Уральский малахит: украшения, история промысла. Конкурс учебно-исследовательских работ юных геологов «Земля наш дом Iv

Имея столько средств к наживанию денег, итальянские шарманщики легко могли бы, по прошествии нескольких лет, вернуться в свои горы, обеспеченные на всю жизнь, но природное влечение к деньгам и спекуляциям часто ввергает их снова в нищенское состояние. То фабрика гипсовых фигур, как, известно, раскупающихся плохо и за бесценок; то постройка балагана на Адмиралтейской площади, где показывают учебных обезьян, китайские тени, кукольную комедию, что все в общей сложности представляет хозяину более издержек, нежели барыша, то, наконец, попытка основать какое-нибудь ремесленное заведение – одно из таких предприятий, рано ли, поздно ли, разоряет бедного труженика в пух и снова вынуждает бродить по улицам с шарманкою, сбирать по грошу и кормить семейство куском черствого хлеба, добываемого трудом и потом.

IV. РУССКИЕ И НЕМЕЦКИЕ ШАРМАНЩИКИ

Хотя шарманка редко бывает уделом немцев, все-таки сходство промысла дает им место в общем классе, нами описываемом.

Немецкие шарманщики бывают двух родов. Одни приходят к нам из Швейцарии, Тироля, Германии и промышляют с самого детства, другие образовались в Петербурге следствием каких-нибудь жизненных переворотов. Вообще частный быт как тех, так и других не представляет большого интереса. Они живут кучками на Сенной и Гороховой в самом жалком и незавидном положении. Уж в том отчасти их натура виновата. Итальянец, например, предан своему ремеслу душой и телом; он оборотлив, сметлив, хитер, весел и веселостию своею завлекает, интересует, электризует свою публику. Немец – сущая флегма; он вял, небрежен и не возбуждает никакого участия в русском человеке, который любит, чтоб его тешили, не жалея усилий. Он никогда не старается вас позабавить, произвести на вас приятное впечатление; напротив, вся его цель – надоесть кому-нибудь одною и тою же скучною ариею и получить деньги от выведенного из терпения обывателя, с условием оставить его в покое.

Вот политика немецкого шарманщика, не всегда приносящая денежный результат. Впрочем, средства их промысла довольно многочисленны: орган, издающий пискливые звуки – «По всей деревне Катенька», сопровождаемые заунывным аккомпанементом хозяина; арфа, на которой обыкновенно играет сухощавая немка в огромном чепце и черной шали, немка с лоснящимся красным лицом и необыкновенно острым носом, в то время, как муж ее выделывает на своей скрипке быстрые вариации; ученые собаки, прыгающие на задних лапах под музыку знаменитой поездки Мальбруга в поход и боязливо посматривающие на плечистого хозяина, вооруженного бичом, годным для слона; виола с приплясыванием и присвистыванием маленького тирольца, одетого в национальный костюм; наконец, бродячие оркестры, состоящие или исключительно из одних тромбонов, оглушающих скромных жителей дворов, или из двух-трех скрипок да кларнета. Кроме того, подобно итальянцам, немцы-шарманщики имеют еще частные промыслы: приготовляют зажигательные спички, курительные свечи, порошки, воспитывают щенков, которых, по окончании курса, передают инвалиду с раздутой губой, а инвалид сбывает их чувствительным томным барыням, носящим букли и ридикюль, или чиновникам, отцам семейства, любящим делать сюрпризы дочерям и не находящим для такого употребления ничего лучше мохнатых болонок или курносых мопсов.

Немецких шарманщиков в Петербурге немного; большею частью они недолго остаются в этом звании, нисколько не соответствующем их характеру.

Выгнанный хозяином безродный подмастерье, закутившийся лакей, приказчик, пожертвовавший хозяйскими деньгами пристрастию к орлянке, свайке и картам, а иногда и бедняк, лишенный места несправедливым барином, составляют незначительную часть русских шарманщиков, ежедневно шлифующих петербургские тротуары. Непреодолимое влечение оставлять последний грош в заведении под фирмою: «с распивочной» рано или поздно заставляет его обратиться к итальянцу, содержащему шарманщиков. Правда, и русские шарманщики живут иногда в независимости от итальянца-хозяина, но уж не иначе, как компаниею; редко, весьма редко, кто-нибудь из них отделяется от толпы и живет один с своим органом; ему нужно непременно «ком-панство», товарищи; он вообще склонен к общественной жизни. Селятся они на Петербургской стороне, в скромной лачужке, обнесенной с трех сторон огородами; четвертая же, как водится, смотрит в узкий переулок, в перспективе которого возвышается пестрая будка. В этих жилищах выказывается вполне характер почтенных наших соотечественников, народных виртуозов, со всею их беспечностью. Хотя горе (часто залетающее к русскому шарманщику) приводит его иногда в такое положение, что хоть ложись да умирай с голоду, но, несмотря на то, в нем, как и в каждом русском простолюдине, не угасает стремление к «художеству». Он непременно оклеивает стены своей лачуги любопытными картинками: «Торжество Мардохея», «Аман у ног своей любовницы», «Мужики Долбило и Гвоздило, побивающие французов», «Вид города Сызрани» (такого рода пейзажи состоят обыкновенно из маленьких пригорков в виде сахарных головок, расположенных один на другом, с травкою на каждой вершинке и увенчанных рядом кривых куполов), «Портной в страхе» и тому подобные создания отечественной фантазии резко выдаются красными, пунцовыми и желтыми пятнами на закопченных стенах. Рядом с изображением какого-нибудь фельдмаршала, занимающего с лошадью все поле картины, вы увидите верхушку помадной банки с надписью: «а ла виолет», или над трогательною сценою, погребение кота мышами, тотчас же прилеплен портрет Кизляр-аги.

Нет ничего беспечнее русского шарманщика; он никогда не заботится о следующем дне, и если случается ему перехватить кой-какие деньжонки, обеспечивающие его на несколько дней, он не замедлит пригласить товарищей в ближайший «кафе-ресторан», где за сходную цену можно получить пиво, селедку и чай. Как неаполитанский лазарони, он не будет работать, если денег, добытых утром, достаточно на вечер: нашатавшись досыта, наш виртуоз возвращается домой и, если усталость не клонит его на жиденький тюфяк, служащий ему постелью, он предается мирным занятиям, сродным мягкой его душе: слушает, как один из его товарищей, грамотей труппы, читает добытые на толкучке брошюрки. Его в особенности восхищают книги: «Жизнь некоторого Аввакумовского Скитника, в брынских лесах жительствовавшего, и курьезный разговор души его при переезде через реку Стикс», «Анекдоты Балакирева», «Похождение Ваньки Каина со всеми его сысками, розысками и сумасбродною свадьбою», «История о храбром рыцаре Францыле Венцыане и прекрасной королеве Ренцывене, „Козел бунтовщик, или Машина свадьба“, – сочинение удивительное, в эпиграф которому прилажено: „все сочинения теперь в пыли, а это только что взято из были“; „Кандрашка Булавин“, „Вред от пьянства“ – книги, в особенности последняя, чрезвычайно назидательные, но приносящие как читателям, так и слушателям мало существенной пользы.

К удивлению, в публике русский шарманщик как-то не общежителен, он мало обращает внимания на своих слушателей, всегда почти пасмурен, недоволен собою, разве завлечет его дружеский удар по плечу знакомого кучера с приветствием: «Эх, брат Ванюха!!!»

> Д-579Показать/Скрыть текст

Д-579 (-). 1. Основная мысль текста - ничто в природе не может сравниться с малахитом.
Издавна принято искать аналогии цвету уральского малахита в живой природе. Но приходится все-таки признать, что краскам малахита нет полного соответствия в природе.
[=] что (=).
Зелень деревьев и цветов рождена солнечным теплом. Когда мы всматриваемся в лист растения, то восхищаемся гармонией, созданной самой природой.
[- =]. то (=).
Прожилки по силе зеленого листа всегда мягче окраски самого листа. "Эти прожилки, пронизанные солнечным светом, кажутся легкими и ажурными, как паутинка.
Зелень малахита тяжела и холодна, как тяжел и холоден по своей природе сам камень.
[-СЦ^и С В ]. как (С_С_
Зеленый цвет в природе успокаивает глаз, а в малахите он беспокоен, динамичен. Окраска распределяется неровно, импульсами. Нередко вокруг ярких оттенков зеленого цвета кружат, вспыхивая и угасая, оледно-зеленые и синевато-зеленые вкрапления.
2. Ажурный - сквозной, мелкосетчатый. Аналогия - форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов делается вывод об их сходстве в других отношениях.
Динамичен - находящийся в движении.
Импульс - побудительный момент, толчок, вызывающий ка-кое-либо действие.
4. [Но приходится все-таки признать], (что краскам малахита нет полного соответствия в природе).
(что).
Что - союз Простой
Подчинительный
(Когда мы всматриваемся в лист растения), [то восхищаемся
прич. об.
гармонией, ?созданной самой природой"].
(Когда), [то, ImacLi^l].
Когда...то- союз
Составной
Подчинительный
[Зелень малахита тяжела и холодна], (как тяжел и холоден по своей природе сам камень).
(как).
Как - союз Простой
Подчинительный
5. Издавна - наречие. Наречие времени. Неизменяемое
Принято искать (когда?) издавна.
Рождена - причастие. Н.ф. - рожденный. От глагола родить.
Пост, признаки: страдательное, возвратное, сов. вид, прош. время.
Непост, признаки: краткое, ед. ч., жен. род. Зелень (какова?) рождена.
Созданной - причастие. Н.ф. - созданный. От глагола создать.
Пост, признаки: страдательное, невозв.. сов. вид. прош. время.
Непост, признаки: полное, ед. число, жен. род. тв. пад.
Гармонией (какой?) созданной.
Всегда - наречие
Наречие времени
Неизменяемое
Мягче (когда?) всегда.
Пронизанные - причастие. Н.ф. - пронизанный. От глагола пронизать
Пост, признаки: страдательное, невозв.. несов. вид. прош. время.
Непост, признаки: полное, мн. число, им. пад. Прожилки (какие?) пронизанные.
Неровно - наречие. Наречие образа действия. Неизменяемое
Распределяется (как?) неровно.
Нередко - наречие. Наречие времени. Неизменяемое Кружат (когда?) нередко.
Вспыхивая - деепричастие. От глагола вспыхивать. Несовершенный вид. Неизменяемое Кружат (как?) вспыхивая.
Угасая - деепричастие. От глагола угасать.
г
Неизменяемое Несовершенный вид. Кружат (к а к?) угасая.

О малахите знает, наверное, каждый человек, читавший в детстве сказы Павла Бажова о хозяйке Медной горы, которой принадлежали все уральские сокровища, скрытые под землёй. Вся история этого самоцвета сложена из мистических событий. В древности люди считали, что малахит проводит на Землю силы Вселенной. С этим камнем связано большое количество поверий и легенд, например о том, что он может сделать человека невидимым. Считалось, что уральский малахит может исполнять желания!

Название «малахит»: происхождение

Корни слова «малахит» уходят в греческий язык. Есть две версии толкования этого существительного. Согласно одной, греки называли так камень из-за его насыщенного цвета - μολόχα - «зелёный цветок». Другая версия гласит, что название произошло от слова μαλακός - «мягкий».

И действительно, малахит отличается своей хрупкостью, он неустойчив к внешним воздействиям. Ювелиры утверждают, что настоящий уральский малахит теряет цвет и тускнеет, даже если на него просто садится пыль! При этом отмечают, что мягкость этого минерала может обернуться и его преимуществом. Ведь малахит хорошо поддаётся полировке и шлифовке.

Цвета, характерные для малахита

Минерал обладает приятным зелёным цветом. В природе можно встретить три основных оттенка: жёлто-зелёный, насыщенный зелёный и почти бесцветный. Однако попадаются уникальные экземпляры, цвет которых варьируется от бирюзового до изумрудного.

История камня

Самое древнее малахитовое украшение было найдено на территории Ирака 10,5 тысячи лет назад. А в Израиле были найдены бусы из малахита, возраст которых составляет девять тысячелетий. В Древнем Риме малахит применяли для создания оберегов и амулетов. Этот минерал был крайне популярен в Китае и Индии. К тому же его применяли для изготовления красок, которые подолгу не теряли своей яркости. Доказательством этого служат гробницы фараонов. А красавицы из Древнего Египта из малахитового порошка делали тени для век.

Уральский малахит: история промысла в России

Вплоть до XVIII века малахит находили лишь в виде небольших самородков. Популярным этот минерал стал только после того, как в России началась разработка уральских месторождений. Именно русские добытчики смогли найти глыбы минерала, которые весили несколько сотен тонн. Но самая тяжелая глыба имела вес в 250 тонн. Обнаружили её в 1835 году.

Первое малахитовое месторождение было открыто в сороковых годах XVIII века. Оно носит название Гумешевское и располагается у истоков реки Чусовой. Благодаря открытию того рудника в России началось производство небольших ювелирных украшений. Кольца и бусы, серьги и подвески - камень уральский малахит обычно использовался вместе с другими камнями, чаще всего драгоценными.

Расцвет промысла начался после открытия Медноруднянского месторождения. Именно тогда появился уникальный стиль изготовления изделий из этого камня, который назвали русской мозаикой. Искусные камнерезы распиливали камни на тончайшие пластинки, подбирали узоры и наклеивали на основу. После начинался процесс шлифовки. Русские мастера создавали такие уральские изделия из малахита, что ни один наблюдатель не мог даже усомниться в монолитности изделий.

Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что некоторые мастера могли позволить себе небрежное обращение с этим минералом. Известны случаи, когда малахитовой крошкой, с которой отказывались работать мастера, засыпали ямы в мостовых. Сегодня же подобная расточительность кажется настоящим безумием, ведь даже самые маленькие образцы - настоящее чудо.

1726 год ознаменовался тем, что на Урале появилась первая мастерская по обработке малахита. А в 1765 году по указу Екатерины Первой открылась и первая фабрика уральского малахита - Екатеринбургская гранильная фабрика. Она одновременно была комплексом по добыче и обработке этого камня, центром камнерезного дела и образовательным учреждением для нескольких поколений мастеров.

Популярность минерала

Этот камень стал украшением домов русской и европейской знати. Его применяли даже для облицовки комнат, например Малахитовой гостиной Зимнего дворца. Художественную ценность этого шедевра русского зодчества сложно переоценить. Рисунок подобран настолько искусно, что стыки между плитами совершенно невозможно разглядеть. Малахитом были облицованы и колонны Исаакиевского собора. В покоях состоятельных людей можно было встретить такие предметы, как ваза из уральского малахита, часы, табакерки, шкатулки и даже камины и столешницы из этого минерала.

Кстати, в то время было очень модно коллекционировать интересные образцы различных минералов, в том числе и малахита. Знать даже соревновалась между собой. Звание обладательницы лучшей коллекцией по праву получила императрица Екатерина II.

Виды малахита

Существует два вида уральского малахита - плисовый и бирюзовый. Плисовый малахит отличается хрупкостью, а потому хуже поддаётся обработке. Его не используют для создания ювелирных украшений. Чаще всего этот вид интересует минераловедов. Любители и знатоки коллекционируют образцы этого минерала. Более распространённый вид малахита - бирюзовый. Его строение уникально: причудливый рисунок создают асимметричные полосы и окружности. Неповторимые зелёные узоры ценятся и коллекционерами, и ювелирами.

Конец малахитовой эры

В конце XIX века этот восхитительный минерал стал доступен не только очень состоятельным людям, но и дворянам. Соревнования по количеству малахитовых предметов в домах прекратились, минерал стал реже использоваться в интерьерах. Применять малахит стали для изготовления краски, которой покрывали крыши домов.

Революция 1917 года привела к тому, что добыча камня существенно снизилась. Связано это было с тем, что два главных месторождения - Медноруднянское и Гумешевское - были сильно истощены. В конце XIX века Гумешевскую шахту серьёзно затопило. А потому теперь это место посещают исключительно экстремалы. Медноруднянское же месторождение функционирует и сейчас, только добывают здесь не малахит, а медную руду. Сегодня уральский малахит здесь практически не встречается, а потому ценится всё больше и больше.

Малахитовое дело сегодня

Урал - далеко не единственное место в мире, где были обнаружены залежи малахита. Разработки ведутся и на территории Алтая. Кстати, порой встречаются образцы алтайского малахита, которые по красоте и причудливости колец практически не отличаются от образцов уральского минерала. Современный лидер по поставкам малахита - Республика Конго. Малахит, добываемый здесь, отличается от уральского рисунком, состоящим из ровных полос. Добывают минерал в Великобритании, Чили, Австралии, Франции и на Кубе. Однако камни, добываемые на этих рудниках, значительно уступают по своим внешним качествам уральскому малахиту.

Есть ли у малахита с Урала будущее?

Специалисты установили, что все мировые запасы малахита можно отнести к одному типу, а связано появление минерала с зональным окислением медных руд. То есть вероятность того, что на Урале можно найти новые месторождения малахита, крайне высока.

На протяжении нескольких лет сбором информации, которая хоть как-то связана с медными и малахитовыми месторождениями, занимается Григорий Николаевич Вертушков - профессор Свердловского университета. Он уверен, что исследователи ошиблись и на самом деле запасы уральских рудников не истощены. Григорий Николаевич утверждает, что на двух месторождениях не тронуты глубокие запасы этого уникального минерала.

Самые знаменитые изделия из малахита

Упомянутый выше Малахитовый зал - это просто кладезь изделий из этого минерала. Здесь можно увидеть вазы и столы, чаши и колонны. На всё ушло порядка двухсот пудов (к слову, 1 пуд - это 16,38 кг). Практически все изделия здесь выполнены в стиле «русская мозаика». 1500 пудов малахита понадобилось для облицовки колонн крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга - Исаакиевского собора.

Во дворце Питти, находящемся во Флоренции, есть малахитовый стол, сохранившийся со времен расцвета малахитового промысла в России. Для Лондонской выставки в 1851 году была изготовлена невероятная коллекция предметов: двери, столы и стулья, напольные часы, вазочки и камин.

Кому стоит носить изделия из малахита

Кому подойдет уральский малахит? Украшения из этого камня астрологи советуют носить представителям таких знаков зодиака, как Козерог, Весы, Скорпион и Телец. Малахит подойдёт и людям творческих профессий. Пользу этот камень принесёт писателям, художникам, артистам. Женщинам малахит поможет долгое время сохранять молодость и привлекательность.

Как отличить настоящий малахит от подделки?

Уральский малахит, фото которого вы уже увидели, пользуется большой популярностью, а потому на рынке появился его синтетический аналог. Для создания подделки применяется пластмасса и стекло.

Как же отличить природный камень от подделки?

  • Настоящий малахит на ощупь прохладный. Имитация из пластмассы - тёплая.
  • Камень из стекла отличается наличием прозрачных вкраплений на поверхности.
  • Имитации, которые выполнены на основе других камней с добавлением росписи и лака, можно отличить от натурального камня, капнув на них нашатырный спирт: настоящий малахит приобретёт синий оттенок, а подделка не изменится.
  • Отличить подлинный уральский малахит от подделки можно и с помощью уксуса или лимонного сока. Правда, поверхность натурального камня после такой проверки начнёт сильно пузыриться.

Магические и целебные свойства уральского малахита

Наделять зелёный минерал волшебными свойствами начали ещё в Средневековье. Небольшие кусочки малахита подвешивали над детской кроваткой, считая, что они отгонят злых духов и малыш будет спокойно спать. Чтобы защитить взрослого человека, на малахит наносили гравировку - обычно в виде солнца.

Считалось, что малахит - хороший помощник в любовных ритуалах. Он часто упоминался в гадальных и магических книгах как средство, способное привлечь любовь и удерживать её. Народные целители с помощью малахита лечили аллергию и кожные болезни, астму и мигрени.

Малахит – один из красивейших минералов. Его окраска богата оттенками – вся палитра зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной (бирюзового) до густого темно-зеленого цвета («плисового»). Название минерал получил, вероятно, за зеленую окраску, напоминающую цвет листьев мальвы (греч. «malache» – «мальва»), либо за небольшую твердость (греч. «malakos» – «мягкий»).

В средневековой Европе и в Древней Руси латинское «молохитес» имело синоним – «муррин». В ученом же обиходе в XVII в. пользовались вариациями плиниевского «molochites» – мелохилес, мелохитес, молохитес. Последняя форма дожила до XVIII в., пока не была вытеснена современным написанием малахит, предложенным шведским минералогом Валлерием. В первой трети XIX в. в России было принято писать «малахид», реже «малакид».

По составу малахит представляет собой водную углекислую соль меди – Cu 2 (OH) 2 . Оксида меди в малахите содержится до 72%. Окраска его объясняется присутствием иона меди. Кристаллизуется в моноклинной сингонии. Кристаллы малахита крайне редки (весьма ценятся коллекционерами), спайность их совершенная по пинакоиду. Облик кристаллов призматический, игольчатый и волокнистый; отмечаются двойники. Чаще малахит встречается в виде землистых выделений и плотных натечных образований. Внутри сложен радиально расходящимися волокнами из грубых и крупных, вплоть до очень мелких чешуек. Радиально-лучистый рисунок часто совмещен с концентрически-полосчатой (зональной) окраской.

Встречаются тонковолокнистые разновидности, сноповидные, концентрически-слоистые, полицентричные, а также псевдосталактиты. Нередко камень загрязнен различными примесями, что снижает его декоративные качества.

Бывает и наоборот – многочисленные включения (дендриты марганцевых минералов, зерна и волокна хризоколлы, шатукитта, азурита, элита, брошантита, черные примазки смоляной и медной руды) придают ему еще большую декоративность.

Плотный малахит, несмотря на его кавернозность, чрезвычайно ценный поделочный камень. Различают два основных поделочных вида камня – радиально-лучистый и плотный. Первый за сходство с некогда распространенным хлопчатобумажным бархатом – плисом – и назвали плисовым. Второй за кажущуюся однородность и холодный, чуть с синевой, зеленый цвет – бирюзовым. Более декоративную его разновидность выделили как узорчатый. Благодаря небольшой твердости (твердость по шкале Мооса 3-4) малахит легко обрабатывается: быстро режется, хорошо шлифуется и полируется, в руках умелого мастера принимает самую высокую зеркальную полировку. Обработанная поверхность непрочна – постепенно тускнеет и нуждается в обновлении. Необработанному малахиту присущ слабый стеклянный блеск, но на свежем изломе и в прожилках блеск у него часто шелковистый. Малахит чувствителен к нагреванию и неустойчив по отношению к кислотам, аммиаку.

Малахит – минерал зоны окисления медных сульфидных и медно-железорудных месторождений, залегающих в известняках, доломитах и др. Формируется он в результате взаимодействия медносульфатных растворов с карбонатными или углекислыми водами. Натечные формы малахита возникают в карстовых пещерах и полостях рудоносных известняков, куда фильтруются воды с бикарбонатом меди. Обычными минералами-спутниками малахита являются азурит, хризокола, тенорит, куприт, самородная медь, оксиды и гидроксиды Fe и Mn, вторичные минералы Pb и Zn. Известны псевдоморфозы малахита по азуриту, халькопириту, куприту, церусситу, атакамиту.

Малахит издавна привлекал внимание людей. С неолита вплоть до железного века, он был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев, плавильщиков (выплавляли медь). Иногда его использовали в качестве бесхитростных украшений и простых поделок. Самой ранней малахитовой поделке 10500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нем ценилась не красота, а польза.

В античное время стали ценить в малахите редкость и красоту, неповторимость рисунка и своеобразие цвета. Малахит стал материалом художника, а создаваемые в нем формы – предметом вожделения знати. Древние греки украшали малахитом нарядные здания и залы. В Древнем Египте из малахита, добываемого на Синайском полуострове, изготовляли камеи, амулеты и украшения. Его использовали даже для подведения глаз (в виде порошка).

Средневековью досталось лишь прошлое малахита, и европейская культура осваивала его через книжные традиции, питаясь отголосками былого его великолепия, легендами и преданиями, дошедшими от античного мира, и еще более смешав правду с вымыслом, сделала малахит амулетом, талисманом, наделив его особым потаенным миром, скрытым смыслом. По суеверию, распространенному в средневековой Европе, амулет в форме креста способствовал облегчению родов; зеленый цвет камня – символ жизни и роста. Примеры показывают, что на пестром и нетребовательном рынке средневековых амулетов малахит, недорогой камень, был достаточно популярен. Верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов, осененный этим камнем ребенок спит крепко, спокойно, без неприятных сновидений. В некоторых районах Германии малахит разделял с бирюзой репутацию камня, предохраняющего от падения с высоты (всадника с лошади, строителя с лесов и т.п.); он будто бы обладал способностью предвидеть беду – в преддверии несчастья раскалывался на куски.

Боэций де Боодт в своей «Истории драгоценных камней» (1603) писал о том, что особую силу малахитовому талисману придает выгравированное на камне изображение солнца. С этим знаком малахит охранял от колдовских чар, злых духов и ядовитых тварей. Люди верили, что малахит мог сделать человека невидимым. Пьющий из малахитовой чаши оказывался способен понимать языки животных и т.д.

Практический опыт средневековых рудокопов знал малахит как поисковый признак окисленных медных руд и богатых скоплений металла в медистых песчаниках.

Однако подлинную известность этот минерал получил после открытия крупных месторождений малахита в конце XVIII в. на Урале (ранее уральский малахит использовался только для выплавки меди).

В конце XVIII в. – начале XIX в. богатыми коллекциями уральского малахита располагали многие минеральные кабинеты: лучшими – кабинет Екатерины II в Зимнем дворце, кабинеты ученых-естествоиспытателей П.С.Палласа, И.И.Лепехина, посетивших месторождения малахита на Среднем Урале; крупнейшей коллекцией малахита, оставившей далеко позади все прочие, владел граф Н.П.Румянцев (рассказывают, что в войну 1812 года ее разыскивал Наполеон, мечтавший вывезти румянцевский малахит во Францию)…

В XIX в. на Медноруднянском и Гумишевском рудниках малахит стали добывать в большом количестве (до 80 т ежегодно) и XIX век стал «золотым веком малахита». Центр его культуры переместился в Россию, где он нашел себя с равным успехом в технологиях, в научном знании, в искусстве – от малых до монументальных форм. Малахит становится модным среди знати, о нем заговорили, им украшали минеральные кабинеты России и Европы.

Особой достопримечательностью были малахитовые гиганты. Среди наиболее примечательных – два монолита музея Горного института в Санкт-Петербурге. Один весом 1,5 тонны (96 пудов) был передан сюда Екатериной II в 1789 году. Ей же в свою очередь его преподнесли наследники А.Ф.Турчанинова, владельцы Гумешевского рудника, как обломок монолита, весившего 2,7 тонны (170 пудов). Этот «осколочек» оценивался тогда в 100000 рублей. Другая глыба весом чуть более 0,5 тонны поступила сюда в 1829 году от владельца Кыштымского рудника на Южном Урале Л.И.Расторгуева.

В конце 20-х годов XIX века при очень высоких ценах на малахит и высоком потребительском спросе, камень стал символом богатства, знаком социального отличия. За ним гонялись как императорский двор, так и высшая знать, стремящаяся, с присущим ей тщеславием, выглядеть не хуже власть предержащих. Иметь вещи из малахита становится правилом хорошего тона.

Квинтэссенцией соперничества за обладание наиболее престижной формой из малахита стал перенос этого камня из сферы малых «прикладных» в колоссальные вещи дворцового назначения и архитектурно-декоративное убранство. Первым значительным явлением петербургской монументальной антологии малахита стала мозаичная отделка четырехколонного парадного зала дома П.Н.Демидова.

С 1838 года императорский дом начинает соревнование с Демидовыми в размерах малахитовой роскоши. Демидовский зал послужил прототипом еще более роскошного убранства Золотой гостиной императрицы в Зимнем дворце. Облицовка малахитом пилястр, колонн, каминов дала ей название Малахитовой. Создавалась она в 1838-1839 годах по проекту А.П.Брюллова мастерами-малахитчиками Петергофской гранильной фабрики и «Английского магазина Никольс и Плинке». Этой подлинной жемчужиной Эрмитажа завершаются тридцатые годы истории русского малахита.

Период этот был знаменателен тем, что малахитовое дело России за кратчайший срок обрело всемирное признание. Россия стала законодательницей мод во всем, что касалось малахита. Русские мастера изумляли мир масштабами, совершенством своих работ, глубиной художественного видения и восприятия малахита. Природные особенности малахита – обилие крупных и мелких пустот, каверн, посторонних включений, ноздреватость – заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о многофасадной красоте камня, позволяющей выделывать объемные вещи.

Русскими умельцами был разработан особый способ изготовления изделий из малахита, называемый «русская мозаика», при котором куски малахита распиливались на тонкие пластины, и из них подбирался рисунок, наклеиваемый на металл или мрамор. Все, что сделано из малахита – от шкатулок до ваз и колонн, тщательно подобрано из тонких небольших плиток. Тысячи пудов камня пропустили руки мастеровых, прежде чем разрозненные плитки слились в великолепный единый узор, создавая впечатление монолитности изделия.

В ходе работы с малахитом было выработано несколько технологических видов мозаики:

Первый – простейший, когда поле выложено крупными многоугольными прямосторонними плитками, не подогнанными ни по рисунку, ни по цвету. Швы между ними откровенно обнажены, словно рама в витраже. Такая мозаика имитирует грубую брекчию.

Второй тип мозаики характеризует несколько более тонкое восприятие рисунка малахита, хотя различие его с первым невелико. Все приемы здесь те же, с той лишь разницей, что одна-две стороны каждой плитки скруглены. Грубое присутствие швов в сочетании с округлыми и многоугольными формами делает мозаику похожей на более сложные брекчии, а порой и на конгломераты.

Третий – самый исключительный тип малахитовой мозаики. Края плотных крупных плиток здесь обработаны на специальном приспособлении, где им придан вторящий рисунку малахита волнистый профиль.

В основе четвертого типа мозаики лежит уже не столько камень, сколько мастика. Ею сплошь покрывают декорируемое поле, а затем утапливают в неё мелкие бесформенные плитки с рваными обломками или изрезанными самой природой краями.

Пятый отличается от четвертого только тем, что в бесформенные плитки, утопленные в мастику, и в саму мастику врезаются или утапливаются небольшие, до 7-8 мм в диаметре, круглые кусочки малахита высокого сорта, имитируя «глазчатые» сорта камня.

На фоне всех этих мозаик использование малахита небольшими декоративными вставками во флорентийские мозаики и даже в объемные инкрустации кажется чем-то малозначащим, второстепенным. Между тем эти формы не менее интересны. С них начиналось освоение малахита европейскими мозаичистами (конец XVIII в.), в них были открыты возможности его выразительного языка. Скромные по объему формы малахита флорентийских мозаик, где он рассеян среди агатов, яшм, кахолонга, ляпис-лазури, свидетельствует об уникальности этого камня в палитре мастеров.

Середина XIX в. – триумф малахита и вместе с тем последний яркий этап его истории. В этот период завершаются малахитовые убранства (колонны) Исаакиевского собора в Петербурге, заканчивается работа над малахитовым камином и пилястрами Большого Кремлевского дворца в Москве. 1851 год – триумфальный парад русского малахита на первой Всемирной выставке в Лондоне.

С конца XIX века малахит утратил былую славу камня власть имущих. В мелких изделиях он стал доступен среднему сословию, а в монументальных изделиях он выступал пусть дорогим, но все же поделочным камнем, тем самым малахит оказался низложен с аристократического рынка роскоши. С 60-х годов обработка малахита становится преимущественно делом уральского кустарного промысла. Столичные мастерские обращаются к малахиту все реже и, наконец, совсем сворачивают его обработку. А на отходах огромной добычи первой половины XIX века стала развиваться целая отрасль русского технологического малахита – производство малахитовой краски. А.Е.Ферсман пишет, что «…до революции в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле можно было видеть крыши многих особняков, окрашенные малахитом в красивый синевато-зеленый цвет…».

В XX веке интерес к малахиту переместился в сферу научного исследования. С его изучением совершенствуется знание процессов возникновения медных и железомедных месторождений различного типа, формулируется ряд законов онтогении минералов, закладываются основы технологии синтеза малахита. Малахит, как и прежде, любим коллекционерами. Как поделочный камень он редок и осваивается лишь в малых формах художниками-ювелирами.

В наши дни малахит – один из самых популярных ювелирных и декоративных камней. Из него делают мелкие кабинетные украшения, шкатулки или подставки для подсвечников, часов, пепельницы и небольшие фигурки. А бусы, броши, перстни, кулоны из малахита ценятся наравне с полудрагоценными камнями и пользуются большим спросом. На мировом рынке за малахит в сырье кусками массой 600-800 г платят до 20 дол./кг.

К сожалению, после многих лет непрерывной добычи малахита известные месторождения Урала – Меднорудянское и Гумешевское – практически полностью выработаны. Открыты крупные месторождения малахита в Заире (Колвези), на юге Австралии, Чили, Зимбабве, Намибии, США (шт. Аризона), добывают малахит и близ Лиона во Франции, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных месторождений не может сравниться с уральским. В связи с этим малахит с Урала считается самым ценным на мировом

После открытия на Урале в 1635 г. знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться «русским камнем», но к настоящему времени уральские залежи малахитов практически исчерпаны.

А.А. Каздым
кандидат геолого-минералогических наук,
член Московского общества испытателей природы


Д-568 (П-352). Знаменательные части речи обозначают:
предмет (имя существительное: собака, волна, дом);
признак (свойство, качество) предмета (имя прилагатель-ное: красный, плохой, респектабельный);
количество предметов или порядковый номер предмета (имя числительное: один, пятый, шестьдесят);
действие или состояние (глагол: быть, ехать, кричать);
признак действия или другого признака (наречие: настежь, вниз, справа);
местоимение указывает на предмет или его свойство (я, тот, ничего).
Д-569 (П-353). 1) Третий (числ.), тройной (прил.), втрое^на- речие), тройка (сущ.), три (числ.), утроить (глаг.), тройствен-ный (прил.), трояк (сущ.), утроивший (прич.), троечница (сущ.), троекратный (прил.)
2) "Бегать (глаг.), "беглый (прил.), "бегающий (прич.), забежав-ший (прич.), беглец (сущ.), бегун (сущ.), забег (сущ.), пере-бежавшие (прич.), конькобежец (сущ.), беговая (прил.), бегом (нареч), подбегающие (прич.). 196
3) Белеющий (прич.), белобокий (прил.), белеет (глаг.), белизна (сущ.), отбелить (глаг.), побелка (сущ.), белок (сущ.), беляк (сущ.), беловатый (прил.), побелев (дееприч.), белоснежный (прил.), набело (нареч.), убеленный (прич.), отбеливатель (сущ.), забелить (глаг.).
П-354.
Маленькое дело лучше безделья.
Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Не отведав (чего?) горького., не узнаешь (чего?) и сладкого.
Д-570 (П-355).
сущ. прич. сущ.
Весна в зазеленевшей роще гл. сущ. сущ. деепр.
Ждет зари, дыханье затая, нар. гл. сущ. сущ.
Чутко внемлет шороху деревьев, нар. гл. прил. сущ.
Зорко смотрит в темные поля.
сущ. нар. гл.
Деревья жалобно шумели,
гл. сущ.
Когда настали холода.
сущ. гл. нар.
Лишь ель молчала равнодушно
гл. нар.
И зеленела, как всегда.
1) Эпитеты (зазеленевшей, темные), олицетворение (ждет дыханье затая, внемлет, смотрит); 2) олицетворение (молчала равнодушно).
_ 31 -ґ\л 1 " >лл, ґЛлл
^азеленевщей, затая, чутко, .зорко, жалобно, .равнодушно, всегда.
[ ,Іде.епр.-. _о_б.|, ]
Д-572 (П-357). 1. Это явление - ледоход.
-і х г^;
Через (предлог) час я увидел новую, тоже (союз) невиданную мною картину: лёд трескался, ломался (лом) на (предлог) от-дельные глыбы, вода (воды) всплёскивалась между (предлог) ними; они набегали (бег) одна на (предлог) другую: большая и (союз) крепкая затопляла слабейшую, а (союз) если (союз) встречался (встреча) сильный утр., то поднималась одним краем
197 вверх, иногда долго плыла в (предлог) таком положени[й| (пр. пад., разновид. 2 скл.); иногда обе глыбы разрушались на (предлог) мелкие куски и (союз) с (предлог) треском погружались в (предлог)воду.
олицетворение - . эпитет - .
метафора - .
УвиделЦ.трсскалПся,. ломалПся, всплескивалась.. .набога-тЛ. затопляла..встречал ся. поднималась. плЫлА.разрушались, погружались.
. л. X I ^ X I ф _ X I ^
5. Увидел картину. ломался на глыбы. встречался упор. под- X I ^ X I ^ X I ^
нималась краем. плыла в положении. разрушались на куски. по-
X I ^ X I ^
гружались с треском. погружались в воду.
Д-573 (П-358).
Я знаю край; там. на.брега Уединенно, море плещет; Там. редко падают снега. Безоблачно. там солнце блещет На опаленные луга; Дубрав не видно - степь нагая Над. морем стелется одна. Повествовательное. невосклицательное. сложное. бессоюзное:

двусоставное. распространенное. полное. неосложненное.
двусоставное. распространенное. полное. неосложненное.
односоставное. распространенное. полное. неосложненное.
двусоставное. безличное. распространенное. полное. неос- ложненное.
Двусоставное. распространенное. полное. неосложненное.
х I * х I * х і _
2. Плещет уединенно. падают редко. блещет безоблачно.
Уединенно ^ уединенный ^ уединить ^ один. Безобдачно ^ безоблачный ^ облачный ^ облако. 5.. Опаленные
198
Опаленные - причастие Н.ф. - опаленный От глагола опалить
Пост. признаки: невозвр., страд., сов. вид, прош. вр. Непост. признаки: полн., мн.ч., вин. пад. На луга (какие?) опаленные
Д-574 (П-359). Женский род Мужской род Средний род Красивая туфля Мужской шампунь Желтое такси Новая бандероль Гнилой картофель Драповое пальто Мятая манжета Красный занавес Ночное шоссе Старая мозоль Стальной рельс Новое пианино Образцовая молодежь Прозрачный тюль Абрикосовое повидло Рекламная брошюра Черный рояль Махровое полотенце Солдатская шинель Высокий тополь Знакомое имя Знаменитая фамилия Длинный путь Горячее какао Черная тушь Спелый овощ Синее пламя Соседняя плацкарта Газетный киоск Жалкое насекомое Больная печень Мягкий каракуль Огородное чучело
Д-575 (-). Ночной Петербург поздней осенью.
Случалось ли вам идти когда-нибудь осенью поздно (запо-здалый) вечером по отдаленным (даль) петербургским (Петер-бурга) улицам?
-і нар. Л f-^ прич. об.
Высокие стены домов, |изредка„QCвеш^нНыS((i(с^|т)(...T^склым блеском фонарей (фонарь)|, кажутся (3 л.) еще чернее неба. [Местами здания и серые тучи сливаются.(лить) в одну^массу (запомн.)], [и огоньки в окнах"блестят, как движущиеся (от глаг. 1 спр. двигать) звездочки]. Дождь с однообразным (образ) шумом падает на кровли и мостовую. Холодный ветер ду|ёт (1 спр.) с силою и, |забиваясь_в.ворота|, стоНЄТ(1 спр.) жалобно. [Улицы пусты], [кое-где плетётся (3 л.) разве запоздалый (поздний)
-"S f^, I L-~4 деепр. об.
пешеход] или [тащится (3 л.) извозчик (возить), |.проклиная_не.г. настье| (без не не употребляется). [Но скоро все утйхаеТ (т^іхо, 1 спр.)], [изредка только слышится продолжительный (долгий)
ґ n, прич. об. f-Sj
свист на каланче (запомн.) или скрип барки, [качаемой_(каэка)) щрывами_ветра|, и [снова все погружается (3 л.) в безмолвие].
199 Стены - существительное Н. ф. - стена
Пост. признаки: неодуш.. нариц.. ж. р.. 1 скл. Непост. признаки: мн.ч.. им. пад. Стены кажутся.
Домов - существительное Н.ф. - дом
Пост. признаки: неодуш.. нариц.. м.р.. 2 скл. Непост. признаки: мн.ч.. род. пад. Стены (чего?) домов.
Петербургским - прилагательное Н.ф. - петербургский Пост. признаки: относит. Непост. признаки: мн. ч.. дат. пад. По улицам (каким?) петербургским.
Серые - прилагательное Н.ф. - серый Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: мн.ч.. им. пад. Тучи (какие?) серые.
Кажутся - глагол Н.ф. - казаться
Пост. признаки: невозвр.. несов. вид.. неперех.. 1 спр. Непост. признаки: изъяв. накл.. наст. вр.. мн.ч.. 3 л. Стены кажутся.
Сливаются - глагол Н. ф. - сливаться
Пост. признаки: возвр.. несов. вид.. неперех.. 1 спр. Непост. признаки: изъяв. накл.. наст. вр.. мн.ч.. 3 л. Тучи сливаются.
Освещенные - причастие Н. ф. - освещенный От глагола осветить
Пост. признаки: невозвр.. сов. вид.. прош. вр.. страд. Непост. признаки: полн.. прош.. вр.. мн.ч. Стены (какие?) освещенные.
200
Отдаленным - причастие Н. ф. - отдаленный От глагола отдалить
Пост. признаки: невозвр., сов. вид., прош. вр., страд. Непост. признаки: полн., прош.. вр., мн.ч. По улицам (каким?) отдаленным.
Проклиная - деепричастие От глагола проклиная Пост. признаки: невозвр. Неизменняемое Тащится (как?) проклиная.
Забиваясь - деепричастие От глагола забиваться Пост. признаки: невозвр. Неизменняемое Дует (как?) забиваясь.
Жалобно - наречие Наречие образа действия Неизменяемое Стонет (как?) жалобно
Изредка - наречие Наречие времени Неизменяемое
Освещенные (как?) изредка. В - предлог
Непроизводный
Простой
С - предлог
Непроизводный
Простой
И - союз
Простой
Сочинительный
Или - союз
Простой
Сочинительный
Ли - частица
Формообразующая частица.
Вам - местоимение Н.ф. - вы
Пост. признаки: личное Непост. признаки: мн.ч., дат. пад. Случалось ли (кому?) вам. 201 Д-576 (П-360).
Магнолия в белом уборе Склоняла туманное тело. И синее-синее море У.берега, .бешено пело.
Повествовательное. невосклицательное. сложное. сложносо-чиненное:
двусоставное. распространенное. полное. неосложненное.
двусоставное. распространенное. полное. неосложненное. [- =]. и [- =].
Но в яростном блеске.природы
Мне снились московские рощи.
Где синее небо бледнее.
Растенья скромнее и проще.
[= -]. где (- =). (- О и).
Повествовательное. невосклицательное. сложное. сложно-подчиненное:
главное. двусоставное. распространенное. полное. неос-ложненное.
придаточное места. двусоставное. распространенное. пол-ное. неосложненное.
придаточное места. двусоставное. нераспространенное. полное. неосложненное.
Основная мысль текста заключается в том. что скромные московские рощи и растения любимы больше лирическим геро-ем. нежели пышная магнолия и синее-синее море.
Поэт передает настроение легкой грусти.
Метафора: склоняла. туманное тело; море пело.
Эпитеты: синее-синее море; туманное тело.
.Белом.туманное. синее-ринее. .яростном. московские.
синее. бледнее.
. .скромнее,. проще.
Белом - прилагательное
Н. ф. - белый
Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полн.. ед. ч.. м.р.. пр. пад.
В уборе (каком?) белом.
202
Туманное - прилагательное Н. ф. - туманный Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полн., мн. ч., ср.р., вин. пад. Тело (какое?) туманное.
Синее-синее - прилагательное Н.ф. - синий-синий Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полн., ед. ч., ср. рд, им. пад. Море (какое?) синее-синее.
Яростном - прилагательное
Н.ф. - яростный
Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полн., ед. ч., м. р.,пр. пад.
В блеске (каком?) яростном;.
Московские - прилагательное Н.ф. - московский Пост. признаки: относит. Непост. признаки: мн. ч., вин. пад. Рощи (какие?) московские.
Синее - прилагательное
Н.ф. - синий
Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: полн., ед. ч., ср. род, им. пад. Небо (какое?) синее.
Бледнее - прилагательное
Н.ф. - бледный
Пост. признаки: качеств.
Непост. признаки: сравнит. степень
Небо (какое?) бледнее.
Скромнее - прилагательное Н.ф. - скромный Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: сравнит. степень Растенья (какие?) скромнее.
203 Проще - прилагательное
ф. - простой
Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: сравнит. степень Растенья (какие?) проще.
Д-577 (-).
Основная мысль - показать. каким талантом обладал Анто- нио Страдивари.
2. Изготовленные - причастие. Н. ф. - изготовленный От глагола изготовлять
Пост. признаки: страдательное. невозв.. несов. вид. прош. время.
Непост. признаки: полное. мн. число. вин. пад. Скрипки (какие?) изготовленные.
Трехсот - числительное Н.ф. - триста
Пост. признаки: количественное. сложное
Непост. признаки: родительный падеж.
Скрипки (какие?) изготовленные более. .Шехсот. лет.назад.
Тринадцать - числительное. Н.ф. - тринадцать
Пост. признаки: количественное. простое. Непост. признаки: вин. пад. Сделал (когда) в _тринадцать_лет.
Девяносто - числительное. Н.ф. - девяносто.
Пост. признаки: количественное. сложное. Непост. признаки: вин. пад. Изготовил (когда?) в_ девяносто, .лет.
Одной - числительное. Н.ф. - одна.
Пост. признаки: количественное. простое. Непост. признаки: ед. число. жен. род. дат. пад. Изгртавливаяпо. одной скрипке.
204
Изготовлены - причастие. Н.ф. - изготовленный. От глагола изготовить.
Пост. признаки: страдательное, невозв., сов. вид, прош. время. Непост. признаки: краткое, мн. число, им. пад. Скрипки (какие?) изготовлены.
Звучащих - причастие. Н.ф. - звучащий. От глагола звучать.

Непост. признаки: мн. число, род. пад. Оттенков (каких?) звучащих.
Первый - числительное. Н.ф. - первый
Пост. признаки: порядковое, простое. Непост. признаки: вин. пад. Инструмент (какой?) первый.
Неожиданными - причастие. Н. ф. - неожиданный. От глагола ожидать.
Пост. признаки: страд., невозв., несов. вид, прош. время. Непост. признаки: мн. число, тв. пад. Оттенками (какими?) неожиданными.
Неповторимый - причастие. Н.ф. - неповторимый От глагола повторить.
Пост. признаки: страд., невозв, сов. вид, наст. время. Непост. признаки: ед. число, вин. пад.
В тон (какой?) неповторимый.
Завораживающим - причастие. Н.ф. - завораживающий. От глагола завораживать.
Пост. признаки: действительное, невозв., несов. вид, наст. время.
Непост. признаки: ед. число, тв. пад. Голосом (каким?) завораживающим.
205 Написана - причастие. Н. ф. - написанный. От глагола написать.
Пост. признаки: страдательное. невозв.. сов. вид. прош. время. Непост. признаки: краткое. ед. ч.. ж.р.. им. пад. Которая была написана.
3. Редкая скрипка поет так. как скрипки. |изгртовленные_бр- s трехсот лет назад великим итальянским мастером Антонио
Страдивари! Получались скрипки-близнецы. |как_две_капли:..врды похожие на скрипки великого мастера|. Наверное. он слышал. как прекрасным. завораживающим голосом |ещ,е_не_сделанная| скрипка поет музыку Баха. Вивальди. Генделя.
4. Удивительный = необычный. неподражаемый = неповто-римый. бесконечный = долгий. неожиданный = внезапный. бесценные = уникальные. прекрасный = удивительный.
в тексте много кратких прилагательных. потому что в тексте дается характеристика предметов и явлений.
Д-578 (-). В ночи.
Высокой! (какой?) стеной вздымались боярышник и шиповник. [Ветки их так переплелись (плеть)]. (что казалось (кажет-
Ґ ¦Цл прич. об.
ся)). (будто огненные цветы шиповника(и) белые. Іпахнущие.мин- далем| цветы боярышника каким-то чудом распустились на од-ном и том же кусте).
Шиповник стоял. |швернувшшь.(шв?рщтый^ там:и_к_cрлнцу|. совершенно (от прилаг. совершенный) празднич-ный. пркрытый_множестврм_oстрых_бутонов. Цветение его совпадало (совпасть) с самыми короткими ночами - нашими русскими. немного (=чуть-чуть) северными ночами. (когда соловьи гремят в
¦ ¦ ¦ ¦ --^ нар.
росе напролет). (когда зеленоватая заря не уходит с горизонта). и (в самую глухую пору ночи так.светло). (что на небе хорошо видны горные вершины (верх) облаков). Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розовый отблеск солнечного света.
прич. об.
И серебряный рейсовый самолет. |идущ,иЙJна_брльшPЙ_выср- те| сверкает над этой ночью. как. медленно. (олт прилаг. медленный) летящая.звезда. потому что на той высоте. (где пролега-ет (пролечь) его путь). уже светит солнце (запомн.)). 206
сущ. прил. гл. прич. дееприч.
Стеной, высокий, вздымались, пахнущие, повернувшись,
м. нар. пр. союз част.
его, совершенно, на, потому что, так.
Д-579 (-). 1. Основная мысль текста - ничто в природе не может сравниться с малахитом.
Издавна принято искать аналогии цвету уральского малахита в живой природе. Но приходится все-таки признать, что краскам малахита нет полного соответствия в природе.
[=Ь что (=).
Зелень деревьев и цветов рождена солнечным теплом. Когда мы всматриваемся в лист растения, то восхищаемся гармонией, созданной самой природой.
[- =], то (=).
Прожилки по силе зеленого листа всегда мягче окраски само-го листа. Эти прожилки, пронизанные солнечным светом, кажутся легкими и ажурными, как паутинка.
Зелень малахита тяжела и холодна, как тяжел и холоден по своей природе сам камень.
[- и ], как (и -).
Зеленый цвет в природе успокаивает глаз, а в малахите он беспокоен, динамичен. Окраска распределяется неровно, им-пульсами. Нередко вокруг ярких оттенков зеленого цвета кру-жат, вспыхивая и угасая, бледно-зеленые и синевато-зеленые вкрапления.
2. Ажурный - сквозной, мелкосетчатый.
Аналогия - форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов делается вывод об их сходстве в других отношениях.
Динамичен - находящийся в движении.
Импульс - побудительный момент, толчок, вызывающий ка-кое-либо действие.
[Но приходится все-таки признать], (что краскам малахита нет полного соответствия в природе).
.
(Когда). [то. |прич_об |].
Когда.. .то- союз
Составной
Подчинительный
[Зелень малахита тяжела и холодна]. (как тяжел и холоден по своей природе сам камень).
. (как). Как - союз Простой
Подчинительный
5. Издавна - наречие. Наречие времени. Неизменяемое
Принято искать (когда?) издавна. Рождена - причастие. Н. ф. - рожденный. От глагола родить.
Пост. признаки: страдательное. возвратное. сов. вид. прош. время.
Непост. признаки: краткое. ед. ч.. жен. род. Зелень (какова?) рождена.
Созданной - причастие. Н.ф. - созданный. От глагола создать.
Пост. признаки: страдательное. невозв.. сов. вид. прош. время. Непост. признаки: полное. ед. число. жен. род. тв. пад. Гармонией (какой?) созданной.
Всегда - наречие Наречие времени Неизменяемое Мягче (когда?) всегда
Пронизанные - причастие. Н.ф. - пронизанный. От глагола пронизать
208
Пост. признаки: страдательное, невозв., несов. вид, прош. время.
Непост. признаки: полное, мн. число, им. пад. Прожилки (какие?) пронизанные.
Неровно - наречие.
Наречие образа действия.
Неизменяемое
Распределяется (как?) неровно.
Нередко - наречие.
Наречие времени.
Неизменяемое
Кружат (когда?) нередко.
Вспыхивая - деепричастие.
От глагола вспыхивать.
Несовершенный вид.
Неизменяемое
Кружат (как?) вспыхивая.
Угасая - деепричастие.
От глагола угасать.
Неизменяемое
Несовершенный вид.
Кружат (как?) угасая.
Д-580 (-). На фотографии изображено декоративное изде-лие из малахита и бронзы, представляющее вершину камнерез-ного искусства русских мастеров. Загадочный рисунок камня и великолепный зеленый ковер, созданный из небольших тонких малахитовых плиточек, будит фантазию и воображение. Роскошная чаша напоминает цветочную клумбу. Золоченая бронза, из которой сделаны ножки-балясины, придает теплоту зеленому холодному камню.
Декоративный - 1) Служащий для украшения. 2) Живопис-ный, красочно-нарядный.
Балясина - фигурный столбик в ограждении лестницы, террасы, балкона и т. д., служащий для опоры и украшения.
к -С х * -, х *-
2. Декоративное изделие, камнерезного искусства, русских
мастеров, загадочный рисунок, великолепный ко^ер, зеленый ковер, из небольших плиточек, тонких плиточек, малахитовых
209 -NX І" >X f X ^ f >X
плиточек, роскошная чаща, цветочную клумбу, золоченая брон-за, зеленому камню, холодному камню.
Д-581 (-). Стиль художественный, стиль - описание среды + описание. Языковые средства: метафоры (горела заря, жидким золотом, волшебный пожар), сравнения (точно в жерло вулкана (оборот, вводимый словом точно), жидким золотом (тв. пад.), рдели огнями (тв. пад.), поднимались куполом (тв. пад.)), эпитеты (раскаленного, пылающего, тяжелые, сизые, крававо- красными, янтарными, фиолетовыми, кроткое)
Волшебный пожар.
На западе за городом горела заря. Точно в жерло раскаленно-го (закалка), пылаюшего_.жидким_J30лотом вулкана свалились (валится) тяжелые (тяжесть) сизые облака (облако) и рдели кро-
прил. прил. прил.
ваво-красными (кровь), и янтарными, и фиолетовыми огнями.
-, нар. деепр. сущ. Ц
А над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея бирюзой и аквамарином, кроткое вечернее (вечер) весеннее небо.
деепр. об.
Медленно _(от _ прилаг. медленнъщ)_ идя _по_ шоссе _(запомн.)|,
I деепр. об: п"сущ." "
|с трудом волоча ноги в огромных калошах (запомн.]|, Ромашов
" нар." д" гл. " ""м" прил""""-"""сущ;""""
неотступно глядел (глядя) на этот волшебный пожар.. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осл. однор. распр. обособл. обстоят., выраженными деепричастными оборотами, полное.)
Он смотрел и смотрел, не в силах оторвать взгляд. Ему каза-лось, что заря разрастается и вот-вот поглотит все вокруг. Восхищение и испуг переполняли Ромашова. Никогда в жизни не доводилось ему видеть ничего подобного. Заря производила на него впечатление вечного огня, медленно поглощающего синеву вечернего неба.
Бирюза - матовый драгоценный камень голубого или зе-леноватого цвета.
Аквамарин - драгоценный камень зелено-голубого цвета.

с. нар. сущ. нар. гл. пр. прил. сущ.
Д-582 (-). А наутро солнце опять взошло в ясной" синеве.
прил. сущ. сущ нар. гл. нар. пр. сущ сущ.
Последние клочки туч.беспорядочно,неслись еще подеру.. Море
гл. деепр. с. " "с. деепр. мест. прил.
стихало, колыхаясь, и, |как будто стыдясь. своего, .ночного. разгу- 210
сущ. прил. прил. сущ. ч. нар. гл. пр. сущ.
ла|... Синие, тяжелыеволны все тише бились о камни, сверкая
деепр. пр. сущ. прил. прил. сущ.
на.солнце_яр_^имм, веселъщи_ брызгами.
Прил. сущ. прич. прич. сущ. гл.
Дальний берег, 1освежшныйжомытыйгрдздй1, рисовался в
прил. сущ. нар. гл. сущ. прич.
прозрачном воздухе. Всюдусмеялась жизнь, |проснувшаяся по-
пр. прил. „ сущ. „
сле бурной ночи|. (Художественный стиль, описание среды, язы-ковые средства: метафоры, эпитеты, олицетворения).
Д-583 (-).ВощедЩий был немноТо""(=чуть-чуть) выше. сред-него роста и довольно широк (шире) в кости (кость), но не по-лон. Держался он с изящной, неулдвимдУнpр.) небрежной (без не не употр.) и в то же время величавой простотой (прост).
Всего замечательнее было его лицо - одно из тех лиц, кото-рые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда. Большой четырехугольный лоб (лобик) был изборожден суровыми, почти гневными морщинами. Глаза,. тубоко сидевшие(сиїдя) в орбитах, с. повисш ими над ними складками век, смотрели тяжело (тяжко),утомленно и,недовольнQ. Узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца (без не не употр.), а нижняя челюсть, сильно,выдвинувШдя^я, (двигать)вперед, и твердо, gбрисgванHаЯ, придавала физиономии отпечаток властности и упорства._Об- щее впечатление довершила длинная грива густых, небрежно (без не не употр.) .заброшенных волос, делавшая эту характер-ную, гордую голову похожей на львиную.
Д-584 (-). Квадратный бритый подбородок и сжатые губы свидетельствуют о волевом и сильном характере композитора. Глаза немного грустные, очерченные тонкими полосками бро-вей. Широкий лоб - признак интеллекта. Густые, немного кудрявые волосы аккуратно уложены. Правильный нос подчеркивает волевые особенности лица.