Конспекты целевых прогулок и природоведческих экскурсий. Организация целевых прогулок и экскурсий

«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период».

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки - походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения.

Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор природного материала.

В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем. Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса» М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой - экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные. Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу , как выращивает растения и животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.

Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного города.

Описание материала: Предлагаю вам конспект природоведческой экскурсии "Мир, который меня окружает" для детей старшей и подготовительной группы. Материал будет полезен инструкторам по ФК, воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования. Этот конспект двигательного занятия направлен на развитие познавательно - исследовательского интереса и ориентировки в пространстве.
Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие", "Познание", "Речевое развитие", "Социально - коммуникативное".
Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Развивающие: Продолжать развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Развивать самостоятельность и инициативность в двигательной активности, способность к самооценке при выполнении движений.
Пособия: Лист ватмана, простой карандаш, два круга из цветного картона.
Ход: Сбор у крыльца группы.
Ведущий: Сегодня у нас очень важное задание. Дядюшка АУ хотел бы познакомиться с нами и побывать в гостях, но к сожалению он не может надолго оставить лес без присмотра, и поэтому просит нас составить для него письмо, о том, что расположено вокруг нашего детского сада, и тогда он сможет научить нас играть в интересные игры.Пройти вместе с детьми к центральной калитке и встать лицом к корпусам, обратить внимание детей на лист ватмана, на котором изображены два прямоугольника.
Ведущий: Посмотрите вокруг, эти два прямоугольника вам что-то напоминают?
Дети: Это наш детский сад.
Ведущий: Наш детский сад огражден забором, он протянулся вокруг двух корпусов. Показать на плане. А как же войти в детский сад, если он огорожен забором?
Дети: Нужна калитка. На основании наблюдений детей находим и отмечаем на плане центральную и боковые калитки.
Ведущий: Теперь надо решить какой из детских садов наш, чтобы точно попасть в свою группу. От калитки надо идти вправо или влево?Сориентировать план относительно детей и прочертить карандашом путь от калитки к корпусу).
Ведущий: С удовольствием заглянула бы к вам в гости, да вот беда в этом корпусе нет ни одной двери.Найти и отметить все входы в здание; выделить вход в свою группу.
Игра "Проложи маршрут". Дети делятся на две команды (девочки и мальчики). На мольберте укрепить лист ватмана с планом территории. Ведущий прикладывает один из кружков к одному из входов, а дети должны рассказать, как пройти от калитки до этого входа, называя направление движения. Затем вторая команда прокладывает маршрут к другому объекту. Игру можно провести в виде соревнования между командами.
Ведущий: Молодцы, и мальчики и девочки отлично справились, смогли верно указать дорогу. А сейчас мы отправимся в наше первое путешествие, ведь вокруг нашего детского сада так много удивительного, и все это непременно нужно отметить на плане.
Дети стайкой идут по территории детского сада и отмечают схематично на листе ватмана с планом природные объекты.
Игра "Прятки". Дети делятся на две подгруппы. Ведущий показывает первой подгруппе детей место на плане, куда они должны спрятаться. Воспитатель уходит с этой подгруппой. Через некоторое время ведущий показывает на плане второй подгруппе детей место, куда ушла первая подгруппа. Дети должны сориентировать план относительно себя и рассказать то, как они будут двигаться, отправляясь на поиски детей первой группы.
Ведущий: Отличный план у нас получился. По нему без труда можно найти и вход и выход, пройти на любой участок и спортивную площадку. Я, думаю, дядюшка АУ будет доволен и совсем скоро мы уже познакомимся с его интересными играми. А пока вернемся по плану на спортивную площадку и поиграем в подвижные игры.

    Слайд 2

    Педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, с целью укрепления здоровья детей, развития его умственных и физических способностей. - элемент режима, дающий возможность детям удовлетворить свои потребности в движениях через подвижные игры, трудовые процессы и разнообразные физические упражнения. Прогулка

    Слайд 3

    Виды прогулок

    Слайд 4

    Слайд 5

    Кратность проведения выходов за пределы ДОУ

  • Слайд 6

    Длительность Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Летом приём детей осуществляется на улице. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

    Слайд 7

    Организация И проведение Целевых прогулок Основная форма организации детей, имеющая небольшой объём задач, для ознакомления детей с ярким природным явлением сезона. Это - та же прогулка, но с определенной целевой установкой.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Организация

    Проводят в определённые часы, по заранее составленному в соответствии с программой плану. Методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и т.д. Игры:с естественным материалом – песок, листья, снег, вода, ветер. Объекты: ближайшие места (парки, пруды, скверы, бульвары) В старшей группе – школа.

    Слайд 10

    Подготовка и проведение

    Заранее посетить место, определить объект, материал для сбора, переноса растений, как одеться. - Организация детей: всё ли взяли и правила поведения. - На месте: подвигаться, побегать, посидеть. -Дать почувствовать природу. - Наблюдение – центральное место. - Следить за правилами сбора растений. Перед возвращением отдохнуть 5-10 мин. Спокойная игра или разбор собранного материала

    Слайд 11

    Тематика

    Шишки для поделок, Цветы для гербария, Гнездование грачей, Красивые цветы на нашей клумбе Наш огород Осеннее дерево Листопад Скворцы прилетели Ёлочка, ёлка Снегопад Чей след Подкормим птиц Какими стали деревья Пришла весна Наши птицы Капель Что подарит нам весна Солнышко на травке Белые кораблики Гуляем, но деревья не ломаем Что за птица Сосульки Игры детей зимой

    Слайд 12

    Организация И проведение экскурсий Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо Это вид занятий, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте. Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.

    Слайд 13

    Значение

    Возникновение эстетических чувств. Физическое развитие. Возникновение интереса. Обогащение словаря Развитие грамматического строя речи. Формируется культура речевого общения.

    Слайд 16

    Длительность

    Слайд 17

    Перспективный план

    Тема Объект Программное содержание Календарный план Тема Объект Оборудование и материал План – конспект Оформление результатов

    Слайд 18

    Схема написания заявления

    Дата Группа Количество детей Количество сопровождающих Время ухода Время возвращения подпись Прикладывается маршрутный лист

    Слайд 19

    Подготовка

    Ознакомление с объектом Определение экскурсовода Тщательный подбор методов и приёмов, материала, экскурсионного снаряжения Определение и изучение маршрута Проведение предварительной беседы с детьми Накануне: Осмотр места накануне Одежда детей Всё ли взяли Правила поведения Написание заявления

    Слайд 20

    Проведение природоведческих экскурсий

    Вводная беседа, Коллективное наблюдение, Индивидуальное, самостоятельное наблюдение, Сбор природоведческого материала, Игры с собранным материалом Можно развесить кормушки, высадить цветы на клумбу, посадить деревья Дидактические игры Вопросы – задания Подведение итогов

    Слайд 22

    Подведение итогов

    После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием собранного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий. Можно сочинить рассказ. Составить книгу сказок, составление коллажей, конструирование макетов экосистем

    Слайд 23

    отдых

    Игры и игровые упражнения: «Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Раз, два, три к берёзе беги!», «Ветка, ветка, где твоя детка?»

    Слайд 24

    Темы экскурсий в помещении ДОУ

    Для детей 3-4 лет. Наша спальня, для чего она служит, что в ней находится; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п. Для детей 5-6 л е т. То же в более глубокой проработке с добавлением. Живой материал в нашем детском саду; назначение каждой комнаты и их взаимное расположение; куда выходят окна комнат, сравнение комнат по величине и другим признакам; наше паровое отопление, батареи, их расположение, значение, время топки (упражнение термического чувства) и другие, обусловленные особенностями помещения. Для детей 6-7 лет. Рояль. Телефон. Телевизор. Плита (обыкновенная и газовая). Что украшает детский сад. Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

«Проведение экскурсий и целевых прогулок с детьми дошкольного возраста»

подготовила старший воспитатель

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Организация и методика проведения экскурсий

Экскурсии, как форма занятий, проводятся начиная со средней группы не реже 1 раза в месяц.

    природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру, экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (почта, библиотека, школа, магазин и другие).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природ­ные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "эта­жи" парка и водоема , определяя обусловленное взаимодействие меж­ду ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы . Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы , сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Главная цель заключительной части — подведение итогов экскурсионной работы.. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Экскурсия в дендрарий

Цель: дать представление о лесе, видах лесов, продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с дендрарием, как частью леса

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

Уточнить знания детей о строении дерева, кустарника

Вызвать интерес к растениям родного края

Развивающие:

Совершенствовать речь

Развивать мышление, воображение

Развивать координацию движений и мелкую моторику

Речевые:

- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

Активизировать словарь: дендрарий , листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, температура; астры, георгины, гладиолусы; рябина, калина, шиповник; пожухла; лиловый, золотой, багряный; перелетные, оседлые

Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

Воспитывать у детей любознательность

Любовь и бережное отношение к родной природе

Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников

Наблюдение за деревьями на прогулке

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза», рассказов Г.Снегирева «Кто сажает лес», Н. Сладкова «Лесные силачи»

Ход:

Ребята, посмотрите, куда мы пришли, прочитайте, пожалуйста, название. Кто из вас знает что такое «Дендрарий» ?! Дендрарий – это сад, в котором размещена коллекция древесных и кустарных растений. Сажают растения в дендрарии студенты со своими преподавателями из лесо-хозяйственного техникума. В дендрарии демонстрируется богатство и разнообразие древесных растений различных стран мира, проводится научная,учебная или опытно-производственная работа. В дендрарии распространяют посадочный материал, семена и черенки ценных и редких древесных растений.

Посмотрите, на этот стенд. Что на нём нарисовано? (знаки о правилах поведения в дендрарии)

Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?

Что они запрещают? (рвать цветы, разрушать муравейники, трогать гнезда птиц, разводить костер, мусорить …)

Сегодня мы с вами узнаем, какие растения растут в дендрарии. И увидим, как особенно красив лес осенью.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой,
Вступает в пестрый терем свой...
И. Бунин

Экскурсия по дендрарию.

Посмотрите, на каждом растении есть табличка, на которой написано название и краткая информация о растении.

По ходу рассматривания разных деревьев и кустарников, происходит сбор листьев для игр и гербария.

Как отличить дерево от кустарника? (деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов)

Давайте поиграем в игру «Найди дерево». Я вам буду загадывать загадки про деревья, а вы должны найти и подбежать к дереву-отгадке.

В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С белыми сережками. (береза)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (осина)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год. (елка)

У нее длинней иголки,
Чем у елки. (сосна)

В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (рябина)

Он могучий и большой

Богатырь в стране лесной.

Семена его бочонки,

Птичьи трели в ветвях звонки (дуб)

Молодцы! Узнали все деревья! А теперь скажите, как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты листьями? (лиственные).
- Какие лиственные деревья вы знаете? (ответы детей)
- А как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты хвоей? (хвойные)
- Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей)
- А что такое лес? (ответы детей)
-Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку?(деревья очищают воздух, делают его свежим, из древесины люди делают мебель, строят дома). Правильно, поэтому так важно беречь лес, заботиться о каждом дереве, не ломать ветки. - Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево.(корень, ствол и крона)

Лес сравнивают с многоэтажным домом. Показать " Этажи леса”.

Третий этаж - Крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца.

Второй этаж - Еще ниже расселились кусты и кустарники.

Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы.

Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений.

Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)

Игра – имитация «Мы – осенние листочки».

Поиграем в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». (Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.)

С л о в а к и г р е:

Мы – листочки, листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидим, (Дети стоят с листочками в кругу.)

Ветер дунул – полетели. (Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали, (Дети бегают, помахивая листочками,приседают.)

А потом летать устали! (Дети приседают, помахиваялистиками над головой.)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая листиками.)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели (Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю тихо сели. следят, куда они упадут.)

Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Ребята, посмотрите вокруг. Запомните красоту осеннего леса. Какими разными по цвету могут быть листья одного растения. Какое чисто – голубое небо. Сколько в осеннем лесу красок. Когда мы придём в детский сад, всю красоту осеннего леса, вы изобразите на бумаге при помощи красок.

Осень мне нравится очень.
Яркая это пора:
Деревья наряды меняют,
Пестреют родные леса.
Так хочется в лес убежать мне,
Где разные листья найду.

Букет соберу я красивый,
И маме его подарю.

Вот и закончилась наша экскурсия. Вам она понравилась? Где мы были? А что же мы узнали сегодня нового? (дети отвечают, высказывают свои впечатления)

Молодцы!

Возвращение в детский сад.