Родительское собрание. Подготовка и проведение родительского собрания

Кочетова Александра Николаевна
План проведения родительского собрания

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №120.

Разработка плана-конспекта родительского собрания по адаптации во второй младшей группе.

Тема «Здравствуй детский сад

старший воспитатель МБДОУ№ 120

Шамшина С. В.

Цель : ближе познакомится с родителями , узнать сильные и слабые стороны детей, особенности их характера.

Форма : беседа.

Предварительная подготовка к собранию :

.Провести анкетирование .

Подготовить памятки для родителей .

Изготовление совместно с детьми приглашений на родительское собрание .

Выучить стихи с детьми.

Структура :

Вступительное слово.

Адаптация,что это.

Игра с родителями «Ромашка пожеланий»

Результаты анкетирования.

Чтение стихотворений.

Памятка для родителей .

Решение родительского собрания .

Ход собрания:

Вступительное слово :

Добрый вечер, уважаемые родители . Тема нашей сегодняшней встречи «Адаптация детей» . Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации. Всем известно, что начало учебного годатрудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Адаптация,что это : – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. То время, когда ребенок приспосабливается к детскому саду, является кризисным. По тому, как дети привыкают к дошкольному учреждению, адаптационный период делят на 3 группы :

Легкий средний и тяжелый. Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь.

Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

Временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно :

Сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

Ориентировочная деятельность (20 дней,

Речевая активность (30-40 дней,

Эмоциональное состояние (30 дней,

Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.

Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается.

Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.

3. Тяжелая адаптация

(от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

Данный тип адаптации характеризуется :

Снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении,

Резким нарушением сна,

Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). - Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок. Каждый ребенок индивидуален. Для каждого период адаптации в саду свой. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов :

Характер ребенка, личность воспитателя, состояние здоровья малыша,

Атмосфера в семье, отношения между родителями , даже степень подготовки родителей отдать своего ребенка в сад тоже играет важную роль.

Полная адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше забирать его из садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить особое внимание ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша, интересуйтесь делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с другими детьми, восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.

Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и

ребенок будет с радость ходить в детский сад.

Игра с родителями «Ромашка пожеланий»

Уважаемые родители ,мы хотим вам предложить написать пожелания для ваших детей.

Результаты анкетирования :

За неделю до собрания мы провели анкетирование . В анкете было пять вопросов по данной теме. Сейчас я предлагаю ознакомится с результатами анкетирования.

1. Преобладающее настроение Вашего ребенка :

(13 человек - бодрое,5 - уравновешенное, 2- неустойчивое.

2. Характер засыпания :

13 человек -быстрый сон,6-медленный,1- очень медленный.

3. Характер и длительность сна :

(18 человек – спокойный,2 - неспокойный

4. Аппетит ребенка :

(10 человек- хороший,5 – неустойчивый,5- плохой)

5. Отношение ребенка к высаживанию на горшок :

(18 человек- отрицательное, 2 –воздержались) .

Чтение стихотворений.

А вот что нам расскажут о детском саде наши дети :

1-й ребёнок :

Детский сад у нас хорош,

Лучше сада не найдешь.

2-й ребёнок :

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Памятка для родителей по адаптации .

Чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам . Для этого каждый из Вас получит «Памятку по адаптации» .

1. Готовьте ребенка к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше хорошего малышу о садике, как ему там будет здорово, что он может делать там, чего нет дома, хвалите малыша почаще и говорите, что он уже вырос и стал большим и уже готов ходить в сад.

2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете ребенка в саду, то делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что дети очень четко чувствуют эмоции родителей . Если вы все такие не можете скрыть своего волнения, то поручите отвести ребенка в сад кому-то другому, бабушке или папе, например.

3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше забирайте ребенка домой.

4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.

5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как цирк, зоопарк, где ребенок может легко возбудиться.

6. Не стоит слишком тепло одевать ребенка в садик.

7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.

8. Игнорируйте капризы ребенка, не поддавайтесь его выходкам манипуляциям.

9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребенка, то не откладывайте визит к врачу.

Решение родительского собрания :

Принять к сведению информацию об адаптации в детском саду. Соблюдать режим дня в детском саду и дома. Прививать детям навыки самообслуживания.

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Подготовила:

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

Сигарева И. В.

Август 2016 г.

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ…………………………………………………………..4

ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………5

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ………………………………………6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………………………….6

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ......7

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ……………………..8

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ………………………………………………………………………………………...8

ТЕМЫ БЕСЕД И РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:…………………………………………….9 - 1- 4 классы………………………………………………………………………..........................9 - 5 – 6 классы……………………………………………………………………............................9 - 7 – 9 классы ……………………………………………………………………..........................10 -10 – 11 классы……………………………………………………………………………………10

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ……………………………………..........................10

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ ДЛЯ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ………………………...........................11

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ……………………………………………12

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ…………………………………………………………………...14

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса……………………………...........................14

Примерные темы ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ………………….........................15

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ………………………………………15

ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ..16

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………….17

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………19

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..20

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
  • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Организационные: -составление и утверждение планов работы; -избрание родительского комитета; -распределение общественных поручений; -разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

1. Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

2. Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

4. Обсуждение проблемы (20 мин).

5. Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Классы.

1.Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. 2.Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию). 3.Младший школьный возраст и его особенности. 4.Хочу и должен (по профилактике правонарушений). 5.Как выявлять и развивать способности детей. 6.Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье. 7.Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. 8.Воспитание характера ребенка в семье. 9.Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья. 10.Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье). 11.Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников). 12.Новое в системе национального воспитания. 13.Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе. 14.Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей. 15.Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

Классы.

1.Новое в системе национального воспитания. 2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда. 3.Содержание морально-эстетического воспитания подростков в семье. 4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье. 5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа. 6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся 7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании. 8.Вред алкоголя и курения.

Классы.

1.Пример родителей в воспитании детей. 2.Особенности воспитания подростков в семье. 3.Половое развитие и методы полового воспитания. 4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов. 5.Активные формы отдыха в вашей семье. 6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье. 7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании. 8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье. 9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду. 10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье. 11.Изучения корней семейного рода. 12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

Классы.

1.Основные направления воспитания в семье.

2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то ________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ____________________

____________________________________________________________________

3.О здоровье можно сказать следующее _________________________________

____________________________________________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _______________________

____________________________________________________________________

5.Его отношение к школе было _________________________________________

____________________________________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с _____________________________________

____________________________________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ____________________

___________________________________________________________________

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

Ищи истину вместе с ребенком,

Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.

Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.

Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

от Дэвида Льюиса - Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. -Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. -Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. -Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. -Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. -Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. -Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. -Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. -Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. -Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

Примерные темы

ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ в начальной школе

Срок проведения Тема собрания, вопросы для обсуждения Ответственные
Подготовительный период
май 1.Знакомство со школой. 2.Правила приёма детей в первый класс. 3. Готовимся к школе. Администрация школы, психолог, логопед
август Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса. Учитель
Первый класс
сентябрь 1. Особенности адаптационного периода. 2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год). 3. Выборы родительского комитета класса. Учитель, психолог
октябрь 1. Младший школьник: особенности развития. 2.Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося. Учитель, психолог
ноябрь 1. Итоги адаптационного периода. 2. Дети и телевидение (диспут).
январь Итоги первого полугодия
март Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
май 1. Об итогах учебного года. 2. Организация летнего отдыха детей. Родительский комитет, учитель
Второй класс
сентябрь 1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся. Учитель
ноябрь Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению. Родительский комитет, учитель, библиотекарь
декабрь Роль семейных традиций в воспитании школьника. Учитель, психолог
январь 1.Итоги первого полугодия. 2. О детской дружбе (совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель, психолог
март Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Учитель, научный консультант
апрель Воспитание сознательной дисциплины. Родительский комитет, учитель, психолог
май Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми). Родительский комитет, учитель
Третий класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе. Учитель
октябрь Речь младших школьников и пути её развития. Учитель, логопед
ноябрь Как преодолеть школьные трудности. Родительский комитет, учитель, психолог
январь Семейные традиции (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
март О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников. Родительский комитет, учитель
апрель Дети и компьютеры (мастерская общения). Учитель, психолог
май Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
Четвёртый класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников. Учитель
октябрь Эмоциональное благополучие детей в семье. Родительский комитет, учитель, психолог, социальный педагог
январь 1. Итоги первого полугодия. 2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
март Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании. Учитель, медицинский работник, психолог
апрель Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения. Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса
май Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми). Родительский комитет, учитель

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные направления деятельности классного руководителя:

Обеспечение нормального физического здоровья школьников;

Решение проблемы общения;

Расширение познавательной сферы ребёнка;

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Профессиональные способности классного руководителя:

1.Рефлексивно-аналитические способности:

Способность анализировать свою деятельность;

Способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;

Умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;

Умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.

2.Организаторские способности:

Ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;

Планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;

Разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;

Создать положительную установку на предстоящую деятельность;

Использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;

Координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.

3.Коммуникативные способности.

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(1–4 классы)
1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания: 1.Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом. 2.Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*: 1.Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка? 2.По каким законам должно идти воспитание в семье? 3.Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный) 1.Знакомство с директором школы и школьной администрацией. 2.Представление педагога, который будет работать с классом. 3.Экскурсия по школьному зданию. 4.Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?». 5.Анкетирование родителей по теме собрания. 6.Самопредставление – визитная карточка семьи. 7.Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

I. Вступительное слово директора школы (вариант).
– Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши! Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

II.Выступление заместителя директора по начальной школе.
Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

III.Самопредставление учителя. Учитель проводит самопредставление:

1.Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2.Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

IV.Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи

1.Фамилия, имя, отчество родителей.

2.Возраст родителей, день рождения семьи.

3.Интересы, увлечения семьи.

4.Традиции и обычаи семьи.

5.Девиз семьи.

V.Экскурсия по школьному зданию.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

VI.Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

VII.Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания: 1.Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения. 2.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Вопросы для обсуждения: 1.Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе. 2Психологические трудности адаптации первоклассников в школе. 3.Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания

I.Обсуждение первого школьного дня ребенка.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

Родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так.
Слово педагога . Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания. Физиологические условия адаптации ребенка к школе. Обсуждение вопроса. Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе. При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка. Взаимоотношения одноклассников. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

3.Не дерись без причины.

4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

5.Играй честно, не подводи своих товарищей.

6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

8.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

9.Старайся быть аккуратным.

10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11.П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Задачи собрания: 1.Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка. 2.Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения: 1.Роль телевидения в жизни ребенка. 2.Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии: 1.Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода? 2.Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка? 3.Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.

Ход собрания

I.Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:

1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

2.Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

3.Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

4.Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

II.Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.

1.Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

2.Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?

Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».

IV.Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

V.Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:

1.Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

2.Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

3.Какие передачи предпочитает?

4.В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5.Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

Родителям на заметку: Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.

Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания: 1.Ознакомиться с самооценкой учеников класса. 2.Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход собрания

План проведения родительских собраний 2018-2019

Сентябрь.

  1. Безопасность на дорогах.

Ноябрь

  1. БДД во время зимних каникул.
  2. Кибербезопасность.

Март

План работы с родителями 2018-2019

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно в семье ребенок получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире; в семье формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Вот почему воспитательную работу в школе мы решили вести на основе плодотворного сотрудничества. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в формировании позитивных факторов семейного и школьного воспитания, взаимно дополняющих друг друга.

Совместные мероприятия с родителями 2017-2018




День Матери




Проект "Семья - моё богатство"



Масленица "Ой блины, блины мои!



Осень - пора чудес


Мастер-класс "Ручное творчество""





Новогодние посиделки



РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ



Открытый урок "Милосердие"

План проведения родительских собраний 2018-2019

Тематика родительских собраний 2018-2019

Сентябрь.

  1. Утверждение плана работы на 2018-2019 учебный год.
  2. Об организации питания в 2018-2019 учебном году.
  3. О введение образца школьной формы.
  4. О необходимости активного пользования родительской общественностью «Школьным порталом». Изменения в системе доступа ГУ
  5. «Профилактика правонарушений, алкоголизма и наркомании. Действие законов в системе профилактики».
  6. ЕГЭ, итоговая аттестация в 9,11 классов.
  7. Социально-психологическое тестирование учащихся с целью выявления уровня склонности к вредным привычкам.
  8. Безопасность на дорогах.
  9. Безопасное поведение в сети Интернет, безопасность на ЖД (зацепинг).

Ноябрь

  1. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (профилактика суицида среди несовершеннолетних, профилактика стрессового состояния подростка)
  2. Работа по укреплению материально – технической базы школы.
  3. Об участии родителей в подготовке и проведении зимних каникул, а также оказание помощи в организации новогодних мероприятий.
  4. БДД во время зимних каникул.
  5. О порядке проведения ГИА -2019
  6. Об эффективности работы родительских классных комитетов.
  7. Кибербезопасность.
  8. Как помочь ребёнку избежать модели поведения «жертвы». Буллинг.

Март

  1. 1.Анализ состояния здоровья учащихся школы.
  2. Предупреждение правонарушений.
  3. Организация проверки качества питания обучающихся в школе в соответствии с требованиями СанПина.
  4. Об участии родителей в подготовке и проведении весенних каникул
  5. Подготовка учащихся 9, 11 кл. к итоговой аттестации.
  6. Помощь родителей в создании психологического климата ребенку для успешного прохождения итоговой и переводной аттестации.
  7. Правовая ответственность родителей.
  1. Анализ итогов работы общешкольного родительского комитета за 2018-2019 учебный год.
  2. Подготовка школы к новому учебному году.
  3. Организация летнего отдыха учащихся.
  4. Ответственность родителей за жизнь и правонарушения детей в Летний оздоровительный период.
  5. Советы родителям психологов и медперсонала по организации активного отдыха детей.
  • < Назад

План и конспект родительского собрания на тему «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» - одно из занятий по программе работы с родителями "Родительская академия". Материал может быть использован классными руководителями при подготовке к родительским собраниям.

Форма проведения: родительский практикум

Цели : формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения родительского собрания

по теме «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов»

Дата проведения: 19.11.2013

Время проведения: 18.00

Разработчик: Н.А. Моргунова, зам. директора по ВР МАОУ СОШ № 25

Форма проведения: родительский практикум

Цели: формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Место проведения: МАОУ СОШ № 25

Оборудование, ресурсы и материалы: мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

План проведения мероприятия

№ п/п

Время

Сообщение целей практикума.

1 минута

Знакомство (родители пишут маркерами на листочках свои имена и прикрепляют бейджи)

3 минуты

Введение в тему практикума. Упражнение 1 «Обсуждение ситуации»

7 минут

Упражнение 2 «Определить неэффективные сообщения»

3 минуты

7 минут

Упражнение-игра «Место под солнцем». Обсуждение

6 минут

Рефлексия. Подведение итогов.

2 минуты

Итого

30 минут

Конспект проведения мероприятия

Добрый день, уважаемые Родители.

Предметом нашего обсуждения станет классическая проблема взаимоотношения поколений. Недопонимание между «отцами» и «детьми» было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт. Поэтому тема нашего родительского практикума «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» Шаг 1 (слайд № 1).

Жизнь без конфликтов невозможна, а успешно их разрешение зависит от нас – взрослых. Предлагаю рассмотреть одну из ситуаций, с которой сталкивается практически каждый родитель.

Упражнение 1 «Обсуждение ситуации» (слайд № 2)

Ситуация: « Ваш 13-летний ребенок пришел из школы, поел на кухне и в очередной раз оставил все после себя в беспорядке. А вы до этого потратили час на то, чтобы привести ее в идеальный вид»

Что в данной ситуации Вы скажете своему ребенку?

(Варианты высказываний записываются на флипчарте)

Родители, сталкиваясь с подобным протестным поведением своих детей, используют различные пути выхода из конфликтной ситуации. Одни выбирают путь: «Я выигрываю - ты проигрываешь» и настаивают на своем, другие «Ты выигрываешь - я проигрываю» и уступают ребенку, третьи не могут выбрать между этими двумя и колеблются от одного к другому. Есть еще одни подход – «беспроигрышный», он требует коренного изменения установок большинства родителей в отношении своих детей, времени и навыков четкого сообщения о своих чувствах и эффективной коммуникации между родителями и детьми.

Взрослые выражают свои чувства и эмоции посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, угроза, совет, уговаривание или посылка готового решения (что ребенку нужно сделать). Н-р («Немедленно уберись за собой!», «Всегда убирай за собой!», «Я рассержусь на тебя, если ты не уберешь» и т.д.).

Посылка «Ты-сообщения» (слайд № 3)

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;

2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;

3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;

4) вызывает у ребенка чувство вины;

5) снижает степень самоуважения для ребенка;

6) заставляет ребенка защищаться;

7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение. Передача решения сообщает ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они "теряют лицо". Некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Посылка «Ты-сообщения» почти всегда начинается со слова «Ты» или содержит это слово. Все эти сообщения «Ты» - ориентированы.

Уважаемые родители, как Вы думаете, чем «Я-высказывание» отличается от «Ты-высказывания»?

(Предполагаемые ответы родителей: «Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я расстроена тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)

Упражнение 2 Определить неэффективные сообщения

Предлагаю вашему вниманию ситуации и родительские сообщения, прочитав их, определите неэффективные сообщения (слайды № 4-7)

Ситуация и сообщение

Дети шумят около ТВ: какую передачу смотреть. Родитель: "Прекратите шуметь и выключите сейчас же ТВ!"

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Я вижу, тебе нельзя доверять. Я очень рассержена на тебя. Ты будешь проучена на месяц".

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Слава богу, ты наконец-то пришла домой. Я так рада, какое облегчение. Я так боялась, что что-то случилось".

Учитель прислал домой записку о том, что 13-летний ребенок громко болтал на уроке. "Подойди и объясни, почему ты заставляешь нас краснеть из-за твоего дрянного языка".

Вывод: От родителя требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать свои внутренние чувства. Честность и открытость «Я-сообщений» в третьем примере создает истинно человеческие отношения между родителем и ребенком. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости.

Упражнение 3 «Тренировка в построении «Я – высказывания»

Работа в группах (разделиться на 3-4 группы). Каждой группе дается задание - переформулировать фразу из Ты – сообщения в Я – сообщение. (проблема и «Ты –сообщение» написаны на карточках) (Приложение 1)

Затем (при необходимости) группа возвращается к обсуждению ситуации № 1. Формулировка «Я – сообщения»

Упражнение-игра «Место под солнцем»

Инструкция: Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем. Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача – проникнуть все же на пляж – найти там свое место.

Обсуждение:

Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?

Может ли «Ты-высказывание» отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?

Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?

Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые родители на следующей нашей встрече мы познакомимся и обсудим три основных подхода к решению конфликтной ситуации между родителями и детьми. А сейчас я прошу Вас одним словом выразить свое состояние и настроение после собрания.

Литература:

  1. С.М. Емельянов Практикум по конфликтологии. С-П,2000.
  2. Р.В. Овчарова Практическая психология. М., 1999.
  3. С.А. Левашова Психолог и подросток. Ярославль, 2002.
  4. Е.Лютова Эффективное взаимодействие с детьми. М., 2003.
  5. Н.С. Караваева. Тренинг эффективного общения. Тюмень, 2004.
  6. К. Торн. Д. Маккей Тренинг. С-П., 2001.
  7. В.А. Родионов Я и другие. Ярославль, 2003.
  8. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? М., “Генезис”, 1999.

Примерный план проведения родительского собрания.

  1. Объявление повестки дня. Принятие регламента.
  2. Психолого-педагогическое просвещение.
  3. Выступление родителей (из опыта семейного воспитания). Обмен мнениями по изложенному вопросу.
  4. Анализ учебных достижений обучающихся (общие результаты, частные - при личном общении).
  5. Ознакомление родителей с эмоциональным климатом в классе: поведение на уроках, переменах, в столовой, взаимоотношения детей в коллективе, внешний вид, соблюдение гигиенических навыков и т.д.
  6. Сообщение родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.
  7. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, праздники). Информирование родителей о предстоящих делах.
  8. Разное.

Важно выявить отношение родителей к собранию (провести анкету - оценку и пожелания). Все родительские собрания протоколируются, протоколы хранятся в дневнике классного руководителя.

При взаимодействии учителя и семьи важное место занимают групповые и индивидуальные формы работы.

Групповые : конференции, встречи, клубы по интересам.

  • Конференция - обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнениями по определенной проблеме.
  • Встречи с администрацией, работниками психолого-педагогической службы имеют огромное значение в сотрудничестве семьи и школы.
  • Родительские клубы, клубы по интересам, объединяют родителей и детей с общими увлечениями (спорт, музыка, театр, рукоделие…)

К индивидуальным формам работы относятся: консультации, беседы, посещения на дому.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Эти формы повышают инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания, активизируют в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы.

  • Собрание - презентация. Семьи презентуют традиции, умения, достижения, опыт в вопросах воспитания детей. Данная форма признана побудить родителей проанализировать собственные достижения и неудачи в воспитании ребенка, принять некоторые из приемов, которые эффективно используют другие родители.
  • Родительское собрание - концерт. На таком мероприятии после обсуждения основных вопросов могут представляться подготовленные учащимися и родителями спектакли, программы, игровые номера. Взаимодействие родителей и детей дарит ценный опыт партнерских взаимоотношений.
  • Родительское собрание - конференция. Родители получают заранее задание, выполнение которого обсуждается с разных позиций. Например, одни родители комментируют высказывания по теме родительского собрания, другие - обсуждают ответы, делятся мнениями по этому вопросу. Задача педагога - направить диалог в нужное русло.
  • Собрание - консультация . На такие собрания приглашают родителей учащихся из нескольких классов, которых волнуют общие проблемы: ребенок не хочет учиться, как бороться с вредными привычками, как преодолеть жестокость, ребенок стал воровать.

С такими родителями (группы 5-6 человек) работают специалисты психолого-педагогической службы. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся опытом воспитания.

  • Родительское собрание - ток- шоу . Такое собрание проводят специалисты, педагоги предметники. На собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну и ту же проблему, обсудить пути ее решения. После собрания - индивидуальные консультации.
  • Выездные родительские собрания. Родители вместе с детьми выезжают на экскурсию или отправляются в поход. В непринужденной обстановке обмениваются мнениями с другими родителями по волнующим их вопросам.