Профилактика - это предупреждение проблем. Основы, методы, меры и мероприятия по профилактике

Профилактические мероприятия проводятся не зависимо от наличия заболеваемости с целью предотвращения формирования эпидемических вариантов возбудителя. По направленности действия выделяют следующие группы мероприятий (рис. 9).

    Мероприятия, направленные на источник инфекции: при антропонозах (источник инфекции – человек) – выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней; при зоонозах (источник инфекции – животное) – ветеринарно-санитарные мероприятия, профилактическая дератизация.

    Мероприятия, направленные на механизм передачи: санитарно-гигиенические мероприятия; профилактическая дезинфекция; профилактическая дезинсекция.

    Мероприятия, направленные на восприимчивость организма человека: плановая иммунопрофилактика; имунокоррекция.

    Общие мероприятия: лабораторные исследования; гигиеническое воспитание населения.

Рис. 9. Группировка профилактических мероприятий

Мероприятия, направленные на источник инфекции

При антропонозах наибольшее значение имеют мероприятия по выявлению источников инфекции. Выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней - должно быть активным, полным и своевременным.

Активное выявление источников большинства возбудителей инфекции осуществляется среди отдельных групп населения. Показаниями к проведению такой работы являются особенно высокая потенциальная опасность определенных категорий населения для распространения инфекции или высокий риск заражения их самих. К этим группам относятся взрослые некоторых профессий и дети, посещающие детские дошкольные учреждения или воспитывающиеся в организованных коллективах.

Активное выявление скрытых источников инфекции осуществляется в два этапа.

Активное выявление больных выполняется педиатром при допуске ребенка в организованный коллектив впервые или после его отсутствия в коллективе в течение 3 и более дней. В этом случае врач должен убедиться в том, что ребенок здоров и не был в контакте с инфекционными больными. Профилактические осмотры при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности лиц, подлежащих предварительным и периодическим медосмотрам, осуществляются врачами-терапевтами в соответствии с инструктивными документами. Например, «пищевики» и лица, к ним приравненные (работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли пищевыми продуктами, работники детских и лечебно-профилактических учреждений, школ, школ-интернатов, оздоровительных и спортивных учреждений для взрослых и детей, лица, обслуживающие водопроводные сооружения, работающие на предприятиях бытового обслуживания населения, на всех видах транспорта, связанные с непосредственным обслуживанием пассажиров), при приеме на работу подвергаются медицинскому осмотру, рентгенологическому обследованию, лабораторному обследованию на наличие возбудителей кишечных инфекций, стафилококков, яиц гельминтов. Медицинские работники, постоянно имеющие контакт с кровью, должны периодически обследоваться на носительство возбудителей вирусных гепатитов В и С .

Активное выявление больных туберкулезом организуется среди всего населения противотуберкулезной и санитарно-эпидемиологической службами, а реализуется медицинскими работниками амбулаторно-поликлинических учреждений посредством флюорографических обследований взрослого населения и аллергологических обследований детей и подростков. Целью лабораторных обследований лиц, общавшихся с источником инфекции в эпидемическом очаге, а также подворных и поквартирных обходов во время подъема заболеваемости определенной инфекцией на территории обслуживания служит активное выявление больных с субклиническими и бессимптомными формами и носителей.

Пассивное выявление источников инфекции осуществляется непосредственно при обращении пациента за медицинской помощью.

Выявление инфекционных больных в повседневной работе возлагается на участковую медицинскую службу. Участковый терапевт и участковый педиатр в работе по выявлению инфекционных больных опираются на клинические признаки заболевания, эпидемиологические данные и на результаты лабораторных обследований больных с подозрением на инфекцию. В необходимых случаях участковый персонал может получить консультации по диагностическим и другим вопросам инфекционной патологии в кабинете инфекционных заболеваний поликлиники. Инфекционные больные, являясь источниками инфекции, представляют опасность для лиц, с которыми они общаются, поэтому должны обслуживаться участковыми врачами на дому.

В тех случаях, когда источниками инфекции являются сельскохозяйственные или домашние животные, ветеринарно-санитарные мероприятия по ограничению их эпидемической значимости проводятся соответствующей службой. Если источниками инфекции служат грызуны, то проводятся мероприятия по их уничтожению (дератизация). Дератизационные мероприятия (организационные, методические, контрольные) проводятся отделами профилактической дезинфекции территориальных ЦГЭ.

К ветеринарно-санитарным мероприятиям относятся выявление, изоляция или уничтожение больных животных, иммунопрофилактика, ветеринарно-санитарный надзор за животноводческими хозяйствами, предприятиями по убою скота, переработке продуктов животноводства и др. При некоторых зоонозах на территории очага, а также в хозяйствах, на предприятиях и в населенных пунктах, территориально связанных с очагом, решением местных органов власти устанавливается ветеринарный карантин.

Дератизация – это комплекс мероприятий по борьбе с грызунами, являющимися источниками инфекции или наносящими экономический ущерб. Дератизационные мероприятия подразделяются на профилактические и истребительные.

Профилактические мероприятия в системе дератизации направлены на лишение грызунов корма, пространства и условий для гнездования. Это достигается путем проведения санитарно-гигиенических мероприятий и использования санитарно-технических средств.

Истребительные мероприятия проводятся на основе биологического, физического и химического методов.

Биологический метод борьбы с грызунами является первым, наиболее древним и состоит в использовании естественных врагов грызунов: кошек, собак, хорьков.

Физический метод целесообразно использовать при проведении борьбы с грызунами на небольших объектах. Для этих целей применяются механический (ловушки, капканы, живоловки, мышеловки), электрический и акустический (ультразвуковые установки) способы.

Химический метод предполагает использование веществ, ядовитых для грызунов, – ратицидов. Основными ратицидами являются фосфид цинка, зоокумарин, ратиндан. В составе химического метода борьбы можно выделить следующие способы: использование ядов легочного пути поступления (газация); использование ядов кишечного пути поступления (приманочный и бесприманочный приемы).

Профилактические мероприятия подразделяются на: технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов – мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию санитарно-технического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива – газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперации вредных веществ и очистке от них технологических выбросов, нейтрализации отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям относят:

  • ограничение рабочего дня;
  • увеличение длительности отпуска;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
  • разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении;
  • рациональное питание для лиц, работающих с ядовитыми веществами, диетическое питание, режим труда и отдыха.

Вентиляция помещении Вентиляция помещений достигается удалением из них избыточного тепла, избыточной влаги, промышленных ядов и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей своими значениями параметров гигиеническим требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.

Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена – на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил – на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическую), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия – на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям – канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция предусматривается в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийная противодымная вентиляция устанавливается для удаления дыма при пожаре для обеспечения эвакуации людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнение следующих технических и санитарно-гигиенических требований:

  • количество приточного воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять – где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка – из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например, фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать шум на рабочих местах, превышающий предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, простая по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируется микроклимат?
  • 4. Как проводятся измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Как нормируется аэроионный состав воздуха в помещениях?
  • 8. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 9. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 10. Какими показателями характеризуется вредное воздействие веществ?
  • 11. Как образуется производственная пыль?
  • 12. Какие вредные и опасные свойства имеют производственные пыли?
  • 13. Как нормируется содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 14. Какие вредные свойства для здоровья человека имеет аммиак и фреон?
  • 15. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 16. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?
  • 17. Какое действие на человека оказывают хлор и фосген?
  • 18. По каким показателям проводится контроль состояния загрязнения воздуха рабочей зоны?
  • 19. Какими методами проводится контроль воздушной среды на наличие вредных веществ?
  • 20. Какие мероприятия проводятся для профилактики заболеваний от загрязнения производственной среды вредными веществами?

В настоящее время наркомания достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет быстрыми темпами, поэтому очень важно своевременно принимать меры, которые помогут в борьбе с этим страшным явлением. Подобного рода проблема наносит серьезный вред всем членам современного общества. Наркомания является настоящей бедой для всех тех семей, которые уже успели с ней столкнуться. Есть перечень мер, с помощью которых можно предупредить появление этого заболевания.

Что такое наркомания

Под наркоманией подразумевается заболевание, которое вызывается употреблением наркотических веществ – произошло от греческих слов «оцепенение» и «безумие, восторженность». Другими словами, под наркотической зависимостью подразумевается состояние человека, когда он постоянно думает о наркотических средствах и стремится заполнить их любыми способами, чтобы избавиться от психического дискомфорта и получить ощущения, которые кажутся ему приятными. В результате он с легкостью переступает границы морали – это приводит к разрушению семьи, общения с друзьями.

Традиционная биомедицинская модель наркомании в своей основе имеет эпидемиологию, которая характерна для инфекционных заболеваний. Носителями в соответствии с теорией принято считать конкретных индивидов. Если обобщить, то эта модель определяет заболевание следствием заражения человека. Современная действительность вынуждает пересмотреть ее принципы, т.к. часто паталогические состояния возникнут не из-за проникновения в организм инфекции. Сегодняшняя модель основывается на утверждении, что болезнь человека во многом зависит от его поведения.

Вред наркомании

Мероприятия по профилактике наркомании являются необходимостью, ведь она наносит существенный вред как наркоману, так и его близким. Наркотики являются ядом, который медленно разрушает мозг человека, его психику. За счет мозгового нарушения и дисфункции нервной системы начинают разрушаться внутренние органы. Люди, употребляющие кокаин и некоторые другие наркотики, живут не больше 4-х лет – нередко они погибают от разрыва сердца. Те, кто употребляют морфин, через 2-3 месяца теряют способность к умственной деятельности.

Все наркоманы испытывают серьезные проблемы со здоровьем (из-за низкого иммунитета) и поэтому долго не живут. Некоторые личности и вовсе в течение первых лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытки покончить с жизнью. Наркоман легко переступает все дозволенные черты, нередко становясь преступником. Личность больного становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего он с большой скоростью идет к своей гибели.

Ввиду того, что интересы наркомана сосредотачиваются исключительно на добыче и употреблении наркотических веществ, круг его общения сужается, в основном состоит из антисоциальных личностей. Наркоман постепенно теряет все: рабочее место, друзей, семью. Для общества он становится абсолютно бесполезным, поэтому общество стремится уменьшить рост наркомании и вернуться к полноценной жизни зависимых людей. Часто наркомана узнают по следующим признакам:

  • бессоннице, бледности;
  • застывшему, лишенному мимики лицу;
  • сухости слизистых оболочек;
  • частой зевоте, чиханию;
  • постоянно заложенному носу;
  • дрожащим рукам с воспаленными и исколотыми венами;
  • необычайно широким или узким зрачкам;
  • не реагирующих на изменение освещенности глазам.

Профилактика наркозависимости

Проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркотический зависимости, занимаются одновременно несколько социальных институтов. Все они подчинены одной главной цели – создать базу (информационную, правовую, силовую), с помощью которой можно максимально широко распространить информацию о вреде наркотиков и облегчить или избежать проблем, связанных с их употреблением:

  • профилактика наркомании среди молодежи, прежде всего, должна проводиться медицинскими учреждениями, т.к. это является не просто вредной привычкой, а настоящим заболеванием;
  • со стороны законодательных органов документально определяются способы борьбы с продажей и распространением наркотических препаратов;
  • силовые системы обеспечивают воплощение законодательных мер в жизнь с проведением специфических операций, направленных на остановку распространения веществ;
  • научными учреждениями создаются средства, с помощью которых можно вылечить человека от зависимости от химических веществ и определить лиц, которые имеют предрасположенной к такой зависимости.

Профилактика наркомании среди подростков – это вопрос, который непосредственным образом касается каждого, кто имеет прямое отношение к наркотическим веществам, т.е. входит в целевую группу. К ней относятся:

  • Подростки. Они очень часто попадают под воздействие лиц, которые предлагают наркотики на пробу. Их неустоявшаяся психика с легкостью подвергается внешнему воздействию. Отсутствие собственной и четкой точки зрения делает их сильно уязвимыми перед такого рода влиянием.
  • Лица, которые единожды попробовали наркотики и периодически проводили с ними эксперименты.
  • Созависимые. То есть люди, которые входят в социальное окружение наркоманов.
  • Лица, которые регулярно применяют психотропные вещества без назначения врача.
  • Занимающиеся проституцией, которые используют в своей деятельности наркотики.
  • Люди, которые имеют наркотическую зависимость на протяжении некоторого времени.

Одним из самых распространенных действенных способов профилактики приема запрещенных препаратов является использование мер, направленных на ограничение их распространения, проведение антиагитационных мероприятий. Их основная задача заключается в информировании людей, которые находятся в зоне риска, и тех, кто соприкасается с ними, о негативном влиянии всех видов препаратов на моральное, психологическое и физическое состояние человека. Сюда же включается и пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни).

В ходе профилактических мероприятий в учебных заведениях проводятся соответствующие лекции и занятия, демонстрируются художественные и документальные фильмы. Хорошая работа, проведенная среди подростков, дает ощутимые результаты, поэтому она должна проводиться в широких масштабах и постоянно. Информация по профилактике должна соответствовать нескольким требованиям:

  • не иметь оттенка безысходности, быть позитивной;
  • СМИ не должны показывать сцены употребления наркотиков;
  • любая публикация должна иметь информацию в понятном виде и рекомендации по профилактике употребления запрещенных препаратов;
  • подготовка материалов должна вестись только специалистами, то есть наркологами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных работников.

Чтобы обеспечить активную работу, необходима соответствующая законодательная база. В связи с этим, прежде всего, требуется административная ответственность за употребление запрещенных средств и возможность обследования лиц, подозреваемых в наркомании. Сегодня существуют специальные сообщества анонимных наркоманов, члены которого помогают друг другу избавиться от этой зависимости.

Молодежь, которая быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминальные дела, теряет семью и друзей, становясь потенциально опасной для окружающих. Объектами профилактических мероприятий считаются все те группы лиц, которые подвергаются риску появления зависимости от наркосодержащих веществ. К субъектам при этом относятся организации и лица, занимающиеся профилактическими работами и претворяющими их в жизнь. Субъектами являются:

  • Федеральная служба, которая занимается контролем за оборотом наркотиков на территории страны. Она осуществляет контроль и мониторинг всех антинаркотических мероприятий, участвует в разработке специальных программ и выполняет их внедрение на местах.
  • Государственный комитет РФ по антинаркотической работе и его территориальные подразделения. В обязанности этих субъектов входит осуществление контроля над проведением профилактических мер и их результативностью, включая координацию с участием СМИ (средств массовой информации) и прочих организаций.
  • Органы самоуправления, имеющие местное значение. Они помогают организовывать мероприятия, направленные на обеспечение досуга молодежи, развитие физкультуры, массового спорта.
  • Органы управления, относящиеся к системе здравоохранения. Благодаря им осуществляются работы, связанные с лечением, предупреждением, реабилитацией лиц, которые подвержены влиянию наркотиков.
  • Органы управления в образовательной системе. Они специализируются на организации и контроле над внеучебным временем молодежи, детей, проводят воспитательные работы и коррекцию поведения при помощи социальных центров.
  • Органы внутренних дел. Они контролируют ситуацию на рынке наркотиков, проводят операции по предупреждению их незаконного оборота.
  • Профильные учреждения и органы, специализирующиеся на управлении в системе соцзащиты населения. Их содействие направлено на защиту детей в случае, если они попадут в сложную ситуацию.

Необходимо давать реальную оценку ситуации с наркотиками, приняв во внимание процент тех, кто уже знаком с приемом наркотических средств. Сотрудники полиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию на прием запрещенных средства. Если подросток не хочет посещать наркологический диспансер и даже является лидером группы наркоманов, то в таком случае требуется принимать административные меры. Дополнительно нужно организовать консультирование по телефону. Своеобразным информационным мостом для людей становятся следующие службы:

  • Телефон поддержки для наркозависимых, работающий в круглосуточном режиме. На линии работают специалисты в области химической зависимости.
  • «Горячая линия». Цель этой службы заключается в информировании населения по вопросам наркомании и алкоголизма, предоставлении сведений о реабилитационных, лечебных учреждениях.
  • «Телефон доверия». Эта служба отличается от телефона поддержки тем, что тут отвечают на вопросы и дают рекомендации профессиональные психологи.

Направления профилактики

Без комплекса профилактических мероприятий среди молодых (особенно несовершеннолетних) лиц количество наркоманов будет только расти – это скажется на росте уровня преступности. Особенно важным является выявление лиц, которые уже пристрастились к наркотическим средствам, чтобы заболевание не усугубило их положение. Наркозависимые нередко становятся полностью потерянными для общества. Выделяют несколько видов профилактических работ, проводимых в основном с молодым поколением:

  • Общая. Эту разновидность считают самой массовой, и с ее помощью решается сразу несколько задач профилактики употребления наркотических средств. Для этой цели используется информационная пропаганда, включающая в себя донесение до населения методов, которые законодательная власть использует в борьбе с наркозависимостью и наркотическими средствами, информации о рисках при их употреблении, стимулированию молодежи к обращению в специальные службы помощи. Помимо этого, используется способ развития навыков у подростков, которые понадобятся им в дальнейшей жизни и при преодолении сложных ситуаций.
  • Выборочная. Этот вид работ направлен на тех представителей молодежи, которых считают «трудными» детьми. Они уже показывают свои поведенческие навыки и нередко оказывались в сложных ситуациях. Причина повышенного внимания к этой категории обуславливается тем, что приобщение к употреблению наркотиков часто встречается у таких молодых людей.
  • Симптоматическая. Профилактические меры этого вида направлены на лиц с опытом употребления наркотических средств, но которые еще не приобрели статус наркоманов. В социальном поведении они выделяются равнодушием к родителям, сужением круга своих интересов и тем, что были замечены в наркотических или алкогольных эксцессах.
  • В отношении инъекционных наркоманов (использующих уколы). Лица, являющиеся потребителями инъекционных наркотиков, редко попадают в сферу внимания органов здравоохранения. Опасность их состоит и в том, что они нередко становятся переносчиками разных заболеваний, например, гепатита С, СПИДА, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.
  • Реабилитация. В отношении лиц, прошедших курс специального лечения, применяются реабилитационные методы, основанные на мотивации к здоровой жизни и помощи в профилактике срывов.

Виды

Профилактика употребления наркотиков является серьезным занятием, которое должно масштабно проводиться в школах и других учебных заведениях. Педагоги, социальные работники и психологи могут использовать всевозможные методы, которые направлены на то, чтобы отбить у людей юного возраста интерес и тягу к наркотикам. Особое значение имеют родители, которые должны дать правильное воспитание свои детям, т.е. направить их в нужное русло. В терминологии ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяют несколько видов профилактики:

  • первичная;
  • вторичная;
  • третичная.

Первичная

Задача первичной профилактики заключается в предупреждении употребления наркотических средств. Молодежь при доступной информации и нужном подходе может сформировать свое мнение о наркомании. При этом выделяют четыре направления:

  • санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • активная воспитательная работа, проводимая среди подростков, молодежи;
  • административно-законодательные меры;
  • общественная борьба, направленная на искоренение распространения, употребления наркотиков.

Вторичная

Этот вид профилактики направлен на раннее выявление всех тех лиц, которые употребляли психоактивные средства. Кроме того, сюда же относится и их лечение, предупреждение рецидивов, проведение поддерживающей терапии. При этом предрасположенность к наркомании можно определить с помощью целого ряда патохарактерологических особенностей личности. Особенную склонность к этому имеют подростки с истерическим, неустойчивым характером, терпимые к любым отклонениям от психических, социальных норм.

Третичная

Задача третичного комплекса профилактических мер состоит из социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией. То есть следует восстановить здоровье людей, которые пострадали от этого заболевания, а затем помочь им снова приобщиться к обществу, труду. Важна поддержка родных и близких, особенно при личном контакте с ними.

Мероприятия по профилактике наркомании в учебных заведениях

Представители наркологической службы должны проводить в школах и ВУЗах семинары по обучению педагогов простым приемам выявления разных видов опьянения, формированию у молодежи настороженности к этой проблеме. Нужны рассказы о реальных медицинских и социальных случаях наркомании, которые привели к тяжким последствиям. Очень убедительны сообщения о смертельных исходах, тяжелых отравлениях, ранах от употребления больших доз наркотических веществ. Нужно акцентировать внимание учащихся на пагубном влиянии наркотиков на интеллект, физическое развитие, потомство.

Лекции

Профилактика употребления наркотических средств в школе даст возможность уберечь ребенка от негативного влияния сверстников, которые уже страдают наркоманией. Лекции должны включать в себя подробную информацию о том, что такое наркомания, ее вреде, негативных последствиях и т.п. Педагоги должны воспитывать своих учеников так, чтоб они могли своими силами избавляться от проблем психологического рода и трудностей в жизни без употребления наркотических веществ. Соответствующие лекции и уроки помогут:

  • сформировать у молодежи ценности общечеловеческого типа;
  • привить подросткам навыки здорового времяпровождения;
  • сформировать навыки защиты психологического характера от возможного вовлечения в антисоциальное времяпровождение.

Лекции являются популярной профилактической методикой, приносящей пользу, в ходе которой учащиеся выслушивают интересные рассказы о наркотиках и их вреде. Педагоги описывают состояние, которое испытывает наркоман при очередной дозе. Ученики могут сконцентрировать на этом внимание, что повлечет за собой отрицательные последствия. В связи с этим беседу рекомендуется строить в дискуссионной форме. Дополнительно проводят открытые занятия, организовывают творческие проекты на данную тематику.

Проведение классного часа

В силах педагога – организовывать каждую неделю классные часы. На мероприятие можно пригласить сотрудников полиции, медиков. Специалисты выскажут учащимся компетентное мнение на тему наркомании. Один классный час принесет существенный эффект, при том что эта мера отнимет немного времени. При проведении классных часов используются средства наглядного характера: плакаты, макеты. Чтобы материал лучше закреплялся, эти пособия ребята должны изготавливать самостоятельно. Дополнительно демонстрируются документальные ролики о вреде наркомании.

Работа с родителями

Чтобы эффект от работы со школьниками был максимальным, педагоги проводят беседы с родителями. Многие отцы и матери рассматривают наркоманию в качестве проблемы, которая не коснется их школьника. Некоторые родители считают школу рассадником наркотической заразы – данное мнение небезосновательно. При этом не все взрослые имеют необходимые знания по этой специфической тематике, из-за чего они не проводят с ребенком беседы воспитательного характера.

Педагогам важно проводить беседы с родителями учащихся, объясняя им то, как общаться с детьми и какие ценности нужно прививать им. Направления этой деятельность следующие:

  • создание благополучной среды, где присутствует нетерпимость к вредным привычкам;
  • формирование активного семейного отношения к пропаганде наркотических средств;
  • предупредительные меры по недопущению пристрастия учащегося к этим веществам.

Педагоги и школьные психологи при работе с родителями должны рассказать им о тех особенностях психологии, которые присутствуют у молодежи, а также объяснить, как действовать во время семейных ссор. Нередко конфликты в семье становятся причиной употребления наркотических средств ребенком. Взаимодействие с родителями организовывают специалисты по воспитательной работе, классные руководители, психологи – у каждого работника собственные задачи. Руководство школы координирует и контролирует такую антинаркотическую пропаганду.

Видео

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу «равный – равному». При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе «равный – равному» очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к ним необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Все подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например, употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в подростковом возрасте. Они включают в себя: психологические упражнения, психо-социальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте часто приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г в мире 90.000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно также нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии не должны изолироваться от сверстников, если это только не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

^

2.2. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста 11


В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:


  1. Сердечно-сосудистые заболевания.

  2. Онкологические заболевания.

  3. Бронхо-легочные заболевания.

  4. Сахарный диабет II типа.
Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.

  2. Нерациональное питание.

  3. Гиподинамия.

  4. Злоупотребление алкоголем.
Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.

  2. Артериальная гипертензия.

  3. Нарушения липидного обмена.

  4. Нарушения углеводного обмена.
Воздействия на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (рис. 6). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия.

Рис. 6. Схема программ укрепления здоровья для лиц среднего возраста

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть явлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возрасте отводят в выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:

Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

^

2.3. Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста


Согласно международной классификации, пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ, основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 12:


  • профилактика и сокращение бремени, связанного с инвалидностью, хроническими болезнями и преждевременной смертностью;

  • сокращение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

  • обеспечение непрерывной помощи людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью;

  • обеспечение безопасности и достоинства стареющих людей;

  • обучение лиц, осуществляющих уход за пожилыми.
Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потери возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются 13:

  • депрессия;

  • курение;

  • низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;

  • гиподинамия;

  • ограничение функции нижних конечностей;

  • деменция;

  • повышение или снижение ИМТ;

  • ухудшение зрения;

  • низкая самооценка качества жизни.
Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть 14:

  • артериальная гипертензия;

  • нарушения липидного обмена;

  • остеопороз;

  • сахарный диабет II типа;

  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.
Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых. Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает 15 . До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

^

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента 16


Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школы пациента. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациента проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:


  • замедление прогрессирования заболевания;

  • уменьшение числа обострений или их тяжести.
Школа пациента предполагает сообщение следующих сведений:

  • причина развития заболевания;

  • методы восстановления здоровья;

  • преодоление психологических проблем, связанных с болезнью;

  • причины развития обострений и прогрессирования заболевания;

  • правила самоконтроля при заболевании;

  • ограничения по диете;

  • рекомендации по физической активности;

  • рекомендации по гигиеническим мероприятиям;

  • рекомендации по приему лекарственных средств и периодичности консультации медицинскими специалистами;

  • профилактика осложнений.
Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;

  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.
Метод изложения материала – лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо их активно привлекать к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия – не более 60 мин.


Мероприятия планируются и проводятся по трём направлениям:

1) обезвреживание источника инфекции;

2) разрыв путей передачи инфекции;

3) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям.

Важнейшее значение имеют:

· своевременное выявление инфекционных больных, ранняя их изоляция и госпитализация;

· контроль над соблюдением правил личной и общественной гигиены.

Дезинфекцию проводят с целью уничтожения во внешней среде возбудителей инфекционных заболеваний. Она бывает:

Профилактической – для предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний через места общественного пользования (столовые, бани, прачечные, парикмахерские, вокзалы и др.) путём их систематического обеззараживания.

Текущей – для обеззараживания выделений инфекционных больных, а также зараженных ими окружающих предметов.

Заключительной – после госпитализации, выздоровления или смерти инфекционного больного.

Методы дезинфекции делятся на физические, механические и химические . Из физических методов обеззараживания наибольшее применение имеют огонь, горячий воздух, кипящая вода, водяной насыщенный пар, ультрафиолетовые лучи. Химические дезинфицирующие вещества применяются в виде растворов и взвесей, а также в парообразном и газообразном состоянии. Чаще используются хлорная известь, хлорамин, лизол.

Дезинсекция – уничтожение насекомых. Используются механические, физические , химические и биологические методы . Истребление насекомых проводится с помощью различных ловушек, липкой бумаги, путем проглаживания одежды и белья горячим утюгом, обработки горячим воздухом и паром в дезинфекционных камерах. Применяют следующие химические вещества: гексахлоран, карбофос, хлорофос в виде растворов, эмульсий и аэрозолей, а также растительные инсектициды (пиретроиды - циперметрин, виртан) и бактериальные препараты (битоксибациллин, лепидоцид).

Дератизация – уничтожение грызунов. Применяются яды, используются различные орудия и способы отлова и уничтожения грызунов, а также заражение грызунов болезнетворными для них и безопасными для человека и домашних животных бактериями.

Профилактические мероприятия , связанные с повышением невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям, достигаются с помощью так называемого искусственного иммунитета, который создается путем введения (прививки) в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов.

Карантин – это комплекс санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебных и административно-хозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний как внутри очага, так и за его пределами. Карантин устанавливается при возникновении таких особо опасных инфекционных заболеваний, как чума, оспа, холера. При введении карантина достигается полная изоляция очага инфекционных заболеваний. Для этого организуется вооруженная охрана очага, прекращаются въезд и выезд людей, запрещается вывоз какого либо имущества без предварительной дезинфекции его, временно прекращается работа школ, клубов, кинотеатров и мелких предприятий бытового обслуживания, на основных дорогах, ведущих в очаг заражения, развертывают контрольно-пропускные пункты, обеспечивающие пропускной режим в зону карантина.

Особенно важно соблюдать личную гигиену лицам, оказывающим помощь пострадавшим – комплекс мероприятий, выполнение которых помогает человеку сохранить свое здоровье. Уход за кожей является одним из требований личной гигиены. Мыться следует не реже одного раза в неделю , а при работе в условиях воздействия радиоактивных, бактериальных и др. вредных веществ ежедневно по окончании работ . Руки мыть водой с мылом необходимо возможно чаще и обязательно после посещения уборной, выполнения каких-либо грязных работ и перед едой. К личной гигиене относится и уход за полостью рт а , за одеждой, обувью, снаряжением , поддержание чистоты в жилище, режим питания , а также физическая культура .

Одежда спасателя должна обладать высокими теплозащитными свойствами, быть хорошо проницаемой для воздуха, впитывать незначительное количество влаги, равномерно и быстро ее испарять, иметь небольшой вес и не стеснять движений, мало загрязняться и легко чиститься. Обувь должна быть по размеру и не сжимать стопу, ее необходимо своевременно очищать от грязи и пыли, просушивать.

При катастрофах и стихийных бедствиях, сопровождающихся загрязнением почвы, воды, продуктов питания фекалиями, нечистотами, навозом существует реальная опасность заражения острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Для предупреждения таких заболеваний необходимо соблюдать правила питания , водоснабжения и размещения в полевых условиях. Необходимо создать условия для хранения продуктов питания , исключающие их загрязнение и заражение, а также порчу.

Потребность спасателя в питьевой воде составляет 2–2,5 л. в сутки, в условиях жаркого климата, а также при тяжелой физической работе 5–6 л. в сутки, а в условиях пустыни до 11 л.

Безопасность воды , безвредность ее химического состава обеспечиваются государственным стандартом качества питьевой воды и постоянным контролем над качеством воды специальными лабораториями. Для питья необходимо использовать воду только проверенную такими лабораториями, или обеззараженную воду. Воду обеззараживают кипячением или с помощью химических средств , например пантоцида . Используется одна таблетка пантоцида на один литр воды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему некоторые заболевания получили название «особо опасные инфекции»?

а) передаются с питьевой водой; б) заканчиваются высокой смертностью; в) вызывают обширные кровоизлияния в кожу; г) имеют тяжёлую клиническую картину; д) выявляются при оказании первой медицинской помощи; е) обладают большой заразительностью.

2. Выберите три основные «звена» эпидемической цепи?

а) наличие специализированного возбудителя; б) наличие восприимчивых к болезни людей; в) наличие путей передачи заболевания; г) проводимый комплекс санитарно-гигиенических мероприятий; д) наличие источника инфекции.

3. Какие признаки характерны для чумы?

а) вздутие живота при бубонной чуме; б) боли в паху или под мышками при лёгочной форме чумы; в) кашель с выделением кровянистой мокроты при кишечной форме чумы; г) режущие боли в груди и сильная одышка при лёгочной форме чумы; д) покрасневшая кожа над лимфатическими узлами, отёчная подкожная жировая клетчатка при лёгочной форме.

4. Какую неотложную помощь следует оказать при высокой температуре тела у больного с чумой?

а) провести дезинфекцию; б) ввести раствор сульфокамфокаина; в) ввести антибиотики; г) дать выпить горячее молоко или боржоми; д) провести обтирание тела холодной водой, 70 0 спиртом, дать жаропонижающие средства.

5. Из приведенного списка выберите признаки, характерные для холеры.

а) Боли в паху или под мышками.б) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зеленый цвет выделения из кишечника.в) Сыпь по всёму телу.

г) Сильная одышка, режущие боли в груди.

6. Какую основную помощь необходимо оказать больному при холере?

а) Дать таблетки от головной боли.б) Использовать жаропонижающие средства.в) Смазать кожу нейтральными жирами.г) Назначить строгий постельный режим.д) Возместить потери жидкости и назначить антибиотики.

7. Какие срочные меры профилактики распространения натуральной оспы необходимо предпринять?

а) Избегать сквозняков, переохлаждения, воздействия токсических веществ.б) Своевременно использовать противогрибковых препаратов.в) Провести высадку из транспорта, изоляцию больного и медицинский осмотр всех пассажиров. г) Провести дезинфекционные мероприятий.д) Наладить санитарное просвещение населения.е) Провести вакцинацию лиц, находившихся в контакте с больным.

8. Что отличает проявление натуральной оспы от других заболеваний?

а) Обширные кровоизлияния в кожу.б) Потрясающий озноб, высокая температура и головная боль.в) Ощущение сухости, царапания в зеве, глотке, трахее.г) Сыпь по всёму телу с 3-5-го дня заболевания.д) Жидкий стул.

9. Характерные признаки жёлтой лихорадки?

а) Образование красноватого или синеватого цвета пятнышко на месте проникновения через кожу бациллы по истечении инкубационного периода.

б) Кашель с пенистоймокротой, окрашенной кровью. в) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зелёный цвет выделения из кишечника.

г) Неукротимая рвота.д) Высокая температура тела, общая слабость, сильная го­ловная боль, головокружение, боли в пояснице, ко­нечностях.

10. Какую неотложную помощь следует оказать при брюшном тифе?

а) положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой, 70 0 спиртом, дать принять жаропонижающие средства.

б) Назначить строгий постельный режим, обильное питье, левомицетин.

в) Провести санитарный конт­роль над учреждениями питания и торгово-продовольственной сетью, рынками.

г) Поставить горчичники на переднюю поверхность грудной клетки.

д) Сделать холодный компресс на голову, дать жаропонижающие средства.

11. Как помочь больному гриппом?

а) Обнажить больного, положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой и обдувание его вентилятором.

б) Положить на кожу повязку с тетрациклиновой мазью.

в) Ввести внутрь 5%-й раствор глюкозы, раствор Рингера, изотонический раствор хлорида натрия, отвар шиповника.

г) Дать больному хлорохин (делагил) и примахин по общепринятой стандартной схеме.

д) Обеспечить больному покой, постельный режим, питьё горячего молока и щелочного напитка.

12. Определить меры по предупреждению заболевания гриппом.

а) Ограничить посещение массовых зрелищных мероприятий, временно закрыть школы, детские садики и др. на время эпидемии.

б) Провести санитарную обработку больных и лиц, общавшихся с ним, провести дезинсекции и др. в) Регулярно проводить ветеринарно-санитарные мероприятия. г) Использовать механические, физические, химические и биологические методы дезинсекции. д) Постоянно употреблять для питья кипячёную воду.

13. Укажите характерные признаки дизентерии.

а) Покраснение лица, шеи и верхней части ту­ловища, конъюнктивит, одут­ловатость лица, отечность век, припухлость губ, ярко-красный язык.

б) Развитие картинытяжелой бронхопнев­монии, кашель и выделение пенистоймокроты, окрашенной кровью.

в) Обильная, полиморфная, сыпь на передней поверхности живота и груди, боковых отделах туловища, шеи, в поясничной области, на сгибательных поверхностях рук, внутренних и передних частях верхней трети бедер.

г) Дефекация до 10-15 раз в сутки, иногда чаще, стул теряет каловый характер и состоит из слизи или гноя с примесью крови, ложные позывы на дефекацию.

д) Очень бурное течение, нередко с обилием геморрагических проявлений на коже.

14. Какие меры профилактики дизентерии можно считать эффективными?

а) Своевременная диагностика заболевания у животных, изоляция и лечение их, обезвреживание трупов животных, контроль над содержанием скотомогильников и др.

б) Санитарная охрана источников во­доснабжения, очистка и хлорирование воды, соблюдение правил водопользования, спуска в общест­венные водоёмы бытовых и промышленных сточных вод.

в) Истребление переносчика.

г) Не допускать посадку на транспорт людей с симптомами болезни и лиц, со­прикасавшихся с больным.

д) Ограничить посещение населением массовых зрелищных мероприятий, закрытие школ, детских садиков и др. на время эпидемии.

15. Как лучше помочь больному малярией?

а) Обеспечить полную изоляцию очага заболевания путём введения карантина.

б) Ввести средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы.

в) Установить стро­гий внутренний санитарный режим в общежитиях, интернатах, летних лагерях и особенно в детских учреждениях с целью исключения быстрого распространения ин­фекции.

г) Тепло укутать больного при ознобе, дать горячий сладкий чай; после прекращения озноба и высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечить покой.

д) Создать покой, постельный режим, дать горячее молоко либо горячее щелочное питье.

16. Выберите правильный вариант оказания неотложной помощи больным менингитом.

а) Начать вводить сыворотку, антибиотики, средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. Срочная госпитализация в инфекционную больницу.

б) При высокой температуре следует обнажить больного, положить холодный компресс на голову, сделать обтирание тела холодной водой, внутрь дать жаропонижающие средства. Срочная госпитализация в больницу.

в) Срочно госпитализировать больного специальным автотранспортом в инфекционное отделение, автотранспорт дезинфицировать. При невозможности срочно госпитализировать больного лечение его начать под контролем врача в домашних условиях.

г) При ознобе больного тепло укутать, дать горячий сладкий чай; при высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечивают покой.

17. Какая форма заболевания сибирской язвой чаще всего встречается? а) септическая, б) кожная, в) лёгочная, г) кишечная.

18. Какой основной путь проникновения возбудителя сибирской язвы в организм?

а) Через желудочно-кишечный тракт. б) Воздушно-капельным путём. в) Через кожный покров. г) С укусом комаров. д) Передаются мухами.

19. Выбрать ведущий признак проявления сыпного тифа.

а) жидкий и частый стул у больного; б) высокая температура тела; в) рвота и обезвоживание организма; г) сыпь на теле; д) общая слабость и головная боль.

20. Выбрать основные направления мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний.

а) дератизация; б) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям; в) дезинсекция и дезинфекция; г) обезвреживание источника инфекции; д) введение карантина; е) разрыв путей передачи инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.П.Практика инфекциониста. «Вышэйшая школа», Мн. – 1994. – 495 с.

2. Большая медицинская энциклопедия. «Советская энциклопедия», М. Т.Т. 4, 8, 9, 16, 17, 21, 29, 30, 31, 34, 35 – 1963.

3. Елисеев О.М. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. "Лейла", СПБ. – 1996. – 559 с.

4. Кузьмичёва А.Т., Шарлай И.В. Детские инфекционные болезни. «Медицина», М. – 1978. – 512 с.

5. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях / Учебное пособие для спасателей. Под ред. В.К. Агапова / Всесоюзный центр медицины катастроф. - «Защита», М. – 1995. – 603 с.

Разработал:

Пустовит В.Т.

Занятие 5. ДЕМЕРКУРИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

1. Цель работы. Изучить вредное воздействие на человека ртути и ее соединений. Научить студентов действиям по демеркуризации с соблюдением мер безопасности.

2. Порядок выполнения работы:

2.1. Изучить материал занятия.

2.2. Законспектировать ответы на следующие вопросы:

1. Основные свойства ртути и ее воздействие на организм человека

2. Источники ртутной интоксикации и порядок сбора пролитой ртути. Меры безопасности

3. Химическая демеркуризация и порядок ее проведения.

4. Меры первой медицинской помощи.

2.3. Выбрать свой вариант тестов по таблице вариантов. Номер варианта соответствует порядковому номеру фамилии студента в журнале учета занятий.

2.4. Представить преподавателю для контроля законспектированные ответы на поставленные выше вопросы. Быть готовым ответить на поставленные вопросы преподавателем.

2.5. Заполнить таблицу тестами своего варианта и ответами на них. Сдать преподавателю для контроля.

3. Материально-техническое обеспечение: проектор, рисунки и пленки, видеофильм.

Внимание!

В республике Беларусь ежегодно происходит до 200 разливов ртути, чаще в местах с массовым пребыванием людей и в быту.

Она очень опасна для здоровья. Изучи ее свойства, правила поведения, чтобы сохранить свою жизнь!

Общее количество ежегодно собранной ртути силами МЧС превышает 200 кг.

Если у Вас на работе обнаружено помещение, зараженное ртутью, звоните по телефону службы спасения "01" и вызывайте специалистов! Соблюдайте меры безопасности, которые изучите на этом занятии!

Если у Вас дома разбился ртутный термометр воспользуйтесь знаниями, полученными на занятии и проведите демеркуризацию сами!

1. Термины и определения

Абсорбция - поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества (абсорбента).

Адсорбция - поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости.

Амальгамы - металлические системы, одним из компанентов которых является ртуть. В зависимости от характера взаимодействия и соотношения компонентов, а также температуры амальгамы представляют: жидкие растворы, твердые растворы, кристаллические химические соединения, гетерогенные смеси химического соединения и растворов ртути.

Антидоты (противоядия) - химические соединения, способные обезвреживать попавшие в организм яды или отравляющие вещества.

Демеркуризаторы - вещества, которые вступают в химическое взаимодействие с металлической ртутью и (или) ее соединениями, в результате чего образуются устойчивые и малотоксичные продукты.

Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных. Демеркуризация является одним из этапов выполнения аварийно-восстановительных работ в чрезвычайных ситуациях, когда в результате выброса (разлива) металлической ртути происходит заражение помещений.

«Депо» сорбированной или скопившейся металлической ртути - место на зараженном объекте, являющееся источником вторичного загрязнения ее парами.

Десорбция - удаление из жидкостей или твердых тел веществ, поглощенных при адсорбции и абсорбции.

Критерии эффективности демеркуризации - снижение загрязненности аварийных объектов до допустимых норм.

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) - концентрация, которая при ежедневном воздействии на человека в течение длительного времени не вызывает патологических изменений или заболеваний, обнаруживаемых современными методами диагностики.

Эффективность демеркуризации - степень снижения загрязненности поверхности и (или) зараженности воздуха и воды в результате обработки, включая механические способы сбора ртути и ее соединений.

2. Основные свойства ртути

Ртуть это блестящий, серебристо-белый, жидкий, тяжелый металл. Заметно испаряется при комнатной температуре, при повышении температуры скорость испарения сильно возрастает. Пары ртути тяжелее воздуха в 7 раз. Максимальная концентрация насыщенных паров в воздухе при температуре 20 0 С составляет 15,2 мг/м 3 . Растворяет золото, серебро, цинк, образуя твердые растворы амальгамы. Железо, кобальт, никель в ртути не растворяются. Ртуть активно реагирует с сероводородом, а полученный сульфид ртути – нерастворимое нетоксичное соединение, которое выводится из организма. На базе этого разработан антидот. Ртуть хорошо растворяется в азотной кислоте. В холодной и горячей воде ртуть практически не растворяется. Ртуть и ее пары хорошо сорбируются на всех без исключения конструкционных материалах.

Химическая формула Нg
Удельный вес 13546 кг/м 3

Температура плавления –38,87 0 С

Температура кипения +357,25 0 С

Степень токсичности 1

3. Воздействие ртути на организм человека

Основным путем поступления ртути в организм человека, приводящим к развитию острых и хронических отравлений, является ингаляционный. Соли ртути могут проникать и через кожные покровы. Пары ртути не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, не оказывают немедленного раздражающего действия на органы дыхания, зрения и кожные покровы. Острые отравления людей возможны при концентрации паров ртути в воздухе в пределах 0,13-0,80 мг/м 3 .

Пары и соединения ртути чрезвычайно ядовиты, накапливаются в организме, легко сорбируются легочной тканью, попадают в кровь, подвергаются ферментативному окислению до ионов, которые образуют соединения с молекулами белка, многочисленными ферментами, нарушают обмен веществ, поражают нервную систему, могут вызвать тяжелое отравление.

Ртуть имеет свойство накапливаться в организме. Поэтому при воздействии даже в концентрациях, незначительно превышающих ПДК, ее пары могут вызвать необратимые изменения.

Ртуть оказывает поражающее действие на центральную нервную и сердечно-сосудистые системы, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), органы дыхания, печень, селезенку, почки. Поражающее действие проявляется через определенный промежуток времени (при остром отравлении - через 8–24 ч.).

Ртуть выделяется из организма через почки, кишечник, слюнные и потовые железы. Отравление возможно как от паров ртути, так и ее соединений. Из всех соединений ртути наиболее опаcна сулема НgCL 2. Предельно-допустимые концентрации металлической ртути приведены в таблице 1.

Симптомы поражения при концентрациях, выше допустимой : повышенная утомляемость, головокружение, общая слабость, эмоциональная неустойчивость, общая подавленность, ухудшение памяти и умственных способностей, покраснение и кровоточивость десен, повышенное выделение слюны, потливость, боли при глотании, бледность слизистых и кожных покровов, резкое падение веса тела.

Таблица 1

Предельно-допустимые уровни загрязнения металлической ртутью и ее парами

При более тяжелых формах хронического отравления наблюдается воспаление слизистой полости рта (часто гнойного характера), расстройства пищеварения. Больные жалуются на боли в животе и в области печени.

Поражение нервной системы выражается в виде дрожания кистей рук, переходящего затем на веки, губы, язык. Обычно оно прекращается ночью. Наблюдается ослабление мышечной силы, параличи, боли, особенно в суставах.

При острых отравлениях больной ощущает металлический привкус во рту, изменяется окраска полости рта.

Среди общих явлений отмечаются разбитость, острые головные боли, потеря аппетита, тошнота, рвота. Возможен шок, летальный исход наступает в течение 6-10 суток

4. Источники ртутной интоксикации

Ртуть широко применяется в электротехнике, электронике, приборостроении, металлургии, химии(термометры, барометры, реле, электрические звонки, лампы дневного света, кварцевые ртутные лампы), производстве хлора и щелочей, для получения металлов высокой чистоты, как катализатор в органической химии.

Непосредственные выбросы ртутных паров в атмосферу, как правило, не создают повышенных концентраций в открытой атмосфере. Время жизни паров ртути в атмосфере определяется в 3–5 суток, после чего она в виде органических соединений закрепляется на уровне земной поверхности.

Для населения в быту особую опасность представляют разбившиеся ртутные термометры. В помещении объемом до 60 м 3 всегда существует опасность ртутного отравления при разбитом термометре. Опасность ртути состоит в том, что она локализуется в щелях, трещинах и прочих дефектах полов, столов, шкафов, раковин, выделяя в воздушную атмосферу свои пары. В этом случае не пытайтесь проводить демеркуризацию сами, вызовите специалистов МЧС по телефону службы спасения "01".

5. Сбор пролитой ртути

Ртуть обладает высоким поверхностным натяжением, и как следствие, большой подвижностью, что затрудняет ее сбор механическими способами. При сметании ртути происходит ее дробление с образованием частиц, принимающих форму шара. Чем длительнее процесс сбора металлической ртути, тем больше она дробится на «шарики». С уменьшением размеров капель металлической ртути поверхность испарения увеличивается. Капли ртути при соприкосновении быстро объединяются в одну, стемясь занять объем с минимальной поверхностью.

Сбор ртути проводится от периферии загрязненного участка к его центру. Необходимым условием этого сбора является ограничение начальной площади загрязнения. Поиск скрытых источников ртутного заражения проводится только после тщательного сбора видимой ртути.

Недопустимо ограничиваться осмотром только видимых и доступных участков. Если помещение расположено на первом этаже здания, необходимо провести обследование подвальных помещений с целью механического сбора пролитой ртути и последующей обработки грунта демеркуризаторами.

Допускается сметать капли ртути мокрой волосяной кистью или щеткой в эмалированный совок, извлекать депонированную ртуть из углублений и щелей при помощи полосок алюминиевой фольги, очищенной цинковой жести или медной (латунной) проволоки.

Чтобы ртуть хорошо прилипала к медным изделиям, перед употреблением их промывают обезжиренным растворителем. После контакта с ртутью их обрабатывают в разбавленной азотной кислоте и промывают водой.

Медными кисточками ртуть можно собрать под слоем воды или других органических жидкостей.

Очень мелкие (пылевидные) капельки ртути (до 1мм) могут собираться влажной фильтрованной или газетной бумагой. Бумага размачивается в воде до значительной степени разрыхления, отжимается и в таком виде употребляется для протирки загрязненных поверхностей. Капельки ртути прилипают к бумаге и вместе с ней переносятся в герметичную емкость.

6. Химическая демеркуризация

Самая тщательная уборка не обеспечивает полного извлечения ртути с зараженных поверхностей, так как капли могут задержаться в неровности поверхности, попадать в трещины и щели покрытия. Ртуть может быть физически сорбирована поверхностью веществ и материалов. Поэтому вторым этапом проводимых работ является химическая демеркуризация, представляющая процесс воздействия на металлическую ртуть различными соединениями, которые снижают скорость испарения ртути путем перевода ее в оксиды и соли с меньшей упругостью паров, а также облегчают ее последующее удаление с зараженных поверхностей.

Химической обработке поверхности в обязательном порядке предшествуют:

· сбор видимой металлической ртути;

· удаление продуктов коррозии (ржавчины);

· снятие старых некондиционных антикоррозийных покрытий.

Физико-химические процессы, протекающие при взаимодействии ртути (ее соединений) с демеркуризаторами, заключается в эмульгировании ртути, превращения ртути (ее соединений) в малолетучие вещества.

К числу наиболее употребительных и положительно зарекомендовавших себя демеркуризаторов относятся:

· мыльно-содовый раствор (4% раствор мыла в 5% водном растворе соды);

· 20% водный раствор хлорида железа;

· 5–10% водный раствор полисульфида натрия или кальция;

· 20% водный раствор хлорной извести;

· 4–5% раствор моно- и дихлорамина;

· 5–10% водный раствор соляной кислоты;

· 10% водный раствор сульфата меди или иодида калия.

Демеркуризаторы применяются обычно из расчета 0,15–1,0 л на 1 м 2 площади.

Время обработки 1 м 2 загрязненной поверхности включает:

· нанесение демеркуризирующих растворов–10 минут;

· экспозиция демеркуризации – от 8 до 48 часов;

· смыв и влажная уборка – 15 минут.

Различают три степени загрязнения конструкций ртутью:

· 1 (незначительная интенсивность) – содержание ртути не превышает 0,0001 мг в 1 г материала конструкции;

· 2 (средняя интенсивность) – 0,001 мг/г;

· 3 (высокая интенсивность) – 0,01 мг/г и выше.

В зависимости от глубины проникновения ртути в различные материалы и конструкции эти материалы или удаляют из помещений или производят депонирование с применением ртутьнепроницаемых составов: грунтовок, шпатлевок, эмалей и лаков.

Способов и средств демеркуризации воды для питьевых целей нет. Разработана лишь технология обезвреживания сточных вод после демеркуризационных мероприятий.

Используется два основных способа очистки сточных вод от ртути и ее соединений, которые удовлетворяют санитарным требованиям. Один основан на осаждении ионов ртути ввиде практически нерастворимых сульфидов ртути, а второй - на использовании сильноосновных катионов (например, сульфоуголь), полностью поглощающих ионы ртути.

7. Порядок проведения демеркуризации

Þ проведение первичного обследования помещения, подлежащего демеркуризации;

Þ выявление источников, характера и объемов заражения;

Þ оценка объемов демеркуризационных работ;

Þ подготовка помещения к демеркуризации: вынос оборудования, с одновременным контролем на степень зараженности;

Þ механический сбор видимой металлической ртути, ликвидация потенциальных источников ртути;

Þ тщательная уборка помещений от пыли с интенсивным их проветриванием;

Þ применение химических демеркуризаторов и смывающих средств;

Þ интенсивное проветривание помещений, двухразовый контроль зараженности;

Þ при необходимости увлажнять удаляемый со стен, потолка и пола материал (штукатурку, подпольную засыпку и т.п.);

Þ складировать загрязненный ртутью мусор на водонепроницаемой подстилке (толь, рубероид) и своевременный (не позже 2-3 суток) вывоз его в места, отведенные для захоронения твердых отходов, закрепленным для этого транспортом. После этого транспорт подвергается химической демеркуризации.

8. Влажная уборка объекта

влажная уборка проводится на заключительном этапе ликвидации загрязнения объекта металлической ртутью после каждого этапа демеркуризации. Мытье поверхностей осуществляется нагретым до 70–80 0 С мыльно-содовым раствором с нормой расхода 0,5–1,0 л/м 2 . Раствор готовится растворением 4% мыла в 5% водном растворе кальцинированной соды. Вместо мыла допускается мспользование технических 0,3–1% водных растворов моющих бытовых стиральных порошков.

Уборка завершается тщательной обмывкой поверхностей водопроводной водой и протиранием их ветошью насухо.

9. Требования безопасности при проведении

демеркуризационных мероприятий

Запрещается:

v нахождение на зараженном ртутью объектов, не связанных с выполнением работ и не обеспеченных средствами индивидуальной защиты;

v принимать пищу, пить, курить, растегивать одежду и снимать средства индивидуальной защиты;

v выливать собранную ртуть в канализацию;

v хранить собранную ртуть, а также твердые и жидкие отходы нельзя хранить на объекте даже временно;

v все приспособления, посуда и инвентарь, используемые для сбора ртути и демеркуризации должны храниться на объекте до завершения работ в отдельных закрытых помещениях.

В качестве средств индивидуальной защиты использовать промышленные противогазы типа "Г", респираторы газо-пылезащитные - при демеркуризации относительно небольших количеств ртути на открытом воздухе, в подъездах жилых домов, в помещениях с открытыми окнами. Возможно применение и других респираторов.

После окончания работ люди должны:

· очистить одежду и обувь от пыли, резиновые сапоги обмыть водой (не снимая средств защиты);

· принять душ;

· прополоскать полость рта 0,025% раствором перманганата калия;

· почистить зубы.

10. Меры первой медицинской помощи

При обнаружении признаков поражения необходимо выполнить следующие действия:

· покинуть опаную зону;

· очистить одежду и обувь от пыли, резиновые сапоги обмыть водой.

До оказания врачебной помощи необходимо полоскать рот водным 5% раствором хлорида цинка.

Пострадавшему необходимо обеспечить чистый воздух, покой и согревание.

При раздражении верхних дыхательных путей требуется вдыхание распыленного 2–5% раствора тиосульфата натрия, соды или буры.

Глаза, нос и рот промываются 2% раствором соды.

Противоядием для ртути являются яичный белок и касторовое масло, которые необходимо применять внутрь. При отравлении солями ртути следует немедленно дать пострадавшему 3 сырых яйца в молоке (около 1 литра) и вызвать рвоту.

Если известно, что отравление произошло сулемой, то надо дать пострадавшему смесь состава: 1 г гипофосфита натрия, 5 мл 3% пероксида водорода и 10 мл воды. Указанное количество достаточно для детоксикации 0,1 яда, попавшего в желудок. Дополнительно дается аскорбиновая кислота. Смертельная доза сулемы составляет 0,1-0,5 г.

При острых отравлениях ртутью и ее соединениями подкожно или внутримышечно вводится «УНИТИОЛ» (в течение 6–7 суток) и дается антидот «Меtalloram», содержащий сероводород. Предварительно необходимо выпить 200–300 мл воды. 100 мл антидота достаточно для обезвреживания в желудке 4 г сулемы.

При тяжелых острых отравлениях пострадавшему вводится в желудок через зонд разведенная в 300 мл воды одна ложка уксусной эссенции, а затем - 100 мл антидота. Вместо уксусной эссенции можно использовать 1,5 г лимонной кислоты или 2 г виннокаменной соли. Через 10 минут желудок промывают слегка подкисленной водой до появления "чистой" воды (до нейтральной среды). Воду подкислять можно тем же противоядием. После этой процедуры вводится слабительное (растительного происхождения, синтетические средства или солевые растворы).

При отсутствии антидота следует немедленно и неоднократно обильно промыть желудок водой с 20–30 г активированного угля или белковой водой, затем дать молоко (около 1 л), взбитый с водой яичный белок и, наконец, слабительное. Необходимо полоскать рот водным раствором бертолетовой соли или 5% раствором хлорида цинка. Пострадавшему необходим полный покой.

11. Хранение ртути

Хранение ртути, используемой в промышленных целях, производится в стальных баллонах, в количестве не более 35 кг в каждом, а также в толстостенных керамических или стеклянных баллонах емкостью 500 мл с металлической гофрированной пробкой с прокладкой из пластмассы. В каждый баллон заливается 5 кг ртути.

В лабораторных условиях ртуть хранится в толстостенной стеклянной посуде с притертыми пробками на вакуумной смазке. Однако основным способом хранения является хранение в запаянных стеклянных ампулах по 30–40 мл в каждой, которые, в свою очередь, помещаются в сварные стальные коробки.

Не разрешается хранить ртуть в тонкостенной посуде, а также в любой открытой посуде.

12. Тесты для контроля знаний

1. Допускается ли перевозить ртуть и ртутьсодержащие вещества в стальной таре?

Ответы: А) допускается. Б) не допускается.

2. Что такое абсорбция?

А) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела или жидкости.

Б) Поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества.

В) поглощение вещества из газовой или жидкой среды твердым телом.

3. К какому классу опасности среди высокотоксичных веществ относятся ртуть?

Ответы: 1,2, 3,4

4. В каком максимальном объеме помещения разбитый ртутный медицинский термометр может создать опасные для здоровья концентрации?

Ответы: 20 м 3 , 30 м 3 , 50 м 3 , 60 м 3 , 100 м 3 .

5. В какой кислоте ртуть хорошо растворима?

Ответы: А) разбавленная серная кислота. Б) разбавленная соляная кислота. В) разбавленная азотная кислота. Г) разбавленная фосфорная кислота.

6. При каких концентрациях паров ртути в воздухе возможны острые отравления людей?

Ответы: а) 0,05–0,93 мг/м 3 ; б) 0,13–0,80 мг/м 3 ; в) 0,10–0,55 мг/м 3 ; г) 0,28–0,45 мг/м 3 .

7. Можно ли отнести ртуть к кумулятивным ядам?

Ответы: а) да. б) нет.

8. Через какое время проявляется поражающее действие ртути?

Ответы: а) через 5–10 часов; через 8–24 часа; через 2–5 часов.

9. Назвать основной путь поступления металлической ртути в организм человека.

Ответы: а) через органы дыхания; б) через органы пищеварения; в) через кожные покровы; г) через слизистые оболочки.

10.Можно ли хоронить вещества, загрязненные ртутью?

Ответы: а) на городских свалках; б) в местах захоронения твердых отходов; в) выбрасывать в водоемы; г) выливать в канализацию.

Ответы: а) 0,2–0,3 л/м 2 ; б) 0,3–0,5 л/м 2 ; в) 0,5–1 л/м 2 ; г)1,0–1,5 л/м 2 .

Ответы: а) раствор хлорида кальция; б) раствор хлорида цинка; в) раствор хлорида железа; г) раствор сульфида натрия.

Ответы: а) раствор хлорида кальция; б) раствор перманганата калия; в) раствор хлорида железа; г) раствор иодида калия.

14. Во сколько раз пары ртути тяжелее воздуха?

Ответы: а) в 5 раз; б) в 7 раз; в) в 10 раз; г) в 2 раза.

15. Взаимодействует ли ртуть с сероводородом?

Ответы: а) да; б) нет.

16. Способна ли ртуть сорбироваться на конструкционных материалах?

Ответы: а) да; б) нет.

17. Какой натуральный продукт является противоядием для ртути?

Ответы: а) молоко; б) кофе; в) яичный белок; г) апельсиновый сок; д) крепкий чай.

18. Какие количества сулемы способны вызвать летальный исход?

Ответы: а) 0,05–0,09 г; б) 0,1–0,5 г; в) 0,01–0,04 г; г)0,001–0,009 г.

19. Какие вещества называют амальгамами?

Ответы: а) содержащие ртуть; б) вещества, используемые для химической демеркуризации;

20. Через какие органы выделяется ртуть из организма?

Ответы: а) через почки; б) через органы дыхания; в) через печень.

21. При каких значениях концентраций (среднесуточная) паров ртути в помещении существует опасность для человека?

Ответы: а) 0,00001–0,00007 мг/м 3 ; б) 0,0001–0,0002 мг/м 3 ; в) 0,0003–0,0005 мг/м 3 .

22. Где применяется ртуть?

Ответы: а) в электронике; б) металлургии; в) в производстве сахара; г) при переработке молока; д) в производстве хлора.

23. При каких значениях концентраций (среднесуточная) паров ртути в населенном пункте существует опасность для человека?

Ответы: а) 0,007–0,009 мг/м 3 ; б) 0,0001–0,0002 мг/м 3 ; в) 0,0003–0,0005 мг/м 3 .

24. Признаки острого отравления ртутью?

Ответы: а) боли в коленках; б) сильный кашель; в) сонливость; г) нет реакции на болевые раздражители; д) шок.

25. Время, отводимое на влажную уборку для обработки 1 м 2 поверхности после демеркуризации?

Ответы: а) 5 минут; б) 7 минут; в) 15 минут; г) 20 минут; д) 30 минут.

26. Какая должна быть экспозиция демеркуризации 1 м 2 загрязненной ртутью поверхности?

Ответы: а) 1 час; б) 3 часа; в) 5 часов; г) 35 часов; д) 3 суток.

27. Когда необходимо проветривать помещение, загрязненное ртутью?

Ответы: а) до демеркуризации; б) после демеркуризации; в) в процессе демеркуризации; г)постоянно на всех этапах.

28. В каких баллонах можно хранить ртуть?

Ответы: а) в стекляных; б) в медных; в) в стальных; г) из пластмассы.

Варианты заданий контрольных тестов

Номер варианта Номера вопросов Примечание
3, 4, 21, 13, 28
1,5,10,17,22
2,6, 14, 22, 15
7, 11, 23,27, 3
8,12,19,22, 25
9,5,10,16,22
2, 4, 22, 13, 28
7, 13, 23,27, 4
6,12,19,20, 24
2,6, 14, 22, 15
5, 13, 23,27, 9
7, 13, 10,27, 12
2,12,19,21, 25
1,3,10,16,22
3, 13, 20,26, 4
26, 11, 23,25, 3
3,12,19,4, 25
2,6, 13, 22, 15
1,5,14,17,2
1,12,19,20, 25
6,12,1,22, 27
11, 23,27, 3,7
2,12,1,21, 24
7, 11, 4,27, 3
9, 11, 23,25, 3
8, 13, 23,26, 4
1,3,10,16,21
1,12,19,20, 28
7, 13, 23,27, 4
8,12,19,4, 15

Литература

1. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003

2. Астапов В.П., Барингольц Б.С., Тищенко В.Г., Шишканов М.М., Врублевский В.В. Демеркуризационные работы: Учебное пособие: - Мн.:, 2001.

3. Виноградов А.В., Шашовец В.В. . Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.- М.: Военные знания, 1996.

Занятие 6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

(компьютерный вариант оценки знаний)

1. Основная цель работы : закрепить теоретические сведения и научиться оказывать первую медицинскую (неквалифицированная) помощь немедицинского работника пострадавшим при техногенных ЧС.

2. Порядок выполнения работы :

2.2 Изучить материал медицинского справочника.

2.3. Перейти к работе с пунктом меню <Типовые ситуации>.

2.4. При затруднениях с выбором варианта ответа рекомендуется пользоваться медицинским справочником из пункта меню <СПРАВОЧНИК>.

2.5. Ответить на контрольным вопросам, ответив на цепочку вопросов, по результатам статистики можно определить качество усвоения материала.