Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование. Воспитатель дошкольного образования, какой он

Профессионально-личностные качества воспитателя

Профессиональные качества часто рассматриваются как проявление психических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, формирование умений и навыков, а также для достижения общественно признанной эффективности в профессиональном труде. Профессиональные качества специалиста основаны на знаниях фундаментальных, профессионально ориентированных и гуманитарных наук, умениях и навыках выполнять профессиональные обязанности. Кроме этого, специалист должен на высоком уровне владеть собственно профессиональной деятельностью в выбранной отрасли; уметь проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; владеть навыками нравственно-правовой ответственности за качество и результаты своего труда. Под профессиональными качествами в общем виде понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью .

Личностные качества по мнению В.Д. Шадрикова представляют собой закрепленную форму поведения, за которой стоит личностный мотив. Как указывает И.Н. Горбач, личностные качества - - обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент - сила, подвижность, уравновешенность; патологические изменения); индивидуальные способности (эмоции - возбудимость, устойчивость, стеничность; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля -самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность), способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая), опыт (профессиональный, культура), характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.) .

В связи с этим под профессионально-личностными качествами понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для его реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) его основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью. Содержание и сущность профессионально-личностных качеств различны в зависимости от специальности профессионала. В рамках данной работы мы обращаемся к профессионально-личностным качествам воспитателя.

Особенности развития и формирования готовности воспитателя ДОО в профессиональной деятельности является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Воспитатель детского сада является главной фигурой. Именно от его профессионализма зависит интеллектуальное, духовное, социальное, эмоциональное становление личности детей дошкольного возраста .

Бесспорно, эффективность работы дошкольных образовательных организаций зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, его взаимоотношений с детьми и профессионализма. Каждый талантливый, высококвалифицированный, вдумчивый педагог сочетает в своей практике общетеоретические достижения педагогики, собственный опыт, личностные предпочтения и особенности детей, с которыми он работает. Ни одна самая лучшая теория не может дать исчерпывающего ответа, каким быть педагогу, но она является основой, на которую должен опираться даже самый одаренный специалист .

Профессионально-личностные качества педагога представляют собой совокупность социально-психологических образований, которые обладают факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога меняет требования к профессионально-личностным качествам воспитателя. Современный педагог является инициатором собственной активности - практической деятельности, общения, поведения, познания, а также способным к самосовершенствованию .

Проблеме формирования профессионально-личностных качеств педагога способствовали исследования Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, И. Беха, В.А. Богословского, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Ф.И. Гоноболина, Е.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.П. Ильина, Е.А. Климова и др., в которых утверждается, что качества личности выражаются в органическом единстве ее потребностей, сознания, знаний, эмоционально-волевой сферы и практических действий, направленных на личностное и профессиональное становление. Профессионально-личностные качества как составляющую профессионализма, мастерства, культуры, творчества педагога рассматривают А.Е. Бондаревская, В.А. Гринева, И.С. Зязюн, Е.И. Исаев, А.Ю. Капская, А.К. Маркова, Л. Митина, Е.И. Рогов, С.А. Сысоева, В.А. Сластенин, И.М. Юсупов и др. Качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности, называют профессиональными А. Гура, B.И. Ройлян; профессионально значимыми - Ю.К. Бабанский, А.С. Борисюк, В.А. Гринева, C.И. Гончаренко, И.К. Зязюн, Ю.М. Кулюткин, А.К. Маркова; профессионально-личностными - В.С. Витюк, Ф.Р. Гоноболин, Л.М. Митина; личностными – Е.А. Климов, А.Р. Пехота, И.П. Подласый.

Ряд публикаций отечественных исследователей ярко иллюстрирует, что подготовка педагога дошкольного специальности, прежде всего, должна отвечать требованиям современности, ведь это - первое образовательное звено, от которого зависит уровень образованности и воспитанности будущего поколения. Она имеет свою специфику, основывается на основных дидактических закономерностях построения процесса профессиональной подготовки в дошкольной образовательной организации .

Анализ научной литературы показал, что единственная точка зрения в понимании комплекса и сущности профессиональных-личностных качеств педагога - воспитателя на сегодня отсутствует.

Требования к профессиональной деятельности воспитателя - это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности. Ученые предлагают различные конструкции требований к профессиональной деятельности педагогов: педагогического (профессионального) мастерства, педагогического профессионализма, педагогических способностей, педагогической культуры, готовности к педагогической деятельности, педагогического творчества . Раскроем некоторые из них.

Педагогическое мастерство понимается как высокий уровень педагогической деятельности, как комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, понимают, как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога.

Специалисты выделяют следующие составляющие педагогического мастерства: гуманистическую направленность деятельности, профессиональную компетентность, профессионализм, педагогические способности, педагогическую технику. Критериями педагогического мастерства является гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество .

Научное толкование термина «педагогическое мастерство» мы находим у многих современных исследователей проблем педагогического образования, профессиональной деятельности, подготовки и переподготовки педагога.

Итак, педагогическое мастерство педагога - это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения знаниями и долговременной деятельности и обеспечивают качественно новый, более высокий уровень решения сложных профессиональных задач .

Педагогическое мастерство предполагает набор профессиональных свойств и качеств личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности. Педагог должен обладать широким арсеналом интеллектуальных (сообразительность, профессиональное направление восприятия, памяти, мышления, воображения, проявление и развитие творческих способностей детей), моральных (любовь к детям, вера в их возможности и способности, педагогическая справедливость, требовательность, уважение к воспитаннику - все, что составляет основу профессиональной этики педагога) и духовных средств (основа его общей и педагогической культуры), обеспечивающих педагогическое воздействие на воспитанника.

Для профессионально-личностных качеств характерны интеллект, гуманизм, широкий кругозор, интеллигентность, толерантность, способность к творчеству. Профессионально-личностные качества позволяют воспитателю подняться к вершинам профессионального мастерства .

Вершиной развития профессионально-личностных качеств педагога является постоянная обращенность к педагогическому, методическому, нравственному и духовному самосовершенствованию. К составляющим профессионально-личностных качеств педагога относят: эрудицию (общую и научную), культуру общения, культуру речи, педагогическую этику, духовное богатство, стремление к самосовершенствованию .

А.С. Макаренко, известный отечественный педагог, одним из первых обратил внимание на то, что дети нуждаются в сложной тактике и технике, педагогу следует уметь управлять своим настроением, стилем и тоном общения, интонацией, улыбкой, взглядом, мимикой, движениями, походкой... Таким образом, иногда жест бывает красноречивее слов, а мимика в кратчайший миг доказывает то, на что потребовались бы монологи. Итак, хороший педагог - всегда яркая личность, которая имеет собственную технику воздействия, взаимодействия, общения, саморегуляции.

Обратимся к определению педагогической техники. Педагогическую технику определяют, как систему умений педагога, которая позволяет использовать культуру и технику речи, собственный психофизический аппарат для достижения эффективных педагогических результатов, умение эмоциональной саморегуляции, общения.

К основным компонентам педагогической техники относятся следующие умения:

Общаться вербально (культура и техника речи)

Общаться невербально (мимика, пантомимика, внешний вид);

Управлять своим психофизическим состоянием (дыхание, напряжение мышц, эмоции, внимание, воображение, наблюдательность) .

Наиболее признанным интегрированным личностным качеством называют педагогические способности.

Педагогические способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые интегрировано выражаются в склонности к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними .

Основой профессионального мастерства воспитателя являются такие группы способностей:

    организаторские - проявляются в умении педагога сплотить воспитанников, распределить между ними обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанного и др.;

    дидактические - проявляются в умении подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, убедительно и последовательно изложить материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.;

    перцептивные - проявляются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;

    коммуникативные - проявляются в умении воспитателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с воспитанниками и их родителями, коллегами, руководством учебного заведения;

    суггестивные - проявляются в умении педагога осуществлять эмоционально - волевое влияние на воспитанников;

    исследовательские - проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;

    научно-познавательные - сводятся к способности усвоения научных знаний в выбранной области .

Н.Д. Левитов выделяет пять групп педагогических способностей: 1) способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать детей; 3) способность к самостоятельности и творческому складу мышления; 4) склонность к изобретательности, быстрого и точного ориентирования; 5) способность к организаторским способностям.

В свою очередь В.А. Крутецкий в состав педагогических способностей относит:

1) дидактические - передача учебной информации; 2) академические - владение глубинными знаниями; 3) перцептивные - способность проникать во внутренний мир воспитанника; 4) речевые - способность четко и ярко излагать свои мысли; 5) организационные - способность создавать атмосферу жизнеспособности коллектива; 6) коммуникативные и авторитарные - умение устанавливать контакт и влиять на детей; 7) педагогическое воображение и внимание .

Педагогические способности по Н.В. Кузьминой - это проявление особой чувствительности к объекту, особый результат педагогической деятельности. Они представлены особой организацией этой чувствительности: 1) гностические - исследование объекта, процесса, результатов собственной деятельности; 2) проектировочные - подбор, распределение задач; 3) конструктивные - композиционное построение системы работы; 4) коммуникативные - установление отношений с детьми; 5) организаторские - включение детей в различные виды деятельности.

Отдельные педагогические способности, без которых невозможна педагогическая деятельность, стали ведущими качествами педагога. К ним относятся, например, коммуникативность (совокупность существенных, относительно устойчивых свойств личности, способствующих успешному приема, пониманию, усвоению, использованию и передаче информации) и педагогически направленное общение (профессиональное общение педагога со всеми участниками учебно - воспитательного процесса, которое направлено на создание оптимальных условий для осуществления целей, задач воспитания и обучения) .

Ряд специалистов придерживаются мнения, что отсутствие ярко выраженных способностей можно компенсировать развитием таких важных профессиональных качеств, как трудолюбие, систематическая работа над собой, добросовестное отношение к своим обязанностям.

Педагогические способности считаются важным требованием профессиональной деятельности воспитателя, однако не являются его решающим профессионально-личностным качеством.

Профессионально значимые качества личности педагога - это устойчивые общие и специфические черты, обеспечивающие педагогу полноценное выполнение своих профессиональных функций и обязанностей.

В целом, анализ литературы показывает, что важнейшими профессионально-личностными качествами педагога признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ответственность стремление постоянно повышать качество своего труда .

В педагогике общепризнанно, что профессиональные требования к педагогу должны включать следующие основные комплексы: общегражданские черты (широкий кругозор, принципиальность и стойкость убеждений; общественная активность и целеустремленность; патриотизм и хорошее отношение к представителям других национальностей и стран; гуманизм, высокий уровень сознания, оптимизм; любовь к труду); черты, определяющие специфику профессии педагога (морально - педагогические, педагогические, социально-перцептивные) специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Кроме указанных требований обратим внимание на социальную компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации. Так, А.А. Кононко указывает на такие качества, удостоверяющих эту сформированность:

1) уважение дошкольника - к ребенку нужно относиться как к ценности, признавать за ним право на ошибку, видеть его достоинства и достижения, воспринимать таким, какой он есть, верить в его возможности, признавать его право иметь свою точку зрения, тайны, не унижать его достоинства;

2) понимание ребенка - ориентироваться в его слабых и сильных сторонах, чувствовать состояние, настроение, прогнозировать вероятную тактику поведения, проявлять проницательность, отзывчивость;

3) помощь и поддержка ребенка - способствовать полноценной жизнедеятельности ребенка, создавать атмосферу безопасности и доверия, опираться на ее сильные стороны; не подчеркивать слабых;

4) умение договариваться с ребенком, заключать с ним сделку - предотвращать конфликты и с наименьшими эмоциональными затратами решать их, избегать обострений отношений, активно слушать ребенка, способствовать равноправным партнерским отношениям;

5) перцептивность - наблюдательность, восприимчивость, умение чувствовать состояние другого и адекватно на него реагировать;

6) быть самим собой - сохранять свою индивидуальность, своеобразие, проявлять принципиальность в ситуациях давления, иметь свое личностное и профессиональное лицо .

Профессиональная деятельность воспитателя имеет свою специфику, а, следовательно, и свою собственную структуру. В состав структуры педагогической деятельности, по А. И. Щербакову, входят следующие компоненты:

Информационный - базируется на глубоком и свободном владении учебным материалом, методами и приемами его преподавания и др.;

Развивающий - отражает единство обучения, воспитания и развития, обеспечивает управление основными компонентами деятельности воспитанника (мыслительных, эмоциональный, волевой компоненты)

Ориентационной - формирует у детей идеи и идеалы, мотивы поведения и социальные действия;

Мобилизационный - активизирует знания и жизненный опыт с целью формирования у них познавательной самостоятельности;

Исследовательский - воспитатель должен быть творцом, исследователем;

Конструктивный - в своей профессиональной деятельности воспитателю приходится выбирать и компоновать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями и возможностей воспитанников; планировать и строить педагогический процесс, структуру собственных действий и действий детей;

Организаторский - включение воспитанников к различному виду деятельности, организации детей;

Коммуникативный - сотрудничество и общение с другими людьми (воспитанниками, родителями, другими педагогами) .

Названные компоненты являются основой профессиональной деятельности педагога, а поэтому должны использоваться им в комплексе.

Также обращаем внимание на то, что для успешной педагогической деятельности воспитатель должен овладеть знаниями по дошкольной педагогике, детской психологии, возрастной физиологии, дошкольного педиатрии и гигиене, индивидуальными психологическими характеристиками, правилами охраны жизни и укрепления здоровья детей. Одновременно ему необходимы знания, на общетеоретическом уровне раскрывают цели, задачи, принципы, содержание воспитания и обучения детей, а также оптимальные условия, формы, методы и средства осуществления учебно - воспитательного процесса, организации игр, интеллектуальной и физической работы, художественного творчества, обустройство пространства жизнедеятельности детей .

Особое значение в работе воспитателя приобретает психологическое образование. Знание индивидуальных особенностей детей, понимание психолого-педагогических закономерностей становления личности ребенка и детского коллектива помогут лучше реализовать основное педагогическая задача - создание благоприятных условий для личностного становления своих воспитанников, обеспечение сбалансированного развития каждого ребенка, согласование в его жизни основных тенденций к самореализации, саморазвитию и самосохранению, формирование его жизненной компетенции.

Отдельно остановимся на вопросе педагогического такта как особом умении воспитателя строить свои отношения с воспитанниками.

Такт - это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. В свою очередь педагогический такт - это соблюдение чувства меры в отношениях с воспитанниками, понимание воспитанников, выбор оптимальных средств воздействия на них в конкретной ситуации .

Основными признаками педагогического такта В.В. Ягупов считает человечность без высокомерия; требовательность без грубости и придирчивости; педагогическое воздействие без унижения личного достоинства воспитанника, приказов, внушений, предупреждений; умение давать распоряжения, указания и просьбы без дерзости и высокомерия; умение слушать собеседника, не проявляя равнодушия; уравновешенность, самообладание и деловой тон общения без раздражительности и сухости; простота в общении без фамильярности, панибратства, и показухи; принципиальность и настойчивость без упрямства; внимательность, чувствительность и эмпатийность без их подчеркивания; юмор без смехе; скромность без притворства. Таким образом, следует отметить, что труд педагога - одна из важнейших и самых сложных. Поэтому человек, который стремится стать воспитателем, должен не только приобретать профессиональные знания, но и воспитывать собственный характер, интеллектуально и эмоционально развиваться .

На сегодняшний день профессиональный стандарт педагога действует наряду с документом «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕКС) , раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который «предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

Министерство труда и социальной защиты РФ рассматривает профессиональные стандарты как дополнительные элементы социально-трудовой информации, а со временем планирует переход от ЕКС к профессиональным стандартам.

В связи с этим, мы убеждены в необходимости проведения сравнительного анализа данных документов. Анализ представлен с позиции изменений и преемственности структуры, содержания, компетенций педагога в профессиональном стандарте в сравнении с ЕКС.

Первоначально выделим ряд важных отличительных особенностей профессионального стандарта:

Выделена основная цель вида профессиональной деятельности (оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями);

Основной единицей описания является вид профессиональной деятельности путем описания обобщенных трудовых функций (в ЕКС – должность);

Трудовые функции раскрыты с позиций трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний (в ЕКС – должностные обязанности, должен знать);

Существенно расширен перечень необходимых знаний во всех трудовых функциях;

Значительное внимание уделено психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, знаниям социально-психологических особенностей личности ребенка, закономерностей развития, законов периодизации и возрастных кризисов, основ психодиагностики.

Ввиду того, что особый интерес для нашего исследования представляет дошкольное образование, выделение трудовых действий проведено в рамках трудовой функции 3.2.1 «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» профессионального стандарта.

Сравнительный анализ, проведенный Е.С. Грязновой, С.Ф. Багаутдиновой, позволил установить, что существует ряд преемственных с должностными обязанностями воспитателя ЕКС трудовых действий профессионального стандарта (таблица1).

Таблица 1

Преемственность трудовых действий профессионального стандарта и должностных обязанностей и требований к знаниям ЕКС по должности «воспитатель»

Профессиональный стандарт педагога

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО

Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности

жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

Создает благоприятную микросреду и

морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими)

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе

Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников

Наряду с этим, сравнительный анализ данных документов позволил выделить вновь введенные трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания профессионального стандарта педагога, что очень важно ввиду предъявления новых требований к квалификации педагога дошкольного образования:

1. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

3. Формирование психологической готовности к школьному обучению.

4. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

5. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

6. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Таким образом, существующая преемственность трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний профессионального стандарта и должностных обязанностей ЕКС приобретает особое значение в условиях поэтапного перехода на профессиональный стандарт «Педагог». Наличие вновь введенных трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний убеждает в том, что профессиональный стандарт педагога значительно расширяет характеристику деятельности педагога, возможности для повышения профессиональной компетентности, изменения его внутренней позиции.

Профессиональный стандарт предъявляет требования к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования .

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

Таким образом, к профессионально-личностным качествам воспитателя относят знания в области дошкольной педагогики, знание возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста, организационные умения, владение методикой развития и воспитания детей, владение методами средства психолого-педагогического мониторинга, владение методами просвещения родителей, ИКТ компетенции.

Итак, представленный анализ научно-педагогической литературы позволил определить современные психолого-педагогические требования к профессиональной деятельности воспитателей. Специалистам, работающим в сфере дошкольного образования, прежде всего необходимо работать над развитием своих педагогических способностей, что является основой их профессионального мастерства. В соответствии с проведенным анализом, в профессиональном стандарте предъявляются новые требования к профессионально-личностным качествам воспитателя, в частности развитие профессионально-значимых компетенций, участие в разработке ООП ДОО, организация видов деятельности дошкольников, конструктивного взаимодействия детей, ИКТ компетентность. В целом внедрение профессионального стандарта педагога значительно расширяет характеристику деятельности педагога, возможности для повышения профессиональной компетентности, изменения его внутренней позиции.

Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

Особенности профессии

Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

Специфика педагогической деятельности

Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

Программа работы воспитателя

Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно - стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно - проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Что должен уметь воспитатель

Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

Гуманность

Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

Толерантность

Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

Педагогический такт и справедливость

Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость - обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

  • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
  • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
  • В своей работе он обязан применять современные владеть приемами, методами, средствами обучения.
  • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
  • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

Заключение

Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины. Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ - творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и Воспитатель - прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА

Все мы родом из страны "Детство", где практически каждый из нас был одновременно гражданином сразу двух "городов": "Дом" и "Детский сад". И если в городе "Дом" мэром был папа (или мама), для которого свой ребенок был "королем", то в городе "Детский сад" нам всем приходилось подчинятся мэру, которого в простонародье называли воспитатель детского сада . В зависимости от того какой это был мэр (добрый, злой или равнодушный) мы или с удовольствием ходили в детсад, или каждое утро устраивали своим родителям скандал, и категорически отказывались туда идти.

Сейчас, когда мы уже давно выросли, и можем трезво оценить свое желание или нежелание ходить в детский сад, мы понимаем, что воспитатель не был добрым, злым или равнодушным. Просто кто-то из наших воспитателей в свое время выбрал эту профессию по велению сердца, и потому любил свою работу и воспитанников, кто-то вынужденно пошел работать в детский сад, и, соответственно, негативно относился к своим обязанностям, а кому-то было все равно где работать, отсюда и равнодушие к работе.

Существует еще и такая категория воспитателей, которые банально не знали об особенностях этой профессии, и наивно полагали что для того чтобы стать хорошим воспитателем достаточно просто любить детей. В результате, они либо разочаровываются в этой профессии, либо плохо выполняются свои обязанности. Специально для тех молодых людей, которые планируют получить профессию воспитателя детсада , мы рекомендует ознакомиться со всеми особенностями, преимуществами и недостатками этой работы. И только после этого принимать взвешенное решение о выборе профессии.

Кто такой воспитатель детского сада?

Воспитатель – работник дошкольного учреждения, отвечающий за безопасность, воспитание, обучение и всестороннее развитие воспитанников во время их нахождения в детском саду. Другими словами, это специалист, осуществляющий присмотр за детьми в возрасте 3-7 лет и проводящий определенные воспитательно-образовательные мероприятия, план которых зависит от того, к какой возрастной группе относятся воспитанники.



В качестве самостоятельной сферы деятельности эта профессия появилась только в 19 веке, когда женщины начали заниматься не только воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, но и общественным трудом. Хотя предпосылки к ее появлению возникли еще в древние времена. Например, в Древней Греции роль воспитателя выполнял специальный раб, которого сегодня назвали бы домашним воспитателем (гувернером). Особенно востребованной эта профессия стала в период массового появления государственных и частных дошкольных учреждений.

И если в период становления этой профессии воспитателем мог стать любой энтузиаст, который просто любил детей, то современный воспитатель детского сада – это высококвалифицированный специалист, который должен не только любить детей, но и разбираться в их психологии, знать своевременные педагогические методики и программы, а также обладать талантом организатора.

Должностные обязанности воспитателя детского сада включают в себя: обеспечение соблюдения режима дня и безопасности детей, подготовку и проведение мероприятий, направленных на обучение и развитие ребенка, согласно разработанной программы для детей определенного возраста, организация досуга воспитанников, участие в методической работе, повышение квалификации.

Каким личностными качествами должен обладать воспитатель детского сада?

С момента появления данной профессии основное требование к личностным качествам воспитателя не изменилось – как и прежде и он должен любить детей, быть добрым и чутким. Кроме того, поскольку работа воспитателя детского сада предусматривается осуществление контроля за деятельностью группы детей (а в некоторых случаях группа может состоять из 20-30 воспитанников) специалист должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и терпением.

Также воспитатель должен быть:

наблюдательным;

внимательным;

ответственным;

коммуникабельным;

искренним;

эрудированным;

жизнерадостным;

справедливым;

активным.

Помимо всего прочего хороший воспитатель обязан уметь распределять и переключать свое внимание, иметь хорошее зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и абстрактно-логическим мышлением, развитой интуицией, высоким уровнем культуры и педагогическим оптимизмом.

5.Воспитательная ситуация как форма воспитания дошкольников .

Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.

Методы и формы воспитания по содержанию немного близки между собой, но имеют некоторые отличия. С помощью методов происходит своеобразное воздействие на личность. Это средства, которые помогают развить нравственные убеждения у ребенка.

Факторы, действующие на выбор средств воздействия:

возможности школы;

особенности традиций и коллектива;

возраст воспитанников;

социальный уровень и опыт;

профессионализм преподавателей.

Учитывая эти условия, возможно определить основные формы воспитания. Их список не является исчерпывающим. Поэтому каждый преподаватель должен найти свой подход.

Формы воспитания в педагогике предусматривают взаимосвязь и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:

Индивидуальная.

Групповая.

Коллективная.

Индивидуальная форма воспитания

Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.

Групповое воспитание

Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.

Коллективное воспитание

Концерты, коллективные походы, экскурсионные поездки, спортивные соревнования – это все способы коллективной формы воспитания детей. Тут учитель выступает как участником, так и организатором и помощником.

Формы обучения и воспитания определяются видом деятельности, способом влияния учителя, временем проведения и подготовки, количеством субъектов. Лучше всего, когда средства воздействия определяются в самом процессе обучения.

Особенности воспитания детей дошкольного и школьного возраста

Форма воспитания дошкольника должна максимально привлекать слушателя, ведь от этого зависит конечный результат.Следует правильно заинтересовать воспитанника, чтоб он не смог отвлечься на что-то другое. Главные условия в процессе становления личности:

1.дети должны получать удовольствие;

2.формы должны меняться в зависимости от обстоятельств.

Более разнообразна форма воспитания младших школьников. Тут, помимо заинтересованности первоклашек, необходимо создать дружную обстановку в коллективе, помочь деткам сотрудничать между собой и стараться найти компромиссы в разных ситуациях. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте ученик усвоил сущность людей и научился чувству ответственности перед окружающими и самим собой.

Модернизация в воспитании

В практике очень часто используются и нетрадиционные формы воспитания. Они помогают внести разнообразие в саму систему обучения, улучшают атмосферу и делают ребят активными. Это всевозможные тренинги, КВНы, игры, конкурсы. Некоторые педагоги вовлекают в проведение этих мероприятий и родителей.

Именно современные формы воспитания вносят в саму систему свою «изюминку». В них не дается оценка непосредственно индивидууму, тут оценивается именно поступок, который совершен. Мнение приверженцев современного обучения сводится к тому, что кричать на ребенка нельзя. Дети слушают взрослых только тогда, когда те прислушиваются к ним. На этом должны основываться и формы воспитания в семье. Если сын или дочь окружены заботой, вниманием, уважением со стороны родителей, то и они научатся уважать. С детства наблюдая насилие в семье, ребенок и сам в будущем будет добиваться своих целей негативным путем.

6. Готовность ребенка к обучению в школе.

Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, обще­ственно значимой деятельностью. За нее несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным со­держанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований, к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Пло­хую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.

Взаимоотношения детей в классе отличаются от тех, которые скла­дываются в игре. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становятся оценка учителя, успехи в учебе. Вместе с тем совместное участие в обязательной деятельности порождает но­вый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становят­ся единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваи­ваются не только для настоящего времени, но и для будущего, впрок.

Знания, которые получают дети в школе, имеют научный харак­тер. Если прежде начальное обучение представляло собой подгото­вительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.

Основная форма организации учебной работы детей - урок, на ко­тором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее обще­ственную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познава­тельные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Ученику совершенно необходим тот комплекс качеств, который ор­ганизует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важная сторона психологической готовности к школе - доста­точный уровень волевого развuтuя ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В структуре психологической готовности принято выделять следую­щие компоненты (по дaнным Л.АВенгер, АЛ.Венгер, В.В.Холмовской, ЯЯ.Коломинского, Е.АПашко и др.):

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной с деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Го­товым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будуще­му школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сфор­мированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребе­нок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный ypовень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребен­ка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирова­ние у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в само­стоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что раз­витие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление. (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной, речью и способность к понима­нию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет.
Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть своего времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.
Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.
Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.
Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.



Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:
1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности
2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса
3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.
Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации

В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя . Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств , как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества , как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников , сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.

В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Педагогический такт - это умение находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника , его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания . Педагогический такт - это мера педагогической целесообразности и полезности поступков воспитателя , его средств, слов и обращения с воспитанниками в целом . Педагогический такт позволяет воспитателю творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач с учетом конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников .

Педагог - это не только профессия , суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности , утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа , который характеризуется следующими качествами :

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Высокий профессионализм ;

Потребность в постоянном самообразовании;

Любовь к детям;

Интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность .

Характер социальной ориентации и деятельности, тип гражданского поведения проявляются в профессиональной позиции педагога . Различие между педагогическим призванием и педагогическим интересом, который может быть и созерцательным, заключается в осознании способности к педагогическому делу. Основа педагогического призвания - это любовь к детям, которая является неотъемлемой частью самосовершенствования, саморазвития у педагога таких качеств личности , которые характеризуют его профессионально -педагогическую направленность.

Такими качествами выступают - педагогическая ответственность и долг. Испытывая чувство педагогического долга, воспитатель считает нужным оказать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности он неукоснительно руководствуется кодексом педагогической морали, предъявляет к самому себе высокие требования. Самоотверженность педагога-это высшая степень проявления педагогического долга. Именно в ней находит свое отражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.

Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме "Каким должен быть современный педагог?". По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.

Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике» трактует одну из основных установок воспитателя гуманного педагогического процесса следующим образом : «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя . Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя . Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».

В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных качеств педагога . Среди них впечатлительность, самообладание, гибкость поведения, гуманность, гражданственность, доброта, идейная убеждённость, инициативность, искренность, настойчивость, любовь к детям, ответственность, порядочность, педагогическая эрудиция, самокритичность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность и др. Все перечисленные выше личностные характеристики воспитателя составляют психологический портрет идеального педагога. Его основой являются собственно личностные качества - направленность , уровень притязаний, самооценка, образ «я» .

Высокие ценностные установки такие, как патриотизм, гражданственность, любовь к детям раскрывают саму сущность педагогической профессии - служение на благо своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций несут в себе воспитательную силу , поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданская позиция представляет собой приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру, коллективизм, принципиальность.

Еще одним качеством личности педагога , выражающим его "воспитательную силу ", можно считать "харизму". В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего, такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности : использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.

Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества , как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память .

Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Педагогический оптимизм - это неотъемлемое свойство хорошего воспитателя . Такому педагогу присуще сочетание в своей деятельности чуткого, отзывчивого отношения к детям с требовательностью, которая педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка.

Также одним из качеств воспитателя является направленность на определенный тип общения .

Авторитарный стиль педагогического взаимодействия характеризуется требовательностью в большей степени и в меньшей уважительным отношением к воспитанникам . Авторитарный педагог выстраивает свою работу на основе диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что воспитанники боятся такого воспитателя , стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарный педагог не пользуется в детском коллективе доверчивостью и имеет мнимый авторитет.

Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам . Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется , так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого воспитателя плохая , в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы . Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель , который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения , разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются :

Педагогический такт,

Педагогический оптимизм,

Креативность,

Самореализация,

Педагогический долг и ответственность,