классов и логопед Анастасия Сперанская рассказывает, как аккуратно подойти к этому ответственному делу.

Начинать писать надо не раньше 7 лет

Учить ребенка писать до школы не стоит. До этого возраста у большинства детей не созрел механизм нервно-мышечной регуляции.

Письмо - это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий. Поэтому лучше доверить это дело профессионалу. Педагог работает на уроке с каждым учеником и следит, чтобы процесс становления почерка проходил правильным образом.

Подготовить руку к письму помогут упражнения на развитие мелкой моторики

Лучшей подготовкой к письму станут игры на развитие мелкой моторики . Лепите из пластилина, играйте с крупой, нанизывайте бусины на нитку, рвите бумагу и делайте из нее аппликации. Это подготовит мышцы руки к нагрузке.

Также можно просто рисовать (карандашами или восковыми мелками), раскрашивать, делать несложные штриховки, спирали, узоры, прямые и волнистые линии разной длины. Отработка таких элементов до школы поможет ребенку быстрее освоиться с прописями.

Сначала карандаш, потом ручка

Если желание научить ребенка письму непреодолимо, дайте ему карандаш. Обучение должно быть интересным занятием, и нужно постараться избегать стресса. Написание первых букв - это большое напряжение для любого малыша. Поэтому у него всегда должна быть возможность исправить первые ошибки. А это удобно делать, если буквы написаны карандашом.

Заниматься нужно не больше 5 минут за раз

Одну строчку написали, потом отдохнули - первое правило для заботливых родителей. Время концентрации в 7-8 лет у детей очень маленькое, и сосредоточиться на буквах они могут максимум 5 минут (лучше 2-3) .

Как ни парадоксально, но на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается.

Часто взрослые покупают ребенку три разных прописи и заставляют прописывать каждый день по странице. Так делать нельзя категорически.

Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги

Если у ребенка есть проблемы с написанием конкретной буквы (например, путает «в» и «д», пишет «е» не в ту сторону) или он съезжает со строчки, то надо работать над ориентацией на листе бумаги.

Для тренировки подойдут задания: найди 10 отличий, нарисуй точку внизу (вверху, посередине, слева, справа от какого-нибудь объекта на странице). Учитесь рисовать маленькие и большие круги и соотносить их размеры.

Используйте тетрадки в косую линейку с дополнительной линией. В них косая строчка идет очень часто, а не как в обычной тетради (каждые 2–4 сантиметра). Частые линейки помогают держать правильный наклон и соблюдать нужную ширину букв.

Начинайте сразу с прописных букв

Писать печатными буквами, конечно, проще. Но есть риск, что ребенок запутается, когда ему надо будет хоть и постепенно, но освоить 4 вида букв. Печатные большие и маленькие, прописные большие и маленькие - как и что надо правильно написать, трудно выучить даже внимательному ребенку.

Рисуйте образ буквы в воздухе

Отрабатывайте написание букв в воздухе. Сначала делайте это всей рукой – рисуйте большие буквы. Затем в течение одного занятия «уменьшайте размер» («а» большая, «а» средняя, «а» маленькая). Последнюю букву (самую маленькую) ребенок должен рисовать, используя только кисть руки.

Выделяйте красивые буквы

Важно поощрять ребенка за его успехи, а не ругать за ошибки. Поэтому возьмите зеленую ручку (или дайте малышу) и попросите его самостоятельно обвести те буквы, которые получились лучше других. Вот увидите, в следующий раз он будет ориентироваться на них.

Ребенку и так очень сложно писать, а если постоянно делать упор на то, что не получилось, он совсем не захочет учиться.

Не используйте насадки на ручки

В канцелярских магазинах сейчас продаются резиновые насадки, которые помогают сформировать правильный захват ручки. Их можно использовать на самом первом этапе, когда ребенок только берет карандаш или ручку.

Потом следует от них отказаться. Гораздо эффективнее показать малышу, как держите ручку вы. Или сделать захват вместе. Поставьте пальчики ребенка в нужное положение, затем обхватите его руку своей и начинайте писать. Пусть он почувствует процесс: где нажимаете сильно, где ослабляете руку.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как правильно научить ребенка писать буквы. В этой статье вы узнаете, когда подходящее время для начала обучения, какие этапы включает в себя процесс, а также, какие ошибки могут допускать неопытные родители.

Когда пришло время

Самым оптимальным считается возраст пяти лет. Однако, это не означает, что вы не можете начать свои занятия с четырехлетним малышом. Но нужно учитывать такой момент, как регулярное применение нового навыка на практике. Если вы решаете начать самостоятельно обучать своего ребенка, то делать это нужно систематически, и не бросать на полпути начатое.

Также не стоит через силу заставлять ребенка младше пяти лет знакомиться с прописями. Все, что будет делаться против его желания, не принесет никакого результата. К тому же, следует учитывать и тот факт, что малыш, возможно, еще не готов к подобному обучению.

Педагоги не рекомендуют обучать ребенка прописям раньше, чем за год до первого класса. Хоть некоторые высказываются в пользу того, что не имеет смысла вовсе знакомить малыша с прописями до похода в школу .

Когда начинать обучение ребенка — ваше личное дело. Главное, чтоб он был готов физиологически и психоэмоционально, а ваши занятия приносили ему только положительные эмоции. Если в детстве отбить всякое желание писать, то будут сложности с письменными уроками в школе.

Готовим ручки заранее

Родители должны понимать, что уже с раннего возраста можно заниматься с малышом, направляя свои усилия на развитие мелкой моторики, что в дальнейшем облегчит процесс обучения письму. Для этой цели следует практиковать такие занятия, как:

  • аппликации;
  • рисование;
  • оригами;
  • игры с фишками, пуговицами;
  • постройка объектов из конструктора.

Критерии выбора прописей

  1. Буквы, которые являются образцом, должны неоднократно повторяться на первом ряду и служить ориентиром при написании последующих строк.
  2. Обучающие пособия должны начинаться с изображения петелек, закругленных линий, крючков. Важно, чтоб ребенок сначала научился выводить эти элементы и только потом переходил к написанию букв.
  3. Качественная бумага с четким изображением литер.
  4. Достаточное количество обучающего материала.
  5. Соответствие возрасту и уровню развития.

Подготовительный этап

Перед тем, как задумываться об обучении письму, нужно позаботиться о том, чтоб малыш научился правильно:

  • сидеть за столом;
  • располагать тетрадку;
  • не наклоняться слишком низко над поверхностью;
  • осознавать, где и какой листик, его правая и левая сторона;
  • держать ручку;
  • иметь возможность фокусироваться на одном занятии.

Очень важно, чтобы у малыша к моменту первого обучения уже была достаточно развита мелкая моторика.

Особенности

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка писать буквы красиво, то необходимо учитывать несколько моментов.

  1. Правильное положение рук, туловища и головы во время письма.
  2. Использование ручки или карандаша нормальной длины, не более пятнадцати см и диаметра, не больше семи мм.
  3. Следите за тем, чтобы малыш правильно удерживал свой инструмент письма. Это важно, чтобы не допустить мышечного спазма или общего перенапряжения руки. Также это влияет на красивый почерк в будущем.

Правила обучения

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка 5 лет писать буквы, то можно следовать таким этапам.

  1. Самое главное, что необходимо — подготовить руку ребенка к правильному держанию ручки. С этой целью можно приобретать специальное печатное издание, обучающего характера. Так вы должны проводить с малышом занятия на выполнение следующих упражнений:
  • рисуем по точкам — ребенку необходимо соединять их между собой при помощи линий. В конце ему предстанет готовая картинка. Такой метод является не только практичным, но и интересным для малыша;
  • упражнения, в которых необходимо проводить короткие линии, как горизонтальные, так и вертикальные, без использования линейки;
  • изображение волнистых линий и прерывистых, рисование овалов, кругов также позволит малышу адаптировать свою руку под будущее написание букв.
  1. Прописывание элементов, из которых состоят буквы. С этой целью ребенка учат писать крючки, палочки, петельки.
  2. Первым делом вместе с карапузом наводим букву по пунктиру. Затем предлагаем ему самому попробовать. Важно, чтоб первыми были буквы, легкие в написании, например, «н», «о», «а», «п», «л», а потом добавлялись «ж», «я», «д», «щ».
  3. Нужно знакомить малыша с изображением каждой буквы. Для этой цели можно лепить их из пластилина или рисовать. Пусть ваши буковки будут необычными, так ребенку будет легче их запоминать.
  4. Обязательно после знакомства с печатной литерой, показывайте, как пишется прописная. Мама должна проводить медленными движениями букву, комментируя каждый свой шаг. После написания расскажите ребенку, из чего состоит эта буква и с каким наклоном пишется.
  5. Теперь предложите малышу прописать изученную буковку в воздухе. Не стесняйтесь первый раз ввести рукой ребенка. После этого можно ее написать в специальной тетради.
  6. Только после этого можно предложить малышу самостоятельно выводить буквы в прописях.

Возможные ошибки

  1. Занятия, которые длятся дольше 15 минут с ребенком дошкольного возраста.
  2. Применение наказаний за ошибки в написании букв.
  3. Принуждение ребенка писать литеры, когда он не хочет или у него не получается. Родители должны понимать, что малыш может быть еще не готов или они что-то делают не так и лучше, чтоб данным процессом занялся педагог в первом классе.
  4. Пропуск подготовительного этапа, с целью скорейшего обучения.
  5. Отсутствие игровой формы в процессе обучения.
  6. Начало обучения ребенка, не достигшего пяти лет.

  1. На формирование навыка письма уходит в среднем три года.
  2. Чтоб правильно проводить процесс обучения, необходимо использовать специальную литературу.
  3. Нужно приобретать специальные прописи, учитывая уровень интеллектуального развития вашего малыша.
  4. Когда только знакомитесь с написанием прописных букв, используйте исключительно альбомы, а не тетрадки в линию.
  5. Вся излагаемая информация должна визуализироваться, придумывайте ассоциации, предоставляйте наглядные примеры, картинки.

С самого начала я знакомила своего сына с тем, как выглядят печатные буквы. Наш процесс обучения проходил с использованием нарисованных литер, имеющих глазки, ручки и ножки. Когда сыну было четыре года, я начала покупать ему специальные тетради, в том числе и для развития навыка письма. К счастью, проблем с мелкой моторикой у нас не было, потому что с самого детства я ежедневно занималась с ребенком рисованием, лепкой и аппликацией. Никита с удовольствием соединял точки, а потом и писал буквы до конца строки, смотря на образец. Сложностей в обучении у нас не возникало.

Причины медленного письма

Ребенок может медленно писать из-за таких факторов:

  • сильная усталость;
  • пониженная работоспособность;
  • отсутствие правильного режима дня с перерывами на отдых;
  • индивидуальные особенности, возможно, ваш ребенок во всех делах ведет себя медленно;
  • отсутствие автоматизированного навыка письма.
  1. Отсутствие параллельности в написание элементов, неверный наклон могут возникнуть из-за неправильного сидения или расположения тетради.
  2. Сложности в написании крупных элементов, появление зубчатых линий свидетельствует о том, что вашему малышу нужно укреплять мышцы кисти, развивать мелкую моторику.
  3. Если вы замечаете, что ребенок оставляет слишком маленькие промежутки между буквами или словами или наоборот слишком большие, это свидетельствует о нехватке пространственного восприятия. Хвалите малыша за красивые буквы, не забывайте описывать каждый правильно написанный элемент.
  4. Когда ребенок пропускает отдельные буквы в словах, скорее всего, у него проблемы с фонематическим слухом. В таком случае важно проговаривать вслух слова по слогам.

Обучаем левшу

Если ваш малыш все делает левой рукой, не стоит отчаиваться и переучивать его на правую, тоже касается и письма. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при обучении таких деток.

  1. Располагайте тетрадку с уклоном вправо. Обращайте внимание, чтоб нижний угол странички справа находился на уровне грудной клетки ребенка.
  2. Следите за тем, чтоб локоть рабочей руки слегка выступал за пределы стола. Необходимо, чтоб рука свободно передвигалась вдоль страницы. Нерабочая рука при этом находится на столе и придерживает тетрадку.
  3. Вначале обучаем писать буквы, начиная с их элементов.
  4. Не нужно подгонять малыша. В начале обучения ребенок не должен писать больше, чем шесть символов в минуту. Со временем скорость будет увеличиваться.
  5. У малыша могут возникать трудности с написанием слов с левой стороны в правую, поэтому вы можете делать специальные пометки, например, обозначать синим цветом правое, красным отмечать левое поле.

Теперь вам известно, как научить ребенка писать буквы (прописи). Придерживайтесь этапности в процессе обучения, не торопите малыша. Помните о том, что ребенок может быть не готов к развитию нового навыка. Нет ничего плохого в том, что уже учитель начнет развивать эту способность вашего сына или дочери.

Как научить ребенка красиво писать?

Если вы приняли на себя роль учителя своего ребенка и собираетесь обучить его правильно, грамотно и без ошибок писать в тетради дома, тогда вам стоит как следует подготовиться. Наша статья поможет вам ознакомиться с общими принципами и методами, благодаря которым вы сможете быстро и качественно обучить своего малыша, а также узнаете, как научить ребенка красиво писать прописью. Еще вам стоит ознакомиться с видео в интернете, где на реальном примере показывают все этапы процесса.

В связи с новыми школьными тенденциями, когда от детей требуется базовые знания алфавита и письма, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок владел этими знаниями в совершенстве и без труда прошел экзамены по приему в учебное заведение. Здесь очень важно не переусердствовать и подойти к делу с терпением.

Для начала напомним, что важно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. От этого может зависеть то, когда лучше всего начать сам процесс обучения, с чего его начать и как легко он будет протекать. Допустим, ваш малыш левша, тогда обучение будет несколько отличаться от классического, также большие трудности могут возникнуть, если вы правша, а ребенок пишет левой рукой. Сложности в обучении касаются так же деток аутистов, малышейс дцп и с дизартрией.

Самым главным моментом, который необходимо учитывать при начале обучения ребенка письму — это психофизические особенности малыша. Известно, что некоторым начинать обучение стоит в 5 лет, а некоторым только с 7. Речь идет об осознанном приобретении навыка, в принципе, с детками можно и нужно заниматься куда раньше, просто преподносить это как игровую форму.

Развиваем моторику рук, прежде чем учимся писать

Основа умения писать — развитая моторика рук. Хорошая моторика позволит дошкольнику быстро и ловко освоить письменность, а также без особых трудностей красиво выводить буквы в тетради. Развить эту особенность у ребенка достаточно просто, нужно немного позаниматься с малышом следующими вещами:

  • рисованием и раскрашиванием картинок;
  • лепкой фигурок из пластилина или глины;
  • игрой с резиновыми игрушками, которые можно сжать;
  • сборкой конструкторов с мелкими деталями;
  • выполнением физических упражнений.

c"> Основные методы обучения письму детей

Любое обучение всегда начинается с ознакомления и создания мотивации. Ребенок не в полной мере может понимать, зачем ему это нужно, поэтому от родителей требуется привить своим детям желание научиться писать аккуратно, внимательно, без ошибок, да еще и красивым каллиграфическим почерком. Что для этого требуется? Вам, как родителю, необходимо подать пример, продемонстрировать малышу, как вы пишите в тетради. Ознакомьте его со всем процессом подробно и желательно в игровой форме. Дети очень любознательные и обязательно обратят внимание на то, чем вы заняты.

Подробно расскажите о том, что вы используете для письма, как ориентируетесь в тетради, а также покажите пример своей прописи. Например, напишите слово мама и продублируйте его по-английски. Затем дайте ребенку ручки и предложите самому записать пару строк с буквами. Оцените его работу, похвалите за старания и затем предложите улучшить свои навыки, мотивируя тем, что в школе это должны уметь все. Затем можно переходить к регулярным занятиям и даже к освоению навыка в совершенстве.

Сегодня родителям намного проще организовать занятия для своих деток самостоятельно, поскольку существует множество пособий и руководств с упражнениями, где детально описаны все этапы, примеры, а также представлены задания для детей, где нужно прописать буквы.

d"> Пропись — учим ребенка писать красиво

Пропись — это один из этапов освоения письменности у ребенка. Как правило, сначала он вызывает у малыша ступор, но используя простейшую технику освоения прописных букв, можно добиться быстрых результатов. Обучение письменным символам необходимо начинать не с написания целых букв, а с отдельных их элементов, например, крючков и хвостиков. Отработав каждый элемент буквы, просто соединяем их в одно целое. Простой пример с буквой «а»: в прописи она пишется как «о», после чего справа добавляется крючок. Таким же образом можно учиться писать в прописи и английские слова.

Есть много разных пособий с упражнениями, где качественно прописаны все эти этапы. Достаточно приобрести хотя бы один и немного позаниматься с малышом, отработав с ним каждую букву.

e"> Что еще нужно знать, когда учите ребенка писать?

Каждый родитель совершает ошибки, которые могут повлиять не только на развитие навыка письма у ребенка, но и на психику малыша. Чтобы избежать их, стоит помнить несколько основных принципов работы с детьми:

  • заниматься нужно не более 15-20 минут в день (зависит от ребенка);
  • нельзя ругать или кричать на детей если у них что-то не получается;
  • относитесь к обучению проще;
  • не нужно спешить! Разбейте обучение так, чтобы в день или через день выучивать и отрабатывать по одной букве;
  • не заставляйте детей писать, если у них нет настроения или если они плохо себя чувствуют;
  • будьте терпеливы и подавайте обучение в игровой форме.

Инструкция

Начните с уроков рисования. Для начала ребенок должен научиться проводить прямые линии. Удостоверьтесь, что он понимает разницу между горизонтальными и вертикальными отрезками. Ввести эти понятия в оборот лучше всего на примерах: полоска как земля или как дерево. Затем подключите наклонные линии и полукруг. Перед тем как приступить к обучению письму, ребенок должен знать буквы, иначе все эти закорючки будут для него бессмыслицей.

Выясните, есть ли в районе школы раннего развития и курсы подготовки к школе. Изучите предлагаемую там программу и запишите ребенка на занятия. Не стоит думать, что, отдав сына или дочь на курсы, вы уклоняетесь от родительского долга учить и воспитывать. Дело в том, что в игровой форме дети воспринимают информацию не так, как под строгим взором матери и возгласами: «Вот, теперь сюда веди линию, старайся, давай еще раз!» К тому же работа в коллективе пробуждает в азарт.

Времена слишком изменились: раньше дети обучались письму перьевыми ручками, и учителям волей-неволей приходилось обучать их правильному держанию такого инструмента потому, что неправильно зажатая в пальцах перьевая ручка просто не писала или ломалась. Обучение каллиграфии занимало всю – 3 года.
С появлением шариковых ручек убыстрилось максимально. В ученикам раздаются прописи с примерами написания букв, под каждую из которых отводится три строки. Оценки не ставятся.

Естественно, ребенок старается как можно быстрее заполнить три строки, чтобы потом заняться своими делами. В результате, ручку он держит, как попало, буквы пишет небрежно, а затем закрепляется неправильный навык письма.
Позже, когда на уроках нужно будет много писать, у ребенка быстро будет уставать рабочая рука, и скорее всего, письмо станет вызывать неприязнь. Отдуваться, в любом случае, придется родителям, поэтому выделите время на обучение письму еще до школы.

Прежде всего, покажите ребенку, как правильно зажимать в пальцах ручку. Детей, усвоивших неправильный навык держания в руке инструмента при рисовании, штриховке, письме печатными буквами, переучить потом очень трудно.

Сначала ручка кладется сгиб между верхним и средним фалангами пальца, затем сверху ручка закрепляется подушечками указательного и большого пальцев. Расстояние от кончика пишущего инструмента до указательного пальца около 2 см. Объясните, что держать ручку нужно легко, без напряжения. При письме кисть опирается на мизинец и движется лишь она, локоть остается в неподвижном состоянии.

Присмотритесь, как держит письменный прибор ваш ребенок. Неправильный навык можно распознать по следующим моментам: ребенок держит ручку «щепотью» или в кулаке. Ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце. Большой палец расположен на ручке ниже указательного или перпендикулярно к нему. Слишком высоко или слишком низко к кончику зажат инструмент для письма. Кисть в момент письма практически неподвижна; слишком слабый или слишком сильный нажим при письме.

Переучить можно следующими способами: поставьте маркером точку на среднем пальце ребенка в том месте, где должна лежать ручка. Им же проведите черту на ручке, ниже которой пальцы ребенка располагаться не должны. Если кисть ребенка слишком фиксирована, рисуйте и закрашивайте вместе с ним крупные фигуры на альбомном листе. Следите, чтобы ребенок не поворачивал лист в разные стороны: поворачиваться должна именно кисть.

Развивайте мелкую моторику. Лепите буквы из пластилина, вырезайте их ножницами из бумаги, делайте из теста, рисуйте на песке и снегу, складывайте из веточек. Здесь вы можете увидеть, какие именно буквы хуже даются вашему ребенку, и помочь в их усвоении.
Так же хорошо развивают ручки сооружение поделок из бумаги, шнурование, сжатие и катание по столу пальчиками мелких и мягких шариков или бусин, рисование, раскрашивание картинок и любые другие занятия, где требуется захват предмета пальцами.

Обучение письму специалисты советуют начать до 4 лет: к этому возрасту у ребенка уже должен установиться навык правильно держать ручку. Обучение должно быть ежедневным, но 20 минут за один подход.

Видео по теме

Обратите внимание

Умение писать, соблюдая при этом грамотность и красивый почерк, - непростая задача для любого ребенка. Но если не упустить нужный момент и вовремя начать заниматься, то проблемы в будущем исчезнут сами собой. Эффективные способы о том, как научить ребенка писать красиво и грамотно, а также как заинтересовать его этим занятием, мы обсудим в нашей статье.

Полезный совет

Как научить ребенка писать. Для подготовки к самостоятельным занятиям письмом ребенку нужно дать бумагу и карандаш, а также выделить место, где бы он мог рисовать и писать. Поощряйте его, если, оставшись в одиночестве, он рисует. Научите его рисовать человечков, домики и т.п. Если малыш увидит, как рисуют и пишут дети постарше, он станет им подражать. Алфавит.

Связанная статья

Источники:

  • статья

Почерк человека зависит от разных факторов, в том числе от характера, строения кисти, терпения, усидчивости. Но научить писать красиво можно абсолютно любого, если не упустить момент в детстве. Ели вы заметили, что малыш проявляет интерес к письму, можете начинать обучение, даже если крохе не исполнилось еще и пяти лет. Но оптимальным возрастом для обучения каллиграфическому письму является возраст 5-6 лет.

Вам понадобится

  • Прописи, тетрадка, ручка, карандаши

Инструкция

Занимайтесь с ребенком с 3-4 лет. Занятия эти должны быть направлены на развитие мелкой моторики. Для этого подойдут пластилин, раскраски, кубики, пирамидки. Учите малыша обводить рисунок по контуру, заштриховывать фигуру, не выходя за ее . Важно также научить малыша правильно держать в руках карандаш, ручку, фломастер. Объясните, что держать карандаш необходимо большим и средним пальцами, а указательным надо только придерживать его сверху.

Затем можно переходить к написанию буквы в прописи (или обычной с узкими линиями). В них также предлагается сначала обвести букву по точкам, после этого написать самостоятельно. После каждой изученной буквы предлагайте ребенку письмо слогов, затем слов и предложений.

Полезный совет

Перед письмом и во время него необходимо делать небольшие паузы для пальчиковой гимнастики и физкультминутки

Связанная статья

Источники:

  • как научить ребенка писать прописью

В современной школьной программе нет такого предмета - «чистописание», но четкий и аккуратный почерк по-прежнему важен. Чтобы научить ребенка красиво, нужны регулярные занятия письмом не только в школе, но и дома.

Вам понадобится

  • - мягко пишущая ручка;
  • - прописи;
  • - тетрадь в узкую линейку.

Инструкция

Обращайте внимание на правильную позу ребенка при письме и рисовании. Сидеть следует прямо и ровно, не опираться на стол грудью, обе руки на столе, локти должны выступать за край стола.

Научите ребенка держать ручку правильно - тремя пальцами, «щепотью», а не всеми пальцами. Следует держать ручку свободно, не надо сжимать ее пальцами слишком сильно. Уделите внимание качеству ручки - надо, чтобы она писала и без усилий, не была слишком и не имела ребристых граней.

Выберите для тренировки - готовые или скачанные и распечатанные из интернета. Лучшие прописи учиться - такие, где есть место для самостоятельного написания букв после каждого напечатанного образца. При этом перед глазами у ребенка всегда будет находиться изображение правильно написанной буквы, на которую он будет ориентироваться. Начинайте с написания различных элементов букв - прямых и наклонных, а уже затем переходите к написанию отдельных букв - строчных и прописных.

Отработайте с ребенком текстов по «серым» прописям. В таких прописях образцы пропечатаны бледной краской или пунктирными линиями, чтобы было удобно обводить их. Следите, чтобы ребенок обводил образцы точно по строчкам, не заходя за границы букв. Только тогда, когда «серые» прописи будут освоены и работа с ними не будет вызывать у ребенка затруднений, стоит переходить к повторению образцов текстов из обычных прописей.

Последний этап в освоении письма и - переписывание текстов из книг. Предложите переписывать стихи или прозу из детских книг в тетрадь с узкой линейкой. Стремитесь, чтобы написанные буквы и их элементы не заходили за границу строчек и имели одинаковый наклон.

Обратите внимание

Непрерывное письмо не должно продолжаться дольше 10-15 минут, а общее время занятий - дольше 45 минут. При более длительном времени письма ребенок попросту уcтанет, и занятия будут неэффективны.

Полезный совет

Для укрепления мышц руки полезны любые занятия, развивающие мелкую моторику кисти - вышивание, нанизывание бусин, собирание мозаики, лепка.

Источники:

  • Специальные ручки для обучения письму

Постоянно усовершенствующаяся программа для школьников создает очень большую нагрузку. Зачастую уроков задают так много, что ребенку некогда заниматься отработкой аккуратного подчерка. Поэтому начинайте обучать его красивому письму хотя бы за год до школы. Создайте позитивную обстановку в доме и используйте комплекс методов, который поможет ребенку справиться с каллиграфией.

Инструкция

Развивайте мелкую моторику малыша с помощью игр и увлекательных занятий. Займитесь лепкой фигурок из соленого теста. Кроме самого изготовления, результат творчества можно покрасить. Рисуйте ребенку несложные фигуры и давайте их вырезать из бумаги. Для можно купить наборы бумажных кукол с одеждой. В развитии мелкой моторики поможет сбор пазлов и конструкторов. В перерывах между играми делайте ребенку массаж ладоней, занимайтесь развлекательной гимнастикой и устраивайте физкультминутки.

Сделайте ребенку шаблоны для тренировок в чистописании. Расчертите листок по примеру школьной прописи: узкие строки и пересекающие их косые линии. Напишите каллиграфическим образцы букв. Но расставлять их нужно не только в начале строки, а чередуя с местами для повтора ребенком. Если будет повторен не верно, следующим примером будет служить аккуратная буква, а не испорченный вариант. Не переходите к изучению нового этапа до тех пор, пока не закрепите предыдущий успех. Кроме с прописями, занимайтесь с ребенком написанием четверостиший. Благодаря этому он научится не только аккуратные левши

Комбинируйте простые элементы и геометрические фигуры. Не обязательно учиться писать буквы строго по , начните с простых и удобных для рисования – «Т», «Г», «О», «С». Старайтесь, чтобы в течение одного непродолжительного занятия ребенок изучал одну-две буквы, желательно сопровождать урок пояснениями и стишками. Дети любят быть героями приключений, поэтому, когда поймете, что первый опыт удачен, напишите имя ребенка вместе.

Выясните, есть ли в районе школы раннего развития и курсы подготовки к школе. Изучите предлагаемую там программу и запишите ребенка на занятия. Не стоит думать, что, отдав сына или дочь на курсы, вы уклоняетесь от родительского долга учить и воспитывать. Дело в том, что в игровой форме дети воспринимают информацию не так, как под строгим взором матери и возгласами: «Вот, теперь сюда веди линию, старайся, давай еще раз!» К тому же работа в коллективе пробуждает в малышах

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и аккуратно писал в школе, то вам необходимо готовиться к этому заранее и уже по достижению малыша пяти лет начать с ним активно заниматься. Очень важно понимать, что не все задания у него могут получаться на первых порах, но вы ни в коем случае не должны его ругать и наказывать. Напротив, ваша поддержка и слова "в следующий раз все обязательно получится" положительно повлияют на желание ребенка к дальнейшим занятиям.

Если ребенок изначально держит карандаш или ручку неправильно, то обязательно с первых занятий это скорректируйте, так как со временем это сделать будет намного сложнее. Для того чтобы укрепить пальчики и кисти рук в целом, необходимо ежедневно выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику.

Упражнения

1. Нарисуйте на листе бумаги всевозможные фигуры и попросите ребенка аккуратно их вырезать и составить из них аппликацию.

2. Приобретите несколько раскрасок и ежедневно давайте ребенку, чтобы он целиком раскрасил одну-две страницы. Очень хорошо развивает мелкую моторику рук и одновременно внимание упражнение "графический диктант". Возьмите обычный листок бумаги в клетку и отступив несколько клеток от края, поставьте точку. Задумайте определенный рисунок и диктуйте ребенку направление линий, к примеру, клетку вправо, три клетки вниз, две клетки влево и т. д., в итоге у ребенка на листе должен получится рисунок, который вы изначально задумали.

3. Старайтесь ежедневно лепить из пластилина, а также составлять аппликации или создавать всевозможные украшения из бусин и бисера.

4. Дайте ребенку лист бумаги и ручку и предложите ему в одну линию нарисовать определенные знаки, к примеру, одна линия - точки, вторая - крючки, третья - палочки и т. д.

5. Многие дети любят собирать всевозможные конструкторы. Если ваш ребенок равнодушен к подобным игрушкам, то попробуйте поиграть с ним вместе. Возможно такая игра понравится малышу и он в дальнейшем будет с большой охотой собирать целые города.

Как только все упражнения, о которых говорится выше, у вашего ребенка будут хорошо получаться, то можете приступить к формированию красивого письма. Приобретите прописи, в которых требуется обводить всевозможные фигуры и буквы по пунктирным точкам и по образцу (то есть одна буква написана, и требуется продолжить ее написание в целую строку). Ежедневно предлагайте ребенку по 15-30 минут в день работать в этих тетрадях.

Психологический настрой

Во многом хороший почерк зависит от эмоциональности ребенка, его психологического состояния. Никогда не ругайте малыша за нервные линии, не сравнивайте его достижения с другими детьми, так как это может привести к тому, что ребенок потеряет всю охоту к обучению. Хвалите своего ребенка даже за малейшие достижения.

Видео по теме

Как помочь ребенку овладеть навыком красивого и грамотного письма. Особенности обучения письму левшей.

Борьба родителей за красоту строчек в детских тетрадях отнимает много сил и времени, сопровождается вырыванием листов, многократным переписыванием работ, при этом ребенок теряет веру в собственные силы, занижает свою самооценку, а письмо начинает ненавидеть. Избежать этих проблем поможет правильная подготовка руки ребенка к письму и несколько простых рекомендаций.

В начале обучения дети испытывают огромное физическое и эмоциональное напряжение при написании заданий в прописи или тетради. Положение осложняется низкой выносливостью детей к статическим нагрузкам.
Что поможет ребенку научиться писать красиво?


Формированию правильного захвата способствуют ручки с прорезиненными углублениями для большого и указательного пальцев. Такие ручки бывают для правшей и для левшей.

Специальные насадки-тренажеры помогут ребенку научиться правильно держать пишущий инструмент

Очень важно хорошее развитие мелкой моторики пальцев. В этом поможет работа с глиной, пластилином, соленым тестом, мелким конструктором, застегивание или расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, плетение из ленточек, резинок, бисера.

Как научить ребенка быстро писать буквы и цифры в прописи? Причины медленного письма



  1. У детей, имеющих трудности с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, скорость письма очень низкая. Медленность письма в этом случае является вторичной, проблема разрешается при устранении перечисленных причин
  2. Недостаточная автоматизация навыка письма. На первых этапах обучения письму для ребенка очень важно осознать движение, видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, определять точку начала движения. И в этом периоде темп письма нельзя форсировать, иначе ребенок не успеет зафиксировать правильный способ написания буквы или ее элемента, а «переделать» впоследствии неверный графический навык намного сложнее
  3. Индивидуальная особенность ребенка. Чаще всего такие дети не только медленно пишут, но и медленно двигаются, говорят, одеваются. С такой особенностью скорее нужно смириться, нежели бороться. Медлительный ребенок, которого торопят писать побыстрее, скорее всего, пожертвует качеством написания элементов, что приведет к постепенному закреплению неправильного начертания и плохому почерку
  4. Усталость или снижение работоспособности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно соблюдать режим дня, чередовать занятия за партой и перерывы с разминкой или подвижными играми, непрерывная продолжительность работы не должна составлять более 10-15 минут

Оптимальная скорость письма для шестилеток 4-6 знаков в минуту, для семилеток — 4-9 знаков в минуту.

Как правильно научить ребенка писать прописные буквы?

  • Первый этап — подготовка руки к письму. В этом помогут упражнения на развитие мелкой моторики, лепка, рисование, оригами. Отличное упражнение для кисти — суметь одной рукой сделать шарик, скомкав газетную страницу. Можно устроить соревнование между детьми или делать газетные шарики на время
  • Второй этап — штрихование и раскрашивание. Следите при этом, чтобы ребенок правильно захватывал пишущий инструмент (ручку или карандаш)
  • Третий этап — работа в прописях, прописывание точек, прямых и косых линий, крючков, овалов
  • Четвертый этап — написание прописных букв. Вначале буква пишется поэлементно, при этом важно проговаривать название элемента для лучшего осмысления и запоминания

Как научить ребенка аккуратно писать? Проблемы и методы их устранения



  • Если у букв неправильный наклон или элементы не параллельны. Причиной этому может быть неправильное положение ребенка за столом или невернон расположение тетради
  • Если есть проблемы в выполнении округлых элементов (слишком острые или наоборот, сплюснутые), волнистые или зубчатые прямые линии. Вашему ребенку необходимо укрепить мышцы кисти, совершенствовать мелкую моторику
  • Если ребенок не соблюдает интервалов между словами (слова в строчке скучены или наоборот, расстояния слишком большие), пишет на полях или не дописывает до конца строчки, пропускает строчки, пишет буквы в зеркальном отражении. Это говорит о недостаточном развитии пространственного восприятия

Вместо того чтобы указывать на некрасивые буквы или помарки, используйте позитивную мотивацию. Подчеркивайте самые красивые элементы в строчке и хвалите ребенка за старание. Предложите вместе оценить работу. Выберите самый-самый красивый элемент, и назначьте его королевой или королем, нарисовав над ним корону. Важно не просто восхищаться правильно написанным элементом, но и описать, в чем заключается «красота»: не заходит за линию, красивый овал, плавный крючок и т.д.

Как научить ребенка писать без ошибок?

  • Если ребенок пропускает буквы в словах. Причина кроется в недостаточной отработке фонематического слуха, звукобуквенного анализа слова. Ребенку необходимо при письме вполголоса проговаривать слово по слогам. Полезно больше писать под диктовку, при этом важна систематичность занятий: пусть это будут маленькие диктанты в два-три предложения, но каждый день
  • Если ребенок допускает ошибки на орфограммы, которые ему хорошо знакомы. Это значит, ребенок не умеет применять правило, требуется доведение навыков применения правила до автоматизма: разбирать слова с орфограммами, писать словарные диктанты на то или иное правило или выполнять тренировочные задания, например, вставлять в слова пропущенные буквы и суметь объяснить свой выбор

Особого внимания требуют дети с нарушениями звукопроизношения. Если на письме проявляются дефекты проговаривания, без помощи логопеда не обойтись.

Как научить ребенка писать в широкую линейку?

При переходе к письму в тетради с широкой линейкой ребенок сталкивается со сложностью самостоятельно контролировать ширину, высоту и наклон букв. В результате возникают следующие проблемы:

  • слишком крупные буквы, иногда даже во всю строку
  • зауженные буквы
  • очень мелкие буквы
  1. Не стоит форсировать переход на широкую линейку до полной автоматизации навыка письма в тетради в косую линию
  2. Для плавности перехода предлагайте ребенку прописывать буквы или слова в тетради в косую линейку, но не в рабочей строке, а в широкой пробельной. Она по размеру приближена к строке в широкую линейку, но косые линии дадут возможность контролировать наклон
  3. Сшейте комбинированную тетрадь, чередуя листы в косую и широкую линию. Пусть ребенок сначала пропишет букву в узкой строке, а затем выполнит то же самое на соседней странице в широкой строке. Таким образом, ребенок будет видеть перед глазами пример написания буквы
  4. В первое время соблюдать правильный наклон в тетради в широкую линию поможет лист-зебра в косую линию, который подкладывают под рабочий лист

Как научить ребенка писать на английском языке?

  • Приступать к написанию прописных английских букв можно, когда ребенок усвоил алфавит и написание печатных букв (больших и маленьких)
  • В освоении написания письменных английских букв помогут прописи
  • Специальные английские прописи содержат образцы написания как отдельных элементов — линий, крючков, овалов, так и букв английского алфавита
  • После того, как освоено написание букв английского алфавита, можно приступать к изучению соединений английских букв в словах. Это позволит в дальнейшем увеличить скорость письма

Как научить ребенка левшу писать?



Для левшей существуют особые правила письма:

  • Тетрадь должна лежать на столе с наклоном вправо, правый нижний угол страницы должен находиться на уровне середины груди
  • Необходимо, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно перемещалась по странице сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала страницу. В классе леворукий ребенок должен сидеть слева от соседа
  • Пишите буквы по элементам, например, сначала овал, затем наклонная линия, крючок. В промежутках между написанием элементов ребенок сможет расслабить руку и отдохнуть
  • Не торопите ребенка. На начальном этапе формирования навыка письма левша пишет со скоростью 4-6 символа в минуту. Постепенно навыки станут автоматическими и скорость письма увеличится
  • Если ребенок-левша пишет медленно, обратите на это внимание учителя. Пусть ему задают немного меньше заданий. Это будет справедливо, поскольку ребенку-левше тяжелее. Согласитесь, лучше написать одну строчку, но качественно, чем писать много, но как попало
  • Леворукому ребенку бывает трудно ориентироваться в строке: поначалу маркируйте красным карандашом левое поле, а синим — правое. Делайте это до тех пор, пока ребенок не перестанет путать направление и научиться писать слева на право

ВИДЕО: Как научить ребенка писать?