Сказки для девочек 3 с логопедом. Цикл занятий "логопедические сказки"

9:57, 22 Февраль 2016

(Сказка для автоматизации звука [Р]) Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала! Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости! Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок –...

9:58, 8 Февраль 2015

Задание 1. Комната Мышонка 1. Предложите ребёнку назвать все предметы с звуком [Ш] или [Ж], указывая на них пальцем или кончиком карандаша. Словарь: башмаки, вешалка, дорожка, жираф, игрушки, карандаш, кашпо, клюшка, книжка, книжная полка, лыжи, матрёшка, машина, мишка, мышонок, мышь, неваляшка, окошко, погремушка, подушка, пушка,...

9:50, 8 Февраль 2015

(для закрепления правильного произношения звуков [Ш] и [Ж] в речи ребёнка) Однажды Мышонок Шиш рано утром встал и на цыпочках к окошку подбежал. - Эй, Мышонок, как дела? Чем так недоволен, может быть, простудой болен? - Эх! – с грустью Шиш вздыхает, от досады головой качает. За окном мороз, метель метёт… Ветер дует, снег идёт. А у Жабы...

3:17, 11 Январь 2013

На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками Р и Рь - помидоры, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка и морковь. Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть...

18:20, 12 Ноябрь 2012

Ясное Солнышко светило высоко в небе. Птичка Щебетушка пела песенку своим маленьким птенцам, а медвежонок Мишка отправился в лес по сладкую землянику. - Пи-пи-пи, – послышалось рядом. Под кустом сидел маленький Мышонок и жалобно плакал. - Что случилось? – спросил медвежонок Мишка. - Мою норку затопило водой. Где же я теперь...

Логопедические сказки-помощницы в коррекционном обучении детей

Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Логопедической называют сказку, текст которой максимально насыщен определенными одинаковыми (невыговариваемыми) звуками либо необходимостью совершать желаемые тренировочные движения органами речи.

Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающим трудности в речевом развитии. Они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения. Материалы логопедов являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом.

Логопедические сказки можно использовать достаточно широко: логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков, учителям начальной школы – на уроках чтения и развития речи; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.

Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром или заготовками-персонажами (лучше, если дети изготовят игрушки сами). Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в понимании их содержании и пересказе.

Читая сказку, можно предложить детям (хлопок, поднятие карточки) обозначить названный звук, это способствует развитию дифференциации звуков на слух, а также проводить звуковой анализ и синтез слов.

Занятие с применением логопедической сказки происходит примерно по такой схеме:

Подготавливаются персонажи для сказки (в виде картинок, фигурок);

Взрослый читает сказку;

В процессе её прочтения ребёнок выкладывает так называемую модель – выбирает персонажей, раскладывает их на столе в желаемом порядке и взаимосоответствии;

Взрослый беседует с ребёнком согласно содержанию сказки в виде вопросов-ответов;

Взрослый с помощью заготовок-персонажей моделирует ситуации из сказки, а ребёнок пересказывает их;

Затем снова выкладываются все заготовки-персонажи, и ребёнок пересказывает сказку целиком;

Дополнительные задания целесообразно предлагать детям начальной школы, при индивидуальной работе с ними (на подгрупповых занятиях – только при условии, что каждый ребёнок будет иметь свой экземпляр текста сказки и заданий к ней).

С помощью таких сказок ребёнок не только тренируется выговаривать отдельные звуки, но и учиться связной речи с их использованием. У ребёнка развивается спонтанный словарный запас. Кроме того, при этом, кончено же, развивается воображение формируется интонационная образность речи. У ребёнка возникает чувство психологического комфорта и безопасности.

ЛУЧШИЙ ДРУГ

Чебурашка очень давно не ходил в гости к Крокодилу Гене. Он часто скучал, ведь Крокодил Гена был лучшим его другом. Чебурашка посмотрел на часы. Они показывали четверть четвёртого. Он выскочил из дома и на крылечке столкнулся с Черепашкой Чепой.

Куда ты так торопишься? – спросила его Черепашка.

Я помчался к Крокодилу Гене.

А можно я пойду с тобой? – спросила его Черепашка.

Чебурашка быстро подхватил Чепу. Чепа в знак благодарности чмокнула Чебурашку в щёчку, и они поспешили к Крокодилу Гене.

Крокодил Гена был рад гостям. Он напоил их чаем с черничным вареньем.

Задания и вопросы:

    Назови слова из сказки со звуком «Ч». Произнеси их, выделяя голосом звук «Ч».

    Назови слово с двумя звуками «Ч». Вспомни слова со звуком «ч» в начале, середине, в конце слова.

    Попроси Чебурашку взять тебя с собой так, чтобы он тебе не отказал.

    Разыграй сценку «В гостях».

    Кто был лучшим другом Чебурашки.

    Почему скучал Чебурашка.

    Какое время показывали часы?

    С кем столкнулся Чебурашка на крылечке?

    О чём попросила Черепашка Чебурашку?

    Как встретил гостей Крокодил Гена?

    Каким вареньем Крокодил Гена угощал гостей?

    Любишь ли ты принимать гостей? Любишь ли ты ходить в гости?

    Чем ты хотел бы угостить своих гостей?

    Что можно делать в гостях?

    Как не следует вести себя в гостях?

Дополнительные задания:

    Карандашом обведи и подчеркни в тексте сказки буквы «ч».

    Выложи из палочек ТШНА. «Сделай» слово «ГЕНА», изменив положение одной палочки и развернув одну из букв.

    Выложи из палочек НАЙ. «Сделай» слово «ЧАЙ», изменив положение одной палочки.

    Выложи из палочек слово ДАР, прочти его справа налево. Что у тебя получилось?

Учителю-логопеду очень важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изучаемым ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Логопедическая игра-сказка для дошкольников «День Рождения бабушки» предназначена для обработки у детей с нарушениями речи комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков и для пассивной артикуляционной гимнастики. Подобное закрепление материала во второй половине дня может служить дополнительным коррекционным материалом по развитию связной речи. Данная игра-сказка будет полезна не только учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, но и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей. Я надеюсь, что представленный материал поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу и будет полезен в повседневном нелегком труде этих людей.

Логопедическая игра-сказка «День Рождения бабушки»

Жил да был в волшебном лесу на цветочной полянке маленький шмелек по имени Ширшуля. Он был очень добрым и всем дарил свою удивительную улыбку.

«Улыбочка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться.

Повторить несколько раз.

Однажды ранним солнечным утром в День Рождения своей бабушки Шмеляши, Ширшуля решил преподнести ей подарок.

Он высунул свое жало хоботком, чтобы удобно было собирать пыльцу.

«Хоботок»

Инструкция к выполнению упражнения: вытянуть губы вперед (удерживать их в таком положении несколько секунд).

Чтобы крылышки хорошо летали - сделал зарядку и почистил зубки.

«Лопаточка» и «Иголочка»

Инструкция к выполнению упражнения «Лопаточка»: улыбнуться и открыть рот. Язык положить на нижнюю губу (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Инструкция к выполнению упражнения «Иголочка»: рот открыть и высунуть узкий язык вперед (удерживать его в таком положении несколько секунд).

«Почистим зубки»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться и открыть рот. Языком по кругу провести по верхним и нижним зубам.

Повторить несколько раз.

«Ну, вот я и готов», - подумал Ширшуля. Он взял самую большую плетеную корзинку и полетел собирать одуванчики, напевая свою любимую песенку:

Жу -жу-жу,жу-жу-жу

Я лечу и жужжу…

Погода стояла прекрасная, и желтые головки одуванчиков грелись на солнышке. Но вдруг подул легкий ветерок, и одуванчики начали наклоняться от дуновения вверх и вниз.

«Качели»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх, а потом опустить вниз.

Повторить несколько раз.

Ширшуля так увлекся этим занятием, что не заметил, как набрал полную корзину одуванчиков. Он посмотрел на лесные часики.

«Часики»

Инструкция к выполнению упражнения: рот открыть и улыбнуться. Язык тянуть в правую и левую сторону.

Повторить несколько раз.

Было уже поздно. На полянку надвигались сумерки.

Он так сильно трудился, что замарал крылышки в пыльцу от цветов и не мог лететь. Но шмелек не растерялся и стал прыгать с цветка на цветок, и пыльца осыпалась с крыльев.

«Лошадка»

Инструкция к выполнению упражнения: пощелкать языком.

Повторить несколько раз.

Ширшуля с радостью полетел домой к бабушке. Шмеляша очень обрадовалась и сказала, что это очень полезный подарок и что она сварит душистое варенье. Она накрыла кружевной скатертью стол, поставила старинный самовар, достала желтые чашечки и любимое вкусное варенье Ширшули из одуванчиков.

«Чашечка» и «Вкусное варенье»

Инструкция к выполнению упражнения «Чашечка»: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх в форме чашечки (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Повторить несколько раз.

Инструкция к выполнению упражнения «Вкусное варенье»: улыбнуться, рот открыть. Языком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Повторить несколько раз.

Так они и отпраздновали бабушкины именины, а наш маленький шмелек от усталости свернулся катушечкой и крепко уснул на коленях своей любимой бабушки.

«Катушка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык выкатить вперед и обратно убрать.

Повторить несколько раз.

Логопедические сказки и рассказы для детей с ОНР I уровня

Любопытный Федя

Жил да был щенок. Звали его Федя. Пошёл щенок погулять во двор. А на дворе гуляли куры. Щенку было интересно узнать, как куры разговаривают и он подошёл к ним поближе. Куры говорили: «Ко-ко-ко». (Как говорили куры?). Щенок пошёл дальше и увидел гусей. Гуси гоготали: «Га-га-га». (Как гоготали гуси?). На лужайке паслась корова. Она увидела щенка и замычала: «Му-у-у!». (Как замычала корова?). Неподалёку паслась лошадка. Лошадка ржала: «И-го-го!». (Как ржала лошадка?). Щенку понравилось, как ржёт лошадка. Он тоже попробовал сказать: «И-го-го!», но у него не получилось. А у тебя получилось?

Как Маша собиралась гулять

Наступила осень. На улице похолодало. Листья на деревьях пожелтели. Идёт дождик: кап-кап. (Как капает дождик?). Маша пошла погулять. Мама спрашивает Машу: «Маша, дать тебе зонтик?». Маша отвечает маме: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама спрашивает Машу: «Дать тебе плащ?». Маша отвечает: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама говорит Маше: «На сапоги». (Что говорит мама?). Маша отвечает: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама говорит: «Вот теперь иди». (Что говорит мама?). Маша отвечает: «Да» (Что отвечает Маша?) .

Лисья семейка

В лесу в норе под елкой жила лиса Даша. (Кто жил в норе? Как звали лису?). Утром Маша вставала и делала зарядку: ух-ух, эх-эх. (Как Даша делала зарядку?). Потом она умывалась и завтракала: ам-ам, ам-ам. (Как завтракала лиса?). Папа любил мастерить и стучал молотком: тук-тук. (Кто мастерил? Как папа стучал?). Мама варила кашу и суп. Суп кипел: бульбуль. (Кто варил суп? Как кипел суп?). Тётя пела: ля-ля, ля-ля. (Кто пел? Как пела тётя?). Деда качался в кресле-качалке: кач-кач, кач-кач. (Кто качался? Как деда качался?). Даша любила бегать: топ-топ, топ-топ (Как Даша бегала?) ; играть на барабане: бум-бум, бум-бум (Как Даша играла на барабане?) , дудеть на дудочке: ду-ду, ду-ду (Как Даша дудела?) . Вечером лиса купалась в ванне: куп-куп, и ложилась спать (Как купалась лиса?) . Мама говорила Даше: бай-бай (Что говорила мама на ночь?).

Наша семья

У нас семья. У нас дом. Мы живём в доме. Вот папа Коля. Папа работает. Это мама Вика. Мама моет. Там баба Люба. Баба сидит. Тут деда Миша. Деда идёт. Вот киса Муся. Муся лежит. А вот собака Ава. Собака бежит.

Мы гуляем и играем

Таня пошла гулять. (Кто пошёл гулять?). Вышла Таня на улицу, а детей нет. Стало ей скучно. Стала Таня звать Вову. (Кого стала звать Таня?). Вова, Вова, иди! (Как звала Таня Вову?). Пришёл Вова. (Кто пришёл?). Я иду, крикнул Вова из окна. (Что крикнул Вова?). Скоро Вова пришёл и сказал: я тут! (Что сказал Вова?). Вместе играть веселее.

Как Ава с кисой играли в прятки

Киса Муся и собака Ава любили играть в прятки. (Кто любил играть в прятки?). Муся спрячется и кричит Аве: ищи ! (Кто прячется? Что кричит киса?). Ава отвечает: я иду искать! я ищу! (Что отвечает Ава?). Ава увидит, где спряталась киса и кричит: я нашла! (Что кричит Ава?). Потом прячется Ава. (Кто прячется?). Так Ава и Муся играют. (Что делают Ава с Мусей?).

Считалочка

Я, ты, мы, вы,

Он, она, оно, они –

Мы смеёмся, мы считаем,

Мы играем, водишь ты!

Что Нина делать умела

Жила-была девочка Нина. (Как звали девочку?). Нина маленькая, но уже многое умеет делать. Есть у Нины глаза, уши, руки, пальцы, ноги. Глаза видят. (Что дают глаза?). Уши слышат. (Что делают уши?). Руки играют, несут. (Что делают уши?). Пальцы пишут, рисуют. (Что делают пальцы?). Ноги идут, бегут, стоят. (Что делают ноги?).

Зимушка-зима

Наступила зима. (Какое время года наступила?). Мороз. Снег идёт. Всё бело. На ёлках – белые шубы. (Что на ёлках?). На домах – белые шапки. (Что на домах?). Митя надел шубу, шапку, шарфик, шапку, варежки и валенки. (Что надел Митя?). Дети рады. (Кто рад?). Они лепят снеговика, катаются с горы. Скоро Новый год! Будет ёлка. Будет весело!

Как Лена маме помогала

У мамы есть дочка. (Кто есть у мамы?). Дочку зовут Лена. (Как зовут дочку?). Лена помогает маме. (Что делает Маша?). Она моет посуду, поливает цветы, ходит в магазин. (Что моет Лена? Что поливает Лена? Куда ходит Лена?). В магазине Лена покупает хлеб, молоко, сахар, чай, сметану, масло. (Что покупает Лена в магазине?). А ты помогаешь маме? Что ты делаешь дома?

Жадный ёжик

Жил в лесу ёжик. (Где жил ёжик?). Ёжика звали Петя. (Как звали ёжика?). Ёжик Петя был жадным. (Каким был ёжик Петя?). Зайку Кузю не угостил яблоком, мишке Паше не разрешил поиграть своим мячом, а белке Юле не дал посмотреть книжку. (Как звали зайку? мишку? белку? Что пожалел ёжик Петя для зайки? мишки? белки?). Обиделся на ёжика зайка Кузя. (Кто обиделся на ёжика?). Не стал играть с ёжиком мишка Паша. (Кто не стал играть с ёжиком?). Отвернулась от ёжика белка Юля. (Кто отвернулся от ёжика?). Почему зверята не стали играть с ёжиком?

Какой компот вкуснее?

Витя и Саша стали спорить, какой компот вкуснее? (Кто стал спорить?). Витя сказал: «Малина самая вкусная ягода, значит малиновый компот вкуснее!». (Какая ягода самая вкусная, по мнению Вити? Какой компот вкуснее?). Саша сказал: «Вишня самая вкусная ягода, значит вишнёвый компот вкуснее!». (Какая ягода самая вкусная, по мнению Саши? Какой компот вкуснее?). Пришла сестра Вити и Саши. (Кто пришёл?). Сестра принесла сливовый компот. (Какой компот принесла сестра?). Она спросила: «Так какой компот самый вкусный?». Витя и Саша вместе ответили: «Сливовый!». (Что ответили мальчики?).

Я сама

Мама всегда помогала Кате одеваться. (Кому помогала мама? Что помогала мама делать Кате?). Но в этот день Катя первый раз должна была пойти в школу. (Куда должна была пойти Катя?). Она сказала маме: «Я уже большая. Теперь я буду одеваться сама». (Что сказала Катя маме?). Катя сама надела колготки, юбку, кофту, туфли. (Что надела Катя?). Катя сказала маме: «Я сама оделась!». (Ч то сказала Катя маме?).

Как белка Люба пошла в школу

Наступила осень. (Какое время года наступило?). Пора идти в школу. (Куда пора идти?). Мама-белка сказала дочке Любе: «Люба, тебе пора в школу!». (Что сказала мама-белка?). Люба спросила маму: «А зачем мне идти в школу?». (Что спросила Люба у мамы?). Мама ответила дочке: «Учиться читать, писать и считать». (Что будет делать Люба в школе?). Люба сказала: «Я хочу научиться читать, писать и считать!». (Чему хотела научиться Люба в школе?). Люба взяла портфель и пошла в школу. (Что взяла Люба? Куда она пошла?).

На уроке в лесной школе

Звенит звонок. (Что звенит?). В лесной школе начинается урок. (Что начинается в лесной школе?). Ученики садятся за парты. (Кто садится за парты?). Зайка открывает учебник. (Что открывает зайка?). Мишка открывает тетрадь. (Что открывает мишка?). Белка открывает дневник. (Что открывает белка?). Ёжик берёт ручку. (Что берёт ёжик?). Лисичка берёт карандаши и альбом. (Что берёт лисичка?). Учитель – ворон сказал: «Тихо, дети, начинаем урок!». (Что сказал ворон? Кем был ворон?). Как надо вести себя на уроке?