Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных качеств личности, формирования эстетического вкуса, нравственного воспитания. Театрализованная деятельность как средство развития детей

Элина Сагитова
Театрализованная деятельность как средство развития детей.

«Театр - волшебный край , в котором

ребенок радуется играя,

а в игре он познает мир»

С. М. Мерзлякова

Театр - это и вправду волшебный мир, который манит своими красками, чувствами, эмоциями. А сколько радости он приносит детям, с каким нетерпением они ждут встречи с ним!

Однако театр это не только радость, смех, эмоции, это еще и мощное средство воспитания , обучения и развития детей . В педагогической литературе очень часто можно встретить такое понятие как «» . Самый распространенный вид детского творчества, направленный на развитие у ее участников ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее) .

Театрализованные игры можно разделить на две группы : режиссерские игры и игры – драматизации.

К режиссерским играм относятся : настольный театр игрушек , настольный театр картинок , теневой театр , кукольный театр .

К играм-драматизациям относятся : инсценирование потешек, песен, сказок, небольших литературных текстов.

«Театрализованная деятельность » как понятие, законодательно закреплено в ФГОС дошкольного образования, так как позволяет решать многие задачи программы детского сада : от ознакомления с окружающим миром и общественными явлениями до физического совершенствования.

Участвуя в театрализованных играх , дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральные игры способствуют развитию чувства партнерства и усвоению социальных норм и правил, а значит являются эффективным средством социализации дошкольника.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей , имеющих нарушение речи. Театрализованные игры , при грамотном построении, могут во многом помочь в решении данной проблемы.

Во-первых, в процессе игры дети отвечают на вопросы кукол, сами говорят вместо них, выполняют их просьбы, входят в образ героя, тем самым активизируют весь свой словесный потенциал.

Во-вторых, дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал, а значит, в значительной мере расширяют свой словарный запас.

В-третьих, умело поставленные вопросы воспитателя в процессе игры, заставляют ребенка думать, анализировать, делать выводы, высказывать свои мысли, чувства в монологической форме.

В-четвертых, в процессе работы над выразительностью реплик незаметно формируется звуковая культура речи, ее правильный грамматический строй.

Широки и воспитательные возможности . Она помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, развивает творческое воображение, формирует художественный вкус. Когда ребенок смотрит представление, он сопереживает героям, учится отличать «хорошее» от «плохого» , приобщается к духовно-нравственным ценностям. С этой точки зрения театр является источником развития эмоциональной сферы ребенка.

Театрализованная деятельность детей не проявляется сама собой. Огромная роль в этом отводится воспитателю, который должен умело направлять данный процесс. Педагог должен учитывать творческие возможности детей , возрастные особенности, строить свою работу в соответствии с требованиями построения театрализованной игры .

Такие виды игр могут использоваться в любых видах деятельности детей , на любых занятиях. Полезно использовать любые моменты в жизни детей для вовлечения их в мир театра . Данную форму работу следует использовать систематически, так как от игры к игре нарастает активность детей они более точно входят в образ героев, овладевают средствами выразительности , начинают чувствовать ответственность за успех игры.

В своей работе я часто использую театрализованные игры . Я считаю, что это – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя! Хотелось бы также отметить благоприятное влияние театрализованной деятельности на психическое и личностное развитие детей .

Джанни Родари писал : «Не поучать и обучать, а играть, фантазировать, сочинять придумывать - вот что необходимо ребенку» Мне бы хотелось, что бы данное высказывание известного писателя стало девизом для каждого воспитателя!

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство логопедической коррекции при ОНР Виды театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаТеатрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с. Перелюб» Перелюбского муниципального района Саратовской.

Маркова Т. А. МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгород Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта.

Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста как средство художественно-эстетического развития Принято считать, что дети третьего года жизни могут быть только лишь благодарными зрителями, слушателями, но никак не активными участниками.

Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей с ОНР Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) коммуникативная функция речи.

Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста В современном обществе повысился социальный престиж. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать,.

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Дата публикации: 11.03.18

Подготовил воспитатель

МБДОУ №4 "Умка" г.Сургут:

Злодеева Н.В.

Сургут 2018

Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

2 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.

3 Антропова М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование № 24 (96), 2002.

4 Богачёва Н. И. , Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М., Академия, 2001, 208 с.

5 Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1978, 207 с.

6 Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с.

7 Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.

8 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.

9 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2001.

10 Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.

11 Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999.

12 Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.

13 Орлова Ф. М., Соковнина Е. Н. Нам весело. М., Просвещение, 1973, 207 с

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26"

Мастер класс

тема:

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и креативного мышления дошкольников"

Музыкальный руководитель

Малыхина Светлана Васильевна

2018 г.

Театр – это волшебный мир .

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения, все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко запоминается на долгие годы. Лучшим условием в развитии творческой активности детей является театрально-творческая деятельность.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях:как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. И обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка , воспитания творческой направленности личности .

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств , глубоких переживаний и открытий ребенка , приобщает его к духовным ценностям. Таким образом,театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей креативности .

Креативность – сложный процесс , связанный с характером, интересами, способностями личности, с условиями окружающего мира . Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности .

Эрих Фромм (немецкий психолог) трактует понятие креативности , как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру : отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх , дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело серьезное, но и веселое. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории» .

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте :

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка ».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка , воспитание творческой направленности личности .

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность ребенка, выделяю и поощряю необычные импровизации, которые порой для ребенка становятся неким открытием для его возможностей, что влечет за собой более активному движению раскрепощения ребенка, становление его на путь - «Я могу!». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Для полноценного раскрытия образа я использую музыку , которая помогает передать характер персонажей.

Прежде чем поговорить об этапах практической деятельности в рамках детской театрализации, рассмотрим вопрос о видах детских театров и кукол, используемых в ДОУ.

    настольный театр;

    стендовый;

    верховой;

    наручный;

    напольный;

    театр живой куклы

Настольный театр:

Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале - нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами - персонажами какой-либо сказки. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Стендовый театр:

Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

Теневой театр в садах - самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Верховой театр

Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Наручный театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки - «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

    пальчиковый;

    перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).Рассмотрим одну из разновидностей таких Кукол - "Варежковые говорунчики". Они надеваются на кисть руки, словно зимняя варежка - отсюда и пошло их название, а "говорунчиками" они названы потому, что они «разговаривают», открывая и закрывая рот (пасть, клюв) за счет активных движений пальцев и кистей рук кукловода, что способствует развитию не только гибкости и подвижности локтевых суставов, кистей и пальцев рук, но и дикции, выразительности и сила речи ребенка.

В процессе игры с "Варежковыми говорунчиками" дети получают эмоциональный заряд, развивают фантазию и умение импровизировать, эффективно тренируя при этом мелкую моторику и риторику что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Продолжая тему перчаточных говорунов мне бы хотелось остановиться на куклах, одну из которых вы имели возможность видеть на занятии. Это парные варежковые говоруны. Данный вид варежковых говорунов управляется парой кукловодов. Один управляет головой и клювом, другой - лапами.
В процессе игры с "Парными варежковыми говорунами" дети развивают не только гибкость суставов, кистей и пальцев рук, координацию движений, дикцию, выразительность и силу речи ребёнка, но и умение работать в паре, способность понимать и чувствовать партнёра.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников. Но мы люди творческие, креативным мышлением, поэтому границ фантазии для нас не существует. На занятии вы имели возможность увидеть один из простых вариантов изготовления куклы-марионетки «Капитошки» из воздушного шарика.

Театр «Живой куклы».

Этот вид театра чаще других организуется в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

    театр кукол-великанов;

    театр масок;

    театр ростовых кукол;

Театр кукол-великанов проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют взрослые. Дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.

Предлагаю остановится на разновидности театра «Живой куклы» -это ростовые куклы. Так же она была представлена в моей непосредственной образовательной деятельности – это кукла «Зайчик». Такой вид кукол очень удобен в использовании на простом занятии, где необходимо быстрое, неожиданное перевоплощение в какого - либо героя, так и является удобным средством костюмного элемента на утренниках, развлечениях и.д,.

Театр ростовой куклы может быть представлен и в другом аспекте, где важную роль будет играть не кукла, а ширма. Это разновидности театра «Тамтамареска» . Это изначально был стенд для фотосъёмки с отверстием для лица. При помощи тантамарески детьми отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений. Это яркая картинка, интересный образ, несколько образов. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя. Театр тантаморесок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, а так же самое важное тренируют и выстраивать диалог.

Уже начиная с первой младшей группы, формирую у детей простейшие образно-выразительные умения, например, имитировать движения сказочных животных. И в этом мне очень помогают различные виды кукол, которыми управляют взрослые во время занятий. Видя перед собой куклу, которая призывает детей выполнить с ней те или иные действия, дети как по волшебству начинают танцевать, петь и т.д. Очень удобны в проведении праздников и досуговой деятельности использование кукольной театрализации.

Чуть повзрослев, во второй младшей группе, дети не перестают любить, приходящих к ним кукол, но некоторые дети могут уже сами изображать героев сказок, с использованием костюмов и масок.

В среднем возрасте дети обучаются элементам образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомиме) . В работе пока используются отдельно взятые миниатюры, небольшие сценки, где героями уже могут быть куклы, которыми начинают управлять сами воспитанники.

И сейчас, я вам предлагаю изобразить одну из театрально-музыкальных миниатюр, которая называется «Музыкальные червячки». Помощниками нам послужат носочные говоруны.

Исполняется театрально-музыкальная миниатюра «Музыкальные червячки»

Далее в старшей и подготовительной группах совершенствую образные исполнительские умения, развиваю творческую самостоятельность при подготовке инсценировок и спектаклей, как самостоятельно играющих актеров, так и с использование нескольких разновидностей кукол. Эти игровые моменты я часто вставляю в сюжет праздников, развлечений, досугов. И чтоб не быть голословными, я вам предлагаю посмотреть инсценировку сценки «Весну встречаем», которая была исполнена детьми старшего возраста на празднике 8 марта.

Исполняется сценка «Весну встречаем» воспитанники старшего возраста.

Исполняется отрывок из сценария «По следам Снежной королевы» воспитанники подготовительного возраста.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка . Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально - игровой деятельности . Своё выступление хотелось бы закончить словами русского театрального режиссёра , актёра, педагога и реформатора театра К . С. Станиславского:«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище , быть может и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад № 110 "Теремок" КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников» СОСТАВИЛ: воспитатель ХАЛАИМОВА Т.Н 1 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки для детей и с их участием, играли важную роль в их развитии, приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, развивали речь, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир. Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир. Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада: одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов тетра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Таким образом можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективнокоммуникативного воздействия. 2 1. Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения; 2. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. 3. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. 4. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. Цель: Ознакомление с различными видами театра, для повышение речевой активности. Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков; работа над речью и интонацией; коллективные взаимодействия; умение сочувствовать, сопереживать. Принципы: Следует выделить некоторые принципы. 1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели. 3 2. Принцип творческой, гуманной направленности характеризующийся развитием воображения, фантазии. педагогического процесса, 3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия. создавать, 4. Принцип интегративности, характеризующийся связью: - театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным); детского и взрослого искусств; - театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка.     импровизационность; гуманность; систематизация занятий; учет индивидуальных особенностей детей. Реализация цели и задач: 1. Знакомство детей с театральной куклой - бибабо, и театрализованными играми, начиная с младшей группы. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старших групп. 2. Со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. В качестве основы - этюдный тренаж, помогающий развить внимание, прививающий навыки отображения различных эмоций. 3. В средней группе кукольный спектакль объединяется с игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр - там есть ширма и за нее можно спрятаться. 4. В старшей группе дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. 5. Подготовительная группа - театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.  совершенствуется всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;  развивается творческая самостоятельность: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;  углубляются знания о предметах, куклах, декорациях;  расширяется, активизируется словарь детей; воспитывается культура речевого общения;  закрепляются навыки импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;  ищутся выразительные средства для создания образа,  используя позу, мимику, жест, речевую интонацию; 4    воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи; совершенствуется песенное мастерство; развивается творческая самостоятельность, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий образ героя 2. Различные виды театра в жизни дошкольников Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный - это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков - дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, 5 воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить чтолибо сделать. Как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль, подробно рассказывается в книгах Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (М., 1960) и Г. В. Генова «Театр для малышей» (М., 1968). Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр - распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.). Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д. Когда воспитатели приобретут опыт в управлении силуэтами, они могут показывать спектакль даже поодиночке, привлекая в качестве ассистентов детей. Воспитателю придется читать текст за нескольких действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко. Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей. Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе - солнце, а в комнате - очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, воспитатель приводит за экран 6-8 детей и объясняет им их обязанности. Он сам проходит близко от экрана и просит, чтобы дети сказали, когда тень будет ярче и отчетливее. Сначала дети будут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные носы, пышные бороды и т. д. Затем можно готовить небольшие жанровые сценки. 6 Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду». Большой популярностью у малышей пользуется настольный картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки - делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжкиигрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок. Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать. Элементарная форма представления в картиночном театре - передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. При таком показе руки воспитателя привлекают к себе слишком много внимания. Чтобы закрыть от детей руки, из картона делается красивый барьерчик (40-50 см длины и 8 см ширины). Для создания обстановки театрального представления воспитатели делают занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях. О том, как сделать фигурки, декорации, рассказывают Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр - дошкольникам» (М., 1973). Репертуар театра картинок на фланелеграфе очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.       7 Театр бибабо. Театр марионеток Живая кукла. Варежковый театр. Театр ложек Верховой театр.  Плоскостной театр.  Театр миниатюр. Формирование речевых и коммуникативных проявлений детей. Формирование речевых и коммуникативных проявлений детей раннего и младшего школьного возраста затрагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития. Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе, поэтому изложим лишь основные положения по проблеме изменения речевой активности детей. 1. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность, поэтому маркером изменений речевой активности детей выступает соотношение единиц в паре «глаголы - существительные». Исследованиями А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева установлено, что изменение объема речевой приводит к изменениям соотношения между существительными и глаголами: в ясельной группе - 100/170, в группе детского сада - 100/120. Новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более связной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Взрослый (воспитатель или родитель) задает систему расчленения действительности, которая необходима для формирования понятия, когда показывает и называет признаки предметов ребенку в процессе совместной предметной или предметно-игровой деятельности с ним; систему обобщения - когда учит пользоваться сенсорными эталонами, помогает накопить опыт обозначения каких-либо предметов их изображениями, символами или предметамизаместителями 2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка - его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. Согласно взглядам Л. С. Выготского, «перекрест» в развитии речи и мышления, языковой и интеллектуальной способностей ребенка, осуществляется до 2-3 лет. Условием развития познавательной активности в данный период выступает общение ребенка со взрослым партнером, в процессе которого ребенок усваивает заинтересованное отношение к предметам и явлениям, способы исследовательских действий и управления своим поведением. Структурирование Образа мира и Образа себя, представлений о своих умениях и возможностях происходит благодаря Слову. 3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка - важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем, поэтому особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, 8 формирования речевых умений и навыков воспитанников. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка, исследователи называются языковой способностью. Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает: 1.Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям. 2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм. Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Первым этапом развития речи детей является использование воспитателем приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. При этом обращается внимание на реализацию разных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей - в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности в саду. В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения. При этом речь воспитателя по своей форме и значению может как ограничивать действия детей («Нельзя»), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями и завершать их («Будем одеваться» - «Одеваемся» - «Оделись»). Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Таким образом воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи - регулирующей и планирующей. Речевое комментирование воспитателем организации жизнедеятельности детей способствует тому, что дети побуждаются к сотрудничеству со взрослым с целью получения от него новых сведений об окружающем мире и новых способов действий. При этом потребность в общении с взрослым рассматривается как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем. Поэтому на данном этапе следует поддерживать все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, самим взрослым. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении со взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях. К концу дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, 9 правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении -слово - словосочетание - предложение. Специфическими приемами, на занятиях по развитию речи, являются 1.Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения. 2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на потяжении всего дошкольного периода является игра. 3. Просьбы, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности. В среднем дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей 4-5 летнего возраста является появление большого количества детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам и окружающим вещам, явлениям, предметам, что и дало название этому периоду «детских почемучек». Учёные (А.М. Богуш, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок: - слушать и понимать обращённую к нему речь; - вступать в разговор и поддерживать его; - отвечать на вопросы и спрашивать самому; - уметь объяснять - пользоваться разнообразными языковыми средствами; 10 Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются: - присутствие инициативы в речевой деятельности; - поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.) - присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.) - высокая трудоспособность в речевой деятельности Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления. Модель развития речевой активности дошкольников Таким образом можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективнокоммуникативного воздействия. 11 Цель данной работы: последовательно знакомить детей с различными видами театра, повышать речевую активность, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Продукт совместной деятельности: Практическая работа осуществляется на базе средней группы детского сада № 61 второй год по трём направлениям: 1 “Развивающая среда”, 2 “Дети”, 3 “Взрослые”. Первое направление - формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя: Настольный театр Театр резиновой игрушки Театр мягкой игрушки Театр ложек Плоскостной театр Театр марионеток Пальчиковый театр Костюмы Декорации Театр конусной игрушки Куклы- бибабо Теневой театр Театр “Варежка” и др. Второе направление- это работа с детьми. 12 Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную с воспитателем (2 раза в неделю), так и самостоятельную. Это: Игровое творчество Песенное творчество Танцевальное творчество Импровизация на детских музыкальных инструментах. При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать. Третье направление -- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ. Она включает в себя: Совместное посещение театров семьями и группой Выставка театров разного вида Создание мини музея игрушек сделанных своими руками Совместное выступление детей и их родителей Выступление кукольного театра Семейные мини-спектакли Изготовление фото альбомов и тд. Практические наработки. Театральные игры. Упражнения и этюды. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами). Тем самым в процессе работы повышается речевая активность ребенка. Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое 13 поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх). Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными. Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера. Речевые игры и упражнения Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делятся на три вида: - дыхательные и артикуляционные; - дикционные и интонационные; - творческие (со словом). Работа над спектаклем Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им повышать речевую активность, преодолевать трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоци ональную сферу ребенка. - лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); Кукольный театр 14 Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. 15 16