Контрольная работа: Занятие - основная форма обучения в детском саду. Приемы и методы обучения детей в детском саду

В детском саду есть группы: средняя, старшая и подготовительная.

В нашем частном детском саду работают специалисты высокого уровня, душевные, доброжелательные воспитатели и педагоги, которые обеспечивают тёплую эмоциональную атмосферу, уют и комфорт в группах. Они дарят детям свои улыбки и положительные эмоции, при этом уделяют огромное внимание образованию воспитанников и эффективной подготовке к школе.

Детский сад работает по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой и Т. С. Комаровой. Данная программа рекомендована Министерством образования РФ.

Детский сад "Личность", как и некоторые другие частные детские сады Москвы, реализует, прежде всего, индивидуальный подход к каждому ребёнку, при котором учитываются его особенности, как психологические так и физиологические. Также хорошие образовательные учреждения сады Москвы делают упор на психологическую готовность ребёнка к школе, есть и такие детские сады ЮВАО, которые уже в подготовительной группе начинают изучать программу первого класса.

Система работы в детском саду "Личность" основана на интеграции первой и второй половины дня. Организация образовательного процесса во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью не более 8-10 человек.

Программа «От рождения до школы» является особенностью и явным преимуществом детского сада. Эта программа является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГОС дошкольного образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г., регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ). В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Помимо традиционных образовательных технологий, программа включает в себя следующие разделы: "Выразительное движение" , "Художественное конструирование", "Режиссерская игра".

Программа "От рождения до школы" построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В ней отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы "От рождения до школы" выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы "От рождения до школы" первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

В какой частный детский сад отдать ребенка, или Лучшее - детям!

Не секрет, что развитие ребенка в возрасте до семи лет - тот фундамент, на котором в дальнейшем формируется личность. Поэтому не следует воспринимать детский сад просто как место, где ребенок находится под присмотром, пока родители заняты. Именно в садике малыш получает первый опыт внесемейного взаимодействия с социумом, делает первые шаги к раскрытию своих творческих и интеллектуальных способностей.

Детские сады, как известно, бывают частные и муниципальные, и все больше родителей принимают решение переплатить, но отдать ребенка в коммерческий садик. Почему так происходит - мы попробуем ответить в этой статье.

Плюсы и минусы частных детских садов

На данный момент в Москве существует уже более 400 частных детских дошкольных учреждений, и эта цифра постоянно увеличивается. Причины просты: в муниципальных детских садах часто отсутствуют свободные места, записать в них ребенка достаточно сложно, условия пребывания и качество обучения в них, бывает, оставляют желать лучшего. Преимущества частного детского сада очевидны - малыш окружен заботой и комфортом, вкусно накормлен, в его воспитании принимают участие квалифицированные педагоги. Хотя, безусловно, у подобных учреждений есть и недостатки. Давайте подробно рассмотрим плюсы и минусы частных детских садов.

Плюсы

  • Небольшие группы. В отличие от государственных учреждений с их группами до 30–35 детей, в частных на одного воспитателя приходится не более 10–12 малышей - а значит, каждому гарантирован присмотр.
  • Вкусное и полезное питание. Многие родители сталкиваются с тем, что меню в обычных детсадах противоречит особенностям и пищевым привычкам ребенка. В частных учреждениях учитываются вкусы и потребности каждого малыша.
  • Много развивающих занятий. В частных заведениях больше внимания уделяется всестороннему развитию детей. Кроме того, с малышами общаются логопеды, психологи. Такие садики часто реализуют определенную программу обучения.
  • Доступность. В частные детские сады в Москве не нужно записываться сразу после рождения ребенка, в них нет очередей и ограничений по приему. Даже при отсутствии столичной прописки вашего малыша примут в группу.

Минусы

  • Расположение. Государственный детсад находится рядом с домом, а до подходящего частного может быть непросто добраться.
  • Стоимость пребывания ребенка в частном детском саду Москвы может быть достаточно высока.

Типы частных садиков: какой выбрать

Несмотря на то, что формат заведения один, типов детских садов - несколько. Например, садики могут отличаться:

…по времени пребывания:

  • Садики полного дня . Традиционный формат заведений с пребыванием малышей с 8.00 до 17.00.
  • Садики продленного дня . Такие учреждения работают с самого раннего утра и до позднего вечера. Существуют и круглосуточные детские сады, но встречаются они нечасто.
  • Частные центры развития ребенка , или детские сады неполного дня, в которые можно отдать малыша на несколько часов. Обычно они имеют абонементную систему оплаты.

…по направленности:

  • Общеразвивающие - схожие по подходу с государственным детсадами, они не акцентируют внимание на развитии определенных навыков. Ребенок учится и петь, и рисовать, и танцевать, и общаться со сверстниками, познает азы наук.
  • Узконаправленные имеют «уклон» - область, которой будет посвящена большая часть занятий. Так, популярны языковые детские сады, в том числе с общением только на иностранных языках, заведения с большим количеством творческих игр и уроков, сады, усиленно реализующие программу подготовки к школе.
  • Коррекционные садики и центры развития для детей, имеющих проблемы со здоровьем и различные особенности развития.
  • Комбинированные - объединяющие в своем составе группы разной направленности из вышеперечисленных.

…по типу организации:

  • Традиционная система . Детский сад представляет собой специализированное лицензированное заведение со своим зданием и прилегающей территорией.
  • Домашний детский сад располагается прямо в квартире или в частном доме. Иногда создатели арендуют площадь либо организуют учреждение на своей территории. Обычно такой садик состоит из двух–трех комнат (игровая и спальня, иногда кухня), включает в себя одного-двух педагогов, которые занимаются с 8–12 детишками.
  • Семейный детский сад не является в полной мере обычным частным детским садом, так как его создает многодетная семья, у которой тоже есть маленькие дети (3 или более). Няней-воспитателем в нем становится мама, причем необязательно в него будут принимать детей из других семей. Такой семейный детский сад - один из способов государственной поддержки многодетных родителей, официально он считается подразделением обычного районного детского учреждения, а родитель-воспитатель является сотрудником и получает зарплату.

…по методике воспитания:

  • Традиционный подход. Классическая общеразвивающая система, применяющаяся в большинстве государственных детских садов, актуальна и для частных. Основой ее является программный документ под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Воспитание и обучение в детском саду». Система использует проверенные методики для всестороннего развития малыша. Безусловным достоинством программы является ее хорошее сочетание с последующим школьным образованием.
  • Вальдорфская педагогика направлена на развитие творческого начала и трудолюбия у ребенка. Ее основные задачи - обучение детей взаимовыручке, воспитание младших через пример старших, организация здорового ритма жизни в разновозрастной группе. В группах старшие помогают в воспитании младших, а те в свою очередь со временем сами становятся юными воспитателями. Игры и занятия направлены на развитие креативности, воображения. Принцип обучения в Вальдорфской методике - познание мира через свободную игру, через творчество. При этом игры не сводятся к простому манипулированию: с помощью игрушек из природных материалов ребенок учится фантазировать, использовать одни и те же предметы различными способами. Развитие творческого мышления, гармоничность обучения, сближение с природой, отсутствие критики посредством оценивания - вот достоинства программы. Несмотря на то, что данная методика не ставит перед собой задачи скорейшего освоения счета, письма и чтения, дети легко адаптируются к школьным программам: обычным или специализированным.
  • Монтессори . Эта известная методика направлена на развитие у малыша самостоятельности. Девиз системы - «помоги мне это сделать самому». Ребенок в форме игры получает базовые знания об окружающем мире, изучает основы наук, а педагог лишь наблюдает, при необходимости корректирует, помогает в решении сложных задач. Это дает хорошие результаты: в пятилетнем возрасте дети уже владеют счетом и письмом, обучены дисциплине. Как и при Вальдорфской методике, в группах часто занимаются дети разного возраста. Уроки в традиционном понимании здесь отсутствуют: каждый ребенок сам выбирает, что в данный момент хочет изучить. При этом каждая игра и предмет в комнате является частью обучения.

Стоимость услуг частных садиков в Москве

Конечно, большинство родителей волнует и денежный вопрос - не каждая семья может позволить себе потратить сотни тысяч рублей в месяц на развитие малыша. На самом деле в Москве можно найти учреждение почти на любой бюджет: так, услуги частного детского сада экономкатегории будут стоить около 20–30 тысяч рублей в месяц. Заведения с расширенным «набором» занятий, продленным днем часто имеют расценки уже в 30–65 тысяч рублей в месяц. Учреждения категории «люкс» могут отличаться как спецификой преподавания - например, заниматься с детьми будут воспитатели-иностранцы, так и просто расположением в элитном районе Москвы. Цена на услуги таких частных детских садов начинается от 70 тысяч в месяц и более. Во многих учреждениях предусмотрены скидки при устройстве в сад второго ребенка.

Так ли существенна разница в цене на услуги частных и муниципальных детских садов? Конечно, разница может достигать десятков раз. Но, как говорят родители, выбравшие муниципальные заведения, совокупные расходы в этом случае тоже существенны. Так, цены на занятия по лепке, танцам, пению доходят до 8–9 тысяч рублей в месяц. Добавьте к этому улучшенное питание - сумма может составить уже 14–15 тысяч. Не стоит забывать и о базовой плате за садик (1,5–2 тысячи по «бесплатной» программе и 7–8 тысяч - на платной основе), дополнительных сборах на ремонт и игрушки. Полученной в результате расчетов суммы вполне хватит на оплату услуг хорошего частного детского сада с индивидуальным подходом и маленькими группами.

Частных детских садов в Москве достаточно много, вот только выбрать тот, который устроит и ребенка, и родителей, - задача не из простых. Мы рекомендуем для начала определиться с требованиями к учреждению: ведь каждый малыш обладает своими особенностями, а родители - своим видением идеальных результатов от посещения группы. На что нужно обратить внимание, выбирая садик?

  • График работы. Не секрет, что частный детский сад чаще выбирают родители, много времени уделяющие работе. Важно подобрать учреждение таким образом, чтобы вы успевали отвести и забрать ребенка, не травмируя его психику и не портя отношения с работниками своими ежедневными опозданиями.
  • Методика воспитания. Помимо очевидных особенностей каждой программы, есть и те, о которых многие родители не задумываются. Например, некоторые мамы при наличии двух и более детей стремятся отдать их в одну группу - это и меньший стресс для каждого ребенка, и обучение их взаимовыручке. Но разновозрастные группы доступны лишь в садиках, реализующих Вальдорфскую методику, в редких случаях - систему Монтессори.

    Родителям с частичной занятостью или тем, чья работа имеет плавающий график, стоит отказаться от садиков с традиционным графиком работы: из-за нерегулярного посещения и раннего ухода у ребенка возникнут пробелы в знаниях.

    Учитывайте и подходы учреждения к подготовке ребенка к школе - некоторые детские сады ориентированы на государственные школьные программы, другие - на дальнейшее обучение малыша в частной школе.

  • Документы. Деятельность частных детских садов в обязательном порядке лицензируется, исключение составляют лишь домашние группы. Также стоит ознакомиться и с документами на занимаемую площадь. Помимо этого, с частным учреждением обычно заключается договор, в котором указан список и стоимость услуг, график работы, права и обязанности сторон. Внимательно изучите данный документ перед подписанием.
  • Отзывы. Можно поискать их в Интернете, но лучше всего лично пообщаться с персоналом, а также с родителями, уже выбравшими этот садик для своих малышей.
  • Близость к дому . Большинство родителей стремятся выбрать детский сад, расположенный в максимальной близости от места проживания. Безусловно, это правильно, ведь ребенку не придется вставать раньше, терять время на длительное ежедневное «путешествие». Но отдавать малыша в ближайшее заведение не глядя тоже не стоит.

При выборе частного детского сада родители склонны ориентироваться на собственное видение будущего своего чада и свои финансовые возможности. Но большую роль играет также комфорт малыша. Чтобы убедиться в том, что ребенку подходит выбранное учреждение, следует обращать внимание на психологическое состояние своего чада после посещения садика. Разумеется, при этом нужно учесть период адаптации - в это время жалобы могут быть вызваны стрессом от смены обстановки.

Занятия в студии включают в себя все самое необходимое, что понадобится ребенку при поступлении в школу. По окончанию курса дошколята умеют читать, писать печатными буквами, считать.

Занятия в нашей студии в этом возрасте насыщены заданиями, направленными на развитие всех видов внимания (устойчивости, концентрации, переключения, объема), всех типов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, а также смешанной), активно идёт формирование необходимых умственных действий.

Занятия выстраиваются в игровой форме, чтобы ребятам было интересно и увлекательно выполнять самые сложные задания.

В педагогической практике особое внимание уделяется возрасту с 2 до 6 лет. В это время закладываются фундаментальные черты характера, формируются принципы и механизмы восприятия окружающего мира, поэтому крайне важно обеспечить ребенку качественное дошкольное образование.

Выбирая элитный детский сад «Развитие XXI век», родители могут рассчитывать на профессиональную помощь опытных педагогов в дошкольном образовании. Мы предлагаем оптимальные условия для получения детьми в детском саду базовых знаний, раскрытия талантов, гармоничного физического и эмоционального развития.

Подготовка к школе в детском саду: с чего начинается дошкольное образование

На первом этапе посещения детского сада ребенок адаптируется к окружающим условиям. Наш персонал прилагает максимум усилий, чтобы адаптация была безболезненной, что впоследствии облегчает процесс коммуникации и способствует налаживанию межличностных отношений в любом коллективе. В возрасте с 2 до 4 лет формируются:

  • двигательные умения;
  • эстетическое восприятие;
  • коммуникативные навыки.

Ошибочно полагать, что подготовка детей к школе в детском саду заключается в проведении занятий и непосредственном обучении на мини-уроках для детей из старших групп. Длительный процесс дошкольного образования начинается с первого дня посещения.

Самое ответственное время - подготовка к школе

Наиболее важным, решающим этапом перед школой является старший дошкольный возраст. В этот период главная задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка, сформировать у него стойкое желание к познаниям и открытиям, реализация его природных талантов . Для детей старшего возраста подготовка к школе в детском саду заключается в работе по нескольким направлениям:

  • коммуникация. Грамотная речь, выразительная мимика и жестикуляция позволяют ребенку свободно общаться со сверстниками, педагогами и родителями, избегать конфликтных ситуаций в будущем;
  • художественно-эстетическая деятельность. Умение лепить, рисовать, различать формы, цвета и фактуры способствует развитию аналитического мышления, формирует стремление выполнять работу как можно лучше, что является одним из признаков лидерства;
  • технические навыки. Хорошо развитые базовые умения значительно облегчают усвоение нового материала в школьной программе, которая рассчитана на усредненный уровень подготовки. Дошкольное образование предполагает знакомство с буквами, цифрами, элементарными понятиями, принципами сравнения и когнитивного восприятия;
  • развитие памяти. Навыки зрительного, слухового, графического, тактильного и образного восприятия способствуют быстрому запоминанию и усвоению нового материала. Работа над этими навыками повышает интеллектуальные способности и существенно облегчает процесс обучения;
  • физическая подготовка к школе в детском саду. От ее уровня зависит здоровье, самочувствие и выносливость будущего ученика, способность справляться с усталостью и стрессами. Этот фактор оказывает значительное влияние на отношение сверстников и статус в школьном коллективе.

Каждому из перечисленных аспектов наш персонал уделяет должное внимание. В наших учреждениях работают высококвалифицированные психологи, логопеды, преподаватели иностранных языков и художественных дисциплин . Дошкольное образование предусматривает обучение письму, счету, чтению, развитие концентрации внимания и усидчивости.

Подготовка к школе в детском саду: психологические аспекты

Залогом успешного обучения является восприятие ребенком коллектива. Сначала это семья, где родители на собственном примере демонстрируют социальную роль каждого из ее членов. Важно, чтобы ребенок считал социум не жесткой конкурентной средой, где выживает сильнейший. Будущий школьный класс - это прежде всего возможности:

  • проявить свои таланты;
  • узнать много интересного;
  • найти верных друзей;
  • интересно проводить время.

Подготовка к школе в детском саду «Развитие XXI век» формирует именно такое отношение к последующему обучению. Умение справляться со своими эмоциями, объективно оценивать действия педагогов и сверстников, находить способы для самореализации позволяет избегать конфликтных ситуаций и делает пребывание в школе комфортным. Используя увлекательные игры и специальные приемы, наши педагоги обучают детей самоконтролю, правильным и рациональным действиям в различных ситуациях.

Комплексная подготовка детей к школе в детском саду нашей сети - это бесценный вклад в счастливое и успешное будущее Вашего ребенка. Мы знаем, каким должно быть качественное дошкольное образование, как сделать знакомство с миром знаний приятным и интересным, как научить детей быть полноценной частью коллектива, успешно взаимодействовать со сверстниками и педагогами, справляться с любыми проблемами и всегда быть победителем.

В этой статье:

Детский сад - беззаботное время игры. Хотя на первых порах у вас с ребенком могут быть проблемы. Все дело в адаптации. Тут роль играет как психологическая, так и физическая адаптация малыша к абсолютно новым условиям.

Если вы не подготовили ребенка к тому, что его ждет, то могут начаться неприятности: плохой сон, постоянные истерики перед походом в садик, нежелание общаться, даже агрессия. Детям не очень понятно, что же произошло, почему они больше не могут вести привычный образ жизни . Подготовить малыша не составит особого труда, так что процесс адаптации пройдет проще. Первое и самое важное - разговор с родителями. При поступлении в садик изменится очень многое, особенно социальная составляющая жизни ребенка. Будьте готовы отвечать на вопросы и давать советы.

Один в садике

Вы отводите маленького ребенка (трех-, а иногда и двухлетнего) в сад, прощаетесь и идете на работу, по своим делам. Малыш остается один в новом месте, среди чужих детей, с незнакомыми взрослыми. Для его психики это огромный стресс, особенно если родители не подготовили малыша к садику. Что меняется:

  • Социальная жизнь

Он был центром вашей маленькой вселенной, единственным (очень часто) ребенком. Все игры шли по его правилам, а взрослые только и делали, что пытались порадовать малыша, угодить ему. Теперь же детей много -
10-15 в группе. Воспитатель выполняет другую функцию. Она наблюдает за тем, чтобы все было хорошо, чтобы дети вовремя поели, не ссорились. Уделить максимум внимания всем детям не получается.

Значит, малышу необходимо приспособиться самому, найти свое место в обществе. Детский сад - это первый социальный институт для детей. Здесь они учатся искать свое общественное «я», занимать какое-то положение, играть роль в обществе.

  • Режим

Приспособиться к новому режиму довольно сложно . Это важная часть физической адаптации, которая у многих проходит весьма остро. Изменение режима сказывается на настроении, психике, развитии малыша.

  • Общение со взрослыми

В жизни ребенка появляются новые взрослые, к которым уже нельзя относиться как к родственникам или друзьям. Это воспитатель, учитель, нянечка. С ними тоже необходимо найти общий язык. А еще нужно их слушаться, выполнять их требования.

Что ждет родителей

Будьте готовы к тому, что на первый месяц или даже дольше адаптация к садику станет важной частью жизни ребенка. А значит, и вашей жизни тоже. Многие дети не могут справиться с эмоциями. Детский сад они воспринимают как некое наказание. Малыш может просить не отводить его в садик , обещая «вести себя хорошо», «делать все, что мама скажет», «больше не баловаться».

Очень важно сейчас не отступать, позволяя малышу не ходить, если не хочется. Лучше разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, помогайте подружить с другими детьми. Если вы правильно подготовили малыша, то адаптация займет минимальные сроки.

Чаще всего именно утром перед походом в сад начинаются проблемы. Малышу не хочется уходить из дома, от любимых игрушек и привычной атмосферы. Днем же он занят в садике уроками, играми, совместной деятельностью . Это позволяет забыть на время о том, как не хотелось сюда идти.

При поступлении в детский сад малыш делает огромный скачек в своем психическом развитии. Сначала в это трудно поверить, ведь из спокойного ребенка он превращается в непослушного, нервного. Но как только адаптационный период подойдет к концу, вы увидите быстрые изменения, взросление. Новые условия жизни, самостоятельность, социализация необходимы для правильного развития малыша.

Три типа адаптации

Психологи выделяют три типа адаптации при поступлении в дошкольное учреждение. Кстати, чем больше контактов со сверстниками имел малыш до этого, тем проще ему будет в садике. Если же первые 3-4 года жизни он провел только с родителями, бабушками и дедушками, то будет гораздо сложнее.

Родители должны понимать, что это совершенно
нормальный процесс
. Адаптивный период есть у всех и везде. Когда уже взрослый человек поступает в институт, ему приходится приспосабливаться к новым правилам, распорядку, экзаменам, преподавателям, группе. А смена места работы, даже если вам 35-40 лет, может стать травмирующим опытом.

Приспособиться к новому всегда тяжело. Взрослые люди тоже переживают адаптивный период, просто не показывают эмоций. Хотя часто мы говорим друг другу утром: «Не хочу на работу, вот бы остаться дома хоть на денек». Для маленьких детей это еще сложнее, ведь часто смысл похода в садик для них неясен.

Итак, есть три формы адаптации, из них легкая и средняя самые распространенные.

Легкая

Легкая адаптация - самая желанная. Она длится от нескольких дней до пары недель. В этот период кроха уже нашел себе компанию в садике, ему проще приспособиться к новому. Наша психика борется с раздражителями - малыш тоже не хочет идти в детский сад по утрам, просит скорее забрать его домой. Самое главное – его социализация идет быстрыми темпами . После утренних слез он очень скоро забывает об этом, начинает играть и общаться. Нет проблем с агрессией, ребенок настроен дружелюбно.

Средняя

Самая распространенная у детей средняя адаптация длится около месяца. Бывают частые перепады настроения. С одной стороны, малышу нравится садик, у него появились друзья, он рассказывает про воспитателя и уроки.

С другой - он не хочет туда идти, просит маму оставить его дома хоть на пару дней. В этот период дети раздражительны, иногда проявляют агрессивность, плохо спят и кушают . Сейчас важно сосредоточиться на том, чтобы помочь малышу любыми средствами.

Тяжелая (проблемная) адаптация

Встречается лишь в 10% случаев и считается довольно редкой. Проблемная адаптация наблюдается прежде всего у детей с нарушениями психики и
психического развития.

При поступлении в садик такие дети становятся агрессивными, часто дерутся с другими детьми. У них не получается выстраивать отношения со сверстниками и воспитателями, они не следуют режиму. Чаще всего уже через 1-2 недели воспитатель рекомендует обратиться к детскому психологу . Проблемная адаптация может стать причиной отказа принять малыша обратно в группу дошкольного учреждения.

Почему адаптация так важна?

Рано или поздно придет время идти в школу, а потом и во взрослую жизнь. Вашего ребенка будут окружать новые люди, ему придется принять правила жизни в обществе , необходимые нормы поведения. Проще всего
привыкнуть к ним играя. Именно так происходит основная часть обучения в садике - через игры. Чем младше кроха, тем легче ему воспринять правила социума .

Конечно, можно оставить детей дома до самой школы, но тогда они столкнутся с проблемой адаптации, уже гораздо более серьезной. Чем быстрее, проще, спокойнее пройдет период приспосабливания к садику, тем скорее жизнь малыша войдет в нормальное русло. Помочь тут могут родители и воспитатели.

Как помочь детям привыкнуть к садику?

Начните подготовку еще летом, и тогда при поступлении в детский сад будет в разы проще. Очень важно психологически подготовить ребенка к тому, что его ждет. У него будут возникать вопросы, на которые вам необходимо давать только честные ответы. Кстати, нелишним будет родителям сначала сходить в тот самый садик, познакомиться с воспитателями, все у них узнать.

Разговоры и ответы на вопросы

Объясните, зачем вы хотите отдать малыша в садик. Расскажите про свой опыт, о том, какие у вас были игрушки, игры, как было весело. Поясните, что ходить в сад нужно будет почти каждый день. У детей обычно много вопросов:

Когда ты будешь забирать меня домой?

Зачем нужно спать днем?

Во что мы будем играть?

Что мы будем кушать?

Можно ли уйти раньше, если мне не понравится?

Не нужно нервничать или ругать ребенка за его интерес. Объясните все столько раз, сколько потребуется. Так он уже заранее начнет привыкать к новой реальности .

Сходить вместе в садик

Если раньше детей просто отводили 1 сентября в детский сад, оставляя на попечение нянечек и воспитателей, то теперь все стало гораздо проще. Многие детские сады предлагают родителям гибкий график. Сначала можно сходить с ребенком вместе, посидеть, поговорить с другими мамами, пока дети знакомятся . Рядом с родителями им совсем не страшно, все
воспринимается как игра. Всего 1-2 часа за день, и вот малыш уже изучил некоторые правила садика.

Далее оставляйте его на несколько часов. Лучше всего приводить ребенка чуть позже, чем большинство детей. Тогда он не увидит слез малышей, которых оставляют рано . Все уже играют, общаются, всё выглядит более дружелюбным. Первое время можно забирать его до прогулки или сразу после нее. Потом уже оставляйте малыша на обед.

Постепенная адаптация дает возможность сгладить все острые углы. Пусть это займет больше времени, зато вы поможете ребенку привыкнуть безболезненно.

Поиграйте дома

Отличная тренировка - игра. После разговоров и вопросов предложите малышу поиграть в детский сад. Мама или бабушка выступают в роли воспитателя. Вы даете ребенку простые задания, рассказываете о новом распорядке дня. Потом, если будет желание,
поменяйтесь ролями
. У детей познание мира еще плотно связано с игровой деятельностью – так они будут чувствовать себя увереннее.

Таким образом, при поступлении в садик ребенок уже будет примерно представлять себе, что же там происходит. Согласитесь, неизвестность пугает, а особенно маленьких детей. Простая игра займет малыша максимум на 1 час в день, зато он уже будет подготовлен к тому, что такое урок, как следует самому мыть ручки после прогулки, кушать ложкой и вилкой.

Особенности физической адаптации

Психологическая адаптация - это лишь половина проблемы. Вторая половина - физическая адаптация. Это не менее сложный процесс, и его родители тоже могут облегчить. Главное - вовремя начать подготовку. Лучше всего, если вы уделите ей 2-3 месяца . За это время малыш полностью привыкнет к мысли, что детский садик обязательно будет, что это надолго, но главное - там нет ничего страшного. Сделать это просто, если приложить усилия заранее.

Режим

Если до садика кроха долго спал и потом неспешно кушал, то теперь все это в один момент заканчивается. Детей отводят рано - многие мамы забегают в садик перед работой, а это около 8 утра. Значит, придется рано вставать. Конечно, в саду предусмотрен дневной сон, но не всем малышам удается уснуть . К вечеру малыш может быть уставшим, перевозбужденным, плаксивым. Новый режим дня дается с трудом.

К сожалению, теперь вставать
рано и уставать к вечеру станет нормальным еще на много-много лет. Но не пугайте такими рассказами маленьких детей. Лучше помогите подготовиться. Еще с лета перемещайте время подъема. Если раньше ребенок просыпался в 9-10 утра, то нужно постепенно будить его на 30-40 минут раньше.

Так ранний подъем не будет таким болезненным. Кроме того, пусть ребенок обязательно спит днем. Для детей 3 лет это 1,5-2 часа отдыха, особенно если малыш активный, подвижный. Когда ложиться спать, решайте сами – это зависит от последнего приема пищи. Следите, чтобы ночной сон длился не менее 9-10 часов. Так проводится частичная адаптация к новым условиям.

Новое питание

Для многих родителей еда в детском саду станет самой большой проблемой. Конечно, это не бабушкины котлеты и супчики, приготовленные максимально вкусно для конкретного ребенка. Кто-то не ест вареную морковку, а кто-то жареную печень, хлеб, огурцы… Родители стараются давать детям только то, что те готовы быстро скушать.

Но в саду никто не будет выбирать вареный лук из супа или
доставать лавровые листики. Тут подается еда, которая максимально подходит для всех детей. Многим она не нравится, и тогда воспитатели и нянечки начинают сердиться, а дети по часу плачут над тарелкой каши. Конечно, это не делает посещение садика приятным. Дети жалуются родителям , что там «невкусно», что они такое не едят, а их насильно заставляют.

Тут мало что можно поделать. Нельзя же оставлять ребенка голодным весь день! К сожалению, детский сад не может предложить индивидуальное меню для каждого малыша. Возможно, если все это вам только предстоит, то уже сейчас не стоит дома уделять так много внимания кулинарным предпочтениям ребенка . Поймите, что ему будет намного проще в жизни, если он вырастет непривередливым и «всеядным».

Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.)

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим.

Принцип научности.

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.

Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?

Принцип наглядности.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени - школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени.

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.

Принцип активности и сознательности.

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики.Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.

Принцип развивающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25-30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто - медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду.