Сообщение «Особенности режима детей раннего возраста. Консультация на тему: Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста

(опыт работы воспитателя Бакуцкой С. Л СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено)

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Подготовк к завтраку, завтрак.
4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.
6. Подготовка к обеду, обед.
7. Организация сна детей.
8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9. Подготовка к полднику, полдник.
10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
11. Уход детей домой

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом, которое я использую для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком.

В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, я называю предметы и действия, объясняю, спрашиваю, отвечаю на вопро-сы, рассказываю. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка.

В процессе умывания, одевания, приема пищи ма-лыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит с помощью произведений устного народного творчества, игровых действий : «Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!»,

« Мы чисто умываемся, сухо вытираемся!», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Умрем куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку» и т. д.). Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать-ся, одеваться и пр. Я стараюсь привлекать детей в повседневные дела группы вместе со мной, т.к. следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.

Организуя режимные моменты, я стараюсь создавать до-брожелательную атмосферу сотрудничества. Учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосиль-ные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

При организации завтрака, обеда обращаю внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, тем самым отмечая заботу няни и повара о детях.

В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд.

«Умница, Машенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую» и др.

В процессе еды контролирую осанку детей, мотивирую, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, я не заставляю кушать таких детей, т.к. насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи. Объясняю детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть (наклоняться над тарелочкой, чтобы не испачкать ни себя ни накапать на стол, правильно держать ложку, класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать), не торопиться, во время еды не разговаривать за столом и др.) Каждый раз отмечаю успехи отличившегося ребёнка («Молодец, Максим, сегодня кушал аккуратно наклонялся над тарелочкой, не накапал на себя и на стол» и т. д.), т.к. пример одних детей положительно сказывается на остальных.

Прежде чем отправиться на прогулку, наводим порядок в группе: собираем игрушки и расставляем их по местам, убираю пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием напоминаю детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте формирую у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, совершенствую широкий круг образовательных задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды, одновременно идёт активизация словаря на тему «Одежда». Опять же использую художественное слово:

« Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай»
и все вместе стараемся одевать по порядку штанишки, кофточку и т. д.

Обращаю внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, устраняю их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу.

В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий - изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке вначале провожу подвижные игры, пробежки, а затем переходим к наблюдениям - за птицами, за транспортом, за игрой старших детей и т. д.

Перед уходом с прогулки, детей приучаю собирать выносной материал в корзину (машинки, мячи, лопаточки, ведёрки и т. д.). Перед входом в детский сад приучаю ребят заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, учу мальчиков пропускать девочек вперед. В раздевалке вместе с помощником воспитателя следим за процессом переодевания, прививаем детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Во время подготовки ко сну стараюсь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании формирую бережное отношение к вещам, аккуратность - учу вешать вещи на спинку стульчика. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну мне помогают опять же народные потешки и приговорки.

«Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши», «Люли-люли,люленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковаить, наших деток усыплять» и др.

Подъём провожу постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения -« Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся».

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а я и помощник воспитателя помогаем им при необходимости (Юра Б., Маша С., Злата С.). Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

На вечерней прогулке, в присутствии ребенка информирую родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности в раздевальной комнате выставляю работы детей, информацию для родителей. Стараюсь показать сначала положительное, потом - проблему, тактично, ненавязчиво, грамотно. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно обращаю внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона , а именно попрощаться с воспитателем, помощником воспитателя и детьми группы. Я думаю, это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду и даёт настрой на следующее посещение.

Таким образом, для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режимные моменты выполнялись на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

## ##### ##### ####### #######
## ## ## ## ## ## ## ##
### ## ## ## ######
## #### ###### ## ##
## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ## ##
###### ##### ##### ## #####

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. Проблема "нельзя и надо" в воспитании ребенка. Мышление и его развитие у детей раннего возраста. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2012

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2012

    Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2010

Шушнова Виктория Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР-д/с №12 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Железногорск-Илимский, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 06.10.2017
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО

СЛОВА

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В

ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Шушнова Виктория Максимовна

Воспитатель

МБДОУ ЦРР - детский сад №12 "Золотая рыбка"

Ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят

у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки

чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро

отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые

при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются

в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально - ведь

привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого

количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений,

и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Это естественно

в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким

образом реагирует на переживания и нервное напряжение.

Что же всё таки такое адаптация?

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и

приспособление к условиям.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо:

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, сформировать у ребенка

положительную установку, желание идти в детский сад.

2.Согласовать действия родителей и воспитателей.

Правильно

организовать

адаптационный

деятельность,

направленную на формирование эмоционального

контакта “ребенок - взрослый” и

“ребенок - ребенок".

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия

детей к воспитателю.

И этого можно добиться благодаря использованию художественного

слова. Художественное слово является естественной средой, в которой малыш находится и

развивается. Она понятна, знакома и ясна ему. С самых первых дней его жизни он слышит

колыбельные песни, которые поёт ему мама, знакомится с поэзией пестования, поэзией

ласковых прикосновений к нему. Современные исследователи А.Усова, В.А. Зебзеева,

Н.В. Кирюхина, О.Г. Заводчикова

отмечают терапевтический эффект художественного

слова. В силу своих художественных особенностей художественное слово близко детям,

доступно

пониманию,

воспроизведению

самостоятельной

деятельности.

способствует

появлению

удовлетворения,

эмоционально

благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного

характера,

отвлекаются

грустных

печальных

веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку

задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это помогает переключить внимание

ребёнка, обеспечивает психологическую разгрузку. Уходят тревожность, страх, угнетенное

состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих

силах, ощущение радости. Таким образом художественное слово помогает установить

эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Припевки, потешки, маленькие

народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их,

чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание,

сопровождения

художественное

незаменимо. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия

(«Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает. С незапамятных времен в

доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца.

Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную

своему ребенку:

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Поэтому в период адаптации, когда эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, и он

испытывает массу отрицательных эмоций, особенно важно использование

художественного слова.

Цель моей работы – способствовать

благоприятному прохождению

детьми раннего

возраста периода адаптации в детском саду.

Достижению цели способствует реализация следующих задач:

1. Установить доверительные отношения с детьми, снять негативные переживания и

эмоциональное напряжение используя потешки, песенки, игры-забавы, пестушки;

2. Развивать игровую деятельность малышей;

3. Расширить содержательную и эмоциональную сторону режимных моментов.

Данную работу я начинаю с момента поступления малыша в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы снять негативные переживания по поводу разлуки с матерью, отвлечь,

развеселить,

привлечь

внимание

использую

небольшие

стихотворные тексты, сопровождающие малыша в течение дня.

Кто залез мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Зачастую они придумываются «на ходу» и носят ситуативный характер взаимодействия с

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Витенька хороший, Витенька пригожий!

побуждает

эмоционально

откликаться

происходящее

педагогу установить доверительные отношения со своими воспитанниками.

Ай-лю-лю, ай-лю-лю,

я тебя, малыш, люблю

Ай, люблю, да, люблю,

ай-лю-лю, ай-лю-лю.

Зачастую при работе

с детьми раннего возраста, приходится сталкиваться с детскими

капризами по поводу отказа от выполнения тех или иных важных режимных процедур –

умывания, кормления, одевания

укладывания на сон. Избежать данных неприятностей

мне позволяет включение художественного слова в режимные моменты.

Бай-бай, бай-бай,

ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди-наших деток не буди.

На следующем этапе взаимодействия, художественное слово способствует развитию

первых сюжетных игр малышей. Малыш подходит к заинтересовавшей его игрушке,

рассматривает,

манипулирует

художественное

позволяет

ненавязчиво усилить его радость от общения с игрушкой. В предметных действиях с

игрушкой у малыша вначале можно наблюдать довольно ограниченный набор действий,

большинство из них манипулятивные. Но стоит взрослому прочесть уместное в данном

случае небольшое стихотворение, как бессмысленные действия малыша превращаются в

погладить,

покормить,

покатать

Включение

художественного слова в детскую игру, позволяет заметно повысить её эмоциональный

уровень, делает её более интересной и продолжительной.

Приболел наш Петушок,

Погладим Пете гребешок,

Погладим Перышки ему-

лучше станет петушку.

Художественное слово помогает расширить содержательную и эмоциональную сторону

режимных моментов. Одним из наиболее важных профессиональных умений является

организация

планирование

режимных

моментов.

понимать

обоснованный

распорядок

предусматривающий

рациональное

распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При организации режима я соблюдаю следующие правила:

1.Каждый из режимных моментов проходит на фоне игры.

2.Создаю у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса.

3. Осуществляю любой режимный процесс без суеты, не причиняя детям неприятных

ощущений, сопровождаю свои действия ласковой, неторопливой речью.

4. При проведении любого режимного процесса формирую уверенность ребенка в том,

все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо

заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

Утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок…

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду!

Утренняя

гимнастика

«Звонкая

погремушка» ,"Музыкальные игрушки", "Зарядка с кубиками", если

"Большие ноги

пойдут по дороге"и "Лошадки скачут".

При режимном моменте умывание можно использовать как показ с объяснением, так и

художественное слово.

«Чище мойся, воды не бойся»

"Ручки мыли, глазки мыли.., а теперь мы чистые зайчики пушистые"

"Кран откройся, нос умойся"

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький…

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и играть.

При подготовке к обеду можно обыграть вот такие стихи:

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот- тарелка, вот - еда

не осталось и следа

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «Спасибо».

Посадим на ложку

Капусту, картошку и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке капусты, картошки.

И нет на тарелке - гляди!

При подготовке ко сну и полднику детям можно пропеть, проговорить вот такие строчки:

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

А для того чтобы пробуждение прошло спокойно, дети просыпались с хорошим

настроением можно использовать вот такие стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается

Новый день, новый день начинается

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

А для того чтобы быстрее запомнить стихи, потешки и развивать речь я использую в

работе мнемотаблицы.

С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается

принцип: сохранения формы.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно

их усложняя.

Игра - «Что это?».

Карточка

разделена

изображен

реальный

(например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение

этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают

его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает

внимание детей на схематическое

изображение и сравнивает его с реальным

предметом.

запоминает,

реальный

схематическом изображении.

2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото».

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет,

отдельно

карточки

схематичными

изображениями

предметов.

подобрать

изображенному предмету.

3. Следующий этап - игра: «Угадай».

ребенком

расположены

схематические

изображения

различных

предметов

(неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено

на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4. «На что похоже?». На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема -

модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько

похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К

этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик.

Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек».

Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с

карандашами, книга, окно.

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат,

треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Теперь можно перейти к рассказыванию сказок. Вначале – с картинками. Затем, с

использованием

схем-моделей.

рассказывает

например

«Колобок»,

сопровождая

выкладыванием

фланелеграфе

иллюстративных

картинок.

Аналогично

проводится

рассказывание

например, «Теремок». Перед

рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о

которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

Списочный состав в моей группе - 22 ребенка.

У 18 детей, что составляет 82%- легкая степень адаптации. У 4 детей, что составляет

18%-средняя степень адаптации. Эти дети спокойно входят в группу, настроение у них

бодрое, веселое, идут на контакт со взрослым, проявляют интерес к играм, окружающему.

Чувствуют себя эмоционально комфортно.

Ежедневное использование художественного слова в работе с детьми раннего возраста

показало

возможность

установления

доверительных

отношений

детьми, снятия

негативных переживаний

и эмоционального

напряжение используя

потешки, песенки, игры-забавы, пестушки. Дети с желанием идут в детский сад, легко

расстаются с родителями. Дети легко идут

на контакт при обращении, проявляют

инициатив.Охотно играют вместе, выполняют несколько игровых действий с предметом

и переносят знакомые действия с одного предмета на другой. Самостоятельно подбирают

атрибуты

используя

качестве

предметов-заместителей.

Расширилась содержательная и эмоциональная сторона режимных моментов. Дети по

первым словам потешки, стишков, песенок уже знают, что за этим последует.

Дети умеют

убирать игрушки, владеют навыками гигиены, самостоятельно едят, приводят себя в

небольшой

взрослых.

Художественное

воспитательное значение, помогает малышам ярче познавать окружающий мир, позволяет

внести элементы новизны и разнообразия, сделать любой режимный момент или игровую

деятельность интереснее и динамичнее.

Используемая литература:

«Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М.Ляминой.

«Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.

«Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет»,

«Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева

«Адаптация ребенка в детском саду» О.Г. Заводчикова

"Первый раз в детский сад". – Воронеж, 2007. – Гринева И.А., Жомир М.Ю.

"Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. "–

раннего возраста»

Заведующая:

Галанова Наталья Алексеевна
Старший воспитатель:

Мурашева Светлана Ивановна

г. Серпухов

апрель, 2012 год


«Организация и режим дня детей раннего возраста»
Характеристика развития детей 3-го года жизни

Интенсивное физическое развитие, характерное для первых 2 лет жизни, на 3-ем году несколько замедляется. К этому времени крепнет весь организм ребёнка. Он становится физически выносливым. Повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего длительность бодрствования увеличивается до 6-6 1 /2 часов. Происходит дальнейшее развитие нервно-психической деятельности ребёнка. При правильных воспитательных приёмах происходит дальнейшее сенсорное развитие, значительно развивается ориентировочно-познавательная деятельность. Восприятие окружающего у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На 3 –ем году наблюдение становится до некоторой степени видом деятельности ребёнка. Это наблюдение ещё не преднамеренное и возникает преимущественно под влиянием внешнего воздействия (увидел что-то, услышал какой-то звук).Но последующее длительное рассматривание чего-либо, наблюдение за какими-либо действиями взрослых или явлениями на улице при соответствующих объяснениях воспитательницы обогащают опыт детей и очень много дают для развития их речи, мышления, ориентировки в окружающем, постепенно подводя их к преднамеренному наблюдению.

На 3-м году жизни внимание детей становится более устойчивым. Они могут более длительный срок смотреть, слушать, заниматься, играть.

Совершенствуется и память ребёнка . С развитием речи воспоминания у него могут быть вызваны уже и через слово. Сначала ребёнок вспоминает лишь то, что было несколько дней назад, а затем и более поздние события.

В результате накопления опыта и расширения круга представлений у ребёнка с конца 2-го года жизни начинает развиваться воображение. В игре он придаёт предметам воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры (кирпичик вместо мыла и т.д.), приписывает предметам воображаемое состояние и качество (Катя не слушается). Ребёнок 2 лет завёртывает зайку в платок, называя его «плащом», и говорит, что идёт дождь.

Дальнейшее совершенствование движений на протяжении 3-го года жизни делает ребёнка не только всё более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, занятиях.

Ходьба ребёнка становится более равномерной; постепенно исчезают лишние движения. К 3 годам ходьба становится более координированной, действовать одновременно руками и ногами, менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от сигнала.

Быстро увеличивается словарный запас , ребёнок с лёгкостью повторяет на память небольшие стихи, сказки, песенки. Ребёнок употребляет распространённые и сложные предложения.

На протяжении 3-го года жизни ребёнок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находившихся в его повседневном обиходе; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолёт летит высоко, когда будет темно, надо ложиться спать и т.д.). В это же время формируются представления о количестве (один, много, мало, меньше, больше).

Развиваются и становятся очень разнообразными и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды.

При правильном воспитании у детей на 3-м году жизни появляется и эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают музыку и пение, дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде. Дети радуются, когда им наливают компот в красивую чашку, надевают нарядное платье. Красоту и нарядность в одежде придаёт её чистота, приятная расцветка и т.д.
Режим дня

В понятие «суточный режим» мы включаем непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, взаимодействие с семьями воспитанников, организацию и распределение в течение дня всех видов деятельности, отдыха, приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормативам, которые основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 – 10 и изменениями к ним.

Коррекция режима дня проводится на основе следующих положений:


  • соответствие возрастным особенностям детей;

  • учет сезонных изменений 2 раза в год,

  • смена деятельности ребенка, обеспечивающая полное функциональное восстановление организма;

  • недопустимость частых изменений режима;

  • постепенность перехода к измененному режиму;

  • выделение времени для непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных процессов, самостоятельной (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) деятельности детей, организованной как воспитателем, так и самим ребенком, времени на присмотр и уход;

  • недопустимость замены свободного времени другими формами организации.

Режим пребывания детей в группе раннего возраста (2-3 года)
Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе ФГТ

к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования



Всего

НОД

ОД в ходе режимных процессов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Присмотр и уход
Прием детей, игра

7.00-7.55

55

-

10

25

20

-
Утренняя гимнастика

7.55-8.00

5

-

5

-

-

-

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

30

-

10

10

-

10
Самостоятельная деятельность, игры

8.30-9.00

30

-

15

15

-

-



9.00-9.10

30

10

-

20



9.20-11.00

100

-

50

30

-

20

Возвращение с прогулки, игры

11.00-11.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

30

-

10

10

-

10

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

180

-

-

-

-

180
Постепенный подъем, гимнастика

15.00-15.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

30

-

20

10

-

-

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

16.00- 16.10

30

10

-

20

-

-

Подготовка к прогулке, прогулка
16.30-17.30
60
-
20
10
30
-

Возвращение с прогулки, игры
18.00-19.00
60
-
10
30
20
-

всего
мин
720
20
190
200
70
220
%
100
2,5
26
27
9,5
35

Норма %
100
3
14-17
25-30
5-10
35

Организация режимных моментов
Во время проведения режимных процессов необходимо чёткое распределение обязанностей между взрослыми. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где ответственнее педагогические задачи.
Умывание.

Во время умывания брать 3-4 ребёнка, детям необходимо показывать последовательность умывания и помогать им засучить, завернуть рукава, мыть руки с мылом, воду не разбрызгивать, снимать полотенце с вешалки (ребёнок должен знать место полотенца), вытирать сначала лицо, потом руки насухо с помощью взрослого. Воспитатель может использовать художественное слово.


Кормление:

В группах детей 2 и 3 года жизни при проведении кормления, укладывания, подъёма, одевания, умывания и других режимных процессов строго соблюдается принцип постепенности.

При организации кормления детей воспитатель моет руки ребёнку, используя художественное слово и ребёнок садится за стол. Помощник воспитателя подаёт ему пищу. Когда все за столом воспитатель и помощник воспитателя включаются в докармливание маленьких и ослабленных детей, взяв при этом вторую ложку. Когда большая часть детей закончит есть (во время завтрака), у столов остаётся помощник воспитателя, а воспитатель готовится к занятию. Во время обеда у столов остаётся воспитатель, а помощник воспитателя следит за тем, как дети пользуются туалетом.


  1. На первое и второе блюдо детям даются отдельные тарелки, с 2,6 лет мелкие тарелки. До 2,6 лет матерчатая салфетка, с 2,6 лет – бумажная салфетка.

  2. Хлеб должен лежать в хлебницах, под чашку блюдце, чайная ложка к компоту. Ложку в тарелку не кладём, заранее на стол воспитатель может положить ложку с правой стороны возле тарелки.

  3. С 2,6 лет дети могут выполнять трудовые поручения: поставить стулья к столам, помочь помощнику воспитателя поставить хлебницы, салфетки.

  4. Обращать внимание на культурно-гигиенические навыки: есть самостоятельно, правой рукой держать ложку, есть аккуратно. 2-е блюдо есть и помогать корочкой хлеба, учить тщательно пережёвывать пищу, не торопясь.

  5. Ребёнок должен знать место за столом, благодарить без напоминаний. Уметь пользоваться салфеткой по мере необходимости: (у ребёнка должен выработаться условный рефлекс, необходимо воспитывать, напоминать каждодневно).

  6. Во время кормления взрослый разговаривает о еде, т.к. у ребёнка должен быть эмоциональный настрой на пищу. Наказывать во время кормления недопустимо. Детей необходимо докармливать, взяв другую ложку. Наклонять тарелку нельзя.

Высаживание .

В группах детей 2 и 3 года жизни высаживание надо проводить перед прогулкой, после прогулки, после сна. Во время бодрствования ребёнок регулирует сам. Высаживать одновременно 5-7 человек, сидеть должны не более 5-7 минут, после обязательно помыть руки, уметь привести себя в порядок

Укладывание и сон 3-ий год.

Укладывание проводится постепенно. Дети 3-его года жизни при раздевании должны уметь:

1.Самостоятельно раздеваться и одеваться с помощью взрослого. Взрослый показывает порядок складывания одежды: платье, штанишки на спинку, колготки на сиденье. В кроватке руки поверх одеяла, долгое лежание в постели недопустимо. При укладывании индивидуальный подход к детям. Проверить, что у них во рту, в руках и т.п.

Позу ребёнка не фиксируем, как ляжет, так и ляжет. Сон ребёнка, желательно, должен быть в хорошо проветриваемом помещении.


Закаливание

Это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды. Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего путём создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее и сквозное). Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей. Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с детьми необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном ветре, проливном дожде и в зимнее время, если температура воздуха ниже -10 0 С.

Закаливание водой в нашем ДОУ происходит холодной водой из-за отсутствия горячей. Дети моют руки и лицо холодной водой. После сна ходят по водно-солевой дорожке.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья детей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).
Прогулка

Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если ребёнок получит возможность свободно двигаться, наблюдать явления природы, растения и животных, действовать с предметами окружающего мира, познавать многообразие форм, красок, запахов и звуков. Богатый мир растений и животных пробуждает у ребёнка интерес к окружающему миру, активизирует его деятельность.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение : за явлениями природы, за животным и растительным миром, за трудом взрослых или другими явлениями общественной жизни. Особое значение имеет наблюдение за животными, птицами, насекомыми. Они привлекают детей своими движениями, внешним видом, характерными звуками. Наблюдения носят кратковременный характер, не более 5-7 минут.

На прогулке воспитатель предлагает детям выполнить трудовые действия , у детей начинают формироваться трудовые навыки, они знакомятся с некоторыми орудиями труда, приобретают необходимые умения правильного их использования.

На прогулке с детьми ежедневно проводят подвижные игры. Дети сначала играют подгруппами. А потом и все вместе. Можно предложить игры с мячом, султанчиками, вынести шапочки для героев. Постепенно содержание игр обогащается: понятный сюжет, интересные упражнения – сочетание ходьбы, бега и т.д.

Во время прогулки воспитатель проводит и индивидуальную работу : найдёт время пообщаться с каждым ребёнком: с кем-то поговорить, поиграть, кому-то помочь перешагнуть невысокое препятствие.

На прогулке с детьми воспитатель организует спортивные развлечения: покатаются на машине, поиграют в мяч, заберутся на лестницу и спустятся с неё, в зимнее время покатаются на санках.
Самостоятельная деятельность детей, игры

Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей 2 и 3-го года жизни. От занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребёнка. Игра занимает большое место в жизни ребёнка: всё время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению результата, общению со взрослыми и сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира.

Во время самостоятельной деятельности у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения взрослого (внимание, ласка, сочувствие и сами начинают проявлять такие чувства по отношению друг к другу.

Для педагога организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребёнка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность педагог сможет лишь в том случае, если хорошо знает не только особенности психического развития детей того возраста, с которым работает, но и особенности развития воспитанников всей группы.

В этом возрасте наблюдаются определённые виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка), влезание на горку и слезание с неё, на улице зимой катание на санках и др.

Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша . Она проявляется в рассматривании книг, картинок. Ребёнок много действует с предметами – со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, со складными картинками и с орудиями – верёвочкой, за которую он везёт машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия. Дети могут действовать с игрушками: куклой, собакой, зайчонком.

Во время самостоятельной деятельности дети по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребёнок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, что-то для него нарисовать, помочь исправить сломанную игрушку и др. Важным условием является подбор игрушек, пособий.

Для развития движений необходим простор. Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом. Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Должно быть место для игр с дидактическими игрушками. Игрушечную мебель – стол, стулья, кровать – располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, прочной, т.к малыши любят не только усадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нём.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд условий: игровой материал необходимо время от времени менять, повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определённое место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить её после игры. Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребёнку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности.

Консультация для воспитателей

«Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»

Умывание. При проведении умывания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки: обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого, мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Необходимо использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в окружающем.
Первыми направляются умываться те, кто медленнее ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти. Перед умыванием воспитатель закатывает детям рукава (при необходимости). Очень важно использование художественного слова, малых фольклорных форм.

Одновременно воспитатель умывает 2-3 детей не торопясь, давая детям возможность самостоятельно это делать. При необходимости показать детям, как намочить руки, намылить, смыть мыло с рук, отряхнуть воду, вытереть руки полотенцем.

Организация сна. Ребенок должен спать днем не меньше полутора часов. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойными, для этого воспитатель организует спокойные игры.

Укладывание на сон проводится постепенно, приглашают 5-6 детей в спальную, остальные дети играют. Приглашать сначала нужно детей более младших или физически ослабленных, которые в это время ничем не заняты, быстро утомляются, кто дома плохо спал ночью.
Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность – последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, может быть около того ребенка, который сам долго не может заснуть. Возбужденного ребенка следует, прежде всего, успокоить, а потом укладывать спать. Во время сна в спальне обязательно должен находиться взрослый.
Для быстрого засыпания детей целесообразно использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки (поглаживание, приговаривание, спокойная музыка, тихая колыбельная), а в межсезонье – использовать грелки для согревания постелей; одевать пижамы, носочки.
При организации одевания и раздевания детей педагог должен использовать этот процесс для воспитания умений и навыков: научить детей самостоятельно снимать одежду и обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать пояски, шнурки, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду, самостоятельно одевать на себя снятую одежду и обувь в нужном порядке. Формировать правила поведения: раздеваться, не отвлекаться игрой; аккуратно убирать одежду; помогать товарищам; соблюдать в спальне тишину. Развивать ориентировку в окружающем, знакомить с различными качествами и свойствами предметов, обогащать словарь и т.д.
Во время раздевания ребенка воспитатель и младший воспитатель одновременно следят за несколькими детьми: одному помогает, другому подсказывает с чего начать раздеваться, третьему предлагает обратиться за помощью к товарищу и т.п. Взрослые должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье (или рубашку), туфельки, шорты, майку, колготы или носочки. В обратной последовательности одеваться.
Любой ребенок, как только он проснулся, должен вставать, одеваться и начать самостоятельно играть.
Если ребенок, просыпаясь после сна, бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немножко полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.

Кормление. Уже со второго года жизни необходимо накрывать стол по всем правилам (скатерть на столе или салфетки под тарелки, салфетницы с бумажными салфетками, букетики цветов на столах, столовые приборы: десертная ложка, чайная ложка, вилка (для детей 3-го жизни)).
При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки: мыть руки перед едой; принести стул, сесть за стол; есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой; есть первое и второе блюдо с хлебом; самостоятельно доставать после еды салфетку и пользоваться ею; не выходить из-за стола, не окончив еды; уметь спокойно подождать, когда воспитатель занят другим ребенком; свои просьбы выражать словами, благодарить после еды (словами или кивком головы).
Перед едой дети должны играть в спокойные игры. Дети начинают мыть руки только тогда, когда в комнату принесена пища. Младший воспитатель берет мыть руки первым 2-3 детям, затем дети садятся за стол и начинают кушать. Предложив ребенку идти мыть руки, воспитатель и младший воспитатель следят за тем, чтобы дети убирали игрушки, которыми они играли, на место.

Первыми за стол сажают младших, ослабленных детей, или тех детей, которые медленно едят. Возбужденных детей сажают последними, когда им воспитатель и младший воспитатель смогут уделить внимание.

Подавая детям пищу, воспитатель должен прежде попробовать питание сам, чтобы знать особенности каждого блюда; следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму (котлету, кусок запеканки не разминать); называть блюдо, которое ставят перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша». Размельчать пищу можно только перед ребенком на столе.

Второе, третье блюдо подается сразу, как только ребенок съел первое, второе.

Воспитатель следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом. Обращение воспитателя к детям не должно быть общим ко всем детям. Педагог обращается к небольшим группам и отдельным детям, при этом говорит негромко.

Младший воспитатель и воспитатель следят, чтобы за столом в процессе еды всегда было чисто. Докармливает воспитатель или младший воспитатель, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, отдельной ложкой.

Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками с нагрудником. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни салфетки можно не завязывать, а класть рядом. Детей следует приучать различать чистую и грязную салфетку. Воспитатель должен следить, чтобы дети пользовались салфеткой и во время еды по мере загрязнения. Во время кормления младший воспитатель также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.
Ребенок, как только поел, выходит из-за стола и идет играть.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект.

Дети раннего возраста должны находиться на улице от 2,5 часов до 3 часов в день. Проведение прогулки при благоприятных условиях (не ниже –15С зимой, без ветра) требует особой организации в группах раннего возраста. Прежде всего, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Формирование навыков самообслуживания (взрослому не делать за ребенка то, что он умеет делать сам);
  • Требование к родителям: утром рационально складывать одежду ребенка;
  • Удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам;
  • Ожидание интересной прогулки детьми (сюрпризные моменты, предварительная установка, внесение атрибутов и игрушек)

Особое внимание уделяется одеванию и раздеванию. В этом воспитателям помогает знание методики организации прогулки с детьми раннего возраста.

Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется только по указанию врача, старшей медсестры, заведующего, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую возможность двигаться.

Одеваются дети на прогулку постепенно: одни занимаются с воспитателем, а помощник воспитателя (младший воспитатель) – высаживает на горшок и начинает и одевать детей.
Когда половина детей одета, воспитатель выходит с ними на прогулку, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого.

Одевание детей организуется в определенной последовательности: дети подходят к шкафчику, берут колготы, рейтузы, валенки или ботинки, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им одевают взрослые, затем взрослые одевают детям пальто с варежками, завязывают шарфы. Одевают детей соответственно погоде.

Во время одевания разговоры с детьми следует вести о предметах одежды, приучать правильно называть одежду, некоторые ее качества (меховая шубка, синий шарфик и т.д.), учить детей употреблять некоторые слова, говорить о погоде, с чем будут играть дети на прогулке, что будут смотреть. Воспитатель воспитывает правила поведения: вежливо обратиться с просьбой, благодарить, проходить спокойно, не толкаться.

В обращении с детьми воспитатель использует веселые шутки, стихи, например: «Шапка да шубка, вот и весь и Мишутка», «Нету пальчика – пропал, в свой домишко не попал!»

На прогулке большую часть времени дети играют самостоятельно. Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, игру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических пособий; в зависимости от времени года, организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.

Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждого ребенка, следит, чтобы дети не мерзли, другие не перегревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрятность в одежде, воспитывает потребность пользоваться носовым платком, обращаться за помощью к воспитателю.Воспитатель должен видеть каждого ребенка в течение всей прогулки, следить за его настроением и занятостью, быть активным и постоянно общаться с детьми.

Возвращаются с прогулки первыми те, кто раньше вышел гулять (не позже, чем за 30 минут до еды).