Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа).

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы

(какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное-ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон)

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал : картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) - мамин,
Шляпка (чья?) - бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

СЛОВА–РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить...).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

Я буду летчиком, летать на самолетах.

Я буду врачом, лечить детей.

Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель:

Материал:

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель:

Материал : мяч.

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Четвертый лишний (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки

чашка – две…чашки машина – две…машины

окно – два…окна роза – две…розы

дерево – два…дерева костюм – два…костюма

тюльпан – два …тюльпана майка – две…майки

помидор – два…помидора кастрюля – две…кастрюли

Дидактическая игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход: Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Дидактическая игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Дидактическая игра «Зоопарк»

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Дидактическая игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Дидактическая игра «Слова – загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое

Дидактическая игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Ход игры:

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик».

Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны.

(Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел.

Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дайка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет.

Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет.

Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот такая сказка.

Дидактическая игра «Какое слово потерялось?»

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко».

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Дидактическая игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Дидактическая игра «Назови слова со звуком [с'] и [с]»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета.

Дидактическая игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме» А. Барто

Ваш кроха растет, и вот уже из простого карапуза он превращается в ребенка, посещающего детский сад в средней или подготовительной группе. Для этого возраста характерно не только , и становление его как самостоятельного человека, пробующего все на своем пути (особенно мамины нервы), но и другой уровень игр с использованием дидактических материалов для занятий.

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи. Дети в старшем возрасте должны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни. - одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной. Если ребенок дошкольного возраста умеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни. Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи можно условно разделить на следующие типы :

  • Игры-путешествия , в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае – рассказы про домашних и диких животных. В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.
  • Игра с беседой. Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: "назови слово, начинающее с определенной буквы".
  • Загадочные игры. Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.
  • Предположительные игры. В их основе стоит всего одна фраза: "А что, если бы..." продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.

Дидактические игры по развитию речи в средней и подготовительной группах

Старшая и подготовительная группы в детских садах занимаются развитием речи ребенка посредством дидактических игр . Конечно, они применяются и для деток , но там немного другой уровень сложности. Разница в том, что игры направлены на разные стороны развития речи . Если маленькие детки только учатся строить предложения, учат названия понятий и явлений, то дошкольники уже обучаются формированию более сложных предложений и словосочетаний, расширяют свой словарный запас. Они учатся правильно использовать склонения, спряжения, образовывать формы падежей и наклонений. На этой же стадии исправляются грамматические дефекты речи. В возрасте 5-6 лет дети уже могут учиться читать и писать, а потому очень важно уметь сформулировать свои мысли, чтобы записать их было легче.

На что направленны дидактические игры

  • Дидактические игры, проводимые в старшей и подготовительной группах направлены на развитие мышления и реакции . Насколько быстро и точно ребенок может сообразить что нужно сказать, и как именно этот оборот можно применить.
  • Развитие быстроты мышления способствует подготовке ребенка к школьным занятиям, скорому усвоению полученного материала и возможности его применения. А в дальнейшем, ребенок сможет быстро соображать, отвечая на вопросы учителей.
  • Дидактические игры в старшем возрасте так же способствуют развитию и концентрации внимания на определенны вещах . То есть, пока ведущий проговаривает задание, ребенок молча и сосредоточенно слушает его. При необходимости он отвечает на его вопросы, которые указывают насколько внимательно слушали преподавателя дети.
  • В таком возрасте развитие речи подразумевает умение подбирать синонимы и антонимы, различать слова, близкие по значению, правильно применять уменьшительно-ласкательные формы, сравнительные и превосходные степени слов. Так же, стоит отметить, что важно научить ребенка правильно определять род слова, чтобы верно согласовывать его с прилагательными в предложениях. Но до этого не все доходят, чтобы досконально изучить суть. Пока это на уровне: правильно сказать так, а не правильно – вот так.
  • Часто дидактические игры в старшей группе довольно активные и хорошо влияют на физические навыки ребенка: развивают ловкость и быстроту реакции не только мыслей, но и действий. Например, если дидактическая игра проводиться с мячиком и детям нужно ловить его или отбивать в зависимости от слов, которые произносятся на каждый бросок. Яркий пример такой игры – «Съедобное-несъедобное». Пока ребенок ловит мяч, он должен проанализировать слово и молниеносно отреагировать на него.

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Так же, для дошкольников в играх предусмотрено продолжение развития тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. Ведь речь это средства общения и выражения своих наблюдений, которые в свою очередь мы получаем благодаря слаженной работе всех органов чувств. Поэтому пересказать, как пахнет цветок, в деталях рассказать про свой поход к бабушке с ее изумительными блинчиками ребенок может с использованием описаний и запахов, и звуков, и трудностей в дороге.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

В подготовительной группе дети начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.

Некоторые дидактические игры, проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи так же, идет развитие логики и мышления в целом . Развивается воображение и творческие навыки детей .

Картотека и места проведения игр

Картотеку дидактических игр , которые актуальны для развития речи детей в старших и подготовительных группах можно использовать в качестве основы личной библиотеки. А также воспользуйтесь , написанной опытными психологами и воспитателями.

Например, вы можете найти много дидактических игр , нацеленных на поиск ребенком предметов, которые объединены общим признаком: воспитатель называет цвет – дети говорят как можно больше слов, которые обозначают предметы такого цвета. Проводиться такая игра может в свободной форме, когда дети просто по очереди называют слова. Или с мячом, когда детки ловят мяч и тот, кто поймал говорит слово. Можно даже устраивать небольшие соревнования , кто найдет в комнате больше предметов заданного цвета. Нужно помнить, что любая игра должна не просто обучать детей, но и увлекать . Только в этом случае они почувствуют себя свободно и смогут проявить себя в полной мере.

Некоторые дидактические игры развивающие речь могут проводиться во время прогулки. Например, воспитатель может дать детям задания найти предметы из определенного материала. Игру можно проводить в активной форме: воспитатель говорит, например, «железо» и все детки должна схватиться за что-то железное. Если воспитатель говорит «дерево», то дети должна держаться за дерево или сесть на лавочки, встать на деревянный пол беседки. Такая игра развивает внимание, логику и реакцию детей.

И на природе, и в помещении можно проводить игру на угадывание предмета. Воспитатель или один ребенок загадывает предмет, который есть в поле зрения. Интереснее, если предмет сложный и имеет много характеристик. Дети должны постепенно угадать предмет. Например, загаданное слово «чашка». Сначала ведущий (тот, кто загадал предмет) называет самые простые характеристики предмета, например, цвет. Затем он может сказать из какого материала сделан предмет, следом назвать его размер, для этого хорошо включить фантазию и придумать какую то метафору для обозначения размера (для слона маловата, для мышки великовата, а для человека - в самый раз). Когда дети угадали предмет, ведущим может стать ребенок, который первый угадал слово и игра повторяется.

Дети старшего возраста так же хорошо принимают игры по ролям . Воспитатель раздает детям карточки с картинками животных, затем каждый ребенок показывает это животное. Можно сделать игру с элементами загадки. Например, ребенку досталась кошку. И он описывает ее: "Живет у людей, любить молочко и ловит мышей". Дети должны отгадать, что это за животное. Такая игра способствует развитию мышления , реакции и расширению кругозора. Чем сложнее и необычнее животное, тем интереснее будет его показывать, описывать и отгадывать.

Итоги

Многие дидактические игры , проводимые в дошкольных образовательных заведениях (ДОУ ) настолько популярны, и так хорошо принимаются, запоминаются детьми, что они могут самостоятельно играть в них со своими сверстниками во дворе или на переменах в школе. Постоянные тренировки с помощью игр по развитию речи хорошо влияет на , и способствует умению организовывать себя и своих товарищей для интересной игры . Знания различного рода игр позволяет вашему ребенку проявлять в детских коллективах инициативу , участвовать в подобных играх и вести полноценную жизнь чувствуя определенную уверенность в собственных силах. Самые простые дидактические игры для детей посещающих старшую или подготовительную группы (например, игра в слова, города) вы можете использовать даже во время дороги домой. Не обязательно все обучающие моменты оставлять на воспитателей сада и преподавателей в школе. Общаясь со своим ребенком, вы не просто играете и налаживаете дружеские отношения, но и придаете ему уверенность в себе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

елена чупра
Дидактические игры по развитию речи дошкольников (старшая группа)

ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

1. «Слова - друзья»

Цель: учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова- друзья к заданным словам; Закрепить понятие о разных звуках.

Мишка - шишка, сынишка, малышка, пышка, фишка, мальчишка.

Зайка- майка-, незнайка, попрыгайка.

Лейка- скамейка; Лук- жук; Коза- стрекоза; Рак- мак; Санки- банки;

Чашка- рубашка; Галка- палка; Печка - свечка; Стол- пол…

2.«Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

3.«Какого звука не хватает?»

Цель: Учить узнавать слова в которых не хватает одного звука. Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Вариант №1: На солнышке грелся котёно., на него смотрел щено.

Мальчи. держит каранда., а девочка - красный ша.

В зоопарке жили: сло. ,бегемо., крокоди.

Вариант №2: Например, пиама - пропал звук [ж], вокал -звук [з], тарела - звук [к], конфеа - звук [т], мар-тыка - [ш], макаоны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

4.«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг - дружок,

пирог - пирожок,

сапог - сапожок,

снег - снежок,

рог - рожок,

луг - лужок,

творог - творожок,

флаг - флажок.

5.«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

6. «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

7. «Назови слова со звуком [с"] и [с]»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

8. «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель -«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

9. «Карусель»

Цель:учить дифференцировать звук [ш ] в словах.

Дети становятся в круг, держась за веревку правой рукой. Идут по кругу и произносят слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (медленно идем по кругу)

А потом кругом- кругом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

После слова «бегом» дети бегут по кругу. Затем, после команды воспитателя «Поворот», дети берут веревку в левую руку и идут в другую сторону, произнося слова:

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два-

Тишина: ш-ш-ш,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: дети, какой звук вы произносили?

Дети: Ш-ш-ш.

10.«Слова – загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.

11.«Большие и маленькие комары»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики.

Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.

В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара.

12.«Чей домик»

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з"] в словах. Развивать фонематический слух детей.

Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з"], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.

13. игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з"] в словах.

Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з"].

14.«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

15.«Услышишь - хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

16. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

17.«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Материал: Мяч, значки и т. д.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное, например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т. д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

18.«Эхо»

Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети - эхо - повторяют то, что услышали, например:

[А], [У]. [У],[А],[ Ы].

[И], [О] - УА, ЫИ.

[И], [О], [Э]. ЭИ, АО

Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например звук [С], развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд слогов (слов, а дети повторяют их в той же последовательности.

СА-СО-СУ-.

СУ-СА-СЫ-.

АС-ИС-УС -.

СЫ-СА-СО-СУ -.

СУ-СО-СЫ-СА -.

ЭС-АС-УС-ИС -.

СА-ИС-СО -.

ОС-УС-СЫ -.

СО-АС-СУ-.

САД-САНИ-САМОЛЕТ -.

СОМ-НОС-УСЫ -.

ОСА-КОСА-ВЕСЫ -.

СУМКА-СОБАКА-ЛИСА-ХВОСТ - …

Вариант 3

Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]-[Р], закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

Ход игры:

АЛ-АР-АЛ -.

ИЛ-УР-ОЛ -.

РА-ЛА-РА -.

ИЛ-АР-ЛУ -.

ЛЫ-РЫ-ЛО -.

РА-ИЛ-РЫ -.

РЫБА-ЛУЖА -.

ЛОДКА-РАМА -.

РУКА-ЛЫЖИ-РЫСЬ -.

ЛУНА-РАДУГА-ЛАМПА -.

КОРОВА-МОЛОКО-ВЕДРО -.

АРБУЗ-ГРОЗА-ПАЛКА -.

РАК-ЛАК-РОГ-ЛУК -.

РАКЕТА-ЛАНДЫШ-ЛОЖКА-РЫЖИК -.

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая - «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.

19. «Наш шалаш»

Цель: учить выделять звук [ш] в произношении.

Детям раздаются картинки с предметами, имеющими в своём названии звук[ш]. Один ребенок сидит в «шалаше», к нему по очереди подходят дети. Сидящий спрашивает каждого: «Что у тебя?». Дети отвечают: «У меня шапка»; у меня мишка; у меня кошка и т. д.

Сидящий в шалаше каждого приглашает: «Входи в наш шалаш».Когда все дети опрошены и приглашены, они становятся в круг и повторяют за воспитателем:

Мы построили шалаш,

Вот он, вот он, наш шалаш!

В шалаше мы будем жить,

Кашу пшенную варить,

В шалаше мы будем спать,

В шашки, шахматы играть,

Будем весело плясать.

20.«Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Пример загадок о звуках:

Шире всех открывает рот - звук.

Губы трубочкой вытягивает - звук.

На вытянутый кружок губы похожи у звука.

Самая широкая улыбка у звука.

Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук.

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук.

21.«Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Зазудел комарик тонко:

З-з-з - поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.

22.«Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

Су-су-су - кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са - (там летит оса, су-су-су (как прогнать осу, (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.