Опыт работы: Средняя группа. Индивидуальная работа в средней группе: составление планов, организация, особенности проведения мероприятий

Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов - сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельными.

Зачем нужна трудовая деятельность детям среднего дошкольного возраста

Трудовое воспитание в средней группе нацелено на реализацию различных задач.

Образовательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Продолжать учить малышей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать (в кабинку, на стульчик) предметы гардероба, приводить одежду в надлежащий вид под присмотром взрослого (сушить, чистить), прививать стремление к опрятности.
  2. Учить дошкольников подготавливать рабочее место к продуктивной деятельности, а также убирать его по завершении работы (промывать кисточки, непроливайки, протирать стол и т. д.).
  3. Формировать умение содержать в порядке своё групповое помещение (уборка игрушек), участок (подбирать мусор, в зимнее время расчищать снег), содействовать педагогу в мелком ремонте книг, коробок и т. д.
  4. Учить дошкольников дежурству по столовой: объяснять, как правильно расставлять чашки и блюдца, глубокие тарелки, салфетницы, хлебницы, раскладывать столовые приборы в определённом порядке.
  5. Закладывать основы правильного ухода за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях. Также учить малышей кормить рыбок, наливать воду в поилку, мыть её, накладывать для птиц корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).
  6. Приобщать ребят к работе на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки, помогать взрослым или старшим дошкольникам в сборе урожая).
  7. Учить помогать педагогу приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе трудовой деятельности (чистить и просушивать его, относить в положенное место).
  8. Учиться выполнять поручения - как индивидуальные, так и коллективные.
  9. При выполнении коллективного задания учить дошкольников распределять обязанности, стремиться своевременно завершить совместную работу.
  10. Расширять представления дошкольников о трудовой деятельности взрослых, различных профессиях, вызывать интерес к тому, какие профессии у родителей.

Развивающие задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность помогает развитию мыслительных операций, познавательной активности: в процессе труда малыши узнают для себя много нового, интересного, приобретают важные знания, начинают их анализировать, сравнивать, сопоставлять.
  2. Труд совершенствует способности к концентрации внимания, развивает сообразительность и творческое воображение.
  3. Выполнение того или иного вида работы способствует социализации дошкольников, помогает учиться выстраивать отношения со взрослыми и ровесниками, договариваться, оказывать взаимопомощь.

Воспитательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию.
  2. В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить.

Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации

В среднем дошкольном звене трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности:

  • углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;
  • самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);
  • ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);
  • трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы).

В процессе реализации этих видов деятельности педагог использует разнообразные формы организации детского труда:

  • поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек);
  • дежурства;
  • коллективные задания;
  • игры (подвижные, дидактические, речевые).

Расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых

В среднем дошкольном звене воспитатель продолжает знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитывая позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, ребята отправляются на кухню и смотрят, как повар варит вкусную кашу, в другой раз - как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки.

Наблюдение за трудом повара расширяет представление детей об этой профессии

Таким образом, малышей подводят к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы - поварята», «Прачечная»), дидактических («Кому что нужно для работы»), подвижные («Съедобное - несъедобное»). Также воспитатель предлагает малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читает малышам художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе. Можно порекомендовать следующую литературу:

  • Б. Заходер «Строители», «Шофер»;
  • С. Маршак «А что у вас?», «Почта»;
  • А. Кардашов «Наш доктор»;
  • В. Берестов «Больная кукла».

Наглядность всегда способствует лучшему усвоению материала

Самообслуживание

Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте - это самообслуживание. Педагог продолжает стимулировать к нему детский интерес, совершенствовать имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание), прививает новые (причесаться, помыть за собой чашку). Дошкольники этого возраста учатся называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставятся и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки.

В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Педагог, конечно же, должен поддерживать это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других.

В среднем дошкольном возрасте формируются навыки взаимопомощи, например, при одевании на прогулку

Хозяйственно-бытовой труд

В жизни детей 4–5 лет всё большее значение начинает уделяться элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, воспитатель даёт задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Коллективные поручения (на всех) только начинают практиковаться, при этом педагог всячески помогает воспитанникам, распределяет между ними обязанности.

В процессе хозяйственно-бытового труда воспитатель даёт конкретное поручение небольшой группе детей

Детям среднего дошкольного возраста воспитатель может давать задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности.

Элементарный бытовой труд можно предлагать малышам в любое время дня: и утром, и вечером, включая часы, проведённые на прогулке. Дети учатся поддерживать порядок в окружающей среде наравне со взрослыми. К примеру, на участке воспитатель предлагает ребятам очистить скамейки или беседку от снега, мотивируя свою просьбу тем, что нужно помочь дворнику (одному ему никак не справиться).

Хозяйственно-бытовой труд можно организовать на природе

При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие.

Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

Дежурство по столовой в средней дошкольном возрасте практикуется с начала года. При этом первое время педагог обстоятельно объясняет дежурным все приёмы работы. Например, чашку нужно брать за ручку, а тарелки нести двумя руками. Поскольку малышам до шести лет трудно координировать свои действия с работой других детей, каждый стол всегда сервирует один ребёнок.

Каждый стол сервирует один ребёнок

Ручной труд

В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому при участии воспитателя ребёнок уже может подклеить книгу или коробку. В этом возрасте малышам также можно доверить заточить карандаши с помощью точилки. Ручной труд также учит дошкольников бережно относиться к вещам.

Ремонтируя книги, ребята учатся бережно к ним относиться

Труд в природе

В детском саду взрослый показывает дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность. Осенью малыши могут поучаствовать в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке (кстати, предварительно можно устроить семейный конкурс на изготовление самой красивой кормушки).

Кормить птиц нужно не эпизодически, а каждый день, чтобы дошкольники осознали важность этой работы и ответственно относились к живым существам.

Регулярное кормление птиц зимой воспитывает ответственность, доброту и бережное отношение к природе

В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Нужно показать малышам, как воспитанники старшего звена сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности. Педагог должен предоставить детям такую возможность: например, он вырывает сорняки, а ребята аккуратно складывают их в кучку. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой - поливать растения из леечек.

Другое важное направление трудовой деятельности в природе - привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Вместе с ребятами педагог регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы ребята учились видеть происходящие там изменения.

Дежурства в уголке природы в средней группе ещё нет, но малыши приобретают начальные навыки ухода за комнатными растениями

Приёмы, актуальные для работы с малышами средней группы

Чтобы труд приносил воспитаннику средней группы радость, не превратился в скучное однообразное действие, воспитатель может использовать различные приёмы и методические находки.

В процессе занятия рекомендуется задействовать различных игровых персонажей. Например, педагог предупреждает детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят - отвечать на её вопросы.

Кроме того, в структуру занятия желательно включать собственно игры (дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные). Например, с помощью куклы можно организовать с дошкольниками игру «Что изменилось?». Дети запоминают, во что она одета, а потом закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает один предмет одежды либо меняет его на другой. Задача ребят - определить, что поменялось. Ремонт же книг можно реализовать в сюжетно-ролевой игре «Больница», где книжки будут пациентами, а дети - докторами.

Ручной труд, например, ремонт книг, можно преподнести как игру

При работе с детьми среднего возраста большую роль играет наглядность. Поэтому на трудовом занятии нужно предлагать ребятам для рассматривания различные картинки, плакаты, пиктограммы, слайды и пр.

Фотогалерея: наглядность при обучении трудовым навыкам

Используя алгоритм, детям будет проще запомнить последовательность одевания В средней группе при обучении детей самообслуживанию очень важна наглядность Чтобы расширить кругозор детей, педагог знакомит их с самыми разными гигиеническими средствами

У малышей 4–5 лет ещё не развито абстрактное мышление, поэтому в ходе трудового воспитания взрослый должен приводить конкретные примеры, иллюстрирующие мысль, которую он хочет донести до воспитанников. Например, ребёнку объясняют, что если он долго не может найти после прогулки свою сменную обувь, то это потому, что он не убрал сразу её на место, а рубашка мятая, поскольку он не повесил её аккуратно на спинку стула перед тем, как отправиться спать.

Нужно постоянно подчёркивать для малышей значимость их работы. К примеру, если воспитатель хочет попросить детей аккуратно расставить на полочке строительный материал, то говорит, что доверяет им очень важное дело, а после этого излагает просьбу.

В процессе выполнения работы педагог должен хвалить детей, сообщать им о конкретных результатах их действий (например, «Маша хорошо завязала шарфик, и теперь она не простудится»), поощрять их к самоанализу («Давайте проверим, правильно ли мы надели варежки»).

Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно - если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость).

Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьёй: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности.

Эффективнее будет, если привлекать и родителей к вопросу трудового воспитания

Картотека тем занятий по трудовому воспитанию

В соответствии с видами трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте воспитатель подбирает конкретные темы для занятий:

  1. Самообслуживание, гигиена, одежда:
    • «Научим куклу Катю одеваться» (последовательность одевания на улицу);
    • «Застёгиваем кнопки»;
    • «Как об обуви заботиться»;
    • «Чистота - залог здоровья»;
    • «Правила умывания».
  2. Забота о вещах, очистка, ремонт:
    • «Спасение игрушек» (они грязные);
    • «Мытьё игрушечной посуды»;
    • «Стирка кукольной одежды»;
    • «Вылечим книжки».
  3. Труд в природе:
    • «Уход за комнатными растениями»;
    • «Путешествие в страну цветов»;
    • «Посадка семян фасоли (овса) в уголке природы»;
    • «Наша красивая клумба».
  4. Уборка территории:
    • «Уборка участка от снега»;
    • «Поможем дворнику убрать листья».
  5. О профессиях:
    • «Весёлые поварята»;
    • «Как трудится наша няня».

Как замотивировать детей на трудовую деятельность

В средней группе детей больше интересует непосредственно процесс труда, нежели его результат. И задача педагога - усилить этот интерес с помощью правильной мотивации:

  1. В гости к ребятам может прийти довольно необычный персонаж - Старый Башмачок. Он рассказывает малышам грустную историю про братцев Тапочкиных, которые служат мальчику Алёше. Мальчик плохо с ними обращается: неаккуратно носит, сбивает задники и никогда не ставит их на место. В итоге тапочки стали некрасивыми, и скоро их выбросят на помойку. При помощи воспитателя и игрового персонажа дошкольники формулируют правила ухода за домашними тапочками: аккуратно поправлять их пальчиками при надевании, не бросать где попало, очищать их от пыли.

    Старый Башмачок научит ребят заботиться об обуви

  2. Плюшевый Мишка собрался на праздник, но у него расстёгнута жилетка, потому что он не знает, как обращаться с кнопками. Задача детей - научить Мишку.
  3. В гости к малышам приходит расстроенная кукла Катя. Она снимает свою верхнюю одежду и разбрасывает вещи. Кукла сообщает детям, что с ней никто не хочет гулять, подружки не приглашают в гости, называют неряхой. Катя просит ребят о помощи, чтобы они объяснили, что значит это слово и помогли ей исправиться.
  4. Другой вариант для той же хозяйственно-бытовой деятельности - злой волшебник Вредилиус заколдовал все кубики в группе - заразил их вирусом пыли и грязи. Если кубики не спасти, то заразятся все остальные игрушки в группе. Конечно же, дети с энтузиазмом начнут спасательную операцию - вымоют все нужные предметы.
  5. В гости к ребятам приходит игрушечный Мишка с мешком, полным игрушек. Он не понимает, отчего медвежата отказываются с ними играть. А всё дело в том, что игрушки грязные. Дети с удовольствием порадуют медвежат - помоют игрушки.

    В Мишкином мешке находятся грязные игрушки, которые нужно помыть

  6. Мотивацией к трудовой деятельности может быть помощь няне. Вначале воспитатель заводит разговор о том, как малыши дома помогают родителям, а потом предлагает облегчить няне процесс уборки. С просьбой о помощи может обратиться и завхоз: в детском саду есть большая теплица, и там нужно посадить много семян. А одной ей никак не справиться.
  7. Если тема трудового занятия - уход за комнатными растениями, то педагог может предложить ребятам отправиться в волшебную Страну цветов. Но попасть туда могут только ласковые и добрые, внимательные и заботливые дети.
  8. Другой пример на тему природы - перед дошкольниками появляется плачущий зайчик. Ему стыдно, что он съел всю морковку у Маши и Медведя, ведь они её сажали, выращивали. Зайчик очень хочет исправить то, что натворил, но не знает как. Педагог показывает семена растений (морковь, горох, фасоль, тыква) и предлагает посадить их, чтобы выросло много вкусных овощей.
  9. Начать занятие по трудовому воспитанию можно с чтения художественного произведения, например, рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша». Воспитатель проводит беседу по содержанию, одновременно закрепляя навыки самообслуживания (самостоятельного одевания и бережного отношения к вещам).
  10. Этой же теме посвящена «Сказка про то, как одежда обиделась» И. Гуриной. Её герой - избалованный мальчик Андрюша, который очень не любит сам одеваться - за него это всегда делает бабушка. Собственная одежда ему не нравится, он называет её некрасивой. И вот однажды предметы гардероба оживают и наказывают мальчика. Колготки превращаются в зелёные ветви деревьев и лупят Андрюшу по попе, свитер - в огромную птицу и щипает избалованного мальчика за коленки, шнурки - в змей, ботинки - в кусающихся собачек, шапочка с ушками - в рычащую медвежью голову и т. д. В итоге мальчик осознаёт своё некрасивое поведение, обещает всегда одеваться сам, и вещи возвращаются к нему.
  11. У И. Гуриной есть и ещё одно произведение на тему самообслуживания, которое можно почитать воспитанникам средней группы - это «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях». Здесь уже фигурирует мальчик Вася, который никогда не убирает свои игрушки. Злая волшебница Неубиринда уносит его в свою страну Нерях.

В структуру занятия следует включать физкультминутки на тему труда.

Таблица: физкультминутка «Маме дружно помогаем»

Таблица: физкультминутка «Башмачок»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём»

Таблица: конспекты занятий по трудовой деятельности в средней группе детского сада (фрагменты)

Автор и название занятия Ход занятия
Киселева Е.В.
«Чистота - залог здоровья»
В гости к ребятам приходит плюшевый Мишка с мешком. Он сообщает, что в нём находятся игрушки медвежат, но они отчего-то не хотят с ними играть, они им не нравятся.
Воспитатель интересуется у малышей, какие у них любимые игрушки. Проводится мини-беседа.
Педагог достаёт из мешочка игрушку и демонстрирует детям, что она грязная. Теперь понятно, почему медвежата не хотят с ней играть. Создаётся проблемная ситуация: как помочь зверятам? Педагог ставит детей перед выбором: поиграть самим либо сделать для медвежат доброе дело. Дети, конечно же, выбирают последнее, ведь они уже большие, и игра может подождать.
Проводится физкультминутка (пантомима соответственно тексту):
  1. Стираем, стираем, стираем целый день.

  2. Полощем, полощем, полощем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  3. Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  4. Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
Малышам предлагается помыть игрушки, тем более что Мишка уже приготовил тазик. Педагог перед началом работы просит ребят улыбнуться, ведь они должны быть рады, что смогут помочь медвежатам.
Воспитатель просит одну девочку поставить все тазики на скамейку (поручение), другой ребёнок кладёт на стол мыльницы, третий - раскладывает губки.
Трудовая деятельность дошкольников (Мишка подаёт игрушки из мешка, дети моют их и ставят на салфетку сушиться).
Стукало Л.В.
«Весёлые поварята»
Воспитатель выходит к детям в фартуке и колпаке и сообщает, что он сегодня - повар-кондитер. А им он предлагает стать весёлыми поварятами и научиться готовить. Но вначале детям предстоит познакомиться с профессией кондитера.
Проводится беседа на тему: кто такой повар. Воспитатель читает стихотворение:
  • Повар варит для детки
    Супчик, картошку, котлетки.
    Готовит кашу-манку,
    Салатик со сметанкой.

Стихотворение про повара-кондитера:

  • Напеку я пирожков,
    И коврижек, и рожков.
    Вот такой имею дар:
    Я кондитер-кулинар.
Рассказ педагога с одновременной демонстрацией слайдов. Профессия повара-кондитера сложная, но очень творческая. Ведь пирожные и торты, которые продаются в магазинах, имеют разную форму, причудливо украшены.
Обсуждение одежды кондитера (халат, фартук). Волосы всегда спрятаны под косынку. Демонстрация инструментов кондитера. Закрепление новых сведений вопросами.
Проводится танец-игра «Мы похлопаем в ладоши».
Практическая часть. Воспитатель-кондитер предлагает дошкольникам сделать пирожные из солёного разноцветного теста. Конечно, их нельзя кушать, но можно угостить кукол, поиграть в «Магазин» или «Кафе».
Дети превращаются в поварят: надевают фартуки и колпачки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём».
Воспитатель объясняет приёмы работы с тестом: нужно скатать шарик, сплющить его и украсить «пирожное» макаронами, фасолью и пр.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Готовые поделки складываются на отдельный столик. Проводится анализ работ. Педагог угощает малышей настоящим печеньем.
Бакирова Л.Р.
«Путешествие в Страну цветов»
Педагог приглашает ребят в путешествие в волшебную Страну цветов. Чтобы туда отправиться, нужно быть ласковыми и добрыми, заботливыми и внимательными. В пути эти качества очень пригодятся. Воспитатель подводит дошкольников к столикам с комнатными растениями.
Проводится игра «1,2,3 - цветок найди!» Вместо слова «цветок» каждый раз называется конкретное растение (фиалка, герань и пр.), к которому дети должны подойти.
Цветы приглашают ребят на цветочную полянку (садятся на стульчики). Беседа о том, что растениям нужно для роста: малыши показывают карточки с изображением воды, воздуха, почвы, света, тепла. Дошкольники выстраивают временную цепочку «семечко - маленький росточек - большой росток»).
Педагог просит ребят сказать цветочку тёплые слова (красивый, любимый, цветущий и пр.).
Внимание малышей обращается на то, что на растении пыль, а почва не рыхлая. Обсуждается вопрос: что же делать. Дети догадываются, что пыль нужно протереть, землю порыхлить и полить. Рассматривание карточек, изображающих, как ухаживать за комнатными растениями.
Дети надевают фартуки. Индивидуальная беседа с каждым воспитанником о названии выбранного растения, приёмах работы, которые он будет использовать. Если это необходимо, педагог показывает нужные действия.
Самостоятельная трудовая деятельность дошкольников.
Воспитатель вспоминает с детьми пословицы о труде. Уборка рабочего места.
Пентюхова О.А.
«Наши помощники»
Проводится игра на приветствие «Доброе утро»:
  1. Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
  2. Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
  3. Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
  4. Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).
  5. Доброе утро, солнышко!
    Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

Звучит аудиозапись из сказки Чуковского «Мойдодыр» о том, что все зверята по утрам умываются.

Рассматривание на доске картинок, где изображены утренние гигиенические процедуры. По указанию педагога дети показывают конкретные картинки (чистка зубов, умывание, вытирание, расчёсывание).
Сюрпризный момент. Раздаётся стук в дверь - «заходит» кукла-мальчик с мешочком в руках. Там находятся предметы личной гигиены. Дети поочерёдно достают их, рассматривают, обследуют на ощупь и запах.
Упражнение «Найди нужный предмет»: педагог демонстрирует картинку, а дети находят такой же предмет на столе.
Кукольный мальчик хочет поиграть с ребятами, но у него грязные руки. Мальчика жалко: нужно помочь ему - научить пользоваться предметами гигиены.
Проводится физкультминутка на гигиеническую тему:
  1. Жарче, дырчатая тучка (сжать-разжать кулачки)!
  2. Поливай водичкой ручки (потирать кисти рук)!
  3. Плечики и локоточки (потирать плечики и локоточки)!
  4. Пальчики и ноготочки (потирать пальчики и ноготочки)!
  5. Мой затылочек, височки (потирать затылок, височки)!
  6. Подбородочек и щёчки. (Потирать подбородок и щёки).
Воспитатель выставляет на столы тазики с водой, мыло и полотенце. На доске выставляется схема-алгоритм мытья рук. Педагог объясняет последовательность выполнения действий:
  1. Надеть фартук.
  2. Закатать рукавчики.
  3. Взять мыло.
  4. Вымыть ладошку с одной, а потом - с другой стороны.
  5. Смыть пену и вытереть руки насухо полотенцем.

Этот алгоритм прорабатывается на практике с каждым ребёнком - моют руки кукле под одновременное чтение потешки:

  • Водичка, водичка, лейся на ладошку по-нем-нож-ку.
    Нет, не понемножку, посмелей, будет мыться веселей!
Кукла-мальчик дарит детям подарки - красивые полотенца. Подведение итогов занятия, прощание с игрушечным персонажем.

Использование фольклорного материала в процессе трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту. Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества.

Потешки на тему гигиены

При обучении малышей гигиеническим навыкам можно сопровождать действия чтением следующих потешек:


Пословицы и поговорки о труде и лени

У русского народа очень много пословиц о труде. Они прославляют его и, наоборот, высмеивают леность. Народная мудрость учит детей любить свою работу и уважать труд других людей:

  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.
  • Дерево смотри в плодах, а человек - в делах.
  • Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.

При работе с воспитанниками средней группы педагог должен использовать лишь пословицы и поговорки, понятные детям. В противном случае от их употребления не будет никакого эффекта.

Пословицы можно и вводить в занятие отдельно, сопровождая иллюстрациями

Например, когда малыши только начинают какую-нибудь работу, важно сразу их поддержать, настроить на успешный результат:

  • Доброе начало - половина дела.
  • Была бы охота - заладится всякая работа.

Если кто-то из детей с нежеланием принимается за работу, то пословица выразит огорчение взрослого, заставит малыша задуматься о том, как себя повести:

  • У лодыря Егорки всегда отговорки.
  • В работе разгар, а он на базар.

Если в процессе выполнения задания ребята ссорятся, не могут договориться, то с помощью пословицы можно сгладить ситуацию, подтолкнуть к поиску решения конфликта:

  • На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.

Когда работа сделана, педагог подчёркивает, какие дети молодцы, сколько старания они вложили в свой труд:

  • Золотые руки - золотые дела.
  • Каков мастер - такова и работа.
  • Кто работы не боится, у того и работа спорится.

В русском языке есть и пословицы на тему планирования: ведь каждое дело, даже самое маленькое, нужно предварительно обдумать:

  • Голова научит - руки сделают.
  • Сила - хорошо, а ум - лучше.
  • Семь раз примерь - один раз отрежь.

Меткая пословица может сделать для трудового воспитания малыша больше, чем длительные нотации

Другие пословицы и поговорки подчёркивают, что если ничего не делать, то работа не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Если в процессе труда некоторые ребята теряют интерес к нему, пытаются уклониться, то педагог может прокомментировать это так:

  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из ребят начинает хвастаться результатом своей работы ещё до того, как он её сделал, то воспитатель подмечает:

  • Говорить легко, делать трудно.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.

Пословицы и поговорки про тех, кто много отвлекается в процессе работы:

  • Где много слов, там мало дела.
  • Один пашет, а семеро руками машут.

Когда дети успешно выполнили трудовое задание, можно похвалить их результаты, предложить им отдохнуть:

  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Добрый конец - делу венец.
  • Работнику - медовые пышки, а лодырю - еловые шишки.

Загадки на тему труда и гигиены

Дошкольники обычно любят отгадывать загадки. При работе с детьми среднего дошкольного возраста желательно, чтобы правильный ответ воспитатель сопровождал демонстрацией соответствующей картинки.

Так, ребятам понравятся загадки про предметы личной гигиены:


Интересная идея - целиком построить занятие на загадках. В гости к ребятам может прийти Бабушка-Загадушка (переодетый воспитатель) и предложить им «вкусные» загадки:

  • И зелен, и густ
    На грядке вырос куст.
    Подкопай немножко,
    Под кустом… (Картошка)
  • Вверху зелено,
    Внизу красно,
    В землю вросло. (Свёкла)
  • Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява,
    Кто любит щи -
    Меня в них ищи. (Капуста)
  • Расту в земле
    На грядке я.
    Оранжевая, длинная,
    Сладкая. (Морковь)
  • Летом - в огороде,
    Свежие, зелёные,
    А зимою - в бочке,
    Жёлтые, солёные,
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас? (Огурцы)
  • Скинули с Егорушки
    Золотые пёрышки -
    Заставил Егорушка
    Плакать без горюшка. (Лук)

Когда ребята отгадывают все загадки, Бабушка-Загадушка раздаёт им фартуки и предлагает помочь ей посадить лук в горшочек с землёй (огород в группе).

Диагностика и анализ результатов трудового воспитания

Чтобы наметить для себя эффективные пути работы по трудовому воспитанию дошкольников, в самом начале учебного года педагог проводит диагностику детей. Она позволяет выявить, на каком уровне трудового развития находится каждый ребёнок, а также группа в целом.

Как правило, для оценивания используется трёхбалльная система:

  1. Низкий (1 балл):
    • у ребёнка нет выраженного интереса к работе;
    • он неактивен;
    • задания не способен выполнить без помощи взрослого;
    • труд не доставляет малышу позитивных эмоций;
    • в совместном труде с другими детьми действует непродуктивно.
  2. Средний (2 балла):
    • дошкольник интересуется трудовой деятельностью, однако при этом почти не проявляет инициативу;
    • при выполнении поручений не может справиться без помощи взрослого;
    • легко нарушает последовательность выполнения работы, переключается с одного дела на другое;
    • не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего труда.
  3. Высокий уровень развития (3 балла):
    • у ребёнка устойчивый интерес к труду;
    • он самостоятельно способен выполнять несложные поручения;
    • при этом гордится результатами своей работы;
    • рабочий процесс приносит ему радость;
    • успешно взаимодействует в ходе выполнения задания с другими детьми.

По такой трёхбалльной шкале рассматривается каждый вид трудовой деятельности:

  • труд в природе;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • ручной труд;
  • самообслуживание.

По аналогичной схеме диагностика проводится и в конце учебного года (май). При этом педагог сравнивает результаты, выявляет динамику, отмечает воспитанников, у которых не выявляется изменений, и планирует свои дальнейшие действия.

Помимо диагностики трудовой деятельности в детском саду может проводиться её анализ. Как правило, воспитатель сам анализирует конкретное занятие по следующим параметрам (при проведении открытого занятия это делается в обязательном порядке):

  1. Решены ли все поставленные задачи (закрепление имеющихся навыков или формирование новых, какова воспитательная направленность труда, его практическая значимость)?
  2. Как организованы условия труда (соответствует ли оборудование заданиям, рационально ли оно размещено, каковы его эстетические параметры)?
  3. Какие формы организации детского коллектива использовались на занятии, как дошкольники взаимодействовали между собой в процессе работы?
  4. Какие методические приёмы использовались в ходе педагогического процесса, был ли реализован индивидуальный подход?

Правильная организация трудовой деятельности дошкольника - основа его полноценного развития. Ребёнок чувствует свою ценность, возможность принести пользу окружающим. В процессе труда происходит усвоение полезных знаний о предметах и материалах, их назначении и использовании. Что касается воспитанников средней группы, то их более привлекает сам трудовой процесс, нежели его результат. И задача педагога - создать атмосферу сотрудничества, максимально заинтересовать детей этой деятельностью, сделать так, чтобы она приносила им большое удовольствие.

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 000. г. Астрахань.

Перспективный план

индивидуальной работы с детьми

по изобразительной деятельности

(средняя группа).

Воспитатель:

Сентябрь. 1 неделя. Лепка « Волшебный комочек».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, фантазию, обогащать внутренний мир ребёнка.

Педагог вместе с детьми рассматривает картинку « На птичьем дворе». Затем предлагает слепить одного из героев картины: кролика, утёнка, цыплёнка. Указывает на характерные признаки каждого. После оценивают работы и играют в « птичий двор».

2 неделя. Аппликация « Соберём в корзинку спелые яблоки».

Цель: Учить правильно держать ножницы, действовать с ними, вырезать круг из четырёхугольника. Педагог говорит, что осенью в саду поспевают яблоки. И предлагает их собрать в большую корзину. Дети вырезают круглые яблоки, приклеивают на листе с изображением корзины. Радуются большому урожаю.

3 неделя. Рисование « Красивые цветы в подарок мышонку».

Цель: Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя приём примакивания концом кисти. В группе появляется мышонок – игрушка, дети играют с ним, а затем педагог предлагает ребятам нарисовать ему в подарок цветы. Дети вспоминают, как можно нарисовать лепестки: всей кистью, концом, примакиванием. Дети рисуют цветы кто, какие хочет.

4 неделя. Аппликация. « Морковка для зайчишки»

Цель: Учить вырезать морковку из четырёхугольника срезая углы.

После игры в магазин дети слышат плач в углу. Это плачет зайчонок, в магазине у ребят продавалась морковка, которую он так любит. Воспитатель предлагает сделать ему вкусную морковку.

1 неделя. Лепка « Поможем ёжику готовиться к зиме».

Цель: Продолжать учить детей скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями, сплющивать их между ладонями, побуждать лепить по представлению. После беседы, о том как мамы заготавливают на зиму впрок овощи и фрукты, воспитатель спрашивает: « А звери что- нибудь заготавливают себе? Как готовится к зиме ёжик?» Воспитатель предлагает ему помочь: слепить ёжику грибы, ягоды. Вспоминают форму, составные части, приёмы лепки. Относят ёжику в « лес».

2 неделя. Рисование « Радостная осень».

Цель: Учить передавать в рисунке настроение, изображать осень. Воспитатель спрашивает - какое у детей настроение? Какими красками можно передать это в рисунке? Что можно нарисовать - когда осень радуется? Предлагает нарисовать своё настроение на бумаге.

3 неделя. Аппликация « Укроем землю листочками».

Цель: Учить наклеивать разноцветные листья. Закрепить приём намазывания и наклеивания фигур, их сочетание по цвету. Воспитатель читает стих: « Жёлтые листочки в воздухе кружатся, и на землю тихо падают, ложатся». Затем предлагает « осенними листочками укрыть землю. Дети наклеивают на ватман разноцветные листья, любуются.

4 неделя. Рисование « Однажды хозяйка с базара пришла…»

Цель: Учить рисовать овощи разной формы. Развивать мелкую мускулатуру рук, фантазию. После чтения стихотворения Ю. Тувима « Овощи» воспитатель предлагает нарисовать « Овощи на тарелке».(помидор, огурец).

1 неделя. Лепка « Подарки для зайки».

Цель: Закрепить умения лепить круглую и вытянутую форму. Дети слушают потешку про зайца: « Зайчишка - трусишка по полю бегал, в огород забежал, морковку нашёл, капусту нашёл. Сидит, грызёт. Иди прочь - хозяин идёт!» Затем лепят подарки для зайки: морковку, капусту. Уточняют форму, приёмы.

2 неделя. Аппликация « Теремок».

Цель: Учить разрезать полоски, составлять из полосок изображение теремка. Воспитатель напоминает детям, как в сказке медведь сломал теремок и предлагает сделать новый для зверушек. Дети разрезают пополам полоску - стены, другую - потолок и пол, из треугольника - крыша. Зверушки довольны.

3 неделя. Лепка « Весёлые матрёшки».

Цель: Учить лепить фигуру с натуры, пользуясь знакомыми приёмами (оттягивание, сглаживание). Поощрять детей к проявлению самостоятельности и творчества в использовании декоративных элементов. В группе появляется матрёшка и рассказывает знакомые потешки. Затем предлагает детям вылепить из пластилина весёлых подружек для неё. Воспитатель рассматривает с детьми матрёшку, беседует как, украшен наряд матрёшки. Предлагает вылепить матрёшек используя знакомые способы лепки, украсить наряд, используя налеп или разрисовку стекой.

4 неделя. Рисование « Красивый зонтик».

Цель: Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть. Воспитатель предлагает украсить зонтик и погулять с ним. «Осенью идут дожди, доставай скорей зонты. Зонтики цветные красивые такие! В руки зонтики возьмём, под дождём гулять пойдём! Дети украшают зонтики кружочками, цветочками. (можно использовать пальчиковую живопись).

1 неделя. Лепка « Забавные зверушки». (по иллюстрациям Е. Чарушина).

Цель: Вызвать у детей желание лепить знакомых зверей, развивать самостоятельность. Упражнять в лепке предметов из нескольких частей, соблюдая пропорции. После рассматривания иллюстраций Е. Чарушина « Забавные животные», воспитатель спрашивает детей, кто кого хочет лепить. В процессе лепки педагог помогает детям советом, напоминает приёмы изображения.

2 неделя. Аппликация. « Поможем белке заготовить грибы на зиму».

Цель: Учить детей срезать ножницами уголки, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы. После чтения рассказа В. Зотова «Белки» педагог предлагает помочь белке заготовить грибы на зиму. Дети вырезают и наклеивают травку и несколько грибов. Показать приёмы срезания углов, закругляя их так, чтобы они отпали. Затем дети дарят белке свои грибочки.

3 неделя. Рисование « Кого Емеля поймал в проруби?».

Цель: Учить рисовать овальную форму красками.

Воспитатель показывает иллюстрации к сказке « По щучьему велению » . Дети называют рыбу, которую поймал Емеля (щука). Воспитатель выделяет особенность строения щуки (вытянутое туловище) , предлагает нарисовать волшебную рыбку, изображая туловище дугами (сверху и снизу).

4 неделя. « Какие зверушки были на празднике ёлки?».

Цель: Вызвать у детей желание лепить знакомых им животных: зайца, птичку, лису. Развивать творчество, фантазию. Воспитатель предлагает вспомнить, какие зверушки были на новогодней ёлочке и подумать, над тем, что можно слепить. После лепки дети ставят свои работы на одну большую полянку, где стоит ёлка.

2 неделя. « Сорока - белобока».

Цель: Учить рисовать круглую и овальную форму. После рассматривания картины Веретенникова « Сороки», воспитатель читает потешку « Сорока - белобока». Дети рисуют так, чтобы было похоже на сороку - белобоку.

3 неделя. Лепка « Покорми птичек».

Цель: Учить лепить птичку пластическим способом, передавая её характерные особенности. После прогулки воспитатель предлагает вылепить из пластилина птичку. Дети лепят из целого куска, используя приём вытягивания хвоста, головы и клюва.

4 неделя. Аппликация « Узор на чашке».

Цель: Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором, уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги.

Воспитатель показывает 2 – 3 чашки с рисунком в горошек. Предлагает взять для украшения разные по цвету чашки и наклеить разноцветным горошком. Затем дети любуются своей работой.

1 неделя. Рисование « Салфетка для мамы».

Цель: Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые. Украшать узором салфетку, используя элементы дымковской росписи. Воспитатель объясняет детям: « Чтобы было красиво, приятно пить чай, чашки с блюдцами ставят на салфетки». Показывает 2 – 3 салфетки, украшенные дымковским узором. Дети рисуют узор из пересекающихся линий, наносят мазки, точки.

2 неделя. Лепка « Мы водим хоровод».

Цель: Закреплять умение изображать фигуру человека, правильно передавать соотношение частей. Воспитатель вспоминает с детьми, как они веселились возле ёлки, водили хоровод. Дети встают в круг, берутся за руки. Затем педагог просит детей слепить кукол для хоровода, напоминая, как слепить девочку в длинной шубе, уточняет последовательность действий. Затем вылепленных кукол ставят в хоровод, соединяя их руки.

3 неделя. Рисование « Маленькая балерина».

Цель: Учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения, закреплять приёмы закрашивания красками. Воспитатель предлагает 2 -3 детям показать несколько танцевальных движений: руки на бок, одна держит юбочку. В процессе работы напоминает приёмы закрашивания.

4 неделя. Аппликация « Гномики».

Цель: Учить рисовать по нарисованному контуру. После чтения сказки « Белоснежка и семь гномов» педагог предлагает сделать маленьких человечков (гномов) самим. Для этого дети вырезают гномика из цветной бумаги, разворачивают его и наклеивают на бумагу.

1 неделя. Лепка «Вертолёт построим сами …».

Цель: Учить передавать форму вертолёта. Воспитатель предлагает детям вылепить вертолёт, используя приёмы: раскатывания, сплющивания, примазывания. Затем дети собирают все вертолёты на военный аэродром.

2 неделя. Аппликация « Угадай, кто это?».

Цель: Развивать замысел, воображение, умение самостоятельно вырезать из частей персонажей, дорисовывать их фломастером (черты лица, украшение одежды).

Педагог предлагает детям вырезать что –нибудь из бумаги, а потом все угадывают, что получилось.

3 неделя. Лепка « Два жадных медвежонка».

Цель: Закрепить технические приёмы: раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание. Учить лепить медвежонка. После чтения сказки « Два жадных медвежонка» воспитатель с детьми рассматривает игрушку - медвежонка: форму его головы, туловища. Дети лепят соблюдая пропорции.

4 неделя. Рисование « Пришла весна красная».

Цель: Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать её в рисунке. Воспитатель поёт с детьми песенку « Веснянка», рассматривает иллюстрации с изображением ранней весны (ручейки, яркое солнце, молодая травка). Вспомнить, как рисовали деревья зимой. Предлагает изобразить деревья весной. В конце составляют картину весенней природы.

1 неделя. Аппликация « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» (по стихотворению.)

Цель: Учить аккуратно вырезать и наклеивать кораблик. Воспитатель читает стихотворение Пушкина « Ветер», раздаёт детям прямоугольник и волнистую линию, показывает как вырезать кораблик.

2 неделя. Лепка « Плывёт, плывёт кораблик…»

Цель: Развивать эмоциональное отношение к образу, умение передавать характерные признаки. Воспитатель читает стихотворение, показывает иллюстрации, затем предлагает вылепить лодочку с двумя вёслами: раскатать овал, сплющить его, вдавить середину и пальцами стянуть и подравнять края.

3 неделя. Лепка « Вместо хвостика крючок, вместо носа - пятачок».

Цель: Учить детей передавать фигуру поросят в несложном положении, использовать приёмы лепки, соединять части, примазывать. Воспитатель загадывает загадку про поросят, лепит маму – свинью, предлагает детям вылепить много поросят и поставить их на лужайку.

4 неделя. Аппликация « К нам прилетели птички - невелички».

Цель: Развивать творчество, учить выполнять аппликации аккуратно, продолжать учить работать с ножницами. Педагог рассматривает с детьми альбом « Птицы на нашем участке» . Предлагает вырезать детали и наклеить понравившуюся птицу, а также мелкие детали (клюв, ноги) на своё усмотрение. По окончании работы ребёнок рассказывает о своей птице.

1 неделя. Лепка « Красивые цветы». (барельеф).

Цель: Учить передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на пластине. Дети выполняют работу по показу воспитателя. (Отдельные части цветка накладывают на поверхность пластины)

2 неделя. Рисование « Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».

Цель: Учить передавать увиденное на бумаге красками. После рассматривания на прогулке одуванчика дети изображают увиденное на бумаге красками.

3 неделя. Аппликация. « Волшебный сад с золотыми яблоками» по сказке « Крошечка - хаврошечка».

Цель: Учить создавать коллективную композицию, резать ножницами по прямой закругляя углы квадрата, развивать образное восприятие, воображение. После рассказывания сказки воспитатель предлагает сделать волшебный сад

(2 занятия). ………………………………………………………………………………………………………

Используемая литература:

1. . « Комплексные занятия в средней группе».

2. , . « Учите играя».

3. « Конструирование и художественный труд в детском саду».

Детский сад - это место, в которое счастливые родители с радостью ведут своего ребенка за новыми знаниями и умениями, новыми знакомствами со сверстниками и воспитателями, новыми впечатлениями и эмоциями. Здесь малыш познает мир вне круга своих близких, в то время, пока родители трудятся на благо семьи на работе и могут не волноваться о том, как проходит времяпрепровождение их взрослеющего комочка счастья. На разных этапах дошкольного развития дети проходят разные образовательные моменты. И немаловажным аспектом в их взрослении и воспитании является проведение индивидуальных работ в средней группе квалифицированными педагогами. Как они проходят? Как планируются и организовываются? В чем заключаются особенности проведения таких работ?

Цели

Посещение детского дошкольного учреждения (ДОУ) детьми является неотъемлемой частью их психологического и нравственного развития. В этот момент ребенок познает мир в окружении очень важной для него группы людей - сверстников. И если роль воспитателя прекрасно может заменить мама, в случае, конечно же, если у нее есть на это время и она освобождена от работы, то заменить общение с малышами такого же возраста ребенку не смогут окружающие его дома игрушки и игровые приспособления. Поэтому умалять значение и важность посещения ребенком детского сада не стоит: игнорировать положенную ребенку среду обитания в этот период нельзя. Мамам, которые в силу каких-то индивидуальных причин и предпочтений не желают отдавать деток в садик, стоит взять этот момент на заметку и учесть потребности их малышей, поставив их приоритеты выше своих.

Как известно, средняя группа предполагает воспитание ребят в возрасте 4-5 лет. Индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает массу всевозможных направлений развития. Какие цели и задачи стоят перед воспитателями в процессе обучения и прививания детям новых навыков и умений в этот период?

  • Поддержание здоровья малышей, закаливание и совершенствование функций их организма.
  • Повышение самостоятельной двигательной и творческой активности.
  • Формирование умений и навыков в правильном ориентировании двигательного аппарата - предполагает наблюдение за осанкой детей при любых движениях, а также воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Развитие у детей наблюдательности и любознательности - осуществляется посредством знакомства с различными предметами, с их цветом, формой, величиной, а также с другими явлениями жизни и природы. В этот момент ребята учатся сравнивать разные вещи по этим признакам, а также группировать их и уметь устанавливать простые связи между ними.
  • Воспитание любви к отчему дому, к родине, к детсаду, к родному краю.
  • Углубление работы в плане обогащения и уточнения словарного запаса, совершенствования разговорной культуры, а также помощь активного участия в беседе по определенной тематике, составление рассказов, исходя из созерцаемых изображений, игрушек или личного опыта.
  • Развитие у детей понятия о множестве - о группе различных предметов, как целого, состоящего из частей.
  • Обучение детей счету до пяти - предусматривает формирование представлений у них о равенствах и неравенствах, исходя из умений считать и сравнивать количество предметов.
  • Прививание детям интереса ко всевозможным видам игр, побуждение к активному движению, возможности выбирать конкретную игру.
  • Обучение детей в процессе игры следованию правилам поведения.
  • Первое знакомство с существующими профессиями на примере их родных и близких, с упором на значение их труда, а также совершенствование на этом фоне у детей собственного умения трудиться.
  • Воспитание в ребятах исполнительности, стремления приводить свои действия к какому-то результату, участвовать в коллективном труде, понимать то, для чего осуществляется этот труд.
  • Нравственная работа с малышами - воспитание в них таких качеств, как доброжелательность, справедливость, скромность.
  • Прививание бережного отношения к предметам, вещам, книгам, игрушкам.
  • Ознакомление с эстетическим восприятием окружающего, выработка нравственно-эстетических чувств ввиду общения с природой, в бытовых условиях, во всевозможных играх.
  • Формирование у детей понимания о том, что хочет показать автор в своем произведении - в музыке, в пении, в художестве, в рассказе.
  • Воспитание интереса к творчеству - проведение различных занятий по рисованию, постановок с ролевыми участиями, организация работ с лепкой из пластилина, обучение выразительному чтению стихов, движениям под музыку и прочее.
  • Приобщение детей к культурным ценностям и формирование у них опыта социального общения с окружающими.

Словом, индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает обширный спектр поставленных перед воспитателями задач на прививание детям азов восприятия окружающего мира и обучения новым навыкам.

Картотека с целями

Помимо глобальных целевых направлений, в деятельности воспитательного коллектива детского сада существуют еще и частные, так сказать, ежедневные. Они оформляются в так называемую картотеку с целями в индивидуальной работе средней группы, как, собственно, и старшей, и младшей, и подготовительной. Это своеобразный документ дошкольного учебного учреждения, в котором специалисты воспитательного процесса расписывают план дидактических и активных игр с детками, развивающих их мозговую и физическую деятельность. Он включает перечень игровых заданий конкретной направленности. В содержании картотеки обязательно присутствует название игры, цель, ход игры и необходимый для ее выполнения инвентарь, если таковой присутствует по ее условиям.

Картотеки индивидуальной работы в средней группе имеют свойство разделяться по тематическим, эрудированным и предметным направлениям. Основу подобных воспитательных процедур составляют следующие варианты картотек с заданиями:

  • дидактические игры по речевому развитию;
  • дидактические игры по познавательному развитию;
  • игровые задания, направленные на физическое развитие;
  • игровые задания на социально-коммуникативное развитие;
  • игры по художественно-эстетическому развитию;
  • летние прогулки на территории сада.

Каждая из перечисленных картотек преследует выполнение конкретных целей в индивидуальной работе средней группы детсада. Они имеют очень важное значение в общем комплексе образовательных мероприятий для детей дошкольного возраста и предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Планирование работы воспитателей в соответствии с ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты распространяют свою деятельность на все уровни образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением. Необходимость следовать общеустановленным стандартам обусловлена тем, что все воспитательные и обучающие работы должны проводиться квалифицированными воспитателями, учителями, педагогами по единому установленному действующим законодательством принципу. Специально разработанные для каждого этапа познания и просвещения плановые работы в комплексе мероприятий с конкретными направлениями и сроками их выполнения образуют планирование образовательного процесса на перспективу. Соответственно, дошкольные образовательные учреждения не являются исключением, и индивидуальная работа со средней группой по ФГОС также имеет свои особенности планирования работы воспитателей.

На основании ФГОС дошкольного образования разрабатывается программа работы воспитательского коллегиума, которая направлена на:

  • планирование социально-коммуникативного развития - предполагает, что дети средней группы подвергаются ежедневным занятиям, включающим прививание им понимания того, что они являются частью окружающего их мира;
  • познавательное планирование - определяет перечень воспитательных программ, направленных на познание детьми предметов и явлений природы, а также формирование детского к ним отношения;
  • планирование речевого развития - предусматривает конкретные задания для детей, способствующие улучшению их речевого аппарата и пополнению словарного запаса;
  • художественно-эстетическое планирование - способствует прививанию детям любви и интереса к искусству и творчеству;
  • планирование физического развития - занимает особое место в комплексной программе обучения детей в тренировке их координации и гибкости.

Примерно так и организовывается планирование индивидуальной работы в средней группе. Любое ДОУ подчиняется ведомственным централизованным представительствам, которые следят за неукоснительным следованием педагогов официально установленной федеральным стандартом программе дошкольного воспитания детей. Единая система планового обучающего процесса работает в установленном формате по всей территории Российской Федерации для моделирования общей системы дошкольного образования.

Работы по областям

Исходя из целевых приоритетов и следуя нормам ФГОС, индивидуальная работа в средней группе детского сада предусматривает довольно-таки широкопрофильный спектр направлений деятельности воспитателей. Здесь нельзя выделить какую-то одну конкретную направленность, ведь дети должны развиваться всесторонне. Ввиду этого предусмотрено распределение индивидуальных работ средней группы по областям. Что предполагает собой каждая отдельная область? Имеется в виду отдельный сегмент воспитательного процесса, который направлен на закрепление педагогами конкретного навыка, умения, развития определенной способности у детей средней группы. Индивидуальная работа по областям включает в себя массу разветвлений воспитательного процесса.

1. Область социально-коммуникативного развития:

  • индивидуальные занятия воспитателя с ребенком тет-а-тет;
  • совместная деятельность взрослых и детей посредством постановок, сценок, драматизации конкретных ситуаций;
  • беседа воспитателя с детьми;
  • познавательные экскурсии;
  • обобщенные тренинги;
  • чтение художественной литературы;
  • наблюдение за явлениями;
  • совместный детский труд;
  • сюжетно-ролевые игры.

2. Область познавательного развития:

  • формирование элементарных математических представлений;
  • интерактивное экспериментирование;
  • организация клуба веселых и находчивых;
  • игры на сообразительность;
  • дидактические занятия;
  • расширение кругозора;
  • исследовательская деятельность;
  • интерактивное конструирование;
  • моделирование ситуаций;
  • работа в уголке природы.

3. Область речевого развития:

  • беседы между детьми и с воспитателями;
  • чтение соответствующих книг;
  • пересказ эпизодов;
  • заучивание стихотворений;
  • инсценировочные постановки;
  • хороводные игры;
  • творческие занятия;
  • групповые ролевые игры;
  • проговаривание и повторное проговаривание;
  • театрализованные инсценировки;
  • режиссерские постановочные игры;
  • подвижные игры с текстом.

4. Область художественно-эстетического развития:

  • занятия по ИЗО;
  • занятия по музыке;
  • занятия с пением;
  • лепка из пластилина;
  • всевозможные виды конструирования;
  • моделирование поделок;
  • оформление аппликаций;
  • танцевально-игровое творчество;
  • инсценировки концертов в актовых залах;
  • игры в праздничные утренники и концертные программы.

5. Область физического развития:

  • игры с мячом;
  • занятия со скакалкой;
  • упражнения с обручем;
  • игры на силу и ловкость;
  • упражнения на координацию и пространственное ориентирование;
  • утренняя гимнастика;
  • процедуры закаливания;
  • физкультминутка;
  • спортивные соревнования;
  • упражнения на прогулке;
  • спортивные кружки и секции.

Так, в средней группе индивидуальная работа по областям включает различные задания, упражнения, задачи и игры, которые предусматривают конкретную ориентированность на конкретное направление развития малышей.

Работы по ИЗО

Занятия творческого характера занимают особое место в образовательной сфере ДОУ. Детям максимально доходчиво и удобно для их восприятия объясняется та или иная закономерность ввиду визуализации предметов и отражения их на бумаге при помощи рисования. Так, индивидуальной работе по ИЗО в средней группе выделяется немалое количество времени. Для этого воспитателями в детсадах разрабатываются картотеки дидактических игр по рисованию в разных группах, в том числе и средней. Какими основными занятиями и упражнениями характеризуются организационные моменты воспитания у детей любви и интереса к изобразительному искусству?

1) Работа с карточками - является наиболее распространенным вариантом визуализации предметов и дидактическим методом познания детьми цветов, оттенков, форм различных вещей, изображенных в карточках, раздаваемых им воспитателем. Ребята учатся отличать теплые оттенки от холодных, видеть переход от более темного к более светлому, смешивать два цвета краски и получать третий, отличать на розданных карточках кружки от квадратов, прямоугольники от овалов, разделять их на крупные и мелкие по размерам.

2) Работа с шаблонами - предполагает использование различных, уже готовых элементов рисования, которые детям предлагается собрать правильным образом воедино. Это могут быть отдельные части лица, которые необходимо выложить на лист бумаги с заранее прорисованным овалом, или же элементы природы, которые нужно собрать таким образом на отдельном листе, чтобы это было органично и соответствовало возможному пейзажу.

3) Работа с раскрасками - дает возможность детям проявить свои художественные способности в плане подбора правильного сочетания цветов, воли в выражении мыслей на бумаге. Зачастую проявляется в вариациях картинок, где нужно разрисовать, к примеру, матрешку или подобрать одежду для фигурок человечков.

4) Работа с визуализацией - предполагает в основном подачу воспитателем задания для детей, проявляемого в возможности изобразить пору года так, как они себе ее представляют. Подобного рода занятия предполагают развитие ассоциативного мышления у детей: то, с чем у них ассоциируется, например, осень, то они и изображают в своем рисунке - листву, деревья, тучи, дождик.

Индивидуальные работы в средней группе по ИЗО достаточно важны для развития детского воображения и углубления творческих навыков в этой сфере. Они предусматривают формирование сенсорных способностей, целенаправленного аналитико-синтетического восприятия, обобщенных представлений о явлениях и предметах, о технических приемах и способах изображения в разных видах изобразительной творческой деятельности, о возможности создавать и преобразовывать предметы на рисунках.

Работы по ФИЗО

Не менее важную роль в развитии ребят играет физическая культура, воспитание в детях любви и тяги к спорту, двигательной активности, здоровому образу жизни. Индивидуальные работы в средней группе по ФИЗО (физкультурное образование), разумеется, направлены не на процессы мыслительного и нравственного просвещения, а именно на физиологическое развитие малышей. Они не только закладывают в сознании детей важность физической активности, но и поддерживают понимание того, что физические упражнения способствуют поддержанию здоровой жизнедеятельности. Какие задачи стоят перед работниками детского сада, ответственными за физическое развитие и здоровье малышей средней группы?

  1. Прививание детям устойчивого комплекса интересов к занятиям по физкультуре при помощи различных двигательных игр и активных упражнений.
  2. Оказание помощи в развитии силовых качеств, а также в разработке и укреплении ловкости, смелости, выносливости.
  3. Благоприятствование отличному самочувствию детей и стабильному состоянию активности у каждого из них, развитие адаптационных способностей.
  4. Обязательное присутствие на свежем воздухе за времяпрепровождением в играх двигательного характера - особенно актуально для индивидуальных работ в средней группе летом.
  5. Оздоровление в виде закаливания, солнечных и воздушных ванн, ходьбы босиком, обливаний водой, витаминизации питания.
  6. Регулярный контроль за развитием и поддержанием у детей корректной осанки, правильной координации движений.

Выполнение воспитателями всех этих задач в индивидуальной работе в средней группе осуществляются при помощи всевозможных занятий и упражнений. Сюда относятся отдельные элементы спортивной деятельности, утренней гимнастики, игр на свежем воздухе, закаливающих мероприятий, спортивных праздников, развлечений, досуга, а также совместной работы детсада с семьей по воспитанию здоровых и счастливых детей.

Работы по ФЭМП

На этапе осуществления воспитателями индивидуальных работ по формируются задатки логического мышления с математическим уклоном или приверженностью к занятиям более гуманитарного характера. Упражнения по ФЭМП, как основа формирования элементарных математических представлений у ребенка, имеют серьезное значение для познания им окружающего мира со всеми его закономерностями в дошкольном образовательном процессе. Какие цели стоят перед педагогами, воспитывающими и прививающими математические навыки у детей средней группы?

  • Закрепление умений ребят определять размер и форму вещей и предметов на фоне их сопоставления с различными геометрическими фигурами.
  • Сравнение предметов по величине, ширине, высоте.
  • Формирование навыков количественного счета в пределах пяти с соблюдением порядковой нумерации.
  • Упражнения со сравнениями множеств.
  • Развитие умений пространственного ориентирования - реакция на происходящее впереди, сзади, с левой стороны, с правой стороны, по центру.
  • Соотношение определенных видов деятельности с конкретными промежутками времени - в утренние, дневные, вечерние, ночные часы.
  • Развитие памяти, внимательности, логического мышления.

Картотека индивидуальных работ по ФЭМП в средней группе предусматривает всевозможные занятия, которые помогают воспитателям этих целей добиться. Вот примерный перечень возможных игр, которые развивают элементарные математические представления у ребенка на 4-5 году жизни:

1) «Какие бывают фигуры» - воспитатель демонстрирует различные простые геометрические фигуры, вырезанные из картона и выкрашенные в разные цвета, и акцентирует внимание детей на их особенности (количество углов, форму, продолговатость).

2) «Соберем бусы» - в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок.

3) «У кого хвост длиннее» - игра ориентирована на понимание понятия длины; ребята перебирают различные игрушки в виде зверушек и методом сравнительного анализа выявляют, чей хвост длиннее.

4) «Правильный счет» - основывается на выработке у детей умения считать до пяти, при этом детишки становятся в кружок и перебрасывают друг другу мяч, называя цифру от одного до пяти, а поймавший продолжает счет, бросая мячик следующему.

И таких игр в картотеках индивидуальной работы по ФЭМП средней группы очень и очень много. Все они направлены на знакомство ребят с элементарными математическими принципами.

Работы на прогулке

Одним из самых любимых воспитателями и детьми направлений в образовательном процессе считаются индивидуальные работы в средней группе на прогулке. Ребятам очень нравится собирать и рассматривать разноцветную листву осенью и лепить снеговиков зимой. Но особую любовь они питают к занятиям во дворе детсада летом. Индивидуальные работы в средней группе детей в этом возрасте также многогранны и широкопрофильны по своему содержанию и тематической направленности. Дети могут наблюдать за изменением погоды, за восходом и закатом солнца, за такими явлениями, как облака, тучи и дожди, а также любоваться красотами зелени природы, предаваться слушанью птичьего пения, наблюдать за мелкими животными и насекомыми.

Особой любовью и популярностью в индивидуальных работах с детьми средней группы летом пользуется песочница. Лепка всевозможных пирамидок и башен из песка, групповые соревнования по моделированию песочных сооружений на скорость, наполнение емкости в виде детских ведерочек наполовину или дополна - все это формирует у детей представления о различных пространственных фигурах, об их форме и размерах, о понимании равенства, неравенства и половинного значения соответственно. А еще больше ребятам нравятся прогулки. Индивидуальные работы в средней группе на уличных экскурсиях и вылазках в парк предусматривают расширение детского кругозора, выработку дисциплины в ходе строем, прививание командного духа, перемену обстановки. Многие детишки бесконечно радуются подобного рода мероприятиям, которые позволяют увидеть что-то новое не в стенах привычного сада, а за его пределами. И не с родителями, как это обычно бывает, а со сверстниками.

Работы по развитию речи

План индивидуальной работы в средней группе предусматривает обращение особого внимания на занятия по развитию речи. Умение правильно разговаривать и пополнение словарного запаса у ребят в этом возрасте не менее важно, чем на более ранних этапах. Это требует постоянного и регулярного совершенствования, ведь чем старше ребенок, тем корректнее и грамотнее он должен уметь разговаривать. Поэтому индивидуальная работа по развитию речи в средней группе имеет очень важное значение в общем воспитательном и образовательном процессе. Посредством каких методик она реализуется?

  • Упражнения на проговаривание. Здесь за основу берется изучение простых поговорок, скороговорок, народного фольклора, способствующего расширению разговорных возможностей детишек.
  • Задания с выборочной постановкой. Предполагают обращение воспитателей особого внимания на разговорные особенности конкретных деток, зачастую это буквы «р», «л», «ш», «щ», «ж». Подбираются определенные комбинации предложений с содержанием этих проблемных букв, которые ребята должны выговаривать.
  • Целевые задачи на восстановление предложений и дополнение реплик. В индивидуальной работе в средней группе воспитатель проговаривает конкретный кусочек текста, после чего повторяет его наполовину, а дети должны дополнить оставшийся кусок текста, восстановив его по памяти, либо дополнив своими собственными импровизированными словами по смыслу.
  • Тестовые задания в виде ответов на вопросы. Это могут быть устные опросы, а могут быть письменные с использованием картинок, подсказок, простейших ребусов для расширения мыслительных возможностей в дополнение к разговорному развитию детей.
  • Упражнения на пересказ. Это один из наиболее распространенных и эффективных методов активации разговорного речевого аппарата ребенка в индивидуальной работе в средней группе.

Работа с родителями

Исключительное общение детей со сверстниками и воспитателями в дошкольном образовательном учреждении не заканчивается на этих двух ключевых направлениях коммуникаций. Немаловажным аспектом воспитания детей является также индивидуальная работа в средней группе с родителями. Они должны взять на себя роль помощников своим детям в выполнении конкретных занятий и в общем распорядке дня своих детей. Темы индивидуальных работ в средней группе с родителями могут включать вопросы о:

  • распорядке дня - родители помогают ребенку составить режим и контролируют его соблюдение малышом;
  • воспоминаниях о лете - папа и мама помогают крохе выбрать и оформить информацию о том, как он провел свое лето для предоставления воспитателю и ребятам в группе;
  • сезонных выставках - к примеру, педагогический коллектив проводит конкурс на лучшую аппликацию на тему «Дары осени», и дома ребенок вместе с родителями учится творческой работе;
  • тематических творческих работах по случаю праздников - к Новому году, ко Дню матери, к Масленице, ко Дню защитника отечества и многим другим торжественным дням ребята учат стихотворения, моделируют поделки, представляют номера художественной самодеятельности и театрализованные постановки.

Виктория Геннадьевна
План индивидуальной работы с детьми в средней группе

Отношение к труду.

Индивидуальная работа .

1. Крылова Алина

2. Забродин Никита

3. Логунов Артем

4. Никитина Карина

5. Самошкина Маша

Д/ игра «Помоги накормить куклу» - учить называть посуду, продукты питания.

Д/ игра «Помощники» - учить определять предметы для разных профессий.

Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.

Д/ игра «оденем куклу» - самообслуживание и помощь другим.

Д/ игра «Инструмент для работы » - учить узнавать предметы для работы .

Д/ упражнение «Поручение» - учить помогать взрослым, друзьям.

Д/ упражнение «Где живет мусор?» - учить соблюдать порядок, чистоту.

Математика.

Индивидуальная работа .

1. Никитина Карина

2. Ермошкин Влад

3. Юнин Миша

4. Куплинов Никита

5. Лосева Юлдя

6. Мордовин Артем

7. Козина Алина

8. Рожков Никита

9. Сивков Миша

Д/ игра «Чудесный мешочек» - учить определять геометрические фигуры.

Д/ игра «Гости» - учить определять много и один»

Д/ игра «Помоги мишке» - определить высоко – низко, широко – узко.

Д/ игра «Дорожки» - один, много, счет до трех.

Д/ игра «Собери пирамидку» - закрепление цвета и размера.

Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» - величина и счет.

Д/ игра «Постройка башенки из кубиков» - размер, цвет.

Пальчиковые игры.

Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т. д.

Д/ игра «Урожай» - счет до трех.

Д/ игра «Лети шарик» - вверх, вниз, на, под.

Творческо-продуктивная деятельность.

Индивидуальная работа .

1Ширяев Егор

2. Николаева Полина

3. Мордовин Артем

4. СамошкинаМаша

5. Митрушина Уля

6. Логунов Артем

7. Руднева Кира

8. Забродин Никита

9. Куплинов Никита

Д/ игра «Цветные палочки» - цвета, расположение на листе.

Д/ игра «Воздушные шарики» - цвета, формы.

Д/ игра «Собери картинку» - цвета, формы, расположение.

Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики

Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей» , «подбери» - навык правильно держать кисточку, карандаш.

Д/ упражнения «Что лишнее» - развитие внимания.

Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» - цвет, части деталей, тела.

Д/ игра «Какой» - различать и называть цвета

Д/ упражнения «Рисование в воздухе» - развитие кисти рук.

Пальчиковая гимнастика, с предметами.

Развитие речи.

Индивидуальная работа .

1. .Логунов Артем

2. Николаева Полина

3. Мордовин Артем

4. Рожков Никита

5. Сивков Миша

6. Никитина Карина

7. Ермошкин Влад

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» - различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра «Повтори потешку, стихотворение» - договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» - опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра «Повтори» - учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» - упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» - формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» - упражнение звукопроизношением.

Публикации по теме:

План индивидуальной работы по развитию речи в старшей разновозрастной группе Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе. Основная задача - развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью,.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

План индивидуальной работы воспитателя План индивидуальной работы воспитателя Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый.

План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ, с задачами, направлениями, своеобразием.

План индивидуальной работы для педагогов с детьми раннего возраста на 2017–2018 учебный год. План индивидуальной работы для педагогов с детьми раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Составили: учитель-логопед Лобова Оксана Борисовна.

План индивидуальной работы с детьми 1. Тема занятий 2. Цели занятий 3. Наименование форм работы, упражнения Знакомство - развитие внимания, памяти, мелкой моторики - игра на внимание.