Формы, направления и принципы профориентации. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков; понятие, значение

1.1 Лечебно-профилактическая работа фельдшеров школ, школ-интернатов, ССУЗ.

Совершенствование развития ПМСП в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения. Усиление профилактической направленности. Нормативная документация. Порядок организации дополнительной диспансеризации работающего населения.

Профилактика ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С как один из компонентов национального проекта в сфере здравоохранения.

Повышение профилактической направленности в работе фельдшера в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Организация и проведение дополнительной иммунизации населения по приоритетному национальному проекту.

Нормативные документы, регламентирующие работу по предупреждению распространения ТОRS. Тактика фельдшера при подозрении на ТОRS.

Защитная одежда персонала.

Типы противочумных костюмов. Последовательность одевания и снятия противочумных костюмов по схеме.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков эндокринной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков дыхательной системы.

Основные принципы и задачи страховой медицины.

Физическое развитие, факторы его определяющие. Роль среднего медперсонала в оценке физического развития.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков желудочно-кишечного тракта.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков костно-мышечной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков мочевыделительной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков сердечно-сосудистой системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков нервной системы .

Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения.

Основные направления совершенствования ПМСП детям в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Организация и проведение дополнительной иммунизации населения в рамках реализации национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения.

Группы "риска", по возникновению ВИЧ-инфекции в школе.

Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг. Нормативные документы.

Принципы, средства и основные формы физического воспитания.

Возрастная периодизация детей и подростков. Основные закономерности роста и развития.

Медико-педагогический контроль за физкультурными занятиями.

Организация питания учащихся. Задачи медицинского персонала в организации рационального питания.

Биологический возраст. Факторы его определяющие. Роль фельдшера в его оценке.

Поствакцинальные осложнения. Роль фельдшера в профилактике поствакцинальных осложнений.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний.

Переутомление. Роль среднего медицинского работника в предупреждении переутомления.

Учебная деятельность. Изменения работоспособности с учетом возраста, а также в течение года , четверти, недели, дня, урока.

Профилактика пищевых отравлений в школе.

Утомление. Роль среднего медицинского работника школы в предупреждении утомления.

Противоэпидемические мероприятия в инфекционном очаге в школе.

Понятие о дезинфекции. Виды, методы дезинфекции.

Роль фельдшера школы в профилактике ВБИ.

Этиология, пути передачи, инкубационный период, основные клинические проявления, прогноз, профилактика ВИЧ-инфекции.

Диспансерное наблюдение за больными детьми. Организация диспансерного наблюдения в школе.

Порядок применения наркотических препаратов в ЛПУ.

Ответственность медицинских работников за нарушение правил выписки учета, хранения, применения и списания наркотических препаратов.

Понятие о ВБИ. Пути передачи. Меры профилактики.

Формы санитарного просвещения. Значение санитарного просвещения среди учащихся, педагогов, родителей.

Основные проблемы биомедицинской этики.

Понятие сестринского дела. Этапы сестринского процесса.

Принципы медицинской деонтологии в работе с детьми и подростками.

Философия и этика сестринского дела. Принципы медицинской деонтологии в работе с детьми и подростками. Этический кодекс медсестры России.

Профилактика наркомании и токсикомании. Роль медицинского персонала в профилактике наркомании и токсикомании и реализации целевых программ, направленных на преодоление распространения наркомании и токсикомании.

Наркомания и токсикомания: определение, распространенность, факторы риска, стадии развития наркомании.

Концепция факторов риска и первичной профилактики – основа обеспечения здоровья отдельных лицам, семьям, обществу.

Нормирование суточной двигательной активности. Понятие о гипо- и гиперкинезии. Роль среднего медицинского работника в их профилактике .

Порядок применения наркотических препаратов в ЛПУ. Ответственность медицинских работников за нарушение правил выписки учета, хранения, применения и списания наркотических препаратов.

Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника в их реализации

Основы медицинского страхования. Принципы. Виды, цели, уровни медицинского страхования.

Функциональные обязанности фельдшера школы.

Объём помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР -органов.

Определение понятия "острое отравление". Пути поступления яда в организм детей и подростков.

Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких.

Основы сердечно-легочной реанимации у детей школьного возраста, критерии эффективности.

Определение понятия "травма". Виды травм.

Анафилактический шок. Неотложная помощь в условиях учебного заведения .

Роль фельдшера школы в профилактике ВИЧ-инфекции.

Основные регламентирующие приказы, инструкции по ВИЧ - инфекции.

Правила работы с ВИЧ- инфицированными школьниками.

Физическое воспитание детей и подростков. Роль средних медицинских работников в физическом воспитании учащихся.

Закаливание. Принципы, средства, методы. Роль фельдшера школы.

Скрининг-программа. Роль среднего медицинского работника в организации осмотров.

Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

Акселерация, теории акселерации.

Показания и противопоказания для проведения прививок. Приказы, регламентирующие прививочную работу.

Система трудового воспитания, обучения и профессионального образования в России. Законодательства о труде подростков .

Роль медсестры, фельдшера подростковой службы в диспансеризации подростков.

Наркомания и токсикомания у подростков. Роль среднего медицинского работника в их профилактике.

Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции в школе. Роль фельдшера в профилактике профессиональных заражений ВИЧ-инфекций.

Психологическая характеристика детей старшего школьного возраста.

Критерии, определяющие состояние здоровья. Группы здоровья.

Федеральные и территориальные целевые программы в области охраны здоровья детей и подростков, роль фельдшера школы в их реализации.

Профилактика травматизма в школе.

Организация оздоровления и реабилитации детей в образовательных учреждениях. Внедрение здоровье сберегающих технологий.

Подготовка юношей к военной службе. Нормативные документы.

Распределение школьников по группам занятий физической культуры.

Правила сбора, хранения и утилизация отходов ЛПУ.

Профилактическая направленность в работе фельдшера образовательных учреждений в рамках реализации национального приоритетного проекта.

1.1.1 Лечебно-профилактическая работа фельдшеров школ, школ-интернатов, ССУЗ.

Основные концепции и принципы страховой медицины. Задачи страховой медицины.

Основные нормативные документы, регламентирующие работу фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Функциональные обязанности фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Законы, охраняющие здоровье детей и подростков в Российской Федерации.

Профилактическая направленность Российского здравоохранения.

Реформы сестринского дела в РФ.

Значение обучающих образовательных программ (школы здоровья) для профилактики заболеваний.

1.2.1 Первичная медико-санитарная профилактика в работе фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

Понятие о ПМСП. Роль, задачи, принципы ПМСП.

Формы санитарного просвещения. Значение санитарного просвещения среди учащихся, педагогов, родителей.

Пропаганда здорового образа жизни. Роль фельдшера школы.

Использование элементов ПМСП в работе фельдшера школы.

Роль санитарного просвещения в охране здоровья школьников и подростков.

Современные направления организации ПМСП школьникам имеющим право на получение набора социальных услуг. Нормативные документы, приказы.

1.3.1 Основы медицинской психологии.

Психологическая характеристика детей среднего школьного возраста.

Особенности нервной системы у детей начальных классов.

1.4.1 Адаптация детей к школе.

Подготовка детей к поступлению в школу, роль и функции фельдшера школы.

Понятие "функциональной готовности" к школе.

Понятие динамического стереотипа.

Факторы, влияющие на тяжесть адаптации детей к школе.

1.5.1 Лекарствоведение

Пути ведения лекарственных препаратов детям.

Побочные и токсические воздействия лекарственных препаратов.

Правила выписывания рецептов. Учет использование. Документация.

Требования, предъявляемые к хранению лекарственных средств в лечебно-профилактическом учреждении.

Правила выписки, хранения, учета наркотических средств. Нормативные документы.

Понятие о номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ.

2.1 Саналогия. Валеология.

Туберкулез. Этиология, клиника, осложнения. Особенности диспансерного наблюдения за больными туберкулёзом.

Световой режим. Биологическое назначение солнечного света, его влияние на растущий организм.

Школьные лагеря разного типа.

Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию.

Оснащение школьных помещений.

Физиологическое обоснование правильной позы. Роль медицинского работника школы в профилактике нарушений осанки .

Дифтерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике дифтерии.

Корь. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике кори.

Эпилепсия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения. Прогноз.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Календарь профилактических прививок.

Поствакцинальные осложнения. Профилактика. Роль фельдшера школы.

Хранение и транспортировка вакцинальных препаратов «Холодовая цепь». Роль фельдшера школы.

Группы «риска», по возможности развития поствакцинальных осложнений.

Наркомания и токсикомания у подростков. Роль фельдшера школы в их профилактике.

Социальная реабилитация детей, страдающих наркоманией.

Признаки наркотического опьянения, абстинентного синдрома. Принципы лечения наркомании.

Гигиенические требования к искусственному освещению в школе. Медицинский контроль за световым режимом.

Гигиенические требования к организации перемен. Роль и значение среднего медработника в профилактике детского травматизма.

Гигиенические требования, к организации трудового воспитания школьников . Медицинский контроль за организацией трудового и профессионального обучения учащихся.

Гигиеническая характеристика воздушной среды. Роль среднего медицинского персона/в школы в профилактике загрязнения воздуха.

Гигиеническая экспертиза продуктов питания. Контроль среднего медицинского работника за правильной выдачей продуктов.

Естественное освещение. Гигиенические критерии оценки, методы исследования освещенности.

Гигиенические требования к условиям пребывания детей в группах продленного дня. Медицинский контроль.

Гигиена режима школьников. Роль среднего медицинского работника в организации режима учащихся .

Гигиенические требования к составлению расписания занятий.

Противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции. Роль фельдшера школы.

Роль фельдшера школы в физическом воспитании учащихся, распределение учащихся на физкультурные группы.

Принципы, средства и основные формы физического воспитания. Медико-педагогический контроль за физкультурными занятиями.

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания желудочно-кишечного тракта.

Гигиена труда и отдыха учащихся в летние каникулы. Школьные лагеря разного типа. Роль среднего медицинского персонала в организации оздоровительной работы.

Заболевания ЛОР-органов. Диспансеризация детей, перенесших заболевания ЛОР-органов.

Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания эндокринной системы. Роль фельдшера школы в организации проведения занятий в школе здоровья "Диабет".

Заболевания нервной системы. Диспансерное наблюдение за детьми перенесших заболевания нервной системы.

Неотложная помощь при аллергических реакциях.

Неотложная помощь при судорожном синдроме.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Неотложная помощь при кровотечениях.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 1-7 классов. Роль медсестры школы в профилактике травматизма.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 8-11 классов. Роль медработника школы в профилактике травматизма.

Гигиена водоснабжения в школе. Гигиенические критерии оценки воды. Медицинский контроль за организацией питьевого режим в школе .

Вирусный гепатит В. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита В.

Организация основных противоэпидемических мероприятий- при возникновения основных кишечных заболеваний в школе.

Основные регламентирующие приказы, нормативные документы по стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения. Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах инфекций.

Дизентерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике дизентерии.

Вирусный гепатит А. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз,

диспансеризация. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита А.

Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний. Роль фельдшера школы.

Туберкулез. Этиология, инкубационный период, основные клинические проявления. Прогноз.

Роль среднего медицинского работника школы в профилактике.

Менингококковая инфекция. Роль фельдшера школы в профилактике.

Заболевания органов зрения. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания органов зрения.

Заболевания почек. Диспансеризация детей, перенесших заболевания мочевыделительной системы.

Заболевания опорно-двигательного аппарата. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания опорно-двигательного аппарата.

Туберкулез. Роль среднего медицинского работника школы в профилактике туберкулеза.

Неспецифические заболевания бронхо-легочной системы. Диспансеризация детей, перенесших заболевания бронхо-легочной системы. Роль фельдшера школы в проведении занятий в "Астма-школе" (Школе здоровья).

Кожно-венерические заболевания. Роль фельдшера в профилактике сифилиса, согласно протокола ведения больных "Сифилис".

Корь, коклюш, скарлатина. Роль медицинского работника школы в их профилактике.

Гигиенические требования к планированию пищеблока.

Гигиенические требования к меню. Картотека блюд.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Диспансерное наблюдение детей, перенесших сердечно-сосудистые заболевания.

Группы «риска», по возникновению ВИЧ-инфекции в школе.

Дифтерия. Этиология. Период инкубации. Клинические проявления. Принципы лечения. Осложнения. Профилактика.

Противоэпидемические мероприятия в очаге острых кишечных заболеваний. Роль фельдшера школы, ССУЗ, школы-интерната.

Медико-социальная помощь детям инвалидам.

3.12.1 неотложная посиндромная помощь детям школьного и подросткового возраста.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Неотложная помощь при судорожном синдроме.

Неотложная помощь при анафилактическом шоке.

4.1.1 Психологическая характеристика подростков.

Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Психологическая характеристика детей среднего школьного возраста.

Трудности адаптации к школе у детей 6-7 лет.

Особенности нервной системы у детей начальных классов.

Организация образных восприятий в учебном процессе детей начальных классов.

4.2.1 Основы планирования семьи.

Принципы работы по планированию семьи среди подростков.

Безопасный секс. Понятие. Роль фельдшера школы, школы - интерната.

Охрана репродуктивного возраста девушек - подростков.

Охрана репродуктивного возраста юношей- подростков.

4.3.1 Охрана репродуктивного возраста девушек-подростков и юношей подростков.

Репродуктивное здоровье подростков.

Роль планирования семьи в сохранении репродуктивного здоровья подростков

Особенности работы с подростками в сохранении репродуктивного здоровья.

4.4.1 Профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация, понятие.

Основные аспекты профессиональной ориентации.

Врачебно - профессиональная консультация при нарушениях зрения и слуха.

4.5.1 Подготовка юношей к службе в армию.

Нормативные документы по организации медицинского обеспечения подготовки юношей к армии.

Комплексная оценка состояния здоровья юношей.

Работа фельдшера школы с военкоматом.

5.1.1 Гигиена обучения и воспитания.

Нормирование суточной двигательной активности. Понятие о гипо- и гиперкинезии. Роль фельдшера школы в их профилактике.

Утомление. Роль фельдшера школы в предупреждении утомления.

Учебная деятельность. Изменения работоспособности с учетом возраста, а также в течение года, четверти, недели, дня, урока.

Переутомление. Роль фельдшера в предупреждении переутомления.

Гигиенические требования к уроку.

Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий.

Гигиена режима школьников. Роль фельдшера в организации режима учащихся.

Санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям.

Гигиенические требования к составлению расписания занятий.

5.2.1 Гигиена трудового обучения.

Система трудового воспитания, обучения и профессионального образования в России. Законодательства о труде подростков

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 1-7 классов. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике травматизма.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 8-11 классов. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике травматизма.

Гигиенические требования, к организации трудового воспитания школьников.
Медицинский контроль за организацией трудового и профессионального обучения учащихся.

Гигиенические требования к организации перемен. Роль и значение фельдшера в профилактике детского травматизма.

5.3.1 Гигиена питания.

Организация питания учащихся. Задачи фельдшера в организации рационального питания.

Оценка и расчет химического состава суточного рациона.

Профилактика пищевых отравлений в школе, школы-интерната, ССУЗ.

Гигиеническая экспертиза продуктов питания. Контроль фельдшера за правильной выдачей продуктов.

Гигиенические требования к планированию пищеблока в школе.

Гигиенические требования к меню. Картотека блюд.

5.4.1 Гигиена отдыха учащихся.

Гигиенические требования к городским пионерским лагерям.

Гигиена труда и отдыха учащихся в летние каникулы. Школьные лагеря разного типа. Роль фельдшера в организации оздоровительной работы.

Школьные лагеря разного типа.

Гигиенические нормативы режима труда в лагерях для подростков.

Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию в пионерских лагерях.

5.5.1 Гигиена оборудования и предметов обихода.

Гигиенические требования к одежде, обуви учащихся.

Гигиенические требования к школьным принадлежностям.

Оснащение школьных помещений.

Физиологическое обоснование правильной позы. Роль медицинского работника школы в профилактике нарушений осанки.

Комплектование учебных помещений мебелью, соответственно возрасту ребёнка.

6.1.1 Внутрибольничная инфекция.

Дезинфекция, понятие, ее виды.

Стерилизация, понятие, её виды.

Роль фельдшера школы в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекций.

Неспецифичная и специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Роль медицинской сестры школы.

6.2.1 Профилактическая и противоэпидемическая работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

Дезинфекция, понятие, ее виды.

Стерилизация, понятие, ее виды.

Основные регламентирующие приказы, документы по стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического и противоэпидемического режима в школе.

Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах инфекций.

6.3.1.1 Основные воздушно-капельные инфекции.

Краснуха. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике краснухи.

Скарлатина. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике скарлатины

Ветряная оспа. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике ветряной оспы.

Менингококковая инфекция. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике менингококковой инфекции

Эпидемический паротит. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике эпидемического паротита

6.3.2.1 Основные кишечные инфекции.

Сальмонеллез. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике брюшного тифа.

Организация основных противоэпидемических мероприятий при возникновения основных кишечных заболеваний в школе.

Вирусный гепатит А. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, патогенез, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита А.

Дизентерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз.

6.3.3.1 Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита В.

ВИЧ - инфекция. Возбудитель, пути передачи, основные симптомы болезни. Прогноз.

Инфекционный гепатит В. Этиология. Пути передачи.

Основные регламентирующие приказы, инструкции по ВИЧ-инфекции.

Инфекционный гепатит В. Основные клинические симптомы. Принципы лечения.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции в школе. Роль фельдшера.

Профилактика инфекционного гепатита В. Роль фельдшера школы.

Правила работы с ВИЧ-инфицированными школьниками.

6.3.4.1 Геморрагическая лихорадка

Геморрагическая лихорадка. Этиология. Пути передачи.

Геморрагическая лихорадка. Клиника. Принципы лечения. Прогноз.

Профилактика геморрагической лихорадки. Роль фельдшера школы.

6.4.1 Туберкулез

Туберкулез. Этиология, инкубационный период, основные клинические проявления.

Нормативные документы, федеральные законы по туберкулезу.

Туберкулез. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике туберкулеза. Специфическая и неспецифическая профилактика.

Туберкулез. Клиника. Осложнения. Прогноз.

Особенности диспансерного наблюдения за больными туберкулезом.

Группы "риска", по возможности заболевания туберкулезом. Роль фельдшера школы

7.1.1 Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Определение понятий "чрезвычайная ситуация" и "катастрофа".

Обязанности фельдшера при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС .

Виды медицинской сортировки, характеристика сортировочных групп.

Формирование экстренной медицинской помощи.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7.2.1 Основы сердечно-легочной реанимации.

Основы сердечно-легочной реанимации у детей школьного возраста.

Определение понятия "терминальные состояния". Виды терминальных состояний.

Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких

Критерии эффективности реанимации.

Техника проведения непрямого массажа сердца, в зависимости от возраста школьников.

7.3.1 Первая помощь и особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальном воздействии.

Тепловой удар. Диагностика. Неотложная помощь.

Общее охлаждение. Диагностика. Неотложная помощь.

Ожоги. Диагностика. Степени. Неотложная помощь.

Отморожения. Диагностические критерии. Неотложная помощь.

Утопление. Неотложная помощь.

Удушение. Неотложная помощь.

Электротравма. Неотложная помощь.

7.4.1 Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней. Особенности оказания помощи в условиях чрезвычайной ситуации.

Гипертонический криз. Судорожный синдром.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания: острая коронарная, острая сердечная, острая сосудистая недостаточность.

Острые хирургические заболевания брюшной полости. Диагностика.

Острая дыхательная недостаточность. Критерии диагностики. Неотложная помощь.

7.5.1 Первая помощь при кровотечениях и геморрагическом шоке. Особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии.

Неотложная помощь при кровотечениях.

Виды кровотечений. Определение.

Геморрагический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития.

Клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь при геморрагическом шоке.

Коматозное состояние. Стандарт оказания неотложной помощи больному.

7.6.1 Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Особенности оказания помощи.

Объем помощи пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата.

Объём помощи пострадавшим с черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки и живота.

Объём помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР-органов.

Объём помощи пострадавшим при ампутационной травме и синдроме длительного сдавления.

Тактика фельдшера школы при травматическом шоке.

7.7.1 Неотложная помощь при острых отравлениях. Особенности оказания помощи при чрезвычайных ситуациях

Определение понятия "острое отравление". Пути поступления яда в организм человека Стадии острого отравления.

Посиндромная помощь при острых отравлениях.

Методы активной детоксикации, применяемые на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения

Профилактика острых отравлений в школе.

Тактика фельдшера школы, при авариях, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

7.8.1 Помощь при острых аллергических реакциях.

Неотложная помощь при аллергических реакциях.

Анафилактический шок. Неотложная помощь в условиях учебного заведения.

Профилактика острых аллергических реакций в работе фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Клинические формы аллергических реакций.

Аллергические реакции немедленного и замедленного типа.

8.1 Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине

Устройство ПЭВМ. Возможности компьютера.

Применение ПЭВМ в медицине.

Техника безопасности при работе на ПЭВМ.

Интернет. Понятие.

Возможности ЭВМ на современном этапе.

Выбор профессии - важная жизненная проблема для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних - на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других - на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художественной литературы, теле- и радиопередач.

Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:

1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя полноценными и работоспособными в любой отрасли деятельности.

2. Увлечение "модными" и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребностей производства в данных специалистах.

3. Слепое подражание друзьям: "подруга пошла и я с ней" - частая мотивация при выборе профессии у школьников.

Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходима специальная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта система мероприятий носит название профессиональной ориентации.

Профориентация - научно обоснованная система мер, направленных на то, чтобы помочь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.

В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные заведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспекта профориентации:

1. Психологический - подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.

2. Медицинский - включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний - степени компенсации.

3. Социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечением родителей. Цель ее - выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учебных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профориентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за раз­витием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет возможность выяснить интересы и способности школьников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет последним о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболеваний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический нефрит, выраженный сколиоз, остаточные явления родовой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специальности,"показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его. Здесь самое время дать определение понятия "врачебно-профессиональная консультация" (ВПК). Основная задача ВПК - подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятельности, который бы не только не усугублял имеющихся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому развитию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с состоянием его здоровья и функциональными возможностями. ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отношении всех учащихся. С этой целью проводится углубленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет - врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения врача-педиатра, содержащихся в медицинской документации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на работу или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.

Для врача, работающего с подростками, совершенно недостаточно знания только возрастных особенностей, клиники и терапии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патологического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об осо­бенностях профессий, о характере воздействия факторов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам. Знания в области гигиены труда необходимы для подбора подростку такой специальности, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-промышленными врачами и инженером по технике безопасности на каждую профессию должны быть составлены санитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие профессии на современном уровне развития производ­ства.

Прочитайте:
  1. АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
  2. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков школьного возраста(11-14), их учёт в построении режима дня, содержании и форме проведении занятий ФК.
  3. В. 53 Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Понятие, классификация. Клиника.
  4. В. 54 Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков: принципы этиопатогенетической терапии и профилактики.
  5. В.7 Понятие пубертата. Парафизиологические состояния в подростковом периоде детей.
  6. Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков и девочек. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь.
  7. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
  8. Вопрос 22 Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков
  9. Вопрос 39 Половые железы. Половое развитие подростков. Половое воспитание.

более ½ выпускников не выбрали или при наличии опред-х желаний, не знают как их реализовать. В дальнейшем они, встречаясь с трудностями, разочаровываются в своем выборе, нанося моральный ущерб, неудовлетворенность, желание переменить работу.

Ошибки при выборе профессии : 1) переоценка своих сил и возможностей, как следствие незнания содержания профессии и состояния своего здоровья 2) увлечение модными и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребности производства в данных специалистах 3) подражание друзьям.

Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходимо спец подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта сист мероприятий называется Профориентация – научно обоснованная сист мер, направленных на помощь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, сост здоровья и потребностях в кадрах. Принимают участие школа, семья, пол-ка, предприятия, организации и учебные заведения, специалисты разного профиля (педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты). 1) психологический аспект – изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особенностей организма 2) медицинский – изучение сост здоровья, установление необратимых дефектов и аномалий развития, при хронич заболевании- степени компенсации.

3) социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

Комплекс мер по профориентации проводят в школах с 5 класса педагогами с привлечением родителей . Цель : выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями за счет экскурсий, фильмов. Врач школы ведет наблюд за развитием и сост здоровья ребенка, дает совет преподам и родителям о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в сост здоровья (необратимые хирургические дефекты или заболевания: остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожден и приобрет пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронич нефрит, сколиоз и др)

Врачебно-профессиональн консультация (ВПК)- подбор д/ подростков такого вида трудовой деят-ти, кот не усугублял имеющиеся у него отклонения, но и способствовал бы их коррекции, укреплению здоровья, физич развит. Осуществляется с 7 класса в отношении всех учащихся. Углубленный осмотр педиатром или с 15-18 л врачом подросткового кабинета и специалистами (лор, невропатолог, хирург, офтальмолог и др). данные обследования и динамическое наблюдение позволяют выявить школьников с отклонениями в физич развитии сост здоровья, нуждающихся в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения педиатра, содержащихся в мед документации, дается врачебное заключение о проф пригодности подростка, кот. заносится в мед справку № 086-у, кот выдается подростку, поступающему на работу или учебу из пол-ки по месту жительства или общеобразоват школы где он обучался.

ВПК д/ подростков с хронич заболеван и некот функциональными отклонениями : учитывает особенность течения сост в услов конкретной трудовой деят-ти. ВПК не проводят в период обострения или в Любой фазе активного процесса хронич заболевания. «перечни мед противопоказан к работе и производствен обучению в разл отраслях народного хоз-ва», перечень п/показан к приему абитуриентов в средн спец учебные заведения, методические указания по отбору лиц, поступающих в вуз. У школьников наиб частой причиной профограничения явл-ся, изменения со стор опорно-двигат аппарата, аномалии зрения, слуха, реже со стороны НС и внутрен органов. Нет абсолютной профнепригоджности

Подростково-юношеский возраст (13-18 л) хар-ся бурным ростом всех органов и сист, перестройкой нейро-гуморальных и нейро-регуляторных соотношений. Вследствие этого м. б.: ● выраженное всех вегетативных реакций, неадекватность р-ций хар-ру и силе воздействия- мах ответ на небольшие раздражители; ● обмен в-в и энергозатраты, пластические процессы, снижение сопротивляемости к воздейств неблагоприятных факторов.

Санитарная хар-ка (особенности профессии, хар-р воздействия факторов труда на организм, хар-р требований к функциональному сост организма и отдельным органам и сист) на профессию позволяет врачу прогнозировать влияние производственных услов и хар-ра трудового процесса на организм подростка. СХ составляется по определенной схеме с обязат описанием последовательности рабочего процесса и отдельных операций, ● хар-киприменяемых материалов, ● оборудования и инструментария, рабочей позы (стоя, сидя, вынужденная), ● сведения о наличии повышенных требований к отдельным анализаторам, ЦНС (внимание, координация движения, память и др), ● о возможности воздействия производственной вредности. Все профессии по СХ делят : 1) нет тяжел услов труда и неблагоприятн производств факторов. (Профессии сферы обслуживания, конторско-канцелярские работы, часовое произв-во, предприятия приборостроения и др д/ школьников с отклонениями в сост здоровья, физич и психич развитии)

2) временное воздейств неблагопр производствен-х факторов. Пример: повар- временное действие высок темп-ры и высок относит влажности – не рекомендована подросткам, страдающ заболеваниями органов дыхания и кровообращ. 3) постоян воздействие комплекса разл неблагопр факторов (ткач- противопоказ при заболеваниях сердца, легких, слуха, опорно-двигат аппарата) 4) работа с тяжел и вредными услов труда. Работа на таких предприятиях разрешена с 18 лет. По данным профес разрешена производственная практика ученикам ПТУ, старших классов общеобразоват-х школ. Длит-ть < 4 ч/дн при соблюдении санит-гигиенических норм

Подростки представляют собой ближайший трудовой резерв общества, это особенно справедливо в отношении возрастной группы 16-20 лет. Именно в этом возрасте, как правило, происходит осмысленный выбор профессии и овладение ею. Внимание медиков должно быть направлено не только на охрану здоровья, но и на определение возможностей учащегося заниматься освоением избранной специальности и в дальнейшем работать в ней без вреда для своего здоровья. При выборе профессии подростки нередко не считаются с психологическими, психофизиологическими и соматическими возможностями своего организма. Большинство из них даже при наличии хронических заболеваний считают себя полноценно работоспособными в любой отрасли деятельности. Не задумываются об этом и их родители.

Профессиональные интересы обычно формируются в школьные годы. Источники информированности о профессии разнообразны: пример родителей, родственников и знакомых; интересы сверстников, средства массовой информации, литература, посещение предприятий и учреждений. Тем не менее, к окончанию школы стойко определяет интересы менее половины подростков. Учащиеся средней школы, как правило, не информированы в должной мере о состоянии своего здоровья и не связывают его уровень с возможностями выбора профессии.

Между тем, состояние здоровья подростка - решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства. В интересах общества необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья подростка. Иначе, затратив время и силы на освоение избранной специальности, молодой человек не сможет вообще эффективно работать в ней, а обществу будет нанесен как материальный, так и кадровый ущерб. Из этого вытекает важность и обязательность своевременного проведения квалифицированной врачебной профессиональной консультации. Грамотная профконсультация позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие производственных условий на здоровье учащегося.

Проблема профессиональной ориентации включает:

Изучение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;

Исследование особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определенным качествам человека;

Определение физиологических, психологических и других качеств личности для оптимального выбора профессии;

Оценку состояния здоровья индивидуума с позиций соответствия его избранной или рекомендуемой профессии.

Исключительная важность работы в первых двух направлениях для благополучия цивилизованного государства не вызывает сомнений. Однако в данной главе рассмотрены лишь физиологическое и медицинское направления. Первое из них - физиологическое, или медико-биологическое, разрабатывает критерии профессионального отбора, в основном, здоровых подростков. Второе, медицинское - изучает состояние здоровья подростков, разрабатывает критерии рационального трудоустройства подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Именно эти направления имели в виду Г. Н.Сердюковская и Л. М.Сухарева, когда предложили следующее определение:

Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуальных типологических особенностей личности, а также с учетом потребностей общества. Она включает в себя большой спектр проблем, среди которых наиболее важны:

1) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в освоении этих профессий;

2) изучение психофизиологических и других качеств личности и выявление оптимального соответствия индивидуально-типологических особенностей людей определенным видам труда;

3) изучение состояния здоровья подростка для обеспечения его соответствия избираемой профессии с целью сохранения и укрепления здоровья в процессе трудовой деятельности.

Решение этих проблем составляет цель врачебной, или медико-физиологической профессиональной консультации в научном и в практическом плане.

Успешное освоение конкретной профессии требует наличия определенных психофизиологических качеств личности обучаемого. Физиологи (Карцев И. Д. и др.) разработали критерии профессиональной пригодности и, особенно, непригодности подростков к обучению большому числу профессий.

Разработка и обоснование медико-физиологических критериев профессиональной пригодности подростков к различным профессиям является одной из актуальных проблем гигиены профессионального технического обучения.

Системный подход в этой работе заключается в умелом сочетании разных аспектов профотбора: образовательного, медицинского, психофизиологического, социально-психологического. При этом важно учитывать показатели, характеризующие индивидуальные особенности подростка:

Функциональное состояние систем организма;

Физическое развитие психологических функций и качеств;

Психологические, личностные особенности.

Следует также принимать во внимание факторы и условия, влияющие на профессиональное обучение и профессиональную устойчивость подростка. К ним относятся:

Структура профессиональной деятельности;

Санитарно-гигиеническая характеристика профессии;

Требования к здоровью, предъявляемые данной профессией.

Задачами врачебной профессиональной консультации являются:

Выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка;

Проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;

Оптимальный выбор профессии для больных подростков.

Проведение такой консультации целесообразно в восьмом классе школы или в ином среднем учебном заведении. Для тех, кто покинет школу по окончании восьмилетки, такие рекомендации особенно актуальны, а для тех, кто продолжит учебу, профзаключение даст больше времени для осознанного выбора профессии, не противопоказанной по состоянию здоровья. Врачебные рекомендации получает подросток, но они должны быть известны его родителям и классному руководителю.

В последнем десятилетии XX в перед профориентационной работой возникли новые, ранее не существовавшие проблемы:

Раннее оставление учебы в школе, что прекращает диспансерное наблюдение за подростком и снижает информированность о реальном состоянии его здоровья;

Ухудшение экономического положения семьи, что может заставлять подростка заниматься любой работой, независимо от возможности ее неблагоприятного воздействия на организм;

Свертывание в стране ряда практических и научных учреждений, занимающихся вопросами профориентации и врачебной профессиональной консультации.

В ограничениях при выборе профессии нуждаются подростки, не только страдающие хроническими заболеваниями, но и имеющие определенные функциональные нарушения. Дело в том, что некоторые виды профессий предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию органов и систем, а работа может способствовать переходу функциональных расстройств в органические заболевания. Основной принцип врачебной профессиональной консультации - подбор «такого вида деятельности, который бы не только не усугублял отклонений в состоянии здоровья, но и способствовал их коррекции».

Почти 88% всех подростков имеют существенные отклонения в состоянии здоровья и заболевания, требующие квалифицированной врачебной профессиональной консультации. В силу этого они не свободны в выборе профессии.

Еще в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., было отмечено, что ребенку и подростку должны быть «предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в социальном отношении здоровым и нормальным путем, пользоваться благами социального обеспечения, включая надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, получать образование и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Декларация предусматривает, что «ребенка нельзя принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию».

Согласно международным стандартам МОТ, минимальный возраст для приема на работу - 15 лет. Для возрастной группы 15-18 лет существуют специальные стандарты (требования). В некоторых странах они распространяются на возраст до 21 года.

Соматическое, психологическое и социальное развитие подростка сопровождается прогрессивным получением опыта, который, в сочетании с психическим и физическим развитием способствует повышению доверия к старшим, более трезвой самооценке и ведет к повзрослению. Ключ к взрослению - возможность выбора. Подросток встречается со многими возможностями выбора, реализация оптимальных возможностей способствует его взрослению, тогда как неблагоприятный выбор может затормозить развитие организма.

Детский и подростковый труд представляет собой социально-экономическую проблему. Международные стандарты о труде позволяют подросткам в возрасте 13-15 лет выполнять лишь «легкую работу». Под этим термином понимают работу, которая:

А) не вредна для здоровья и развития ребенка;

Б) не препятствует посещению, школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных специалистами, и возможности применить полученное профессиональное образование.

Эти же документы определяют три ситуации, при которых не требуется законодательно устанавливать минимальный возраст:

1) участие детей в общественных мероприятиях;

2) занятость в семейном производстве, при условии, что эта работа не вредна, не опасна и не наносит ущерба;

3) посещение школы профессионального и технического обучения.

Важно предвидеть, как работа скажется на психическом, и соматическом и нравственном развитии, на учебе, жизни и отношениях в семье, наконец, на здоровье подростка, а в дальнейшем и молодого человека. Следует помнить, что работа ограничивает подростка в отдыхе, прогулках, играх, общении со сверстниками и учебе в наиболее критический период его жизни. Неизбежны проблемы и с медицинской помощью работающим подросткам - врачи относятся к ним либо как к детям, либо как к взрослым, тогда как они ни те и ни другие.

Для разработки современных требований к оптимальному выбору профессии привлечены многие научные специальности, в том числе антропометрия, биомеханика, физиология труда, гигиена окружающей среды, психология умственной деятельности, психология труда, экология, токсикология и др.

«Померить давление, сделать перевязку и обработать рану скоро будут уметь выпускники некоторых российских школ. С 2003 года в ряде учебных заведений станут создавать так называемые медицинские классы. Как сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на Министерство здравоохранения России, в них смогут заниматься ученики 10-11-х классов, которые планируют связать свою жизнь с профессией медика. В течение двух лет детям будут углубленно преподавать те предметы, знание которых требуется при поступлении в медицинские училища и вузы, а также учить правилам оказания первой медпомощи.

Такое нововведение, по словам сотрудников министерства, поможет привлечь в профессию молодежь и таким образом хоть немного сократить нехватку кадров в медицине. Сейчас дефицит медработников испытывают 70 регионов страны. Ещё три года назад врачей и медсестер не хватало в 30 областях России».

«Миру нужны ещё 4 миллиона медиков, чтобы справиться с «хроническим дефицитом» их во многих странах». Об этом говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения. Серьезная нехватка врачей, медсестер и санитаров наблюдается в 57 государствах мира.

В докладе ВОЗ, озаглавленном «О состоянии здравоохранения в мире в 2006 году», говорится, что такое положение вещей сказывается на качестве и масштабе вакцинации детей, ухода за беременными и общем доступе к медицинским услугам и, в частности, на решение таких серьезных проблем как распространение ВИЧ/СПИДа.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда.

При проведении профориентационной работы очень важно учитывать возрастные особенности личности.

В нашей стране наиболее известна периодизация Е.А. Климова, который выделил следующие стадии:

Стадия предыгры (0-3 года);

Стадия игры (6-8 лет);

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);

Стадия оптации (от 11-12 до 14-18 лет);

Стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);

Стадия развития профессионала (от 16-23 до пенсии).

Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст - время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.

Что означает правильный выбор профессии?

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.

В связи с этим профориентационную работу в школе нужно проводить в два этапа:

1. профессиональное просвещение. Главная цель - знания о мире профессий, тех требованиях, которые предъявляются профессией к человеку.

2. выбор профессии. Главная цель - определение направленности личности, интересов, склонностей, возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа.

Профориентация на медицинские профессии - одна из задач при введении курса «Сестринское дело» в общеобразовательных учреждениях. Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируются на хорошие условия труда или следуют указаниям родителей.

Исследования, проведенные психологами, показали, что около 40% молодежи выбирают профессию или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами, а не иными мотивами.

Опрос, проведенный в ряде школ Санкт - Петербурга, выявил несколько групп мотивов выбора профессии:

1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

2. моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3. эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4. познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);

5. творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6. материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7. престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»;

8. утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, человеку необходимо сориентироваться в трех вещах:

Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е. условно это можно назвать «я хочу»;

Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности, то, что условно можно назвать «я могу»;

В-третьих, наконец узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям наиболее востребованы специалисты, т.е. что сегодня «надо» обществу.

Ответственность за правильный выбор профессии лежит на самом человеке. Если выбрать профессию, которая требуется на рынке труда, то легче найти работу. А если выбранная профессия не пользуется спросом, то и трудоустроиться может быть сложно.

Только в том случае, если человек сумеет совместить свое «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет, как показали исследования, все 100%.

Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача от такого человека - 85%, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то лишь 30%.

К неправильному выбору профессии может привести множество причин, и поэтому все ошибки, допускаемые человеком, можно разделить на три группы:

Незнание мира профессий;

Незнание самого себя;

Незнание правил выбора профессии.

Первая причина заключается в слабой информированности многих людей о мире профессий, неверных представлениях о характере и условиях труда в конкретной профессии, предубеждениях в отношении престижности профессии. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными.

Вторая причина - искаженное представление человека о своих собственных возможностях. Большая ошибка при выборе профессии - не знать хорошо, на что ты способен. Выбирая профессию, надо уметь объективно оценить свои способности (не завышать и не занижать их), свои реальные возможности в отношении здоровья. Часто ошибки допускаются человеком из-за переоценки своего здоровья.

Третья причина - незнание правил выбора профессии заключается в том, что иногда интерес к учебному предмету автоматически переносится и на профиль выбранной профессии, однако не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбранной профессиональной деятельности.

Бывает, что профессию выбирают за «компанию» и нередко бывает, что интерес к профессии формируется под влиянием телевидения, книг, кинофильмов или знакомства с человеком, которому хочется подражать.

Ещё одна ошибка в процессе выбора будущей работы связана с желанием родителей дать своему ребенку профессию, о которой мечтали сами, или продлить династию без учета его способностей и склонностей.

Всех этих ошибок можно избежать, если реально представлять свои возможности, знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы и склонности.

Для выбора профессии необходимо иметь:

40% желания учиться;

10% договора с самим собой или с кем-то;

10% экспертизы своих особенностей и профессии;

10% прагматизма;

10% эмоционального желания;

10% куража.

Программа подготовки «Введение в медицину» должна помочь определиться с выбором.

На уроках по «Сестринскому делу» проходит ориентация учащихся для поступления в медицинский ВУЗ или колледж.

Можно согласиться с мнением большинства деятелей медицины, что на студенческую скамью в медицинский ВУЗ или колледж должен попадать не просто «натасканный» абитуриент, а творческая личность, осознанно избравшая медицину своей профессией. Тем не менее, социологические исследования, проведенные в Тюменской госмедакадемии (Т.И. Тулякова, Л.М. Чубинец, 2001) показали, что лишь 24% первокурсников сделали выбор осознанно, а средним уровнем нравственного воспитания обладают лишь 58% поступивших в медицинскую академию. Между тем, настоящую проблему в современной медицине представляет эмоциональное выгорание личности медицинских работников, влияющее на сохранение их психического здоровья (С.А. Игумнова, 2001).

С учащимися обсуждаются вопросы: «Как можно определить место медицины в жизни современного человека? Какая ответственность лежит на медицинских работниках за жизнь и здоровье человека на разных этапах его жизни (младенчество, дошкольный возраст, подростковый период, молодой возраст, зрелые годы, старость)?»

«Сначала делать людей, а потом специалистов», - считал гений отечественной медицины Н.И. Пирогов; придется согласиться с тем, что подросток сперва должен стать личностью, а только потом специалистом, особенно в области медицины. Врач должен не только обладать всеми положительными личными качествами, но быть достаточно сильным и волевым человеком.

Учащимся предлагается:

1. задать самим себе вопрос: «Интересует ли их проблема сохранения здоровья только как его обладателя, или как будущего носителя той или иной профессии?»

2. погрузиться в проблему выбора, как в проблему соотнесения представлений о самом себе и требований этой профессиональной среды;

3. познакомиться с новыми фактами, которые с неожиданной стороны приоткроют для них смысл и содержание той жизни, которую ведут учащиеся медицинского колледжа, студенты медакадемии, медсестры, врачи и провизоры;

4. стать более информированными о путях получения знаний о профессии вообще и медицинских специальностей в частности;

5. столкнуться с рядом эвристических вопросов, на которые не будет ответа не у них, у их родителей и педагогов, расширить свой «круг незнания об окружающем мире».

Учащиеся перечисляют те качества личности, которые должны войти в характеристику медицинского работника и те качества, которые не совместимы с профессией врача или медсестры.

Упорство, безжалостность, самокритичность, бестактность, ответственность, грубость, безволие, наблюдательность, жадность, болтливость, мужество, озлобленность, решительность, несдержанность, оптимизм, общительность, истеричность, выносливость, доброта, понимание, сочувствие, выдержка, терпение, трусость, трудолюбие, равнодушие, самообладание, лень, обаяние, эрудиция.

Третий принцип медицинского образования - непрерывное обучение и самообразование.

Затем студенты приступают к изучению пропедевтической медицины. Здесь «у постели больного», как завещал М.Я. Мудров, изучаются симптомы и синдромы, то есть признаки различных болезней, приемы их распознания, практические навыки врача: перкуссия - выстукивание, аускультация - выслушивание, пальпация - прощупывание, визуализация - рассматривание, а главное - искусство расспроса, выяснения жалоб, сбора анамнеза. Есть мнение, что в русском языке слово врач, произошло от «врать», то есть владеть искусством говорить, уговаривать, заговаривать.

Дальнейшее изучение медицины происходит на клинических кафедрах: внутренних болезней, педиатрии, хирургии, инфекционных болезней, акушерства и гинекологии, глазных болезней, отоларингологии и многих других. Необходимо заметить, что независимо от выбранной специальности, все будущие врачи должны изучать абсолютно все дисциплины от гигиены до медицинской статистики. Специализация, более глубокое изучение отдельных дисциплин происходит только на шестом курсе - в субординатуре. Продолжение профессионального обучения происходит в интернатуре, когда дипломированный врач ещё целый год изучает свою будущую специальность на практике. Только после этого начинающий специалист может быть допущен к самостоятельной работе. Итого долгих 7 лет.

Каждому, кто ступит на этот путь, необходимо узнать истоки формирования медицинских профессий, основ становления и создания традиций в медицине.

В современном мире специалисту необходим очень широкий круг знаний. Кроме специальных медицинских знаний очень важны основы законодательства, экономики, информатики, вычислительной техники, основы планирования и финансирования, медицинского страхования, основы медицинской психологии, маркетинга медицинских услуг.

В ходе работы должны решиться следующие задачи:

1. научиться ориентироваться в вопросах медицинских специальностей, находить и правильно оценивать информацию, касающуюся медицинского труда, осознанно воспользоваться ею при выборе профессии;

2. осознанность необходимого углубленного изучения предметов естественнонаучного профиля, как в школе, так и в дальнейшем в медакадемии или медколледже;

3. необходимо разделить уважительное отношение к истории медицины, традициям общечеловеческой и профессиональной культуры, усвоить важность нравственных черт в портрете медицинского работника, его личных духовных качеств, интеллекта, профессионализма;

4. проводить научно-исследовательскую работу, приобрести некоторые навыки, вкусить от плода науки и почувствовать вкус открытия;

К концу совместной работы учащийся должен быть способен к принятию самостоятельного профессионального выбора, оценить свои силы и личные качества в стремлении к вершинам мастерства, примерить свои способности и возможности к своим амбициям.

Изучение курса «Сестринское дело» вооружает учащихся дополнительной суммой знаний, умений и навыков, проверяет их склонности, устойчивость интересов, наконец, способности к тому делу, которое может оказаться их дальнейшей специальностью. Прослушав курс, может случиться, часть учащихся сделает для себя вывод, что медицина не их призвание. (Пусть это произойдет в школе, а не на первом курсе высшего или среднего учебного заведения).