Развивающая среда в доу по требованиям фгос. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru




Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ »

Введение

Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » (С. Л. Новоселова) . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть Организуя предметную среду развития развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами. При создании развивающего Предметно- развивающая среда

Важно, что предметная среда развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду среды среда .

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :

1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды , что предполагает :

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации , где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя :

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя :

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор :

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор : (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним :

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка . Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .

Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ .

В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры :

1. Раздевалка.

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок) .

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников . В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

13. Центр краеведения.

14. Уголок уединения.

15. Туалетная комната.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников .

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ , а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Образовательная среда в ДОУ.

Пайдутова Елена Николаевна

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

В идеале детский сад представляет для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.

Образовательной средой (или средой образования) - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. На развитие ребенка оказывают влияние:

  • Наследственность
  • Среда
  • Воспитание

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстромуперестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность , выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность , обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса , осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Развивающая образовательная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам :

Структура образовательной среды.

Компоненты:

  • Пространственно-предметный (физическое окружение);
  • Социальный (человеческиё фактор);
  • Психо-дидактический (программа обучения) ;

Очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как по-строить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Специальным образом организованная среда детском саду:

Оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению

Выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка

Обогащает личностное развитие

Способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.

В детском саду соблюдаются основные принципы:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

  • Установление контакта между взрослыми и детьми
  • Позиция партнерства «глаза в глаза»:
  • разновеликая мебель,
  • оборудование индивидуального места ребенка,
  • оптимальная дистанция при организации в разных видах деятельности

Принцип активности, самостоятельности, творчества

  • Он проявляется при формировании предметного окружения ребенка: крупные игровые и дидактические пособия, рисовальная стена творчества, живописные картинки со съемными элементами изображения (с застежками, пуговицами), использование гигиенической комнаты для участия детей во взрослой жизни (хозяйственный труд, опыты с использованием большого количества воды)

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

  • Жизненное пространство в детском саду организовано таким образом, что оно дает возможность построения не пересекающихся сфер активности;
  • Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и т.д.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

  • Среда побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышает тем самым функциональную активность ребенка;
  • Учтены условия для формирования развития полноценного образа «Я».

Принципы учета половых и возрастных различий детей

  • Создавая предметную развивающую среду, учитывались половые различия детей.
  • Среда предоставляет возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Принцип открытости-закрытости

  • Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы;
  • Второй аспект - это открытость культуре. В ее прогрессивных проявлениях;
  • Третий аспект - это открытость обществу;
  • Четвертый - открытость своего «Я», собственного внутреннего мира;
  • В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику;
  • Альбомы и папки с фотографиями хранятся в доступном для ребенка месте, что бы он мог по желанию рассматривать их.

Принцип безопасности.

  • Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей;

Принцип рациональности и целесообразности

  • это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность. Если мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации этих принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку.

Предметно - развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей.

  • Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей.
  • Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.
  • Все игры и игрушки расположены в доступном для детей месте, игровые и развивающие пособия расположены на уровне глаз детей.
  • В игровых зонах расположен материал, используемый в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других областях.
  • Большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений.
  • Большое внимание уделяется свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников , которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

В основной общеобразовательной программе предметная среда должна строиться как развивающая, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Предметно - развивающая среда включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности, она должно соответствовать противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Сегодня предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

  • Возможность свободного проявления индивидуальности и способность к культурному саморазвитию каждого ребенка;
  • Поддержка и развитие природных сил и задатков ребенка, сохранение и укрепление его здоровья;
  • Создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса;
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Целенаправленное развитие личности каждого ребенка;
  • Педагог должен видеть в ребенке личность, уважать мнение ученика, создавать ситуации свободного выбора и ситуации успеха;
  • Создание психологически комфортной образовательной среды, построение гуманных взаимоотношений. В первую очередь это относится к характеру взаимоотношений между педагогом и детьми, а также между ребятами в группе;
  • Внедрение комплекса мер по психологической защите личности учащихся, по недопущению стрессовых педагогических воздействий на ребенка, по предотвращению конфликтов со сверстниками.

с.Сабакаево 2017 г.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-Москва: Мозаика – Синтез, 2010).

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ, т.к. разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Одна из задач воспитателя — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудова-ния и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми уголками нашей старшей группы детского сада.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Зона двигательной активности


Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки др.

В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр.

Музыкально-театральный центр


Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.

Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Уголок театральной деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками.

Уголок ряженья

Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Желательно, что бы этот уголок помогали пополнять родители, тем материалом, который находится у них дома и им уже не нужен.

Уголок природы

Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Место для уединения

В группе организовано место для уединения – где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

Раздевальная комната

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть панно «Наша группа», где размещены фото детей, посещающих группу.

Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Игровой центр «Жилая комната»



Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Столовая», «Парикмахерская». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры:
в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевоз-можные пузыречки и коробочки от таблеток;
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками.


Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.