Сформировать у детей навыки безопасного поведения. Формирование навыков безопасного поведения

Галина Макеева
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»

Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Дорога , улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах , в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения , их соблюдение – потребностью. В соответствии с ФГОС ДО нами поставлена цель :

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде .

Исходя из этого мы решаем такие задачи как :

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице .

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой , а так же формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице .

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного практического выполнения правил дорожного движения , культуры поведения в дорожно -транспортном процессе.

4. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Работу по профилактике дорожно -транспортных происшествий строим в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса :

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения , а по правилам безопасного поведения на дороге .

В работе с детьми используем следующие методы :

Проектный метод;

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций ;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Метод наблюдения и беседы.

Особое внимание уделяем техническому оснащению, так как оно является одним из важнейших условий формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах , это :

Наглядные пособия.

Методическая, познавательная и художественная литература.

Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки .

Фотоальбом, детские рисунки.

Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма .

Комплект плакатов «Правила дорожного движения » .

Комплект дорожных ситуаций

Макет светофора, дорожные знаки

Макет с дорожной разметкой для игр с машинами

Дидактические, развивающие, настольные игры;

Атрибуты для ролевых игр «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » и др.

Основная идея работы по данной теме проходила через все виды деятельности. При её реализации соблюдался принцип последовательности : формирование навыков поведения на дорогах состоит в том , что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте , обучение включается в контекст повседневной жизни.

Значительное место было отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрёстку, к проезжей части, к светофору и т. д., работе в автогородке , во время которых знакомила детей с перекрёстком , некоторыми дорожными знаками , где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как : «Улица города (села) и его транспорт», «Мостовая - для машин, тротуар – для пешеходов» , «Автомобили, история их возникновения» , «Правила поведения на тротуаре , пешеходной дорожке , обочине», «Правила безопасности дорожного движения » , «Безопасный перекрёсток » , «Путешествие по городу дорожных знаков » и т. д. ;

В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице» , «Мы с дорогою на вы » , «Правила поведения на проезжей части » и др. ;

На занятиях и вне занятий использовалось : рассматривание иллюстраций, пособий с изображением дорожных знаков ,

дорожных ситуаций , где дети определяли нарушения правил дорожного движения , делали выводы и умозаключения.

В группе ежедневно проводились минутки безопасности , где вместе с детьми повторяли дорожную азбуку . Знания по пдд дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использовала заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей . Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.

Организуя занятия и беседы, исходили из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, использовали такие игры, как :

словесные, дидактические «Подумай и скажи» , «Назови вид транспорта» , «Опиши транспорт» ,

развивающие, настольные «Дорожные знаки » , «Транспорт» ,

сюжетно-ролевых «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » , «Автобус» , «ГАИ,

подвижные «Перебежки» , «Горелки» , «Стоп» , моделирование дорожных ситуаций , путешествия в «Страну дорожных знаков » , эти игры активизировали мышление детей , ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице , мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД . Объясняя, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в с/ролевых играх.

В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по пдд.

Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, В течение года были организованы конкурсы и выставки рисунков : «Такие разные машины» , «Дети и дорога » «Внимание, дорога , «Наша улица» , «В стране – грамотных пешеходов» , «Внимание, дорога

Интересной формой по закреплению пдд являлись, ежеквартально проводимые в нашей группе, развлечения по правилам дорожного движения : «Главная дорога » (телепередача) , «Дорожная азбука » , игра-путешествие «В стране грамотных пешеходов» ,«Красный, жёлтый, зелёный» , «Самый внимательный пешеход» , «Ребёнок – главный пассажир» , дети с увлечением участвовали в показе сказки «В королевстве Феи дорожных знаков » организовывались встречи с сотрудниками ГИБДД Д. Добряковым на которых дети закрепляли полученные представления, упражнялись в разных видах деятельности, осуществляли творческую самореализацию в различных конкурсах.

Организуя столь важную работу по данной теме , нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

Актуальность данной работы состоит в том , что первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду , невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

В марте было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня семейного воспитания ребёнка по правилам дорожного движения . Анализ показал, что у родителей недостаточно сформированы педагогические знания по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге . Более того не все родители, принимавшие участие в анкетировании, сами соблюдают правила дорожного движения , причём как водители так и пешеходы. На основе результатов анкетирования было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улице » , на котором родители не только получили теоретические знания по обучению детей правилам дорожного движения , но и поучаствовали в практических упражнениях, разобрали дорожные ситуации . По итогам собрания совместно с родителями было решено, что необходимо шире использовать активные совместные формы работы для повышения педагогических знаний родителей по вопросам формирования у детей безопасного поведения на дорогах .

С целью привлечения внимания родителей к изучению правил дорожного движения , развитию практических умений по применению этих правил детьми для родителей,нами были разработаны :

- консультации : «Совместная деятельность МДОУ и семьи по обучению дошкольников правилам дорожного движения », «Правила безопасности детей . Безопасность на дорогах », Воспитываем грамотного пешехода»

Буклеты «Внимание! Ребёнок и дорога » , «Профилактика дорожно -транспортного травматизма»

Листовки «Соблюдать правила перевозки детей необходимо и в автомобиле».

- информационный стенд «Что можно прочитать детям о дорожном движении » , «Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо соблюдать правила движения»

Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей , как создание стенгазет, фотоальбомов. Примером является опыт семьи Кокотюха «Мой ребенок учит правила дорожного движения » , Газета для любознательных родителей «Правильная дорога с детства » , нами была изготовлена стенгазета для родителей «Движение – жизнь, когда по правилам» . В игровой интересной форме родители закрепляли с детьми значения дорожных знаков , разбирали проблемные ситуации на дорогах , участвовали в театрализации, соревновались в ловкости и остроумии. Такие праздники доставили огромную радость детям

Анализ мониторинга знаний, умений и навыков выявил положительную динамику сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста. На конец марта уровень умений и знаний детей по ПДД составил 3 ,7 (б) -92%

Вывод : Система разработанная нами помогла дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации . Результатом считаем отсутствие дорожно -транспортных происшествий с воспитанниками нашей группы.

Галина Наумова
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников

Введение

Данная тема является актуальной, так как все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Ни для кого из нас не секрет, что безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице . И если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций, то малыши, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильного решения, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требуют от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению дома , на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Необходимо воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Ведь практика показывает, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек . В этом должны принимать участие и родители и в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Основная часть

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение скорости их движения, плотность транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах породили целый ряд проблем, одним из которых является дорожно-транспортные происшествия. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

В нашей стране ситуация с дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчёте на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.

По статистике чаще всего страдают дети-пешеходы. Они составили более половины (57,1%) всех пострадавших в ДТП детей.

Основными причинами наездов на юных участников дорожного движения являются :

Переход дороги в неустановленных местах (35-40%) ;

Переход дороги перед близко идущим транспортом (25-30%) ;

Переход дороги на запрещающий сигнал светофора (10-15%) ;

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5-10%) .

Одним из основных факторов возникновения ДТП с участием детей – это связано с особенностями психофизиологического развития детей дошкольного возраста , такие как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность адекватно оценивать обстановку, быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности.

Следующий фактор – Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Третий фактор - несоблюдение дошкольниками правил дорожной безопасности : невнимательность и недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей обстановки, незнание Правил дорожного движения. В основном это происходит из-за недостаточно качественной подготовки детей в рамках дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней школы - к ответственному и грамотному поведению на дороге . Еще одна немаловажная причина - это слабое влияние в профилактической работе родителей детей.

Проблема безопасности детей на дорогах волновала и волнует и государство и работников системы образования. Работа в этом направлении регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых и инструктивно-методических документов : Закон РФ «О безопасности дорожного движения , ст. 29, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг.», Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.71 г. №85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», «Приказ Минобразования РФ №354 от 09.07.96 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России». Распоряжение Правительства РФ от 17.10.05. №1707 «О Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», «Правила дорожного движения РФ» (Утверждены постановлением Совета Министров-правительства РФ; изменения и дополнения введены с 01.01.2006, г. Москва, сборник «Дошкольное образование России в документах и материалах» (Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов) и др. В этих документах закреплены права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрены правила поведения водителей и пешеходов, рассмотрены пути улучшения работы в данном направлении.

В последнее время в связи с актуальностью этой проблемы появилось очень много специальных программ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге : «Безопасность » Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной (Спб.: Детство-Пресс 2008) ; «Как обеспечить безопасность дошкольников » К. Ю. Белой, В. Н. Зимониной, Л. А. Кондрикынской (М.: Просвещение, 2006) ; «Жизнь без опасностей» Л. П. Анастасовой; «Ребёнок на улице» Вдовиченко Л. Н. (Спб.: Детство, 2008, появились многочисленные методические разработки, например, «Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению ПДД» Вепренцовой Е. А. и т. д.

Всё это говорит о том, что проблема безопасности дошкольников на дороге существует, и её решение нельзя откладывать, и решение ее во многом зависит от четкой работы всех заинтересованных структур, от тесного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции и родителей с работниками образования, уровень квалификации которых определяет результативность воспитания дисциплинированных юных участников дорожного движения.

Свою работу по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников строю , останавливаясь на следующие педагогические принципы :

Индивидуальный подход, т. е. учет личностных возрастных особенностей детей.

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения .

Взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия . Дошкольники должны знать , какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде.

Возрастная безопасность . С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Показать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Социальная безопасность . Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения .

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде , этот учебно - воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Во-первых, наличие теоретической базы.

1. В. Любавский. Правила дорожного движения.

Учебно – методическое пособие. – М.: 1980г.

2. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника : Учебно – методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под. Общ. Ред. В. Н. Кирьянова – М.:Издательскимй Дом Третий Рим. 2005.

3. А. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду М.: ТЦ. Сфера. 2001г.»

4. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-7 лет- М.: ТЦ. Сфера, 2003г.

5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, «сценарии вечеров досуга» Книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина. С. А. Уклонская. Составитель Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение. 1989.

Во-вторых, ведущей педагогической идеей считаю необходимость проведения целенаправленной работы по формированию правил безопасного поведения в окружающей среде , развитие способностей выходить из сложных ситуаций, организованные формы обучения на занятиях, совместная деятельность взрослого и ребенка. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в дорожно -транспортном процессе.

В-третьих, оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведение следующих мероприятий :

1. НОД по формированию навыков культуры безопасного поведения на улице , дома, в транспорте.

2. Беседы с использованием наглядно – иллюстративного материала.

3. Спортивные и музыкальные досуги.

4. Работа с родителями (беседы, консультации, папки – раскладушки, выступления на родительских собраниях).

В групповом помещении создан центр ОБЖ, где размещены :

Макет улицы, дорожные знаки.

Наглядный материал.

Транспорт различного назначения.

Настольно – печатные игры.

Дидактические игры.

Плакаты, иллюстрации, сюжетные картины, отражающие различные пожароопасные, дорожные ситуации.

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Транспорт» .

Заключение

Все это позволяет мне решать задачи обучения детей безопасному поведению в окружающей среде , учитывая возрастные особенности детей и уровень их психологического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.

Таким образом, в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах . Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДТП с участием детей.

Литература

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни . - 1997. - № 5. - С. 34-37.

2. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова--- Наб. Челны,2006.

3. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ. / В. И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г

4. Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности . // Основы безопасности жизни . - 2005. - N 7.

5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост . Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми) .

6. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду

Издательство : Москва, Мозаика-Синтез 2005.

7. Стеркина Р. Б. - Основы безопасности детей дошкольного возраста

Издательство : Просвещение 1997.

8. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.

9. Юрянин И. П. Светофор/ И. П. Юрянин - М. Издательство «Детская литература» 1971 .

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 9 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Разработал: Фирсова Анастасия Николаевна Воспитатель средней группы
Содержание:

Введение
1. Методологические основы системы работы
2. Концепция
Направления работы
Модель выпускника
Ожидаемый результат

Скачать конспект

3. Алгоритм действий по выполнению системы работы
4. Технология работы по усвоению содержания системы работы
5. Модель взаимодействия
6. Содержание работы с воспитанниками 3-4 лет
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
7. Содержание работы с воспитанниками 4-5 лет
1 этап: подготовительно – диагностический
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
8. Содержание работы с воспитанниками 5-6 лет
1 этап: подготовительно – диагностический
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
9. Содержание работы с воспитанниками 6-7 лет
1 этап: подготовительно – диагностический
2 этап: внедренческий
3 этап: аналитический
10. Литература

Введение

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит задача формирования навыков безопасного поведения у детей, начиная с трехлетнего возраста. Детский сад работает по программе «От Рождения до школы», в которой вопрос обучения воспитанников безопасному поведению на дороге освещен начиная со старшего дошкольного возраста. Кроме того, программой предлагается система занятий на основе парциальной программы Авдеевой Н. Н, Стеркиной Р. Б. «Безопасность». В то время как, в Федеральных государственных требованиях формами работы становятся: игры, проектирование, образовательная ситуация.
В результате чего возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная с младшего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы.
С этой целью была разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Методологические основы.
Дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Поэтому очень важно помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в дорожно-транспортной среде. Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса, направленного на формирование устойчивых знаний и навыков правил поведения на дороге. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.
Навык — способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.

Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения основывается на следующих принципах.

Принципы реализации системы работы

1. Принцип взаимодействия Дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

2. Принцип взаимосвязи. Причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и воспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Концепция.

Работа по воспитанию безопасного поведения на дороге не будет иметь результатов, если будет проходить в форме одноразовых акций. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно с ориентацией на четко обозначенную цель.

Цель: Воспитанник, со сформированными навыками безопасного поведения на дороге.

Задачи:
1. Формировать знание воспитанников об улице, дороге, перекрестке и элементарных правилах пешехода.
2. Формировать у воспитанников навыки и умения ориентироваться в дорожной обстановке и замечать опасные ситуации.
3. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.
5. Привлечь к взаимодействию по данному направлению родителей воспитанников.

Направление работы

С воспитанниками
-С родителями (законными представителями).

Модель воспитанника 3-4 лет.

1.Знает значение слов: улица, дорога, проезжая часть.
2. Знает работу пешеходного светофора, сигналы светофора.
3. Различает виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой), знает строение автомобиля, для чего нужны автомобили..
4. Ориентируется в окружающем пространстве (дорога, тротуар).
5. Знает элементарные правила пешехода (идти по проезжей части спокойно, за руку с взрослым. Двигаться только на зеленый сигнал светофора).

Модель воспитанника 4-5лет.

1.Знает значение слов: дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток.
2.Знает работу пешеходного светофора (красный, зеленый сигналы) их значение.
3.Знает значение дорожного знака: «Пешеходный переход» «Пешеходная дорожка».
4.Знаком с разными видами транспорта (пассажирский, грузовой), с их особенностями.
5.Знает элементарные правила пешехода (ходить спокойным шагом, переходить дорогу по пешеходному переходу).
6.Ориентируется в окружающем пространстве (дом, дорога, тротуар, детская площадка).
7.Понимает возможную опасность при нарушениях пешеходом правил поведения на дороге.

Модель воспитанника 5-6 лет.
1.Знает основные части улицы (проезжая и тротуары).
2.Знает значение дорожных знаков «Перекресток», «двухстороннее движение», «Место остановки автобуса».
3.Знает работу светофора (трехцветный (красный, зеленый, желтый цвет)- для автомобилей, и двухцветный для пешеходов), их значение.
4.Знает движение транспорта (разделение проезжей части осевой линией, двухстороннее движение).
5.Знает правила для пешеходов (ходить по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу по пешеходному переходу, не выбегать на проезжую часть).
6.Знает правила для пассажиров (ожидать транспорт на специальной остановке, в транспорте вести себя спокойно, не толкаться).
7.Ориентируется в понятиях «движение слева», «движение справа».
8.Соблюдает элементарные правила пешехода без напоминаний, замечает ошибки других пешеходов при переходе дороги.

Модель выпускника

1.Знает значение слов: «микрорайон», «город», «проезжая часть», свой адрес, опасные участки около дома.
2. Знает значение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено».
3.Умеет ориентироваться по светофору (сигналы светофора и их значение)
4. Знает виды транспорта (водный, воздушный, подземный).
5. Знает световые и звуковые сигналы машин, их назначение (предупреждающий сигнал, световой сигнал при повороте).
6.Знает правила езды на велосипеде и роликовых коньках (ездить разрешается на специальных площадках и дорожках).
7.Знает правила для пешеходов (переходить дорогу на зелёный свет светофора, не играть на проезжей части дороги, при переходе посмотреть налево, потом направо, затем налево).
8. Избегает дорожных ловушек и понимает их опасность (не останавливаться при переходе дороги, не выбегать из подъезда и др.).
9.Знает правила для пассажиров (не высовываться из окон, не шуметь, уступать место старшим).
10. Ориентируется в направлении движения транспорта (слева, справа, двухстороннее), в окружающем пространстве (тротуар, площадка для игр, дорога, микрорайон).
11.Осознает опасность нарушения правил поведения на дороге, замечает ошибки других пешеходов, может сделать замечание товарищу.

Ожидаемый результат

1.Разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
2.Определена технология усвоения содержания системы.
3.Создана развивающая среда и подобран методический инструментарий.
4.Родители – активные участники образовательного процесса по данному направлению.
5.Воспитанники имеют сформированные навыки безопасного поведения на дороге.

Технология по усвоению содержания системы работы
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Работа предполагает этапность от простого материала к сложному, в зависимости от возраста воспитанников. На каждом этапе выделены четыре основных блока работы: «Дорога», «Знаки», «Транспорт», «Пешеход – пассажир».
Младшая группа:
По блоку «Дорога» — дети учатся понимать значение слов: улица, дорога, проезжая часть.
По блоку «Знаки» — у детей формируются представления о назначении пешеходного светофора, работе пешеходного светофора.
По блоку «Транспорт» — формируются знания о видах транспорта.
По блоку «Пешеход-пассажир» — дети узнают о правилах поведения на улице, дороге.

Средняя группа:
По блоку «Дорога» — дети учатся понимать значение слов: улица, дорога, тротуар, перекресток, светофор.
По блоку «Знаки» — у детей формируется представление о значение дорожных знаков, работе пешеходного светофора.
По блоку «Транспорт» — формируются знания о видах транспорта (грузовых, пассажирских).
По блоку «Пешеход-пассажир» — дети узнают об элементарных правилах пешехода.

Старшая группа:
По блоку «Дорога» — дети приобретают представление о частях дороги.
По блоку «Знаки» — знакомятся с новыми дорожными знаками, закрепляют знания о работе светофора.
По блоку «Транспорт» — дети узнают о разделении дороги на две части, двухстороннем движении.
По блоку «Пешеход – пассажир» — дети учатся правилам поведения на дороге и в транспорте.

Подготовительная группа:
По блоку «Дорога» — дети знакомятся с микрорайоном, запоминают свой адрес, опасные участки около дома.
По блоку «Знаки» — узнают новые дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса».
По блоку «Транспорт» — закрепляют знания о видах транспорта (воздушный, водный, подземный), учатся правилам езды на велосипеде и роликовых коньках.
По блоку «Пешеход – пассажир» — дети учатся оценивать дорожную обстановку, избегать опасных ситуаций на дороге.

Модель взаимодействия участников образовательного процесса.

Воспитатель
беседы
экскурсии
конструирование
изодеятельность
досуги, развлечения
конкурсы

Родители
беседы
чтение художественной литературы
просматривание познавательных передач
изготовление атрибутов
участие в досугах

Цель: определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте (инструментарий диагностики в приложении)

Задание №1.
Цель: определить понимание воспитанниками понятий: улица, дорога, проезжая часть.
Вопросы:
— Что такое улица, дорога?
— Для чего предназначена улица?
— Где ездят автомобили?
— Где должны ходить пешеходы?

Задание №2.
Цель: выявить знания детей о видах транспорта.
Вопросы:
— Какие бывают машины?
— Какие машины называют грузовыми?
— Где ездят машины?

Задание №3.
Цель: определить понимание воспитанниками понятия «светофор».
Вопросы:
— Что такое светофор?
— Какой цвет светофора запрещается идти?
— Для чего нужен светофор?

Задание №4.
Содержание: Чтение рассказа «Марта и Чили идут в парк»
Вопросы:
— Какие правила нарушили героини?

Характеристика ответов.
1. Владеет знаниями в полном объёме.
Дает правильные ответы на большинство вопросов. Различает элементы дорог (улица, дорога, проезжая часть.). Определяет опасные места на дороге; объясняет их, может доказать. Составляет небольшой рассказ о дорожной ситуации.
2. Владеет знаниями частично.
При ответах на вопросы допускает ошибки. Иногда проявляет неуверенность. Требуется помощь воспитателя.
3. Не владеет знаниями.
Затрудняется в ответах на вопросы, или дает неправильный ответ. Во всем требуется помощь воспитателя.

2 этап – внедренческий (октябрь-апрель)
Цель: Включить в образовательный процесс систему работы по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

3 Этап – «Аналитический» (май)
Цель: Определить уровень сформированности навыков безопасного поведения на дороге.

Цель: Определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте.

Задание №1.
Цель: определить понимание воспитанниками понятий: «проезжая часть», «дорога», «тротуар», «переход».
Содержание: Беседа с использованием иллюстраций.

Вопросы:
— Для чего предназначена проезжая часть?
— Как называют людей идущих по тротуару?
— Где люди могут перейти проезжую часть?
— Как узнать, где пешеходный переход?

Задание №2.
Цель: выявить знание детей о видах транспорта.
Содержание: Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта.

Вопросы:
— Какие бывают машины?
— Какими машины называют грузовыми?
— Где ездят машины?

Задание №3.
Цель: определить понимание воспитанниками понятия «Светофор»
Содержание: Предложить воспитанникам послушать стих А. Северного «Светофор»

Вопросы:
— О чем говорится в стихотворении?
— На какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу?
— Для чего нужен светофор?

Задание №4.
Цель: определить умение вести в различных дорожных ситуациях.
Содержание: Предложить дорожную ситуацию на макете (перейти дорогу).

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а так же сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводится систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
Обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде.
Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. В старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей .
В работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста необходимо использовать несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
3. Словесный метод. Обсуждение и рассматривание с детьми наиболее типичных и опасных ситуаций. Воспитывать аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучать предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций знакомиться с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Реализация образовательной области «Безопасность» может осуществляется в разных формах работы:
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций;
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;
самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;
взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

з алогом успешности по формированию у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире может стать использование инновационных методов, разнообразных по содержанию и форме. Можно использовать в работе следующие виды деятельности: проведение КВН, викторин, весёлых занятий, литературных викторин, разгадывание кроссвордов, сканвордов, чайнвордов, ребусов, загадок, перевёртышей, заучивание считалок, скороговорок, стихотворений из серии «безопасность в рифмах».

В работе необходимо использовать произведения художественной литературы, которые дети могут читать самостоятельно. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные ситуации если они зарифмованы. Например стихотворение С.Маршака «Мяч»

Для развития логического мышления у детей и закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности, можно использовать в работе кроссворды, сканв орды, чайнворды. При этом возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы. Если у детей возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Ребята, слова которые нужно угадать, начинаются на букву…».

В работе с детьми по безопасности жизнедеятельности необходимо также составлять ребусы, которые представляют собой комбинацию рисунков, букв, и других изображений. Дети с удовольствием отгадывают слова, которые зашифрованы в ребусах.
Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

СЛАЙД 3

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования.

СЛАЙД 4

Метод содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации .

СЛАЙД 5

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

    использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;

    предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;

    введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

    «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

    поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

СЛАЙД 6

Основное содержание строится по специально разработанным направлениям из книги Берегиня «Опасности дома», «Опасная дорога», «Как стать не жертвой», «Игры могут быть опасными», «Безопасность в природе». В соответствии с данными направлениями нами предложен перспективный план с тематикой игровых ситуаций, которая позволяет нам сформировать у детей широкий круг знаний и навыков.

Игровые занятия мы проводим во II половине дня в рамках деятельности по интересам. Например, такие ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

СЛАЙД 7

Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой . Ситуации «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации. Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

СЛАЙД 8

Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.

СЛАЙД 9

В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры, как «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». О бучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специальной игры, проведение которой можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо», «Чем ты огорчен?».

В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Предложенный перспективный план органически вписывается в педагогический процесс, организуемый в детском дошкольном учреждении.

В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей в группе улучшился. Можно говорить о том, что произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения по таким показателям, как взаимодействие с людьми, поведение в помещении, здоровье, психоэмоциональная устойчивость и поведение на улице и на транспорте. В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

СЛАЙД 10 Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенз

Творите сами,как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

СЛАЙД 11 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Безопасность»

«Школа светофорных наук»

«Катаемся на роликах и велосипедах»

«В парке»

«Ядовитые растения»

1. показать причину дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.

2. формировать умение правильно веси себя на дороге и в природе.

3. воспитывать бережное отношение к миру природы.

Октябрь

    «Перекресток»

    «Путешествие за город»

    «Собака – друг человека»

    «Незнакомец в группе»

1. учить соотносить свои действия с цветом светофора.

2. развивать представления о причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций.

3. воспитывать культуру поведения.

Ноябрь

    «Как вызвать милицию»

    «Как вызвать пожарных»

    «Как вызвать скорую помощь»

    «Пожарная тревога»

1.разучить с детьми алгоритм действий при вызове спецслужб.

2.формировать навык общения по телефону.

3. помочь сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами.

Декабрь

    «Незнакомец звонит в дверь»

    «Незнакомец звонит по телефону»

    «Дым в помещении»

    «Потерялся в детском саду»

1. учить детей действовать в опасной ситуации.

2. развивать навык набора номеров экстренных служб.

3. воспитывать стремление помочь ближнему человеку

Январь

    «Защити сам себя – 1».

    «Возгорание».

    «Как устроено тело человека»

    «Из группы исчезли все стулья»

1.отработать навык безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях.

2. приобщать детей к здоровому образу жизни.

3. воспитывать умение детей находить выход из затруднительного положения.

Февраль

    «Красота человека и здоровье»

    «Одежда и здоровье»

    «Отношение к больному»

    «Плохо воспитателю. Что делать?»

1. формировать представления о ЗОЖ.

2.развивать навык действий в экстремальных ситуациях.

3. пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку.

Март

    «Защити себя сам – 2»

    «Найди по описанию»

    «Чистим зубы»

    «Приглашение»

1.закрепить правила поведения при контакте с посторонними людьми.

2. развивать навык осторожного и уважительного поведения.

3.проанализировать конкретные ситуации.

Апрель

    «Как пешеходы и водители поделили улицу».

    «Во дворе»

    «Мы – спасатели»

    «Медбрат – медсестра»

1. учить переходить улицу, оказывать первую помощь.

2. формировать чувство долга.

3. воспитывать у детей необходимость соблюдения правил безопасного поведения.

Май

    «В городском транспорте»

    «Сбор грибов и ягод»

    «Съедобное – несъедобное»

    «Потерялся в городе»

1. закрепить правила этичного и безопасного поведения в транспорте и природе.

2.формировать у детей отношение к здоровью, как к ценности.

3. воспитывать внимание, осторожность.