Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам. Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе Игровое задание «Исправь сказку»

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко

КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «А»
на тему «П»

Подготовила: воспитатель

Валикова Оксана Петровна

г.Рыльск
2015г.

Цель: Познакомить детей с буквой П и звуком [п]

Задачи: Уточнить правильное произношение звука «п»;

закреплять навык правильного произношения звука «п»;

учить детей интонационно выделять этот звук в словах;

развивать слуховое внимание детей, фонематическое восприятие, артикуляцию и мелкую моторику;

активизировать словесно-логическое мышление;

способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Оборудование: Телевизор, игрушки: попугай, паук, поезд, погремушка, пылесос, панда, буквы, флажки, счетные палочки, два домика, волшебная коробка.

Предварительная работа : Знакомство с птицами жарких стран. Разучивание артикуляционной гимнастики. Отгадывание загадок. Работа с буквами.

Интеграция образовательных областей: развитие речи.

Ход занятия:

I . Организационный момент .

Воспитатель и дети входят под музыку в руках флажки. Становимся возле паласа. Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнёмся нашим гостям они улыбаются нам в ответ. От наших улыбок в группе стало сразу светлее и теплее.

Ребята давайте сделаем дыхательную гимнастику. Дети приготовили флажки. II . Дыхательная гимнастика .

В:Глубокий вдох через нос и несколько резких выдохов через рот на флажок. А пять глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот на флажок. Упражнение делается под слова воспитателя.

Дует,дует ветер,

Дует, задувает.

Разноцветные флажки

Весело играют.

В: Молодцы. Предлагаю вам ребята с таким хорошим настроением начать наше занятие. Садимся за столы очень тихо и красиво.

В: Дети предлагаю для начала сделать разминку для ума.

III. Разминка для ума.

В: Ребята скажите мне, пожалуйста какие буквы у нас живут в красном домике?

Ответы детей: (гласные).

В: Правильно. Давайте назовем их.

В: Показываю по одной букве и спрашиваю по одному, потом произносим хором то тихо то громка.

О.Д: (А.О.У.И.Ы).

В: Ребята а какая буква у нас живет в синем домике?

О.Д: Буква (М).

В: Правильно. А какая она гласная или согласная?

О.Д: согласная. Молодцы правильно.

В: Буква «м». Уже подружилась с гласными буквами. Давайте проговорим чистогоровку про букву «М»

Чистоговорка:

Ма-ма-ма - всё я сделаю сама

Мо-мо-мо – мы идем в кино

Мы-мы-мы – ждем зимы

Ми-ми-ми – меня за руку возьми

Му-му-му – молоко кому.

В:Ребята внимание на экран.

Видео.

Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Сюрпризный момент:

В: Дети к вам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав в загадку.

Птичка в клеточке сидит и с тобою говорит, Ей секрет не доверяй, Разболтает... (Попугай)

Все слова он повторяет, Что услышит - то и знает. Не дразни и не ругай, Будет вежлив попугай

О.Д: (Попугай).

В:Правильно молодцы. К нам в гости пришел попугай,а зовут его Прошка. Он принес свои любимы игрушки. Давайте их посмотрим.

Волшебная коробочка.

Ребята достают игрушки на ощупь из коробки и называют её.

О.Д. (поезд, погремушка, пылесос, паук, панда).

О.Д. (1,2.3,4,5,)

В: Так сколько игрушек у Прошки?

В: Дети, послушайте внимательно попугай, погремушка, паук, панда, поезд, пылесос. Какой общий звук слышится в этих словах?

О.Д: Звук «П».

В: Ребята давайте немножко отдохнем Встали.

Упражнение «Попугай зеленый Прошка»
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.
-Попугай зеленый Прошка
(Дети переступают с ноги на ногу, руки прижаты к туловищу, кисти рук оттопырены в стороны).

Носит красные сапожки

(Дети показывают свою обувь)
-Носит желтую манишку
(Дети выполняют похлопывающие движения по груди).
-И зеленые штанишки.
(Дети выполняют похлопывающие движения по ногам).
-Он летает,
(Дети выполняют взмахи руками).
-Он болтает,
().
-Он читает,
(Ладони раскрывают книжкой),
-И считает.
(Дети поочередно загибают пальцы).
-Слушает внимательно,
(Подносят ладони к ушам и убирают их).
-Говорит старательно.
().

В: Сели взяли зеркала в руки.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята повторяют все действия за воспитателем.

Язычок наш просыпайся (машем язычком)

Рот скорее улыбайся (улыбаемся)

Упражнение вкусное варенье, иголочка, непослушный язык, трубочка и улыбочку. Ребята давайте произнесем звук «п». Дети, обратите внимание. Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами.Давайте проговорим звук «п» несколько раз. Молодцы положили зеркала в сторону.

В: Дети а как вы думаете звук «П». Он гласный или согласный?

О.Д: Согласный.

В: А в какой домик мы поселим звук «П» в синий или красный?

О.Д: (синий).

В: Ребята гласные и согласные буквы у нас живут в соседних дома. Значить они соседи. Но наша буква «П» новый жилец дома. Давайте её познакомим с гласными буквами.

О.Д: Вместе и по одному. (АП, ОП, УП, ИП, ЫП).

В: Молодцы. Ребята приготовили ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.

В: Дети у вас на столах лежат палочки давайте попробуем выложить букву «П».
В:Палка, палка, потолок –

П нарисовал мелок!

В: Молодцы хорошая буква «П» у вас получилась.

Итог :Ребята какую буквы вы выложили из палочек? Какая это буква гласная или согласная? В каком домике она живет?

Попугаю Прошке очень вы понравилисьи он вас хочет угостить своими любимыми конфетками.

Игра «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном. Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки). Паук - (пауки). Подушка - (подушки). Полка - (полки). Палатка - (палатки).

Попугайчик Прошкапредлагает поиграть в одну игру хотите. Правила такие когда вы ребята услышите первый звук его имени «П» вы должны хлопать в ладоши.

Молодцы хорошо у вас получается. Нашему госту очень понравилось играть с вами. И он хочет еще в одну игру с вами сыграть. А вы ребята хотите.

Я начинаю а вам продолжать

На огороде выросли красные … (помидоры)

Мама испекла вкусный … (пирог)

Мальчик на почте отправил … (письма)

Собирают сено ВИЛАМИ.

А деревья пилят... ПИЛАМИ.

1. Развивать у детей чувство единства, сплоченности. Повышать уверенность в себе.
2. Создать положительный эмоциональный фон.
3. Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, развивать память.
4. В мимических и логоритмических упражнениях, лексико-грамматических упражнениях «Подбери действия» , «Подбери признаки» -продолжать учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.
5. Развивать у детей речевое дыхание и силу голоса.
6. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.
7. Развивать речь, память, внимание, формировать привычки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.
8. В упражнении для координации зрения продолжать вырабатывать навык фиксации взгляда на объекте (снежинке).
9. Использовали массаж биологически активных зон « Снеговик» для профилактики простудных заболеваний.
10. Нетрадиционное ИЗО. Продолжать осваивать новые нетрадиционные техники рисования (поролоновыми тампончиками, ватными палочками, трафаретами из картошки.)

Ход занятия

1. Приветствие: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Ира, я рада тебя видеть)

Цель: создание положительного эмоционального фона

2. Пальчиковая гимнастика

Давайте поиграем с пальчиками

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять,
1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.

Цель: координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти.

3. Давайте и мы с вами отправимся гулять (звучит музыка)

Куда же нам, ребята, пойти?

Логоритмическое упражнение:

Ить – ить – ить – куда же нам пойти
(хлопают в ладоши),
Ать – ать – ать в лес отправимся гулять
(хлопают по коленям)

Ну что ж, беремся за руки, идем гулять змейкой.

4. Ребята, куда мы с вами пришли? (в лес)

(Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия», «Подбери признаки» – учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию)

Лес какой? (зимний)

Почему? (Много снега)

Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

Зима - веселое время года или грустное?

(ТРИЗ) - почему веселое? - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках.

почему грустное? – можно заболеть, и нам будет грустно.

5. Ребята, давайте порадуемся первому снегу – улыбаются друг другу.

Ежимся от холодного ветра (мимические упражнения)

6. Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихи, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: м-м-м (громко, низким голосом)

Шумят ели: ш-ш-ш

Стихает вьюга: с-с-с

7. Ой! Кто это? (Заяц)

Заяц - Ребята, я заблудился в лесу и не знаю дороги в царство Зимушки-Зимы. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу.

Ребята! Поможем зайчику? Нужно пройти все трудности и выполнить все задания. Готовы? Тогда в путь!

8. Ребята! Что это такое? (следы)

Чьи это следы? (животных)

Давайте отгадаем чьи это следы!

След лисы какой? (лисий)

След кабана? (кабаний)

След лося? (лосиный)

След зайца? (заячий)

След белки? (беличий)

Это чей след? (человека)

Значит он какой? (человеческий)

9. А вот и 1 задание:

Сели на стульчики.

Посмотрите, перед вами лежат картинки.

Я вам буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки.

Итак приготовились!

Кто скажет, когда это бывает? (Зимой)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло (Лед)

10. Упражнение для координации зрения – ребята пройдите сюда, посмотрите, как много снежинок. Возьмите по одной снежинке, и мы поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели

(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда).

Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели

(Отвести ее влево).

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем

(Закрыть ладошками глаза).

Глазки отдыхают

(Дети складывают снежинки и садятся на места).

11. А вот, ребята, и 2-е задание – игра «Что неверно нарисовал художник?»

три картинки. Ребята, садитесь на коврик, зайчик говорит вам спасибо.

12. Массаж биологически активных зон «Снеговик». (для профилактики простудных заболеваний).

Ребята! Зайчик замер, давайте сделаем массаж лица и шеи.

Раз-рука, два-рука (вытянуть вперед одну, потом другую руку)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Три-четыре, три-четыре (погладить руками шею)
Нарисуем рот пошире,
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (кулачками растереть крылья носа).
Шесть – наденем шляпу косо,
Мы плясать его попросим. (погладить колени ладонями).
Ребята, о ком мы говорили сейчас? (о снеговике).

13.А вот и последнее задание. Давайте нарисуем снеговика и подарим его Зимушке-зиме. Чем будем рисовать:

  • тампонами из поролона (ими рисуем части тела, т.е. круги).
  • тампончиками кого будем рисовать? снеговика, а трафаретом – ведро.
  • а для чего нужны ватные палочки? глазки рисовать.
  • а глазки какого цвета? – черные.

Метлу, которую держит снеговик, прикладываю я.

Молодцы, выполнили задание.

14. А вот зайчик и Зимушка-зима (выходит зима из домика).

Она благодарит детей за то, что помогли зайчонку найти дорогу домой и дарит им елочку для праздника и красивую шкатулку.

Ребята, а какой близится праздник? (Новый год).

15. Пора, ребята, возвращаться в детский сад (идем змейкой между деревьями).

16. Итог занятия.

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Как вы думаете, что это может быть? (Цель: развитие эмпатии).

Ох, ты, да это же конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

А – пусть они никогда не болеют;

А – пусть у всех будет дом;

А – пусть у всех будет еда;

А – пусть все хорошо живут;

А – пусть все будут счастливыми;

А – пусть никогда не умирают.

И я хочу, ребята, пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

И тогда все люди станут радостными!

Огромное вам спасибо! На этом наше занятие заканчивается.

Надежда Попова

Интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам».

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование, складывание разрезных картинок, придумывание конца сказки, моделирование.

Обучающие задачи:

Закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;

Закрепить умение передавать структуру сказки с помощью моделирования;

Закрепить приемы нетрадиционного рисования;

Развивающие задачи:

Развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки;

Развивать умение придумывать конец знакомой сказки;

Развивать внимание, память, воображение, мышление;

Развивать речь, активизировать словарь;

Развивать мелкую моторику, двигательную активность;

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;

Воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;

Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, поучительная, необычная.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок.

Оборудование и материалы: атласный мешочек, картинки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, клубок, разрезные картинки, модели сказки «Теремок», гнездо, Курочка Ряба, игрушка Колобок, игрушечные деревья, ватман большого формата на котором изображен лес, аудиозапись; ватные палочки, кусочки поролона, ватные диски, гуашь, влажные салфетки.

Ход занятия

1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку входит сказочница Марья.

Сказочниц Марья: Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. У меня в царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе - Яге. Поможете Аленушке найти братца?

Сказочница Марья: Но вы должны выполнить много трудных заданий: знать много сказок, отгадывать загадки, собирать сказку из частей, моделировать сказку, придумывать конец сказки, рисовать, а еще надо быть внимательными, старательными, послушными. Не испугаетесь трудностей?

Дети: Нет.

Сказочница Марья: А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок. (Бросает клубок, он катится к чудесному мешочку.)

2. Дидактическая игра «Угадай сказку».

Сказочница Марья. Что это?

Дети: Мешочек.

Сказочница Марья: А мешочек не простой,

Он волшебный, вот какой!

Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают картинки и называют героев сказок. «Журавль и цапля», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок Смоляной бочок», «Лисичка сестричка и серый волк, и т. д.

3. Беседа о сказках.

Сказочница Марья: Ребята, а какие это сказки?

Дети: Русские народные.

Сказочница Марья: Почему сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Сказочница Марья: Что такое сказка?

Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы.

Сказочница Марья: А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т. д.

Сказочница Марья: А как сказки заканчиваются?

Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.

Сказочница Марья: Молодцы ребята!

4. Отгадывание загадок.

(На пенечке стоит блюдечко с наливным яблочком).

Сказочница Марья: Куда прикатился наш клубочек?

Дети: К яблочку.

Сказочница Марья. Да это же мое волшебное яблочко.

Катись, катись, яблочко наливное,

По серебряному блюдечку.

Посмотрим, что там внутри. (Открывает яблочко и достает загадки.)

А теперь загадки отгадайте.

Сидит в коробе девочка,

У мишки за спиной;

Он сам того не ведая,

Несет ее домой («Маша и медведь»).

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Сказочница Марья: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!


5. Дидактическая игра «Собери сказку».

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки он порвал.

С лешим в чехарду играл.

Помогите их собрать

Сказку русскую назвать!

Сказочница Марья: Надо из частей собрать сказку. (Дети из частей собирают картинки сказок и называют их).

Сказки: «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Сказочница Марья: Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!


6. Моделирование сказки.

Сказочница Марья: (катит клубок к магнитному мольберту) Катился наш клубочек и прикатился в сказку.

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

Назовите сказку.

Дети: Теремок.

Сказочница Марья: Мы ее покажем с помощью моделирования.

(Дети, используя модели, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Теремок»)


7. Придумывание конца сказки.

Дети: Курочка Ряба.

Сказочница Марья: Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а вы придумайте конец сказки.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки).

Сказочница Марья: Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили.


8. Затруднение в игровой ситуации.

Сказочница Марья: Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек. (Катит клубок). Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой.

Сказочница Марья: Ой, кто это такой круглый, да ладный?

Дети: Колобок.

Сказочница Марья: Колобок ты почему такой грустный?

Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей.


Сказочница Марья: Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.)

Сказочница Марья: Ребята, какой формы колобок?

Дети: Круглой.

Сказочница Марья: А чем можно рисовать?

Дети: Кисточкой, ватными палочками, кусочком поролона, пальчиком.

Сказочница Марья: А теперь разомнем наши пальчики.

9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

10. Художественно-продуктивная деятельность.

Сказочница Марья: Начинайте рисовать колобков.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.



Дети рисуют на ватных дисках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса.

Сказочница Марья: Колобок посмотри, каких друзей нарисовали тебе ребята.

Колобок: Спасибо, ребята, теперь у меня много друзей.


Сказочница Марья: Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок. Дети идут за сказочницей.)

11. Итог непосредственной образовательной деятельности.

Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись)

Сказочница Марья: Ребята, Баба-Яга нас почуяла! Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.

Баба-Яга (выходит из избушки): Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?


Сказочница Марья: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку.

Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет.

Сказочница Марья. Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Расскажите Бабе-Яге, что вы делали в моем сказочном царстве?

Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, собирали сказки по частям, моделировали сказку «Теремок», придумывали конец сказки «Курочка Ряба», рисовали для колобка друзей.

Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут.

Сказочница Марья: Баба Яга, а ребята на прощание хотят потанцевать с тобой.

Танец с Бабой-Ягой. Мелодия «Бабка Ежка».

Баба-Яга: До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.)


Сказочница Марья: Ну, а вам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось у меня в сказочном царстве?

Сказочница Марья: Вот вам подарки. (Дарит книжки-малышки.) До свиданья ребята.

Звучит песня «Дорогою добра».



МБДОУ Д/С №55 "Золотая рыбка"

Кемеровская область, город Междуреченск

Ильюхина Ольга Николаевна - воспитатель.

Интегрированное занятие по речевому развитию в средней группе

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе «В деревне у бабушки Матрены».

Образовательная область - речевое развитие.

Вид деятельности - НОД (фронтальная)

Интеграция образовательных областей - речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи. Форма занятия - игра-путешествие.

Перед детьми ставится проблемно-поисковая задача - найти короткую дорогу к избе бабушки Матрены, помочь ей в уходе за домашними животными.

Учить детей преодолевать трудности, выполнять поставленные задачи.

Образовательные - закрепить знания детей о домашних животных, характерных внешних признаках. Расширять представления детей об образе жизни домашних животных, их корме, пользе для человека.

Активизировать и обогащать словарь детей.

Формировать умение согласовывать слова в предложении, учить образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Побуждать детей рассказывать о главном природном богатстве родного края - угле и способах его добычи.

Закрепить навыки закрашивания контурных изображений цветными карандашами (в одном направлении, без пропусков, не большими участками, самостоятельно подбирать цвета окрашиваемых фигур)

Развивающие:

развивать речь, память, внимание

развивать мелкую и общую моторику, координацию

развивать умение выразительно рассказывать стихотворение.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.

Воспитывать умение сотрудничать в процессе выполнения образовательных задач, повышать уверенность в себе.

Воспитывать любознательность.

Предварительная работа:

Дид. игры на сравнивание предметов по длине, ширине, высоте.

Заучивание потешки "Тень- тень - потетень..."

Беседы о домашних животных.

Беседы и экскурсии "Мой родной город".

Оборудование:

персонаж бабушки из кукольного театра, 2 дорожки разной длинны, макет русской избы, макет русской печи, спилы березы и тополя, кусочки угля, фигурки домашних животных, карточки детенышей животных (один и много), корзина с кормом для животных, конверт с карточками по числу детей с контурным изображением домашних животных, цветные карандаши на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заняты в игровых центрах, в группу входит бабушка Матрёна(персонаж кукольного театра)

Воспитатель: Здравствуйте дети, я бабушка Матрёна. Узнала я, что в группе "Пчелка" живут дружные, трудолюбивые и веселые ребята. Вот и решила пригласить вас в гости к себе в деревню. Хотите погостить в моей деревне? (ответ детей)

Но для того, чтобы отправиться в гости ко мне, вы должны порадовать меня веселым стихотворением "Тень-тень, потетень..."

(Дети рассказывают стихотворение, бабушка хвалит их)

А сейчас, мы можем отправиться в путь. По какой дорожке лучше пойти, чтобы быстрее добраться до крылечка моей избы?

(Из двух дорожек разной длинны дети самостоятельно выбираю ту, по которой дойти можно быстрее,объясняют своё решение)

Б.Матрёна: Молодцы! А давайте проверим. По короткой дорожке пойдет девочка, а по длинной - мальчик. Вот и увидим кто дойдет быстрее. (вместе с детьми подводят итог)

Б.М. :А сейчас все вы пойдете по короткой дорожке, но будьте внимательны, дорожка узкая, вы не должны с неё сойти.

Дети проходят по дорожке и встают вокруг стола, на котором стоит макет деревенское избы и деревенский двор с фигурками дом. животных, русская печь, спилы деревьев и кусочки угля.

Б. М. Вот и моя изба деревенская. Печку я жарко натопила дровами. Посмотрите, вы можете мне сказать какие дрова у меня заготовлены.(Дети по спилам называют знакомые деревья -береза и тополь)Б.Матрена хвалит детей.

Б.М. А вот эти черные камни(показывает уголь) мне внучата привезли(смеётся) и говорят, что ими топят печь. Вы знаете что это такое и где это люди добывают? (ответы детей) Б.М. благодарит детей за рассказ об угле, шахтах и разрезах.

Б. М. А вот мой деревенский двор. Кого вы видите во дворе? Назовите одним словом.(Дом. животные)

Б.М. Это моя любимая овечка. Её зовут Ярка. У неё густая шерсть, один раз в год я стригу шерсть и пряду пряжу.(показывает клубочки шерсти).Как вы думаете, что я делаю с этой пряжей? (ответы детей).Молодцы ребята. А сейчас, мы поиграем с моими клубочками. Физ. минутка "Катя шла, шла, шла..." Дид. игра "кто что дает человеку?" Б.М. поочередно берет фигурку дом. животного, дети называют его и говорят, что оно дает человеку.(Корова -молоко, коза -молоко, лошадь -перевозит тяжелые грузы, собака - охраняет дом, кошка - ловит мышей) Названное животное ставится на лужайку. Рядом стоит корзинка с кормом для животных.

Б.М. Вот и все мои дом. животные собрались на лужайке. У всех этих животных есть детеныши. Давайте поиграем в игру "Назови детенышей одного и много"(Б. М. поочередно гладит фигурки животных, а дети называют одного детеныша и много. Корова - теленок, телята. Лошадь - жеребенок - жеребята и т. д.) Ох, устала я, а еще не покормила своих любимцев. Вы мне поможете?

Вот и хорошо...а я пока прилягу отдохнуть.(Б.М. ложится на кровать отдыхать, а дети кормят животных. Из корзины поочередно достают муляжи овощей, сено, пакет с молоком, мясные косточки).После выполнения задания, бабушка просыпается, благодарит детей за помощь.

Б.М. А у меня для вас есть подарки.(достает из корзины конверт) Был у меня в гостях один художник. Очень ему понравилось у меня в деревне, понравились мой животные. Вот он сфотографировал их, а цветная пленка у него закончилась. Посмотрите, что у него получилось.(достает из конверта карточки с изображением дом. животных).Фотографии получилась хорошие, но не веселые. Я дарю вам их на память о нашей встрече, а вы их раскрасьте цветными карандашами.

Дети берут картинки и расходятся по группе раскрашивать изображение дом. животного. Б.М. прощается с детьми и уходит.

После выполнения задания дети вместе с воспитателем подводят итог своего путешествия в деревню, рассматривают картинки с животными.

Программные задачи:

— формировать диалогическую речь детей и умение сохранять последовательность сюжета при пересказе сказки, передавать в мимике, жестах, движениях особенности персонажей, совместно с педагогом придумывать своё окончание сказки;

— развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки; .

Материал и оборудование: театральная ширма, кукла бибабо царевна Несмеяна, театр на магнитах «Колобок», «волшебная палочка», аудиозапись весёлой музыки, 3 колпака, 3 жилета (элементы костюмов скоморохов).

Предварительная работа: , рассматривание иллюстраций к сказкам, сказок, проведение игры «Угадай, кто я».

Ход занятия

Теперь моё настроение стало ещё лучше! Послушайте, по-моему, кто-то плачет. (Прислушиваются - слышен плач.)

За театральной ширмой находится кукла бибабо царевна Несмеяна. Воспитатель надевает её на руку и ведёт «диалог».

Царевна Несмеяна. Здравствуйте. Я - царевна Несмеяна. Я целыми днями плачу, мне очень грустно и скучно. Помогите мне, пожалуйста.

В. Ребята, поможем развеселить царевну? Давайте потешки ей расскажем!

Дети по очереди рассказывают знакомые потешки и показывают действия по тексту с помощью мимики, жестов, движений. Например:

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

(Ребёнок шагает, плавно покачиваясь из стороны в сторону. Указательные пальцы держит возле головы - «бодается».)

Козлик ножками стучит,

(Останавливается, топает.)

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е-е!»

Царевна плачет.

В. Несмеяночка, хочешь мы тебе сказку расскажем? Только сначала проверим, всё ли в ней правильно.

Игровое задание «Исправь сказку»

На магнитной доске расположены герои сказки «Колобок», последовательность появления героев нарушена. Воспитатель предлагает одному из детей её восстановить, а затем взять на себя какую-нибудь роль. Для воспроизведения отрывка из сказки приглашается ещё один ребёнок. Герои ведут диалог. Например, диалог старика и старухи или колобка и зайца и т.п.

Царевна Несмеяна. Какая грустная сказка… (плачет).

В. Давайте, ребята, хорошее окончание этой сказки придумаем!

Игровое задание «Сочини сказку»

Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к совместному придумыванию положительного окончания сказки (лиса подружилась с колобком; лиса проводила колобка домой к старику и старухе; колобок перехитрил лису и убежал и т.п.).

Царевна плачет.

В. Ох, Несмеяна, как же нам тебе помочь? Может, игра тебя развеселит?

Царевна Несмеяна. Ну, давайте поиграем.

Воспитатель, управляя куклой, выполняет движения вместе с детьми.

Физкультминутка

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы - зайчики.

(Приседают, держа ладошки перед собой.)

Поднимитесь, руки вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

(Встают, ладошки над головой, шевелят пальцами рук.)

Крадёмся тихо на носочках -

Так лисы бродят по лесочку.

(Имитируют движения лисы.)

Волк озирается кругом -

И мы головки повернём.

(Имитируют движения волка.)

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел поесть он мёда,

А где достать не знал.

(Имитируют движения медведя.)

Теперь садимся тише, тише, -

Притихнем, словно в норках мыши.

(Садятся на стульчики.)

Царевна плачет.

В. А загадки, Несмеяна, ты любишь? Попробуй, отгадай, в каких сказочных героев превратились наши ребята.

Игровое задание «Волшебные превращения»

В. Я взмахну волшебной палочкой, вы три раза повернитесь, три раза хлопните, три раза топните, закройте глаза и представьте себя героем знакомой вам сказки. (Дети выполняют движения, открывают глаза.) До кого из вас я палочкой дотронусь, тот и будет рассказывать о сказочном герое, в которого превратился, не называя его. Остальные отгадывают.

Воспитатель дотрагивается «волшебной палочкой» до себя и описывает своего героя, например: «Я - маленький мальчик. Живу в сказочном городе. У меня много друзей-коротышек. Всегда ношу голубую шляпу». (Незнайка.) Далее воспитатель дотрагивается палочкой до кого-нибудь из детей, и они выполняют задание.

Царевна плачет.

В. Ну, тогда последнее средство. Эй, скоморохи, выходите и царевну рассмешите!

Выходят трое скоморохов.

1-й скоморох.

Мы, ребята-молодцы,

Озорные удальцы.

2-й скоморох.

Наряд наш пёстрый,

Колпак наш острый.

3-й скоморох.

Наши шутки и смех

Веселят всех!

Звучит весёлая музыка. Скоморохи танцуют. Дети хлопают. Царевна смеётся.

В. Ну, вот, и себя развеселили, и царевну рассмешили! Молодцы! А теперь, давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее. Но пожелания у нас будут необычные: вы их выскажете от имени любимого сказочного героя или героя мультфильма. Например, мой любимый герой - кот Леопольд. Вам он знаком? (Да.) Я, кот Леопольд, желаю всем жить дружно.

Дети называют героя и говорят пожелания.

Царевна Несмеяна. А я, царевна Несмеяна, желаю вам хорошего настроения! До свидания!

Дети прощаются с царевной Несмеяной.

В. Ребята, сегодня вы все очень старались, были талантливыми, добрыми, дружными! Сделали хорошее дело - развеселили царевну Несмеяну. Молодцы!

Интегрированное занятие в средней группе подготовила Н. Полякова