Маудо центр эстетического воспитания. Методическая разработка на тему: Методическая разработка "Современные направления в хореографии. Танцевальное искусство."

Во все времена хореографическое искусство приковывало к себе внимание, вызывало интерес, и стремление овладеть техникой танца. И в наши дни оно приобрело широкое распространение в различных организациях и общеобразовательных школах. Школы искусств и хореографические училища показывают на практике, что такая форма эстетического развития детей, очень перспективна. Оно позволяет более полно раскрыть индивидуальные способности учащихся, поэтому необходимо делать такое обучение доступным большему кругу детей. В наше время хореография представлена широким спектром направлений: классическим, бальным, народным, современным. Любое танцевальное направление имеет свою историю появления и развития, характерные черты техники исполнения. Связанно это с тем, что у каждого из видов танца существуют свои физиологические и музыкально-ритмические характеристики.

Для классического танца в наибольшей степени присуще строгие требованиями к физическим показателям, точности и логичности линий. В свою очередь спортивно-бальному танцу требуется развитие аэробных ресурсов организма человека. Характерный и народно-сценический танец воспитывает у танцовщиков скоростно-силовые качества, технику исполнения трюковых элементов, навыки сценического образа, передачи характера, актерского мастерства, принадлежащего каждому танцу в отдельности. Наиболее прогрессивным видом пластики с наше время является современный танец. В сравнении с классическим танцем он несет в себе более глубокий потенциал. В большей степени раскрываются возможности тела человека, становится свободнее пластика, появляется новый лексический материал.

Анализируя любой из видов танца, о которых говорилось ранее, можно выделить четкий набор движений, присущий конкретному танцевальному направлению. Яркий пример тому – классический балет. В нем существует столетиями формировавшийся язык движений. Что касается современного направления танцевального искусства, часто анализ движений неотрывно связывается с размышлением о теме произведения, действующих лицах и музыкальном сопровождении. Все это связано с тем, что современное направление охватывает большое количество различных танцевальных техник и изо дня в день подкрепляется новыми знаниями и навыками, которые придают танцу стихийный характер.

«Современный танец – понятие временное, то есть танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время» . Тем не менее в русском искусствознании термин включает в себя все те направления танцевального искусства, которые противопоставляются народно-сценическому и классическому танцу. В связи, с чем создается не корректная интерпретация этих направлений. Так как наравне с танцевальными техниками, например, джаза и модерна имеющими определенную школу, четко выстроенный урок и свою систему подготовки, сравнивают социальный, бальный, танцы варьете и кабаре, а также многие другие направления хореографии. Значительный интерес к современному танцу, особенно в любительских коллективах и в провинциальных городах, зачастую приводит к неграмотному использованию хореографами и педагогами лексического материала, что влечет за собой подмену техник модерн или джазового танцев на социальную.

В России вообще и в Красноярске в частности, очень много учреждений дополнительного образования, в которых можно получить знания в различных танцевальных направлениях и в том числе в области современного танца – это хореографические кружки и коллективы, студии и театры танца, ансамбли. Каждое творческое объединение имеет свою специфическую направленность, а также свои цели и задачи: в одних занимаются только лишь для поддержания физической формы и здоровья, в других осваивают основы хореографии. Но существуют учреждения и профессиональным уклоном – это студии, ансамбли, театры, часто имеющие звание «образцовый», где весь процесс обучения основывается на подробном и качественном изучении различных танцевальных направлений, такие коллективы имеют собственную систему обучения, которая часто формируется годами, а также разноплановый танцевальный репертуар.

Не стоит забывать о том, что в сфере танцевального искусства происходит деление на любительское и профессиональное образование. И естественно процесс обучения тоже различается друг от друга. Профессиональное хореографическое образование дети получают в учреждениях со специальной направленностью – хореографические училища и колледжи. Здесь их целенаправленно готовят к профессиональной карьере артиста ансамбля народного танца или классического балета. Вследствие этого, в нашей стране сложилась специфичность систем обучения:

Проводится специальный конкурсный отбор, который включает в себя выявление физических параметров, медицинскую комиссию и принятие решения о профессиональной пригодности ребенка, на основании заключений специалистов.

Проводится промежуточная аттестация учащихся, для проверки усвоения учебной программы, по итогам которой, комиссия принимает решение о целесообразности продолжения обучения специальной балетной технике. А также проверка по физическим параметрам, так как это обязательное требование будущей профессии артиста ансамбля или балета.

Учебные заведения в России в направлении современного танца находятся на пути становления. Так в Красноярской государственной академии музыки и театра уже 2 года существует специальность «Педагог современного танца».

В стране не так много коллективов, имеющих статус государственных учреждений. Но все же стоит их отметить: Челябинский театр современного танца Ольги и Владимира Пона; «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова и театр «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой г. Екатеринбург; Русский камерный балет «Москва» Николая Басина; «Балет Евгения Панфилова» из Перми; коллектив «Каннон данс» Натальи Каспаровой г. Санкт-Петербург. В данный момент современный танец в нашей стране совершенствуется лишь на любительском уровне, а система профессионального образования формируется.

Родители приводят своих детей в танцевальные кружки и ансамбли, не только с целью развития физических данных, но и расширения художественного и культурного кругозора, которые являются средством развития эстетики и удовлетворения духовных потребностей. В таких случаях дети проявляют индивидуальный характер к восприятию и выполнению изучаемых элементов и движений. Поэтому перед педагогами встает не легкая задача не только обучить основам современного танца, но и способствовать всестороннему воспитанию. Учебный процесс в каждом учреждении, содержит в себе разное количество дисциплин. Это зависит от количества занятий в неделю, некоторые студии и ансамбли имеют возможность устанавливать дополнительную нагрузку в виде музыкальной грамоты, игры на инструменте. Урок современного танца тоже может состоять из изучения различных направлений – джазового танца, модерна, импровизации и других.

В каждом образовательном учреждении – школе искусств, хореографическом училище в основу процесса обучения заложен рабочий учебный план. В нем фиксируется перечень предметов и количество часов, отведенных на их изучение. Также в учебных планах отражается информация об изучаемых разделах и уровне физических нагрузок. Как правило, педагог в своей работе обязан опираться на утвержденные учебные программы, которые разработаны и составлены в соответствии со спецификой учреждения. В случаях, если в репертуар группы, ансамбля добавляются танцевальные композиции в направлении современного танца, в обучение вводится соответствующая дисциплина. В настоящее время появляется все больше любительских коллективов в современном направлении. Руководитель в постановке номеров, как правило, опирается на свой личный танцевальный опыт, обучая детей техникам, которые в дальнейшем формируют репертуар данного ансамбля. Такие коллективы не ограничиваются учебными программами и зачастую находятся в творческом поиске новых идей.

В процессе обучения хореографы современного танца разрабатывают собственную систему преподавания, в которой опираются на предлагаемые техники таких авторов как – Марты Грэм, Хосе Лимона, Лестера Хортона. Преподавателям коллективов стоит формировать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями и требованиями – цели и задачи, тип коллектива, уровень физической подготовки. При этом, несмотря на большое количество методик, типы уроков можно сгруппировать по признакам:

1. Урок с четкой структурой – экзерсис у станка, на середине зала, в который входят учебные комбинации, кросс, танцевальные комбинации;

2. Отсутствие структуры урока – наполнение сочетанием различных техник: оздоровительных, танцевальной терапии;

В современном танце экзерсис строится на основе движений классического танца, с возможностью задействовать различные центры тела в пространстве. Количество комбинаций может изменяться.

Если сравнить методику разных хореографов можно выделить основные разделы урока:

I. Разогрев;

II. Изоляция и координация;

III. Упражнения для позвоночника;

IV. Уровни;

V. Кросс. Передвижение в пространстве;

VI. Комбинация или импровизация.

Уроки с сочетанием оздоровительных техник и танцевальной терапии, имеют место применению в тех случаях, когда в коллективах помимо данной дисциплины проводятся классический тренаж или уроки джазового танца и модерна. Также во второй части занятия можно применять комбинирование различных техник. Проведение уроков в игровой форме, необходимо проводить в виде дополнения к основной части, содержащей классический тренаж.

Особо значительным для танцевальных коллективов, работающих в технике современной хореографии, становится вопрос самобытности репертуара, выделяющий коллектив среди других и делающий обучение в нем творчески интересным. Важно чтобы современный танец представал перед учащимися во всей красе, позволяя раскрывать индивидуальные качества каждого ребенка за счет множества танцевальных образов и приемов. В отличие от классического танца, который в первую очередь придает форму, современная хореография дает возможность выразить свое видение мира, как педагогу, так и ребенку-исполнителю. В нем нет законов и правил, тело полностью освобождено. При этом вес тела и физические данные учеников значительной роли не играют, что в классическом танце не допустимо. И исполнители современного танца пользуются этим «плюсом» в полной мере.

Во многих любительских хореографических коллективах хореографы выносят на сцену проявления злобы и агрессии в детских постановках, и это является большой ошибкой. К сожалению, сегодня это не редкость, и большая вероятность в том, что они пытаются выделиться на фоне задорных народных танцев и изящных классических вариаций. Также это происходит от недопонимания педагогами спектаклей профессиональных коллективов, работающих в направлении современного танца. Где часто глубокий философский смысл тщательно скрыт бытовыми подробностями, жесткими приемами, откровенными сценами. Многих педагогов это подталкивает на применение в своей работе похожих приемов что, во-первых, не оправдано восприятием, а во-вторых, противоречит сути творчества, направленного на создание положительного эмоционального фона. Поэтому руководители коллективов, особенно детских, должен очень внимательно относиться к выбору постановок.

В течение последних лет мы можем наблюдать сочетание различных танцевальных техник. Балетмейстеры в своих творческих работах пытаются показать что-то необычное, чтобы удивить и заинтересовать публику. Причем это не зависит от лексической принадлежности. Хореографы неизбежно прибегают к сочетанию различных стилей и техник, поскольку они владеют огромным спектром танцевальных движений. Благодаря тому, что современное направление танцевального искусства активно совершенствуется и привлекает к себе внимание все большее количество детей, можно говорить о его доступности и востребованности в жизни общества.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Одинцовский Центр Эстетического воспитания

Педагог дополнительного

образования Харитонова И . В .

ПРЕДМЕТ - ХОРЕОГРАФИЯ

"Современнные направления в хореографии»

Танцевальное искусство с незапамятных времён занимает в жизни человека важное место. Когда и как появился танец, что для нас танец, какую роль он играет в нашей жизни?

Хореография - искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение несет в себе задачу одухотворенного воздействия на воспринимающего его зрителя с целью изменения его душевного существа, - это уже искусство. Хореография не имеет такого подчинения ритму, как танец. Танец подчинен, очень строго подчинен ритмооснове и существует вне человека. Хореография - это изобретение человека земного, но, как это ни парадоксально, хореография это более всеобъемлющее понятие.

Теперь попробуем разобрать один из обширных разделов хореографического искусства - современный танец. Потому что велико количество его подразделов и количество противоречий и споров вокруг него. Судя по первому слову, "современный танец" моложе других видов танцевального искусства. Состоит современный танец из нескольких подразделов: бальный танец (в настоящее время стал видом спорта), джаз (самый "пожилой" подраздел), модерн, contemporary, эстрада и другие более мелкие виды и течения, которые то возникают, то исчезают, и являются разновидностями и видоизменениями джазовых и бальных направлений.

Бальный танец - совершенно самостоятельный вид спортивного искусства. Хочется сказать, что основные задачи этого танца - показать в чистом виде сам танец, когда танцует не только тело, но и взгляд и мимика. Бальный танец образован от смешения нескольких танцевальных течений, одним из которых является джаз.

Джаз у нас в стране больше знают как музыкальное направление, знают исполнителей джазовой музыки, но почти ничего не знают о джазовом танце.

Отличительными особенностями джазового танца являются: полиритмия (свободное разбивание основного ритма на различные подритмы, в пределах одного темпа), изоляция (выделение различных частей тела и движение ими вне зависимости от других); полицентрика (появление других центров вращения), оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.), мультипликация (разбивание крупного движения на мелкие), политемп (замедление и ускорение крупного движения в пределах постоянной темповой основы).

Кроме того, помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение.

Джаз-танец в его современном виде, конечно, сильно отличается от его первоначальной формы. Он разделился на множество видов и школ, что сделало его популярным во многих уголках планеты. Изначально джаз являлся танцевальной и музыкальной культурой низших слоев черного населения Северной Америки и был частью их жизни. Со временем джаз выходит на широкие подмостки эстрады, но, как это ни странно, до сих пор не очень допускается в серьезные балетные театры на Западе, где он более развит, чем в России. Более распространен этот вид танца в соединении с модерном под названием "джаз-модерн". В таком виде он присутствует во многих постановках современных балетмейстеров.

Можно выделить следующие виды джаза : степ, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, флэш, стрит, слоу (лирический), фанк, соул.

Объяснять, что такое степ, нет смысла, так как это весьма популярное направление джаза довольно широко известно в России.

Бродвей - джаз . Само название говорит о том, что этот джаз чаще всего можно увидеть на Бродвее. Это и так и не так. Просто именно с подмостков бродвейских театров сошло такое понятие, как "мюзикл" и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использовались танцовщики с классическим образованием. Джаз приобретает черты классической формы. Это слегка уводит в сторону от импровизационно-нарочитой расхлябанности, присущей джаз-танцу изначально, но становится одним из путей его дальнейшего развития в техническом плане.

Афро - джаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую смысловую(шаманскую) нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация - афро-джаз.

Самое виртуозное и яркое направление в джаз-танце на сегодняшний день - это флэш . Само название - "вспышка" - говорит о том, что это нечто ослепительное. Глядя на исполнителей этого стиля поражаешься их силовой выносливости и упругости, необычайной внутренней танцевальности, мгновенности переходов танцевальных па, сложности танцевальных трюков. Кажется, все тело подчинено одной задаче - оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. В этом флэш схож с бальным танцем, особенно с "латиной", но наиболее виртуозен и более разнообразен в количестве танцевальных приемов и комбинаций.

Однако более всего джаз в его первоначальном виде выражен в " стрите ". Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления: брейк, рэп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие танцы-однодневки - это отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем. Все они относятся к подразделу стрит-джаза. Основные характерные особенности - отсутствие необходимости в классической подготовке, умение подать бытовые движения танцевально. Хотя ничто не стоит на месте, идет постоянное обогащение новыми танцевальными приемами и смешение с другими стилями.

Еще одно относительно молодое на сегодняшний день направление - соул . Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движение при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. С одной стороны максимальное количество движений на единицу темпа, с другой - замедление их исполнения за счет минимума напряжения и созданий видимого отсутствия сложности. Этот стиль в соединении со стилем "флэш" и при наличии хорошей классической подготовки (со знанием всех джазовых отличий) дает необычайно красивую и гармоничную хореографию.

Соединение джаз-танца с другими основными направлениями хореографического искусства. Соединение с народным танцем - "фолк", и с модерном - "джаз-модерн". Соединение с классикой не привело к созданию каких-либо серьезных танцевальных направлений.

Джаз - Фолк дал много новых возможностей, рисунков, сочетаний и комбинаций. Хореографы, не закованные в каноны народно-сценического танца, получили возможность выразить себя по-новому, видоизменяя народные комбинации, вводя в них дополнительные джаз-штрихи.

Фолк по сути своей и форме очень красивый и необычный, самостоятельно развивающийся вид танца. В нем еще очень мало своих школ, и находятся они в довольно зачаточном состоянии, но за этим танцевальным направлением - большое будущее.

Ассоциативность - это особенность контемпорари-дэнс. Здесь никто не объясняет зрителю, что он видит. Нельзя даже приблизительно точно сказать, «о чем» или «про что». Есть идея спектакля, но поди разбери, что означает, когда она и он катают по сцене апельсины. О чем - это ты должен понять сам. Или не понять.

Контемпорари - дэнс - наиболее абстрактный (наряду с музыкой) вид искусства. Здесь есть наибольший простор для самостоятельной трактовки увиденного: это дает возможность быть равноправным участником художественного процесса.

Если балет - это способ говорить при помощи тела, то контемпорари-дэнс - это способ размышлять при помощи тела. Даже само определение - контемпорари-дэнс - не является ни точным, ни окончательным. От остальных видов искусства он отличается тем, что правила в нем еще не до конца сформулированы: такое редкое ныне искусство-лаборатория.

Если и можно как-то сформулировать нормы современного танца, то это «неголый человек на неголой сцене». Главный герой - человеческое тело. Вместо декораций на сцене - странные конструкции, на худой конец - видеоинсталляция. «Перформер ничего и никого не изображает, - говорит критик Наталия Курюмова. - Он ни больше ни меньше, чем тело в настоящем. В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития».

Здесь не бывает второстепенных танцоров, кордебалета, подтанцовки. Каждый артист - главный герой, само искусство - чрезвычайно самолюбивое, эгоистическое и индивидуалистическое. Главный мотив современного танца - Я, Я в мире. Поэтому здесь не работает принцип заменяемости: поменяешь танцора - получишь совершенно другой спектакль.

Неважны рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где важна идея невесомости, в современном танце танцор знает о том, сколько весит тело, сколько весит рука, и использует это в своих движениях.

Ни одно танцевальное направление в России не вызывает такого количества противоречий и такого глубокого непонимания, как модерн.

" Модерном " зовется все то, что непонятно и непохоже ни на что. "Модерном" называется все, что не вкладывается в узкие рамки книжных определений. Сколько хореографов столько мнений о "модерне" и "contemporary".

"Модерн", вернее его исполнители и создатели, вначале и не думали создавать какой-то новый танцевальный стиль в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления. Просто возникали робкие попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства.

Толчок был дан Айседорой Дункан в Америке, Далькрозом и Дельсартом во Франции, Рудольф Лабан вел свои поиски в Германии. Будучи художниками с необычным мышлением, они воздействовали на свое окружение, создав плеяду талантливых учеников. На сегодняшний день термином "модерн" принято называть танцевальную технику выработанную Мартой Грэм, Рудольфом Лабаном, Пиной Бауш, Мерсом Каннингамом и др.

Основные особенности "модерна" можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психодуховные).

Во внешних обличиях можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела; наличие большого количества ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения.

Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании постановки этого стиля. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой - душу эпохи, бальный - удовольствие и кураж, классический, за некоторым исключением, чистота линий и тот же кураж танцовщика от умения выполнять сложные элементы и т. д. Но только "модерн" и "contemporary" могут касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа в своих попытках прикоснуться к Богу.

Первоначально подавляющее большинство "модерновых" школ отрицало классический танец в качестве возможного "партнера" во взаимодействии. Отчасти это отношение передала Айседора Дункан. Со временем подобные барьеры были преодолены.

Наиболее популярным в настоящее время является союз "джаза" и "модерна". Некоторые хореографы называют в чистом виде "модерн" - "джаз-модерном", не зная каким образом эти два "заморских зверя" можно соединить и как их различить. Конечно, при наличии в постановках характерных особенностей двух направлений можно ставить между ними дефис, но только после подробного изучения и джаза, и модерна.

От соединения "модерна" и "фолк-танца" в последнее время образуется новое направление. Это уже тройное соединение. На сегодняшний день уже можно наблюдать интересные работы в этом направлении на нескольких фестивалях современного танца. Думается, что из этого симбиоза модерна с народным танцем может получиться нечто захватывающее. Это совершенно иное видение мира, непохожее ни на что.

Айседора Дункан и Марта Грэм искали простоту движения с использованием натуральных линий тела и силы, что обеспечивало большую плавность движения, чем обычные методы танца.

Современный танец отличается своей универсальностью: современный танец практически можно танцевать по музыку любого стиля, он так же может быть объединен с другими видами танцев для создания новых стилей движения. Для модерна характерно восприятие природной механики человеческого тела и естественному легкому, но при этом эффективному движению и перемещению.

Современные танцы стремятся использовать естественные движения тела, и, следовательно, полностью безопасен и доступен для начинающих.

В то же время, легкость движения обеспеченная современной танцевальной техникой позволяет опытным танцорам достигать новых граней движения тела.

Следующие четыре основные техники используются в современном танце:

Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) – техника танца постмодерн, названа в честь преподаватель и хореографа Мерс Каннингем, сосредоточившего своё внимание на положение тела в пространстве, ритм и артикуляцию. Каннингем использовал в хореографии «случайный метод» (выбирая структуру танца с помощью жребия), он считал, необходимо избавиться от сюжета и стереотипных решений.

Каннингем использует идею собственного тела «линии энергии» позволяющей создавать легкие и естественные движения. Ричард Олстон Каннингем использовал технику в своей изящной хореографии.

Техника Марты Грэм (Graham technique) (назван в честь Марты Грэм) – фокусирует на использовании сокращений, освобождение, падений и подъемов.

Грэм техника характеризуется работой с полом, и движениями с использованием брюшных и тазовых сокращений.

Техника танца Хосе Лимона (названа в честь Хосе Лимона)- использования энергии в связи с тяжестью и работой с весом в условиях падения, отскока, подъема и поддерки.

Техника Лимона использует движение дыхания через тело, «тяжелой энергии» в теле и чувства веса, переноса веса между частями тела для создания плавного текучего перехода из одного положения тела в другое.

Техника релиз (освобождение) (Release Technigue) – базируется на естественных движениях и положении тела, при этом опирается на уменьшении напряжения, используя дыхание и инерцию тела для облегчения движения.

Можно перефразировать следующим образом, мы высвобождаем энергию через суставы и мышцы, чтобы создать легкость перемещения, освобождая дыхание, чтобы помочь освобождению организма.

Это в большей степени техника релаксации, также как танцевальный стиль.

Танцевальная импровизация – фокусируется на исследовании движений и их выражении в представлении. Творческие изыскания расширяют широту и спектр движений, изучая возможности тела можно создавать новые оригинальные движения, что позволяет выйти за рамки традиционных паттернов движения.

Контактная импровизация – описывает взаимодействие в дуете, описывая движение флюидов и прикосновения. Партнеры импровизируют с помощью естественных движений своих тел.

ЛИТЕРАТУРА:

Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. М.: ГИТТИС, 2000.

Центр худож. творчества учащихся и работников проф. образования, 2002.

Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. М., 2005.

Тарасова Н. Марта Грехэм // Советский балет. – 1990. – №1

Федорова Л. Африканский танец. Обычаи, традиции. М.: Наука, 1987.

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской

МХС “Вита»

Современные направления в хореографии. Танцевальное исскуство.

Методическая разработка

Выполнил:

Васильев Тимур Алексеевич – педагог дополни-

Тельного образования(хореография)

Г.Новокузнецк 2014г.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель методической разработки

Освоение будущими специалистами-педагогами бального танца разнообразных форм, стилей и техник современных направлений танцевального искусства. Расширение лексического арсенала, творческого диапазона и фантазии будущих педагогов-хореографов для создания современных хореографических произведений.

Задачи

  • вооружить будущего специалиста теоретическими и практическими знаниями развития современных направлений танцевального искусства:
  • сформировать профессиональные навыки и умения в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства современной хореографии:
  • развить творческое мышление и творческий потенциал будущих педагогов-хореографов через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:
  • освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических произведений.

Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка

Введение. Цели и задачи методической разработки «Современные направления танцевального искусства»

Предмет, цели и задачи методической разработки «Современные направления танцевального искусства». Структура, краткая характеристика, особенности современного танца. Требования к уровню освоения курса. Формы отчетности и контроля выполнения практической и самостоятельной работы. Методика самостоятельной работы в освоении выразительных средств современной хореографии и осуществления на их основе собственных танцевальных композиций.

Список литературы.

Истоки, становление и развитие джазового танца

Истоки джаза в музыке и танцевальном фольклоре. Европейские колонии на территории Северной Америки (1607 - 1775 гг.). Традиционное народное искусство Африки и его влияние на музыкально-танцевальную культуру США в XVII - XVIII вв. Искусство американских негров – характерный и органичный элемент культуры США. Гибридная природа джаза, влияние на формирование его стилистики народной (ирландской, шотландской, английской) танцевальной культуры и бальной европейской XVIII - ХIХ вв. (менуэт, кадриль, гавот). Типичные особенности африканского танца.

Рождение сценической формы джаз-танца. Жозефина Беккер, Катарина Данхэм, Перль Праймес, Дональд Мак-Кейла, Метт Меттокс, Луиджи (Евгений Луи). Новые формы сценических представлений: ревю, обозрения, мюзиклы, шоу. Влияние джаз-танца на танцевальную культуру начала XX столетия. Популярность и широкое распространение танцев «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Тустэп «, «Биг Аппл», «Шимми», «Конго» и других.

Мировое распространение джаз-танца. Уолтер Нике, Алан Бернард, Франк Вагнер. Гус Джордано – автор первого учебника по джаз-танцу. Джером Роббинс, Алвин Эйли, Альберто Алонсо – хореографы, синтезировавшие в балетах технику джаз-танца с этническим, народным и классическим танцем. Влияние джаза на современный академический балет, танец модерн и клубный танец. Тенденции развития джаз-танца. Ведущие центры, школы и труппы джазового танца.

Танец модерн: история возникновения и этапы развития

Зарождение в конце XIX - начале XX века в США и Германии современного направления хореографии – танца модерн. Истоки направления в идеях теоретика и педагога Ф. Дель-сарта, в системе Э. Жака-Далькроза и искусстве А Дункан. Танец модерн как стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека XX столетия. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Общее с джаз танцем и различие между системами. Айседора Дункан – основоположница нового направления.

Основные направления в танце модерн. Стилистические особенности американской школы и ее мастера: Руфи Сен-Денис, Тен Шоун, Марта Грэхэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, X Тамирис. Особенности развития танца модерн в Европе: Мари Вигман, Рудольф фон Лабан, Курт Йосс и др.

Взаимовлияние танца модерн, джаз-танца, фольклорного и классического танца. Новое явление в танцевальной практике и педагогике – модерн джаз-танец. Современные тенденции развития модерн джаз-танца и его разнообразных направлений. Авангардистский танец, «contemporary», «new dance» – Мерс Каннингем, Триша Браун, Марк Моррис, Майкл Кларк, Розмари Бучер, Пина Бауш.

Современный танец в системе пластических искусств

Современный танец на эстраде, в цирке, кино, шоу программах. Истоки танцевальной эстрады. Специфические черты эстрадного танца и основные средства его выразительности. Виды и жанры хореографических произведений на эстраде. Эстрадный хореографический номер как миниатюрный самостоятельный спектакль.

Этапы развития современной танцевальной эстрады. Взаимосвязь и взаимовлияние балета и эстрады. Особенности «русского модерна» в области танца нач. XX столетия. Отражение данного направления в творчестве М. Фокина, Ф. Лопухова, К. Голейзовского. Творческий поиск танцевальных школ, студий, мастерских 20 - 30-х г. Влияние на развитие русского академического балета. Элементы танцевальной эстрады, спорта, современной пластики в балетах «Красный мак», «Золотой век», «Футболист», «Стальной скок». Эстрадный опыт К. Голейзовского, И. Моисеева, Л. Якобсона, Г. Майорова, Б. Эйфмана и др. хореографов балета. Мастера танцевальной эстрады: М. Эсамбаев, Л. Сабитова, В. Шубарин, Л. и А. Гайдаровы, В. Манохин, Т. Лейбель и В. Никольский.

Современные формы, стили и выразительные средства танцевальной эстрады.

Развитие современных направлений танца в хореографическом искусстве России первой половины XX века

Роль зарубежных мастеров танца в развитии новых направлений хореографии в России. Система и методика Э. Жак-Далькроза и ее распространение в России. С. М. Волконский и курсы ритмической гимнастики (Петербург, 1910 г.). Открытие в 1919 году Института ритма в Москве (рук. Н. Г. Александрова) и школы ритма в Петрограде (рук. Н. В. Романова). Идеи Айседоры Дункан о «танце будущего». Школа А. Дункан и деятельность ее последователей. Поиски новых выразительных возможностей, технических приемов и методик преподавания современного танца в экспериментальных студиях Л. Алексеевой, И. Чернецкой, В. Май, Л. Лукина и др.

Взаимосвязь и взаимовлияние творческого поиска студийного движения, академического балета и танцевальной эстрады. Балетмейстеры-новаторы: Н. М. Форегтер, К. Я. Голейзовский, М. М. Фокин, А. А. Горский, Г. Баланчивадзе. Синтезирование классического танца с элементами пластики, пантомимы, спорта, ритмической гимнастики, народного и джазового танцев. Современный танец в театре, мюзик-холле, цирке, на эстраде.

Современные направления в хореографическом искусстве России второй половины XX века

Поиски и эксперименты обновления академического танца под влиянием открытий джаз-танца, танца модерн и свободной пластики. Особенности хореографического языка в произведениях Л. Якобсона, Ю. Григоровича, О. Виноградова, В. Васильева, Г. Таранды, Б. Эйфмана, Е. Панфилова, В. Лебедева, А. Ротманского и др.

Русский модерн конца XX века. Творческая деятельность центров современной хореографии и творческих коллективов по развитию modern jazz-dance. Театр современного танца Н. Фиксель, «Кинетический театр» А. Пепеляева, «Класс экспрессивной пластики» Г. Абрамова, «Провинциальные танцы» Т. Вагановой, «Театр камерного танца» О. Бавдилович, «Театр современного танца» О. Пона, «Эксцентрик-балет» С. Смирнова и др.

Деятельность ADF в России. Роль в развитии и популяризации современных танцевальных направлений, подготовке хореографов и исполнителей фестивалей, конкурсов, семинаров, совместных международных программ. Тенденции развития современной отечественной хореографии.

Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце

Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация вех частей тела, импульсная техника, возможность импровизации.

Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого реализуется принцип по-лицентрики и полиритмии в джаз танце). Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция как способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.

Понятие «полицентрика» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).

Понятие «релаксация» (регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела).

Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и offbeat. Свинг как моторно-ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положениях).

Понятие «мультипликация» (разложение одного простого движения внутри ритмической единицы). Различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом, на неударную долю такта. Брейк-данс как пример мультипликации в современном танце.

Понятие «координация». Способы координации движений нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.

О сновные принципы изучения техники движения танца модерн

Развитие системы различных школ танца модерн, ее связь с именами крупных педагогов, хореографов и исполнителей. Философские концепции движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона.

Базисные понятия «contraction и release» заложенные в технике танца модерн, определяющие положение тела в пространстве. Визуальное «уменьшение» объема тела относительно его нормального состояния и «расширение» тела, его частей. Взаимосвязь движения и дыхания.

Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения исполнителя по горизонтали и вертикали. Понятие «уровни» (Levels). Виды levels.

Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце

Отличия модерн джаз-танца от классического танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения модерн джаз-танца. Влияние на формирование системы модерн джаз-танца различных видов искусств и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев. Особенности терминологии современного танца.

Практические занятия.

  1. Изучение основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.
  2. Изучение основных позиций рук:
  • нейтральное или подготовительное,
  • press-position,
  • первая позиция,
  • вторая позиция,
  • третья позиция.
  1. Аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.
  2. Jerk position.
  3. Изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, В-положения. Перевод рук в различные позиции и положения.
  4. Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):
  • Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.
  • Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.
  • Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции.
  • Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
  • Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
  1. Изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, prance, kick.
  2. Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации движения рук, ног и головы.

Понятия isolation и level. Методика изучения isolation на различных levels

Техника isolation – основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры: голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Постановка корпуса. Моноцентрика и полицентрика. Параллелизм и оппозиция.

Level. Виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа. Акробатические levels – шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels.

Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.

Практические занятия.

Изучение isolation головы (стоя, сидя):

  1. Наклоны (вперед, назад, в сторону).
  2. Повороты (в сторону).
  3. «Маятник».
  4. Круг.

Плечи (стоя и сидя, параллелизм):

  1. Accents (вверх, вниз, вперед, назад).
  2. Полукруг.
  3. Круг.

Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад).

Верх корпуса (стоя).

  1. Bend и bounce (вперед, в сторону, назад).
  2. Side stretch.
  3. Deep body bend.
  4. «Table top» (вперед, в сторону).
  5. Twist – «table top».
  6. Простой круг через «table top» и deep bend.
  7. Body bend demi-plié с последующим stretch.
  8. Relax.

Изучение isolation pelvis в (полуприседании):

  1. Медленные isolation (вперед, назад, в сторону).
  2. Accents (вперед, назад, в сторону).
  3. Hipcross (с возвращением в центр).
  4. Полукруг.
  5. Круг.
  6. Hip lift;
  7. Soul hiplift.

Изучение isolation ног (стоя):

  1. Knee raise.
  2. Battements tendus и point-flex.
  3. Isolation пальцев.
  4. Круги стопы.
  5. Knee taise с наклоном верха корпуса вперед.
  6. Kick ballchange.

Ноги (сидя):

  1. Point flex стопы.
  2. Изоляция пальцев.
  3. Круги стопы.
  4. Круги от колена.
  5. Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.

Изучение isolation рук (стоя, сидя):

  1. Flex кисти.
  2. Круги кистью.
  3. Круги предплечьем.
  4. Тряска кисти.

Методика изучения более сложных isolation на различных levels

Изучение более сложных isolations. Координация двух, трех и более центров. Специальные isolations. Повторение изученных isolations головы и плеч на всех levels

Практические занятия.

Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):

  1. «Маятник» в быстром темпе.
  2. Круг в быстром темпе.
  3. Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.

Isolation плечей (стоя и в полуприседании, сидя):

  1. Twist плеч.
  2. Полукруг и круг (поочередно каждым плечом).
  3. Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции).
  4. «Восьмерка».
  5. Закрепление ранее пройденных isolation в координации с isolations головы и рук.

Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании, сидя):

  1. Accents (из стороны в сторону, дубль).
  2. Крест (с возвращением в центр).
  3. Contract-release.

Isolation верха корпуса (стоя):

  1. Side stretch с последующим twist и наклоном вперед.
  2. Twist с толчком бедра.
  3. «Table top» roll.
  4. «Table top» с толчком бедра.
  5. Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки;

Isolation pelvis (в полуприседании):

  1. Yip cross – диагональ.
  2. Квадрат – диагональ.
  3. «Восьмерка».
  4. Закрепление ранее пройденных pelvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.

Isolation ног (стоя):

  1. Полукруг колена.
  2. Ribberlegs.

Isolation рук (стоя и в полуприседании):

  1. Удар рукой.
  2. Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса.
  3. «Восьмерка».
  4. Press.
  5. Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.

Изучение специальных levels isolations:

Сидя:

  1. Stretch позвоночника в squat sit позиции.
  2. Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции.
  3. Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции.
  4. Bounce корпуса вперед по I параллельной позиции.
  5. Side stretch no II позиции.
  6. Twist и наклон корпуса вперед по полукругу (по II позиции и frog sit позиции).
  7. Demi-rond – stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает ногу за пятку) из tourkish позиции.
  8. «Cradle» по frog sit позиции.

Лежа на спине:

  1. Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию.
  2. Lift головы и шеи.
  3. Lift грудной клетки и живота.

Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch ).

Упражнения у станка

Задачи и цели упражнения у станка. Методика построения упражнений у станка. Базовые движения составляющие комбинации упражнений у станка. Последовательность движений и логика построения комбинаций.

Практические занятия.

Изучение базовых движений:

  1. Stretch – в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку).
  1. Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к станку).
  2. Contract-release корпуса и наклон вперед.
  3. Plié:
  • demi-plié contract-release корпуса;
  • crand-plié contract-release (лицом к станку);
  • grand-plié с волнообразным перевиванием (лицом к станку);
  • demi-plié relevé с отклонением корпуса назад – диагональ;
  1. Battements tendus:
  • point-flex;
  • с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону);
  • heeldrop-bounce (назад).
  1. Battement tendu jeté piqe.
  2. Swing balancoire (вперед-назад).
  3. Battement fondu в координации с движением рук.
  4. Battement développé point-flex.
  5. Battements développé через passé contract.
  6. Kick.
  7. Kick ballchange.
  8. Pelvis stretch (лицом к станку).

Современный танец в системе профессиональной подготовки хореографа

Современный танец как фактор профессиональной подготовки хореографа. Педагогические приемы и методы, созданные ведущими мастерами джаз-танца и танца модерн. Методика изучения основ модерн джаз-танца и освоения его стилистики, манеры и техники исполнителями.

Цели и задачи урока. Специфика планирования урока. Необходимые принципы: систематичность, последовательность, наглядность, активность, связь теории и практики.

Разделы урока: warm-up (разогрев тела), изоляция, работа тела целиком, партер, кросс (передвижение в пространстве), комбинации или импровизация Примеры танцевальных комбинаций. Функциональные задачи каждого из разделов и основные группы движений, включенные в них. Длительность разделов. Музыкальное сопровождение занятий. Составление и проведение студентами урока.

Раздел 3. Особенности стилей, школ и техник современного танца

Стилистические особенности джаз-танца

Стилевое многообразие джазовой музыки и танца. Эволюция джазовой музыки и ее влияние на лексику, технику и рождение новых направлений джаз-танца. Популярные стили джазовой музыки.

Современные стили джаз-танца: Blues, Lirical, Bradway (Theatrical), Hot, Cool (Kul), Afro-jazz, Latin, Calypso, Modern jazz. Характерные особенности этих стилей, ведущие хореографы и исполнители. Комбинирование форм и синтез различных школ в современном джаз танце: степ-джаз, джаз-балет, джаз-кабаре, джаз-музыкальный театр, джаз-шоу и другие.

Современные центры по изучению и пропаганде джаз-танца. Конкурсы, фестивали, чемпионаты в популяризации современного джаз-танца.

Мультипликация (multiplication), джаз-шаги, джаз-ходы (jazz walks), джаз-прыжки и вращения

Мультипликация – принцип передачи центра тяжести при шагах. Особенности мультиплицированного движения в джазовом танце. Джаз-шаги.

Практические занятия.

Изучение движений без передачи центра тяжести:

  1. Тар.
  2. Beat.
  3. Slam.
  4. Ball beat (ball tap).
  5. Heel beat (heel tap).
  6. Brush.
  7. Scuffbrush.
  8. Pickup.
  9. Skid.

Изучение движений с передачей центра тяжести:

  1. Step.
  2. Flat step.
  3. Stamp.
  4. Ball step (ballstand).
  5. Heel step (heelstand).
  6. Balldrop.
  7. Heeldrop.

Изучение джаз ходов (jazz walks):

  1. Flat jazz walk.
  2. Bounce jazz walk.
  3. Strut.
  4. Brush step.
  5. Harlem walk.
  6. Prance jazz walk.
  7. Hopping prance.

Изучение разновидостей джаз вращений:

  1. Walking turn трехшаговые.
  2. Трехшаговое вращение с jazz walk.
  3. Skipping turn.
  4. «Полуспираль».
  5. «Спираль».
  6. Outside pas de bourrée turn.
  7. Pas de bourrée-jazz turn.
  8. Jazz pirouettes.

Изучение джаз вращений в воздухе:

  1. Hop turn.
  2. Leap turn.
  3. Jamp turn.

Джаз-бег (jazz run) и прыжки.

Особенности джаз бега и прыжков.

  1. Бег.
  2. Галоп.
  3. Нор.
  4. Leap.
  5. Jump.
  6. Sissonne.
  7. Skip.

Джаз прыжки.

  1. Horse leap.
  2. Stag leap.
  3. Jump с поджатыми к груди ногами и collapse.
  4. Разножка (вперед – назад).
  5. Frog jump.
  6. Leap в открытом passe (нога от колена отведена в сторону).
  7. Grand jete attitud croise с джаз координацией.

Изучение джаз падений.

Подготовка к падениям. Методика и виды падений.

Падения вперед на живот:

  1. С выпада вперед на одну ногу.
  2. С полупальцев, через растяжку и наклон корпуса вперед.

Падения вперед на спину:

  1. Из «стоя» через глубокое приседание с помощью рук.
  2. Из «стоя» через колени с помощью рук.
  3. Roll вперед через плечи (их любого положения).

Падения в сторону:

  1. Из «стоя» через колени и бедро.
  2. Из «стоя» с толчком бедра при помощи рук.

Изучение более сложных прыжков и падений. Все изученные прыжки выполняются с collapse и полицентрической координацией: с движением головы, плеч, грудной клетки и pelvis. Сложные виды падений – акробатические падения.

Формирование стилей и техник танца модерн

Особенности развития танца модерн во второй пол. XX в. Синтез с другими танцевальными системами – джаз-танцем, этническим и фольклорным танцами, с элементами спорта, гимнастики, акробатики, цирка и бытовой пластики.

Техника М. Грэхем, Р. фон Лабана, М. Вигман. Танец выражения (экспрессивный танец). Авангардный танец: техника М. Каннингема, А. Николайс, Э. Хоккинса, Дж. Батлера, П. Тейлора, М. Бежара. Философия танца. Методика подготовки исполнителей.

Особенность стиля contemporary dance, его специфические черты. Ведущие школы, хореографы, исполнители: Триша Браун, Марк Моррис, Пина Бауш. Танец пост-модерн.

Техника contemporary dance и партнеринга

Особенности современного направления contemporary dance. Лондонский театр современного танца (1967 г.). Знакомство с творчеством Р. Коэна, стилистикой балета «Лес» и методикой подготовки исполнителей данного танцевального направления.

Практические занятия.

Мастер-класс Роберта Коэна.

Изучение партеринга Р. Коэна.

Три группы упражнений, включенных в практическое занятие Р. Коэном: упражнения стрэтч-характера, наклоны и повороты торса, упражнения на развитие подвижности стоп.

Стили современных клубных танцев

Клубные танцы второй пол. XX в. Многообразие видов и жанров, влияние на их возникновение социально-культурных процессов. Взаимосвязь и взаимовлияние клубного танца с профессиональной хореографией, популярными музыкальными течениями, модой, стилем жизни.

Классификация современных клубных танцев: импровизационные, парные, массовые, молодежные (уличные) направления, характерные (этнические). Стиль, манера и техника молодежных танцевальных направлений. Музыкальные направления «диско», «рок», «фанк», «реп». Влияние данных направлений на возникновение новых танцевальных стилей – брейк-данс, хип-хоп, хастл, street-jazz, граффити, хаус и др.

Акробатические, трюковые техники Street dance. Спортивные элементы борьбы, гимнастики как лексическая основа молодежных танцевальных стилей. Street dance на профессиональной сцене: мюзикл «Метро», сценическая обработка молодежных стилей танца в программах балета «Тодес», балет французского хореографа Р. Обадья «Play-Back» и т.д.

Импровизационная техника современных танцевальных направлений

Современная хореография – способ самовыражения и познания собственного «Я». Импровизация в танце как мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Отсутствие дистанции между замыслом и воплощением. Контактная импровизация в танце как секвенция импровизированных движений. Метод Стивена Пакстона (1972). Особенность спектаклей и постановок, основанных на контактной импровизации: отсутствие сюжета, «театральности», определенного стиля и непременная эклектика, контрастная смесь стилей и жанров танца, театра, хеппенинга и т.д.

Импровизация – средство обучению танцу. Терапия с помощью движения, способ поиска нового. Развитие творческих способностей и творческой фантазии, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы. Условия импровизационной техники современных направлений в хореографии.

Раздел 4. Композиция в современном танце - приемы и принципы

Композиционное построение спектакля с использованием современной пластики

Специфические признаки джаз-танца и танца модерн, их сходство и различие с классическим танцем и др. танцевальными системами. Законы драматургии, их применение при создании комбинаций, композиций, шоу программ и спектаклей на основе современного танца.

Композиция спектакля на основе джаз-танца. Форма и содержание. Выразительные средства джаз-танца. Музыкальный материал и основные его составляющие. Роль ритма в джазовых композициях. Рисунок танца, возможности сочетаний и комбинаций различных танцевальных элементов при создании хореографического текста. Эмоциональность, яркость, импульсивность, эффектность и жизнерадостность – характерные признаки и элементы постановок на основе джаз-танца. Постановки Боба Фосса, Джека Кола, Алвина Эйли и др.

Выразительные средства спектакля на основе танца модерн. Основные особенности: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психофизические). Определение темы, идеи и задачи при создании композиции танца. Подбор музыкального материала. Возможность вариативности связи танцора с музыкой (танцевать «в» музыку, «на» музыку, «против» музыки, «без» музыки). Рисунок танца, пространственное решение композиции. Сценография спектакля. Анализ спектаклей ведущих хореографов modern dance: И. Килиана, М. Бежара, У. Форсайта, Е. Панфилова, М. Каннингема, П. Бауш и др.

Принципы работы с музыкальным материалом

Знакомство с новыми популярными музыкальными композициями. Структурный анализ музыки. Определение темпо-ритмической основы произведения, его динамики, формы и стиля. Значение аранжировки. Эмоциональный динамизм. Метод стилизации. Импровизация на заданный музыкальный материал.

Музыкальные стили и направления. Влияние на форму, лексику и пластическую выразительность танца. Взаимосвязь музыки с жанровым разнообразием и композиционным построением хореографических произведений.

Сочинение сольных, парно-массовых композиций

Основные этапы творческой деятельности балетмейстера-постановщика от замысла до практической реализации идеи хореографического произведения на сцене. Сочинение танцевальных комбинаций на развитие пластических ритмов в соединении с динамикой сценического пространства.

Сочинение танцевальных этюдов – подготовительный этап в создании законченного хореографического произведения. Цели и задачи этюдной работы. Композиционное построение сольного, массового танцевального этюда. Овладение разнообразием выразительных хореографических средств современного танца.

Определение темы, жанра, стиля, характера будущей хореографической композиции. Музыкальный материал и его ритмо-темповая структура. Понятие музыкальной и танцевальной полиритимики. Сочинение хореографического текста. Возможность синтеза с лексикой классического танца, народного танца и популярных «уличных» направлений. Влияние особенностей модерн джаз-танца на танцевальную композицию.

Практические занятия.

  1. Сочинение сольных, парно-массовых композиций.
  2. Разучивание хореографического текста.
  3. Исполнение этюдов.
  1. Анализ композиционного построения, технического мастерства и выразительности исполнения.
  2. Корректировка хореографического этюда.

Методика постановочной и репетиционной работы с исполнителями

Практическое овладение различными видами современного сценического танца. Подбор исполнителей для танцевальной композиции. Разучивание с исполнителями танцевального текста: темп, полицентрические изоляции, ритм и акцент. Стиль и манера исполнения. Значение эмоциональной выразительности и ритмической свободы исполнителей для достижения поставленных хореографом задач.

Практические занятия.

  1. Сочинение комбинаций на основе полицентрической координации движений: прыжков, вращений, с использованием падений в различных levels, приемов контрастного и полифонического движения.
  2. Сочинение композиции с сохранением стиля и манеры исполнения конкретного современного танцевального направления.
  3. Постановка хореографического номера, сюиты, спектакля (сольного, парно-массового) на основе пройденного материала.

Список литературы

  1. Аркина Н. Языком танца. – М., 1975.
  2. Балет: Энциклопедия. – М., 1981.
  3. Бахрушин Ю. А. История русского балета: Учеб. пособие. – М.,1977.
  4. Блок Л. Классический танец. История и современность. – М., 1987.
  5. Галдин Л. О. Африканская музыка. Музыкальная энциклопедия. – М., 1973.
  1. Гердт О. Неустойчивое равновесие. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 17.
  2. Касьян Голейзовский: Жизнь и творчество. – М., 1984.
  3. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
  4. Добротворская К. А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. – Л.: ЛГИТМ и К, 1992.
  5. Дон Мак Дона (США). Восьмидесятые годы в американском балете. // Балет – 1991. – № 6. – С. 44.
  6. Дон Мак Дона. Художник, чутко слушавший время. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 46.
  7. Дункан А. Моя исповедь. – М., 1990.
  8. Дункан А. Танец будущего. // Моя жизнь. – Киев, 1994.
  9. Катонова С. Музыка советского балета: Очерки истории и теории. – Л., 1990.
  10. Красовская В. Советский балетный театр 1917 - 1967 г.г. – Л. - М., 1976.
  11. Мессерер A. M. Танец. Мысль. Время. – М., 1990.
  12. Музыка и хореография современного балета: Сборник. Выпуск 2. – Л., 1977. Выпуск 3. – Л., 1979. Выпуск 4. – М., 1982. Выпуск 5. – Л., 1987.
  13. Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2000.
  14. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
  15. Сидоров В. Современный танец. – М.: Первина, 1922.
  16. Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М., ACT, 2001.
  17. Федорова Л. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. – М., 1987.
  18. Феликсдал Б. Современный джаз-танец в Европе. / Балет – 1995. – № 1-2. – С. 62.
  19. Фокин М. Против течения. – Л. - М., 1962.
  20. Шереметьевская М. Танец на эстраде. – М., 1985
  21. Шумилова Э. Правда балета. – М., 1976.
  22. Эльш Н. Образы танца. – М., 1970.