Родительское собрание "гражданин воспитывается с детства". Выступление на родительском собрании на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре»

Родительское собрание.

«Гражданин воспитывается

с детства»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.
Предварительная работа: 1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании. 2. Изготовление памяток на тему собрания. 3. Фотовыставка "Мой родной город Караганда", «Моя любимая страна».

Ход собрания.

1. Вступление. Воспитатель знакомит родителей с темой родительского собрания, обобщает представления родителей о правильном воспитании гражданина своей страны – патриота своей Родины.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитание у дошкольников начал патриотизма и толерантности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания. Сложность решения данной задачи состоит в том, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств. Воспитывают эти чувства на разном материале: учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е.воспитываем бережливость, приобщаем к красоте окружающей природы.

Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное) в котором они живут, худ.литература, музыка, изо. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в д/саду.

2. Дети читают стихотворения для родителей. О караганде...(Ильяс, Дана, Ксюша) Город наш Караганда
Красивый самый для меня…
Еще, что есть в Караганде-
Степи, пшено, хлеба…

Сама она же по себе….
Простым же городом была…
Народ давал ей имена,
И вдруг назвал Караганда…
С тех пор в сердцах живет она.

Отан туралы (Егор,Саша, Вероника)
Мен оның түнін сүйем, күнін сүйем,
Ағынды өзен, асқар тау, гүлін сүйем,
Мен оның қасиетті тілін сүйем,
Мен оның құдіретті үнін сүйем.
Бар жәндігін сүйемін қыбырлаған,
Бәрі маған: «Отан! » деп сыбырлаған
Жаным менің,
Кеудемді жарып шық та,
Бозторғайы бол оның шырылдаған!
Отан!
Отан!
Бәрінен биік екен.
Мен оны мәңгілікке сүйіп өтем.
Отанды сүймеуің де күйік екен,
Отанды сүйгенің де күйік екен...
3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?" Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях. Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности. Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город». Игра для родителей «Узнай по голосу»
5. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

    Назовите дату образования города Караганда. (10 марта 1934 года) В каком году и кем был найден уголь на территории нашего края? Какие шахты Карагандинского угольного бассейна вы знаете? (в черте города) Назовите реку, протекающую по территории города. (Букпа). В каком году в городе построен цирк? (1982 г.) В честь кого названа гостиница “Чайка”? (В. Терешковой). С какого года городе празднуют День Шахтера? (1948 г.) Как называется Карагандинский концертный зал? (Шалкыма). От какого слова пошло название Караганда? (Караган). Назовите главный проспект города? (Бухар Жырау). Когда построен железнодорожный вокзал города? (1950 г.).
6. Музыкальная пауза. 7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:
    Любовь к Родине сильнее смерти. Человек без Родины - соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. Дома стены помогают. Без корня и полынь не растет. Всякая сосна своему бору шумит.
8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"
    "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко) "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский) "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей) "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен) «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).
9. Подведение итогов. Разное. Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания. Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”.на следующем родительском собрании.
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников. 1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром? 2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами? 3. Беседуете ли Вы о родном городе? 4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города? 5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны; 6. Совершаете выезды на природу; 7. Совместно читаете книги; 8. Смотрите телевизор; 9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? 10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Заместитель заведующего по ВМР

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Чебурашка»

г. Вятские Поляны, Кировской области

Родительское собрание по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (вопросы к викторине)

СКАЧАТЬ (презентация)

Статья предназначена для родителей дошкольного возраста и воспитателей дошкольных учреждений.

Актуальность темы. Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:

ü Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;

ü Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

ü Воспитание уважения к чужому и своему труду;

ü Развитие интереса к русским промыслам и традициям;

ü Формирование базовых знаний о правах человека;

ü Расширение имеющихся представлений о своем городе;

ü Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

ü Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;

ü Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, т.е. в детском саду. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и в детском саду воспитатели должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов. Работа по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";
  • В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами. Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физвоспитанием.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Зада сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);
  • Отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник (частота посещения, близость расположения, удобство);
  • Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места, достопримечательности, символика. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
  • Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";
  • знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ

  • Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Работа с родителями

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Слайд 1. Партнёрское взаимодействие ДОУ и семьи по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников.

Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. Трудности и являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Слайд 2. Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому

Слайд 3. наши задачи:

  • Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу
  • Формирование базовых знаний о правах человека
  • Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями
  • Формирование бережного отношения к живой и неживой природе
  • Воспитание уважения к чужому и своему труду
  • Развитие интереса к русским промыслам и традициям
  • Расширение имеющихся представлений о своем городе
  • Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и мы должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Проблема толерантного воспитания актуальна сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей: в играх, в труде, в образовательной деятельности, в быту.

Слайд 4. Совместная деятельность детей и взрослых :

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который связан с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физическим воспитанием.

Гражданско-патриотическое направление - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения и семьи. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается.

И нам, взрослым, нужно помочь, чтобы нравственное качество у детей развивалось в правильном направлении.

Взрослые знакомят с объектами, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);

Нужно отбирать понятия и сведения, которые может усвоить дошкольник; расширять диапазон объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места,

достопримечательности, символика.

Старшие дошкольники должны знать:

название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;

понятия "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";

названия других городов, столицы, символику государства;

Дети должны знать и участвовать в мероприятиях таких, как:

народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города

международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день

православные праздники - Пасха, Рождество Христово

бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами, что мы и стараемся делать в нашем детском саду.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Большую роль играет семья в патриотическом воспитании детей. Мы стараемся привлечь вас, дорогие родители, к процессу гражданско - патриотического воспитания путем взаимодействия т. е. включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи. В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда вы, родители, совместными усилиями создаёте для своих детей снежные постройки, горки, помогаете озеленять территории. Глядя на вас, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело. Огромное вам спасибо!

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, музея, художественной школы, фотовыставок. Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Слайд 5

Спасибо за внимание !

А сейчас мы проведём викторину «Я - гражданин России», освежим ваши знания.

Слайд № 6. Викторина «Я - гражданин России»

Итак, первый вопрос…..

Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников

Памятка для родителей

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач дошкольного образования и семьи.

Наши задачи:

* Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице

* Формирование бережного отношения живой и неживой природе

* Воспитание уважения к чужому и своему труду

* Развитие интереса к русским промыслам и традициям

* Формирование базовых знаний о правах человека

* Расширение имеющихся представлений о своем городе

* Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн)

* Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны

* Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями

Совместная деятельность детей и взрослых:

  • Знакомство со своим городом, его историей
  • Знакомство с Россией и родным краем
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны
  • Знакомство с героями былин и их подвигами
  • Знакомство с символикой государства, республики, города
  • Приобщение дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе)
  • Семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители"
  • Семейное изучение своей родословной

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении и семье - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и желания вести работу по ознакомлению детей с малой Родиной, воспитанию у детей чувства любви и гордости за свой родной город; знакомит родителей с новыми формами и методами, которые можно использовать в работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Родительского собрания на тему

«Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу »

Подготовила

Воспитатель МБДОУ д/с №15 г.Павлово

Кириллова Марина Владимировна

г. Павлово 2015

Родительское собрание.

«Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Форма проведения «Деловая игра».

Цель:

  • привлечь родителей к обсуждению вопросов гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников, через воспитание любви к родному городу.
  • раскрыть важность и актуальность совместной работы родителей и педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей, роль семьи в решении данной проблемы.

Предварительная работа:

1.Анкетирование родителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания (приложение1)

2. Составление памятки для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"(приложение2)

2. Подготовка презентации по теме собрания.

3.Подготовка интервью с детьми «Я люблю свой город Павлово»

4. Оформление фотовыставки "Мой родной город Павлово".

5. Подбор вопросов к викторине «Знаете ли вы свой город», оформление игры «Ромашка».

6.Подбор аудиозаписей.

7.Изготовление совместно с родителями и детьми календаря природы на 2015 год «Павловские поэты о родной земле»

8. Консультации для родителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Ход собрания.

  1. Вступительная часть.

Приглашаю родителей рассмотреть подготовленную фотовыставку, присесть. Знакомлю с темой, целью собрания. Благодарю за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирую полученные сведения.

2. Основная часть

1. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином? Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"

1. Вступительное слово педагога.

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

2. Вопросы к родителям:

- Как вы считаете, нужно ли патриотическое воспитание в дошкольном возрасте?

Как оно должно осуществляться?

3. Обсуждение вопросов.

4. Рассказ воспитателя о необходимости патриотического воспитания с дошкольного возраста:

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно.

5. Вопросы к родителям и предполагаемые ответы, дополнения педагога:

Как вы думаете, где малыш впервые открывает Родину? (В семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина»).
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Как вы считаете, какое место занимает семья в системе патриотического воспитания дошкольников?

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества, начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

6. Заключительное слово педагога.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста мы знакомим детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Вместе мы должны показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

2. Тренинг на возникновение образа Родины.

Уважаемые родители, что же такое Родина?

Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Родители по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из ваших образов. (6 слайд)

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира!

Мама и папа, соседи, друзья.

Город любимый, родная квартира,

Бабушка. Садик, котёнок… и я.

3. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город Павлово». Игра для родителей «Узнай по голосу». Обсуждение высказываний детей.

4. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

  • Назовите год образования Павлово . (1566 год)
  • Кто основатель города?
  • В каком году Павлово получил статус города? (1918-уездный город Нижегородской губернии).
  • Назовите архитектурные памятники, старейшие здания нашего города (церкви Воскресения (1778 г.) и Вознесения (1795 г.). Бывшая усадьба купца В.И. Гомолина (ныне музей), жилой дом фабриканта Теребина, вотчиная контора Шереметевых, здание волостного правления и т.д.)
  • Назовите известных людей нашего города прошлого и настоящего (Никита Павловец-иконописец, Афанасий Чернов – оружейник, А.Г.Штанге – основатель кустарной артели, В.А.Маклаков – композитор, Е.И. Аладышкин – герой Социалистического труда, П.В.Куликов – нынешний Павловский Левша и т.д.)
  • Назовите улицы города, названные в честь выдающихся людей и событий (Штанге, Шмидта, Костный пер., Батарейная ул. и т.д.)
  • Какие исторические события связаны с нашим городом.
  • Назовите памятники нашего города.
  • Назовите предприятия нашего города.
  • Назовите традиции Павловчан.
  • Назовите Павловских поэтов, воспевающих красоту и величие нашего города» (Н.Власов, Ю.Паркрев, Н.Смагин)

5. Презентация календаря на 2015г, изготовленного семьями воспитанников под руководством воспитателя «Павловские поэты о родной земле»

6. Игра «Внимательные глазки»

Назовите, что изображено на гербе города? (Форма герба - щит. Графическим символом выбрана ладья, с древних времен разносившая славу Павловских умельцев. На фоне парусника эмблема - молот с высеченной искрой. Это изображение символизирует кузнецов и современный рабочий класс с его революционным прошлым. Герб трехцветный: белый - силуэт ладьи; красный - воплощение современности; синий - символизирует старый дореволюционный период и реку Оку)

7. Игра «Собери герб г. Павлово» (аудио сопровождение)

8. Игра «Назови пословицы, используемые в процессе работы с детьми по патриотическому воспитанию»

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
  • Дома стены помогают.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всякая сосна своему бору шумит.
  • И др.
  1. Заключительная часть .

1.Заключительное слово педагога (можно предложить родителям подумать и назвать, что ещё можно использовать в работе с детьми в процессе воспитания любви к родному городу – художественная литература, музыкальные произведения, совместные поездки на природу и пр.).

Решение родительского собрания .

2.Рефлексия

Игра «Укрась лимон». Если в ходе собрания вы узнали для себя много полезной информации, которую в дальнейшем собираетесь использовать в работе по воспитанию любви к родному городу, если вам было интересно – украсьте лимон плодом; если вам не всё понятно, у вас возникли какие-то вопросы или вы с чем-то не согласны - украсьте лимон цветком; если вам было скучно, или вы считаете тему нашего собрания неактуальной и бесполезной на данный момент – не украшайте лимон.

3.Приглашаю родителей на чаепитие с Павловскими лимонами, выращенными на окнах нашими бабушками.

Приложение №1

«Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников»

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Приложение №2

Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).


Ход родительского собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и округу в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.

Слайд 1: Что такое патриотизм (Патриотизм (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Высказывания родителей.

Слайд 3: Детский сад и семья

Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.

Слайд 4: Семья.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Высказывания родителей.

Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?

Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?

Слайд 5: Альбом с фото.

Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Какие традиции есть у вашей семьи?

Слайд 6: Традиции семьи.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Слайд 7: Символ дома.

  • Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?

Пожалуйста, поднимите руку те родители, дети которых знают домашний адрес.

  • Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Слайд 8: Символ детского сада.

  • Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?
  • Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Часто устраиваем экскурсии по территории детского сада, знакомим с сотрудниками.

Слайд 10: Символ-фотография города Нижневартовска.

Мы с вами живём в одном из красивейших городов ХМАО.

  • А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?
  • Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку оних?

В нашем детскомсаду созданы мини-музее(«Комната русского быта», «Народно-прикладное искусство», «Картинная галерея», «Наш округ»).

Слайд 11-14: «Комната русского быта», «Народно-прикладное искусство», «Картинная галерея», «Наш округ»)

Мы учим детей понимать, что и у людей и у вещей есть своя история.

Знакомим с культурой, прошлым и настоящим, достопримечательностями нашего города и округа, с промышленностью, с традициями и обычаями, с людьми, прославившими город.Развиваем потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательную активность.

  • А у вас дома есть какие-нибудь мини-музеи или коллекции?

Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

Слайд 15: Вопросы

Мы в группе тоже хотели бы создать свой мини-музей. Мы уже оформили семейный альбом, будем двигаться дальше.

А какой- мы просим помощи у вас? (Может быть коллекцию фото, где вы отдыхали или гуляли по нашему городу и фотографировались возле памятников?)

Родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье» Цель: формировать представление родителей в вопросах воспитания патриотизма. Задачи: 1. Демонстрировать родителям необходимость обсуждения патриотических тем в семье. 2. Раскрытие сущности патриотического воспитания. 3. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Форма проведения: родительский всеобуч + дискуссионный клуб. Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); подготовка памяток по патриотическому воспитанию детей в семье (см. приложение). Ход собрания 1. Вступительное слово. Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас видеть. Тема нашего родительского собрания важна и актуальна - «Патриотическое воспитание в семье». ,Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом’’. С. Михалков Патриот – это человек, служащий своей Родине. Н.Г.Чернышевский Вопросы патриотического воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда страна переживает духовный кризис, патриотического воспитания становится все более актуальной. проблема Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким патриотического воспитания уровнем гражданского образования и у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта: Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что - поможет повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; - раскрыть понимание истинного значения интернационализма; - не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность; Цель гражданско-патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому заложенной в его душе с самого рождения. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества. Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. И именно семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительноинтимных отношениях между супругами, между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: во-первых, в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви; во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную. Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает родным, близким людям. Именно здесь формируется в одних случаях строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ. Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков? Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Дети, особенно подростки, готовые день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции. Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери. Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи. Неоценимую роль в воспитании патриотических чувств у подростков оказывают совместные путешествия. Во время путешествия родители и дети знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Нередко родители помогают школьникам в организации и проведении походов: содействуют в выборе маршрута походов, проводят беседывоспоминания о своих боевых друзьях, дарят священные реликвии. Уважение к культурному наследию других народов – одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира. Подтверждение тому – жизнь и деятельность выдающихся мыслителей, писателей, педагогов, которые с целью обогащения национальной культуры и этики стремились изучать и рассказывать о жизни, быте, обычаях и нравах других народов. Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие качества отца и матери – первых воспитателей своих детей. Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг. Говоря о повышении роли современной семьи в патриотическом воспитании, особое внимание следует уделить его психологическим аспектам. В настоящее время дети стали свидетелями национальной розни, военных действий формировании на территории патриотических страны. чувств у Большую подростков ценность при представляет организация и проведение встреч с ветеранами войны и труда. Ценность состоит в том, что живые страницы патриотизма воздействуют не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей. Критериями патриотически - воспитанного человека являются:  сформированность систематических знаний о своей Родине, её истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории Казахстана;  стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города;  активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества. 2. Анализ анкетирования. 3. Анализ ситуаций. Дискуссия родителей. Ситуация 1. Классный руководитель предлагает учащимся сходить в музей истории Великой Отечественной войны, однако у учащихся класса это не вызывает никакого энтузиазма. Более того, есть учащиеся, которые не только не хотят идти, но откровенно злобно настроены против посещения музея. Некоторые заявили: ,Лучше бы мы дома отдохнули’’. Ситуация 2. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Ситуация 3. На вопрос учащимся о том, какой персонаж художественной литературы им больше всего нравится, дети отвечают: ,Гарри Поттер’’. Когда учитель просит учащихся привести примеры отечественной, художественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают. Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения Государственного Гимна смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Разгневанные родители приходят выяснять ситуацию и возмущаются требованием учителя вести себя пристойно во время исполнения Государственного Гимна. 4. Подведение итогов. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ. Воспитание патриотов – одна из задач родительского воспитания. ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для учеников. 1. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему? 2. Кого из известных тебе людей можно назвать патриотами своей Родины? 3. Считаешь ли ты себя патриотом своей родины? 4. Поддерживают ли тебя родители в этом? 5. Какие памятные места своей родины ты посетил(а), чем тебе это запомнилось? 6. Какого человека можно назвать патриотом своей родины? Анкета для родителей 1. 1. Считаете ли вы себя патриотом? 2. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребёнка? 3. Какие методы и приёмы вы используете для этого? 4. Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм учащихся? Анкета для родителей 2. Я считаю, что патриотизм – это __________________. Чтобы воспитать патриотизм, нужно ________________. Для воспитания патриотизма мы используем ___________. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребёнка: __________________. 5. Мы хотели бы развивать в своём ребёнке следующие качества, способствующие проявлению патриотизма: _______________. 6. Я предлагаю провести в классе следующие мероприятия, которые будут способствовать проявлению неформального патриотизма: ____________. 1. 2. 3. 4. Рекомендации по патриотическому воспитанию в семье. Памятка для родителей. 1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте. 2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. 3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины. 4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности. 5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок. 6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них). 7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: ,Не высовывайся!’’,Сиди тихо!’’,Не проявляй инициативу, она наказуема!’’ и т.д. 8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.