Тема цветы дидактические игры старшая группа. Дидактическая игра «Цветы

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Бабочка»

Цели:

Расширить знания детей о бабочках.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, расположении предметов в пространстве.
Познакомить детей с понятием «симметрия».
Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования карандашами, пальчиками и штампами.
Учить выполнять упражнение на развитие правильного артикуляционного дыхания.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушка «Бабочка».
Картинка с изображением четырех бабочек, одна из которых отличается от других.
Картинка-схема с изображением бабочки из геометрических фигур, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона, счетные палочки для усиков.
Силуэтная картинка «Бабочка» на крыльях которой круги разного цвета и размера, соответствующие по размеру и цвету пуговицы.
Разноцветные прищепки, силуэты туловища и головы бабочки, вырезанные из плотного картона.
Бумажные цветные бабочки, прикрепленные к ниточкам.
Цветные бабочки, приклеенные на зубочистки, цветы синего и красного цветов, нарисованные на пенопласте.
Пластилин, горошины, ракушки, вырезанные из цветной бумаги силуэты бабочек.
Картинка-заготовка с нарисованными белыми цветами (серединки разного цвета), цветные карандаши, клей, силуэтные картинки бабочек цвета, соответствующего серединкам цветов.
Пальчиковые краски, картинка-заготовка с изображением бабочки с белыми точками на крыльях.
Силуэтные картинки гусениц и бабочек красного, синего, зеленого, желтого цветов.
Картинка-фон с нарисованными бабочками разного цвета и величины, соответствующие по цвету и величине силуэты бабочек, вырезанные из цветного картона.
Вырезанные из картона цветы разного цвета.
Парашют из четырех секций разного цвета.
Гуашь, штампы «бабочки», картинка-заготовка «луг».
Аудиозапись: «Бабочка».

Ход занятия:

Сюрпризный момент «Кто за окном?»

Сегодняшняя наша гостья должна вот вот прилететь. Давайте откроем окно. А вот и она! Вы узнали нашу гостью? Кто она? Бабочка.

Посмотрите на картинку и покажите бабочку, не такую как другие, отличающуюся от других бабочек.

Конструирование «Сложи бабочку»

На картинке-схеме дети выкладывают изображение бабочки из геометрических фигур. Воспитатель просит показать заданную фигуру и назвать ее цвет.

Игра с пуговицами «Бабочка»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и величины.

Дидактическая игра «Гусеницы становятся бабочками»

Каждая бабочка когда-то была гусеницей. Разложите перед собой гусениц. Назовите, какого цвета каждая гусеница. А теперь давайте превращать гусениц в бабочек. Желтая гусеница станет желтой бабочкой. А какими бабочками станут другие гусеницы? (Дети накладывают по цвету силуэтные картинки бабочек на силуэтные картинки гусениц).

Ручной труд «Бабочка»

Из большого кусочка пластилина прямым раскатыванием сделать толстую колбаску-туловище. Из маленького кусочка круговым раскатыванием сделать шарик-голову и присоединить к туловищу. Из двух ракушек сделать крылья, из горошин - глаза.

Изобразительная деятельность «Бабочки на цветах»

Вот выросли цветы на лугу. Нарисуйте карандашом зеленого цвета длинные прямые линии - стебли цветов. А короткие линии - будут травинками.


Обратите внимание, что серединки цветов разного цвета. Сейчас прилетят бабочки и рассядутся каждая на свой цветок - серединка которого того же цвета. что и сама бабочка. Приклейте бабочек на свои цветы.

Подвижная игра «Найди свой цветок»

Выберите себе цветок того цвета, какой вам больше нравится. Положите цветок на ковер. Теперь дети превращаются в бабочек и садятся каждый на свой цветок - бабочки спят. Вот бабочки проснулись и посмотрели по сторонам (повороты головы влево-вправо).
Бабочки расправили крылышки и взлетели. Полетели бабочки. (Пока дети бегают, воспитатель меняет местами цветы на ковре). Дождик начинается. Бабочки, летите скорее на свой цветок! (После того, как дети отыщут свои цветы, игра повторяется).

Игра с прищепками «Бабочка»

Сделайте бабочке крылья из прищепок разных цветов. только крылья у бабочки должны быть одинаковые: прикрепили слева красную прищепку, значит и справа прикрепите красную прищепку.
Еще можно сделать бабочке усики из прищепок.

Дидактическая игра «Разложи бабочек»

Разлетелись бабочки с картинки, помоги вернуть их на свои места. (Дети раскладывают бабочек на картинке соответственно цвету и величине).

Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет»

Дети берут в руки нитку с прикрепленной к ней бумажной бабочкой и дуют на нее (не раздувая щек).

Пальчиковое рисование «Бабочка-красавица»

Оставьте отпечатки своего пальчика в белых кружках. Используйте краску того цвета, какого цвета крылышко.

Динамическая пауза «Парашют»

На полу расстилается парашют из четырех секций разного цвета. Детям предлагается полететь, как бабочки и сесть на заданный цвет, перепрыгнуть из одного цвета на другой. Разложить свои цветы на соответствующий цвет на парашюте.

Дидактическая игра «Рассади бабочек на цветы»

Сосчитайте, сколько цветов лежит перед вами? Три цветка.
Положите перед собой цветы так, чтобы в середине оказался красный цветок, а по бокам - синие цветы. Воткните палочку с бабочкой в красный цветок - посадите ее.

Лепка барельефная «Бабочка»

Сделайте тонкую колбаску и приложите на место туловища бабочки. а теперь сделайте бабочке красивый узор на крыльях - отрывайте кусочки пластилина и налепляйте на крылышки. Только, если на одном крыле вы сделали желтое пятнышко, значит и на другом крыле в этом же месте должно быть такое же желтое пятнышко.

Рисование штампами «Много бабочек»

С помощью штампа нарисуйте много бабочек.

Танцевальное упражнение «Бабочки»

Дети повторяют танцевальные движения за воспитателем под музыку.

Цели:

Дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе.
Обогатить словарь детей по теме «цветы».
Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, геометрических фигурах.
Упражнять в умении располагать предметы в пространстве (край, середина, в углу, в ряд, по кругу).
Совершенствовать навыки счета.
Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.
Учить детей внимательно рассматривать и обследовать объект наблюдения.
Развивать умение повторять движения за воспитателем, согласовывать движения и слова песни.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.
Учить детей выполнять коллективную работу.

Оборудование:

Живые цветы в вазе.
Искусственные цветы, пшено, лопатки, грабли, лейки, лотки-клумбы.
Объемные цветы одуванчика, сделанные из цветных салфеток.
Картинка-фон с изображением клумб в виде круга, квадрата, прямоугольника; тканевые цветы.
Картинка-фон с цветами с лепестками в виде геометрических фигур (одного лепестка не хватает), вырезанные из цветного картона лепестки и листья этих цветов.
Разноцветные прищепки, палочки от воздушных шаров.
Вырезанные из яичной клетки части из четырех секций с отверстиями в вершинах, каждая секция закрашена в отдельный цвет, искусственные цветы с лепестками тех же цветов.
Картина-заготовка для пальчикового рисования с тучкой, капельками и цветами, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка-фон с изображением цветов без стеблей, счетные палочки.
Листы бумаги, клей, детали аппликации: ваза, цветок.
Соленое тесто зеленого цвета, макаронные изделия в виде цветов, покрашенные в разные цвета.
Пуговицы разных цветов двух размеров, картинка с изображением цветов с кругами, соответствующего цвета и размера.
Картинка-заготовка с изображением неба и земли, пластилин, цветы-пайетки.
Аудиозаписи: «Лютики-ромашки» Железнова.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Наблюдение за цветами в вазе

Посмотрите, что стоит в вазе? В вазе стоят цветы. Посмотрите, какие у цветов лепестки, стебли, листья. Подойдите и понюхайте аромат цветов.

Дыхательная гимнастика «Одуванчик»

Подуйте на одуванчик так, чтобы зашевелились его лепестки, но старайтесь не надувать щеки.

Дидактическая игра «Рассади цветы на клумбах»

На эти клумбы будем сажать цветы. Посмотрите и скажите, на какие геометрические фигуры похожи эти клумбы?
Вот клумба в виде круга, а вот клумба похожая на прямоугольник, а эта клумба квадратная.
Посадите в середине каждой клумбы по одному цветочку.
На круглой клумбе можно рассадить цветы по-кругу. На прямоугольной - в ряд. А на квадратной клумбе посадите цветы - в углах.

Дидактическая игра «Подбери цветку листок и лепесток»

Рассмотрите внимательно эти цветы. Покажите цветок с круглыми лепестками (квадратными, треугольными, овальными). С каждого цветка упал один лепесток. Положите лепестки на место на их цветки с такими же лепестками.
А теперь к стеблю приложите листочки зеленого цвета.

Игра с прищепками «Цветы»

Прикрепите прищепки к серединке цветка.

Дидактическая игра «Посади цветы»

Вам нужно посадить цветок в ямку того же цвета, что и лепестки у цветка.

Рисование «Дождик лей-лей-лей, вырастут цветы скорей!»

Дети рисуют пальчиками капельки и серединки цветов.

Музыкально-динамическая пауза «Лютики-ромашки»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу взрослого.

Упражнение с палочками «Стебли цветов»

Выложите палочки вместо стеблей цветов. Найдите и покажите одинаковые цветы.

Аппликация «Цветы в вазе»

Наклейте вазу, а в ней пусть будет стоять красивый цветок. Сколько цветов в вазе? Один цветок.

Динамическая пауза «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Дети сидят на корточках)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Встать на ноги, потянуться, поднять руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками, покачивание туловища)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают
И по прежнему цветут.
(Встать на ноги, повороты туловища влево-вправо)

Игра с пуговицами «Цветы»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

Как у деток маленьких
Есть цветочек аленький,
(Сложить пальцы одной руки щепотью)

А его лепестки -
Это пальцы у руки.
(Раскрыть ладонь, развести пальцы в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять -
Учимся сейчас считать.
(Перебирать пальцы другой рукой)

Лепка барельефная «Красивые цветы»

Отрывайте кусочки от пластилина, прикладывайте их к картинке, сверху на пластилин положите цветок и крепко прижмите пальцем.

Ручной труд «Клумба»

Из соленого теста дети делают лепешку-клумбу и вдавливают-сажают цветы-макаронные изделия.
- Сколько красных цветов? Один. Сколько желтых цветов? Два. Сколько оранжевых цветов? Три.

Коллективное упражнение «Устраиваем клумбу»

Дети насыпают пшено в лоток лопатками, разравнивают граблями и втыкают в крупу искусственные цветы. Затем поливают из лейки (имитация).

Екатерина Арестова
Дидактическая игра «Цветы»

Дидактическая игра "Цветы ".

Цель : закреплять названия и внешние признаки цветов , развивать умение описывать растения двумя-тремя предложениями, развивать связную речь, память, мышление. Формировать представление о многолетних цветах и о цветах однолетниках . Закрепить умение ухаживать за растениями, воспитывать любовь к природе.

Ход игры:

Дети рассматривают цветы называют цвет , форму лепестка, их особенности, где растут, как собираются семена. Также можно составлять букет, составление с детьми загадок по картинкам о каждом из цветов .

Также можно использовать материал, для игры "Магазин цветов ".

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы , но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок . Например : «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие , красивые, нежные, фиолетового цвета ».

Публикации по теме:

Наконец-то с погожими деньками пришло теплое, солнечное лето. Наступила долгожданная пора летних отпусков. А это значит, что больше времени.

Дидактическая игра «Цветы и бабочка» Цель игры: Формирование умения выяснить, в какой из групп больше, меньше предмеов. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Возраст.

Доброго дня суток, дорогие коллеги! Сегодня, Вашему вниманию я представляю мастер класс изготовления дидактической игры для детей младшего.

Дидактическая игра «Красивые цветы»

Цель: формирование навыков количественного и порядкового счета. Задачи: - упражнять детей в количественном и порядковом счете, закрепить.

Дидактическая игра по познавательному развитию детей в младшей группе «Волшебные колечки» Цель: закрепить представления о четырех основных цветах, способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук. Дидактический.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Игра создана на основе уже неиспользуемых лазерных дисков, на которые нанесено изображение трех видов дидактических фигур. Фигуры изображены.

; формировать положительное эмоциональное отношение к ней; воспитывать ответственность за состояние ближайшего окружения.

Игровой сюжет: «Тропою Луговичка»

  • Подготовка к путешествию
  • Выполнение заданий
  • Постройка домика для Луговичка
  • С/р игра «В гостях у Луговичка»

Игровой персонаж — Луговичок

Роли: различные персонажи насекомых и цветов (по желанию детей).

Игровое оснащение: Игровое оборудование, необходимое для с/р игры «В гостях у Луговичка»: самовар, чайный сервиз, чай мятный, варенье земляничное и т.д.; дидактические игры и атрибуты к ним; фломастеры; карта-схема маршрута.

Проблемная ситуация:

Звонит телефон. Воспитатель разговаривает. Сообщает детям, что звонил Луговичок (персонаж живущий на лугу и охраняющий его). Луговичок хочет поселиться на лугу, чтобы его охранять. Но вот беда, когда он шел по лугу к месту, где хочет построить дом, растерял камушки для постройки фундамента. Луговичок просит помочь их собрать. Но дело в том, что на лугу под землей живут злые Тролли. Они спрятали камушки и отдадут их лишь друзьям Луговичка. И отдадут только тогда, когда они выполнят все задания Троллей. Кроме этого Тролли разбросали все бревна для дома, и Луговичок не может никак справиться. Отправимся на помощь Луговичку? (Ответ детей).

Идет беседа. Луг - это большое открытое место, где растут разные травы (ромашка, колокольчик, одуванчик, Иван-да-Марья, лютик, медуница и др.). Луг - это место, где растут травянистые растения. Здесь в избытке солнца, влаги, поэтому растения себя очень хорошо чувствуют. На лугу много насекомых (бабочки, мухи, пчелы, шмели и др.) Они очень маленькие, многих совсем не видно и если мы такие большие попадем на луг, то, ступая по нему, мы можем нечаянно наступить на маленького насекомого или маленькое растение, повредить их. Поэтому, чтобы не навредить лугу, нам нужно стать тоже маленькими. Подумайте, кто кем хочет стать, чтобы попасть на луг. (Дети выбирают необходимую шапочку и со словами - например, «Шапку пчелки надеваю и в нее я превращаюсь» и т.д.). Вот мы стали сами жителями луга и поэтому можем спокойно отправляться на помощь Луговичку. Только сначала нам нужно рассмотреть карту-схему движения.

Путь следования представляет собой дорогу от цветка к цветку (например, 1 - василек, 2- колокольчик, 3- лютик, 4- медуница, 5- ромашка и т.д.), где находятся задания, и камушек, вырезанный из картона, и с наклеенной на обратной его стороне липучкой, чтобы его можно было прикреплять на тафтинг. Дети рассматривают карту, на которой нарисован путь следования от одного задания к другому. Каждое задание и камушек находятся под определенным цветочком

Дидактическая игра «Сбор лекарственных растений»

Цель: знакомить детей с буквами как знаками для обозначения гласных и согласных звуков.

Материал: , конверты с нарисованными на них буквами.

Правила игры: На полянке «растут» растения. Каждый ребенок должен взять одно из этих растений, выделить первый звук в названии этого лугового лекарственного растения и положить картинку в конверт с соответствующей буквой. Например - зверобой в конверт, где написана буква - з.

Роль воспитателя в процессе проведения игр: отследить правильность выполнения задания, вручение камушков.

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Цель: Учить распознавать растения по запаху.

Материалы: луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры: Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры: Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

Цель: расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка - ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном - 5 ромашек, во втором - 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры: Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. (Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Домик для Луговичка».

Цель: расширять и закреплять знания о цифрах от 0 до 10, упражнять в их назывании, определении соседей числа, знакомить с составом числа из двух меньших чисел (до 10)

Материал: Недостроенный домик из бревнышек, все разборное (фундамент, крыша, бревна), на каждом бревне написана цифра или бревна - цветные счетные палочки (полоски) Кюизенера, которые можно закреплять на тафтинг.

Правила игры:

Дети сначала делают фундамент дома из камушек, которые собрали по дороге: Весь дом выкладывается на тафтинге. Строить дом нужно, например, так: длина одного венца должна быть 9 единиц, венец может состоять из 1 или 2-х бревнышек. Каждый ребенок должен выбрать и предложить свой вариант. Высота дома, т.е количество венцов дома, зависит от количества детей, участвовавших в игре. Чтобы выложить свой венец, нужно еще ответить на вопрос.

  1. У каких растений семена снабжены парашутами? (Одуванчик, чертополох, осот, мать-и-мачеха ).
  2. Для чего создана Красная книга? Какие растения занесены в Красную книгу? (Для того, чтобы охранять исчезающие виды растений и животных. Ландыш, валериана, первоцвет.)
  3. Правила сбора лекарственных растений. (Собирать можно в экологически чистой зоне, в солнечную погоду, когда высохнет роса и нужно обязательно оставлять в природе, чтобы они размножались т.е не все срывать и немного .).
  4. Какое растение встречается на сухих лугах, возвышенных местах, в кустарниковых зарослях и лесах (Буквица лекарственная).
  5. Лекарь вырос у дороги - он больные лечит ноги. (Подорожник ).
  6. Какие знаете группы растений? (Деревья, кустарники, трава, цветы, грибы, лишайники и мхи ).
  7. Какое растение называют «цветок-букетик» (Медуница. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебле можно увидеть голубые, синие, фиолетовые. Отцветая, цветки меняют окраску.)

Возвращение домой. Снимаем шапочки и оказываемся в детском саду. Делимся впечатлениями.


Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ,
Потому что он - Георгий, в этом вся причина;
Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.

Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА - Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке;

Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,
Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке.

Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша.
Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ.

Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея;
Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ.

А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики...
Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!

(Н. Самоний)
Речевой материал для развития речи и координации движения

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),
Поднялись цветочки (медленно встают).
К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),
Солнцу улыбнулись (широко в стороны).
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),
Повернут цветочки.
Развернут бутоны (руки соединить над головой).
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

Цветы.

Возле дома у калитки,
Там, где ползают улитки –
Идут по кругу, взявшись за руки.

Зацвели у нас цветы
Останавливаются, приседают.

Разноцветной красоты:
Медленно поднимаются – руки вверх.

Розы, астры и дубки,
Хризантемы, ноготки.
Загибают пальцы обеих рук, перечисляя цветы.

Пышный мы букет нарвем,
Обхватить себя скрещенными руками за плечи.

В детский садик отнесем.
Маршируют, высоко поднимая колени.

Одуванчик
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик
(присесть, медленно поднимаясь, показывая, как растет маленький цветок),
Голова, что шар пушистый
(руками показать большой круг).
Если ветер быстрый-быстрый
На полянку налетит
(быстрые повороты в сторону с распростертыми руками),
Все вокруг зашелестит
(потереть ладошки на вытянутых руках),
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(дети кружатся и медленно бегают в одном направлении)
И сольются с небосводом
(остановиться, прямые руки поднять вверх).
Цветы
(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
Раз, два, три, выросли цветы
(медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы).
К солнцу потянулись —
Высоко:
(тянутся на носочках, смотрят вверх).
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
(бегают на носочках по кругу, плавно махают руками).
Влево качнулись, низко пригнулись
(наклоняются влево, наклоняются вперед).
Вправо качнулись, низко пригнулись
(наклоняются вправо, наклоняются вперед).
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай
(грозят пальцем правой, потом левой руки),
Пусть они цветут, растут,
(хлопают в ладоши),
Детям радость несут
(кивают головой, улыбаются).
Колокольчик
Дон-дон-дон, — колокольчик звенит
(дети покачивают головой из стороны в сторону).
Ля-ля-ля, — что-то он говорит
(исполняют пружинку).
Динь-динь-динь, — наклоняет головку
(покачивают головой вперед).
Бом-бом-бом, — растрепал всю прическу
(легонько хлопают ладонями по волосам).
Дзынь-дзынь-дзынь, — солнцу он улыбнулся
(поднимают руки вверх, хлопают).
Дили-дон — наконец-то он проснулся
(стучат пальцами одной, потом другой руки).
Васильки
Утром солнышко проснулось
(дети трут глазки),
Улыбнулось, потянулось
(улыбаются, потягиваются),
Раскрывают лепестки
(разводят руки в стороны)
Голубые васильки
(складывают ладошки вместе).
Ветер в поле прилетел
(бегают на носочках),
Закружился, засвистел
(кружатся, свистят),
Закачались васильки,
Голубые лепестки
(качаются из стороны в сторону).
Дождь на облаке приплыл
(протягивают руки вверх),
Все вокруг он намочил.
Пьют водичку васильки,
Голубые лепестки
(причмокивают губами).
Вот и вечер пришел,
С неба солнце увел
(машут рукой).
Закрывают лепестки
Голубые васильки
(складывают руки на груди, наклоняют голову в сторону).
Цветочный сок
Пьет из чашечки жучок
(дети изображают чашку, складывая ладоши)
Колокольчиковый сок
(сжимают и разжимают пальчики на двух ладошках),
Пьют веселые букашки
(хлопают в ладоши)
Сок пахучий из ромашки
(раскрывают ладошки).
А нарядный мотылек
(машут руками-«крылышками»)
Земляничный любит сок
(потирают рукой живот).
Сока хватит всем в лесу
(разводят руки в стороны)!
Угощает шмель осу:
— Вот вам два стаканчика —
Сок из одуванчика
(показывают два пальчика на правой руке, потом на левой)!

Пальчиковые гимнастики
У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).
Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).
Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).
Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).
А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок-пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»; нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть; получается большой, раскрытый «цветок».)
«Оса»
Оса села на цветок,
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — с пальцем левой руки.)
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)
Диалоги, игры и драматизации
Черемуха
— Черемуха, черемуха, ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего, для мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка, что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего, для майского денька.
Скучать некогда
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать.
Пчела
— Где ты была?
— Тут и там.
— Где ты летала?
— По цветам.
— Что домой ты принесла?
— Мед, — ответила пчела.

ЦВЕТЫ ВЕСНЫ
Весна
Из-за гор, из-за морей
Мчится стая журавлей.
Ручейки в лесу поют.
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна —
Это я пришла — весна...
Тюльпаны
Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат.
Гвоздики
Мы — гвоздички красные,
Лепестки атласные,
Стройные ножки,
Зеленые сапожки.
Одуванчик
Насмешил всех одуванчик:
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся,
Сарафанчик разлетелся.

Три бабочки
(игра-драматизация по мотивам венгерской сказки)
Ведущий (В.). Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. Они порхали с цветка на цветок и собирали пыльцу. Однажды солнышко исчезло. Небо заволокли грозовые тучи. Бабочки очень испугались.
Белая бабочка. Я так боюсь дождя.
Желтая бабочка. Если намокнут наши крылья, то мы не сможем летать.
Красная бабочка. Давайте спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь.
В. Тюльпан тоже боялся дождя и плотно сложил лепестки.
Желтая бабочка. Впусти нас, тюльпан; дождь начинается, а дом далеко.
Тюльпан. Желтую и красную я впущу. Но уж белую — ни за что.
Желтая бабочка. Мы же не можем бросить нашу подружку одну.
В. Но тюльпан закрыл глаза и ничего не ответил.
Красная бабочка. Что же нам делать?
Белая бабочка. Летим к лилии.
В. С трудом взмахивая крыльями, бабочки наконец добрались до озера, где жила лилия.
Белая бабочка. Впусти нас, лилия, мы мокнем под дождем.
Лилия. Белую я впущу, но желтую и красную — ни за что.
Белая бабочка. Как же я брошу подруг?
Лилия. Ну, как хочешь (и закрыла свои лепестки).
В. Бабочки горько заплакали. Их услышало солнышко и посмотрело вниз. Оно высушило слезы бабочек, улыбнулось им. Бабочки обрадовались и полетели играть в поле.
Рассказы для чтения
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (По Соколову-Микитову)
В. Нарисуйте, дети, одуванчик. С чем сравнивают одуванчик?
Колокольчик
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек. А выше всех, веселее всех — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Ландыши
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. (По Ю.Дмитриеву)
лексическая тема
цветочная азбука с фото и стихами
загадки о цветах и карточки с цветами

Демонстрационный материал
карточки "Цветы" с названиями и заданием найти такой же цветок среди других
карточки Домана
"Цветы и деревья" тематический словарь в картинках с заданиями
карточки "Весенние цветы"
"Цветы" 16 карточек

мультфильм с музыкой Р. Шумана "Цветы" видео "Вальс цветов" Чайковского видео распускающиеся цветы под релаксирующую музыку

Игры - занятия
конспект в подготовительной группе "Ромашки"
конспект занятия "Летние цветы"
конспект занятия "Весенние цветы"

лабиринт "Растение в горшке"
рисуем по клеточкам василёк, ёлка, земляничка

прописи- обводилки-раскраски с загадками
по клеточкам "Василёк"
разрезные карточки- лото 2 для чтения и классификации, с названиями "Мир растений" (+ грибы, цветы и деревья) карточки- лото 1
настольная игра - бродилка "Цветики - цветочки"
развивающее лото "Растения"
лото "Азбука растений"
дид. игра "Необычные цветы"
дид.игра "Что где растёт"
дид. игра "Что лежит в лукошке?"
настольная игра - бродилка "Цветики- цветочки" и "В лесу"
"Соотнеси цветок с букетом"
Подвижные игры
Игра "Я садовником родился"
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:
Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме... тюльпана Названный цветок должен быстро откликнуться: - Ой! - Что с тобой? - Я Влюблен! - В кого? - В розу! Теперь аналогичным образом откликается "роза", и игра продолжается.

Украинская народная игра "Мак"

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга — это огородник. Он поет:

Ой, на горе мак, Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!—

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

Огородник, огородник,
Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».
На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака. На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:

Огородник, огородник,
Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» — показывают, какая спелая головка у мака.
Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

С использованием вырезалки с яблоком и снежинкой
Татарская игра «Продаем цветы» («Чулмак цены»)
Играющие («продавцы») образуют круг, водящий - за кругом. Водящий, подходя к одному из «продавцов», начинает вести торг:
Эй, дружок, продай цветок.
Покупай…
Сколько дать тебе рублей?
«Продавец» называет цифру не больше 3.После этого водящий касается рукой хозяина цветка столько раз, за сколько «продавец» согласился продать цветок; затем и водящий, и «продавец» обегают круг навстречу друг другу соответствующее количество раз. Кто быстрее добежит до свободного места, становится «продавцом», а игрок, оставшийся без места, - водящим .

Русская народная игра "Первоцвет"