Особенности диспансерного наблюдения детского населения. Организация диспансеризации детей

Дети, страдающие от хронических заболеваний или попадающие в группы риска прогрессирования таковых, должны находиться под регулярным контролем специалистов. С этой целью на законодательном уровне предусмотрено диспансерное наблюдение за несовершеннолетними.

Каждый ребенок в зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья имеет право на лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры. Минимальная и максимальная их периодичность не должна выходить за рамки законодательно утвержденных норм. О том, что такое диспансерное наблюдение детей и как оно реализуется, расскажем в данной статье.

Что это за процедура и в чем ее особенности?

Диспансерным наблюдением за детьми называется осуществление регулярного контроля над здоровьем граждан России, не достигших совершеннолетия, имеющих заболевания хронического характера, функциональные расстройства и тому подобные состояния. Его целью является своевременное диагностирование возникших осложнений патологий, их дальнейшая терапия и реабилитация, а также принятие профилактических мер для предотвращения обострений.

Если в случае диспансеризации регулярным обследованиям подлежат абсолютно все категории детей, то диспансерное наблюдение имеет специфическую направленность – пациенты, уже состоящие на учете с ранее выявленными болезнями. Под регулярное диспансерное наблюдение попадают следующие категории детей:

  • С хроническими недугами неинфекционной природы, а также принадлежащие к группе риска их развития;
  • С хроническими заболеваниями инфекционного типа, а также перенесшие подобные недуги или являющиеся носителями их возбудителей;
  • Пребывающие на восстановительной стадии по результатам терапии острых болезней (включительно с отравлениями, травмами).

Диспансерное наблюдение за несовершеннолетними регламентируется нормами ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» № 323-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 ноября 2011 года. Процедура прописана и в положениях приказа Министерства здравоохранения, зарегистрированного под № 1348н от 21 ноября 2012 года.

Порядок диспансерного приема ребенка

Процедура диспансерного приема состоит из нескольких этапов, результаты которых в обязательном порядке вносятся в медицинскую карту пациента и в дальнейшем являются главными показателями к назначению какого-либо лечения или профилактических мероприятий. Итак, процедура состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный осмотр пациента и анализ его жалоб, если таковые имеются.
  2. Назначение, прохождение и оценка специалистом полученных результатов лабораторных анализов, инструментального исследования.
  3. Постановка диагноза.
  4. Определение порядка лечения, реабилитации и оздоровительных мероприятий.
  5. Профилактическая консультация пациента и его представителя (родителя, опекуна и т. д.) по поводу мер предосторожности во избежание осложнений недуга, а также последовательности действий в экстренных ситуациях.

Проводят диспансерное наблюдение сотрудники того медучреждения, в пределах которого ребенку предоставляется первичная медико-санитарная помощь, врачи-педиатры, профильные доктора, фельдшеры ФАП. Вся информация о состоянии здоровья пациента по итогам обследования должна быть предоставлена ему самому, а также его родителю или другому законному представителю.

Какие группы диспансерного наблюдения детей существуют?

Для осуществления диспансерного наблюдения за детьми с наличием хронических заболеваний и патологий всех пациентов разграничивают на отдельные категории. Частота плановых медицинских осмотров зависит от принадлежности к одной из них. Выделяют следующие группы здоровья несовершеннолетних:

  • Группа І – дети, физически и психически здоровые;
  • Группа ІІ – несовершеннолетние, не имеющие заболеваний хронического характера, но с функциональными нарушениями в организме, являющиеся носителями возбудителей недугов, а также перенесшие тяжелые или средние по тяжести болезни инфекционной природы;
  • Группа ІІІ – дети, которые имеют хронические недуги, пребывающие в стадии ремиссии и склонные к нечастым обострениям;
  • Группа IV – несовершеннолетние, у которых имеются хронические заболевания в активной стадии, а также ремиссии, но со склонностью к частым обострениям;
  • Группа V – дети с хроническими недугами тяжелого характера, которые находятся всегда в активной стадии, отличаются постоянными осложнениями и редкой клинической ремиссией.

Представители группы І должны проходить регулярные комплексные медобследования в те сроки, которые указаны в нормативных положениях рассмотренных выше правовых актов в зависимости от возраста. Состояние здоровья детей, принадлежащих к группе ІІ, контролируется врачами-педиатрами ежегодно. Для групп ІІІ, IV, V в зависимости от течения болезни может быть назначен докторами индивидуальный график систематических обследований (от 1 раза в 2 недели, месяц, квартал до 1 раза в полгода).

Как происходит наблюдение за детьми с сахарным диабетом и хроническими заболеваниями?

Если ребенок страдает от сахарного диабета, он должен проходить осмотр у эндокринолога не реже, чем 1 раз в месяц (в зависимости от течения заболевания – и чаще). Предусматривается сдача анализов на порционный глюкозурический профиль и уровень глюкозы в составе крови. Также для ребенка является обязательным плановый контроль у офтальмолога и невропатолога, периодичность которого составляет не менее 2 раз в течение года. Если имеются показания, может быть назначено обследование у других профильных врачей. С целью всесторонней диагностики и стационарной терапии в частных случаях является уместной и госпитализация несовершеннолетнего. Таким категориям лиц показано регулярное санаторное лечение.

Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями производится педиатрами и профильными специалистами детских поликлиник, а также больниц, где проводится или проводилась стационарная терапия. При постановке ребенка на учет врач делает отметку в истории развития и карте для диспансерного пациента (формы № 112/у и № 30/у соответственно).

В зависимости от типа заболевания ежегодно разрабатывается план по наблюдению, в котором отмечаются сроки осмотра педиатром и узкими специалистами, даты сдачи анализов, а также список необходимых лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. По истечении каждого года диспансерного учета врач обязан составить эпикриз, оценить в нем характер течения болезни и эффективность использованных методов контроля.

Желаемым итогом является последующее снятие ребенка с учета. Если врач принимает решение о продолжении наблюдения за его состоянием здоровья, должен быть составлен план на следующий год. Результаты примененных процедур и возможное снятие с диспансерного учета в обязательном порядке должно обсуждаться на общем совете детской поликлиники.

Заключение

Диспансерное наблюдение осуществляется за детьми с хроническими и иными заболеваниями с целью их профилактики, квалифицированного и своевременного лечения. Выделяют несколько групп диспансерного наблюдения, в соответствии с которыми осуществляются мероприятия по обследованию и составляются планы лечения.

Дошкольные учреждения - детские ясли, ясли-сады, детские сады - государственные учреждения охраны младенчества и детства открытого типа, лечебно-профилактического, оздоровительного и воспитательного характера для детей в возрасте от 1.5 до 7 лет.

Ориентировочное нормативы численности детей:

В яслях 180 -200 детей

Вдеском саду -600 детей

В школах- 2000 на 1 педиатра

Диспансеризация:

Здоровые дети(диспансеризация в декретированные сроки)

Младенческий возраст(до 1 года):

ранний неонатальный 1 месяц- первые три дня после выписки 2 раза в месяц

поздний неонатальный

постнеонатальный 1 раз в месяц.

С 1 года до 3х лет-раннее детство

На втором году-1 раз в пол месяца

На 3ем-1 раз в полгода

3-7 лет-дошкольный 1 раз в год

особый акцент в 6 лет,мл школьный возраст(препубертат)

до 15 лет-пубертат

15-18 лет–подростковый

Диспансеризация детей дошкольного возраста :

Детей до 1 года педиатр осматривает ежемесячно. В 1 месяц обязателен осмотр невропатолога, проведение аудиометрии, УЗИ тазобедренных суставов.

В 1 год кроме педиатра в осмотре детей участвуют: хирург, ортопед, невропатолог, отоларинголог, окулист, стоматолог, логопед.

Детям раннего возраста (до 3-х лет) профилактические осмотры педиатром проводятся:

1 раз в квартал – детям в возрасте от 1 до 2-х лет;

1 раз в 6 месяцев – детям в возрасте от 2-х до 3-х лет.

С составлением этапных эпикризов в 1 г. 6 мес.; в 2 г. 6 мес. и диспансерного эпикриза 1 раз в год (2, 3, 4, 5 лет).

В 2 года кроме педиатра осматривают детей отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог.

В 3 года – хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед.

Сведения о профилактических осмотрах в декретированные сроки заносятся в форму 026/у-2000, разделы 6.1; 6.2; 6.3.

Согласно приказу МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.1992 г., определены декретированные

сроки осмотра детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет):

В 3 года, перед поступлением в ДДОУ

В 5-6 лет, за год до поступления в школу

В 6-7 лет, в год поступления в школу (весна-лето).

С обязательным осмотром всех специалистов (педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, невропатолог, окулист, стоматолог). Логопед, психиатр, психолог – по показаниям.

Основным учреждением для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) являются ясли-сад (в настоящее время в ряде случаев ясли и детский сад существуют раздельно).

Детская поликлиника несет ответственность за лечебно-профилактическую работу соблюдение санитарно-гигиенического режима в дошкольных детских учреждениях района. Перед поступлением в ясли-сад, детям проводят всестороннее обследование. В ясли-сад принимают только здоровых детей. Для детей с физическими и психическими дефектами развития, для больных с хроническими заболеваниями организуют специализированные ясли-сады. В яслях ребенок находится от 10 до 14 ч в сутки. Для детей, родители которых работают в ночных и вечерних сменах, для детей одиноких и многодетных матерей организуют круглосуточные пятидневные ясли-сады, из которых родители, забирают детей только на выходные дни.

Врач и медицинская сестра проводят систематическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей, за проведением прививок, выполнением санитарно-гигиенического режима.Детям от 1 года до 3 лет систематически 1 раз в 3 мес проводят медицинский осмотр и один раз в год - профилактический осмотр, дегельминтизацию, санацию полости рта. Результаты наблюдения за ребенком и данные осмотров заносят в индивидуальную карту ребенка.

Особое место врач и медицинская сестра детских дошкольных учреждений отводят борьбе с инфекционными заболеваниями. Каждый ребенок, приходящий из дома, ежедневно при поступлении в детское учреждение тщательно осматривается медицинской сестрой и в случае подозрения у него инфекционного заболевания помещается в изолятор.

Регистрация посещений детьми детских учреждений проводится ежедневно медицинской сестрой или сестрой-воспитательницей. Ежегодно проводится анализ физического развития детей, заболеваемости, смертности и сроков использования детьми каждого места в году (плановая занятость - 300 дней).

Медицинские работники дошкольных учреждений систематически информируют воспитателей и детскую поликлинику о физическом и нервно-психическом развитии детей.

Детские дошкольные учреждения:

Ясли – 120-180 детей, сад –600 детей для одного педиатра,

1. Дошкольные учреждения общего типа

2. Центр дошкольного воспитания

3. Комплекс дошкольного воспитания

4. Учебно-воспитательный комплекс

5. Дошкольное учреждение с первыми классами

6. Малые дошкольные учреждения

7. Дошкольное учреждение, объединенное с жильем для персонала

8. Семейный детский сад

9. Прогулочные группы

10. Круглосуточная дежурная группа кратковременного присмотра.

Главные врачи детских поликлиник (заведующие педиатрическими, дошкольно-школьными отделениями) планируют объём работы по диспансеризации, составляют рациональные графики осмотра детей в поликлинике, в дошкольных учреждениях, домах ребёнка, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах; согласовывают их с администрацией этих учреждений и осуществляют подготовку соответствующих помещений в них; организуют плановую санитарно-просветительную работу с родителями о целях и задачах ежегодной диспансеризации детского населения.

Врачи-педиатры (участковые, дошкольно-школьных отделений поликлиник, районных и участковых больниц, амбулаторий) организуют ежегодный персональный учёт детей по возрасту, месту воспитания или учёбы, месту медицинского наблюдения, составляют графики осмотров детей, проводят разъяснительную работу с родителями о целях и задачах ежегодной диспансеризации детей.

Участковые медицинские сестры детского амбулаторно-поликлинического учреждения под контролем врача-педиатра составляют списки детей с учётом возраста, места воспитания, учёбы (семья, дошкольное учреждение, школа), места медицинского наблюдения (территориальная поликлиника, ведомственная поликлиника); проводят разъяснительную работу с родителями о необходимости диспансеризации детей; приглашают детей указанных групп в поликлинику в соответствии с составленным графиком.

Медицинские сестры (фельдшеры) детского дошкольного учреждения или школы под контролем врача составляют списки детей, готовят необходимые для осмотра помещения и медицинское оборудование, информируют родителей о предстоящей диспансеризации.

Среди детей выделяются группы: первого и второго годов жизни; дошкольного возраста в организованных коллективах; дошкольного возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения; школьники до 15 лет.

Профилактический осмотр детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, проводится в условиях детской поликлиники.

Профилактический осмотр детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, а также школьников, осуществляется врачами-специалистами детской поликлиники по месту воспитания (учёбы) ребёнка или в поликлинике.

Плановый осмотр ребёнка врачом-педиатром или врачами других специальностей включает следующие основные разделы: исследование состояния здоровья ребёнка, комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья, назначение профилактических и необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Все данные вносятся в историю болезни ребёнка (ф. 112/у) и медицинскую карту ребёнка (ф. 026/у). При выявлении отклонений со стороны отдельных органов и систем и при неустановленном диагнозе назначаются необходимые консультации врачей-специалистов и дополнительные лабораторные и функционально-диагностические исследования. После установления группы здоровья в зависимости от заболевания или отклонения в состоянии здоровья назначаются индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия, включая при необходимости стационарное, санаторное лечение и восстановительную терапию в амбулаторных условиях.

Для любого родителя здоровье ребенка — это самое важное. Как не допустить заболеваний? Как их профилактировать и предотвращать? Как сделать так, чтобы малютка рос здоровым? Для этого нужно регулярно проходить диспансеризацию.

В основе диспансеризации лежат профилактические осмотры, ведь , как известно, легче предупредить, чем лечить. Любой профилактический осмотр позволяет выявить заболевание на самой начальной стадии, когда оно еще даже не проявилось.

Диспансеризация предусмотрена специальной «Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению». Но, как правило, родители ничего не знают о том, как, когда и в каком возрасте ребенок должен посещать того или иного специалиста. И, к сожалению, не в каждой поликлинике есть грамотные педиатры, которые четко знают инструкцию и стремятся ее выполнить. Многие не рассказывают родителям о важности диспансеризации для здорового развития их детей и не указывают сроки ее проведения. Сегодня мы хотим подробно рассказать о детской диспансеризации.

До 1 года

Первый год жизни малыша является периодом активного нервно-психического развития. Детям и необходимы профилактические обследования, чтобы это развитие протекало без патологии.

Любой профилактический осмотр позволяет выявить заболевание на самой начальной стадии, когда оно еще даже не проявилось
  • В 4 месяца ребенка осматривает педиатр.
  • В 4, 5 месяца малышу проводят вторую вакцинацию против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.
  • В 5 месяцев ребенка осматривает педиатр.
  • В 6 месяцев после осмотра педиатром ребенку проводят последнюю прививку против коклюша, столбняка, дифтерии и полиомиелита, а так же гепатита В.
  • В 7,8 месяцев малыш вновь должен посетить педиатра для планового осмотра.
  • В 9 месяцев к педиатру присоединяется . Он не только осматривает прорезавшиеся зубы, но и дает рекомендации о том, как правильно ухаживать за зубками, следить за прикусом и не допустить стоматологических заболеваний.
  • В 10 и 11 месяцев за здоровьем и развитием малыша следит педиатр.
  • В 12 месяцев к педиатру подключаются ортопед, хирург и невролог. Они оценивают то, чего не смог достичь малыш за первый год своей жизни, и дают родителям рекомендации по дальнейшему его развитию. Снова необходимы анализы крови, кала и мочи. Проводятся профилактические прививки против таких заболеваний, таких как корь, краснуха и эпидемический паротит. Проводится реакция Манту.

С 1 по 2 года

Если ваш малыш здоров, то на втором году жизни педиатр осматривает его уже не ежемесячно, а раз в 3 месяца. Этого достаточно.

В 1,5 года зубки ребенка должен осмотреть стоматолог. Также обязательны крови, мочи и кала. В этом же возрасте проводится ревакцинация против коклюша, столбняка и дифтерии. А спустя пару недель — против полиомиелита.

3 года

Многие мамы в это время как раз выходят из декретного отпуска и отправляют своих детей . Перед этим ребенок должен пройти полноценный осмотр и обследование специалистами поликлиники. Такой же осмотр повторяется в 6 лет, за год до того, как ребенок перейдет в школу.

7 лет

10 лет

Этот возраст считается препубертатом, то есть периодом, предшествующим половому созреванию. Именно поэтому помимо уже привычных специалистов к обследованию подключаются эндокринологи и детские гинекологи.

12 лет

Как правило, в этом возрасте начинается период полового созревания. Это своеобразная перестройка организма, которая влияет не только на половую систему, но и на все органы и ткани ребенка. Поэтому в этот период так важно, чтобы он получил полноценный осмотр и консультации всех специалистов, в том числе детского гинеколога (для девочек) и детского уролога (для мальчиков).

14 лет

Проводится тот же осмотр, что и в 12 лет.

15 лет

Помимо профилактического осмотра, подростку впервые делают флюорографию.

16 и 17 лет

Проведение профилактических осмотров всех специалистов, сдача анализов и перевод во взрослую поликлинику.

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.