Рассказывание по картине в подготовительной к школе группе. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " работа над сюжетной картинкой"

Практикум «Составление рассказа по картине»

ПОДГОТОВКА:

  1. Объявление о предстоящем практикуме.
  2. Изучение материалов: учет возрастных особенностей детей при работе с картиной, виды занятий по картинам, приемы работы с сюжетными картинами

ХОД ПРАКТИКУМА:

  1. Организационный момент (распределение педагогов на три группы).
  2. Выступление организатора практикума (презентация).

Давайте вспомним, что такое связная речь.

Слайд 1. Определение связной речи.

Связная речь неотделима от мира мыслей, связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении рассказов по картинкам ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

Этапы формирования связной речи

Анализируя ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов, можно не только определить составные части связной речи, но и этапы ее формирования.

Подготовительный этап - расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.

Формирование навыка или обучение составлению рассказов :

Накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;

Работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;

Составление плана рассказа;

Составление рассказа;

Исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.

Самостоятельная речь - умение составлять рассказ без помощи взрослого.

В детском саду для обучения детей составлять рассказы используются как предметные, так и сюжетные картинки и картины.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Назовите основные задачи и приемы работы по составлению рассказов по картине:

1 подгруппа – младший дошкольный возраст

2 подгруппа – средняя группа

3 подгруппа – старший дошкольный возраст

На обсуждение задания группам отводится по 5- 10 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку трехлетний ребенок ещё не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога).

Первые картины для младших дошкольников - это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные), а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей

(серии «Наша Таня» О. Соловьевой, «Мы играем» Е. Батуриной, «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» Е. Радиной и В. Езикеевой и др.).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной прием - вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение, например рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку («Петушок, петушок, золотой гребешок», «Кисонька-мурысенька» и др.).

Можно загадать загадку (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки»- к картине «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает»-к картине «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет» - к картине «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие, как: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.).

Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задает детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинам.

Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану. Например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? И т. п.

В старшей и подготовительной к школе группе, в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ - образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными («Как еж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке» и др.).

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий - последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить; две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

ВАРИАНТ 1: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья?» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).

ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ?

(сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.

Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.

Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.

В третий раз месяц пришел к портному.

Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья.

Воспитатель: Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья?» Посмотрите, какие я принесла вам картинки – иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребенка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее). А теперь перескажем сказку. (Дети выполняют задание).

После того, как ребенок закончил, воспитатель исправляет его ошибки: «Надо было сказать…»

Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ? (дети отвечают).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил ее содержание.
  • Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.
  • Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображенные на них.
  • Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по окончании работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?
  • Порядок опроса детей:
  1. Сначала дети с низким уровнем подготовки по цепочке, в заключение ребенок с высоким уровнем подготовки полностью.
  2. Сначала ребенок с высоким уровнем подготовки дает образец пересказа, за ним несколько детей с низким уровнем подготовки, в заключение повторяет ребенок с высоким уровнем подготовки.
  • Не был подведен итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?

ВАРИАНТ 2: Фрагмент образовательной деятельности по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).

Воспитатель: На занятии по рисованию мы рассматривали матрешку. Вспомните, что есть особенного в этой игрушке? (Ставит на стол матрешку).

Дети: Она раскладывается, внутри есть еще матрешки.

Воспитатель: Да, это игрушка с секретом. Стоит одна игрушка, а в ней спряталось еще несколько. (Показывает на матрешке). Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, а называется он «Старший товарищ». (Выставляет картинки по порядку). Давайте рассмотрим, что на них нарисовано.

Дети: Мальчик не дает девочке матрешку. Другой мальчик на них смотрит, потом берет матрешку. Раскрыл ее, а там еще одна матрешка. Он ее девочке показал. У всех детей стало по матрешке. Мальчик и девочка сели играть, а другой мальчик стоял с матрешкой.

Воспитатель: Давайте дадим детям имена, чтобы удобнее было рассказывать. Кто хочет составить рассказ по картинкам? (Спрашивает 3-4 детей, по ходу ответа делает замечания, исправляет ошибки).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Матрешка не является героем, определяющим смысл рассказа, поэтому вспомнить о свойствах этой игрушки надо было после рассматривания картинки. У каждой картинки есть название. Нужно было обратить на это внимание и обсудить, почему они названы именно так, объяснить слово «фокус». Обсудить название рассказа. Выяснить, кто же из детей «старший товарищ».
  • При рассматривании картинок следовало обратить внимание на выражение лиц детей, описать их эмоциональное состояние.
  • С именами детей нужно было определиться еще при описании каждой картинки в отдельности.
  • В предложениях не отражены причинно-следственные связи.
  • Воспитатель не предложил детям образец рассказа.
  • Заранее не продумал порядок опроса детей.
  • Не подвел итог. Не использовал воспитательный потенциал картины.

ВАРИАНТ 3: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).

Воспитатель: Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Демонстрирует картинку). Какое время года здесь изображено? (Дети отвечают).

Какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег, деревья голые).

Каких птиц кормят дети? (Воробья, синичку, ворону).

Какие еще птицы могут прилететь к кормушке? (Снегири, галки, голуби).

Чем дети кормят птиц? (Крошками).

Чем еще можно кормить птиц? (Хлебом, семечками, крупой).

Почему надо кормить птиц зимой? (Им холодно и голодно).

Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.

Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть, прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.

Воспитатель: Послушаем ваши рассказы. (Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по ее содержанию.
  • Не продуманы вопросы.
  • Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.
  • От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.
  • Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей: много непонятных слов и оборотов, слов, сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия как образец, к которому надо стремиться.
  • Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и справляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце ребенок с высоким уровнем развития может составить рассказ.

На обсуждение задания группам отводится по 5- 10 мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: какие модели для обучения составлению рассказов по картине вы могли бы предложить своим коллегам.

Модели для обучения детей составлению рассказов по картине

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

а) Модель «Птичка»: На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

б) Модель «Круг»: Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых обозначает начало, основную часть и конец рассказа.

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события .

а) Модель «Ладошка»: На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый... Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель «Солнышко»: На листе картона изображается "Солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя (автор - О.Ушакова).

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Подведение итога: составление памятки воспитателю.

Памятка воспитателю по работе

над составлением рассказа по картинке

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее - в их причинном и логическом взаимоотношении .

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.


В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
Проиллюстрируем методику проведения занятий по коллективному составлению рассказа на примере занятия по картине «Зимние развлечения» (из серии «Времена года». Автор О. И. Соловьева).
Ход занятия.
На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» - спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут... Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора), синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы дошкольники допускают ту или иную речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы и т. п. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие - сверху?»
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Проиллюстрируем это положение еще одним примером.
Воспитатель рассматривает с детьми картину «В колхозном саду» (из серии «Картины для детских садов сельской местности». Авторы О. И. Соловьева и О. А. Фролова). Один из вопросов педагога направляет детей на описание поспевших в саду яблок. «Яблоки красные, спелые», - отмечают дети. «Что ни яблоко, то желтое, с красной щечкой», - включается в беседу педагог (описание заимствовано из книги Б. Житкова «Что я видел»). И дошкольники, которые сами стремились найти точные и яркие слова для характеристики яблок, очень внимательно прислушиваются к речи педагога. И не только слушают, но и повторяют за воспитателем: «У этого яблока вот какая большая красная щечка. А у этого краснее! Красный бочок!» Затем в своих рассказах ребята используют понравившиеся и особенно запомнившиеся им слова и обороты.
Как уже отмечалось, в подготовительной к школе группе активность и самостоятельность детей при составлении рассказов значительно возрастает. Опираясь на восприятие конкретного содержания картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и чем оно завершится. По мере того как детям становится доступно видеть события развивающимися во времени, содержание рассказов обогащается. Но прежде чем поставить перед детьми такую задачу, следует уже на этапе демонстрации картины предлагать вопросы, помогающие высказывать предположения о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.
Каждый ребенок может по-своему представить дальнейшее развитие действия, однако придумывание должно основываться на понимании логики этого действия.
Вопросы на предположение необходимо сочетать с вопросами, направляющими на точное и подробное описание изображенного на картине.
Рассмотрим методику проведения занятия по картине «Новенькая» (из серии «Картины для детских садов»).
Ход занятия.
Во время демонстрации картины педагог проводит беседу, ориентируя детей не только на полное и точное описание изображенного, но и побуждая их логически обосновать и развить события.
Вопросы по конкретному содержанию картины: «С каким событием познакомила вас картина? Что за девочка пришла в первый раз в детский сад? (Посмотрите на нее, расскажите о ней.) Как встречают новенькую в детском саду? Что воспитатель и дети решили показать ей? (Расскажите об этом подробно.) Что увидит новенькая в групповой комнате?» - сочетаются с вопросами на предположение: «О чем девочка будет расспрашивать детей, как вы думаете? С какими игрушками ей захочется поиграть? О чем она расскажет маме, когда придет из детского сада домой?»
Затем воспитатель предлагает еще раз посмотреть на картину и подготовить рассказ о встрече новенькой в детском саду. («Припомните, о чем мы говорили, когда рассматривали картину».)
По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.
Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.
Приведем примеры подготовки детей к рассказыванию на занятии по картине «Летом в парке» (из серии «Времена года»). Педагог обращается к группе «Посмотрите на картину. С чем она нас знакомит? Правильно, с тем, как дети гуляют летом в парке. О летней прогулке детей вы и составите рассказы. Что следует сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными? Да, надо очень внимательно рассмотреть картину».
Предоставив детям время для самостоятельного обозрения картины, воспитатель вновь обращается к ним: «С чего вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются и из всех вариантов отбирается лучший. «О чем нужно рассказать дальше? О чем подробнее всего хочется вам сказать в середине рассказа? Как следует закончить рассказ?» - все эти вопросы педагог ставит по мере высказываний детей. Отвечая на них, дошкольники под руководством воспитателя самостоятельно отбирают материал для рассказов, намечают порядок его расположения, обдумывают описания. Продолжая беседу, педагог спрашивает: «А какие слова вы постараетесь припомнить, чтобы рассказать, например, об аллее парка?» - и выражает одобрение, если ребята приводят нужные прилагательные: тенистая, зеленая, прохладная, широкая, ровная.
Таким образом, на занятиях по картине следует применять методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.
Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п. Тогда в загадке-описании будут шире представлены обобщающие термины.
В содержание обучения детей связной речи входят задания по составлению рассказов и сказок по юмористическим картинам. Передача содержания картины в устной речи - в форме рассказа или сказки - ведет к более осознанному постижению комических сюжетов, образов и т. д. Через рассказы и сказки дети наиболее полно и мотивированно выражают свое эмоционально-эстетическое отношение к картине, активнее приобщаются к области комического. Рассказывание по юмористической картине развивает у них чувство юмора, удовлетворяет потребность в веселье и шутке.
Педагог должен иметь в виду сложность процесса перевода художественной наглядности в речевой план, в словесный материал. На доступных речевых образцах детям следует показать, что содержание картины находится в единстве с ее художественной формой. Надо привлечь внимание дошкольников к словесной обрисовке центральных комических персонажей: их характеров, внешнего вида, движений, жестов, мимики, поз и т. д. Важно обращать внимание на главное, не упуская из вида детали и подробности. Кроме того, педагог должен учитывать характер картины, которая демонстрируется на занятии: юмористические жанровые картины обусловливают составление рассказов реалистического содержания с комически яркой обрисовкой событий, действий, отношений; сказочные картины позволяют составлять веселые сказки.
При оценке речевого творчества детей шести-семи лет учитываются следующие моменты: правильность передачи замысла и темы картины, степень точности в обрисовке изображенных комических персонажей; наличие в речи стилистически окрашенного языкового материала; передача личного отношения к юмористическому сюжету.
Как рекомендуется методически строить работу при обучении рассказыванию на материале юмористических картин? Подчеркнем еще раз: от качества восприятия картины зависят качество рассказов, полнота и яркость передачи в них комических событий, образов, степень юмористической окрашенности речи рассказывающих и т. п.
Итак, рассматривание картины - вот тот вид работы, который подготавливает детей к рассказыванию. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка-зри теля, специфику эстетического восприятия комического в искусстве, своеобразие каждой показываемой картины с точки зрения ее содержания и изобразительных средств.
Лучшему знакомству с картиной содействует живая, лаконичная, эмоционально воздействующая на детей беседа. Обычно она проводится после того, как дети сами познакомятся с изображенным и поделятся своими первыми впечатлениями. Часто показу картины предшествует вступительное слово педагога. Оно оказывает заметное влияние на весь ход восприятия картины и на беседу о ней. Содержание вводного слова зависит от характе-ра картинного материала. Затем детям предоставляется возможность самим рассмотреть картину, заметить побольше комических деталей. Непосредственные реакции детей воспитатель учитывает для последующей беседы.
Беседу рекомендуется начинать не с традиционного вопроса «Про что эта картина?», так как он не включает детей в процесс восприятия комического, а с одного из следующих вопросов: «Чем развеселила вас эта картина? Над чем вы смеялись, когда рассматривали картину? Что смешного увидели вы на картине? Чем удивила вас картина? Почему на эту картину весело смотреть?» и т. п. Такой вопрос вызывает непринужденные, свободные и развернутые высказывания: дети передают свои первоначальные впечатления от комического сюжета, образов, деталей. В ответах отражается личное отношение ребенка к изображенному: ведь вопрос побуждает к передаче своего собственного восприятия комического в картине.
Педагогу предоставляется возможность учесть уровень осмысления и эмоционального освоения детьми картинного материала и с учетом этого уровня вести их от общего непосредственного восприятия картины к восприятию анализирующему (при обязательном сохранении целостных ярких впечатлений).
Последующими вопросами воспитатель активизирует мысль, воображение, чувства ребенка, настраивает его на выявление главного, существенного: «О чем вам, глядя на картину, захотелось поговорить в первую очередь?» или «О чем сначала подробнее нам надо поговорить?» И если дети отвечают правильно, педагог просит объяснить, почему они решили так, а не иначе. Дальнейшими вопросами воспитатель помогает детям вычленять последовательно все новый изобразительный материал. Он привлекает их внимание к конкретным образам, деталям картины; выслушивая ответы, показывает, как можно было сказать точнее, выразительнее, т. е. знакомит с различными речевыми средствами, способами выражения. Своими указаниями педагог может помочь детям мысленно войти в картину, стать участниками изображенных событий.
Например, рассматривая с детьми картину «Путаница» художника Е. А. Ведерникова, он обращается к группе: «Посмотрели мы на картину и как будто побывали на веселой необычной улице. Что удивительного и забавного приметили вы на ней? (Дети высказываются.) Давайте представим себе, что мы близко подошли к дереву со скворечником. Что заставило бы нас сильнее рассмеяться?» Свои вопросы воспитатель предваряет кратким описанием воображаемой ситуации, в которой мысленно начинают действовать и зрители-ребята. Это активизирует наблюдательность детей, обостряет их чувство сопричастности, сопереживания. Ответы ребят становятся интересными и веселыми, так как дети ищут их в рамках своего воображаемого участия в событии. Важным методическим приемом является обоснованное сопоставление изображенных на картине лиц с героями известных юмористических рассказов и стихов.
Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые им веселые рассказы и сказки, используя разнообразные языковые средства и приемы построения комедийного сюжета.
Задача педагога - доступно и понятно для детей установить связь между анализируемой картиной и литературным произведением. Например, на занятии по картине «Путаница» воспитатель обращается к группе: «Какое стихотворение вы припомнили, когда рассматривали эту картину? Правильно, «Путаницу» К. Чуковского. О какой путанице шла речь в стихах? А какой веселой путаницей позабавила вас картина? Расскажите об этом весело, задорно». Или на занятии по картине художника С. А. Кузьмина «Забавная карусель» педагог говорит: «Дети, вы посмотрели картину, познакомились с забавной каруселью. Вам, наверное, хочется сказать: чудо-карусель, чудо-чудо-чудо расчудесное! Когда вы слышите эти слова, какое веселое стихотворение припоминаете? Правильно, «Чудо-дерево» К. Чуковского».
Важным методическим приемом также являются указания педагога. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно - рассказ или сказку - требуется составить по картине. Например: «Вы с интересом рассматривали картину, и вам также интересно будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано». Затем воспитатель конкретно формулирует тему сказки, предлагает обдумать ее от начала до конца, а затем рассказать.
Постепенно у детей накапливается опыт рассматривания юмористических картин и составления по ним рассказов и сказок. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть, из картины дополнительный, материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, педагог предлагает детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом в сказке.
Рассмотрим на конкретном примере отдельные этапы работы с детьми по юмористической картине, проанализируем некоторые проявления творческой речевой деятельности дошкольников.
Картина познакомила ребят с забавной колючей семейкой: с ежом, ежихой, ежонком. Они смеялись над тем, как выглядят ежи, нацепившие на колючки множество разных запасов: грибов, ягод.
По картине дети придумывали сказку.
В ходе беседы в числе других вопросов был задан такой: «Почему весело рассматривать ежей на картине?» Дети в ответах старались выделить комическую сторону изображенного. Они пристальнее вглядывались в картину и в своих сказках отмечали много смешных деталей, например: «Еж подошел к грибу, поддел колючками, и стала шляпка гриба шляпкой для ежа; свою шляпу он украсил веточкой с листиками. Нарядился и идет». Дети отмечали, что «еж нацепил на свои колючки целую гору грибов - не сосчитать даже сколько; идет он впереди всех и держит в лапке палочку» и т. п. Так же подробно и с большим интересом описывали они ежиху, которая нацепила на колючки много красных ягод - «идет вся в ягодах». Очень живо рассказывали дети о ежонке: «Ежонок-шалунишка наколол на колючки разноцветные листья; на одном листе сидела гусеница, она никак не могла понять, куда ее несут, испугалась, выглядывает из листьев».
Таким образом, рассказы и сказки по юмористическим картинам заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес детей к рассказыванию.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в подготовительной группе

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»

Составила:

воспитатель МДОУ №20 «Веснушки»

пос. Железнодорожный

Подольского района Московской обл.

Сидельникова Н.М.

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Закрепить умение составлять предложения с предлогами: на , под , за , перед , около . Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Словарная работа:

Пробирается, принюхивается, гуськом, мухоморы – великаны.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», И. Соколов – Митков «Ежи», Ю. Пономарев «Ежонок» сказка.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Загорелись, как пожар.

На ребенке кисти

Катится навстречу шар

Из осенних листьев

Ты его не узнаешь?

Приглядись – ка – это…!

Как вы догадались, что это еж?

Давайте вспомним, как выглядит еж (ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, в живом уголке, на даче или в лесу). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Черные, как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными. Лапы у ежа короткие с маленькими коготками. Ежи очень интересные животные. Живут они семьями: папа – (еж или ежик), мама (ежиха), дети - …(ежата). Как можно назвать их ласково? Ответы детей (ежатки), а если один малыш, то …(ежонок).

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Среди опавших листьев тихо

Пробирается ежиха

А за ней гуськом спешат

Четверо ее ежат.

На мольберте выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее. Воспитатель задает вопросы:

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, где они находятся?

Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает.

«В осенний день мама ежиха привела свое семейство на лесную полянку, где растут мухоморы – великаны».

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную поляну?

Посмотрите, что делает ежиха?

Обобщение высказываний.

А что делают ежата?

Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

Почему этот ежонок спрятался?

На что он стал похож?

Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний.

Теперь мы немного отдохнем, поиграем.

Физкультминутка.

Еж спешил к себе домой Шагать на

Нес запасы он с собой месте.

Через кочки он скакал Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал Бег на месте.

Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,

В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.

А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать

И к детишкам поспешил. на месте.

Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали? Придумайте рассказ по этой картине.

  1. Подумайте, о чем вы расскажите в начале: кто нарисован на картине, в какое время года и где происходит действие?
  2. О том, зачем пришли сюда ежи. Расскажите о маме ежихе, о ее детишках – ежатах.
  3. Закончить рассказ можно о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.

Заслушиваются 3 - 4 детских рассказа. Предложить детям дополнить рассказ товарища. Воспитатель дает свою оценку детскому рассказу. Интересные рассказы придумали дети. Теперь поиграем в игру «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым воспитателем действиям. Выставляется силуэт дерева. Воспитатель помещает игрушечного кота: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Итог занятия:

Дети, мы с вами сегодня составляли рассказы о ежиной семье. Вы все активно участвовали, хорошо отвечали на вопросы. Молодцы!


Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Составление рассказа по сюжетной картине: «Зимние развлечения».

Совершенствовать речевые умения и навыки детей, продолжать работу над формированием связной речи; закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картинке, используя личный опыт детей, умение придумывать название рассказу, систематизировать знания детей о зимних явлениях, зимних забавах.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, координацию речи и движения.

Коррекционно - образовательные задачи: воспитывать умение выражать понятно свои впечатления, умение выслушивать друг друга, высказывать оценочные суждения.

Оборудование : декорации, презентация по теме, мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи, колокольчик, «снежок», «снежинки», коврик для релаксации.

Ход занятия:

I .Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми, с хорошим настроением. Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь, когда мы здороваемся - мы желаем здоровья. Давайте пожелаем здоровья друг другу и нашим гостям.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и произносят на распев слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо - опуская руки вниз.

II .Основная часть.

1. Беседа по теме. Отгадывание загадки:

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

Снова к нам пришла … (зима)

Сегодня мы поговорим о зиме. Деревья зимой стоят белые, укутанные снегом, метель наметает большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но мы всё равно любим зиму.

Вы знаете, ребята, без чего не бывает зимы?

2.Упражнение «Без чего не бывает зимы?»

Дети отвечают на вопрос по очереди с помощью демонстрирующихся слайдов. «Не бывает зимы без… (снега, мороза, санок, горки, снеговика)».

Ребята, какой снег? (белый, пушистый)

Какой мороз? (крепкий, трескучий)

Какая горка? (скользкая, высокая)

Какие санки? (быстрые)

Какой снеговик? (весёлый)

2. Отгадывание загадки.

Учитель -дефектолог. Молодцы! Отгадайте ещё загадку:

«Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали, и в миг, получился …»

(Снеговик ).

Правильно. А вот и он сам. Снеговик не простой, любопытный, озорной. Встречаем снеговика. (под музыку вбегает снеговик)

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Как я рад сегодня быть с вами.

Давайте поиграем в снежки.

3. Упражнение «Назови действие»

Снеговик говорит незаконченное предложение, а тот, кому он передаёт снежок, договаривает несказанное словечко.

Зимой метель… (метёт ).

Из снеговой тучи снежинки… (летят, кружатся ).

На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).

Мороз щёки и нос… (щиплет ).

Зимой вода в реке.… (замерзает ).

Иней на ветках деревьев… (сверкает ).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).

Деревья зимой… (спят ).

Зимой в лесу голодный волк… (рыщет).

Зимой насекомые… (прячутся ).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. (снеговик убегает).

Учитель- дефектолог. Давайте, пройдём на снежную полянку и расскажем, за что мы любим зиму.

Динамическая пауза. Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

  • Что нам нравится зимой?
  • Белые полянки.
  • И на горке снеговой
  • Лыжи или санки (2 р.). Имитируют ходьбу лыжника.
  • Что нам нравится зимой?
  • Чтоб копаться день - деньской Имитируют копание снега лопатой.
  • Крепость делать чтобы (2 р.).
  • Что нам нравится зимой?
  • Потеплей одеться,
  • В шубке тёплой меховой,
  • На морозе греться (2 р.). Прыжки .

4.Составление рассказа по картине «Зимние развлечения».

Обращаю внимание детей на картину и предлагаю составить рассказ.

Учитель-дефектолог. Ребята, какой день нарисован на картине?

Какая погода стоит на улице?

Какое настроение у детей?

Чем занимаются дети?

Послушайте, какой рассказ получился у меня.

Идёт зима. На улице стоит снежная погода. Дети вышли на прогулку, у них хорошее настроение. Света скользит на лыжах. Радостные Катя, Лена и Миша мчатся на санках с высокой горки. Ирина и Серёжа катаются на коньках по скользкому льду. У Маши развязался шнурок и она упала. Около катка Даша и Настя слепили весёлого снеговика. Рядом Оля катает снежный ком. Как весело детям зимой.

Я назвала свой рассказ «Зимние игры детей».

При составлении рассказа старайтесь не повторять друг друга. Старайтесь, чтобы рассказ был интересным и законченным.

2-3 ребёнка рассказывают по картине. Предлагаю детям придумать название рассказа.

Снова пройдем с вами на снежную полянку.

Дыхательная гимнастика. Релаксация.

Посмотри, какое чудо на моей ладошке, Опустилась ниоткуда Маленькая крошка! С белой вьюгой прилетела Лёгкая пушинка. И на варежку мне села Звёздочка - снежинка.

«Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги). Посмотрите, сколько снега намело. Мы сегодня веселились и играли и пришло время отдохнуть. Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.

Мы на снежной полянке. Идёт снег. Крупные пушистые снежинки кружатся в воздухе и медленно опускаются на деревья и землю. Кругом всё белым бело. Иней на деревьях переливается разноцветными огоньками. Вам хорошо и спокойно.

«Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого ты, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и конечно улыбнулись,

С белой зимушкой прощались, в свою группу отправлялись.

III . Итог занятия.

Учитель-дефектолог . Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Чей рассказ вам понравился больше?

1. Цель:

1.1. Связная речь: Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.

Учить композиционно, строить рассказ (начало, середина, конец) и распределять содержание при изложении.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

1.2. Грамматика: Активизировать употребление в речи однокоренных слов (снег, снежок, снеговик снегурочка, снежинка, снежный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик).

Учить понимать смысл пословиц.

Развивать мышление, память, воображение.

1.3. Воспитывать интерес к окружающему, обратить внимание детей на значимость труда взрослых.

1.4. Индивидуальная работа.

2. Лексический материал : снегоуборочная машина, транспортер, снегопад, липкий, хрустящий и др.

Учить составлять два - три предложения с заданными словами, сочетая их по смыслу трус, храбрец.

3. Оборудование : картина по теме, игрушечные машины.

4. Предварительная работа: Наблюдение за трудом взрослых, за работой транспорта.

I. Оргмомент

II. Работа с темой занятия

1. Беседа о зиме

Какое сейчас время года?

Чем зима отличается т других времен года? /снег/

Послушайте стихотворение. Стихи М. Познанской.

Тихо, тихо снег идет, белый снег, мохнатый

Мы расчистим снег и лед во дворе лопатой,

От калитки мы с трудом к дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог, скажет:

«Кто бы это мог

Провести дорожку к нашему порожку?»

Ребята, как вы думаете трудно чистить снег лопатой? А чтобы легче было чистить снег в городе, что придумали люди? Как вы думаете?

2. Знакомство с картиной. Беседа

Хотите посмотреть на машину убирающую снег? /показать картинку/.

Как вы думаете, о чем эта картина?

Почему пришла убирать снег машина? –

/Вчера много снега выпало, был снегопад/.

Снег падал - снегопад. Очень и интересное слово «снегопад».

Как эту машину можно назвать? - Снегоуборочная машина. Она убирает снег.

Повторим словосочетание «снегоуборочная машина» хором и индивидуально.

Посмотрите на машину, как она убирает снег. Что у нее есть? - Ковш, в котором есть две лопаты - они сгребают снег и отправляют его на транспортер. По транспортеру снег идет и попадает в кузов грузовика, который увозит снег за город. Как называется профессия людей, которые выполняют эту работу?

Водители или шофера.

Правильно.

Как вы думаете если бы их не было не было такой машины, как бы столько снега можно было убрать?

Посмотрите, кто наблюдает за работой снегоуборочной машины?

Расскажите об этих детях: откуда они пришли, что делали до этого, как пришли смотреть на машину, что они говорят, рассматривая машину.

Вы рассказали, что дети лепили снеговика.

А почему его можно было слепить? - Снег был липкий, и его было много.

А почему снег был липкий? - Потому что потеплело.

А когда был мороз, можно было лепить?

Какой был снег? - Он рассыпался, был жесткий, хрустящий.

Молодцы, хорошо рассказывали, а теперь послушайте мой рассказ о картине.

3. Рассказ по картине

Стоял теплый зимний день. Ребята оделись и вышли с воспитательницей на прогулку. Вчера был сильный снегопад. Ребята стали лепить большого снеговика, потому что снег был липкий. Снегу много нападало, и его приехала убирать снегоуборочная машина и грузовик. Дети стали наблюдать, как большие лопаты ковша сгребают снег, бросают его на транспортер, а оттуда в кузов грузовика. «Вот здорово! Как быстро столько снега убрал! Но и мы им помогли - лопатками дорожку расчистили» - сказали ребята.

Кто расскажет про картину?

Заслушивается 2-3 рассказа. В ходе рассказов воспитатель помогает детям подобрать нужные слова, построить предложение, оценивает и анализирует рассказы.

III. Физминутка

Представим, что мы с вами на улице.

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

IV. Д/и «Родственные слова»

1. А сейчас поиграем в другую игру, со словами

Воспитатель предлагает вспомнить слова родственные словам «снег», «снежок», «снежинка». Они похожи по звучанию, они считаются родственными.

Как сказать о горке, сделанной из снега? - /Снежная/

Каким еще, словом можно назвать снежную бабу? - /Снеговик/

Как называются цветы первыми расцветающие в лесу, когда еще лежит снег? - /Подснежник/

Объясните, почему подснежники так называются? - /Они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом/.

2. - Как вы считаете слово «зима» родственное слову «снег»? Ведь зимой много снега. - /Родственные слова должны звучать, похоже, а в слове «зима» нет такой части которая бы звучала похоже на слово «снег»/.

Подберите слова родственные слову «зима».

Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? Какие они?

- /Зимующие/

Что они делают? - /Зимуют/

Каким словом можно назвать день зимой? - /Зимний/

Каким ласковым словом называют зиму? - /Зимушка/

3. Назовите еще раз родственные слова. Вместе с воспитателем дети еще раз называют слова-родственники:

снег , снеговик снежинка, подснежник; зима , зимний, зимующий, зимушка. Составьте предложение со словами «зима», «снежок».

Очень трудно играть? Но вы справились.

V. Итог занятия.

Сегодня вы познакомились со снегоуборочной машиной. Составили про нее рассказ. У нас в группе много разных машин и все они могут выполнять разную работу. Можете с ними поиграть.

Литература:

1. Г.Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе», М. 2007 г.