Педагогическая система Фридриха Фрёбеля. Жизнь и деятельность фребеля

Резюме

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 - 21 июня 1852 ) - немецкий педагог, ученик и единомышленник Песталоцци, заложивший актуальные по нынешний момент основы процесса образования, призывающий видеть в каждом ребенке его индивидуальные черты и уникальные способности. Именно Фридрих Фрёбель представил миру концепцию «детского сада ».

Он первый обратил внимание на высокую способность к обучению у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Известные «Дары Фрёбеля» - это игровой материал, необходимый для гармоничного развития всех органов чувств и восприятий. Именно педагогический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер .

История

Биография


Родился в семье пастора ортодоксальной Лютеранской церкви в Обервейсбахе в небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года. Считается, что церковь оказала большое влияние на формирование отношений мальчика с окружающим миром. Рано лишившись родителей Фридрих Фрёбель жил со своим дядей и в возрасте 15 лет, из-за большой любви к природе, поступил учеником к лесничему. Позднее он оставил обучение и работу в лесничестве ради изучения математики и естественных наук и с 1802 по 1805 он даже работал геодезистом. Был женат дважды.

Педагогическая деятельность


Началом педагогической карьеры Фридриха Фрёбеля принято считать 1805 год. Именно тогда он ознакомился и проникся идеями учения Песталоцци.

С 1806 года Фридрих Фрёбель работал гувернером у трех мальчиков из знатной семьи и позднее вместе со своими воспитанниками он приехал в Швейцарию, где мальчики поступили в школу к Пестолоцци, а сам он получил работу в коллективе человека, чьи труды уважал и применял на практике. В 1811 году Фридрих Фрёбель получает диплом учителя и преподает в школе-интернате для мальчиков, которая является, на тот момент, известным патриотическим и педагогическим центром.

В 1812-1813 годах он оказывается вовлеченным в несколько анти-Наполеоновских компаний и вступает волонтером в корпус Лютцова. Здесь он встречается со своим будущими соратниками по педагогической работе - Миддендорфом и Ланденталем. 1814 году, после битвы при Ватерлоо и Венского конгресса, Фрёбель недолгий период времени работает в минералогическом музее под руководством профессора Вейса.В 1818 году Фридрих Фрёбель основывает Немецкий Обще Образовательный Институт (Allgemeine Deutsche Erziehungsanstalt ), в котором позднее его дело поддержат и продолжат его соратники Миддендорф и Ланденталь.


В 1820 году Фрёбель публикует свой первый из пяти памфлетов «К нашим людям» (An unser deutsches Volk ). Оставшиеся 4 памфлета выходят в период до 1823. В 1826 году выходит в свет его основная литературная работа - «О воспитании человека». Так же в этот год начинается еженедельно издаваться брошюра «Обучение в семье».

С 1831 по 1840 годы Фрёбель много пишет, работает и читает лекции. В 1837 году вместе со своими соратниками Миддендорфом и Ланденталем он открывает школу “Игровой Деятельности”, на базе которой в 1840 году открывается первый детский сад.

Педагогический подход Фридриха Фрёбеля

Всем нам знакома основная идея теории Фрёбеля: “Дети - цветы жизни!”

Именно Фридрих Фрёбель первый обратил внимание на высокую обучаемость у детей от года до 3 лет. Он вводит в практику общения с детьми игру как основу для обучения всему. Настаивает на том, что педагог должен быть ориентирован на ребенка в первую очередь, а само обучение должно быть комплексным, родители обязательно должны быть вовлечены в образовательный процесс ребенка и при необходимости родителей нужно учить, как поддержать ребенка.
Фрёбель вводит использование музыки, игры и двигательную активность в процесс обучения. Фридрих Фрёбель создает и разрабатывает образовательно-игровой материал, который включает в себя разного вида геометрические фигуры, кубики. Этот материал получает название Дары Фрёбеля, позднее многие педагоги адоптировали идею подобного материала для создания своих авторских методик всестороннего развития способностей ребенка, но Дары Фрёбеля – это основа, помогающая маленькому человеку постигнуть свои внутренний и внешний мир, не бояться думать и творить, быть свободным. Быть значимой личностью.

Дары Фрёбеля


“Правильное восприятие внешнего, материально мира это ключ к пониманию интеллектуальных связей”

Фридрих Фрёбель


1 дар состоит из 6 мягких мячей из шерсти, окрашенных в 6 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками. Этот дар необходим ребенку, когда ему примерно один годик и поэтому шарики с веревочками, т.к. ребенку нужна помощь в овладении этим даром. Первый дар учит малыша различать цвет и форму и видеть, что не смотря на различный цвет предметы могут быть едины. “Мяч-универсальная игрушка, это последнее, что возьмет взрослый, но первое, что схватит ребенок – говорил Фрёбель”.

2 дар состоит из деревянных предметов разных форм. Это шар, куб и цилиндр. Второй дар учит малыша отличать предметы по форме и индивидуальным чертам. Шар – символ движения, куб - символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.


3 дар это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков. Самая важная черта этого дара, это контраст различий в форме единого и частей. Этот дар учит ребенка воспринимать ситуацию в целом и в частности, отдельными элементами, знакомит с понятием симметрии, помогает развить творческие способности и координацию.


4 дар это куб, разделенный на 8 пластин. Этот дар развивает пространственное мышление, помогает понять взаимоотношения между различными частями целого и развивает зрительно-моторную координацию.


5 дар куб это деревянный куб,разделенный на 27 маленьких кубиков. При этом, 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Этот дар знакомит ребенка с квадратом и треугольником. Помогает развить воображение и зрительно-моторную координацию.


6 дар это деревянный куб, разделённый на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры и формы. Этот дар продолжает знакомить ребенка с геометрическими фигурами, помогает развить ребенку пространственное мышление и воображение.



7 дар это цветные плоские геометрические фигуры: квадраты и треугольники разных размеров и сделанные из дерева. Этот дар знакомит ребенка с понятие абстракция и подготавливает ребенка к рисованию. Элементы седьмого дара используются для демонстрации изображения и развивают воображение.

8 дар – это цветные палочки разной длины. Самая основная цель этого дара – познакомить ребенка с прямой линией и понятием длины. Этот дар развивает координацию, моторные навыки ребенка, а так же переводит знание о математических величинах на новый уровень.

9 дар - это кольца и бусины различных размеров и форм. Этот дар может быть использован ребенком в свободной форме, нет никаких правил и контроля со стороны взрослых. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией.


10 дар – это дар состоящий из различных природных материалов: раковин, круп, камушков, листочков, лепесточков, различных семян, кусочков глины, щепок и все это необходимо для того, чтобы ребенок смог постигнуть путь от множества к единому. Главная цель 10 дара Фрёбеля дать понять ребенку, что из разных элементов можно выложить две линии - прямую и волнистую. Прямая линия - это наиболее короткое расстояние между идеей и её реализацией, волнистая же линия может изменить свое направление в любой своей точке, а значит, ведет к решению более длительным и извилистым путем. Это знакомит ребенка с понятием, что любая цель может быть достигнута этими двумя способами. 10 дар развивает моторные навыки, координацию и знакомит ребенка с конструированием. Именно 10 дар помогает ребенку перейти от познавательной к изобразительной деятельности.

Краткое резюме, о дарах Фрёбеля.

Первые 6 даров акцентируют внимание на едином и целом, на частном, и индивидуальном. 7 дар обращает внимание на плоскость. 8 дар - на прямую линию. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией. 10 дар говорит, что вселенная состоит из элементов, которые образуют единое целое .

Хронология

1792 - лишившись родителей он переезжает жить к своему дяде пастору Гофману в Ильм

1799 - прослушивает в Йенсокм университете ряд лекций.

1805 – знакомится с Песталоцци и попадает под влияние его идей. Так же понимает, что ему нужна практика для реализации совместных идей.

1806 - работает в частном доме, но позднее вместе с воспитанниками переезжает в школу Песталоцци, где получает место учителя.

1811 - поступает в Геттингенский университет.

1812 - переводится в Берлинский университет, где становится преподавателем одной из университетских школ.

1813 - становится волонтером в корпусе Лютцова, где знакомится с будущими соратниками по педагогике Миддендорфом и Ланденталем.

1818 - открывает первое учебное заведение, организованное по его личной системе образования.

1820 - первые публикации

1826 - издается главный литературный труд Фридриха Фрёбеля - «О воспитании человека».

1837 - совместно с Миддендорфом и Ланденталем открывает школу “Игровой деятельности”

1840 - открывает первое в истории воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста и даёт ему название «детский сад».

1850 - идеи Фрёбеля становятся широко популярны и получают поддержку «знатного общества»

Современное состояние

Именно педагог ический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер. Многие современные методики в образовании базируются на идеях Фрёбеля.

Интересные факты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля

II. Значение системы Ф. Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф.Фребеля в развитие дошкольной педагогике

2.2 Критика системы Ф.Фребеля в русской педагогике

Заключение

Библиография

Введение

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782 - 1852). Ф. Фребль является создателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Ф.Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Ф.Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Ф.Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Ф.Фребель также занимался разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии.

Ф.Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Именно он первым уделил огромное значение детской игре, он рассмотрел ее как средство обучения и воспитания. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Ф.Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Ф.Фребель вслед за Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, а именно эта задача является наиболее важной в настоящем времени для современного педагога, что делает изучение данной темы, а именно трудов Ф.Фребеля актуальным и по сей день.

Несмотря на все свои достоинства система Ф.Фребеля, в отечественной педагогике, была подвергнута критики, и были выявлены ряд ее недостатков.

Цель данной работы заключается в выявлении недостатков системы Ф.Фребеля, применительно к отечественной дошкольной педагогике.

Задачи работы:

Проанализировать и выявить идеологические основания, педагогические принципы и задачи системы Ф.Фребеля.

Показать значение системы Ф.Фребеля оказавшую влияние на развитии дошкольных учреждений, и оценить ее.

Литературно обосновать недостатки системы Ф.Фребеля.

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф.Фребеля

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф.Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходит из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают, прежде всего, воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания - не испортить врожденной и позитивной природы ребенка.

Поэтому воспитание должно быть «….пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

А первым стремление воспитателя, педагога или родителя, первой обязанность воспитывающего должно быть следующее. Каждый, кто признает истинным изложенные основы воспитания и образования, дожжен начать применение и выполнение их прежде всего на себе самом, а затеи и на своих питомцах. Особенно необходимо привлечь к этому делу всех воспитателей, в особенности же женский пол - жен и матерей, а также более иле менее взрослых их дочерей - помощниц в деле воспитания…. Но было бы опять-таки односторонним, если бы воспитание оставалось только в руках одних женщин на том основании, что по законам природы женщины - первые воспитательницы человека. Нет! По закону противоположности обучения, в особенности внешнее, принадлежит также и мужчинам как будущим учителям, защитникам детей, их воспитателям, отцам семейств, руководителя общины и народа; и их содействие в образовании должно начинаться не только в отроческих и юношеских, но уже и в детских годах, чтобы с ранних лет можно было всесторонне подготавливать ребенка к его назначению и чтобы охранять и поддерживать более слабый и более нежный пол в исполнении трудного дела воспитания.

Итак, сообразно с этой идеей целого человек должен быть рассматриваем уже при своем первом появлении на свет как существо двойственное, как два, хотя и противоположных, но в то же время и совершенно равных, бок о бок стоящих пола. Таким образом, к ребенку необходимо относиться, принимая во внимание его чувства и внешнее строение во всей его природе, его тело и душу, его чувствование и существование, его понимание, его восприятие и способность понимания - его рассудок, разум, его существо, обнимающее все его качества и все его духовные силы.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И.Г.Песталоции стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Истинно рациональное воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Оно должно развивать человека всесторонне и гармонично не допуская перегибов и перекосов в какую-либо сторону. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка.

Во многих своих сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Именно направленность на развитие творчества и самостоятельности отличает систему воспитания Фребеля от методов обучения, существовавших до него.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.

Дитя - существо деятельное, творящее,- писал он,- которое постоянно требует дела и идет от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля - необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.

Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способностей ребенка связывать его действия и поступки со словом. Ни то на другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребенка. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

Всестороннее развитие ребенка, считал Фребель, начинается с физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоции, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Высшим проявление детской деятельности Фребель считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Игра, - пишет он,- есть высшая степень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего… игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни…. Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Таким образом, можно выделить следующие принципы и задачи дошкольного воспитания по системе Ф.Фребеля:

Главной задачей является воспитание всесторонне развитого и гармоничного человека.

Воспитание должно быть - щадящим, пассивным и предостерегающим, для того чтобы не нарушить еще одну задачу поставленную Фребелем, не нарушение врожденной и позитивной природы ребенка.

Второй принцип заключается в применение и выполнение всех приемов и методов воспитание на себе самом, т.е. воспитателе, а затем и на своих воспитанниках.

Третий принцип - это принцип целого человека.

Четвертый принцип - это принцип деятельности, который способствует развитию самостоятельности и творчества детей. А это отличительная черта системы Ф.Фребеля.

И последний принцип этой системы заключается в сочетании практических действий с чувственным впечатлением.

II. Значение системы Ф.Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф. Фребеля в развитие дошкольной педагогике

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале ХХ в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной - Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

Детский сад Фребеля - это образовательное учреждение, отличающееся от ранее существовавших заведений по присмотру за детьми, характеризуется развитием и воспитанием самостоятельного, творческого и свободного человека.

Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины ХIХв., работали преимущественно по системе Фребеля. В 1871г. в Санкт-Петербурге было организовано Фребелевское общество, содействовавшее раннему воспитанию детей и объединившее деятелей культуры, меценатов, педагогов и др. Это общество взяло на себя новую для России задачу- подготовку специальных педагогических кадров для работы с маленькими детьми: детских садовниц и руководительниц детских садов. Фребелевские курсы подготовили за время своего существования (1894-1917 гг.) более 300 «фребеличек», которые открывали свои детские сады, работавшие, естественно, по системе Фребеля.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров»:

1дар - 9 цветных мягких шерстяных мячей.

2дар(основной)- деревянный шар, цилиндр, куб, (к ним прилагается блюдце для катания шарика, палочка для вращения куба и цилиндра, стойка для подвешивания всех трех тел).

3дар- деревянный куб, разделенный на 8 кубиков.

4дар- деревянный куб, разделенный на 8 кирпичиков.

5дар- деревянный куб, разделенный на 27 кубиков, часть из которых делится по диагонали на «крыши».

6дар- деревянный куб, деленный на 27 кирпичиков, часть из которых делится на полукирпичики и бруски.

Каждый дар храниться в отдельном ящике.

Помимо того, что Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Фребель также внес изменения в сам процесс детских игр. Он «очищал» и облагораживал известные народные игры и делал их более благоприятными для развития каждого ребенка.

Другое важное изменение, внесенное им в процесс детских игр, - это текстовое, словесное оформление игры. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам.

Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, - это непременное участие взрослого в детских играх. По мнению Фребеля только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально.

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие - для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему.

Таким образом, все это говорит о том, что Фребель внес огромный вклад в развитие дошкольной педагогики и является автором первой системы дошкольного воспитания.

2.2 Критика системы Ф. Фребеля в русской педагогике

фребель педагогический детский сад

Но если в 60-70 годы ХIХ столетия многие педагоги с энтузиазмом следовали системе Фребеля, то, начиная со второй половины 70-х годов, многие из его прежних почитателей, находя недостатки во фребелевкой системе, пытались адаптировать ее к русским условиям. В педагогической прессе того времени стали появляться публикации с критикой в адрес его системы.

В журнале «Детский сад», редактором которого являлась А.С.Симонович, уже в 1866 году выходит статья «Самодеятельность моего ребенка» (1866, №8), в которой подвергаются критике детские сады работающие по системе Фребеля, так как она губит личность воспитанника, не оставляя места инициативе и развитию способностей детей. Целью детского сада, по мнению автора, является развитие творчества и самодеятельности ребенка. Поэтому, убедившись в несовершенстве системы Фребеля, А.С. Симонович отказалась от практики механического перенесения его системы в свои детские сады. Она старалась приспособить педагогические идеи Фребеля, творчески обработав их, в отечественную педагогику, применительно к русским условиям. Следуя идеи народности Ушинского, Симонович ввела подвижные игры, которые отражали отдельные моменты из жизни русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами, вместо, заунывных немецких песенок, которым учили детей некоторые отечественные педагоги, слепо следовавшие системе Ф.Фребеля.

Среди членов Фребелевского общества также определились два направления. Сторонники одного стремились внедрить в Российскую практику все элементы фребелевкой системы дошкольного воспитания, широко распространенной в Германии. Представители другой точки зрения опирались на мнение отечественных педагогов, таких как П.Ф.Каптерев, А.М. Калмыкова, Е.Н. Водовозова и др., которые критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.

Глубокой критики подверглась система Ф.Фребеля и со стороны нашего русского педагога К.Д.Ушинского. Так в своих высказываниях он обращал внимание на то, что Фребелевская система выражала характерные черты немецкой педагогики - формализм, чрезмерную строгую систематизацию искусственность, ограничение самодеятельности ребенка в играх и занятиях, страсть к морализированию и излишней сентиментальности, что вредно действует на ребенка. Считая ценным в системе Фребеля внимание к игре ребенка, к организации его занятий, К.Д. Ушинский предлагал разработать другую систему игр, учитывающую национальные особенности и традиции России.

На недостатки системы Фребеля указывали, подвергая ее критики, и многие другие прогрессивные русские педагоги, такие как - Е.П.Смидович, Л.Н.Толстой, Е.И.Водовозова и другие. Они отмечали мистически - идеалистическое обоснование Фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механичность и сухость.

Например:

Фребель считал квадрат самой совершенной формой и множество его занятий были основаны на создании геометризированных комбинаций. Он разработал принципы деления квадрата и вырезания разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным чередованием и повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам.

Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаз на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.

А в процессе массового использования на практике игры с «дарами», по Фребелю, были извращены и превратились в формальные упражнения. Судя по отзывам многих педагогов (К.Д.Ушинский, С.Л.Бобровская, Е.И.Тихеева и др.), основной перекос состоял в том, что всю активность брала на себя «садовница»: она демонстрировала нужные действия с предметами, сама пела песенки, а ребенок оставался слушателем и наблюдателем. В играх, придуманных Фребелем, было много искусственного, «недетского», а песенки оказались в большинстве своем скучными, отличались морализированием и дидактизмом. Исходный принцип Фребеля - принцип деятельности, собственной активности и творчества ребенка оказался нарушенным. Видимо, такая опасность содержалась в самой методике фребелевских игр: в их жесткой систематизации, завершенность и определенность, излишней проработанности и искусственности. Воспитательница (садовница) должна была воспроизвести чужую методику, которая не оставляла простора для ее собственного творчества. В результате игры Фребеля утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады подверглись справедливой критике за формализм, педантизм и дидактизм.

Таким образом, отношение к системе Фребеля в России было двояким: одни считали необходимым внедрять ее в том виде, как она применялась в Германии; другие стремились брать из нее только педагогические целесообразное с учетом российских условий. Данная педагогическая система подверглась критики со стороны некоторых российских педагогов. Главными ее недостатками они считали - формализм, педантизм и дидактизм. А система его игр выражала характерные черты немецкой педагогики и не учитывала черты национальных особенностей России.

Массовое же использование «даров» Фребеля утратило свою особенность, и превратилось в ряд формальных упражнения.

Главный принцип системы Фребеля, принцип деятельности так же нарушался действиями «садовницы», при которых ребенок оставался слушателем и наблюдателем.

Заключение

Таким образом, Фридрих Фребель - немецкий педагог, последователь И.Г. Песталоции, разработал оригинальную систему дошкольного воспитания, и является основателем детских садов.

В философском обосновании своих взглядов он говорил о двух целях педагогики - национальной и общечеловеческой. У нее две главные задачи: развитие духовных сил народа и вместе с тем познание человеком Бога, природы и самого себя.

Главной задачей воспитания по системе Ф. Фребель является развитие всесторонне развитого гармоничного человека, и поддержание в нем позитивной врожденной природы. По его мнению, воспитание должно также быть предостерегающим, щадящим и ненавязчивым, соблюдающим принцип деятельности и принцип целостности человека. А практические действия должны сочетаться с чувственными впечатлениями.

Эта система получила распространение в ряде стран Западной Европы и США, а также и в России. Но спустя небольшой промежуток времени отношение к методам и приемам Фребеля в России частично изменилось и подверглось критик со стороны ряда отечественных педагогов.

Но многие главные положения педагогической системы Фребеля сохраняют свою актуальность, и по сей день.

Библиография

1. «Детский сад Фридриха Фребеля». Журнал «Дошкольное воспитание» №3. 2003г.

2. Егоров В.Ф., Лыкова С.Ф., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-320с.

3. История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / ред. Л.Н.Литвина.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие/ Сост. С.Ф.Егорав, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; Под.ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 440с.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. Образование» / Е.О.Смирнова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 119с.

6. Фребель Ф. Детский сад. / Пед. соч. М., 1913 Т.2.

7. Ятефанова Н.Н. Классические системы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов средн. спец.учеб. заведений. / Н.Н. Ятефанова - М.: АСТ; СПБ.: Сова 2008. - 126с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Понятие педагогической системы и ее структурные компоненты. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Инновационные образовательные системы XXI века. Наиболее известные в мире "новые школы" XX столетия.

    презентация , добавлен 18.06.2011

    Обзор истории педагогики с позиции различий между подходами к пониманию человека. Педагогическая система К. Дуэк. Влияние концепции на понятия психологии личности, их философско-антропологические основания. Подход к человеку как к обучающемуся существу.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2015

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Анализ системы преподавания предмета, производственного обучения, воспитательной работы, конфликтной педагогической ситуации. Система теоретического обучения. План-конспект производственного обучения. Психолого-педагогическая характеристика группы.

    отчет по практике , добавлен 29.04.2009

    Педагогическая система К.С. Станиславского: сущность, структура, история возникновения. Исследование процесса развития творческих способностей подростков в условиях любительского театра при использовании принципов педагогической системы Станиславского.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Изучение биографии А.С. Макаренко и основных положений его педагогической системы. Характеристика современных воспитательных колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях закрытых учреждений.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Понятие авторской педагогической системы, реализация авторских подходов к обучению и воспитанию. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система по формированию умений. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    История создания Вальдорфских школ, основные методы преподавания. Суть и специфика данного вида образования. Недостатки педагогической составляющей философии Штайнера. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных, суть методики, развивающие игры.

в Обервейсбахе, в небольшой деревушке княжества Шварцбург - Рудольштадт 21 апреля 1782 года . Ещё малюткой он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев , которых скоро сменила мачеха.

Отец, занятый своими многочисленными пасторскими обязанностями, не имел возможности заняться мальчиком. Невзлюбившая его мачеха также обращала на него мало внимания и мальчик рос, предоставленный самому себе. Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным . Легче других предметов ему давались математика и естественная история . Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 году он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет . Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство .

Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1805 году он отправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци .

Эта поездка убедила Фребеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить. Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808году вместе со своими тремя воспитанниками переселился в Ивердён и поступил учителем в школу Песталоцци .

Уча и сам одновременно обучаясь, он пробыл в Ивердёне два года. Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в геттингенский университет, для изучения философии , естественных наук и языков. Через год он перешёл в берлинский университет, приняв на себя обязанности преподавателя в одной из школ. Когда началась война 1813 года , он вступил волонтером в корпус Лютцова. Здесь он сошёлся со своими будущими сотрудниками по педагогическому делу, Миддендорфом и Ланденталем.

Энтузиазм Фрёбеля, постоянно читавшего своим друзьям лекции на тему о воспитании и обучении детей, передался и последним. После похода, в 1814 году , Фрёбель стал ассистентом профессора Вейса при минералогическом музее в Берлине , но скоро отказался от этого места, отклонил предложенную ему стокгольмским университетом кафедру и покинул Берлин.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе. В эту школу первоначально поступили его пять племянников, затем ещё брат Лангенталя. В следующем году вдова его брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фрёбеля. Материальное её положение было крайне затруднительное. Кроме самого Фрёбеля, преподавателями были Лангенталь, Миддендорф и племянник последнего, Барон.

В 1818 году Фрёбель женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фрёбеля, Христиан: продав своё торговое дело, он переселился в Кейльгау и сделался директором училища. Мало помалу школа Фрёбеля начала процветать.

В - 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году .

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии , ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию . Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе.

Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

В 1836 году Фрёбель вернулся в Кейльгау, так как его жена не переносила сурового климата в Бургдорфе. В 1839 году он прочёл в Дрездене , в присутствии королевы саксонской, лекцию о школах для малолетних детей; лекция эта не имела успеха.

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его « детским садом ».

Так, его первый детский сад был открыт в день 400-летнего юбилея книгопечатания . В то же время Фрёбель начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!» Вскоре умерла его жена, помощница его во всех предприятиях, и Фрёбель снова переселился в Кейльгау, где написал свои «Материнские песни»; музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки - художник Унгер. Тогда же им были подготовлены первые «детские садовницы».

В 1848 году Фрёбель отправился в Рудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учение подверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратно свои предложения. Женившись вторично на одной из своих учениц, Фрёбель отправился в Гамбург для основания там детского сада.

В 1850 году герцог Мейнингенский, заинтересованный учением Фрёбеля, предоставил в его распоряжение свой замок Мариенталь.

В 1852 году , присутствуя на съезде учителей в Готе, Фрёбель был предметом восторженных оваций; но его жизненные силы были уже подточены, и он умер 21 июня того же года в Мариентале, где работал над учреждением школы для детских садовниц.

Педагогические идеи

Теория развития ребёнка .

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.

Инстинкт деятельности, или активности - проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания - заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало».

Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду.

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»?

Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

В каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу.

Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь.

В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Дары Фребеля

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке.


Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие и деревянные - шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).

С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.

Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной).

Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части).

Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.


Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.


Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др.

Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Вклад в развитие мировой педагогики.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах.

Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России.

Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре.

Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками».

Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста.

И даже до сих пор выпускается для игр с детьми, в детских садах полный набор материалов, для игр с дарами Фребеля.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М.: Издательский дом "Форум": Инфра-М, 1998. - 113 с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова.- М.: Сфера, 2001. - 512 с.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос-Пресс, 2003. - 224 с.

Педагогический колледж №8

МДК 03.01.

Реферат на тему:

"Фридрих Фребель - немецкий педагог основатель первого "детского сада" в мире".

Преподаватель: Исаченко С. И.

Работа студентки 223 группы (индив. маршрут)

Отришко Марии

Санкт - Петербург

(21.04.1782 г., Обервейсбах, Тюрингия, - 21.06.1852 г., Мариенталь, там же), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Иенском и Берлинском университетах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав несколько профессий. Встреча с последователем И. Г. Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурт-на-Майне, Г. А. Грунером определила интерес Фребеля к педагогике. В 1805-1807 гг. преподавал в этой школе естественные науки. В 1807-1810 гг. работал в Ивердонском институте Песталоцци, под влиянием которого утвердился в решении посвятить себя педагогической деятельности, завершив предварительно высшее образование. В 1811-1813 гг. учился в Геттингенском и Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии (Ф. Шеллинг, И. Г. Фихте , Г. В. Гегель).

В 1816 г. в Тюрингии в деревне Грисгейм Фребель открыл свое первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт" (через год - в соседней деревне Кайльгау). Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

В основу теоретической разработки своей воспитательной системы Фребелем были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами немецкой философии. В 1817 г. опубликовал свой первый литературный труд - "К нашему немецкому народу". С 1820 г. ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. издал книгу "Воспитание человека" - главный труд, в котором систематически изложил свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г. Фребель был обвинен в распространении вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из института, который в 1829 г. пришлось закрыть. Фребель пытался открывать воспитательные учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю возглавить сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в том числе дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 г. Фребель вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение, которому в 1840 г. дал название "детский сад".

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей". В 1843 г. опубликовал "Материнские и ласкательные песни" ("Mutter- und Koselieder"), в 1844 г. под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет саду в Бланкенбурге", в 1851 г. выпустил "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни". Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга "Педагогика детского сада" (в России переведена в 1913 г. H. Соколовым под названием "Детский сад").

"Детский сад" в Бланкенбурге просуществовал 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу осуществил подготовку "детских садовниц" - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму.

Фребель, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демократический подход к образовательной политике и пришел к убеждению, что он соответствует общественным потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым промышленным и научным развитием Германии. Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию. С точки зрения Фребеля, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их какой-либо профессии. Согласно Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутренней природой". Это означает, что нельзя пренебрегать ни одной из способностей индивида, подлинное воспитание не знает границ и представляет собой непрерывный процесс на протяжении всей жизни.

Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей. Разработанный Фребелем учебный план включал все основные области общественной и культурной жизни того времени: "искусство", "естествознание", обучение "способам использования природных ресурсов", а также "простой и более сложной переработке" получаемого при этом сырья, "знание о природных веществах и силах", "естественная история и история человечества и отдельных стран", "математика" и "языки". Эту обширную образовательную программу Фребель стремился претворить в жизнь в своих школах.

Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Фребеля, включая и дошкольное воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога.

Фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно "давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким".

Понимание Фребелем значения деятельности для формирования личности привело его к выводу: виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания. Фребель показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в педагогическом процессе.

Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фребель вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Стремясь ознакомить ребенка с окружающей жизнью, Фребель, тем не менее, в значительной степени ограничил его кругозор, свободное творчество рамками своей системы, дидактическими материалами, мало связанными с живой действительностью.Это было одной из главных причин критики системы Фребеля в разных странах.

Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Своими трудами Фребель способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Фребеля получила широкое распространение в других странах, в том числе в России, где с 70-х гг. 19 века создавались Фребелевские общества.

Литература: Шиpефф Э, Жизнь Ф. Фребеля, M, 1886, Гюнтер К. X., Фридрих Фребель, "Перспективы", 1984, № 2, Mчеделидзе H. Б., Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля, в кн.: История дошкольной педагогики, под ред. Л. H. Литвина, M, 1989, Schuffenhauer H., F. W. A. Frobel, В., 1962.

Я. Б. Мчедлидзе

«Будем жить для наших детей!»

Девиз Фридриха Фрёбеля

Немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, первый разработчик методики работы детского сада.

Ещё во младенчестве Фридрих Фрёбель лишился матери и воспитывался прислугой, старшими сёстрами, братьями и мачехой.

В 1805 году Фрёбель посетил и изучил учебное заведение Иоганна Генриха Песталоцци в Швейцарии. В 1808 году он поступил учителем в эту школу.

В 1816 году Фридрих Фрёбель открыл в деревушке Грисгейме (Германия) первое учебное заведение, организованное по своей системе.

В 1826 году был издан главный труд Ф. Фрёбеля: О воспитании человека. Автор писал, что человек по своей сути – творец, а воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков.

В 1840 году Фридрих Фрёбель переселился в г. Бланкенбург (Германия), где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его Детским садом / Kindergarten , где основное внимание уделялось играм и проявлению ребёнком заложенных в нём способностей. Этот детский сад через 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. И Фридрих Фрёбель начал вести подготовку «детских садовниц» - воспитательниц.

В 1851 он открыл детский сад в г. Мариентале (Германия), в этом же году по приказу властей все
детские сады запрещены как составляющие часть из-за боязни распространения идей …атеизма.
Это стало шоком для педагога и приблизило его смерть...

«Детские сады хотя и появились в различных местах Германии и Швейцарии, но до сих пор ещё явление новое, которое, как и всякое новое явление, вызывает два крайне противоположные мнения, а истина, как и всегда, лежит посередине.

Сторонники детских садов видят в них начало совершенного переворота в педагогике и считают Фрёбеля отцом будущего и единственно правильного искусства воспитания; они ожидают от детских садов ни больше, ни меньше, как пересоздания человеческого рода.

Противники детских садов, наоборот, видят в них учреждение не только бесполезное, по чрезвычайно вредное, врывающееся насильно в свободную жизнь ребёнка, систематизирующее и механизирующее эту жизнь, а потому подавляющее естественное развитие детской природы.

Ребёнок не играет и не мечтает, как ему хочется, а - по узкой, искусственно придуманной системе, и развитие его потому идёт гораздо хуже, чем развитие ребёнка, совершенно предоставленного самому себе.

Не будучи предубеждённым противником или защитником детских садов, я осматривал их с целью самому узнать правду и пришёл к тому убеждению, что идея детских садов, как и всякая новая педагогическая идея, слишком раздута, что ей придано слишком много важности, что на неё взвалено слишком много ожиданий; но что в ней есть зерно правды, которое, с течением времени, очистившись от своей шелухи, ляжет в общую сокровищницу педагогических приобретений человечества, т. е. и с этой идеей случится то же, что и с другими педагогическими идеями, как, например, с идеей взаимного обучения, с идеей Жакото и с идеей наглядности. […]

Несомненная заслуга Фрёбеля состоит в том, что он первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления, наклонности и взглянул на детскую жизнь, как на жизнь, относительно полную и законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые.

Педагоги часто забывали, что ребёнок не только готовится жить, но что он уже живёт и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности; но так как в жизни ребёнка игра составляет то же самое, что для взрослого человека всякая, так называемая, серьёзная деятельность, то естественно, что Фрёбель обратил преимущественное внимание на игры детей.

Как всякий нововводитель, он слишком увлёкся, слишком систематизировал их и придумал много таких, в которых мало детского, потому что придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Фрёбель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками и в которые играет и русский мальчик, и маленький итальянец, и маленький индиец на берегах Ганга, в которые играют наши дети и играли дети древних греков и римлян.

Детские игры ожидают ещё своего историка, который с удивлением заметит, как какая-нибудь игра с необыкновенной верностью и даже точностью, потерявшей иногда всякий смысл, передавалась из поколения в поколение, через несколько тысячелетий. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики; но в играх, придуманных Фрёбелем, как я уже сказал, много искусственного и не детского.
Песенки, по большей части, скучны, натянуты, написаны очень дурными стихами, которые, по замечанию швейцарского педагога Фрелиха, могут только портить вкус ребёнка, а главное, проникнуты несносным для детей дидактизмом.

Странно даже, как Фрёбель, знавший так хорошо детскую природу, выпустил из виду то, что мораль в песнях ничему не может выучить пятилетних детей. Здесь он был, кажется, увлечён общей немецкой страстью морализировать кстати и некстати. Однако же игры Фрёбеля, а ещё более придуманные им, или собранные детские занятия имеют много достоинств, - и в руках хорошей наставницы, понимающей инстинктивно потребности детской природы и умеющей удовлетворять им, для которой главное не система Фрёбеля, а самые дети, приносят много пользы.

Но много ли таких наставниц?

Сами фребельянцы сознаются, что очень мало, и этим стараются оправдать неуспех детских садов во многих городах».

Ушинский К.Д., Отчёт о командировке за границу, в Сб.: История дошкольной педагогики в России / Сост.: Е.А. Гребёнщикова и др., М., «Просвещение», 1976 г., с. 212-214.

После смерти Фридриха Фрёбеля его последователями в Берлине было создано «Фрёбелевское общество».