Скоро 4 месяца малышу. Календарь развития четырехмесячного малыша

Что должен уметь делать четырёхмесячный ребёнок? Есть ли отличия между мальчиком и девочкой в этом возрасте? Каковы желательный рост и вес новорождённого в четыре месяца? Чем заниматься и как развлекать малыша? Какие игры предложить? Рассмотрим эти вопросы, интересующие родителей с начала четвертого месяца младенца.

Рост и вес детей в четыре месяца

Важные показатели – рост и вес грудничка, которые определённым образом свидетельствуют о гармоничности его физиологического развития. Считается, что к полугоду новорождённый должен удвоить свой вес, и в 4 месяца уже можно приблизительно предположить, впишется ли он в эту норму. Календарь развития четырёхмесячного ребёнка предполагает, что весит он обычно от 5 до 8 кг. При этом по нормам ВОЗ вес девочки может находиться в пределах 5-8,2 кг, мальчика – от 5,6 до 8,7 кг. Следует знать, что ВОЗ относится к крайним значениям веса более лояльно, чем отечественные педиатры, которые более строги и предусматривают меньший разброс значений. Рост детей в это время – от 58 до 68 см. Надо учитывать, что рост и вес не должны быть оторваны от других физических и психических показателей, то есть надо смотреть, что умеет ребёнок в 4 месяца, каков его общий уровень развития.

Питание

У грудного ребёнка единственным продуктом питания в 4 месяца остаётся материнское молоко, для детей на искусственном вскармливании такую функцию выполняет адаптированная смесь, подходящая по возрасту. Вплоть до достижения полугода никаких других добавок вводить в пищу детям не нужно, грудное молоко или сбалансированная по составу смесь покрывают все потребности младенческого организма. Конечно, это относится к здоровым детям, не имеющим особенностей развития или физического состояния.

В этом нежном возрасте у деток уже могут начинать резаться зубки, которые причиняют беспокойство и тогда, когда ещё не показались над поверхностью десны. Поэтому на смену младенческим коликам, оставшимся позади, может прийти плаксивое и раздражительное поведение, связанное с новым этапом развития – ростом зубов.

Что умеют дети в 4 месяца?

Развитие ребёнка в четырёхмесячном возрасте идёт семимильными шагами. Хотя часто дети развиваются скачкообразно, и кажущаяся остановка в овладении новыми навыками и умениями оборачивается в скором времени приятными сюрпризами для родителей. К четырём месяцам большинство врождённых рефлексов угасают и на смену им приходят более осмысленные действия.

Особой разницы между мальчиками и девочками в 4 месяца ожидать не приходится, различия в уровне развития обусловлены скорее темпераментом и индивидуальным темпом созревания мышц и мозга. По данным одного исследования, восприятие мальчиков как более активных обусловлено ожиданиями наблюдателей, а не действительной разницей между поведением младенцев разног пола.

Итак, что умеют малыши в этом интересном возрасте?

  1. Переворачиваться. Не только с животика на бочок и спинку, но и со спины на живот. Если вдруг это важное умение всё ещё не поддалось вашему чаду, попробуйте побуждать его к переворотам с помощью яркой игрушки, голоса, займитесь тренировкой мышц с помощью грудничкового плавания или массажа.
  2. Лежа держать верхнюю часть туловища на вытянутых ручках, опираясь на ладошки. В таком положении малышу многое видно, он живо интересуется окружающим миром.
  3. Держать голову на одной линии с телом, не перенапрягая шейный отдел.
  4. Ползти по-пластунски. Обычно ребёнку в этом возрасте уже удаётся немного перемещаться, подтягивая себя по направлению к привлекательной для него вещи.
  5. Удерживать погремушку или другую удобную вещь ручкой. Причём это уже не хватательный рефлекс, связанный с захватыванием любого предмета, всунутого в ладошку, а произвольный, волевой процесс, в котором участвует желание малыша.
  6. Понимать, как подвигать или потрясти игрушкой, чтобы услышать звук.
  7. Реагировать на звук, голос, поворачивая голову в ту сторону, откуда он раздаётся.
  8. Узнавать своё имя.
  9. Агукать и лепетать, произносить звуки и слоги «ма», «па», «ба», похожие на первые слова. С радостью отзывается на эти звуки, повторённые мамой, особенно если они снабжены богатой мимикой и различной интонацией.
  10. Различать знакомые и незнакомые лица.
  11. Видеть предметы на расстоянии в несколько метров.
  12. Издавать звуки разного диапазона и громкости, например, громкий визг или тихое мурлыканье под нос.
  13. Возражать при попытке забрать у него игрушку – то, что умеет ребёнок в 4,5 месяца, но не всегда.

Врач-педиатр Комаровский Е. О. считает, что присаживать детей в этом возрасте совершенно не нужно. Хотя дети и могут какое-то время сохранять полувертикальное положение тела, находясь в мягких подушках, для развития их позвоночника такое сидение отнюдь не полезно и способно обернуться проблемами в будущем. Развитие опорно-двигательного аппарата идёт своим чередом, проходя через период ползания, который достаточно укрепляют мышцы спины для дальнейшего сидения, стояния и ходьбы.

Позиция Комаровского по поводу совместного сна и ночного кормления довольна категорична. Он допускает, что дети 4 месяцев могут прикладываться к груди 1 раз за ночь, а после 6 месяцев ночные кормления им не нужны вовсе. Оптимальным местом для сна малышей доктор Комаровский считает отдельную кроватку в комнате родителей. Далеко не всем родителям подходят такие рекомендации, не каждый ребёнок спокойно спит отдельно и ест по часам в таком нежном возрасте. В любом случае у мам и пап есть права выбора.

Развивающие занятия и игры для малышей 4 месяцев

Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?

  • побуждайте его к ползанию и захватыванию игрушек, располагая их на небольшом расстоянии от малыша, чтобы он при небольшом усилии мог дотянуться до интересного предмета;
  • если малыш недостаточно освоил технику переворота, можно давать ему свой палец и помогать начать движение;
  • начинайте играть с ребёнком в пальчиковые игры под потешки, например, сорока-ворона, коза рогатая, ладушки, которые развивают и моторику, и эмоциональную сферу;
  • предлагайте новые яркие погремушки, мягкие мячики, обычные предметы разных цветов, но не заваливайте малыша игрушками, на освоение требуется время;
  • купите или сшейте для младенца развивающий коврик с элементами разной фактуры и цвета, пуговицами, молниями, фигурками животных. Изучать его – одно удовольствие для крохи.

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Вашему малышу уже 4 месяца, и вы ежедневно наблюдаете, как он извлекает первые звуки «а» и «о», не умолкая «гулит», пытается произнести звук «м». Так хочется подтолкнуть его, чтобы быстрее услышать долгожданное «мама». К тому же малыш начал меняться и внешне – отрастают новые волосики другого цвета, формируется цвет глаз, они могут стать карими или зелеными. Жизнь становится более упорядоченной, малыш давно стал членом семьи, а рутинной работы значительно прибавилось. В 4 месяца колики мучают малыша гораздо меньше, и спать он может ночью гораздо дольше, не просыпаясь, позволяя отдыхать и родителям. Иногда малыши путают день с ночью и спят 6 часов днем, а ночью бодрствуют.

Но одно несомненно – любое действие выражает определенные чувства, отношение к окружающей его действительности. Он плачет и смеется, и эти действия вполне осмысленны. До этого он просто привлекал к себе внимание взрослых, теперь же малыш сам проявляет интерес к «взрослой жизни». Он может испытывать страх, любопытство, радость и даже разочарование. Чтобы ребенок развивался стабильно, ему необходима постоянная связь с родителями. Забота и уход ассоциируется у него с приятными ощущениями, и при появлении взрослых он радостно улыбается, лепечет, не желает делиться вами ни с кем и ни с чем. За ним нужно хорошо следить — ведь малыш легко переворачивается со спинки на животик и наоборот.

Развитие ребенка в 4 месяца (что он должен уметь)

— Узнавать маму, или человека, который находится рядом и ухаживает за ним больше других.
— узнавать знакомые голоса и отличать их от других незнакомых;
— петь песенки, произносить первые слоги;
— хватать игрушки одной или двумя руками;
— различать свое имя и реагировать на него;
— приподнимать головку вместе с плечами;
— проявлять эмоции пои виде знакомых и незнакомых вещей;
— играть с грудью или бутылочкой при кормлении.

Уход за ребенком в 4 месяца

Маленькие детки обожают гимнастику, массаж, купание. Введите в правило каждое утро умывать личико и протирать глазки тампонами с чистой теплой водой. Чистите ушки и носик специальными приспособлениями — ватными жгутиками. Малыши становятся более активными, поэтому нужно аккуратно обрезать ноготки, чтобы невозможно было пораниться. Малыш не любит оставаться один, внимательно наблюдает за лицом находящегося с ним человека, реагирует на присутствие матери и близкого человека.

Если он капризничает, успокоить его можно взяв на руки – так он чувствует материнское тепло. К тому же маме нужно подготовиться морально — в четырехмесячном возрасте начинают появляться первые зубки. Нужно приобрести и давать ребенку силиконовые кольца, чтобы массировались и разминались десна. Выделяется много слюней, может появиться даже сыпь не подбородке. Для предотвращения опрелостей и раздражения оставляйте малыша на некоторое время для контакта с воздухом с открытыми попкой и ножками.

Как ухаживать за ребенком при использовании памперсов

Меняя памперс, каждый раз подмывайте малыша проточной водой, или протирайте специальными антисептическими влажными салфетками (их можно применять только тогда, когда нет возможности подмывать). При смене памперса оставляйте малыша раздетым на 15-20 минут. Желательно чередовать памперс с марлевыми подгузниками. Опрелости и раздражение кожи возникает в том случае, если ребенку жарко (температура в комнате 24-25 °С). Летом в жару лучше не использовать памперсы совсем, или только в ночное время.

Но полностью отказываться от них не стоит, ведь по многочисленным исследованиям, эти отклонения возникают и при обыкновенных марлевых подгузниках. Не используйте памперсы маленького размера. Стирайте одежду только специальным детским мылом или порошком, следите чтобы узелки и швы не давили нежное тело малыша. Если опрелости все же образовались, можно промывать эти места отварами трав, или делать ванночки. Подходят ромашка, кора дуба, шалфей, лавровый лист, эвкалипт. Следите, чтобы не возникали аллергические реакции на травы.

Питание ребенка в 4 месяца

На 4-м месяце жизни большинство крох находится еще на грудном вскармливании, принципиальных изменений не происходит, за исключением введения первых прикормов. Малыши, которые получают питание искусственно, также продолжают питаться адаптированными смесями. В качестве прикорма уже можно пробовать давать малышу фруктовое пюре (25-30 грамм) и соки (25-30 грамм). Прикорм дают за полчаса до кормления, желательно в первую половину дня. Вода дается только в тех случаях, когда наблюдаются частые запоры.

Грудное питание лучше давать малышу по требованию, всего получается 6 кормлений. Самые стойкие выдерживают 3.5-4 часа между кормлениями, а ночью до 6 часов. При хорошей прибавке в весе этого достаточно, но если ребенок часто просит грудь и плачет возможно, молока ему не хватает. Обратитесь к педиатру, чтобы он посоветовал подходящую смесь. В сутки малыш должен получать питания 1/7 от массы ребенка, всего до 1 литра молока или смесей.

Режим дня ребенка в 4 месяца

Прогулки

Независимо от того, спит ребенок или бодрствует, необходимо гулять с ним на свежем воздухе в большое количество времени. В теплое время года на улице можно находиться почти весь день. Зимой ограничение температуры — 10-15 градусов мороза. Не стоит выходить гулять при резком холодном ветре и дожде — лучше ограничиться лоджией или балконом или верандой.

Промежутки между сном

В среднем в 4 месяца малыш спит 11-12 часов. Ночью кроха может просыпаться по разным причинам — из-за позывов к мочеиспусканию, мокрых пеленок, просто проголодавшись или из-за болевых ощущений или дискомфорта. Врачи отмечают, что если ребенка прикармливать ночью, у мамы лучше вырабатывается молоко. Днем малыш спит 2-3 раза по 2-3 часа.

Занятия с ребенком в 4 месяца (как развивать)

Даже если малыш не произносит еще слов, он постепенно учит язык, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать, читать ему книжки, особенно обращая внимание на эмоциональную связь. Не зря ученые отмечают повышенную способность детей к изучению иностранных языков. Если в возрасте 4-6 месяцев с малышом постоянно разговаривать, впоследствии ему будет проще обучаться. Нужно присматриваться к ребенку, когда рассказываете ему об окружающих предметах, о событиях прошедшего дня, планах. Малыш может подражать вам, и это стремление можно развивать, повторяя звуки во время монолога своего чада.

Чаще присоединяйтесь к его разговору, и он также будет повторять за вами звуки. Вводите новые звуки, вначале гласные. С помощью игрушек можно устроить настоящий кукольный театр. Малыши любят следить за яркими зверушками с определенными голосами. Они учатся передавать и воспринимать эмоции. Рассказывайте малышу стихи – так он будет учиться запоминать тексты при обучении в школе. Физические упражнения прошлых месяцев можно усилить – развести ручки в стороны и скрестить на груди. Поворачивать ножки, чтобы таз немного повернулся в сторону. Головка и плечики малыша также будут поворачиваться. Переверните ребенка на животик.

Игры и игрушки для детей в 4 месяца (как развлекать)

Четырехмесячный малыш прекрасно реагирует на звук резиновой пищалки. Теперь он сам пытается сжимать игрушки, чтобы получить звук.

1. Выбирайте мягкие игрушки, чтобы малыша радовал результат при легком сжатии игрушки.
2. Очень важно для малыша развитие осязательных ощущений. Давайте ему в руки разные ткани — например, скрепленные лоскутки вельвета, бархата или велюра или маленькие подушечки с нашитыми на них пуговками.
3. Соедините ленточку со шнурком с узелками, и вложите малышу в руку, потяните немного, чтобы малыш мог ощутить разницу. Играйте с малышом, чтобы он мог схватывать предметы и перехватывать ленточки.
4. Используйте купание для развивающих игр с ребенком. Но помните, что в 4 месяца – это успокаивающий ритуал, который должен помогать малышу засыпать. Пусть малыш в воде тянется к ярким игрушкам, плавающим разноцветным губкам.

Медицинское наблюдение в 4 месяца

Раз в месяц вы должны посетить педиатра в поликлинике для осмотра в «грудничковый» день, кроме этого подошел срок второй по счету вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Вакцину можно вводить комплексно, отдельно проводится только прививка от полиомиелита инактивированной вакциной (ИПВ). К концу четвертого месяца ребенок должен выполнять некоторые операции самостоятельно.

Следите за ним, и если он, например, лежа на животе, не приподнимает туловище или не опирается ножками, когда его держат вертикально – обязательно сообщите об этом педиатру. Насторожить также должно и если малыш не улыбается, не любит, когда с ним играют, склоняет головку, когда его поднимают. Не лишне посетить офтальмолога, чтобы предупредить развитие нарушений зрения. Посоветуйтесь с педиатром также, если у малыша частые не проходящие опрелости при искусственном вскармливании, возможно, нужно поменять вид смеси.

Маленький ребенок старается все тащить в рот на пробу, и это легко объясняется. На языке младенца в 1000 раз больше вкусовых рецепторов, чем у годовалого ребенка. В возрасте до года малыши большую часть предметов испытывают «на вкус». Это нормально, когда они постоянно тянут в рот игрушки, главное – тщательно следить за чистотой, а также чтобы невозможно было пораниться острыми углами или мелкими деталями.

Некоторые мамы, стараясь опередить события, пытаются посадить ребенка в подушки, еще до того, как он сам окрепнет. Педиатры и ортопеды единогласно негативно относятся к этому, призывая родителей подождать, пока малыш сделает это сам. Иначе неокрепший позвоночник может искривиться, что принесет массу проблем в будущем. Чаще обновляйте игрушки, но не убирайте их совсем — малыши любят знакомые вещи. Просто меняйте игрушки местами, покупайте яркие предметы.

Радоваться малыш начинает и своему отражению в зеркале, некоторые даже прикрепляют небольшое зеркальце, чтобы ему можно было ловить собственный взгляд. Хотя малыш и любит разглядывать лица, эта радость распространяется на тех, кто уделяет ему много внимания. Не торопитесь устраивать многочисленные вечеринки — малыш обязательно полюбит всех ваших друзей, но несколько позже, и это нормально.

На протяжении 4 месяца жизни быстрыми темпами совершенствуются движения крохи, его восприятие окружающего. Общение со взрослыми становится более содержательным.

Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног – движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К 4 месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов: сначала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратно – с живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь – верчусь» . Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно – с живота на спину.

Упражнение «Качели» . Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по?новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?» . Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!»

В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Дотянись и возьми» . Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию – пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся – он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, но и пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки» . Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.?д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки – пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки – важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Упражнение «Сожми – разожми» . Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою.

Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ – брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений.

Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Упражнение «Такие разные игрушки» . Для занятия понадобится 4–5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.?д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.?д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый – легкий), величине (больше – меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков» . Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ – действие – объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свое тело – ручки, ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. Можно уже на этом этапе начинать изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?» . Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки – можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов – теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик – пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки» . Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык – кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга . Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?» . Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на этом предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?» . Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. Например, «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание» . Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Пробуем на вскус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки – буквально все, что попадется под руку. Следует помнить – это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений. Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца

  • ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
  • уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;
  • фокусирует взгляд на предметах;
  • захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;
  • может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;
  • проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;
  • по звуку определяет местоположение предмета;
  • произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);
  • звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;
  • с удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;
  • усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).

Главные линии и задачи развития малыша, создание развивающей среды, какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца, что умеет ребенок в 4 месяца.

Ребенок в 4 месяца: особенности развития малыша, игры и упражнения, что умеет малыш

Главная линия развития ребенка в 4 месяца

Самая важная линия развития малыша в 4 месяца – это развитие его сенсомоторной двигательной активности. Ребенок в это время учится менять положение своего тела, что даёт ему дополнительные возможности для физического и умственного развития. Он становится более активным. Малыш захватывает и ощупывает висящие погремушки и игрушки, учится перехватывать предмет из руки мамы. Малыш познает разные свойства предметов – цвет, характер поверхности (гладкая, шероховатая, твердая, мягкая), звук, массу (легкий – тяжелый), раскачивает игрушки, трясет, ударяет, пробует на вкус.

Поэтому в этом возрасте малышу необходима развивающая среда, которая поддержит формирование у него этих новых умений и будет содействовать закреплению уже сформированных умений.

Какие игрушки нужны малышу в 4 месяца?

В этом возрасте очень важно научить малыша захватывать игрушки. Поэтому в первую очередь ребенку необходимы игрушки для захватывания и удержания в руке (погремушки с удобной ручкой, погремушки – подвески, погремушки – кольца, кольца с бубенцами или колокольчиками).

Самая удобная ручка – это прочная, круглая в сечении ручка погремушки, похожая на ручку деревянной ложки. Увы, теперь таких погремушек не так уж много, и многие мамы их делают сами. Предком такой погремушки был шаркунок – старинная русская игрушка из бересты. У шаркунков очень удобная ручка, приспособленная к размеру детской ладошки. Звук шаркунка мягкий, шелестящий. Шаркунки до сих пор делают мастера и продают на ярмарках. А вот в магазинах их уже не найти.

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

В 4 месяца игрушки для обучения захватыванию подвешивают в кроватке низко над грудью малыша, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них и начинал их притягивать к себе, захватывать, ощупывать. Расстояние от игрушки до малыша должно быть равно вытянутой ручке ребенка, чтобы он мог дотянуться до них.

К 5 месяцам постепенно игрушки начинают подвешивать не только так, чтобы ребенок случайно мог их достать, но и подальше чуть левее или правее – чтобы он стал тянуться к ним, направлять к ним ручки, мог их покачать, потянуть.

К 5 месяцам малыш научается брать игрушку из рук мамы (в положении на животе) и удерживать ее в своей ладошке длительное время (от 30 секунд до 1 минуты).

Также ребенку необходимы игрушки для демонстрации – неваляшка, разноцветные сюжетные игрушки, резиновые игрушки. Вы показываете игрушку, называете ее части, действия, читаете стишок, поете песенку о ней. При этом малыш лежит на животе. Эти игрушки должны быть объемными, привлекательными, яркими.

Для развития слухового восприятия нужны игрушки с разным звучанием. Это может быть бубен, металлофон, барабан, колокольчики, шумовые баночки и коробочки.

Для изготовления шумовых коробочек возьмите баночки от детского питания или от киндер-сюрпризов и положите в них разные наполнители. В одну – горох, в другую – орех, в третью – бусинки, в следующую – пуговки. Крепко закройте и завинтите крышки баночек.

Если Вы даете шумовые коробочки в руки малышу, то они должны быть безопасными для него. Для этого они должны быть вшиты в тканевый яркий чехольчик, чтобы даже при неожиданном открытии баночки ничего из нее не высыпалось. Иначе малыш может случайно открыть коробочку и проглотить наполнитель.

Для развития тактильной чувствительности можно сшить тканевые подушечки из ткани разной фактуры и разного цвета. При этом наполнить их разными звучащими наполнителями – вшить бубенец или наполненную бисером коробочку киндер-сюрприза или шуршащую упаковочную бумагу. Если в 4 месяца малыш будет только ощупывать их и извлекать звуки, то в дальнейшем, когда он подрастет, Вы сможете находить пары подушечек по цвету, по звуку, по весу (тяжелая – легкая). Подушечки могут быть как одной формы (все квадратные), так и разных форм (елочка, домик, рыбка и т.д.).

Также для развития тактильной чувствительности можно подвешивать на поперечную перекладину или шнур колокольчики, привязывая к ним шнуры разной фактуры и разного сечения. Малыш трогает шнуры, тянет за них и слышит мелодичный перезвон колокольчиков.

Игрушки желательно покупать природных оттенков — цвета живой природы – неба, дерева, песка, травы (голубые, желтые, зеленые, оранжевые). Звучание игрушек должно быть разнообразным.

На пятом месяце жизни нужно чаще выкладывать малыша на животик и класть игрушки недалеко от ребенка, чтобы он тянулся к ним, менял положение тела, доставал их, а не просто лежа на спине случайно их задевал (как это было на четвертом месяце жизни).

Игрушки надо менять каждые 2-3 дня, так как знакомая игрушка уже не привлекает внимание малыша. Для этого весь «арсенал» игрушек можно поделить на четыре части и предлагать их по очереди (менять). Не стоит давать сразу все игрушки малышу – это рассеивает его внимание.

Все игрушки (в том числе и те, которые мы демонстрируем ему) надо давать малышу в руки для того, чтобы он послушал звук, рассмотрел, погладил, попробовал на вкус, понюхал. Чем активнее малыш в познании мира, тем он лучше развивается.

Вы, наверное, заметили, что я ничего не пишу о так называемых аудио и видео-развивающих программах для младенцев, на которых написано, что они рекомендованы детям с 3-4 месяцев для их обучения и развития. Почему? Потому что на самом деле эти программы не развивают малыша и не обучают его, а скорее наоборот, утомляют и вызывают трудности в дальнейшем развитии. Исследованиями доказано, что основным развивающим стимулом в первый год жизни для ребенка является речь мамы! И качество этой речи определяет успех ребенка в дальнейшем — и не только уровень его речевого развития, но и уровень интеллектуального развития. Причем развивает малыша именно речь мамы, а не аудиозапись или видеозапись чужого голоса, так как малыш отличает голос матери от других звуков с очень раннего возраста. Поэтому важно разговаривать с ребенком во время укладывания спать, пробуждения, переодевания, купания, игр и упражнений, использовать пестушки и потешки, колыбельные.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Малыш уверенно держит голову как лежа на животе, так и в вертикальном положении тела, когда его носят на руках. Когда ребенок лежит на животе, он упирается на предплечья. Нужно следить за тем, чтобы малыш упирался не на сжатый кулачок, а на раскрытую ладошку.
  • Ребенок поднимает голову в положении лежа на спине.
  • Он ощупывает свои ручки, играет с ними, рассматривает их, берет вложенную в ручку игрушку в рот (развитие координации «рот – рука»). Ребенок ощупывает ручками игрушки, край одеяла или подушки, водит руками по игрушке (развитие осязания).
  • К пятому месяцу раскрывается кулачок, поэтому малыш может свободно брать игрушку из рук мамы и удерживать ее в своей руке. Малыш рассматривает игрушку, вложенную в руку.
  • Он умеет целенаправленно тянуться к игрушке (висящей над грудью или находящейся в руках у мамы), захватывать и удерживать ее, манипулировать ей (развитие зрительно-моторной координации).

В 4-4,5 месяца ребенок может брать игрушку двумя руками, иногда одной рукой.

Если в три месяца ребенок наталкивался на подвешенные игрушки, то в четыре он захватывает, ощупывает и рассматривает их. А к 5 месяцам у него сформируется умение схватывания игрушки – он будет четко брать игрушку из рук взрослого.

Конечно, нужно следить, чтобы игрушки для малыша в этом возрасте были удобными для захватывания.

Когда малыш тянется к игрушке, он смотрит не только на нее, но и на свою ручку. В 4 месяца он уже в состоянии оценить расстояние до игрушки. Но умение схватить игрушку развито еще недостаточно, и малыш часто идет к игрушке не «прямым маршрутом», а « в обход», делая петлеобразные движения, отклоняясь в другое направление.

Кроме того, ребенок еще все игрушки захватывает одинаково – прижимая пальцами к ладони. В дальнейшем, приобретя опыт схватывания игрушек и предметов разной формы, малыш начнет захватывать предметы по-разному в зависимости от их формы.

  • Малыш эмоционально откликается на разные интонации речи мамы (ласковая, веселая, строгая), на разный характер музыкальной мелодии (различает и по-разному реагирует на плясовую или спокойную музыку)
  • Ребенок радуется при виде мамы, узнает ее. Он может узнать близкого взрослого с расстояния в два-три метра, находясь на руках у другого взрослого. Узнает он маму и папу и по голосу. Различает близких людей и незнакомых, по-разному реагирует на них. К 5 месяцам реагирует на новую обстановку, может заплакать при виде чужих людей, длительно их рассматривает.
  • Малыш смеется в ответ на эмоциональное общение с ним мамы. Может заплакать, если мама говорит с ним недовольным тоном.
  • Ребенок следит за перемещающимся предметом или концентрирует свой взгляд на неподвижном предмете в разных положениях туловища: на руках у взрослого, лежа на спине, лежа на животе.
  • Он находит взглядом невидимый источник звука (музыка, игрушка, мама) – поворачивает в сторону звука голову и находит источник звука глазами.
  • Ребенок в 4 месяца певуче гулит. В гулении малыш учится произносить гласные звуки созвучно родному языку, тренирует речевые навыки. В течение пятого месяца жизни гуление становится более разнообразным – певучим с разной интонацией.

Малыш в 4 месяца гулит длительно в ответ на речь мамы, при рассматривании игрушки, во время бодрствования. Если ребенок слышит голос мамы, то гуление становится более длительным и разнообразным. Гуление проявляется только когда у ребенка хорошее самочувствие и эмоциональное состояние.

К 5-6 месяцам гуление сменится отдельными слогами – лепетом: мамама, баба, папа и др. Лепет будет свидетельствовать о том, что ребенок слышит звуки речи взрослых, слышит сам себя, достиг определенного уровня развития артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.

Чтобы у ребенка развивались подготовительные речевые навыки, очень важно создать тишину дома, чтобы ребенок слышал сам свое гуление. Ему очень нужно научиться слышать самого себя. Если же в доме постоянно работает телевизор, то этот фон мешает полноценному развитию ребенка и его слуховому сосредоточению.

  • Малыш может привлекать к себе внимание звуками. Это умение появляется у ребенка только тогда, когда с ним постоянно общаются, разговаривают. Если же этого нет, то малыш не проявляет интереса ко взрослому и не привлекает его внимание.
  • Ребенок играет в перекличку с мамой. Как играть в перекличку Вы узнаете из второй части статьи (Игры и упражнения)
  • В 4 месяца ребенок учится поворачиваться со спинки на бочок. Это умение приходит к малышу не сразу, не «вдруг». Сначала он высоко поднимается на предплечья так, как будто скоро перевернется. А потом уже делает первый поворот. Когда малыш освоит это умение, он начинает учиться поворачиваться со спины на живот. Это произойдет позже — примерно в 5 месяцев. Однако уже ближе к 5 месяцам жизни у многих детишек появляются предпосылки такого поворота – они начинают переворачиваться со спинки на животик «блоком» (т.е. одновременно поворачивая голову, плечи и таз).

Первые повороты малыша очень стремительные, быстрые, резкие, неожиданные, поэтому за детьми нужен глаз да глаз! И лишь затем малыш научится делать их плавно.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенка в 4 месяца нельзя оставлять без присмотра, даже если он еще не умеет поворачиваться! Он может повернуться очень неожиданно для Вас (например, потеряет Вас из виду и начнет Вас искать) и упасть.

  • Ребенок придерживает руками грудь мамы или бутылочку, при введении прикорма к 5 месяцам начинает есть с ложечки.
  • Малыш различает цвета (именно поэтому мы используем цветные ленты разного цвета для подвешивания игрушек в кроватке, да и сами игрушки для игр и занятий с малышом подбираем так, чтобы они были разных цветов).
  • Ребенок при потягивании за руки пытается подняться и сесть. Но малыш в этом возрасте еще не сидит и нельзя его сажать насильно! Также в этом возрасте нельзя сажать малыша на подушки, прислоняя к стене. Почему нельзя? Ребенок, не умеющий сидеть, еще не может сам изменить положение своего тела, даже если поза ему стала неудобной. Это отрицательно сказывается на состоянии позвоночника ребенка, дальнейшем развитии движений.

Каковы нормативные показатели развития ребенка? Что он будет уметь к концу месяца, то есть к 5 месяцам?

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела), удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов. На что нужно обратить внимание?

Тревожные симптомы в развитии ребенка в 4 месяца

Следует посоветоваться со специалистами и принять вовремя меры помощи малышу, если ребенок в 4 месяца

  • лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья,
  • голова малыша отклоняется назад, когда Вы поднимаете его в вертикальное положение из положения лежа на спине.
  • не пытается опереться на кончики пальцев ног, когда малыша поддерживают под мышки и держат в вертикальном положении,
  • не улыбается, когда мама с ним говорит и не выражает радости, когда с ним играют и общаются (равнодушен к общению с близкими взрослыми).

Неизвестное об известном. Тайны колыбельных песен — первого учебника жизни для ребенка.

Какими они должны быть? Как они влияют на младенца и на маму? В чем их развивающая роль? Как их правильно использовать колыбельные для развития ребенка? В чем ценность народных колыбельных песен?

Отточенный многими поколениями и веками метод развития младенцев.

Или на обложку курса ниже для