Тема: «Первые шаги в мир хороших манер. Проект по этикету «В мир хороших манер и доброты» — фотоотчет Проект на тему правила этикета

Цель проекта

  • Формировать у детей представление о этикете.
  • Формировать у детей навыки вежливости.
  • Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
  • Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
  • Знакомить с правилами этикета.

Краткое содержание проекта

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Группа

Старший дошкольный возраст 5-6 лет, (законные представители, воспитатель).

Приблизительная продолжительность проекта — 2 месяца.

Образовательные стандарты:

«Познавательное развитие», «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие речи.», «Изобразительная деятельность» «Ручной труд».

Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.

Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.

Ручной труд: формировать необходимую для жизни ручную умелость, развивать творчество, эстетический вкус, способность к приобретению материалов.

Ожидаемые результаты

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств
  • Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
  • Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
  • Снижение агрессивности

После завершения проекта воспитанники смогут:

  • Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Уметь общаться, обмениваться идеями.
  • Уважать старших

График оценивания

До работы над проектом:

Разработка модели мини — доклада

Анкетирование родителей

Дети работают над проектом и выполняют задания

Занятия по изодеятельности, ознакомление с окружающим, домашнее задание, консультации, папки передвижки,беседы

После завершения работы над проектом

Заслушивание мини – доклада, выставка детских рисунков, альбомов, оформление стенгазет.

Родительское собрание.

Организация досуга

Описание методов оценивания

Перед началом работы над проектом проводится родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.

Проводится анкетирование родителей по теме проекта, разделение на группы (семья), круглый стол.

«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Технологии и оборудование:

Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.

Технологии и программное обеспечение:

Программы обработки информации и изображений.

Электронные книги, энциклопедии.

Разделение функций участников проекта

Воспитатель:

Диагностика уровня знаний и умения детей.

Самообразование по данной теме.

Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов, развлечений, этических бесед.

Оформление плакатов, стенгазет.

Подбор детской литературы

Дети:

Разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Рисование рисунков.

Изготовление поделок.

Занятия познавательного цикла.

Развлечение, досуг на тему «Этикет»

Игры, викторины.

Закрепление правил хорошего тона

Родители (законные представители)

Помощь в оформлении стендов, стенгазет.

Участие в фотовыставке.

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.

Участие в родительском собрании, деление опытом (по воспитанию детей), в развлечении.

I этап – подготовительный

Занятие «Что такое этикет?» — дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседа «История этикета»

Игра «Приятного аппетита»

Занятие «Наш помощник — этикет»

Занятие «Путешествие в страну этикета»

Игра «Волшебные слова»

Беседа «Каким я хочу быть» — Учить детей избавляться от своих недостатков.

Занятие «Давайте познакомимся».

Чтение «Сказки – кладезь народной мудрости и этикета» — вспомнить правила гостеприимства.

Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Чтение стихотворения В. Левина «Аппетитная песенка для Лёшки», Э. Мошанской «Маша и каша», В. Левина « Размышление после очень вежливого разговора», А. Кондратьева « Пожалуйста», И.Токмакова «Счастливого пути».

Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»

Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»

Занятие – беседа: «В стране вежливых слов»

II этап – творческий

Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Заучивание пословиц о дружбе, честности.

Подбор рисунков на выставку, стенгазету.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Отправляемся мы в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте» — закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.

Изготовление поздравительной открытки.

Оригами (Салфетки для сервировки стола)

Рисование « Нарисуй настроение», « Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, « Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Аппликация «Пригласительный билет родителям на родительское собрание»

Лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы» воспитывать уважение к старшим, заботиться о них.

Пение песен «От улыбки станет всем светлей», « Голубой вагон бежит качается».

Игра приветствие «Хэй, хэй, привет тебе», «Нам здороваться не лень»

III этап — заключительный

Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»

Занятие — развлечение «В королевстве кривых зеркал»

Игры – инсценировки «Телефонный разговор», « Невоспитанный Незнайка»,

«Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Развлечение «Секрет волшебных слов»

Родительское собрание «Азы воспитания» (деление опытом) – формироване норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Стенгазета «Уроки этикета»

Консультации для родителей «Весёлый этикет», « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте»

Литература на печатной основе

«Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская

«Детский этикет» О.В.Корчинова.

«Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова.

«Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова.

«Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева.

«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва.

«Это Вам родители» А.О.Пинт

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина

«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

Оганесян Софья Артуровна Правила этикета Годовой проект ученицы начальной школы в рамках темы «Я гражданин своей страны»

МБОУ Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагомбетова

Руководитель: Хорошавина Р. Б.

Помощник: Оганесян Е. Г.

2015-2016гг

План
  • Цель проекта.
  • Вступление.
  • Самые важные качества гражданина.
  • Конституционные обязанности гражданина.
  • Понятия слова гражданин и индивид.
  • История возникновения этикета.
  • Виды этикета.
  • Школьный этикет.
  • Вывод.
  • Использованная литература.
Цель моего проекта Узнать: Что же такое этикет? Что такое быть воспитанным? Для чего нужно знать эти правила? Как нужно вести себя? Как вести себя в школе? Кто такой гражданин? Вступление: Мы живём в государстве, которое называется Российская Федерация, и являемся его гражданами. Гражданин - это очень важное звание, которым гордятся люди и которое дано не всем. Каждый гражданин наделён определенными правами и имеет обязанности, которые следует исполнять. 1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ. 2. Уважение прав и свобод других лиц. 3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. 4. Получение основного общего образования. 5. Забота о памятниках истории и культуры. 6. Уплата налогов и сборов. 7. Охрана природы и окружающей среды. 8. Защита Отечества.

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

Понятия слова гражданин Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Кто такой индивид Индивид - человек, обладающий определенными качествами, способностями, внешними признаками, отличающими его от других людей. Важные качества гражданина Я считаю, что самые важные качества гражданина, это трудолюбие, терпение, отвага и соблюдение правил этикета, так как если у человека нет этих качеств, то из него не получится настоящая личность. Этикет – это явление историческое. Все правила этикета, которые выражаются в определенных формах поведения. Виды этикета В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета: речевой; повседневный; служебный; праздничный; профессиональный; свадебный; -столовый; -выходного дня; -религиозный; -школьный. Первая сторона поведения выражает нравственную норму: предупредительную заботу, уважение, защиту. Вторая сторона поведения говорит о красоте, изяществе форм человеческого поведения. История возникновения Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и племенами. Людовик XIV (1638-1715) - король Франции из династии Бурбонов , правивший в 1643-1715 годах. Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси. Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Школьный этикет Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет и «Классные правила». К ним относится: - Доброжелательное отношение друг к другу. - Здороваться со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет. - Улыбаться. - В классе и школе не сорить, пользоваться урнами как воспитанные люди. - Не опаздывать и не прогуливать уроки. - После обеда убирать за собой посуду. - Не пользоваться во время уроков телефонами и плеерами. - Не повышать голос и не кричать. - Вежливо разговаривать со взрослыми и между собой. - Не говорить плохие слова. - Во время общешкольных массовых мероприятий входить в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды. - Не трогать и не портить чужие вещи. - Обязательно посещать общешкольные линейки. - Любить, дорожить и поддерживать школьные традиции. В заключении работы мной были сделаны следующие выводы: Работая над моим проектом мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, видах этикета, истории возникновения и особенностях, о культуре в целом. Считаю, что данная тема важна для меня и ребят моего класса. Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими. Вывод: Вежливый человек - очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться. Считаю, что граждане нашей страны должны знать и придерживаться правил этикета. Знание правил этикета всегда остаётся необходимым атрибутом воспитанного человека.

Помни!

Не соблюдая правил этикета, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно рассчитываешь на них уважение к себе.

Спасибо за внимание! Я думаю, что вам понравился мой годовой проект и вы узнали много нового и интересного! Использованная литература
  • http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_6/22.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://3ladies.ru/psihology/communication/pravila-etiketa.html
  • https://otvet.mail.ru/question/28839087
  • http://ria.ru/society/20091212/198681245.html
  • 1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
  • 2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
  • 3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
  • 4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • 5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.
  • 6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
  • 7. Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.

Лисицкая Наталья Николаевна
учитель начальных классов
ЧОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»
Email: [email protected]
Саратовская обл., г. Красный Кут

Рецензия: Проект «Речевой этикет» носит информационно - исследовательский, практико-ориентированный характер. Проблема речевого этикета так же актуальна сегодня, как и много лет назад, и требует пристального внимания. Речевой этикет сопровождает человека всю его жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя… «Что надо сказать?»- с этого вопроса – напоминания каждый из нас осваивал жизненно необходимые правила поведения, общественные обычаи. И чем раньше наши дети поймут необходимость знания и применения правил речевого этикета, тем доброжелательнее, вежливее, скромнее и учтивее будут они с окружающими людьми. Данная проблема интересует как учеников, так и их родителей. В своем проекте ребята попытались проследить историю возникновения слова «здравствуйте», познакомить одноклассников с традициями приветствий разных народов и выяснить насколько вежливыми себя считают учащиеся лицея.

    Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правилах приветствия, полученные в процессе изучения раздела "Речевой этикет" дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры».

    Развивающая: привить культуру речи, обогатить словарный запас учащихся.

    Воспитательная: воспитать вежливость, доброту, внимание к окружающим людям.

    доказать актуальность проблемы речевого этикета;

    рассказать о приветствиях у разных народов;

    познакомить с результатами анкетирования обучающихся в лицее.

В работе применялись следующие методы:

    Метод анкетирования,

    Метод причинно-исторического анализа (при работе с теоретической литературой).

Основная часть.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьёзное дадим определенье.

Немного истории: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Сначала все эти правила пересказывали устно. А потом эти правила стали записывать.

Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.

А вот книга по этикету, которая дошла до нас из 1240 года, называлась "Дисциплина Клерикалис" испанского священника Педро Альфонсо. Книга предназначена была для священнослужителей и монахов. Позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. В основном там говорилось о порядке приёма гостей, ведению бесед и поведению за столом.

Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее относятся к нему окружающие. Общение начинается с приветствия. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. Люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?

Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы. "Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

А есть еще такая история: Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда–то давно люди желали друг другу быть крепкими, как дерево (например, дуб, кедр). Они говорили: «Будь с дерево!» Потом стали произносить здраво, здравие, здоровье. Значит и мы, произнося «здравствуйте», желаем человеку здоровья.

В рыцарские времена, снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно! Эта традиция перешла и в наши времена – при рукопожатии, воспитанные люди всегда снимают перчатки. А еще, был обычай снимать доспехи и шлем, входя в дом, рыцарь, как бы говорил хозяевам: «Я не опасаюсь вас». Это тоже стало правилом в наше время – снимать головной убор при входе в помещение.

Как же приветствовали друг друга люди, жившие в разных странах, в разные времена?

    Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

    У японцев для приветствия применяют три вида поклонов.

    Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

    Лапландцы трутся носами.

    Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине.

    Французы целуют друг друга в щеку.

    Самоанцы обнюхивают друг друга.

    В племени масаи перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

    Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

    На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу.

    В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.

    Туркмены засовывают руки в длинные рукава.

    Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

    В Англии говорят “Hello!”.

    Во Франции они здороваются так: “Bonjour!”.

    В Германии говорят “Guten Tag!”.

    В России говорим: “Здравствуйте!”

В разных уголках нашей страны по-разному приветствуют друг друга. Например, на Урале приняты интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу!» - желают надоить побольше молока «целое море молока». «Свеженько» - говорят женщине, достающей из колодца воду. Семье, собравшейся покушать, скажут: «Сладко кушать!»

Исследование:

1. Работа в библиотеке.

Обучающиеся заинтересовались вопросом, с каких пор «вежливые» слова употребляются людьми. И оказалось, что очень и очень давно. Ещё в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Обратившись к книге «Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14-17 веков» под редакцией С.Ф. Егорова, мы обнаружили, что эти слова употреблялись ещё в берестяных грамотах Древней Руси, летописях и в произведения устного народного творчества. Так в былине «Илья Муромец и Калин Царь»: « Говорит Илья да таковы слова: - Хлеб да соль, богатыри да святорусские…».

«Вежливые» слова встречаем мы и в сказках.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек (Лиса и Волк)

    По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй девица», “Здравствуй, Морозушка, здравствуй, батюшка”.

2. Анкетирование.

Ребята задали вопрос ученикам начальной школы (40 человек):

« Какие слова приветствия вы знаете и как часто вы их произносите?»

И вот что они узнали:

Употребляют слово

«Здравствуйте» - 40 человек;

«Салют» – 5 человек;

«Привет» – 15 человек;

«Чао» – 3 человека;

«Доброе утро» – 20 человек;

«Добрый день» – 12 человек.

Еще участники проекта посчитали, сколько раз в день произносят слово «здравствуйте» учителя и ученики. Они выяснили, что перед началом урока этикета каждый из учеников, входя в класс, произнес «здравствуйте» по одному разу, а учителю пришлось ответить 20 раз. Если учесть, что ребята здороваются с каждым учителем и техническим персоналом в день 5 раз, учителю приходится здороваться в среднем 40 раз, что намного больше, чем ученикам.

Вывод: этикетные слова в речи учащихся употребляются не достаточно часто, надо чаще их использовать в своей речи; необходимо расширять словарный запас приветствий.

Заключение:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро, солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Главная > Документ

ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ:

«ЭТИКЕТ И ГОСТЕПРИИМСТВО»

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ 2

ИЗ ИСТОРИИИ ЭТИКЕТА 5

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ 7

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ И ТОРЖЕСТВ 8

СЕРВИЗ ФРАНЦА –ИОСИФА 8

ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ 9

ПРЕДМЕТЫ СЕРВИРОВКИ 11

СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ 11

СКАТЕРТЬ 11

САЛФЕТКИ 12

ПОСУДА 14

СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ 17

СТЕКЛО (ХРУСТАЛЬ) 22

УКРАШЕНИЕ СТОЛА ЦВЕТАМИ 24

ПРАВИЛА ПОДАЧИ БЛЮД 25

ХОЛОДНЫЕ НАПИТКИ 25

ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ 27

СУПЫ И БУЛЬОНЫ 28

ГОРЯЧИЕ ЗАКУСКИ 29

БЛЮДА ИЗ РЫБЫ 30

МЯСНЫЕ БЛЮДА 31

ЧАЙНЫЙ СТОЛ 33

ПРИЕМ ГОСТЕЙ 34МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ.

Этикет слово французского происхождения, означающее манеру поведения.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика четырнадцатого гостям вручили карточки с перечислением нескольких обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток » и произошло слово “этикет” .

В России в 1717 году при Петре Первом была издана книга “Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению”. В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом, управляться с ножем и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым…

“ Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.

Конечно, со временем правила поведения изменились, но многое неизменно с глубокой древности.

Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы были в почете уже у египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось большим достоинством, важным элементом культуры поведения.

Как правильно и красиво сидеть за столом во время еды, пользоваться столовыми приборами и посудой, как эстетично есть и пить – эти и другие подобные вопросы вовсе не праздные, особенно если учесть, что за последние годы мы все стали много коммуникабельнее, много общаемся с разными людьми, ездить, а значит, и едим вне дома. И как порой неудобно чувствует себя человек, приглашенный на званный вечер или официальный прием, не зная значения многих из расположенных перед ним приборов. В какую рюмку налить, какой вилкой есть, если их на каждую персону приходится по две или даже по три, и все разные – и вот уже утрачено чувство комфортности, а возможно испорчен весь вечер. Да и дома, в семейном кругу совсем нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.

Из всех немудреных правил поведения многие усвоили лишь одно – “когда я ем, то глух и нем”, а оно, между прочем, не самое главное.

А вот знать, как правильно расставить на столе кушанья, последовательность их подачи, уметь ухаживать за гостями – все это для многих из нас загадка. Может не стоит ее разгадывать, ведь вполне можно обойтись за обедом и без ножа, и без салфетки – достаточно тарелки с ложкой? Что ж, если исходить из этого, то не грех вспомнить времена, когда тарелки с ложкой были «прихотью», их, как и всю остальную сервировку заменяли нож и большой ломоть хлеба. Но для того и придумали люди столовые приборы и правила поведения, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя за столом.

Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.

Этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

В русском языке есть слово вежливость . Вежливым называют человека, знающего правила поведения и – главное! – выполняющего эти правила.



ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА.

Этикет – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.

Во времена абсолютной монархии этикет представлял систему правил поведения при дворе монарха, направленную на закрепление знаков внимания перед его персоной.

У Марка Твена в «Принце и нищем» есть впечатляющая сцена одевания короля:

«Прежде всего, лорд обер – шталмейстер взял рубашку и передал ее первому лорду егермейстеру, тот передал ее второму лорду опочивальни, этот в свою очередь – главному лесничему Виндзорского леса тот – третьему обер – камергеру, этот – королевскому канцлеру герцогства Ланкастерского, тот – хранителю королевской одежды, этот – герольдмейстеру Норройскому, тот коменданту Тауэра, этот – лорду заведующему дворцовым хозяйством, тот – главному наследственному подвязывателю королевской салфетки, этот – первому лорду адмиралтейства, тот архиепископу Кентерберийскому и, наконец, архиепископ – первому лорду опочивальни, который надел рубашку – или, вернее, то, что от нее осталось, - на короля.

Каждая принадлежность его туалета подвергалась тому же медленному и торжественному процессу».

Повторяющиеся ежедневно – с нашей точки зрения бессмысленные – церемонии были составной частью придворного этикета. Но с точки зрения этиета, они были необходимы. Соблюдение разного рода церемониалов, подчеркивало уникальную роль королевской особы, способствовало (даже внешне) ее исключительному социальному положению, подчеркивало так же зависимость нижестоящих от вышестоящих.

Правила этикета были детально разработаны и требовали неуклонительного выполнения.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ.

Современная культура унаследовала подлинные богатства человечества, она выделила из разнообразного наследия прошлого все, что сохранило истинную ценность. Естественную ценность. Разумеется, и из этикета, пришедшего из прошлого, взяли и рациональные правила поведения, обхождения, учтивости и разумные традиции.

Не случайно специалисты, обращаясь к изучению этикета, обнаруживают много сходного и в неписаных ритуалах горцев, и в обычаях русского народа, и в правилах поведения восточных национальностей. Всем им свойственно уважение к старшим, законы гостеприимства, требование сдержанности в манерах и многое другое. Именно это, а не формальные церемонии взяты нами.

ПРОВЕДЕНИЕ

ПРАЗДНИКОВ И

ТОРЖЕСТВ

СЕРВИЗ ФРАНЦА-ИОСИФА.

В австрийской столице Вене есть дворец Хофбург, а в нем – «Камера столового белья и приборов». Здесь хранятся скатерти, салфетки, столовые приборы и сервизы (полные наборы столовой или чайной посуды), хрусталь и фарфор, которыми пользовались династия Габсбургов. Всего в коллекции 177558 предметов.

Салфетки и скатерти сделаны более ста лет назад из лучшего чешского льна. Длина самой большой скатерти – свыше двадцати метров (представьте, какой стол она покрывала!). Салфетки делятся на «императорские» – размером метр на метр и «придворные» – 70 на70 см.

Предметы коллекции используются иногда и сейчас во время государственных приемов и банкетов. «Императорские» салфетки кладет только монархам, а президентам, главам правительств, министрам – всего лишь «придворные».

При этом салфетки складывают особым, «фирменным» способом – как это делалось при Габсбургах. Это делает специалист сотрудник коллекции.

Из сервизов сейчас чаще всего используется тот, что принадлежал последнему австро-венгерскому императору Францу-Иосифу.

ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ.

Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю, т. е. правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых предметов – посуды, приборов, салфеток и др.

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

соответствовать мероприятию – завтраку, обеду, ужину, чаю, банкету, фуршету и т. д.;

быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками (формой их свертывания и цветом), интерьером;

строго сочетаться с меню подаваемых закусок, блюд и напитков;

отражать тематическую направленность застолья , например торжество по поводу дня рождения или встрече Нового года и т. д.;

все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

Чтобы научиться правильно и красиво сервировать стол, нужно запомнить многочисленные предметы сервировки, их названия, а главное – назначение. От хозяйки при этом требуется не только аккуратность, но и художественный вкус, желание доставить приятное всем участникам застолья.

Красивая чистая посуда, полный комплект всех необходимых приборов, белоснежное столовое белье помогут украсить и сам стол, и все помещение, предназначенное для застолья, создать атмосферу торжественности и уюта, все это – залог хорошего аппетита и настроения.

вначале накрывают стол скатертью;

расставляют тарелки;

раскладывают столовые приборы;

ставят стеклянную (хрустальную) посуду;

раскладывают салфетки;

расставляют приборы со специями, вазы с цветами и т. д.

Соблюдая столь строгую последовательность, можно не только быстро и правильно расставить многочисленные предметы сервировки стола, но и избежать столь неприятной вещи, как бой посуды, особенно хрусталя.

Прежде всего, тарелки и столовые приборы нужно хорошо осмотреть, протереть и отполировать до блеска полотенцем или салфеткой.

ПРЕДМЕТЫ СЕРВИРОВКИ.

Чтобы уверенно вести себя за столом, надо, прежде всего, знать предметы сервировки и их значение.

СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ.

К столовому белью, которым пользуются все участники застолья, относятся скатерти и салфетки.

СКАТЕРТЬ.

Чистые, хорошо проглаженные и аккуратно постеленные скатерти придают столу праздничный, торжественный вид. Концы скатерти должны свисать примерно на 25-30 см, а с торцов прямоугольного стола – чуть больше. Для торжественных случаев рекомендуются белоснежные скатерти, а для чайного стола – цветные.

Скатерть берут двумя руками по ширине, резко встряхивают над поверхностью стола и, опустив на стол, протягивают ее на себя. Образовавшаяся при встряхивании между столом и скатертью воздушная прослойка позволяет легко сдвигать скатерть в нужном направлении, чтобы ее центральные складки легли строго по центру стола. Каждый угол скатерти должен опускаться строго против ножек стола и закрывать их.

Лучше не выравнивать скатерть, вытягивая ее за углы или поглаживая руками по ее поверхности.

САЛФЕТКИ.

Непременной деталью при сервировке стола являются салфетки .

Сегодня в нашем распоряжении великое множество материалов, из которых изготавливают салфетки. Кроме тканевых и бумажных салфеток, существуют так же салфетки из флизелина . Все они бывают разной величены, цветов и рисунков.

В зависимости от назначения их подразделяют на столовые и чайные . Столовые салфетки размером 46 на 46 см необходимы за столом практически во всех случаях, и только для сервировки стола к чаю рекомендуется чайные салфетки размером 35 на 35 см, преимущественно цветные.

Для торжественных застолий предпочтительнее полотняные салфетки .

Существует много способов свертывания салфеток, но лучше всего использовать наиболее удобный и простой способ, чтобы как можно меньше прикасаться к ней руками и чтобы в развернутом виде она не выглядела мятой. Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.

Вот несколько способов складывания салфеток: ролик, волна, карман, шапка, треуголка, кулечек, веер, пирамида, свеча, лилия.

Кроме этого существуют много способов украшения салфеток кольцами.

Изысканно смотрятся кольца, сделанные из серебра, мрамора, фаянса и фарфора. Но не менее красивы самодельные кольца из искусственных жемчужин, серебряных пластинок или цветов.

Благодаря этому оформлению стол будет выглядеть неповторимо-индивидуальным и запомниться гостям надолго.

1. КОЛЬЦА ИЗ ЦВЕТОВ.

Основой кольца из цветов служит проволока. К проволочному кольцу тонкими нитями плотно один к другому привязывают свежие цветы. Цветами можно увить только видимую часть кольца. Кольца из искусственных или сухих цветов можно использовать несколько раз.

Кольца из живых цветов очень оживляют стол.

2. ДРУГИЕ ВИДЫ КОЛЕЦ.

В качестве колец для салфеток хорошо подходят и деревянные и металлические кольца. Кроме того, салфетку можно перевязать тюлевой или шелковой лентой, украсив бантом.

Это выглядит очень романтично.

Искусственный жемчуг больше подходит для празднично-элегантного стола. Деревянный «жемчуг» скорее подойдет для стола, накрытого в деревенском стиле. Пестрым искусственным жемчугом можно украсить веселое карнавальное застолье. Можно приготовить кольца из листьев. Для них используют любую недорогую бижутерию. Такие кольца подходят для серебряной или золотой

ПОСУДА.

Для еды за столом используют разнообразную фарфоровую или фаянсовую посуду:

закусочные тарелки диаметром 200 мм для всех холодных и некоторых горячих закусок;

столовые глубокие тарелки (большие диаметром 240 мм и емкостью 500 кубических см и малые диаметром 200 мм и емкостью 300 кубических см) – для всех супов и каш, особенно для тех, что подают с молоком или жидким киселем;

бульонные чашки емкостью 250-300 куб. см для бульонов, пюреобразных и некоторых заправочных супов, который подают с гарниром, нарезанным кусками;

мелкие столовые тарелки диаметром 240мм для всех вторых горячих блюд. В некоторых случаях тарелку подставляют под столовую глубокую тарелку с супом, а на приемах и банкетах – под закусочную тарелку;

пирожковые тарелки – для хлеба, булочек, ватрушек, пампушек, гренков и других хлебобулочных изделий, предназначенных каждому участнику застолья. Пирожковые тарелки, если застолье семейное, а не официальное можно заменить бумажными салфетками;

десертные тарелки (мелкие и глубокие диаметром 200мм) – для сладких (десертных) блюд. От закусочных малых и глубоких столовых тарелок они отличаются тем, что обычно разрисованы фруктами, ягодами и цветами. На десертных мелких тарелках подают сладкие пироги, фрукты и ягоды, а также различные кондитерские изделия, а на десертных глубоких – так называемые объемные сладкие блюда (например, мусс, самбук) и сладкие каши с фруктами, вареньем и др.

Десертные тарелки вполне можно заменить закусочными и малыми столовыми глубокими тарелками;

креманки – металлические или стеклянные – для многих сладких блюд (киселей, компотов, фруктов или ягод в сиропе, мороженого и др.). Креманки со сладкими блюдами перед подачей к столу ставят на пирожковые тарелки.

Вышеизложенная посуда является основной. Существует и другая посуда, в которой готовят, подают блюда и из которой его едят. Это одно-порционные сковороды , кокильницы , кокотницы и многое другое.

После того, как стол накрыт скатертью, можно приступить к расстановке тарелок. Строго против каждого стула ставят закусочную тарелку, следя за тем, чтобы расстояние от края стола до края тарелки составляло примерно 1,5-2см.

При сервировке стола по случаю особых торжеств вначале в качестве подставки ставят мелкие столовые тарелки, а на них – закусочные тарелки (чтобы закусочная тарелка не скользила по мелкой столовой, можно положить между ними салфетку). При этом нужно соблюдать то же расстояние от края стола до края тарелки, что и при расстановке закусочных тарелок.

Затем на расстоянии 5-15 см слева от закусочных (или мелких столовых тарелок) ставят пирожковые тарелки, помня при этом, что их центр должен находится на одной линии.

В особо торжественных случаях пирожковую тарелку можно поставить так, чтобы дальние от края стола края тарелок были на одной линии с мелкой столовой тарелкой.

СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ.

К основным столовым приборам относятся нож , вилки и ложки .

Каждому ножу соответствует определенная вилка.

При помощи столовых ножа и вилки едят блюда из мяса и мясных продуктов, изделия из теста (кроме сладких), пироги, блины и др. Кроме этого, кончиком лезвия ножа можно помочь захватить на вилку гарнир.

Столовый нож по размеру соответствует диаметру мелкой столовой тарелки, вилка же по размеру соответствует ножу или может быть немного меньше.

Рыбный нож и вилка необходимы для употребления блюд из рыбы. При отсутствии специальных приборов для рыбы пользуются двумя вилками. Нож и вилка для рыбы несколько меньше столовых. Нож для рыбы тупой, похож на удлиненную лопатку, а вилка имеет четыре укороченных и широких рожка.

При помощи закусочных ножа и вилки едят различные закуски – мясные, рыбные, овощные и др.

Десертные нож и вилка понадобятся вам для сладких пирогов, некоторых пирожков, арбуза, дыни и др.

Почти все пользуются столовыми ножами, но немногие знают, почему он имеет такую форму. Почему у него закругленный конец? Ведь резать, особенно жесткое мясо, удобнее ножом с острым концом?

Столовые ножи имели острый конец до века, а закруглил их знаменитый кардинал Ришелье – глава католической церкви во Франции. Однажды за обедом он заметил, что один из гостей ковыряет в зубах кончиком ножа. На другой же день кардинал приказал своему мажордому отпилить острые концы у всех столовых ножей и закруглить их. Затем новую моду приняла вся Франция, а за ней весь мир. Уже к началу прошлого века остроконечный столовый нож стал редкостью.

Ложек для еды, будь то торжественный ужин в ресторане или застолье в семейном кругу, требуется немало:

ложка столовая – для супов, подаваемых в глубоких тарелках;

ложка десертная – для многих сладких блюд, подаваемых в креманках или в глубоких десертных тарелках, а также для супов, подаваемых в бульонных чашках;

ложка чайная – для горячих напитков (чая, кофе с молоком, какао), подаваемых в чайных чашках или стаканах;

ложка кофейная – для черного кофе, подаваемого в кофейной чашке.

Количество используемых ножей, вилок и ложек зависит от состава меню завтрака, обеда и ужина.

Справа от тарелок (закусочных или мелких столовых) раскладывают ножи в следующем порядке: ближе к тарелке – столовый нож, правее рядом с ним – рыбный нож и последним – закусочный нож. Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Если гостям намереваются подавать суп, то между закусочным и рыбным ножами нужно положить ложку носиком вверх. Если рыбного блюда не будет, то ложку кладут между закусочным и столовым ножами.

Слева от тарелок раскладывают вилки, соответствующие ножам, зубцами вверх.

Расстояние между тарелкой и приборами, а также между самими приборами должно быть примерно 0,5 см.

Все приборы необходимо располагать строго параллельно друг другу и перпендикулярно краю стола. Расстояние между концами ручек приборов и краем стола такое же, как у тарелок, - 1,5-2 см.

Количество и наименование приборов, используемых для сервировки, зависят от предполагаемого меню. Если в меню входят только холодные закуски, то для сервировки стола надо воспользоваться только закусочными приборами; если же в меню входят и холодные закуски, и второе горячее мясное блюдо, то для сервировки потребуются закусочные и столовые ножи и вилки. Если меню включает закуски, два вторых горячих блюда из рыбы и мяса, то стол сервируют закусочными приборами, ложкой, ножами и вилками для рыбы и ножами и вилками для мяса.

Десертные приборы раскладывают перед тарелкой в следующем порядке от тарелки к центру стола: нож, вилка, ложка. При этом нож и ложку кладут ручками вправо, а вилку – влево.

Десертный прибор в зависимости от состава десерта можно использовать частично. Например, если предполагается подать на десерт одно сладкое блюдо (компот или кисель), то понадобится только десертная ложечка. Если же подать еще фрукты или какое-либо кондитерское изделие, то помимо ложек, понадобятся еще десертные ножи и вилки.

СТЕКЛО (ХРУСТАЛЬ).

К столу кроме еды традиционно подают различные напитки.

Каждому напитку соответствует своя посуда:

водочная рюмка емкостью 35-50 куб. см – для крепких спиртных напитков (водки, горьких настоек, наливок), которые обычно подают к различным закускам;

мадерная рюмка емкостью 50 куб. см – для крепленых вин (мадеры, портвейна и др.), подаваемых к первым блюдам;

рейнвейная рюмка двух типов: обыкновенная емкостью 75 куб. см и из цветного стекла на высокой ножке емкостью 150 куб. см – для натуральных белых вин, подаваемых к рыбным горячим блюдам и некоторым холодным закускам;

лафитная рюмка емкостью 100 куб. см – для натуральных (виноградных) красных вин, подаваемых к горячим мясным блюдам;

бокал емкостью 125 куб. см – для шампанского, подаваемого к десертным блюдам;

фужер емкостью 200-250 куб. см – для минеральной или фруктовой воды и других безалкогольных напитков;

коньячная рюмка емкостью 15-20 куб. см - для коньяка или рома, подаваемого обычно к кофе. Если к столу подают только коньяк, то его пьют из водочной рюмки;

стопка коническая емкостью 120-150 куб. см – для различных соков и морсов;

стопка цилиндрическая емкостью 250-500 куб. см – для пива и морса.

Можно заметить, что емкость бокала напрямую связана с крепостью напитка: чем крепче алкогольный напиток, тем меньше рюмка для его употребления.

Если предполагается подать только воду (минеральную или фруктовую) и пиво, то в центре за каждой тарелкой или правее ее, на линии пересечения верхнего края тарелки с концом первого ножа ставят фужер. Такую расстановку стекла или хрусталя в первом случае называют центровой , а во втором – правосторонней . Если вместо воды предполагается подать квас или морс, то вместо фужера нужно поставить кружку, повернув ее ручкой вправо.

Для еще одного напитка – водки или коньяка, или вина, или шампанского – рядом с фужером, справа от него ставят соответствующий напитку предмет сервировки – рюмку или бокал. При наличии кроме воды двух напитков фужер ставят на одну позицию левее центра тарелки, а рядом с ним правее ставят посуду для алкогольных напитков (например, мадерную или водочную рюмки).

На банкетах, например, когда ассортимент напитков весьма внушителен, все последующие предметы из стекла или хрусталя для напитков расставляют во втором ряду, т. к. ставить в одном ряду более трех предметов не принято.

Такая сервировка, которая называется полной , применима лишь в особо торжественных случаях.

Центральная и правая схемы сервировки стола являются основными: именно они наиболее распространены и в нашей стране, и за рубежом.

Расстояние между рюмками, а также между рюмками и тарелкой должно быть не менее 0,5-1 см.

УКРАШЕНИЕ СТОЛА ЦВЕТАМИ.


Прекрасным украшением стола являются цветы . Особенно хороши они утром, как бы приветствуя садящихся за стол с добрым утром.

Невысокие вазы со свежими садовыми или полевыми цветами, по 6-7 шт. в каждой, ставят обычно в центре стола, хотя это необязательно. Ставить вазы с большим букетом не рекомендуется: ведь цветы не должны заслоныть собой ни блюда, ни людей, сидящих визави.

Очень хороши так называемые «плавающие» цветы, особенно рекомендуемые для украшения банкетного стола. Для этого невысокие, плоские сосуды наполняют водой и погружают в них только соцветия.

Рядом с приборами юбиляров, почетных гостей можно положить бутоньерки из цветов без резкого запаха. Стебли у цветов должны быть сухими, чтобы на скатерти не осталось пятен.

Для украшения стола пригодны любые цветы. Хороши не только традиционные розы и гвоздики, но и полевые цветы, бесхитростные и неприхотливые, а осенью и зимой вполне можно использовать листья, небольшие веточки с плодами, ветки сосны, ели.

ПРАВИЛА ПОДАЧИ БЛЮД.

Каждый должен знать, в какой последовательности рекомендуется подавать те или иные закуски и блюда.

ХОЛОДНЫЕ НАПИТКИ.

К холодным относятся алкогольные и безалкогольные напитки.

Редкий обед обходится без разных безалкогольных напитков. В самом деле, большинство людей, употребляя пищу, запивают ее различными напитками. Это натуральная простая и газированная воды, столовые минеральные воды, квасы, морсы, фруктово-ягодные газированные напитки, фруктово-ягодные соки и многие другие.

Напитки представлены на все вкусы. Но, подавая напитки на стол, нужно ориентироваться не только на вкус гостей, а на сочетаемость их с кушаньями. Тогда они вполне заменят злополучные вино-водочные изделия.

Итак, к закускам рекомендуется подавать светлый виноградный сок, лимонный, который особенно подходит к рыбным блюдам, морковный, березовый и др.; к рыбным горячим блюдам – клюквенный морс, лимонный, кизиловый и алычовый соки; к мясным горячим блюдам – томатный, красный виноградный, гранатовый, яблочный, черносмородиновый, сливовый и другие соки, хлебный квас; к десерту – десертные газированные воды, фруктово-ягодные соки.

Почти все эти напитки пьют из фужеров, квас и морс – из кружек или рюмок и бокалов, а соки – из конических стопок. И что очень важно: кружки берут за ручки, фужеры и рюмки – за «талии», а стопки – за «бока».

О
бычно вино подают на стол в бутылке, в графине или в закрытом кувшине для вина. Бутылку шампанского в ведерке со льдом ставят на край стола или на сервировочный столик. Открывают его не вынемая из ведерка. Открывая шампанское, нужно пробку перед последним поворотом свернуть набок, в сторону. Держать бутылку надо чуть наклоненной, чтобы из нее мог выйти углекислый газ.

Коктейли, получившие в последнее время очень большое распространение, подают в специальных бокалах или стаканах конусной или цилиндрической формы. Непременное условие – коктейли перед подачей необходимо охладить.

Для более полного и яркого выявления вкуса и букета вин огромное значение имеет температура их подачи. Так, белые столовые и полусладкие вина рекомендуется подавать слегка охлажденными: зимой – до температуры 12-14° С, летом – до 8-10° С.

Красные сухие столовые вина, напротив, подогревают: зимой – до 20° С, а летом – до 18° С. Херес и мадеру также рекомендуется подогревать на 4-5° С выше комнатной температуры, а красные вина типа портвейна наиболее хороши при комнатной температуре. То же самое можно сказать и о десертных и ликерных винах.

По этикету непьющий человек может после провозглашения тоста поднять свою рюмку и снова поставить ее на место. При этом можно пригубить рюмку, выразив, таким образом, свое уважение к сотрапезникам.

ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ.

рыбные закуски и блюда – икра зернистая, икра паюсная; рыба малосольная (семга, кета, балык), отварная, заливная, фаршированная, под майонезом, под маринадом, рыбная гастрономия (рыба холодного и горячего копчения) и закусочные консервы; сельдь натуральная, с гарниром, рубленая; салаты рыбные;

мясные закуски и блюда – мясо отварное, мясо заливное, студень, мясо фаршированное, шпигованное, мясо жареное, мясная гастрономия (колбасы, копчености), холодные птица и дичь; мясные салаты;

овощные и грибные закуски – свежие и консервированные овощи, фаршированный перец, баклажаны;

молочные закуски – различные сыры.

Свежие овощи (помидоры, огурцы, редис) и консервированные (корнишоны, пикули, патиссоны и др.), маринованные и соленые грибы, а также сливочное масло можно употреблять и как самостоятельную закуску, и с любой другой закуской.

Итак, поистине неисчерпаемо разнообразие холодных закусок и блюд. Здесь необходимо запомнить главное: очередность их употребления. Вначале идут рыбные, затем – мясные, овощные, молочнокислые.

СУПЫ И БУЛЬОНЫ.

Суп подают в глубоких столовых тарелках. Вместе с тем бульоны, пюреобразные супы и некоторые заправочные супы, в которых гарнир нарезан небольшими кусочками, можно подавать в бульонных чашках.

Бульон с пирожком или с гренками подают в бульонной чашке, поставленной на блюдце. Ручка чашки при этом должна быть справа, а пирожок – слева.

Супы-пюре , бульоны с гарниром (яйцом, овощами, запеканкой и др.) и некоторые заправочные супы подают также в бульонных чашках с десертной ложкой. При этом чашку с блюдцем ставят перед гостем ручкой влево.

Заправочные супы – щи, борщи, рассольники, солянки, овощные супы, супы с макаронами, вермишелью, лапшой и др. – составляют особую гордость русской кухни. Подают их в глубоких столовых тарелках со столовой ложкой.

ГОРЯЧИЕ ЗАКУСКИ.

Большинство горячих закусок подают в той посуде, в которой они были приготовлены: в кокильницах – в виде металлической створки раковины с ручкой, кокотницах – 100-грамовых кастрюльках с длинной ручкой и порционных сковородах с двумя противоположно расположенными ручками.

Кокиль в кокильницах, кокот в кокотницах или солянку (мясную или рыбную) в порционной сковороде ставят на пирожковые или закусочные тарелки и подают каждому гостю так, чтобы ручка кокильницы или кокотницы была слева от сидящего за столом. При этом на ручки кокотницы и кокильницы во избежание ожогов надевают так называемые папильотки . Папильотка для кокотницы представляет собой бумажную трубку с разрезанными и красиво завернутым концом, а для кокильницы – треугольный бумажный колпачок.

Рядом с кокилем или кокотом кладут прибор для еды: к кокилю – вилочку, к кокоту – кофейную или чайную ложку, ручки, которых должны быть повернуты вправо.

БЛЮДА ИЗ РЫБЫ.

Порционные куски отварной или жареной рыбы частиковых пород , предварительно разделенные на филе (без костей и кожи), а также порционные куски рыбы осетровых пород подают с гарниром и едят при помощи рыбных ножа и вилки.

Если нож для рыбы не подан, то можно воспользоваться двумя вилками: правой – для отделения костей, а левой – для отправления кусочков рыбы в рот.

На официальных обедах и ужинах рыбу подают целиком, она занимает центральное место.

Гарнир, соусы, картофель к рыбе подают в отдельной посуде.

К рыбе неплохо подать лимон.

МЯСНЫЕ БЛЮДА.

Все мясные блюда , приготовленные из говядины, свинины, баранины, а также из птицы и дичи, по способам их употребления можно разделить на следующие группы:

    Мясные блюда – отварное, жаренное или тушеное мясо, нарезанное порционными кусками по 100-200 г каждый (например, бифштекс, свиные или бараньи отбивные котлеты и др.), политые соусом или растопленным сливочным маслом, с гарниром подают на подогретой мелкой столовой тарелке.

    Мясные соусные блюда – мясо, нарезанное небольшими кусочками и тушенное в соусе (гуляш, азу, бефстроганов и др.) с различными гарнирами подают на мелких столовых тарелках.

    Мясные блюда из рубленого мяса или котлетной массы (котлеты, биточки, шницели и др.), приготовленные из различных видов мясопродуктов подают с гарнирами.

    Блюда из птицы и дичи (жареная или отварная курица, котлеты по-киевски и др.) довольно часто присутствует в меню праздничных обедов.

Цыпленок табака – это целый цыпленок или его половина, жаренный с обеих сторон под грузом, распластанный и отбитый тяпкой. Подают его в натуральном виде на мелкой столовой тарелке. Отдельно в соуснике, поставленном слева от сидящего на пирожковую тарелку, с чайной ложкой, подают чесночный соус (чесночную настойку на воде или бульоне). Правее ставят стеклянный или хрустальный салатник с гарниром – шинкованным репчатым или зеленым луком, свежими или маринованными огурцами и помидорами, патиссонами или пикулями. Сверху на гарнир кладут ложку для перекладывания.

Котлеты по-киевски готовят из тонко отбитого куриного филе с косточкой. На котлету с правой стороны обычно надевают папильотку. Котлета эта начинена фаршем, в качестве фарша – сливочное масло.

Горячие рыбные и мясные блюда можно подавать как на общем блюде, так и отдельными порциями.

ЧАЙНЫЙ СТОЛ.

Чай подают в чашках, поставленных на блюдца, или в стаканах.

Положив на каждое блюдце чайную ложку ручкой в противоположную сторону ручке чашки, чашку с чаем ставят перед каждым сидящим за столом так, чтобы ручка чашки была обращена влево.

На стол к чаю ставят сахарницу с сахаром и щипцами или ложкой (если в вазе сахарный песок); вазу с вареньем (или медом, джемом и др.), рядом с которой ставят стопку розеток и кладут ложку для перекладывания варенья в розетки.

Лимон к чаю подают нарезанными кружками на лотке или блюдце. Рядом с лимоном кладут вилочку для перекладывания.

Иногда к чаю подают ликер.

ПРИЕМ ГОСТЕЙ.

Приглашая гостей на завтрак, обед, ужин или чай, договариваются лично, по телефону или письменно с указанием дня и времени. Делать это нужно за несколько дней, чтобы гости заранее могли подготовиться к встрече. Если по каким-то причинам один из приглашенных не может прийти, он должен известить об этом хозяев заблаговременно. Приходить в гости нужно точно в указанное хозяевами время, а лучше раньше на 5-15 минут.

Опоздавшего гостя можно ждать не более 15 мин и пригласить всех к столу.

Е
сли гости уже сидят за столом, опоздавший должен подойти к хозяевам и извиниться. Хозяева при этом не встают со своих мест и не выясняют причину задержки, а лишь указывают ему на место за столом.

Встречают гостей, как правило, хозяин с хозяйкой или один из них. Когда в гости приходят муж с женой, то первой здоровается жена – сначала с хозяином, потом с хозяйкой, а затем ее муж – с женой хозяина. При знакомстве нужно представить мужчин женщине, но если знакомятся двое мужчин или две женщины, то представляют младших старшим.

Если приглашено много гостей, достаточно представить всем вошедшего, назвав его имя, отчество, фамилию. Можно упомянуть при этом «мой сослуживец», «мой старший брат» и т. д. В свою очередь вновь прибывшему не обязательно здороваться с каждым за руку, достаточно сделать всем общий поклон головой.

Когда гостей собралось уже более половины, можно предложить им, особенно в жаркую погоду, охлажденные соки, другие прохладительные напитки, коктейли. В это время гости могут в более непринужденной обстановке побеседовать, ближе познакомиться друг с другом.

При знакомстве первой протягивает руку женщина.

Ожидая приглашения к столу, мужчины, за исключением пожилых, как правило, стоят, а женщины могут сидеть.

Когда соберутся все гости, хозяева приглашают их к столу.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ.

Я считаю, что столовый этикет очень важен. Конечно, можно обойтись и без него, но правильно накрытый стол, верная подача блюд придают мероприятию торжественный вид. К тому же находиться в воспитанной компании всегда приятно. Ведь соблюдение этикета – признак воспитанности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Женская энциклопедия «Для Вас, сударыни»

г. Самара

авт. Н. Е. Петропольская

Издательство «АВС» 1997 год.

2. Энциклопедия «Я познаю мир. Культура»

г. Москва

авт. Н. В. Чудакова

Издательство «АСТ» 1995 год.

3. «Как найти себя»

г. Москва

авт. В. Пекелис

Издательство «Детская литература» 1989 год.

4. «Как себя вести»

г. Таллин

авт. И. Аасамаа

Издательство «Валгус» 1989 год.

5. «Современная энциклопедия для девочек»

авт. Н. М. Волчек

Издательство «Литература» 1998 год.