Открытый классный час на тему дружба. Классный час "Дружба – чудесное слово"

Классный час в 8 классе на тему «Настоящий друг»

Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.

Тема представляется автору весьма актуальной в 8 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Цели : углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Подготовительная работа с детьми : предложить детям подготовить краткие высказывания на тему «Расскажи о своем друге».

Оборудование: косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?» (нужно будет завязать глаза участнику).

Оформление: на перемене перед классным часом написать на доске изречения и слова

Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

Товарищ, знакомый, друг, приятель...

Друга иметь - себя не жалеть.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

План классного часа

I. Вступительное слово.

IV. Интервью «Расскажи о своем друге».

V. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».

VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

VII. Игра «Знаю ли я своего друга?»

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

II. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)

«...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».

Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?

Примерные ответы детей:

Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.

У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.

Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра.

Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.

Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.

Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.

III. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»

Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот...»

Примерные ответы детей:

С кем можно поплакать и помолчать.

Кто может выслушать тебя в трудную минуту.

Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.

Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

Кто не ждет от тебя никакой выгоды.

Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?

(Дети поднимают руки.)

IV. Интервью «Расскажи о своем друге»

Классный руководитель. Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?

Примерные ответы детей:

Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.

Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.

Дружу с (имя, фамилия). Мы дружим еще с детского сада, дружат наши родители.

Дружу с (имя, фамилия). Живем в одном дворе, связывает спорт.

Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.

Дружу с (имя, фамилия). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем наряды звезд.

V. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете... (товарищ).

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг).

VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу

Классный руководитель. Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает)- Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословиц которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь - себя не жалеть».)

Ситуация №2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация №3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

Классный руководитель. Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?

(Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

Vll. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Две-три пары поднимают руки.)

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует.)

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)

Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

1. Какой урок у него любимый?

2. На чем он любит кататься?

3. Какое время года у него любимое?

4. Какой вид спорта любит?

5. Кем хочет стать, когда вырастет?

6. Какое животное он хотел бы иметь дома?

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется.)

Как и следовало ожидать, {имя) тоже в курсе дел своего друга. А это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)

VIII. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель. «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Примерные ответы детей:

Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.

Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет более строго выбирать друзей.

Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.

Запомнилась игра «Знаешь ли ты своего друга?». Подумал, что я тоже, наверное, не смог бы правильно ответить на эти вопросы.

Полезно было узнать, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы?

Классный час «Поговорим о дружбе»

Цели: Способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи:

1. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;

2. Формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

3. Формирование нравственных качеств учащихся;

4.Умение дружить, беречь дружбу.

5.Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Ожидаемый результат: формирование следующих компетенций:

Личностной (устойчивая мотивация, установка на сознательное овладение нормами культуры поведения с друзьями и в обществе);

Ценностно-смысловой (понимание значимости друга в жизни);

Социально-коммуникативной (овладение нормами дружеского общения, умение сотрудничать в коллективе, речевые умения);

Учебно-познавательной (рефлексивные способности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, самооценка, взаимооценка).

Оборудование: интерактивная доска,презентация, «Цветик-семицветик», листочки для «дерева дружбы», анкета «Хороший ли ты друг?», письмо из Германии, Ромашка с вопросами, Цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши

Ход классного часа

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

2. Введение темы занятия

Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А что это за тема, вы сейчас попробуете догадаться. Я вам принесла цветик-семицветик, он вам и поможет понять тему нашего классного часа. (на каждом лепестке написано слово, по первым буквам эти слов составляется слова « О дружбе»

ЭТОТ ЦВЕТОК

О бществу
Д арит
Р адость
У лыбку

исполняе т
Ж елания

учит быть
Б лагородным

он такой на свете
Е динственный

(учащиеся читают тему классного часа)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Ребята, вы правильно определили тему. А как вы думаете, что мы будем делать сегодня? Какие задачи мы для себя поставим? Итак, нам с вами сегодня предстоит определить, что же означает слова «Друг», «Дружба». Нужны ли нам друзья или, быть может, люди, обошлись бы и без друзей? А главное, каким должен быть настоящий друг?

Сначала мне хочется рассказать вам одну притчу:

« Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько

же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и

угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на

выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

О чем эта притча? Какой вывод можно сделать? Какой пословицей можно обобщить эту притчу? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

3. Работа с пословицами

С давних времен люди передавали из уст в уста истории и легенды о дружбе, конечно же это отразилось в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Я предлагаю нам с вами вспомнить пословицы о дружбе.(на интерактивной доске записаны начала и окончания пословиц, ребята соединяют их по очереди и объясняют их смысл) (приложение 1)

4. Совместная работа.

А теперь, я прошу вас поработать сообща и написать общий ответ на 3 вопроса:

Почему тема дружбы важна для нашего класса?

Нам важно говорить о дружбе в классе, потому что _________________

Почему тема дружбы важна для нашей страны?

Для нашей страны важна эта тема, так как __________________________

Почему тема дружбы важна для всего мира?

Для всего мира эта тема является важной, так как ___________________

От чего и от кого зависит дружба?

Дружба между людьми зависит от ________________________________

Давайте заслушаем ваши ответы (ребята зачитывают ответы)

А кто-нибудь из вас может мне сказать, что за фестиваль проходил недавно в Сочи? (предположения детей)

Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А что это за фестиваль и зачем он проводится? (ответы учеников)

С 15 по 22 октября 2017 г. в Сочи прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Участниками фестиваля были молодые люди в возрасте 18-35 лет более чем из 150 стран мира. Его главными целями были: укрепление международных связей, развитие межнационального и межкультурного взаимодействия, сохранение общей памяти и истории, повышение интереса к России.

То есть, молодые люди из разных стран встречались, общались, демонстрировали свое мастерство в разных областях, обменивались опытом, ну и конечно, заводили новых друзей. А как на ваш взгляд, нужно ли продолжать проводить такие фестивали? (Конечно надо, ведь он объединяет людей, дает возможность знакомиться и находить новых друзей)

Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня . Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.)

Физкультминутка: И сейчас мне хочется предложить вам спеть всем известную песню «Если с другом вышел в путь»

Коллективная работа над письмом

Итак, понятие «дружба» - интернациональное, то есть дружить можно как внутри своей страны, так и с другими странами. Вот и нам с вами пришло письмо из Германии от учеников 7 класса, которые очень хотят с нами подружиться. Давайте прочитаем его и обсудим. (Читают письмо, приложение 5) Ребят, что сообщают нам дети из Германии? Как вы считаете, стоит ли нам с вами отвечать на это письмо? Будет ли вам интересно дружить с ребятами из другой страны? А о чем мы им будем писать? (обсуждение ребят). Я предлагаю вам дома подумать и написать план письма на немецком языке, а на уроке мы с вами составим общее письмо. А с друзьями из других стран можно общаться не только через письма, но и с помощью интернета.

5. Знакомство с понятиями друг, товарищ, приятель

Кстати, про интернет. Ребят, а скажите, пожалуйста, у вас у всех есть свои странички в социальных сетях (например, «В контакте»)? У вас там много друзей? А может ли у человека быть так много друзей? Каким другим словом можно их назвать? (приятели, товарищи) А чем же отличаются эти слова? (ответы детей)

Молодцы, вы все правильно сказали. Это слова-синонимы, т. е близкие по смыслу, почти похожие, но имеющие разное значение.

Друг - это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья умеют сопереживать друг другу и в горе, и в радости.

Приятель - это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ - человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учебой.

У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг - один! А какими должны быть друзья?

На доске прикреплены листочки с качествами человека. Вам необходимо из них выбрать те, качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепить их на «Дерево дружбы» (по очереди выбирают и прикрепляют на дерево листочки).

Слова: Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка, бескорыстие, предательство, драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный

Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. (Зачитываю те качества, которые прикрепили учащиеся)

6. Проведение анкеты

Теперь мы с вами знаем, каким должен быть друг. А как вы считаете, можете ли вы себя назвать хорошим другом? Давайте посмотрим! Я предлагаю вам пройти небольшой тест. Честно ответьте на следующие вопросы: (приложение 2)

Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Беседа по вопросам: - Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом - это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

8. Обсуждение законов дружбы

А чтобы вы не забывали, каким должен быть друг и что нужно для этого делать, я хочу подарить вам небольшие памятки, на которых написаны Законы Дружбы, (дарю каждому памятки). Давайте прочитаем их. Со всеми ли законами вы согласны, не хотите ли еще что-нибудь добавить? (приложение 3)

9. Подведение итогов. Рефлексия

А теперь давайте подведем итог нашей с вами сегодняшней темы. Упражнение «Ромашка». У меня есть необычный цветок, на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по очереди, будем отрывать по лепестку и отвечать на вопросы.

1.Что такое дружба?

2. А кто такой друг?

3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - какими?

4. Какую пословицу о дружбе вы знаете?

5. А кто такой настоящий друг?

Вот и у меня остался последний лепесток. А на нем вопрос: Как вы понимаете понятие «дружный класс»? Я не случайно задала вам этот вопрос. Мы говорили с вами сегодня о дружбе между странами, городами. Но, на мой взгляд начинать дружить надо с малого коллектива., то есть с класса. А можете ли вы назвать наш класс дружным? Что мешает вам дружить? (мнения ребят)

Да, мы еще раз с вами убедились, что это очень тяжело. Ведь надо научиться быть терпимее к другим, не завидовать успехам друга и не радоваться неудачам своих одноклассников. Научиться помогать друг другу, побольше работать сообща. И как первый шаг в укреплении нашей дружбы, предлагаю вам всем вместе сделать герб «Дружбы» для нашего класса. (ребятам предлагается из цветной бумаги, цветных карандашей составить на альбомном листе Герб, а затем объяснить каждый элемент этого Герба)

Вот теперь я предлагаю повесить этот герб в наш классный уголок.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. И не будем никогда ссориться, а будем всегда помнить слова доброго кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Приложение 1

Скажи мне кто твой друг, ……..и я скажу, кто ты.

Старый друг ……………………лучше новых двух.

Птица сильна крыльями, ………а человек дружбой.

Друзья познаются ………….в беде.

Сам погибай, ………………а товарища выручай.

Крепкую дружбу …………..и топором и не разрубишь.

Нет друга, ищи, …………а нашёл - береги.

Один в поле …………..не воин.

Дружба — как стекло, …………разобьёшь - не склеишь.

Новых друзей наживай, ………… а старых не теряй.

Приложение 2

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) родителям,…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Приложение 3

Законы дружбы

1.​ Помогай другу в беде.

2.​ Умей с другом разделить радость.

3.​ Не смейся над недостатками друга.

4.​ Останови друга, если он делает что-то плохое.

5.​ Умей принять помощь, совет.

6.​ Не обманывай друга.

7.​ Не предавай друга.

8.​ Относись к другу как к себе.

9.​ Умей признавать свои ошибки.

Цель: расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Задачи:

  • в игровой форме рассказать детям о качествах настоящего друга;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
  • развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в классе;
  • воспитывать чувство толерантности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Сообщение темы классного часа

– Чтобы узнать тему классного часа, нам нужно разгадать кроссворд (Приложение 1 ).

По горизонтали:

  1. Она делает человека мягче и отзывчивее. (Доброта)
  2. Он помогает нам принимать разумные решения и мыслить. (Разум)
  3. Оно часто проявляется к пожилым людям. (Уважение)
  4. Без неё нельзя выполнить любой работы или выучить уроки. (Желание)
  5. Оно помогает нам долго хранить вещи, школьную мебель, игрушки. (Бережливость)
  6. Она помогает нам всегда выглядеть чистыми и опрятными. (Аккуратность)

– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Дружба)

(Ученик рассказывает стихотворение)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

III. Работа по теме

– Кто такой друг? Что такое дружба? В толковом словаре Ожегова, дается толкование этих слов.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Немало примеров настоящей крепкой дружбы мы встречаем в художественной литературе.

Викторина «Кто с кем дружит»

Учитель называет имя литературного героя, а дети должны вспомнить его друга в произведении: Винни-Пух и … (Пятачок) , Малыш и … (Карлсон) , Русалочка и … (Себастьян) , Дениска и … (Мишка) , Робинзон Крузо и … (Пятница) , Чук и … (Гек) , Лев и … (собачка) , Д-Артаньян и … (Атос, Партос и Арамис)

– Давайте определим какими качествами должен обладать настоящий друг. А помогут нам ребята, которые подготовили небольшие зарисовки из школьной жизни.

Инсценировка рассказа «Друзья»

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давайте вместе играть!».
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем. – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно. А потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Рассказ «До первого дождя» (рассказывает ученица)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице. Начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ. Мы накроемся вместе, – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном. Ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, скала учительница и, взглянув на Машу. Покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
– Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

– Почему обе девочки густо покраснели?

– А теперь послушайте стихотворение о дружбе и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (Ррассказывает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.

Инсценировка рассказа «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья. Обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
– Да, ты стала хуже …
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
– Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

– За что мама осудила Соню?
– Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу. Поддерживать его.

– Послушайте еще одну историю о дружбе (рассказывает ученик) :

Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек.
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
– Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: – Ну что ж!
Я не сержусь. Чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!

– Почему герой стихотворения был уверен, что друг придет?

Инсценировка рассказа «Так или не так?»

Переехала Аня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Аня никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школе, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
– Ты еще ни с кем не дружишь?
– Нет, – ответила Аня.
– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
– Не волнуйся, – ответила Аня. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
– Какой в рассказе изображена Аня? А Галя?
– Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
– Как Аня догадалась, с кем ей не надо дружить?
– Какими же качествами должен обладать настоящий друг:
доброта, преданность, бескорыстие, отзывчивость, честность, надежность, толерантность. Слово толерантность произошло от латинского слова терпение, терпимость. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия.
– Посмотрите друг на друга. Есть ли среди нас хотя бы два совершенно одинаковых человека? Мы все разные: по внешним признакам, по интересам, по характеру, по способностям. Иногда бывает трудно сдержаться, когда мы замечаем, что человек выглядит не так, как нам нравится, думает иначе, поступает по-другому. Но чтобы не остаться в одиночестве, нужно развивать в себе уважение, терпимость к людям. А это значит быть толерантным . Надо быть добрее, внимательнее друг к другу, обращать внимание на то, что нас сближает, видеть достоинства людей, стараться лучше понять друг друга.
Сейчас в мире не простая обстановка. Во многих точках нашей планеты идут войны, случаются землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия. Люди вынуждены покидать свои дома и уезжать из родных мест, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. Эти люди разных национальностей, разных убеждений, разной веры. Они могут иметь другой цвет кожи.
Независимо от цвета кожи, национальности, все люди мечтают быть счастливыми, найти себе друзей: преданных, надежных, добрых, отзывчивых, честных. Если все люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, конфликты, ведь мы все живем на одной планете Земля, мы команда одного большого корабля.

Ученик читает стихотворение «Всемирный хоровод» С.Я. Маршака.

Стих для детей
Всех народов и стран –
Для абиссинцев
И англичан,
Для итальянских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких,
Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк;
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать;
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Для детворы
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек –
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах или в селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад –
С Востоком,
А дети –
Друг с другом!

Рефлексия

– Давайте протянем свои ладошки навстречу новым друзьям. Обведите свою ладошку на бумаге, выбрав для этого один из цветов:

  • Красная ладошка – если тема нашего классного часа вас взволновала, и вы хотите еще больше узнать об этом.
  • Желтая ладошка – если вы еще не определились, интересна ли вам эта тема.
  • Синяя ладошка – если вас эта тема не интересует.

– Вспомните то, о чем мы с вами говорили и запишите на выбранной ладошке самое главное правило дружбы, которое вы для себя сегодня открыли. Прикрепите свои ладошки на нашей карте мира.

Классный час

«Дружба»

Цели: 1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы. 2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. 3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи: 1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие». 2.Развитие способности формулировать суждения. 3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Ход классного часа

Учитель: - Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.) Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучи музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей). Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. - Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. - Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: «Руку дружбы протяните В глаза друг другу посмотрите Пусть любовь в сердцах у вас всегда звучит Дружба крепкая нас всех объединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию: Чтец: Кто верит в дружбу горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку.

Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение? Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Ларошфуко

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец: Когда ещё никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и тоже), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спокойно за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель: - Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? - С любым ли человеком дружат? - А каким должен быть настоящий друг? - Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Чтец: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря!

3.Творческое задание: «Настоящий друг» Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. "Плохо”. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики. - Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4. Письменная работа «Письмо другу» Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам. Чтец: Раздаются порой голоса, Что чудес никаких не имеется. Есть на Земле чудеса, Но их надо найти, разумеется. Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий – для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится.

Учитель: - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. - Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки. - Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Чтец:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.

5. Творческая работа «Дерево дружбы».
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.

6. Игра «Клубочек».
А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)
8. Песня «Мир похож на цветной луг»
9. Подведение итогов
Учитель :
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

Тема классного часа:

«Поговорим о дружбе»

«Самый прекрасный подарок после мудрости,

которым могла бы одарить нас природа, –

это дружба».

Франсуа де Ларошфуко

Цели: определение слов «дружба», «друг», «товарищ», настоящий друг».

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Развитие умения высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;

Развитие коммуникативных компетенций.

Форма проведения классного часа: беседа, игры «Несколько слов о дружбе», «Нить», «Дерево Дружбы», викторина «Кто с кем дружит», словарная работа, работа с понятиями, работа в группах.

Основные понятия: дружба, друг, товарищ, настоящий друг

Оборудование: Плакат «Радуга»;Раздаточный материал;Карандаши цветные;

Краски;Кисти и стаканчик для воды;Дерево Дружбы;Цветные листы бумаги (или заготовки цветных ладошек)Клубок ниток;Карточки с определениями качеств друга;

Музыкальное сопровождение;Презентация классного часа «Поговорим о Дружбе»;

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня удивительный день. Вы спросите: «Почему?». Во – первых, мы с Вами встретились. Во-вторых, я очень рада всех Вас видеть. Вы такие хорошенькие, миленькие, смешные, забавные, озорные и послушные, добрые и неугомонные. А в – третьих, я надеюсь, мы с пользой и удовольствием проведем время. Но для начала….

2. Введение в классный час:

Слайд 2. - Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил
. (Радуга)

Слайд 3. - Верно! Вы думаете, мы будем с Вами говорить о радуге? Нет. Мы будем говорить с Вами о более важных вещах в жизни человека, мы будем говорить о том, чем дорожат многие люди и без чего трудно прожить на Земле. Но для начала я предлагаю Вам раскрасить нашу радугу. Наша радуга необычная, волшебная. Она поможет Вам отгадать тему нашей беседы (на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно прочитать)

Слайд 4. Дети раскрашивают по очереди радугу, на которой появляется надпись.

Обществу - красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет

Слайд 5. - Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось: «Обществу дарить радость, улыбку, желание, благородство, единство».

А теперь, если Вы прочитаете только первые буквы каждого слова, сверху вниз, Вы узнаете о самом главном.

Слайд 6. - Так о чем мы с Вами будем говорить? «О дружбе».

Я хочу рассказать Вам одну поучительную сказку.

Слайд 7. Звучит музыка И. Крутого «Когда я закрываю глаза».

- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А Вы кого выбрали бы? Почему?

Ответы детей. Звучит музыка и продолжение сказки:

- Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Как Вы думаете, почему Любовь выбрала Дружбу?

Ответы детей.

Какое прекрасное слово – «дружба» . Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, бегать по лужам, читать новую книгу, смотреть мультики или секретничать о своём.

А какие чувства испытываете Вы, ребята, произнося слова «дружба»?

Ответы детей.

Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба, для чего она нужна человеку и что она дает ему.

3. Основная часть.

Слайд 8. - Наш классный час называется так «Поговорим о дружбе».

Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать о дружбе и чему должны научиться?

Дети высказывают свои предположения.

3.1. Словарная работа .

Слайд 9. - Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги с заданием «Напишите определение слов «дружба», «друг», «товарищ» . Вы кратко письменно отвечаете, а затем зачитываете свое определение.

Время пошло….

Звучит песня «Если с другом вышел путь…»

Как Вы думаете, что такое «дружба», «друг», «товарищ»?

Ответы детей.

Слайд 10. - В толковом словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» данные слова объясняются так:

«Дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Друг» – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

«Товарищ» – это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

Ответы детей.

Дружба нужна всем, и взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Слайд 11. - Ребята, давайте подумаем над вопросом и ответим: «Зачем людям нужна Дружба?».

Ответы детей.

А сейчас послушаем стихотворения, в которых говорится о настоящей, крепкой дружбе.

Слайд 12. Звучит музыка.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Стихотворение «Дружба»:

Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!

3.2. Работа над понятием «настоящий друг» .

Слайд 13. - Ребята, а Вы когда – нибудь слышали какое словосочетание «настоящий друг» ? Нам нужно выяснить, каким должен быть настоящий друг, какими качествами он должен обладать. Предлагаю Вам карточки со словами: « сострадание, сочувствие, честность, грубость, лживость, взаимовыручка, справедливость, предательство, драчливость, ответственность, верность, доброта, скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, доверие». Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (приложение 1).

Дети работают в группах.

Ребята, какие качества Вы выбрали? И почему?

Ответы детей.

Ребята, а какие карточки остались у Вас лишними и почему? (оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм», «ложь», «грубость», «предательство», «драчливость», «зависть»)

Ответы детей.

Ребята, давайте послушаем стихотворение «Друзья» и узнаем, какие бывают друзья.

Звучит музыка.

Стихотворение «Друзья»:

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.
Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.
Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.
Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.
Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?
Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

3.3. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

Слайд 14. - Ребята, я предлагаю Вам обсудить несколько проблемных ситуаций «Как бы я поступил?».

Дети вытягивают карточки с предложенной ситуацией, в группах обсуждают проблемные ситуации.

1. Твой друг Миша не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Твои действия?

2. Твой друг Петька употребляет плохие слова и выражения, постоянно обижает других детей. Твои действия?

3. Твой друг Валерка совершил плохой поступок – он взял чужой мобильный телефон. Твои действия?

4. Идя домой со школы, ты увидел, что группа ребят окружила мальчика Федю и не дает ему пройти, требуют у него деньги или ценные вещи. Как ты поступишь?

5. У твоей одноклассницы Веры случилась неприятная история. На следующий день, за спиной девочки стали шептаться и показывать на нее пальцем. Твои действия?

6. Перед началом урока в класс вошла Марина. У нее был грустный, растерянный, расстроенный вид. Все ребята дружно стали интересоваться, что произошло с Мариной. Марина не смогла ничего сказать одноклассникам, она покраснела, расплакалась и выбежала из класса.

В чем ошибка одноклассников?

7. Твой друг Генка заболел ангиной и не ходит в школу. А тем временем, на уроках математики изучают сложную тему, которую никак нельзя пропускать. Твои действия?

8. Твоя подруга Маруся познакомилась с девочкой Галей, но ты с Галей не знакома. Ты хотела погулять с Марусей, но Маруся пошла на прогулку с Галей. Как ты поступишь?

Ответы детей.

Как вы думаете, ребята, какие поступки, дела и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

Ответы детей.

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, обижаться без причины, завидовать. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. А если Вы не можете справиться с какой – либо ситуацией, обратись за советом, помощью к другу.

Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

3.4. Игра «Несколько слов о дружбе»

Слайд 15. - Очень много написано и придумано в народе пословиц о дружбе. Например: « Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши».

Слайд 16. - Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На слайде Вы видите только одну половину пословицы, другую половину пословицы Вы должны назвать сами.

Нет друга – ищи … … (а нашел – береги).

Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей).

Один за всех …… (и все за одного).

Человек без друзей …… (что дерево без корней).

Старый друг…..(лучше новых двух).

Дружба крепка не лестью….(а правдой и честью).

Друг познается ….(в беде).

Друга за деньги ….. (не купишь).

Скажи мне кто твой друг,…. (и я скажу, кто ты).

Не тот друг, кто на пиру гуляет, …..(а тот, кто в беде помогает).

Друг спорит, а враг ….. (подталкивает).

3.5. Игра «Нить»

Слайд 17. - Молоды! А сейчас мы поиграем в игру «Нить». Все участники становятся в круг. Вам необходимо назвать те качества человека, которые помогают жить в обществе и дружить, при этом Вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце игры, мы посмотрим, что же у нас получилось.

Дети, называя качества человека, передают клубок любому другому игроку.

- Как вы думаете, что у нас получилось?

Получилась переплетенная, как паутина, нить. Мы все оказались связанными между собой. Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками, желаниями, событиями, чувствами.

Слайд 18. - Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга. Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплети Вас. Прислушайтесь к этим словам:

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек .

3.6. Игра «Дерево Дружбы»

Слайд 19. - Ребята, у вас на столах лежат разноцветные сердечки. На сердечках напишите правила дружбы и качества человека, необходимые в дружбе

Дети работают. Звучит песня «Дружба крепкая не сломается».

А после того как вы выполните работу, возьмите своё сердечко, зачитайте свое правило дружбы или качество друга и приклейте к веточкам «Дерева Дружбы».

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило или качество друга и прикрепляет к дереву.

Посмотрите, какое у нас получилось чудесное дерево! Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

3.7. Викторина для любознательных «Кто с кем дружит?»

Слайд 20. - Ребята, а сейчас я хочу поиграть с Вами в викторину «Кто с кем дружит?». Я буду Вам зачитывать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Слайды 21-40.

    Маленький с большими ушами - друг Крокодила Гены …..(Чебурашка).

    Девочка с голубыми волосами - подруга любопытного длинноносого Буратино ……(Мальвина).

    Маленький, розовенький, с круглым пятачком - друг Вини-Пуха ……(Пятачок).

    Друзья-музыканты из Бременского леса…… (Трубадур Кот, Петух, Пес, Осел)

    Как зовут девочку, которая выручала своего друга Кая из ледового плена Снежной королевы?........ (Герда)

    Малыш и его друг, который живет на крыше …. (Карлсон)

    Неразлучные друзья из мультфильма Уолта Диснея «Чип и Дейл спешат на помощь»…. (Чип, Дейл, Гайка, Роки и Вжик)

    Как зовут Кота, который хотел подружиться с мышами и постоянно повторял им: «Ребята, давайте жить дружно!»….. (Кот Леопольд).

    Непримиримые друзья Том и …..(Джерри)

    Верные друзья из деревни Простоквашино….. (дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, Галчонок)

3.8. Притча «Настоящий друг».

Слайд 41. - Все молодцы! Все хорошо отвечали. А сейчас послушайте одну притчу: «Настоящий друг».

Звучит музыка И. Крутого.

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

4. Заключение. Подведение итогов.

Слайд 42. - Ребята, а в заключении я бы хотела, чтобы Вы послушали мысли вслух Лиона Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Звучит музыка.

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Ребята, Вы согласны ли вы с таким определение «дружбы», Вы бы хотели иметь такого друга? А может…

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

На этой чудесной ноте наш классный час о дружбе закончен.

Ребята, ответьте на вопросы:

Слайд 43-45.

Что я понял(а)?

Что я узнал(а)?

Что я чувствую?

Ответы детей.

Помните, ребята, Ваш класс – это маленькая семья. Мне бы очень хотелось, чтобы в Вашей семье, как и любой другой, всегда царили дружба, любовь, доброта, красота, радость, уважение, взаимопонимание. И в этом Вам помогут « Законы Дружбы» (педагог дарит детям памятки «Законы Дружбы»):

Слайд 46.

    Уважай своего друга.

    Помогай другу в беде.

    Не обманывай друга, будь с ним честен.

    Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

    Будь внимателен к своему другу.

    Умей уступать своему другу.

    Умей радоваться успехам друга.

    Не нарушай обещаний, данных своему другу.

    Не предавай своего друга.

    Береги своего друга, ведь друга потерять легко.

Слайд 47. - Вы молодцы! Всего вам доброго!

Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопают все учащиеся. На слово «жёлтый» - хлопают гости. И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

Наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»