Характеристика на ученика с девиантным поведением. Мальцева Ольга Анатольевна Канд психол наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии, педагогики, социального управления

Психолого-педагогическая характеристика

ученика 4 …. класса МБОУ Ш № 78 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Ф.И.О., дата рождения

За время обучения показал средние способности. Учебный материал понимает, но не закрепляет дома, т.к. не всегда или не в полном объёме выполняет домашние задания. Устные предметы вообще не готовит. Техника чтения у ….. хорошая, с удовольствием читает, пересказывает. На уроках труда и рисования не сдержан. Если что-то в своей работе не понравилось, он может выбросить и не доделать. Письменные работы неаккуратны, небрежны, часто перечёркивает все.

На уроках бывает невнимателен. Может заниматься посторонними делами и на замечания учителя не реагирует, или замечание вызывает агрессию. Если …… что-то не понравилось или непонятно, он может устроить истерику: кричать, топать ногами. Замечания со стороны педагогов никакого влияния на него не оказывают, пока его не успокоят завуч или педагог-психолог. Часто требует к себе особого внимания. Он считает, что его специально не спрашивает учитель. Может на уроке отвлекать разговором других учащихся, кричать, встать с места, чтобы ударить ребенка, который сказал что-то непонравившееся ему.

Нередко у …… с ребятами возникают конфликты. Может ударить, толкнуть. Свою вину никогда не признаёт. Частые беседы учителя с ребенком о нарушении правил поведения результата практически не дают, он считает это нормой.

С желанием участвует во всех играх, конкурсах, но при этом хочет быть лидером, победителем, капитаном команды, первым. Если этого не происходит, ……. ведет себя агрессивно: уходит с криками, садится на землю, хлопает дверьми и т.п. С мнением одноклассников, учителя не считается. мальчик упрям, капризен, своенравен. Критики в свой адрес не терпит. Такие конфликтные ситуации с …..происходят с первого класса. В течении третьего года обучения срывов у ….. не было, но в этом учебном году они возобновились с большей силой. …… однажды во время очередной истерики сказал: « Я не хочу жить!»

Воспитывается в полной семье, где отец не родной. Он часто после истерик, жалуется, что ему дома « попадает», но просит, никому об этом в семье не говорить. Мама воспитанием мальчика на должном уровне не занимается. В школе бывает редко.

Администрация школы направляет …….. на консультацию к врачу психиатру

Директор МБОУ Школы№ 78 Ращепкина Ж.А.

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех, условий в которых растут и развиваются.

Эмоциональные и поведенческие проблемы в детстве – являются составной частью процесса развития ребенка. Однако у некоторых детей поведенческие нарушения преобладают. Согласно многочисленным исследованиям наиболее распространенными формами нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и воспитателям – являются вспышки раздражительности, непослушание, повышенная активность, драчливость, жестокость.

Агрессия – это врожденная биологическая реакция, но как форма поведения она порождается неблагоприятной социальной ситуацией развития.

Именно семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения, психотравмирующих ситуаций. Социально-экономические преобразования, приведшие к снижению благосостояния большей части населения, дефициту позитивных отношений – породили эмоциональное отчуждение между родителями и детьми, появились элементы насилия даже во вполне благополучных семьях.

Усиление агрессивных форм общения деформирует семью, которая перестает выполнять важнейшую функцию – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности. Значительная роль в развитии ребенка играет система образовательных учреждений, которые он посещает в разные годы своей жизни.

В детском саду ребенок находится в группе сверстников, большое значение для него имеет популярность в их среде. Не владея адекватными средствами общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов является еще одним способом на учения агрессивному поведению плюс привычка к дисциплинарной модели воспитания со стороны взрослых.

Для решения данной проблемы важным является вооружение воспитателей психолого-педагогическими знаниями и умениями, которые помогут вовремя выявлять нарушения в поведении дошкольников, умение выбирать оптимальные пути и средства оказания своевременной педагогической помощи ребенку и осуществлять профилактические мероприятия.

Модель формирования готовности воспитателя к решению проблемы агрессивного поведения у дошкольников включает два блока: мотивационно - личностный и практический. Мотивационно – личностная готовность характеризуется: проявлением искреннего интереса к решению проблемы уметь оказать помощь агрессивным детям и т.п.

Практическая готовность означает, что воспитатели владеют: теоретическими, методологическими, технологическими знаниями по проблеме агрессивности дошкольников; организационными умениями, позволяющими своевременно предупреждать возникновение первичных признаков агрессивного поведения. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальтпсихологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения.

Виды агрессии:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань);

Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);

Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;

Враждебная (целевая) агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери, чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Кроме того, существует мнение, что если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к «насилию», в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

« Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь» (Р. Кэмпбелл).

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он может «нападать» на остальных детей, обзывать, отбирать и ломать игрушки, то есть становится источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей старшей группы подрались. Рома ударил Андрея корзиной. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома ответил: «У Андрея в руках была лопата, и я боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Андрей не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в сою очередь, боятся их.

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Успешному преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

Положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на без оценочное восприятие личности ребенка;

Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля;

Расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

Враждебная (целевая) агрессия;

Инструментальная агрессия.

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

Стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

Повсеместная демонстрация сцен насилия;

Нестабильная социально – экономическая обстановка;

Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность и т.п.);

Социально – культурный статус семьи и т. п.

Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие:

Привлечение к себе внимания сверстников;

Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

Защита и месть;

Стремление быть главным;

Стремление получить желанный предмет.

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения

наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям:

Положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствует такие формы работы, как совместные чтения, беседы и т. д.;

Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, беседы и т. д.;

Расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений – совместные игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т. д.

Любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов:

1)Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2)Надо научить детей выражать гнев неразрушительным способом.

3)Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Дети с трудом могут назвать свое эмоциональное состояние, для этого можно использовать специальные шаблоны:

4)Использовать рисование.

5)Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Здесь можно использовать ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

Так же можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослые, то же должны избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

И в заключение: Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях, предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка. Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:

1)неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

2)низкий социальный статус ребенка в группе;

3)неуспех, в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;

4)неудовлетворенность потребности в признании.

Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания.

Так же следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

Агрессивность детей.

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех, условий в которых растут и развиваются.

Эмоциональные и поведенческие проблемы в детстве – являются составной частью процесса развития ребенка. Однако у некоторых детей поведенческие нарушения преобладают. Согласно многочисленным исследованиям наиболее распространенными формами нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и воспитателям – являются вспышки раздражительности, непослушание, повышенная активность, драчливость, жестокость.

Агрессия – это врожденная биологическая реакция, но как форма поведения она порождается неблагоприятной социальной ситуацией развития.

Именно семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения, психотравмирующих ситуаций. Социально-экономические преобразования, приведшие к снижению благосостояния большей части населения, дефициту позитивных отношений – породили эмоциональное отчуждение между родителями и детьми, появились элементы насилия даже во вполне благополучных семьях.

Усиление агрессивных форм общения деформирует семью, которая перестает выполнять важнейшую функцию – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности. Значительная роль в развитии ребенка играет система образовательных учреждений, которые он посещает в разные годы своей жизни.

В детском саду ребенок находится в группе сверстников, большое значение для него имеет популярность в их среде. Не владея адекватными средствами общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов является еще одним способом на учения агрессивному поведению плюс привычка к дисциплинарной модели воспитания со стороны взрослых.

Для решения данной проблемы важным является вооружение воспитателей психолого-педагогическими знаниями и умениями, которые помогут вовремя выявлять нарушения в поведении дошкольников, умение выбирать оптимальные пути и средства оказания своевременной педагогической помощи ребенку и осуществлять профилактические мероприятия.

Модель формирования готовности воспитателя к решению проблемы агрессивного поведения у дошкольников включает два блока: мотивационно - личностный и практический. Мотивационно – личностная готовность характеризуется: проявлением искреннего интереса к решению проблемы уметь оказать помощь агрессивным детям и т.п.

Практическая готовность означает, что воспитатели владеют: теоретическими, методологическими, технологическими знаниями по проблеме агрессивности дошкольников; организационными умениями, позволяющими своевременно предупреждать возникновение первичных признаков агрессивного поведения. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальтпсихологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения.

Виды агрессии:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань);

Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);

Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;

Враждебная (целевая) агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери, чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Кроме того, существует мнение, что если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к «насилию», в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

« Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь» (Р. Кэмпбелл).

ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он может «нападать» на остальных детей, обзывать, отбирать и ломать игрушки, то есть становится источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей старшей группы подрались. Рома ударил Андрея корзиной. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома ответил: «У Андрея в руках была лопата, и я боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Андрей не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в сою очередь, боятся их.

РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Успешному преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

Положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на без оценочное восприятие личности ребенка;

Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля;

Расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

Враждебная (целевая) агрессия;

Инструментальная агрессия.

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

Стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

Повсеместная демонстрация сцен насилия;

Нестабильная социально – экономическая обстановка;

Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность и т.п.);

Социально – культурный статус семьи и т. п.

Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие:

Привлечение к себе внимания сверстников;

Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

Защита и месть;

Стремление быть главным;

Стремление получить желанный предмет.

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения

наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям:

Положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствует такие формы работы, как совместные чтения, беседы и т. д.;

Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, беседы и т. д.;

Расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений – совместные игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т. д.

Любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов:

1)Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2)Надо научить детей выражать гнев неразрушительным способом.

3)Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Дети с трудом могут назвать свое эмоциональное состояние, для этого можно использовать специальные шаблоны:

4)Использовать рисование.

5)Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Здесь можно использовать ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

Так же можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослые, то же должны избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

И в заключение: Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях, предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка. Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:

1)неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

2)низкий социальный статус ребенка в группе;

3)неуспех, в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;

4)неудовлетворенность потребности в признании.

Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания.

Так же следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.


Фамилия, имя _____________________
Дата рождения _____________________
Общее физическое развитие _________________
Состояние здоровья _____________________
Состав семьи ______________________

Поступил в ДОУ ______________________

Детский сад посещает с августа 20__ года. К детскому саду адаптировался быстро.

Ребенок из полной семьи. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует, лего. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье . Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности : ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении : У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов : Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Речевое развитие : Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание. Любит похвалу и одобрение, которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив.

Психолог МДОУ №___: __________________

Заведующая дошкольным
учреждением №___: ___________________

1.В дневнике должна получить свое отражение вся работа студента-практиканта в ДОУ.

2.Оформляется план работ воспитателя на текущий период и индивидуальный план студента-практиканта на весь период практики , текущее планирование по неделям и на предстоящий день.

3.Отражаются задания руководителя практики.

4.Проводится анализ посещенных занятий и мероприятий, диагностических процедур.

5. Дневник должен заполняться ежедневно, студент-практикант обязан иметь дневник всегда при себе во время работы в ДОУ.

Характеристика детей с ярко выраженными агрессивными тенденциями.

Из гр. №1 к таким детям можно отнести Сашу М. и Максима С. Рассматривая поведение этих мальчиков в сравнении, я хочу обратить внимание на особенности их агрессивных проявлений, а заодно и объяснить причины их агрессивного поведения. При проявлении своей агрессии по отношению к сверстникам, они действуют, совместно, образуя своеобразный тандем (причем один из них Максим С. является, главным образом инициатором, а Саша М. - исполнителем).

Саша М. - является единственным ребенком в семье и живет с мамой и папой. Родители имеют высшее образование: мама - бухгалтер, отец - экономист. Бытовые условия хорошие (отдельная двухкомнатная квартира). Дошкольное учреждение посещает с трех лет. Очень дружен с Максимом С. Саша М. - рослый, хорошо физически развит, разговорчивый, очень подвижный ребенок. Симпатичная внешность, на лице вечная улыбка, смех громкий, но по многим признакам можно судить, что ребенок в семье заброшен, и там очень, неблагоприятный психологический климат. Бабушки и дедушки живут в другом городе. В глаза бросается его неухоженность, неряшливость в одежде, мятая рубашка, носки в дырках. Не всегда есть сменная одежда на физкультуру. В результате бесед с Сашей и наблюдений за ним выявлено, что речь Саши больше соответствует речи и рассуждениям взрослого мужчины. Например, во время индивидуальной беседы с экспериментатором подошедшей девочке заметил пренебрежительно: “- Ну, как сгинь отсюда, бабе здесь делать нечего!” Практически всегда мальчика в сад приводит отец, и очень часто забирает из сада тоже он, притом вечером бывает в нетрезвом состоянии. Когда Саша одевается, отец, разговаривая с ним как со взрослым, “учит его жизни” и часто тема их разговора далека от детской, скорее напоминает разговор двух взрослых мужчин. Саша М. - самый конфликтный, неуживчивый ребенок в группе. Часто проявляет агрессивные выпады по отношению к сверстникам, используя свое физическое превосходство. Саша без исключения агрессивен одинаково ко всем детям - как к мальчикам, так и к девочкам. Единственный ребенок в группе, который почти не подвержен агрессии Саши - его друг - Максим С., но и ему иногда достается. Саша совершенно игнорирует замечания воспитателей, всегда находит оправдание своим действиям: “Пусть не стоит на дороге”, “Я первый взял” и т.д. Воспитатели отмечают плохие способности к занятиям у Саши, он ничего не доводит до конца, за исключением конструирования.

Анализируя причины агрессивных проявлений Саши М., можно полагать, что корни их лежат в особенностях семейного воспитания, заброшенности ребенка при всем материальном благополучии семьи. Мальчик, вне сада постоянно находится в обществе нетрезвого отца, предоставлен самому себе. Мама с воспитателями вообще не общается и никогда не справляется об успехах или поведении сына. Также на лицо и применение физических наказаний, когда у воспитателя кончается терпение и она грузно выговаривает мальчику, тот весь сжимается и непроизвольно закрывается руками. К чужой боли мальчик равнодушен, если наказывают другого хихикает и дразнится.

В группе его все боятся, в игре “Секрет” он не получил ни одного положительного выбора, только его друг Максим без колебаний отдал ему свой выбор.

Максим С. (экспер. гр. № 1) живет с мамой и папой, в семье из четырех человек, имеет еще маленькую сестренку Кристину, которая ходит в младшую группу.

Бытовые условия хорошие. У папы высшее образование, мама по профессии секретарь, но в данный момент домохозяйка. Папа работает в фирме - экономистом и учится заочно в институте (получает второе высшее образование). Бабушка и дедушка со стороны мамы живут в соседнем доме. Семья Максима живет в трехкомнатной квартире, которую два года назад родители купили. Внешне Максим среднего роста, привлекательной внешности. Аккуратный, опрятно одет. Максим менее активный ребенок, чем Саша - иногда медлителен, но очень хитрый и сообразительный. Папу в саду никогда не видят. Воспитанием детей занимается мама. Успехами сына интересуется всегда. А о поведении (предвидя жалобы) старается не спрашивать. Надо сказать, что воспитатели на поведение Максима жалуются не часто, а если и жалуются то в шутливой форме, т.к. родители Максима никогда не отказываются помочь саду материально и в виде добровольной помощи помыть окна, убрать группу и т.д. Максим очень искусно этим пользуется и когда К.П. ему делает замечание, у него тут-же ответ: “Я больше не буду”. Но, на музыкальных занятиях, он даст выход своей энергии в полную силу: дурачась, корча рожи... Этим он провоцирует на подобное поведение своего друга Сашу М. Чувствуется забота мамы и о внешности Максима, вещи чистые и отглаженные. Игрушки у мальчика дорогие, пользующиеся большой популярностью в группе, но играть ими разрешается только Саше М. Мальчики при всей своей непохожести дружат. Что же их объединяет? Наблюдая за поведением этих детей удалось установить, что в этом “дуэте” Максим - выступает как “мозговой центр”. Он руководит всеми кознями и драками, направляя Сашу, для достижения своих целей самоутверждения. Притом сам Максим чаще всего остается в тени, а если его за что-то и ругают, то он с ангельской улыбкой и чистыми глазами тут же произносит: “Я больше не буду”. На этом инцидент обычно и заканчивается. Больше достается Саше М., он прощения не просит, просто упрямо смотрит в пол, за что бывает и стоит в углу или сидит на стуле по целому часу. И если у Саши агрессия принимает больше физическую форму, то у Максима больше идут в ход оскорбления в адрес других детей (“дурак”, “балда”, “псих”, “сволочь”, “пошел на фиг”).

Оценивая интеллектуальные способности мальчика, воспитатели отмечают хорошие способности к занятиям у Максима. Из выше сказанного можно судить, что агрессивные проявления Максима С., носят косвенный, целенаправленный характер и причины кроются в желании самоутвердиться в группе детского сада.

Андрей К. (экспер. гр. № 2) живет с мамой, отцом и двумя сестрами. Андрей - третий ребенок в семье. Бытовые условия семьи - ниже среднего (семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры). Мама Андрея работает в детском саду нянечкой, отец - строитель. Дошкольное учреждение посещает с двух лет. Дружит с Ваней И. и Сашей П. Мальчик очень нервный, обидчивый, неадекватно относится к действиям других детей. Первая реакция на обиду - стукнуть, толкнуть, чтоб было больно, тому, кто его раздражает. При появлении взрослого, сразу меняется, начинает заискивать, лебезить. Очень боится отца, по собственному признанию ребенка, папа бьет его и очень больно ремнем. Запуган. К матери относится хорошо (“она добрая, не ругает”). Физически мальчик развит хорошо. Агрессия Андрея носит избирательный характер и в основном направлена на мальчиков, соперников по игре. С девочками играть сторонится. По оценке воспитателей интеллектуальный уровень Андрея К. - ниже среднего. Мальчик не может сосредоточиться, отвлекается, нервно хихикает. Можно полагать, что главная причина агрессивного поведения - жесткое обращение отца. По словам воспитателей мальчик не редко приходит в сад в синяках. В агрессивном поведении Андрея преобладает чисто физическая агрессия, она носит аффективный, непроизвольный характер. По данным экспериментальной игры “Секрет” Андрей получил больше всех отрицательных выборов - 8 и 2 положительных от своих друзей. Дети экспериментальной группы мотивировали свои отрицательные выборы Андрею так: “Он всех бьет”, “Он отбирает у меня игрушки”. Причины агрессии Андрея К. кроются в жестоких физических наказаниях в семье со стороны отца. Мальчик получает наглядный пример жестокости.

Кристина Н. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой и бабушкой. Единственный ребенок в семье. Бытовые условия средние, по признанию родителей Кристины, материальное положение семьи ниже среднего. Мама - воспитатель детского сада, имеет высшее образование, отец - безработный, образование среднее. В данной группе девочка находится 2 года. Девочка рослая, высокая, физически развита хорошо, опрятно одета, аккуратно причесана. Мама Кристины следит за внешним видом дочери. Интеллектуально девочка развита хорошо. Так воспитатели отмечают ее успехи на занятиях по математике, родному языку. Девочка умная, речь развита хорошо, но вместе с тем и очень хитрая - при оправдании своих агрессивных поступков, запутает любого так, что сложно выявить ее виновность - настолько активно и убедительно она доказывает свою невиновность и правоту. Кристина Н. сложная по характеру, но с ней легче договорится, как со взрослой. Дружит Кристина в основном с мальчиками, ее друзья Коля Г., и Вова Г. Кристина Н. очень агрессивна, непослушна, упряма, настойчива в достижении цели. Не смотрит, кто стоит перед ней, мальчик или девочка - бьет, толкает, обзывает, кричит на детей. Никогда не признается в содеянном. Характерен эпизод, когда у Андрея К. пропал солдатик и он, заподозрив Кристину стал ее обыскивать. Реакция Кристины была мгновенной. Размахнувшись, она ударила очень сильно Андрея К. не смотря, что он выше и сильнее ее, и закричала: “- Ну, что пристал! - Я тебе дам обыскивать. Пошел вон, балбес!” Практически все дети не желают связываться с Кристиной. В проведенной игре “Секрет” Кристина получила
7 отрицательных выборов и ни одного положительного. Дети отметили, что Кристина: “- Дерется”, “- Всех обзывает”, “- Хитрая, отнимает игрушки”, и т.д. Сама же Кристина отдала предпочтение в игре “Секрет” исключительно мальчикам и один выбор дала Маше П. В основном Кристина использует средства физической агрессии. Но часто физические и вербальные средства при агрессии используются Кристиной Н. одновременно. В поведении Кристины преобладают такие виды агрессии как инструментальная, произвольная, реактивная.

Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что в семье девочки применяются все меры воздействия на ребенка, включая и физические наказания. Причины агрессивного поведения Кристины кроются в примере жестокого обращения матери и вспыльчивости девочки. Мама Кристины очень властная женщина и является главой семьи. Она также громко разговаривает как дочь, кричит на Кристину, не обращая внимания на окружающих людей, иногда может “наподдать” девочке при всех. Кристина следует примеру матери во всем, она подавляет детей своей властью и агрессией.

Вадим Т. (экспер. гр. №2). Живет с мамой и папой. Бытовые условия хорошие, материальное положение стабильное. Вадим Т. - единственный ребенок в семье. Папа имеет высшее, мама средне-специальное образование. Детский сад посещает с 3 лет. Внешне мальчик приятный, невысокий, но крепко сложен. Физически развит хорошо. Всегда опрятно одет. “Интересная личность” - так характеризуют его воспитатели. У мальчика хорошие математические способности, всем интересуется, любит книги. Добросовестно относится к поручениям, но дети не любят его за то, что он “хитрый”. С Андреем К. не уживается, постоянно выясняют отношения. Вадим Т. очень болезненно относится к наказаниям взрослым, хотя физическое наказание в семье не применяется, обидчив. Любое несправедливое обвинение вызывает слезы. Дружит с Андреем Б. и Колей Г. Причина агрессивного поведения, по всей видимости, в повышенной обидчивости, чувствительности ребенка лаже к самым безобидным действиям, словам детей группы. Мальчик неуживчивый, неадекватно реагирующий на ситуации. В его поведении преобладает физические средства агрессии. Мимико-пантомимические агрессивные средства - отсутствуют. Преобладает агрессия аффективная, враждебная, инициативная, прямая, но мальчика отличает большая отходчивость, в игре “Секрет” Вадим Т. получил 4 отрицательных выбора и 2 положительных.

Саша П. (экспер. гр. №2). Живет с мамой, папой, старшим братом, бытовые условия средние, материальное условие удовлетворительное (по признанию родителей Саши П.). Образование родителей среднее. Внешне мальчик не очень привлекателен: угрюмый, плаксивый, медлителен в движениях. Физически плохо развит, неуклюжий. Интеллектуальнее развитие ниже среднего, часто не понимает, о чем его спрашивают. Семейное воспитание не предусматривает наличие в доме книг, развивающих игрушек. Мальчик плохо рисует, конструирует, но очень любит играть с машинами, песком.

Агрессивность Саши П. проявляется только “втихаря”, то есть в тех случаях, когда воспитатель не видит. Как правило, использует физические средства агрессии. Мимико-пантомимическую агрессию не использует. В игре “Секрет” Саше П. отрицательный выбор, так мотивируют свой выборы: “- Я не хочу с ним играть. Он все время мешает”. “- С ним не интересно.” “- Он дерется и всех обижает.” Саша П. может не только ударить, толкнуть сверстника, но и погрозить кулаком, но так, чтобы взрослые не увидели. Причины агрессивного поведения Саши П., как можно полагать, в отношениях между Сашей и его старшим братом, который падает пример жестокого обращения. В силу своего возраста и физического превосходства брат Саши П. подавляет его, нередко сопровождая “свое воспитание” физическими мерами воздействия. Саша П. свою накопившуюся агрессию, которую он не может применить по отношению к старшему брату, как более сильному, вымещает в группе детского сада, используя тот же метод физического воздействия на сверстников. Таким образом агрессивная энергия передается как бы по цепной реакции от сильного к слабым, беззащитным, не умеющим дать отпор детям. Родители Саши П. отмечают, что не всегда могут проконтролировать взаимоотношения между братьями и часто достается обоим. Воспитательным воздействием в семье считаются физическое наказание и эту роль, как правило, выполняет отец Саши П., являясь тем самым и примером для подражания, своим сыновьям. Преобладают такие виды агрессии у Саши П. как аффективная, инициативная, прямая и непроизвольная. Дополнительным отрицательным фактором на агрессивность мальчики является эмоциональное неблагополучие в семье и в группе детского сада среди сверстников - у него низкий уровень игровых навыков и умений, и не владение другими видами детской деятельности.

Алина Я. (экспер. гр. №3) живет с мамой и папой, является единственным ребенком в семье. Бытовые условия хорошие (отдельная квартира). Материальное положение выше среднего (ребенок посещает коммерческую группу, так называемый “Бизнес-класс”). Родители имеют: средне-техническое образование. Дошкольное учреждение Алина Я. посещает с 3 лет. Алина Я. очень маленькая, худенькая девочка. В группе из всех девочек она самая маленькая и хрупкая, но с очень серьезным выражением глаз. Алина всегда очень опрятна, на голове бант или заколка. для волос. Для нее характерен особый интерес к разговорам взрослых. Она внимательно прислушивается к тому, о чем говорят взрослые и всегда старается находиться от них недалеко, чтоб быть в курсе всех дел. Алина Я. любит подслушивать не только чужие разговоры, но и активны и бесцеремонно в них вмешиваться. Девочка очень разговорчива. Ее речь и тон больше соответствуют речи взрослого, где в изобилии слова и фразы, услышанные от старших. Например, на комплимент экспериментатора по поводу ее нарядной одежды, Алина Я. ответила: “- Да. Все просто сходят с ума от меня!”- и кокетливо засмеялась. Возможно она копирует поведение и слова матери. По поводу прошедшего спектакля в детском саду, где были заняты в ролях дети группы, она заметила: “- Да, все очень миленько было!” Алина Я. очень надоедлива, пытается с помощью назойливости и настойчивости быть лидером в игре, но дети не хотят с ней играть и стараются быть от Алины всегда подальше. Несмотря на свой маленький рост, Алина Я. обладает очень зычным голосом. Она любит покрикивать на детей и постоянно жаловаться воспитателям, по поводу того, что с ней не хотят играть. Алина Я. - симпатичная, веселая, жизнерадостная девочки без каких-либо комплексов, самооценка завышенная. Вместе с тем наряду с положительными качествами ей присуща лживость. Алина Я. часто говорит неправду, не всегда поступает честно. В играх конфликтна, но вину перекладывает на других детей. Алина Я. удивительно правдоподобно может убедить взрослого в своей невиновности, при этом она будет смотреть преданно в глаза обеими руками держать ваши руки в своих. Говорит Алина Я, быстро и уверенно, сочиняя на ходу убедительные оправдания. Алина постоянно забирает у детей привлекательные для нее игрушки, без объяснения выталкивает ребенка с понравившегося ей места. На занятиях она всегда старается выкрикнуть ответ первой, даже если этот ответ неправильный и даже если спрашивают не ее. Агрессия ее чаще всего инструментальная - (мотив захватить лучшую игрушку, первую роль), целенаправленная, иногда косвенная, когда она действует обходным путем. Семья у Алины Я. добрая, девочке ни в чем не отказывают. Дома у Алины очень много дорогих игрушек и игр. “Слишком много их”- говорит она, на просьбу перечислить какие игрушки у нее есть. Кроме того она указывает на то, что у нее есть компьютер и много книг, которые ей читает мама. Приводит Алину в детский сад и забирает всегда мама. Алина, копирует свою маму во всем, но только тогда, когда мамы нет рядом. Если мама и Алина вместе, Алину не узнать. Авторитарное воспитание мамы, превращает Алину во всеугодливо-послушного ребенка. При общении с мамой говорит только мама, а Алина является внимательным слушателем, который не может, вернее не успевает, вставить и пол-слова в разговор.старшем дошкольном возрасте... Комплектование детского сада (ДОУ № 22 «Калинка») Количество групп в детском саду – 9. Количество детей : в группах от...

  • Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология

    ... Старшая группа детского сада представляет собой развитую социально-психологическую единицу, это группа детей ... эмоциональных проявлений : ... детей снижается потребность в общении, проявляются особенности поведения ... а иногда к агрессивности . Результаты проведенного...

  • Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста

    Дипломная работа >> Психология

    ... проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста. Объект исследования – особенности проявлений агрессивного поведения у детей ... для детей с врожденной формой умственной отсталости (специальные детские сады , вспомогательные...

  • Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Педагогика

    Своих интересах и агрессивно -негативная (психо­патическая... Во-вторых, сопоставить поведение детей дома и в детском саду . В-третьих, ... Изучив особенности проявления капризов и упрямства в данной группе , ... действительно можете быть в стар­шей группе . Я подарю вам...

  • Агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а так же моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности, страха)


    Признаки агрессивности: Он не может промолчать, когда чем-то недоволен Когда кто-то причинит ему зло, старается отплатить ему тем же Часто спорит, ругается со взрослыми Он не прочь подразнить животных Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним Часто ворчлив Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.


    8. Любит быть первым, командовать и подчинять себе других. 9. Неудачи вызывают у него сильное раздражение и поиски виноватых. 10. Легко ссорится, вступает в драку. 11.Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 12. Уверен, что любое задание он выполнит лучше всех. 13. Он часто теряет контроль над собой. 14. Он часто винит других в своих ошибках.


    Физическая агрессия (физические действия против кого-либо) Агрессия Раздражение (вспыльчивость, грубость) Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.) Косвенная агрессия Направленная (сплетни, злобные шутки) Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.) Негативизм (оппозиционная манера поведения)


    Характеристика агрессивных учащихся Бедность ценностных ориентаций Примитивность ценностных ориентаций Отсутствие увлечений Узость и неустойчивость интересов Низкий уровень интеллектуального развития Повышенная внушаемость Склонность к подражательности Ограниченность нравственных представлений Эмоциональная грубость.


    Односторонняя самооценка Повышенная тревожность Страх перед широкими социальными контактами Эгоцентризм Неумение находить выход из трудных ситуаций Преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение Повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)


    Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях в конфликтной ситуации: Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (агрессия неопасна и объяснима) Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности – техника объективного описания поведения ребенка: как вел, что делал, какие действия совершал, без оценок, без эмоций, только конкретные факты про здесь и сейчас, без прошлых проступков.


    3. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Управлять своим естественными эмоциями (раздражением, гневом, возмущением, беспомощность), сохранять доброжелательность, не подкреплять агрессивное поведение Снижение напряжения ситуации Обсуждение проступка. Только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Наедине, без свидетелей, с объективностью и спокойствием. Обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность для других и для самого ребенка.


    6. 6. Сохранение положительной репутации ребенка Демонстрация модели неагрессивного поведения.


    Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.


    Способы выражения гнева (важно, чтобы агрессия не накапливалась) Громко спеть любимую песню Пометать дротики Попрыгать на скакалке Используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции Боксерская груша Быстрыми движениями стереть с доски Пробежать Отжаться от пола Скомкать листки бумаги, выбросить Сделать глубоких вдохов и выдохов.


    Способы борьбы с гневом: Обзывалки (единственное условие этой игры слова не должны быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка») Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс) Если ему хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции)


    Памятка и рекомендации педагогам: Будьте внимательны к ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение. Учитесь слушать и слышать ребенка. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть. Умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность. Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.