Что такое клуб? Клуб (от англ. Clob) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и др.).
Если клуб — встреча людей с едиными интересами, мы и подумали, почему бы нам не организовать встречи с родителями наших воспитанников в необычной обстановке. Во время которых мы могли бы общаться, заниматься вместе интересными, практическими делами, развлекаться, дискутировать, ведь приводя и забирая ребенка из детского сада общение с родителями чаще всего носит узконаправленный, ритуальный, односторонний характер.
Родители нас поддержали! Так в нашей группе, родился детско–родительский клуб « Семейная гостиная».
Цель которого – совместная деятельность семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Такая цель определилась на первой встрече. Родители отметили, что тема духовно-нравственного воспитания детей на сегодняшний день актуальна, так как современный ребенок живет в мире материальных ценностей.
Так, тема духовно-нравственного воспитания детей, стала единым интересом участников нашего клуба.
Основными принципами клуба является добровольность, компетентность, соблюдение этики. Взаимодействие построено на основе сотрудничества дети – педагог – родители.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с Положением о детско-родительском клубе. План работы на год составляется совместно с родителями, здесь помогают анкеты, беседы с родителями, где выявляем запросы и потребности родителей.
Встречи с участниками клуба построены так, что в них чередуются разные виды деятельности, с учетом возрастных особенностей детей. Беседы, просмотр мультимедийных презентаций, разыгрываются игровые ситуации, используются хороводные, подвижные игры, динамические паузы. Встреча в среднем длиться от 45 минут до 1 часа, где создаются условия для реализации собственных идей, обмен опытом семейного воспитания и обмен мнениями. В ходе встреч родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. Воспитатели на встречах, выступают в роли ведущих, персонажей.
Детям, доставляет удовольствие совместная деятельность с мамой или папой, где гармонизируют детско-родительские отношения.
Считаем важным, включить участников клуба в реализацию недельных проектов, где будут реализованы те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим. В ходе проектов наши воспитанники знакомятся с бытом и традициями русского народа, с традициями народов Забайкальского края. Знакомятся с художественным творчеством, праздниками.
Отвечая на вопрос «Для чего нужен родительский клуб в ДОУ?», мы можем сказать, что родительский клуб — это система работы с родителями, где осуществляется не простая передача набора определённых сведений, а происходит обыгрывание практических ситуаций, проживание родителями немаловажных факторов в жизни ребёнка. Родители вживаются в роль детей с интересом и энтузиазмом, проявляют свои творческие способности. Это родительская любовь, а родительская любовь — это самое ценное, что может быть у детей. А доказательством родительской любви есть то, что родители приходят на такие встречи регулярно. Это радость, ведь встречи в Родительском клубе проходят весело и с пользой, где царит веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу, скучать не приходится! Поэтому, родительский клуб просто необходим в ДОУ.
Успехов Вам и нам в воспитании!
Наш детско – родительский клуб « Масленица- блиноедка»
Игровая ситуация «Карусель»
Изготовление «подковы счастья»
Козуля — символ святочного праздника
Танец — игра «Ручками похлопаем»
Колядуем…
Тётушка Матрёна встречает…
«Красавица- дымка»
Танец – имитация
Начало работы
Чайная пауза
День матери-хранительницы семейного очага
Андреева Наталья Дмитриевна,
воспитатель
Бекетова Елена Валерьевна,
воспитатель
МДОУ центр развития ребенка – д/с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО, п. Горный, Забайкальский край, Россия;
Ведерникова Марина Анатольевна,
воспитатель
МДОУ центр развития ребенка – д/с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО, п. Горный, Забайкальский край, Россия;
Федореева Евгения Александровна,
воспитатель
МДОУ центр развития ребенка – д/с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО, п. Горный, Забайкальский край, Россия.
В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы – родительский клуб.
Это очень трудоемкая, но интересная работа.
Родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.
Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Работа родительского клуба направлена на проведение мероприятий которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Родительский клуб создается с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами, руководствуются принципами:
Добровольности,
Открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Компетентности;
Соблюдения педагогической этики;
Взаимоуважения и взаимопонимания;
Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского Клуба на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка;
Вариативностьсодержания форм и методов образования родителей;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);.
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
При организации родительского клуба ставятся следующие основные задачи:
Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Родители – участники Клубаимеют право: на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей; давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам; участвовать в планировании работы Клуба, а так же обязаны: уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей; соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба; принимать активное участие в заседаниях Клуба.
ДОУ в свою очередь имеет право: на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
В обязанности ДОУ входит: планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста; предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям; соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Работа Клуба обычно осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование), годовыми задачами ДОУ и рекомендациям педагога-психолога. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы. К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители. На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач, например:
круглый стол;
психологические тренинги;
практикумы;
решение педагогических ситуаций;
обсуждение и распространение опыта семейного воспитания;
видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;
организация совместной деятельности детей и родителей и т.п.
В рамках работы родительского клуба осуществляется административная поддержка деятельности педагогов - организаторов:
Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Таким образом педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.
Выводы по главе I
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знании», и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: насоветовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли и выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А итог был один детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителӗ и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует родительский клуб как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Родительский клуб "Семейный очаг"
Перспективный план-программа работы родительского клуба «Семейный очаг» на 2016 – 2017 учебный год
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.
2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.
3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.
Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг»:
1. Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
2. В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.
3. Руководит работой клуба педагог-психолог.
4. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе, в музыкальном или спортивном зале.
5. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.
6. Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.
Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается:
- на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
- на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
- на возможности дифференцированного подхода к семье;
- на добровольном участии родителей;
- на активной позиции родителей;
- на планомерности и последовательности проведения мероприятий.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.
2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Месяц / неделя | Тема занятия | Ответственный | Контингент участников | Задачи | Материал |
|
Сентябрь 3 неделя | Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год | Воспитатель | Родительский комитет, специалисты ДОУ, воспитатели | 1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей. 2.Познакомить с планом работы родительского клуба на год. 3. Обсудить тематические запросы родителей. | 1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»). 2. Игра «Хвастовство». 3. Ознакомление с планом работы на год. 4. Анкетирование 5.Игра «Я ребенок». 6.Игра «Чемоданчик». 7. Памятка «Ваши ожидания» 8. Игра «Волшебный клубочек». 9. Коллаж «Что мне понравилось?» | 1. Анкеты 2. Памятки «Ваши ожидания» 3. Клубочек 4. Ватман, фломастеры |
Октябрь 3 неделя | Круглый стол «Ребенок имеет право» | Педагог- психолог | Родители семей «группы риска» | 1.Воспитывать уважение к человеческой личности. 2.Способствовать воспитанию чувства уважения к семье. 3.Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка. 4.Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества. 5.Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей. 6.Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона. | 1.Игра с мячом «Лови – бросай, права называй» 2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка «Лист бумаги» 3. Презентация «Ребенок имеет право…» 4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах 5.Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье» 6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок 7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность родителей» (заполнение «ромашки») 8. Подведение итогов, распространение буклетов | 1.Анкеты «Знаете ли вы права своего ребенка?» 2.Буклеты «Ребенок имеет право» 3. Книги со сказками «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др. 4. Карточки с ситуациями и высказываниями 5. Ромашки «Право ребенка – обязанность родителей» |
Ноябрь 2 неделя | Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства» | Старший воспитатель, муз. руководитель, логопед | 1.Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей 2.Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения 3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД | 1. Выступление агитбригады «Светофорик»: «Правила дорожные – правила надежные!» 2. Блиц-опрос «Правила знаю и соблюдаю» 3.Презентация «Безопасная дорога детства» 4. Практикум «Дорожные ловушки» 5. Анкетирование «Грамотный пешеход» 6. Выставка дидактических игр и пособий по ПДД, детской художественной литературы по теме, плакатов 7. Распространение буклетов «Правила движения достойны уважения!» | 1.Афиши 2.Подготовка презентации 3.Карточки «Дорожные ловушки» 4.Анкеты «Грамотный пешеход» 5.Буклеты «Правила движения достойны уважения!» 6.Игры, пособия и литература по ПДД |
|
Декабрь 1 неделя | Устный журнал «Этика семейных отношений» | Педагог- психолог | Родители групп дошкольного возраста, воспитатели | 1.Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений. 2.Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье. 3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений. | 1.Игра «Знакомство». 2.Коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей. 3.Распространение буклетов-памяток. 4. Тестирование « Я конфликтный?» 5. Сообщение «Манипуляция в семье» 6. Подведение итогов | 1.Памятки для родителей: Мама может… Папа может… Бабушка и Дедушка могут…. 2. Тест |
Январь 3 неделя | Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье» | Воспитатель | Родители семей «группы риска», психолог, соц. педагог | 1. Дать родителям представление о понятии «депривация». 2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка. | 1. Игра в кругу «Общение: хорошо - плохо» 2. Сообщение по теме на основе презентации 3. Игра с клубочком «Важным для меня стало…» (обратная связь) | 1. Презентация 2. Клубочек |
Февраль 4 неделя | Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы» | Педагог- психолог, воспитатели группы | Родители и воспитатели подготовительной группы | 1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе. 2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе. 3.Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе. 4.Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу | 1.Открытый показ образовательной деятельности. 2. Опросник «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе» 3. Дискуссия «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе» 4. Сообщение «Параметры готовности к школьному обучению» 5.Игра « Я боюсь, что в школе….»(игра - рисование, цветовые карточки – определение степени беспокойства родителей в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка) 6. Практикум «Родительские установки и школьные трудности» 7. Выступление учителя начальных классов «Современная школа – какая она?» 8.Распространение памятки «Параметры готовности ребенка к школе», буклетов «Родителям будущих первоклассников» | 1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе» 2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников» 3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе» 4. Цветовые карточки 5.Ватман, карандаши 6. Карточки с родительскими высказываниями |
Март 2 неделя | Семинар-практикум «Театр делаем сами» | Муз. рук., логопед | Родители групп дошкольного возраста, воспитатели | 1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников 2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования 3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала | 1. Игра «Театр – это…» 2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников» 3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками» 4. Игра «Теремок» 5. Практикум «Изготовление театра своими руками» 6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами» | 1. Разные виды самодельных театров 2. Материал для изготовления театров 3. Буклеты «Театр делаем сами» |
Апрель 1 неделя | Тренинг «Портрет моего ребенка» | Педагог- Психолог, воспитатели | Родители и воспитатели всех возрастных групп | 1.Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями. 2.Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка. 3.Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители. 4.Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье. | 1.Игра «Знакомство». 2.Проективный тест «Портрет моего ребенка» 3. Мой ребенок глазами других родителей 4.Игра «А нужен ли тебе кружок?» 5.Игра «Пожалей и поругай» 6.Тест «Портрет моего ребенка» | |
Май 2 неделя | Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год | Педагог-психолог, воспитатели | Родительский комитет, воспитатели и специалисты ДОУ | 2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба. 3.Определить тематические запросы родителей на следующий год. | 1.Прзентация «Работа родительского клуба «Семейный очаг» в2016-2017 году» 2. «Что дал мне родительский клуб?» - рисуночный тест. 3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра. 4.Чаепитие: «А мне понравилось!» | 1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток. 2. Презентация 3. Атрибуты для чаепития |
Первая школа воспитания растущего человека - это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. К такому выводу мы пришли не в одночасье. На протяжении многих лет мы проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели - созданию единого образовательно - оздоровительного пространства «детский сад - семья», решая при этом приоритетные задачи :
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.
Еще во второй младшей группе (в конце года) за круглым столом выбрали такую форму работы как семейный клуб и определили 3 основных направления работы Клуба :
- психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности),
- участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с интересными людьми»,
- совместная продуктивная деятельность в кружке «умелые руки» для детей и родителей.
Со средней группы начал свою работу семейный клуб. Это энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогаем родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываем практическую помощь в подготовке и проведении праздников в домашних условиях, просим делиться опытом семейного воспитания.
Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Работая в рамках семейного клуба в течение двух лет мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей - прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.
Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. На протяжении нескольких лет работает семейный клуб “Содружество”, занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейного клуба являются:
- объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- укрепление детско-родительских отношений;
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники, педагог-психолог руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
Положением о семейном клубе “Содружество” определены права и обязанности участников клуба, а также вопросы организационного плана.
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
- круглый стол;
- тренинг;
- практикум;
- решение педагогических ситуаций;
- обмен опытом семейного воспитания;
- видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
- организация совместной деятельности детей и родителей.
Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.
К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.
Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.
План работы семейного клуба “Содружество” на 2007-2008 учебный год
Тема: По русскому обычаю
Цель: Приобщение к миру искусства и культуры русского народа.
Задачи: знакомство участников друг с другом, с планом работы клуба на год.
Участники: педагоги, дети, родители.
Занятие 2. “Во саду ли, в огороде”. Октябрь.
Задачи: Расширение представлений детей о фруктах и овощах в совместной деятельности с родителями
Занятие 3. “Идет коза рогатая”. Ноябрь.
Задачи: расширение представлений детей о домашних животных и заботе о них. Воспитывать в детях доброту, чуткость, ответственность за своих питомцев.
Участники: родители, дети, воспитатели.
Занятие 4. “Сошью Маше сарафан”. Декабрь.
Задачи: познакомиться с русским народным костюмом, женскими ремеслами на Руси. Воспитывать интерес к русским традициям, культуре.
Участники: родители, дети, воспитатели. Гости: педагог дополнительного образования детского дома творчества.
Занятие 5. “Половичку веничком курочка метет”. Январь.
Задачи: уточнять и обогащать представления детей о предметах домашнего обихода русской старины.
Участники: родители, дети, воспитатели.
Занятие 6. “Ходит сон близ окон”. Февраль.
Задачи: приобщение к русскому фольклору.
Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Занятие 7. “Фока воду кипятит и как зеркало блестит”. Март.
Задачи: знакомство с традициями русского гостеприимства. Подведение итогов работы клуба.
Участники: родители, дети, воспитатели.
План работы семейного клуба “Содружество” на 2008-2009 учебный год
Тема: Здоровый ребенок
Цель: Приобщение к здоровому образу жизни.
Занятие 1. Организационное. Сентябрь.
Задачи: Обсуждение плана работы клуба на учебный год.
Участники: родители, администрация, педагоги.
Занятие 2. Здоровое питание малыша. Октябрь.
Задачи: согласование вопросов питания дошкольников в детском саду и дома.
Участники: родители, воспитатели, старшая медсестра ДОУ.
Занятие 3. Движение – это жизнь. Ноябрь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, выявление положительного опыта семейного воспитания.
Совместная деятельность детей и взрослых: подвижные игры. Фотостенд “Отдыхаем активно”. Обмен семейным опытом.
Участники: родители, дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Занятие 4. “Мойдодырчик”. Декабрь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, совместный досуг.
Содержание: газета “Хорошо у нас в саду – не дождусь, когда пойду”, рекомендации родителям по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, памятки “Правила гигиены” и “Правила поведения за столом”, инсценировка “Как Маша полюбила водицу”, показ процесса мытья рук детьми в умывальной комнате, художественное слово по воспитанию культурно-гигиенических навыков, совместная деятельность - игры с мыльными пузырями.
Участники: родители, дети, воспитатели.
Занятие 5. Эмоциональное благополучие ребенка. Январь.
Задачи: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Участники: родители, дети, педагог-психолог, воспитатели.
Занятие 6. Очень важная игрушка – мяч. Февраль.
Задачи: приобщение к здоровому образу жизни, совместный досуг.
Участники: родители, дети, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Занятие 7. Профилактика детской близорукости. Март.
Задачи: повышение медико-педагогической компетенции родителей. Подведение итогов работы клуба.
Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая, анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы.
Участники: родители, воспитатели, врач-специалист.