Как развить ребенка всесторонне с рождения. Что включает в себя разностороннее развитие детей? Институт высшей психологии и телесных терапий

Какому же родителю не хочется дать всестороннее развитие ребёнку. Не стоит кидаться по достижению малышом 5 летнего возраста, отдавать его на все возможные кружки и занятия. Давать малышу всестороннее развитие надо начинать с младенческого возраста.

Комплексное развитие ребенка

Всестороннее развитие ребёнка

Всесторонним развитием ребёнка надо начинать заниматься с 2-3 летнего возраста. Это самый оптимальный возраст, когда кроха может выполнять простые задачи, поставленные перед ним. Но перед тем, как начать занятия с ним, стоит просто научиться сидеть за своим столиком. Для этого просто каждый день предлагайте малышу посидеть и, например, порисовать или полепить. Пусть пять минут, но кроха будет знать, что есть определённое количество времени, которое он проводит за своим столом, играя. Потом промежуток времени постепенно увеличивается и доводится до необходимого, чтобы выполнить до конца задания. Таким образом, вам не придётся приучать и долго объяснять трёхлетнему непоседе зачем надо сидеть за столом и заниматься.

Итак, что же включает в себя комплексное развитие ребенка.

  • «В здоровом теле, здоровый дух». Не забывайте о физическом развитии чада. С малого возраста приучайте сорванца делать зарядку. Постарайтесь обеспечить активные прогулки: катание на велосипеде, беговеле, роликах и просто игра в футбол с папой, или в салочки со сверстниками. Чем лучше развит ребёнок физически, тем крепче его здоровье. И не забудьте о рациональном и сбалансированном питании, которое исключает все вкусные «вредности» наподобие чупа-чупса, чипсов, фаст-фуда;
  • Необходимо позаботиться и об интеллектуальном развитии чада. Сюда можно отнести расширение словарного запаса ребёнку путём прочтения сказок, стихов, прослушивания аудио сказок. Это разовьёт не только словарный запас, но и слух, внимательность и память. Все комплексные развивающие занятия для детей должны быть только в форме игры и не навязчивыми. Длительность не более 10 минут. Далее малыш просто не сможет сконцентрировать своё внимание на вещах, которые вы ему объясняете. И самое главное, не заставляйте ребёнка заниматься. Он тоже человек и в данный момент может находиться не в настроении для занятий;
Попробуйте предложить малышу постирать с вами бельё, помыть полы или посуду, подмести пол. Эти, казалось бы, простые задания для нас, вызовут активную работу мозга у ребёнка. В момент выполнения этих заданий вместе с вами, у непоседы будет разрабатываться логическое мышление, мелкая моторика.
  • Обучайте чадо общаться с детьми. Помогите найти выход из сложившейся ситуации, например при дележе игрушек, вещей на площадке. Но и не слишком сильно влияйте на ход ситуации. Будьте сторонним наблюдателем, готовым прийти на помощь своему крохе, когда этого потребуют обстоятельства. Разбирайте и обсуждайте ситуации при чтении книг. Моделируйте то или иное поведение вашего персонажа в игре, и обязательно подскажите ребёнку, как с ним справиться. Ведь то, что обыгрываете вы, поможет в дальнейшем малышу найти выход из многих ситуаций.

При всестороннем обучении ребёнка важно не забыть про эмоциональное, духовное и нравственное развитие ребёнка.

Наталья Белая (Бояркина)
Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ д/с № 28 п. Чернышевск

Тема : всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Выполнил :

Белая Н. М

инструктор по физическому воспитанию

п. Чернышевск

введение

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических и духовных качеств – одна из основных задач современного общества.

Уже не первый год на всех уровнях высказывается мнение о необходимости активизации физического воспитания подрастающего поколения. В 2005 г была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В рамках Программы приоритетным направлением определено развитие детской физкультуры и спорта. В настоящее время идет 2 этап реализации Программы. Цель и задача этапа : создание условий для приобщения к регулярным занятиям физкультурой, а также создание эффективной системы физического воспитания и развития детей .

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием и образованием, как впервые 6 лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития личности .

Выдающийся В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность в знаниях, вера в свои силы.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности , его ценностей, ориентации в окружающем мире.

Педагогами и психологами (Л. С. Выготский, А. Валлон, М. М. Кольцова) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи , мышлением.

У многих детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, что обуславливает процесс памяти, слабо происходит процесс развития речевого дыхания . Часто отсутствует правильная артикуляция, сила голоса, выразительность, ритм голоса, практически не развито чувство темпа речи .

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка . Существует наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г. А. Казанцева 1993г, В. А. Баландин 2000г, Н. И. Дворкина 2002 г)

В настоящее время остро стоит задача осмысления особенностей психического развития современных детей , в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения и социализации. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен.

Физическое и психическое здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы , дарований и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что физическое воспитание – это не только развитие двигательного аппарата и физических качеств , это еще и средство способствующее развитию всех областей головного мозга ребенка . В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения дошкольника к обществу, к людям, к самому себе. Двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность. Наблюдается зависимость между состоянием психомоторного развития и проявление трудностей в эмоциональном, коммуникативном развитии детей . Выполняя свои специфические функции, физическое развитие объективно связано с такими приоритетными направлениями как умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В связи с этим целью моего исследования было - определение возможностей физической культуры , как средства всестороннего развития личности ребенка-дошкольника .

Объектом исследования является : процесс физического воспитания

Предметом : разделы программы «Детство» и вытекающие из них

образовательные и воспитательные задачи

Первые шаги в математику

Развитие речи

Театрализованная деятельность

Экология-ребенок и мир природы

Социально-эмоциональное развитие

Гипотеза : предположим, что физическое воспитание , несет в себе функцию всестороннего развития личности ребенка .

Задачи :

Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме (разделы программы «Детство» )

Определить взаимосвязь физического воспитания с воспитательно-образовательными задачами Программы и возможностью их решения

Изучить имеющийся опыта внедрения воспитательно - образовательных задач в процесс физического воспитания .

Методы :

Анализ литературы

Изучение опыта

Наблюдение

Диагностическое исследование

одержание

Введение

1. Разделы программы «Детство»

2. Воспитательно-образовательные задачи разделов Программы реализуемые в процессе физического воспитания

3. Роль подвижных игр во всестороннем развитии личности ребенка .

Заключение

Литература

Приложение

разработки речетативов, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, релаксаций, мимических упражнений

примерные проекты

диагностика-экспертиза

1. Образовательные разделы программы «Детство»

1 Первые шаги в математику

2. Развитие речи

3. Театрализованная деятельность

4. Экология- ребенок и мир природы

5. Социально-эмоциональное развитие

2. Воспитательно-образовательные задачи решаемые в процессе физического воспитания

Первые шаги в математику :

Ориентировка в пространстве и выделение пространственных отношений;

количественный и порядковый счет и номер;

определение равенства и неравенства предметов по конкретному признаку (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, тонкий-толстый) ;

различие геометрических фигур и правильное их название;

построение на группы по 2, по 3;

воспроизведение хлопков, движений на слух

Развитие речи :

Развитие темпа , ритма, тембра и интенсивности речи;

улучшение артикуляции;

профилактика различных нарушений звуковой культуры речи;

формирование художественно-речевых исполнительских умений;

развитие связной , монологической и выразительной речи.

Театрализованная деятельность :

развитие творческого воображения и фантазии;

имитация, импровизация и выразительность движений;

способность передавать через движение эмоциональное состояние;

способность входить в воображаемую ситуацию;

развитие жестов мимики и пантомимики;

воспитание эстетических чувств

Экология- ребенок и мир природы

усвоение основ экологической безопасности;

названия обитателей растительного и животного мира;

через движение , создание собственного образа к изображаемому персонажу;

развитие эстетических чувств .

валеологические основы :развитие интереса к активной двигательной деятельности;

привитие навыков здорового образа жизни;(профилактика и устранения вредных привычек

повышение резервных возможностей организма (сопротивляемость и закалка) .

воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

воспитание привычек личной гигиены ;

Социально-эмоциональное развитие

Самооценка собственного «Я» ;

воспитание морально-волевых качеств : доброжелательность, взаимопонимание, целеустремленность, честность, уравновешенность;

воспитание взаимопомощи и умения объединяться;

развитие коммуникативных способностей и воспитание толерантности;

развитие волевых навыков и преодоление трудностей

умственное и нравственное воспитание;

трудовое воспитание : старательное и аккуратное выполнение поручений, бережное отношение к предметам и оборудованию, уборка и расстановка физкультурных пособий;

Из опыта работы

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется не только здоровье, но и осуществляется всестороннее развитие личности .

Я работаю в ДОУ руководителем по физической культуре . До этого работала много лет воспитателем и поэтому хорошо знаю психофизиологические особенности ребенка-дошкольника . В процессе своей работы приходилось заниматься самообразованием и перечитывать большое количество разных методик, программ и технологий из которых почерпнула много нового и интересного. Пришла к определенному выводу, что физическое воспитание не должно сводиться только к мускулатурной деятельности. Особенно меня заинтересовала «Программа педагогики –оздоровления» под редакцией В. Кудрявцева. Действительно, двигательная деятельность является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы. А совершенствование старых и создание новых организационно-методических подходов (традиционных и нетрадиционных) позволило обеспечить улучшению результатов в воспитании и образовании.

В процессе исследования своей педагогической работы, в должности инструктора по физкультуре, с новой точки зрения проанализировала всю двигательную деятельность детей. Пришла к выводу, что с введением в физкультурно-оздоровительную работу с детьми, новых методик и технологий, появилась возможность решать сопутствующие задачи образовательного и воспитательного характера. Такие как : первые шаги в математику, развитие речи , театрализованная деятельность, экология, валеология, социально-эмоциональное развитие .

Математика и физическая культура… Казалось бы, ну никаких параллелей здесь провести невозможно, но на деле совсем не так. Уже на первых этапах обучения ребенка ходьбе прослеживаются и первые результаты. Например, ходьба под счет 1,2-3,4. И если обратить глубокое внимание на программные требования по физическому воспитанию , то можно проследить каким образом решаются задачи математики в разных видах движений.

ходьба с ориентировкой в заданном направлении (диагональ, середина зала, «змейка»

ходьба со счетом «10 шагов на носках, 8 шагов на пятках» ;

ходьба с заданием «изобрази части суток» ;

ходьба под речетативы «раз шажок и два шажок, левый-правый сапожок» ;

различные перестроения и построения по 3, по 2, «парами» , в «круг» ;

расчеты на 1-2;

повороты на право, налево;

прыжки с заданием через «низкую скамейку» , через «высокую» скамейку;

прыжки, наклоны. повороты, упражнения для рук и ног по названному числу или показанной цифре;

шаги и прыжки на один больше или на один меньше

прыжки с поворотами на 900- 1800

Можно давать детям упражнения на познание величины предметов и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор

Например, детям предлагаем пройти по «широкой-узкой» , «короткой-длиной» дорожке. Перешагнуть через «широкий» , «узкий» ручеек. Дети анализируют, где удобней шагать. Пробежать «медленно-быстро» .

Дать задание на бросание, ловлю и метание мячей и различных предметов . Брось дальше, выше или в указанном направлении. Попутно определить какой формы мяч и его свойства.

В организации различных игр-эстафет ребенку предлагаем определить количество предметов, провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него 5 маленьких кубов и 3 больших, или из разложенных геометрических фигур убрать лишние. Раздать детям карточки с геометрическими фигурами и построиться в группы «квадраты» , «треугольники» , «круги» -чья группа самая быстрая. Сделала карточки с геометрическими фигурами, дети получают задание в зависимости от изображенной фигуры : «квадрат» -шагают, «круг» -прыгают, «треугольник» -приседают. Интерьер нашего физкультурного зала мы оформили различными геометрическими фигурами. Разрисовали пол и стены квадратами, кругами, треугольниками разных цветов и размеров. Обучая детей различным видам ходьбы и бега , предлагаю ориентироваться по геометрическим фигурам : «шагаем до квадрата, поворот у треугольника» . Даю задания на развитие глазомера «попади мячом в круг, квадрат, треугольник» .

Для снятия напряжения и усталости у детей, применяю различные виды упражнений с воспроизведением хлопков, движений на слух. Например, предлагаю поиграть в «капельки дождя» - дети хлопают в ладоши в соответствии с текстом :

«Начался дождь и упала одна капля -1 хлопок

Упало 2 капли - 2 хлопка

Упало 3 капли – 3 хлопка

и так до 5 или 10 капель, затем обратный счет

«Дождь заканчивается – упало 5 капель-5 хлопков

Упало 4 капли- 4 хлопка» и т. д.

Упражнения для мелкой моторики рук содержат математический счет :

(дети складывают ладони, отбивают хлопки пальцами, прижимая нижнюю части ладони плотно друг к другу : 1,2,3,4 кто живет у нас в квартире? 1,2,3,4,5 всех могу пересчитать-пальцы прижимают и хлопают ладонями «папа, мама, брат» … и т д.)

При организации подвижных игр, выбираем ведущего по различным считалкам , которые содержат математический счет. (один, два, три.)

Такой подход к организации двигательной активности, позволяет детям лучше осознать математические представления и решать в некоторой степени проблемы связанные с усвоением поставленных программных задач по математике : количественный и порядковый счет, обратный счет, названия геометрических фигур, ориентировку в пространстве и т. д.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиям многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка , тем лучше развивается его речь . Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими в формировании правильного звукопроизношения. С одной стороны, двигательная активность помогает интенсивней развивать речь ребенка , с другой- формирование движений происходит при участии речи.

Возникали трудности ходьбы скрестным шагом, предложила детям делать эти шаги под потешку «лиса по лесу ходила» … результат был очевиден, я смогла сформировать движение при участии речи.

Обратила внимание на то, что чем меньше двигательный опыт детей, тем меньше их словарный запас. К таким выводам я пришла, когда стала использовать в своей практике «речитативы» . И особым объектом исследования стало развитие речи детей в момент двигательной активности. Речитативы в комплексе с движениями позволяют активизировать речевую деятельность детей. Развивается взаимосвязь речевой деятельности с движениями. У детей быстрее происходит переход к активной речи, совершенствуется сама речь. В результате сопровождения движений стихами развивается у детей словесная , произвольная и непроизвольная память. Ходьба под речевки и речитативы развивает темп , ритм, тембр и интенсивность голоса ребенка .

Через подвижные игры с текстовым сопровождением развивается монологическая речь , художественно-речевые исполнительские умения. У детей с дефектами речи улучшается артикуляция, идет профилактика нарушения звуковой культуры речи. Прекрасным средством для развития творческой речевой деятельности являются русские народные игры, т. к. практически все они содержат словесность.

Такая положительная динамика обуславливает целесообразность использования «речитативов» , различных подвижных игр со словами текстами, в двигательной активности детей.

В различных видах упражнений и действий с предметами развивается мелкая моторика рук . Общеразвивающие упражнения с платочками, кубиками, флажками, мячами, кольцами и шариками укрепляют кисть ребенка и развивают моторику . Разнообразные цвета флажков, мячей, пособий формируют у детей восприятие цветовой гаммы. Цветовая палитра окрашенных стен, пола физкультурного зала радует глаз ребенка и помогает различать оттенки цвета.

Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвритическую личность » (Развитие креативности дошкольников. М. изд. знания, 2007 г).

Театральная деятельность в ДОУ - это огромный потенциал энергетического и эмоционального запаса для деятельности детей. В физкультурно-оздоровительной работе с детьми появились новые нетрадиционные формы и методы организации физкультурных занятий - тематические, сюжетные, игровые. В результате такого нововведения появилась уникальная возможность решать задачи и театральной деятельности. С введением в практику своей работы различных тренингов , упражнений на релаксацию, психогимнастики, пришла к выводу, что такие нетрадиционные формы непроизвольно способствовали созданию «маленького театра физкультуры» . Детям очень нравится выполнять «подражательные» движения по карточкам, на которых изображены животные или предметы.

Например, раздаю карточки каждому ребенку , он не показывает, другу. Затем прошу по очереди каждого ребенка изобразить в движении, что нарисовано на карточке у него, все должны угадать и назвать, что это или кто это.

Таким образом, развивается творческое воображение и фантазия ребенка .

Проведение развлечений , досугов и праздников физкультурно-оздоровительной направленности, с участием сказочных персонажей, позволяют выявить у детей артистические способности. Дети участники, во время развлечения , становятся настоящими маленькими актерами и актрисами.

Мир экологии- также в некотором виде является полем деятельности физической культуры . Для поддержания интереса к двигательной активности, я сделала подборку стихов и четверостиший для общеразвивающих упражнений , вводной части занятия и гимнастики. Дети с удовольствием двигаются под чтение стихотворений с сюжетом. Через стихотворную форму в сочетании с движениями дети пополняют знания о разных видах обитателей животного и растительного мира, создают собственные образы к персонажам. Через элементы упражнения психогимнастики, у детей, развиваются эстетические чувства : «солнышко-колоколнышко» , «мы-теплые, нежные лучики» , «красивые цветы» . Релаксация под аудиозапись-журчание ручейка, голоса птиц, шум морских волн, вызывает эмоциональный отклик в сердцах детей. Элементы релаксации активизируют деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим физическое воспитание через привитие основ валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Валеология – наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Рост болезней «цивилизации» настоятельно требует формирования у детей начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни. Перед нами стоят задачи : учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм, формировать представления о строении своего тела, формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. Необходимо научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру , закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечивает оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей.

Работая в этом направлении, я стараюсь прививать детям интерес к активной двигательной деятельности, прививаю навыки к здоровому образу жизни, что способствует формированию у детей валеологических основ, повышаются резервные возможности организма, сопротивляемость к болезням, развивается закалка . На занятиях, при выполнении физических упражнений дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь.

Формирование личности дошкольника в процессе физической культуры , еще одна задача, которая решается в процессе двигательной активности. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я» , а также переживания в качестве индивида – успешно может решаться в процессе выполнения физических упражнений .

«Движение, даже самое простое, дает ребенку пищу детской фантазии, развивает творчество , которое является высшим компонентом в структуре личности , представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка , которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Занимаясь самообразованием и изучая материалы учебного курса В. Г. Алямовской, «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» , меня заинтересовала лекция с темой «психофизические и социально-психологические факторы здоровья». Я согласна с утверждением, того, что «здоровье не есть признак духовности» , другими словами можно быть физически крепким человеком , но при этом психически ущербным» (В. Г. Алямовская) . И в своей практической работе я стараюсь создать условия, обеспечивающие и психическое, и физическое здоровье детей .

Процесс обучения детей ставлю таким образом, чтобы вызвать заинтересованность и эмоциональный отклик. Особую роль уделяю игровым двигательным заданиям, подвижным играм, развлечениям , которые всегда интересны детям, т. к. они обладают большим эмоциональным зарядом. В большой мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). И если моих воспитанников спросить : в какую игру будем играть», можно не сомневаться- ответят : «Никанориху» или «Бояре» . Ведь именно такие игры вызывают положительные эмоции. Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Физическое воспитание закладывает основы трудового воспитания ребенка . Дети помогают мне приготовить инвентарь к занятиям- расставляют скамейки, раскладывают пособия и атрибуты. С младшего возраста приучаю детей бережно относиться к инвентарю и в конце занятия обязательно убирать свое рабочее место.

При выполнении таких заданий у детей вырабатываются положительные привычки : старательность, прилежность, аккуратность.

Много раз мне доводилось наблюдать, как дети стараются преодолеть определенные трудности, связные с выполнением двигательных заданий и упражнений на продолжительное и многоразовое и монотонное повторение. Например, упражнения с предметами, требующие усилия :

Сделать 8-9 приседаний, поворотов, наклонов («мы наклоны выполняем, но колени не сгибаем» ) и т. д. Усвоение нового материала, так же требует от ребенка определенных физических и психических усилий. Особенно при выполнении упражнений для гибкости суставов. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества , как самоуважение, гордость.

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании дошкольника – формирует красоту телосложения и движения человека.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения , воспитывается понимание простоты и изящества движений.

детей. В ДОУ был создан художественно-спортивный кружок «Елочка» . Направленность которого – эстетическое развитие во взаимодействии с физическим воспитанием .

Педагогика в широком смысле - это выращивание лучшего в человеке. Иногда бывает трудно понять самому индивиду, где гордыня, где просто обидчивость, а где чувство собственного достоинства. Педагогика создает ситуацию, в которой помогает увидеть себя со стороны, оценить свою деятельность. Причем, следует помнить, что среди людей нет в чистом виде только положительных или только отрицательных персонажей. В жизни каждого из нас существует добро и зло - каждый из нас одновременно и палач и жертва. Безусловно, зло - это ужасное качество, но без него нет добра, не существует такого понятия как добропорядочность. Это подобно тому, как нет дня без ночи. А вот что будет преобладающим в человеке - зависит, от того, в какой среде он формируется, как сложится его жизнь, насколько он к ней будет подготовлен семейным воспитанием.

Семейное воспитание - это великое искусство, и очень важно, чтобы будущие родители еще в подростковом, юношеском возрасте стремились им овладеть.

Психолого-педагогические исследования утверждают, что все дети (разумеется здоровые, без аномалий в развитии) обладают большими потенциальными возможностями для всестороннего развития. Врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важную роль и необходимую предпосылку психического развития. Однако, чтобы реализовать эти возможности, необходимо с первых лет жизни ребенка создавать условия жизни и правильной организации воспитания, целенаправленного, всестороннего развития и формирования личности, эффективность которого во многом зависит от собственного активного участия самого ребенка в различных видах деятельности - игре, труде, учении, общении. Поэтому, организуя различные виды деятельности, необходимо придавать им полезную направленность, делать их содержание интересным, положительным, творческим.

В первые годы жизни ребенка закладываются основные личностные качества. Новорожденные имеют лишь задатки многочисленных способностей. И если в начале жизни ребенка нет благоприятных условий для их развития, то потом наверстать упущенное очень трудно. Известный психолог Лисина М.И. в предисловии к книге Бертона Уайта «Первые три года жизни» отмечает: «Отсутствие внимания и любви к ребенку в первом полугодии жизни снижает темпы его развития, обедняет его эмоциональную сферу, тормозит развитие интересов и любознательности, что отрицательно сказывается на становлении личности, и самосознания ребенка». (М., 1982, с. 6).

Основу воспитания и формирования как личности человек получает со дня рождения и до трех - пяти лет. По утверждению медиков, физиологов и психологов именно в этот период закладываются, формируются и основы, его характера, качеств личности. В начальном звене обучения эта основа или закрепляется, или разрушается. Таким образом, самый ответственный период формирования из ребенка разумного человека - ГОМО САПИЕНС - ложится на возраст до 7 лет.

Выводы психолого-педагогических исследований о том, что маленький ребенок обладает большими потенциальными возможностями для всестороннего развития, побуждают и ученых, и родителей искать пути разумного их использования. Многих из них вводит в заблуждение то, что возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды прогрессивный американский психолог Д Бруннер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. «Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т.д.» (Мир детства. Дошкольник. - М., 1979, с. 24 - 25)

Возникает вопрос: каковы пределы разумного использования детских возможностей? Имеющее место явление акселерации вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.

Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку. Всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах, значительно важнее те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Дело в том, что на каждой ступени возрастного

развития формируются в определенной последовательности общечеловеческие качества и способности. Поэтому преждевременное, сверхраннее обучение грозит нарушить нормальный ход развития, ребенка.

По вопросам воспитания подрастающего поколения (особенно детей дошкольного возраста) ведется немало довольно острых дискуссий. В них четко проявляются две следующие крайности. Одни считают, что, исходя из больших потенциальных возможностей маленьких детей, следует максимально ускорить темп воспитания детей первых лет жизни, форсировать их обучение и таким образом сократить период подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни, т.е. искусственно «приблизить зрелость, время наибольшей отдачи человека обществу». Противоположная точка зрения; дети в настоящее время слишком перегружены, надо дать им возможность «погулять, расти свободно», нельзя на детские плечи взваливать груз забот, угрожающий их здоровью, нельзя забывать, что ребенку по закону природы принадлежит «счастливая пора детства, которую непозволительно сокращать». (Диалоги о воспитании, - М., 1979, с. 31).

Ни первую, ни вторую точку зрения нельзя принять безоговорочно. При неумелом обучении детей, например, плаванию в ранний период может нарушиться расположение органов и систем организма, приспособленное все-таки к хождению по земле. Еще не окостеневший окончательно череп (не только вместилище, но и хранилище мозга) приобретает противоестественную, сдавленную с боков форму - форму наименьшего сопротивления воде; могут возникнуть аномалии в структуре костей и сочленении таза, приспособленных к нагрузкам при вертикальном положении тела. Специальных продолжительных наблюдений над экспериментами такого рода никто не проводил, поэтому трудно сказать, в какой мере в дальнейшем можно исправить возникающие отклонения от нормы.

Специалисты утверждают, что при значительных (не то чтобы непосильных, а просто значительных)физических нагрузках и недостатке кальция в рационе ребенка может происходить патологическое размягчение костей, вымывание из них этого минерала и образования в костной ткани пустот, так называемых лоозеровских зон. «Костной системе ребенка необходим определенный режим дозревания. Он совершается не автономно, а в связи с образом жизни и деятельности ребенка. Опасность ближайших или отдаленных отрицательных последствий, которые могут возникнуть при физических перегрузках, будет угрожать не только органам движения». (Диалоги о воспитании, - М., 1979, с. 32).

Данное предостережение не означает, что следует отказаться от идеи обучения детей плаванию в ранний период их жизни. Сама идея прогрессивна, но реализовать ее надо при наличии необходимых для этого условий, на основе научно обоснованной методики, под наблюдением врача и опытного методиста.

В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует.

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша. Можно, к примеру, добиться того, что дошкольник заучил таблицу Менделеева и стал довольно бойко рассказывать о ней окружающим. Но не стоит ли задуматься над тем, зачем ему нужны подобного рода чисто словесные знания, ни на что не опирающиеся и никак не связанные с его жизненным опытом? Кроме выработки у ребенка вредной привычки говорить о том, в чем он толком не разбирается, вряд ли мы чего-либо добьемся. «Лишь здоровое напряжение ума, воли, чувств, мышц дает человеку (и малышу и здоровому) истинное ощущение радости жизни. Игра и труд, познание и творчество, общение и движение, окрашенные новизной, удивлением, интересом, открытиями, - вот подлинные атрибуты детства. И если при этом неразлучны с ребенком, подростком любящие их отец и мать, мы можем говорить о детстве счастливом». (Диалоги о воспитании. - М., 1979, с. 14)

Таким образом, основной смысл счастливого, радостного детства в первую очередь заключается в разумном использовании потенциальных возможностей ребенка для его всестороннего и гармоничного развития. Педагоги и психологи установили, что при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мир а, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающем людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Родителям не следует пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его из дошкольника в школьника. Задача заключается в том, чтобы воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, быть любознательным, дисциплинированным, честным, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

О значении первых лет жизни, детства сказано много, в том числе и выдающимися педагогами, психологами и другими учеными.

Великий русский педагог К. Д Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг».

П. Ф. Лесгафт: «Бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни».

А. С. Макаренко: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет - это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». Но бывает так, что громадное значение первых детских лет признается нами лишь с точки зрения заботы о внешнем, физическом благополучии малыша. Мы мерим ребенка по своей мерке, следуя принципу, названному одним из психологов «больше -меньше, лучше -хуже»: взрослые рассуждают хорошо, а дети - хуже, взрослые видят мир правильно, а дети нет, для взрослых отношения со сверстниками -проблемы, для детей - пустяки... И действительно, маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями, взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем, что ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый.

Потребность в отображении, своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Именно в этих видах деятельности создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Важнейшей предпосылкой успешности изобразительной деятельности выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности, учится осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, то есть рисование выступает своеобразным способом познания действительности. Таким образам, детский рисунок, сам процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут, в этом мире, входят в него как творцы красоты, и сами наслаждаются этой красотой.

В эстетическом воспитании и развитии ребенка большое значение имеет музыка. Она занимает важное место в его жизни: воздействует на его эмоциональную сферу, вызывая богатые переживания. Обычно все дети чувствительны к музыкальной гармонии, ритму. У большинства из них формируется умение чувствовать настроение музыкального произведения и вкладывать в него определенное содержание, что лежит в основе музыкальности. Старший дошкольник выделяет некоторые средства выразительности, используемые композиторами, осваивают простейшие исполнительные навыки. Музыка дает мощный толчок к творчеству, которое проявляется в танцах, пении, игре на музыкальных инструментах. Еще в свое время В.А. Сухомлинский отмечал, что музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного восприятия человека, источник благородства сердца и красоты души. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание Человека.

Дошкольники очень чувствительны к многообразию признаков окружающего мира. Воспринимая явления действительности, ребенок прежде всего выделяет наиболее яркое и необычное. «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти». (В.А. Сухомлинский)

Познавая мир, ребенок включается в активную деятельность, что ведет к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах. Первоначально мыслительные операции - сравнения, обобщения, классификации - протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира». (В.А. Сухомлинский) Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы. Одним из важнейших условий эффективности мышления является произвольное внимание. Оно помогает малышу удерживать цель познания и контролировать ее достижение.

В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития творческой личности, способной решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу. Основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что «строить» себя человек начинает в 2,5 - 3 года.

Очень часто родители недооценивают значение дошкольного периода, заявляя: «Он мал - ничего не понимает», или: «Подрастет -поумнеет» и т.д. Иногда эта ошибка дополняется другими неверными представлениями отцов и матерей, которые оправдывают свою педагогическую беспомощность или неудачи в воспитании ребенка иногда такими заявлениями: «Такой уж он уродился», «Тут мы бессильны - это у него в крови», «Неспособный он у нас. Способности - дар природы» и т.д.

Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия, а. в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, постоянно обогащая ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Дошкольное детство (возраст от 3 до 6 лет) - это период, когда формируются основные черты характера и качества личности, развивается самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы во многом обусловлены общим психологическим развитием, формированием новой системы психологических функций, среди которой важное место начинают занимать мышление и память ребенка, развитие умения устанавливать связи между общими понятиями и представлениями. При этом мышление ребенка от наглядно-действенного переходит к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него. по замечанию психолога Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к ситуации, а не от ситуации к мысли». С развитием процессов мышления, неразрывно связано развитие речи: появляется потребность порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Каждые родители, в будущем, желают видеть своего ребенка, как всесторонне развитую личность, с собственной жизненной позицией, социально адаптированную, легко устанавливающую контакт с окружающими людьми и миром. А для достижения всего этого, необходимо начать заниматься развитие ребенка еще с самого раннего возраста. Буквально уже с первых дней рождения, родителям стоит начать развивать ребенка, общаться с ним и постепенно знакомить с окружающим миром. Не стоит при этом пренебрегать достижениями современной педагогики и психологии. Поэтому, лучше всего, кроме тщательного домашнего воспитания своего чада, доверить эту работу и профессионалам.

Чтобы уделить надлежащие внимание и расставить правильные акценты в процессе развития ребенка, как умственного, так и физического, существует школа раннего развития Clever Kids , которая практикует современные методики образования и развития детей разных возрастов, начиная от 1 года, а также глубоко внедряет в процессе обучения индивидуальный поход к каждому ребенку. С более детальной информацией о методиках, используемых в развитии малышей, а также работой данного учреждения, можно ознакомиться на сайте.

В целом, детский садик и его посещение малышом, занимает очень важное в общем развитии ребенка. Ведь, кроме того, что с ребенком занимаются профессиональные воспитатели и психологи, малыш постоянно находится в коллективе сверстников, что несомненно, положительно влияет на его социализацию и умение устанавливать контакты с окружающими людьми. Он учится дружить, общаться, развиваются его коммуникативные навыки и жить в обществе. Кроме этого, посещение ребенком детского сада помогает избежать "замыкания в себе", боязни людей.

Популярной в наши дни стало использование в детских дошкольных учреждениях методики обучения Марии Монтессори . Данный метод обучения базируется на особом внимание на психологическом и физическом развитии ребенка, его приспособлению к жизни, развитии его самостоятельности и индивидуальности. Центр Монессори - это место, где все соответствует ребенку, начиная от специально подобранных дидактических материалов, до размеров мебели в помещении, все стульчики, полочки и прочее должно быть не большим и удобным для малышей.

Всегда важно помнить, чтобы ребенок вырос умным, с крепким физическим и психологичным здоровьем, был социально адаптирован и гармонично развитым во всех направлениях, его воспитанием следует заняться с самого раннего возраста. Правильное воспитание и любовь родителей - залог будущего успеха, пока еще такого маленького человека.

В этой статье:

В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит настолько стремительно, что родители не всегда успевают подготовиться к переменам.

Еще вчера скромный и стеснительный малыш в 4-5 лет становится сильным, умным, хитрым, способным на все! Ну или почти на все. По крайней мере дети 4-5 лет думают о себе именно в этом ключе, приписывая себе достижения и качества, которыми чаще всего не обладают. Родителям важно не высмеивать малыша, «выводя его на чистую воду», а проявить терпение и понимание, направляя энергию дошкольника в нужное русло.

Как развиваются двигательные навыки?

Может показаться, что в 4-5 лет ребенок не отдыхает совсем. Что каждый час в сутках, не считая ночного сна, он двигается. Да, действительно, дети в этом возрасте очень подвижны. С 4 до 5 лет они становятся более гибкими, ловкими, координированными, поэтому с удовольствием пользуются новыми качествами.

Малыши с
легкостью осваивают гимнастические упражнения, могут выполнять задания разной сложности, проявляя терпение и первые задатки выносливости. Особенно любят дети в этом возрасте играть с мячом, с которым они достаточно легко справляются, подкидывая его, пиная, ловя на лету.

Родители могут найти для ребенка в 4-5 лет подходящий кружок или спортивную секцию, где он сможет проявить двигательную активность, получить удовольствие от процесса, а со временем и добиться определенных результатов. Также дошкольникам в этот период можно подарить двухколесный велосипед – они смогут освоить азы катания без особых проблем.

Как развиваются дети в эмоциональном плане?

В 4-5 лет у детей может случиться первая «влюбленность» в представителя противоположного пола, причем это совсем не обязательно должен быть ровесник. Мальчики и девочки могут влюбиться в соседа или соседку, в продавца в магазине, в учителя или тренера. В этом возрасте дети открыто проявляют все эмоции, поэтому родителям важно проявить такт и не высмеивать первые чувства ребенка.

К пяти годам
ребенок по-прежнему активно проявляет эмоции, но уже умеет более или менее ими управлять, особенно на людях. Малыш способен сдерживать слезы, прятать обиду, подавлять гнев. Что касается положительных эмоций, то их, как правило, дошкольник скрывать не видит смысла.

В возрасте 4-5 лет дети испытывают страх перед темнотой, отрицательными сказочными персонажами и всем тем, что кажется им неизвестным. Малыши проявляют повышенную осторожность и тревожность как дома, так и на прогулке. Важно не акцентировать на этом внимание, а просто поддержать кроху. Со временем от этих страхов не останется и следа.

Особенности психологического развития

В 4-5 лет ребенок, как правило, уже знаком с
нравственными нормами поведения, и его главное желание - привлечь внимание родителей. Ради этого малыш готов пойти на все, начиная от выдуманных историй и заканчивая ложными истериками. В первой половине пятого года окружающий мир и собственная жизнь представляются ребенку в розовых тонах. Ему кажется, что он сможет горы свернуть, настолько он самоуверен.

Во второй половине пятого года мнение ребенка резко меняется. Ему кажется, что все вокруг не такое, как он привык думать, что за каждым углом его ждет опасность, что родители могут его разлюбить…

Очень важно, чтобы родные
понимали, что происходит с малышом, и оказывали ему посильную помощь и моральную поддержку. Да, в этом возрасте малыш начинает заново постигать себя как личность. Возможно, что ему будет стыдно за некоторые свои слабости. Родители должны это увидеть и понять, а также научить кроху верить в себя и не бояться окружающей действительности.

В 5 лет дети уже относительно сформированы как личности, поэтому достаточно будет понаблюдать за тем, как они себя ведут в обществе других детей, чтобы понять, какие черты характера у них являются доминантными.

Социальные навыки

С четырех лет дети с огромным нетерпением ждут каждой прогулки, чтобы пообщаться с другими детьми. В этом возрасте особый интерес у них вызывают
ролевые игры. Малыши отлично играют без взрослых, придумывают сценарии развития событий, распределяют роли, разрабатывают правила игры - очевидным становится социальное развитие ребенка.

Дети в 4-5 лет хорошо играют вместе, стараются обходить острые углы, учатся решать конфликты, сотрудничать, искать компромиссы. Участие в ролевых играх дарит малышам новые, до того неведомые эмоции, поэтому они все с большим удовольствием ищут возможность сыграть ту или иную роль. В этом возрасте девочки чаще играют в семью, подражая взрослым, а мальчики выбирают игры на военную или техническую тематику.

Как развивается речь в среднем дошкольном возрасте?

Развитие речи ребенка в 4-5 лет отмечается значительным прогрессом. Словарный запас малыша - это уже несколько тысяч слов. Он проявляет интерес к словам, смысл которых раньше был ему непонятен. Это такие слова, как «верность», «честь», «счастье» и прочие. Малыш пытается не только понять их значение,но и объяснить собственными словами.

Многие дети в
возрасте 4-5 лет начинают проявлять поэтические способности, забавляясь с рифмами, изобретают собственный язык для игр, получая удовольствие от того, что родители не понимают значения придуманных ими слов.

В речи детей все больше предлогов и союзов, богаче становится запас прилагательных и глаголов. Именно в этот период в речи появляются слова с учетом будущего или прошедшего времени. Конечно же, 4-5 лет - это возраст, когда дети особенно любознательны, поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется много объяснять и показывать.

Как происходит интеллектуальное развитие дошкольника?

К 4-5 годам отмечается серьезный скачок в интеллектуальном развития ребенка. В 5 лет уже можно сделать некоторые выводы в отношении интеллекта малыша, спрогнозировать его успехи в школе, подобрать наиболее отвечающее его способностям и интересам направление для учебы.

Малыш в этом возрасте уже отлично владеет
информацией о своей семье, может продиктовать адрес, причем не только дома, но и мест работы родителей. Он способен на необходимое время сконцентрироваться на одном занятии или игре, часто знает счет, умеет с помощью картинок производить простые арифметические расчеты.

Со многими детьми в этом возрасте можно начинать работать над изучением букв и чтением, используя проверенные методики для раннего развития. Также можно объяснять малышам, что такое дни недели и месяцы, времена года, работать с ними над изучением геометрических форм.

Поведение дошкольника в среднем возрасте

В 4-5 лет у детей развиты многие навыки. Они уже способны самостоятельно:


В свою очередь, родителям важно с пониманием отнестись к любой инициативе ребенка, поощряя его желание помогать. Будет здорово, если у малыша в этом возрасте будут свои небольшие обязанности, за выполнение которых его будут хвалить.

Развитие творческих способностей

В возрасте 4-5 лет дети с удовольствием занимаются творчеством. Многие из них
рисуют, лепят, конструируют, делают поделки из природных материалов и цветной бумаги. Рисунки малышей лишний раз подтверждают, что развитие мышления вышло на новый уровень. Если раньше это были простые фигуры, то к 4 годам на них появляются сложные сюжеты. Если малыш рисует человека, то у него уже есть уши, нос и даже зубы, хотя всего год назад фигура человека у большинства детей состояла в лучшем случае из головы и ног.

Не нужно недооценивать важность рисования в этом возрасте, когда особенно активно протекает развитие мышления, внимания, памяти и концентрации. В процессе рисования ребенок развивает мелкую моторику рук, совершенствует зрительный контроль. Но самое главное – он учится получать удовольствие от процесса и результатов собственной деятельности.

Детские психологи утверждают, что рисование:


Рисунок - это не что иное, как изображенная детская речь, а также некий трамплин для дальнейшего освоения письменности. В нем ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру. Анализируя творчество малышей, можно понять, насколько правильным является их развитие, и выявить возможные проблемы.

Как развивается память у дошкольника

В возрасте 4-5 лет дети уже умеют запоминать что-то по необходимости, то есть налицо развитие произвольного запоминания. Родителям нужно развивать в малышах этот навык, работая с картинками, игрушками, подручными предметами.

В этот период дошкольник
способен запомнить до 4-5 предметов, изображенных на картинке, если посмотрит на нее в течение минуты. На основании этой способности малыша можно придумать интересные игры, например, предлагая ему запомнить порядок игрушек и затем его воспроизвести.

Отличный способ научить ребенка запоминать - привить ему ассоциативные навыки. Кроха должен понимать, какие ассоциации могут быть с деревом, цветком, корзинкой.

В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет - это сугубо индивидуальный процесс в каждом отдельном случае. И чтобы понять, насколько правильным и своевременным является развитие крохи, сравнивать его нужно не с другими детьми, а с ним самим месяц, полгода, год назад. Прогресс очевиден? Значит, все идет по плану и своим чередом.