Перспективное планирование по образовательной области "Социализация". Культура поведения и этикет

Д/игра «Склеим чайник». Цель: Учить составлять предмет из частей». См.кн. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Л.А. Венгер,1973г., с. 68.

Д/и «Закончи предложение»

Ц.: развивать память, мышление.

Рабочая тетрадь (задание 6д)

Д/и «Найди лишнее»

Ц.: закреплять умение классифицировать предметы.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Ц.: развитие мелкой моторики рук.

Д/и «Узнай предмет»

Ц.: развивать слуховое внимание.

Д/и «Четвертый лишний»

Ц.: развитие логического мышления.

Игры «Логоформочки», «Геоконт», «Игровизор»

Экскурсия на кухню: рассматривание кухонной посуды. Цель: уточнить представления детей о назначении кухонной посуды, обогащать сенсорный опыт детей.

Образовательная ситуация «Путешествие в прошлое вилки». Цель: Расширять представления детей о посуде: познакомить детей с процессом преобразования вилки. См.кн. Что было до … Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. О.В. Дыбина, 2010г, с.21.

Игровая ситуация «Мишка моет посуду». Цель: Познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды. См. кн. Дошкольник ирукотворный мир. М.В. Крулехт, 2003г,с. 73.

Игровое упражнение «Найди на полосках две одинаковые банки с вареньем». Цель: учить сравнивать предметы посуды по одному(двум) признакам. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Игровое упражнение «Помоги расставить два перевернутых сервиза чайной посуды». Цель: упражнять в классификации предметов посуды по цвету. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Дидактическое упражнение «Найди и назови всю металлическую (пластмассовую и др.) посуду». Цель: учить классификации посуды по материалу. из которого она изготовлена». См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» Цель: закрепить умение различать виды посуды по назначению. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Оформление коллажа «Посуда». Цель: Способствовать формированию представлений о разнообразии видов посуды.

Дидактическая игра « Назови предметы посуды». Цель: уметь описывать предмет по назначению.

Сравнение предметов посуды (чашки и чайника). Цель: учить детей целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением.

Наблюдение за трудовыми действиями няни по мытью посуды. См. кн.«Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. В. М Крулехт,1995г.,с.28. Цель: познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды, учить вычленять цель и значимость труда для детей.

Игровая ситуация «Научим Почемучку мыть посуду» Цель: учить выполнять трудовой процесс целостно. См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 239.

Ситуация «Поиграем в детский сад». Цель: обеспечить освоение рационального способа мытья чайной посуды». См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 242.

Месяц Темы индивидуальных и групповых бесед
(Утро и вечер)
Чтение Игры, труд Занятия с детьми
Консультации с родителями
1 2 3 4 5

Сентябрь

“Как надо здороваться?”

“Как вести себя за столом?”

“Как правильно накрыть стол?”

Беседа “Ура гости!”

К.Чуковский “Федорино горе?”

Сказка “Чаепитие в лесу”.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Дид. игра “Предметы на праздничном столе”. Цель: совершенствовать навыки поведения за столом, владения столовыми предметами.

Изготовление подарков ко Дню пожилого человека

Консультация “Правила пользования столовыми приборами”

Родительское собрание “Обучение детей правилам поведения за столом” с показом занятия с детьми “Наш помощник этикет”

“Как надо называть родных?”

Беседа “Я и мои родители”

Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме “Вежливость”.

Инд. беседы “Как я помогаю родителям?”

Волшебное слово” В.Осеевой

Сказка о добрых словах

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”.

Дид. игра “Как Буратино стал вежливым”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Консультация “Если вашего ребенка пригласили в гости”

Беседа “Доставляй радость людям добрыми делами”

Беседа “Что я сделал хорошо, что я сделал плохо”.

Беседа “Добро не требует награды” Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. (Петерина)

А.Барто “Вовка – добрая душа”

Рассказ “Добрый поступок Вани”.

Игра “да – нет” Цель: закрепление правил культурного поведения.

Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу)

Изготовление детьми подарков ко Дню Матери

Консультация “Обучение правилам семейного этикета”

Консультация “Есть ли у вашего ребенка постоянное поручение?”

Инд. беседы “Мои желания”. Цель: воспитывать взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других.

Беседа “Ты мой друг и я твой друг”.

Беседа “Что такое дружба?” Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других.

Калинина “Разве так играют?”

Л.Толстой “Косточка”

Н. Юсупов “Простите”

Сказка “Заяц-хваста”

ТРИЗ. Сказка “Морозка”

Игра-упражнение “Подарок другу”. Цель: развивать умение невербально “описывать” предметы.

Игра-инсценировка “Правила вежливости”. Цель: закрепление вежливых форм обращения.

Изготовление открыток близким к Новому году

Занятие “Мы улыбаемся” . Цель: воспитывать потребность в общении со сверстниками, развивать эмоц. отзывчивость.

Консультация “Как устроить детский праздник?”

Беседа “Как надо обращаться с просьбой к другому человеку?”

Беседа “Одному плохо”. Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. (конспект)

Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе.

Л.Толстой “Два товарища”

ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди”.

Стихотворение Л. Квитко “Два друга”.

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”

Консультация “Вежливые слова”

Раздать родителям памятки “Секреты вежливого ребенка”

Беседа “О дружбе и друзьях”. Цель: закрепить понятия “Друг”, “дружба”.

Беседа “Расскажи о своем друге”. Цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера.

Инд. беседы “Оцени поступок друга” (на примере жизни группы)

В. Драгунский “Друг детства”.

О. Шим “Жук на ниточке”, “Не смей!”.

Стихотворение А.Кузнецова “Подружки”

З. Александрова “Подарили нашей Вере…”

Этюд “Впереди всех”– Цель: Развитие соц. эмоций, обучение проявления сочувствия, сопереживания к сверстникам и близким.

Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества.

Игра “Волшебники” Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг другу.– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ––

Занятие “ Мои любимые игрушки”.

Открытое занятие “ Секреты дружбы” (конспект)

Консультация “Наказывая, подумай: зачем?”

Инд. беседы “Как я помогаю маме, бабушке?”, “Как накрыть стол?”

Беседа “Как сидим, как едим”.

Беседа “Чем можно порадовать маму?”

Беседа “Учусь сочувствовать”. Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь.

В.Осеева “Сыновья”.)

Ненецкая сказка “Кукушка”

Сказка о матери и сыне.

Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье

Изготовление подарков к 8 марта

Дид. игра “Не поделили игрушку”. Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Занятие “Доброта” Цель: формирование моральных представлений, показ новых форм поведения (конспект)

Консультация “Это мое! Или талант быть добрым”

Беседа “Учимся беседовать о сказочных героях

Инд беседы “Как можно пожалеть?”

Беседа “Внимательный, равнодушный”. Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении.

Сказка “Умей обождать”.

А Барто “Девочка – ревушка”

Стихотворение М. Ивлен “Кто поможет?”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Игра “Да – нет”. Цель: закрепление правил культурного поведения.

Дид. игра “Не обзывайся”

Занятие “Кто – это хвастун?”

Консультация “Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей”

Беседа “Почему бывают драки?”

Беседа “Мальчики и девочки”.

Беседа “Какие бывают привычки?”.

Беседа “Зачем нужны правила?”

В. Осеева “Три товарища”

Фомина “Подруги”[ 9, с.253]

Н.Носов “Фантазеры”

Рассказ “История, случившаяся в детском саду”.

Игра – драматизация “Что такое хорошо, что такое плохо”.

Игра-драматизация рассказа “Три товарища”

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Занятие “О фантазерах и лгунишках”. Цель: научить различать обман и выдумку, фантазию, развивать стремление к правдивости и такту.

Консультация “Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах”;

“Природа и дети”, “Памятка выезжающим на природу”

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004. – 88 с.
  6. Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
  9. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
  10. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с

Автор: Гатиятова Лилия Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Старшая группа

Культурно-гигиенические

Сентябрь 1 Беседа «Кушать подано» (Потапова с. 15 8)
2. Игра-ситуация «Накрываем на стол» 1 Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость» (Потапов, с. 197)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» 1 .Ситуация «Я хороший»
2. Беседа «Кто я?» (Игровые технологии с. 17)
3. Рисование «Автопортрет» 1. Беседа «Осторожно, двери закрываются» (Потапов с.231)
2. Сюжетно - ролевая игра «Автобус»
Октябрь 1 .Беседа «Мои волшебные руки» (Игровые технологии с. 19)
2. Рисование по силуэту ладони. 1 .Беседа «Позвони мне, позвони» (Потапова с.204)

2.Чтение сказки Чуковского «Телефон» 1 .Беседа «Я и мои родители» (Игровые технологии с. 17)
2. Рисование «Моя семья» 1 .Беседа «Разрешите к вам обратиться»(Потапов с.212)
2.Ситуация «Давайте познакомимся»
Ноябрь 1 .Беседа «Где моя большая ложка» (Потапов с. 164)
2.Игра «Что к чему» 1 .Беседа «Ты мой друг и я твой друг»(Игровые технологии, с.20)
2. Пение песен о дружбе
3. Рисование «Нарисуй своего друга» 1 .Беседа «Что я сделал хорошо, а что плохо» (Игровые технологии с. 19)
2.Чтение Маяковского «Что такое хорошо» 1 Беседа «Правила поведения в общественных местах» (Курочкина с. 110)
2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Декабрь 1 .Беседа «Сервируем стол» (в гостях у маркиза Этикета с.4)
2.Игра «Кто быстрее накроет на стол» 1 .Беседа «Давайте поиграем» (Игровые технологии с.20)
2. Ситуация «Оцени свой поступок»
3. Игра «Хорошо-плохо» (Игровые технологии с.21) 1 .Беседа «Рыцарский этикет» (Николаева с.26)
2.Игры на преодоление препятствий (взаимовыручка) 1.Ситуация «Я-пассажир» (Курочкина с. 115)
2.беседа «Цени труд взрослых»

Январь 1 .Беседа «Питьевая вода» (Лазарев с.212)
2.Водные процедуры 1 .Беседа «Шлю тебе за пакетом пакет» (Потапов с.214)
2.Сюжетн-ролевая игра «Почта» "[.Беседа «Драка» (Потапов с.255)
2.Чтение Борисова «Не обижай Жаконю» 1 .Беседа «Мы по улице пройдем» (Курочкина с.112)
2.Работа с родителями «Ребенок и улица» (консультация)
Февраль 1 .Беседа «Волшебство личных вещей» (Лазарев с.207)
2.Разучивание песни «Щетка и расческа» (Лазарев с.204) 1 .Беседа «Солнце в ладошке» (Игровые технологии с.59)
2.Игра «Клеевой дождик» 1 .Беседа «Можно ли хрустеть печеньем в театре» (Потапова с.267)
2.Театрально- игровая деятельность 1 .Беседа «Мальчики выполняют мужскую работу»
2.Ситуация «Помоги слабому»
Март 1 .Беседа «Вместо витаминов- микробы» (Потапов с.312)
2.Организация дидактических игр 1 .Ситуация: «Встреча с другом» (Игровые технологии с.60
2.Чтение «Приятная встреча» Б.Заходер.
3.Рисование «Мои друзья» 1 .Беседа «какой бывает красота» (Николаева с. 27)
2.Заучивание «Мама спит» Благинина
3.Рисование «Портрет мамы» 1 .Беседа «Вежливый покупатель» (Курочкина с.118)
2.Сюжено-ролевая игра «Магазин»
Апрель 1 .Беседа «Застольное поведение» (Курочкина с. 186)
2.Сюжетно-ролевая игра «В кафе» 1 .Ситуация «Помирились» (Игровые технологии с.60)
2.Разучивание «мирилок» и считалок 1 .Бесета «Доброта» (Игровые технологии с.56)
2.Чтение «Злодей» Ерёмина (с.56) 1 .Беседа «В кинотеатре» (Курочкина с. 127)
2.Просмотр диафильмов
Май 1. Ситуация «Я пришел с прогулки»
2.3анятие «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20) 1 .Беседа «Правила дружбы» (Игровые технологии с.61-62)
2.Рисование «Новоселье» 1 .Беседа «Волшебники» (Игровые технологии с. 58)
2.Занятие «Прогулки в лес»
(Николаева с.62) 1 .Беседа «В музее и на выставке» (Курочкина с. 129)
2.Поход в мини - музей детского сада.

Подготовительная группа

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Культурно-гигиенические
навыки Культура общения культура поведения Культура деятельности, этикет
Сентябрь 1. Беседа с Неболейкой
2. Игра «Что мы видим, мы не скажем...»
(В.А.Зебзеева с. 63) 1. Чтение В.Осеевой « Волшебное слово» (Зебзеева с.76)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» (Алябьева с. 117) 1. Беседа « Культурная среда» (Николаева С.О с.36)
2. Игра «Кто такой культурный человек» (Николаева с.65)
3. Занятие « Культурный человек» (Николаева с.9) 1. Заняте « Что такое этикет» (И.Н.Курочкина с. 103)
2. 0бсуждениеи рус. нар. сказки «Колобок» (как себя вести)
3. «Этикетная сказка» придумывание и рассказывание родителям (Курочкина с.34)
Октябрь 1. Письмо - сюрприз от Мойдодыра (беседа).
2. Чтение «Мойдодыр» (Зебзеева с.64)
3. Вопросы к Незнайке (беседа) (Зебзеева с.71) 1. Занятие «Что мы знаем о вежливости» (обсуждение конкретных ситуаций)
2. Игра-задание « Как можно» (Алябьева с. 117)
3. Наблюдение за поведением прохожих (обсуждение их действий). 1. Чтение сказки «Привычки» (Николаева с. 15)
2. 3анятие «Каким я хочу быть» (Николаева с. 13)
3. Ситуация « хорошие и плохие привычки» 1. Дид. игра «Похвальное слово хорошим манерам» (В.М)
2. Чтение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
Ноябрь 1. Ситуация «Научу одеваться» (Зебзеева С. 66)
2. Прогулка по Волшебной дорожке (с.66) 1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Мы идем в гости»
2. Рассматривание картинок « Хорошо-плохо». 1. Импровизация стихотворения «Игра в гостей» (Николаева с.46)
2. 3анятие «Мы приглашаем гостей» (Николаева с 48). 1. Занятие «Мой дом, наведу порядок в нем» (Курочкина с.60)
2. Работа с родителями - консультация «Ребенок отвечает за порядок в своей комнате»
Декабрь 1. Игры - соревнования «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (Зебзеева с 67).
2. Игра «Приятного аппетита» 1 Беседа «Мои хорошие поступки».
2. Ситуация «Старость надо уважать»
3. Поделки для бабушек и дедушек (изготовление к празднику) 1. «Если с другом вышел в путь...» - занятие - соревнование в клубе «Знатаков» (Николаева с.43)
2. Беседа « Умеешь ли ты дружить» (Николаева с.41) 1. Игра «Добрые приветствия»
2. Чтение М.Дружининой «Кто знает волшебное слово»
Январь 1. Беседа «Как беречь уши» (Зебзеева с.67)
2. Игра «Что за чем» (последовательность умывания) (Зебзеева с.68)
3. Игра - ситуация «Исправь ошибку» (наблюдение за дежурными) (Зебзеева с. 68) 1. Дид. ира «Что радует и что огорчает пожилых людей».
2. Любимые игры бабушек и дедушек в молодости.(). 1. Занятие «Береги честь с молоду» (Николаева С.29)
2. Чтение сказки «Лиса и кувшин». 1.Занятие 2Волшебные слова» (Курочкина с. 85).
2.Чтение сказки о добрых словах (Курочкина с.86).
Февраль 1. Ситуация «Незнайка и закаливающие процедуры» (Зебзеева с. 69).
2. Игра «Покачай малышку» Незнайка и к-г. навыки (во 2 половина дня).(3ебзеева с.70). 1. 1. Ситуация «Незнайка правила общения» (Зебзеева с.71).
2. Ситуация-беседа «Мы самые старшие в детском саду».
3. Подарки ля малышей своими руками (изготовление).
(Д/в №6,2006. с. 17) 1. Чтение «Девочка чумазая» (с последующей беседой).
2. 3аняие - беседа «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20). 1. Беседа «Поговорим по телефону» (Курочкина с.92)
2. Консультация для родителей «Телефон и дети» (Курочкина с.93).
3. Инсценировка сказки Чуковского «Телефон».
Март 1. Вопросы к Незнайке: как себя вести?
2. Ситуация: что делать, чтобы быть здоровым? 1. Занятие «Моя мама самая любимая и красивая» (рисование портрета).
2. Чтение стихов о маме. 1. Беседа «Самая хорошая» (Николаева с. 16).
2. Чтение сказки «Лиса и журавль» 1. Игра «Мы по улице пройдем» (Уличный этикет).
2. Работа с родителями: консультация «Дети - зеркало взрослых» (поведение старших в семье).

Апрель 1. Конкурс: «Самый аккуратный за столом». (Зебзеева с.73).
2. Игра «Вопрос- ответ»
(Зебзеева с.74) 1. Ситуация: мы выращиваем лук и салат
2. Занятие «Наша забота нужна всем» (Д/ в № 6, 2006,с.16) 1. Беседа «Умеешь ли ты дружить»
2. чтение сказок и рассказов о дружбе «Бременские музыканты» и другие. 1. Беседа «Друзья у меня в гостях»
2. Игра «Снова гости к нам пришли»
3. Работа с родителями: консультация «Поведение в гостях»
Май 1. Ситуация «Научим Незнайку мыть руки» (Зебзеева с.75)
2. Работа с родителями «Чистота- залог здоровья» 1. Ситуация «Мы ждем гостей, школьников учителей»
2. У нас спортивный праздник (Д/в № 6,2006,с. 17) 1. Занятие «Скоро в школу» (правила поведения), (Николаева с.54) 1. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» (беседа)
2. Занятие «Посуда и столовые приборы»
З. Игра «Какая посуда для чего нужна» (виды и назначение)
Используемая Литература:
- Курочкина «Этикет для детей и взрослых»
- М.Л. Лазарев Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
- В.А. Зебзеева Организация режимных процессов в ДОУ
- К.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду.
- С.О Николаева Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками
- В. Г. Алямовская Ребенок за столом
- Игровые технологии как условие формировании личности
- С.Потапов Этикет для подростков - практическое пособие

Наталья Кузьмина
Перспективное планирование в подготовительной группе по теме: «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения».

Представленный материал для работы с детьми подготовительной группы по изучению речевого этикета рассчитан на год и включает восемь циклов.

1. Этикет. Что это?

2. Имена и их тайны.

3. С чего начинается утро или слово "Здравствуйте".

4. Давайте научимся знакомиться.

5. Добрые слова.

6. Как понравиться людям.

7. Телефон и мы.

8. Комплимент.

Сентябрь.

Тема: "Этикет. Что это?"

Цель: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.

Задачи: Формировать у детей представление об речевом этикете. Учить самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Учить выполнять правила поведения (не ставить человека в неудобное положение). Формировать у детей навыки вежливости.

Словарная работа: Этикет. Здравствуйте! Добрый день! Будьте любезны! Помогите, пожалуйста! Спасибо! До свидания!

Октябрь.

Тема: "Имена и их тайны".

Цель: Создать доброжелательные отношения при общении к друг другу.

Задачи: Продолжать учить детей выполнять важное правило этикета - обращаться друг к другу по имени. Объяснить детям, что каждое имя, данное человеку имеет своё значение.

Учить детей самостоятельно называть своё имя, отчество, фамилию. Объяснить, что у каждого народа свои имена. Дать понятие о том, что имена бываю полные и сокращённые.

Объяснить детям, что имена могут звучать ласково, строго, по деловому. Учить быть вежливыми при обращении друг к другу.

Словарная работа: Имя, отчество, сотрудники.

Ноябрь.

Тема: "С чего начинается утро или слово "Здравствуйте".

Цель: Ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.

Задачи: Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

Познакомить со словосочетаниями, используемыми при обращении к кому-либо, при приветствии и прощании.

Воспитывать у детей уважение к взрослым. Учить использовать в речи формулы знакомства. Объяснить, что при приветствии желательно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться.

Словарная работа: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Декабрь.

Тема: "Давайте научимся знакомиться".

Цель: Знакомство с правилами речевого поведения во время знакомства.

Задачи: Продолжать учить использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.

Продолжать развивать у детей кругозор.

Учить правилам этикетного знакомства. Дать представление об этикетных выражениях. Расширить коммуникативные возможности детей.

Словарная работа: Друг, друзья, товарищ, приятель, знакомый.

Январь.

Тема: "Добрые слова".

Цель: Формировать у детей навыки устанавливать хорошие доброжелательные отношения с людьми.

Задачи:Продолжать учить детей использовать в речи "добрые" и "волшебные" слова. Дать понятие о том, что такое интересный собеседник. Воспитывать в детях внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. Учить детей видеть хорошие качества своих близких. Продолжать формировать у детей навыки общения друг с другом.

Словарная работа: Благодарность, вежливость, доброжелательные отношения, искренность.

Февраль.

Тема: "Как понравиться людям".

Цель: Научить детей видеть единство внешнего облика и внутреннего состояния человека.

Задачи: Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Формировать вежливый и ровный тон в общении с людьми. Учить быть искренними в проявлении любви к людям. Учить быть внимательными и оказывать помощь другим. Объяснить детям, что любовь приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Словарная работа: Вежливость, доброта, искренность, любовь, умение слушать.

Март.

Тема: "Телефон и мы".

Цель: Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.

Задачи: Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, сообщение какой-либо информации, просьба. Объяснить детям, что разговор между друзьями должен быть непринуждённым, но такие слова, как "ну", "ага", "чё", портят речь, затрудняют понимание.

Словарная работа: Как поживаешь? Всего хорошего! Будьте любезны! Позовите пожалуйста! Извините!

Апрель.

Тема: "Комплимент".

Цель: Дать детям знание о понятии "комплимент".

Задачи: Познакомить детей с понятием "комплимент". Воспитывать уважительное отношение к собеседнику в процессе общения. Формировать привычку пользоваться словами-комплиментами.

Словарная работа: Комплимент, искренность, искусство нравиться.

Май.

Тема: "Мастер общения".

Подведение итогов с помощью приближенных ситуаций общения.

В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет. Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка : в современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.

Этикет, являясь компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным людям, как в общении, так и любом совместном действии.

Перед обществом всегда стоит задача дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума. Сегодня существует конфликт между этикетом как высшим компонентом поведенческой культуры и реальным поведением людей. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: из-за незнания этикета; из-за нежелания соблюдать, поскольку человек не осознает его целесообразности для себя и окружающих; из-за сознательного противопоставления себя общественным поведенческим установкам. Решить эту задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов сообщества. Именно эта задача стоит перед воспитателем, формирующим у дошкольников культуру поведения.

Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.

Цель : воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.

Задачи : учить детей устанавливать доброжелательные отношения с людьми – сверстниками и взрослыми, с незнакомыми и знакомыми людьми, проявлять любовь и уважение к близким людям и друзьям. Дать понятие этикета, научить правилам: речевого этикета, этикета телефонного разговора, поведения в общественных местах, подарочного этикета, столового этикета, семейного этикета, этикета межличностных отношений.

С правилами этикета

старшая группа

Тема

задачи

Формы работы

сентябрь

Что такое этикет?

Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.

Беседа «Что такое этикет?»

Чтение рассказа С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Сочинение сказки об этикете.

Проигрывание проблемных ситуаций: «Как принимать подарки»;

«Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе»

октябрь

Зачем быть вежливым?

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней.

Беседа «Зачем быть вежливым»

Д/игра «Пожалуйста»

Д/игра «Вежливый ручеек»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Кто придумал этикет»)

ноябрь

Волшебные слова.

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких.

Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”.

Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”.

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”.

декабрь

Давайте познакомимся.

Учить детей правилам знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.

Беседа «Для чего человеку имя»

Д/и «Назови ласково»

Чтение сказки Г. Остера

«Будем знакомы»

Беседа «Может ли знакомый стать другом»

январь

Урок вежливости в школе игрушек

Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Беседа “Как понравиться людям”.

Д/и «Как поступить, если…»

Заучивание пословиц и поговорок о вежливости.

февраль

В гости на день рождения

Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами

Беседа «Гости в дом – радость в нем»

Д/и “Накрой стол для угощения”

Чтение и рассматривание книги

С/р игра «В гости на день рождения »

С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!”

март

Телефон и мы

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Объяснить значение звуковых сигналов.

Игра “Глухой телефон”

Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон”

Ситуация «У меня зазвонил телефон…»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор”

апрель

Путешествие в кинотеатр.

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешнем виде и поведении в коллективе, транспорте, театральном этикете.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения

Сюжетно-ролевая игра

“Театр”

Развлечение «Путешествие в кинотеатр»

май

Вежливая улица.

Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

Экскурсия «Дорожные знаки наши друзья»

Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения”

Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков”

Кукольный театр “Уважайте светофор”

Коллективный труд: изготовление макета “Улица города”

Комплексно-тематическое планирование

по ознакомлению старших дошкольников

с правилами этикета

подготовительная к школе группа

Тема

задачи

Формы работы

сентябрь

Этикет – порядок поведения людей.

Дать представление об этикете как порядке поведения, который помогает поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Расширить представления детей о правилах этикета.

Речевой этикет.

Познакомить детей с правилами речевого этикета: обращение по имени, к взрослым по имени-отчеству, употребление слов приветствия и расставания, правила знакомства и умения вести беседу.

Беседы «Что такое этикет?»,

«Для чего человеку имя»

«Все начинается со слова «здравствуй».

Дидактические игры:

«Назови ласково»

«Волшебное слово»

«Давай знакомиться»

«Улыбнись другу»

«Наши имена»

Р.н.и. «Бояре»

«Вежливый ручеек»

А. Барто. «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; С.Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости», В.Осеева «Волшебное слово», С.Погореловский. «Что значит быть вежливым».

октябрь

Этикет телефонного разговора.

Закрепить знания детей о правилах телефонного разговора. Закреплять у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Этикет и мой дом.

Развивать стремление к соблюдению порядка в собственном доме, детской комнате, в уголке игрушек и на книжной полке. Подводить к пониманию того, что игрушки, книги, предметы и вещи делают дом уютным.

Дидактические игры:

«Вежливый ребенок»

«Цветок любви»

«Испорченный телефон»

«Разные ситуации»

Проблемная ситуация:

«Я набираю номер ваш…»

«У меня зазвонил телефон»

Чтение художественной литературы

А. Барто. «Имя и фамилия»

А.Кондратьев. «Добрый день»

М.Дружинина. «Кто знает волшебное слово»

К.Чуковский. «Телефон»

Дидактические игры:

«Уберем наш дом»

«Угощение для любителей чистоты»

«Моя игрушка расскажет обо мне»

К.Чуковский. «Федорино горе»

ноябрь

Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида.

Научить детей правилам, способствующим созданию приятного внешнего вида. Закрепить знания о правилах гигиены. Познакомить детей с правилами составления костюма.

Воспитывать у детей вкус к красивой и опрятной одежде, бережное отношение к своим вещам, самостоятельность в создании своего имиджа.

Беседы: «Как понравиться людям»,

«Мой друг Мойдодыр: личная гигиена»

«По одежке встречают: как составить свой костюм»

Дидактические игры:

«Поменяйтесь местами»

«Солнышко в доме»

«Веселые переглядки»

«Комплемент Фее счастья»

«Выбери костюм»

«Оцени костюм друга»

Чтение художественной литературы

А.Барто. «Девочка чумазая», «Модница», «Любочка», «Сто одежек»,

В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Ю.Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Е.Благинина. «Приходите, поглядите…»

Э.Машковская. «Я был таким хорошим»

Рассматривание альбомов по истории костюма.

Рисование одежды для бумажной куклы.

Декабрь - январь

Соблюдение этикета в общественных местах

Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, в магазине, в кафе, в театре и кинотеатре, музее и на выставке.

Игра-ситуация

«Как поступить если…»

«На лестнице»

«Мы в кафе»

Дидактические игры:

«Мой друг светофор»

« В магазине»

«Мы в театре на спектакле»

«Что можно и что нельзя делать в музее и на выставке»

Экскурсии: в кинотеатр, в музей.

Чтение художественной литературы

С.Маршак.«Урок вежливости»

С.Михалков. «Бараны»

«Одна рифма»

«Песенка друзей»

А.Барто. «В театре»

февраль

Гостевой и подарочный этикет

Продолжить знакомство с правилами гостевого и подарочного этикета. Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения и приема подарка.

Беседы: «Гости в дом – радость в нем»

«Как приятно дарить подарки!»

Ситуации: «Я иду в гости к другу»

«Мой день рождения»

Дидактические игры:

«Приглашение в гости»

«Встреча гостей»

«Угощение гостей»

«Прощание с гостями»

«Цветы для мамы»

«Слова благодарности»

«Мой подарок тебе»

«Двойной подарок»

Чтение художественной литературы:

А.Барто. «Подари, подари…»

С.Маршак. «Кошкин дом»

Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки…»

Р.н.с. «Лиса и журавль»

Д.Хармс. «Очень – очень вкусный пирог»

К.Чуковский. «Муха – Цокотуха»

А.Милн. «Винни Пух и все-все-все»

Продуктивная деятельность: «Открытка для друга», «Подарок»

март

Столовый этикет.

Закрепить знания о сервировке стола (обеденного, чайного, ежедневного, праздничного), умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила культуры еды.

Ситуации:

«Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола»

«Фруктовое застолье»

«Мы пьем чай с тортом и конфетами»

Дидактические игры: «Сервировка стола»

«Моя помощница - салфетка»

«Благодарность за угощение»

«Как что едят»

«Веселое чаепитие»

«Как есть сладости»

Чтение художественной литературы

М.Потоцкая. «Острое поросячье заболевание»

Ю.Тувим. «Овощи»

А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

апрель

Семейный этикет

Раскрыть значение семьи в жизни человека. Подвести к пониманию того, что счастливая семья, та в которой всем хорошо. Познакомить с секретами счастливой семьи: проявление доброты и нежности по отношению друг к другу, забота друг о друге, приятные сюрпризы и семейные праздники; стремление к миру и взаимопониманию.

Беседы: «Секреты семейного счастья»

«Мама, папа и я – дружная семья»

«Мои любимые бабушка и дедушка»

«У меня братишка есть, у меня сестренка есть…»

Дидактические игры: «Добрые слова самым любимым»

«Что мы делаем когда»

«День рождения»

«Расскажи о своей семье»

Чтение художественной литературы

Е.Благинина. «Посидим в тишине»

С.Михалков. «А что у вас»

Г.Андерсен. «Дикие лебеди»

В.Осеева. «Волшебное слово»

А.Костецкий. «Все начинается с мамы»

С.Капутикян. «Спросим папу»

май

Этикет межличностных отношений.

Беседы: «Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями – много!»

«Мальчики и девочки»

«Скоро в школу!»

Дидактические игры:

«Мне нравиться с тобой дружить»

«Закончи высказывание»

«Танцуем вдвоем»

Ситуации:

«Рисуем вместе»

«Построим вдвоем»

«В школе»

Чтение художественной литературы :

А.Барто. «Я с ней дружу»,

«Подружки»,

«Сонечка».

С.Михалков. «Мы с приятелем»

Н.Носов. «Приключение Незнайки и его друзей»

Р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть»