Экскурсия с детьми подготовительной группы. Конспект целевой экскурсии в подготовительной группе «Прогулка с Буратино» (ПДД)

Цель:

Уточнить знания детьми правил поведения пешеходов при движении по тротуару.

Познакомить детей с понятием «перекресток».

Учить распознавать сигналы светофора, закреплять умение действовать в соответствии с ним.

Систематизировать знания о видах транспорта.

Прививать культуру поведения по отношению к пешеходам и к водителям транспорта.

Воспитывать ответственность, внимательность.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару.

2. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Зеленый, желтый, красный». Цель: Уточнить знания о назначении светофора. Закрепить умение определять по сигналу светофора направление движения пешеходов.

3. Дидактическая игра «Дорожные знаки». Цель: Закрепить знания о правилах поведения на улице. Вспомнить дорожные знаки «Пешеходный переход», «Будь осторожен».

4. Продуктивная деятельность «Дорожные знаки» (Аппликация). Цель: Уточнить знания о дорожных знаках и светофоре. С помощью приемов аппликации изготовить знаки для игры «Дорожное движение».

5. Сюжетно - ролевая игра «Дорожное движение». Цель: Учить переносись полученные знания в игровые действия. Уточнить знания о видах транспорта (грузовой, легковой, пассажирский). Воспитывать коммуникативные качества.

6. Экскурсия на площадку «Дорожное движение». Цель: Уточнить представления о правилах дорожного движения для пешеходов. Рассмотреть предупреждающие и запрещающие знаки.

7. Беседа с сотрудником ГИБДД. Цель:Познакомить с работой сотрудников ГИБДД, закрепить представление об опасности дорог.

Материал: Костюм Буратино либо игрушка Буратино.

Вводная часть:

Во время свободной деятельности детей, их внимание привлекается к появлению в групповой комнате Буратино (можно использовать игрушку).

Воспитатель : Ребята, кто это?

Откуда он к нам пришел?

Давайте сядем на стульчики и послушаем, что он хочет нам сказать.

Оказывается. Буратино пришел к нам не с пустыми руками, он принес письмо от папы Карло. Вы хотите его прочесть? Ну, тогда слушайте: «Здравствуйте дорогие ребята. Я специально отправил Буратино в ваш детский сад, так как знаю, что вы дети умные, послушные, хорошо знаете правила дорожного движения, а Буратино - озорник и проказник, но он хочет стать таким же, как вы. Для этого эму нужно попасть в школу. Покажите ему, пожалуйста, дорогу до школы и научите вести себя при таком далеком путешествии».

Воспитатель : Вот такое письмо. Ребята о чем просит в своем письме папа Карло? Мы сможем выполнить его просьбу?

Ну что же, тогда места, чтобы не мешать движению транспорта и не подвергать свою жизнь опасности собираемся и отправляемся в путь.

Ход экскурсии:

Выйдя за территорию детского сада. Буратино зовет детей выйти на дорогу.

Смотрите сколько здесь места, идите скорее сюда!

Воспитатель :

Ребята, разве можно ходить по дороге?

Почему нельзя? (По дороге едут машины).

А мы кто? (Пешеходы).

Где двигаются пешеходы? (По тротуару).

По какой сторону тротуара мы с нами пойдем? (По правой).

Буратино, тебе все понятно? Мы - пешеходы. А пешеходы, чтобы не мешать движению машин, ходят только по тротуару, придерживай правой стороны. Ну что же, ребята, отправляемся в путь!

По пути обратить внимание детей и Буратино на то, что транспорт двигается на дороге по правой стороне на встречу друг другу.

Буратино : А почему все машины разные?

Вместе с детьми выясняем, что существуют различные виды транспорта (грузовой, легковой, пассажирский), а людей которые сидят за рулем машин называют водителями.

Подошли к перекрестку.

Воспитатель : Ребята и ты Буратино, послушайте, пожалуйста, мы с вами подошли к перекрестку. Перекрестком называют пересечение нескольких дорог и движение транспорта здесь очень оживленное. Давайте познакомимся с правилами перехода через дорогу на перекрестке. Ни в коем случае нельзя переходить улицу наискосок, а как необходимо двигаться? (прямо).

Буратино интересуется у воспитателя, что это за разноцветные огоньки горят на той стороне улицы? Выясняем, что это светофор.

Воспитатель : О чем, рассказывают разные цвета светофора? (Красный - стоять, Желтый - внимание, Зеленый - можно идти).

Сейчас мы с вами дождемся зеленого сигнала светофора и начнем переходить через улицу по специально размеченной полосе, которая называется пешеходный переход. Вы знаете, как необходимо нести себя при переходе через дорогу? Расскажите об этом Буратино (быть внимательным, не торопиться, не бегать, не вести беседы друг с другом).

Переходят через улицу. Воспитатель хвалит детей и Буратино за внимательность.

Буратино : А, если я захочу перейти на другую сторону дороги, а светофора нет? Дети объясняют ему, что и в этом случае, нужно найти на обочине дороги специальный знак «Пешеходный переход», посмотреть налево, убедиться, что рядом нет машин, дойти до середины дороги, посмотреть на право и продолжить путь. Но маленьким детям, это можно делать, только в сопровождении взрослых.

Воспитатель : Какое главное правило для детей мы с вами еще не вспомнили? (Играть, кататься на велосипедах, самокатах и роликах можно только и строго отведенных для этого жизнь опасности).

Воспитатель : Буратино вот мы и дошли, это большое здание и есть школа, именно сюда тебе нужно было попасть. Но прежде чем, попрощаться, давай вместе с ребятами вспомни все правила, о которых мы говорили во время прогулки:

1 - правила для пешеходов;

2- правила перехода через дорогу;

3- о местах для детских игр.

Мы были очень рады помочь тебе Буратино, до свидания, нам с ребятами пора возвращаться в детский сад!

Жанна Борисовна Гезалян
Целевые прогулки в подготовительной группе

Сентябрь

Цель. Понаблюдать, как встречают тех, кто пришел в первый раз в первый класс. Напомнить детям, что сегодня во всех школах города начинается учебный год, а следующей осенью дети тоже пойдут в школу, и их так же торжественно и приветливо будут встречать.

По территории детского сада

Цель. Познакомить детей с характерными признаками осени, самостоятельно находить их. Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

К водоёму

Цель. Познакомить детей с тем, что в окружающей нас среде есть живые организмы : насекомые, черви, рыбы, лягушки. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

По улице Фрунзе

Цель. Продолжать знакомить детей с улицами родного города, района. Рассказать детям о том, что улицы называют в честь знаменитых людей; наблюдать за движением транспорта по улице;

упражнять в различении транспорта, знать его назначение (пассажирский, грузовой, легковой) .

Что нам осень подарила»

«золотой осени» : стоит солнечная, сухая погода, деревья надели красочный наряд. Закрепить названия кустарников и деревьев в парке. Уточнить знания детей, что овощи растут на огороде. Осень – время уборки овощей. Различать и называть овощи, растущие на грядках огорода д/сада. Знакомить с деятельностью человека в природе

На перекресток

Цель. Закрепить представления детей о работе инспектора ДПС; закрепить знания о правилах дорожного движения

В парк в период «золотой осени» .

Цель. Закреплять и уточнять знания детей о «золотой осени» : стоит солнечная, сухая погода, деревья надели красочный наряд. Закрепить названия кустарников и деревьев в парке.

Цель. Формировать представление о назначении почты как средстве связи. Познакомить с работой различных отделов почты.

В детскую библиотеку

Цель. Дать детям представление о детской библиотеке. О труде работников библиотеки, о значимости библиотеки. Воспитывать любовь к книге и желание читать её.

Экскурсия не кухню

Цель : учить замечать опасные предметы на кухне : горячая плита, режущие предметы.

К остановке пассажирского транспорта.

Цель. Расширять знания о пассажирском транспорте, ожидать транспорт должны на специальных площадках, как вести себя в транспорте.

К светофору.

Цель. Закреплять представления детей о назначении светофора.

В парк (начало зимы)

Цель. Учить детей различать деревья по коре; наблюдать изменения, происходящие в природе : снег толстым слоем лежит на земле, все растения укрыты снегом, под снегом растениям тепло, как под одеялом, от мороза деревья покрываются инеем.

Экскурсия в музей

Обзорная экскурсия по участку детского сада

Цель. Уточнить и систематизировать представления детей о признаках наступившей зимы.

В медицинский кабинет детского сада.

Цель. Уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь.

Экскурсия в парк зимой.

Цель. Углубить представления детей о типичном состоянии природы зимой, обогатить эстетическое впечатление детей, учить видеть красоту зимнего убора земли.

Экскурсия по улицам города.

Цель. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города. Познакомить с названиями близлежащих улиц.

Знакомство с пешеходной дорожкой – тротуаром

Закреплять знания о правилах поведения на улице. Воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

По улице Мира

Цель. Продолжать знакомить с улицами родного города, закреплять умение вести себя культурно на улице, рассмотреть общественные здания, их назначение.

К памятнику воина.

Цель. Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

К пешеходному переходу.

Цель. Закреплять знания о правилах поведения на улице. Воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

К водоёму.

Цель. Закрепить уже известные признаки весны на водоёме, познакомить с новым понятием «ледоход» , уточнить, почему нельзя подходить близко к воде.

По территории детского сада.

Цель. Закреплять знания о времени года. Обратить внимание детей на приметы весны : яркое солнце, голубое небо, белые облака.

К проезжей части дороги.

Цель. Познакомить детей с проезжей частью дороги – шоссе. Вспомнить правила дорожного движения.

На школьный стадион.

Цель. Наблюдать, как школьники занимаются физической культурой.

Цель. Наблюдать изменения в природе с наступлением весны : солнце греет сильнее, снег растаял. На деревьях набухли почки, на хорошо освещенных местах появились первые цветы (мать-и-мачеха)

Экскурсия в музей

Цель. Дать детям представление о музее, как месте хранения. Рассказать о предметах старины, учить отличать их от современных по внешнему виду и названиям.

Экскурсия по участку детского сада.

Цель Уточнить и систематизировать представления детей о признаках весны.

К вечному огню.

Цель. Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом, кому был зажжён вечный огонь. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

На стадион.

Цель. Закреплять знания детей о видах спорта, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

В цветочный магазин

Цель. Уточнение представлений офункциях растений (питание,дыха-ние, движение, рост иразвитие) на примере растенийразных экосистем.

Цель. Рассказать детям о последнем звонке в школе, обратить внимание на то, как одеты школьники.

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Экологическая экскурсия в направлена на знакомство с растениями, которые можно встретить на огороде и в саду. Работа адресована педагогам дополнительного образования экологического профиля, воспитателям и учителям биологии. Материал рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей с культурными растениями.
Задачи:
- знакомство с овощными и садовыми растениями;
- развитие коммуникативных способностей;
- воспитание бережного отношения к природе.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по участку нашего приусадебного участка. Я вас попрошу внимательно наблюдать и запомнить, что растет на участке. Но для начала я вам предлагаю послушать загадки и ответить на них.
- Нарядилася Алена,
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?... (Капуста)
- Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Смородина)
- Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь,
Даже маленькую дольку –
Будет пахнуть очень долго.(Чеснок)


- Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
- Он никогда и никого,
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него,
И взрослые и дети? (Лук)
- В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух)


Воспитатель: Вы на участке заметили, какие - нибудь растения?
Ответы.
Воспитатель: А скажите, они чем - нибудь отличаются друг от друга?
Ответы.

Воспитатель: А мы можем эти различия взять в руки?
Ответы.
Воспитатель: Предлагаю (назвать несколько имен детей), принесите нам и покажите эти различия.
Дети приносят листья разных растений.
Воспитатель: Скажите в чем разница между этими листьями, какие они по форме, на ощупь?
Ответы.
Воспитатель: А я предлагаю вам игру: «Деревья и листья».
Складываем все собранные листочки в мешочек и ребята с завязанными глазами определяют, с какого растения, какой лист.


Воспитатель: Расскажите, что можно приготовить из этих растений и куда их добавляют?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Мы с вами в группе много читали информации о пользе растений, учили стихи. Может кто – то запомнил.
Дети читают стихи.
Ребенок: В огороде нашем,
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Ребенок: Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите – угощу!
Ребенок: По тропинке топ-топ-топ -
Я в саду ищу УКРОП.
Он зелёный, он душистый,
А еще УКРОП пушистый!
Воспитатель: Предлагаю вам небольшую викторину:
- Назовите плодовые культуры?


- Назовите растения, которые нас кормят?
- А знаете ли вы, сколько овощей в тарелке супа? Назовите овощи, из которых варят суп?


- Назовите зерновые культуры?(пшеница, рис)
- Что можно приготовить из смородины?(сок, морс, сироп и т.д.)
- А какие лекарственные растения вы знаете?(календула, одуванчик, тысячелистник и т. д.)
- На какие группы делятся растения: деревья, кустарники, травянистые.
- Как называются растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу?(культурными)


Воспитатель: Давайте прервемся на небольшую паузу, а точнее физминутка.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Физминутка: Компот.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите, а точнее исправьте названия овощей.
Показал садовод,
Нам такой огород.
Где на грядках, засеянных густо.
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
Н. Кончаловская.
Дети называют знакомые им овощи.


Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить поиграть еще в одну игру. Я вам называю цвет, а вы должны подобрать к нему предмет; например: красный – смородина, помидор, редиска и т. д.
Игра: «Подбери предмет к цвету».
Воспитатель: Следующая игра: «Узнай и назови».
У меня в руках корзинка, я буду доставать плоды или растения, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, я показываю ромашку(цветок), собирают летом; лук (собирают летом, растет на грядке).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия?
Что вам больше всего понравилось?
Какой вывод можно сделать?

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
«Экскурсия по Памятным местам столицы»
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине. Уточнить и систематизироватьзнания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, памятниками архитектуры и древности. Формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
Закрепить знания детей о флаге и гербе России, воспитывать уважительное отношение кгосударственным символам.
Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения. Ясно и внятно выражать свои мысли. Развивать мышление, память.
Материал: Карта России, слайд шоу «Древняя Русь», слайды: «Красная площадь», «Царь‐ пушка», «Царь‐колокол», «Кремль», «Герб и флаг России», стихи Вл. Степанова, детские стулья для постройки «автобуса», микрофон.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций альбомов «Моя Москва»,
«Моя Родина – Россия. Чтение и заучивание стихов В.Л. Степанова о Родине, «У каждого листочка» И. Мазина, «Родина» З. Александровой, Б. Житкова «Красная площадь», С. Баруздина «Страна, где мы живем», Ф. Глинки «Город чудный, город древний…»
Ход занятия
Воспитатель (Вступительное слово):
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
В. Степанов
– Как вы думаете, что же такое Родина?
Ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим‐синимФлаг России над Кремлем.
Воспитатель:
– Давайте вместе с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша
Родина?
– Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса.
– А кто знает, как называется наша Родина?‐(Россия)
‐Ответьте мне, ребята, как называется город, в котором мы живем?‐(Москва)
‐Что вы можете рассказать о городе Москве? Какой он? (много улиц, районов, домов, больниц, детских садов). Москва – древний и старинный город. Много веков трудились люди, чтобы сделать его таким красивым. Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Очень много храмов, площадей, парков, музеев, театров.
– Сегодня я предлагаю вам всем вместе отправиться на экскурсию по памятным местам столицы. А я буду вашим экскурсоводом.
– Проходите, пожалуйста, в автобус, занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее.
– Итак, ребята, отправляемся в путь.
(Едем под музыку.)
Первая остановка «Красная площадь»
Показ слайда «Красная площадь».
Воспитатель:
– Дорогие ребята столицы! Мы с вами находимся на главной площади Москвы. Кто из вас знает, как она называется?
- Верно, Красная площадь. А откуда это название?
– Да, в старину слово «красное» значило красивое, главное. Какие ещё образные выражения с этим, словом вы знаете?
Дидактическое упражнение «Подбери образное выражение».
– Красная девица, красно солнышко, весна‐красна, лето красное и т.д.
Воспитатель:
– А какие мероприятия проходят на Красной площади в наши дни?
– верно, здесь проводятся демонстрации трудящихся. Проходят военные парады с участием военной техники, показывающей мощь нашей страны. В дни больших праздников в небо над Красной площадью взлетает салют, проходят народные гуляния.
- Напротив мавзолея располагается еще одна достопримечательность, окутанная тайнами - Лобное Место или Царево место. Это возвышение, окруженное каменной оградой. По одной версии считается, что название Лобного места возникло из-за того, что там месте «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой утверждается, что Лобное место» - славянский перевод с греческого: «Краниево место» или с еврейского: «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский Спуск, в начале которого находится Лобное место, в Средние века назывался «лбом».
На Лобном месте оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. Его называли так же Theatrum proclamationum. Польские послы в 1671г. сообщали, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. С Лобного места объявлялось народу об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.
Говорят, что...
«... название Лобного места происходит от того, что приговоренных к казни заставляли здесь молиться и стукаться лбом о землю. А после того, как голову отрубали, она так же падала и стукалась лбом».
«... ранее нулевой километр находился на Лобном месте».
Игра «Золотые ворота».
Дети делятся на две команды. Изображающие «ворота» становятся в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорят слова:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие ускоряют шаг, а ловящие меняют скорость речитатива.
Показ слайда «Царь‐пушка».
Воспитатель:
На Соборной площади мы видим Царь ‐Пушку?
– Верно, это знаменитая «Царь‐пушка». Она установлена на лафете, а возле нее лежат ядра.
Новая информация для детей: Показ слайда «Царь‐колокол».
Воспитатель:
-Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник. Кто знает, что это?
- Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его.
Показ слайда «Покровский собор».
Воспитатель:
Посмотрите мы проезжаем Покровский собор или как его еще называют «Храм Василия Блаженного» в честь московского юродивого нищего скитальца.
Игра–загадка «собери паззлы»
разделить детей на четыре команды по 5 человек помочь и проверить правильный ответ. Задать вопросы, почему они так называются: « Царь-Пушка», «Царь-Колокол»?
Показ слайда «Московский Кремль».
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, как называется наша остановка?
Правильно «Московский Кремль»
Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлем или детинцем на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.
В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда‐то жители города и собрались под защиту своего кремля.
Первый Кремль был деревянным, построили его по приказу князя Юрия Долгорукова.
Показ слайда «Деревянный Кремль»
Воспитатель:
При следующем правителе – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные, толщиной в два‐три метра. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.
Показ слайда «Москва белокаменная»
Воспитатель:
И только через сто лет построили новые стены, теперь уже из кирпича.
Показ слайда « Кремль из кирпича современный»
Воспитатель:
У Московского Кремля двадцать башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни свое имя и своя история.
Показ слайда «иллюстрация с изображениями башен Кремля»
Воспитатель:
А это самая главная башня как она называется?‐(Спасская башня)
‐Как можно узнать Спасскую башню?‐(По курантам)
Воспитатель:
– Ребята, а кто работает в Московском Кремле?
– Верно, здесь работает наше правительство и президент. Поэтому здесь развевается государственный флаг России.
Показ слайда «Государственный флаг России».
Воспитатель:
- Что вы можете рассказать о флаге России?
– Что означают цвета флага?
Белый – цвет мира и чистоты совести.
Синий – небо, верность и правда.
Красный – огонь и отвага.
Игра найди свой флаг
Ребенок: «Флаг России»
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель:
- Проходим занимаем места в автобусе
Показ слайда «Герб России».
Воспитатель:
– Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва – столица России. Это тоже темно – красный щит с изображением на нем всадника – Героя Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея.
Герб страны можно увидеть на важных государственных документах, на печатях, на паспорте граждан России, на российских монетах, на пограничных столбах.
Наша экскурсия заканчивается, пришла пора возвращаться в детский сад.
Физкультминутка
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы - шофёры хоть куда!
Воспитатель:
Ребята ну вот мы и приехали в наш родной садик давайте вспомним, что мы узнали нового на нашей экскурсии по «Памятным местам столицы»
Итог занятия: игра с мячом «Я узнал»
458826286500

Месяц

Тема экскурсии

Программное содержание

Сентябрь

Экскурсия

в школу № 6

Формирование у детей правильного представления о школе; развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической); предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой.

Октябрь

Экскурсия

К проезжей части «Азбука дорожная»

Учить узнавать и называть виды транспорта; - развивать наблюдательность, память детей; воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность

Ноябрь

Экскурсия

в детскую библиотеку

Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; развивать любовь к книгам и бережное отношение к ним; воспитание культуры чтения

Декабрь

Экскурсия в краеведческий музей

Познакомить детей с историей своего родного города, что представлял собой г. Канаш несколько веков назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.

Январь

Экскурсия в ДК

Привлечение дошкольников в развивающие кружки и студии. Знакомство детей со сценой, зрительным залом, занавесом, гримерной. Приобщение детей к искусству.

Февраль

«Аптека».

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, содержанием работы фармацевта.

Развивать интерес к профессии.

Воспитывать любознательность, вырабатывать у детей умение запоминать материал.

Март

Экскурсия на почту

«Путешествие письма»

Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты; развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать взрослого; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

Апрель

Экскурсия

на стадион «Локомотив»

Познакомить детей со стадионом, продолжать прививать положительное отношение к спорту (к футболу), развивать кругозор.

Май

Экскурсия к братской могиле советских воинов

«День Победы»

Продолжать знакомить детей с праздником – «Днем Победы»; обогащать словарь детей;

развивать связную речь; воспитывать уважение к ветеранам войны.

Предварительный просмотр:

Тема: «Экскурсия в школу»

Программное содержание:

1. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.

2. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

3. Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного.

4. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Словарь: активный : школа, 4-х этажное здание, пришкольный двор, вход, спортплощадка.

Пассивный: вестибюль.

Предшествующая работа:

Чтение рассказа Некрасова «Филлипок». Рассматривание иллюстраций с изображением школы, школьных принадлежностей. Закреплять правила дорожного движения.

Оборудование: 2 красных флажка.

Методика проведения

Собираю детей около себя, говорю, что «сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. А куда? Ответ на этот вопрос вы найдете в загадке которую я вам загадаю

Послушайте ребята и ответьте о чем идет речь.

Там учат детишек

Природу любить,

Стариков уважать.

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в …..

Правильно, молодцы! О школе..

Вот и наступил сентябрь. Все дети, которым исполнилось 7 лет идут в школу. И мы с вами сегодня тоже пойдем в школу, но только на экскурсию.

Даю указания по поведению детей в школе и на улице, напоминаю правила уличного движения по тротуару и через проезжую часть дороги.

Строю детей парами 1-й и последней пары даю красные флажки. По пути в школу обращаю внимание детей на объекты города: Магазин «Седьмое небо», почта и т.д.

Придя на место расставляю детей так, чтобы всем было видно и слышно, даю детям некоторое время осмотреться.

Ну вот мы с вами пришли к зданию школы.

Задаю вопросы:

Что такое школа?

Чему учат в школе?

В школе учится много учеников. Дети, как вы думаете, кто построил школу? Люди каких профессий принимали участие в строительстве школы?

(ответы)

Посмотрите на здание, сколько этажей? Здание высокое?

(ответы)

Да, оно двухэтажное.

Ребята, обратите внимание на крыльцо. Какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу. Видите, дети торопятся на уроки. Опаздывать в школу нельзя.

- А как называется территория вокруг школы?

(ответы)

Это школьный двор. Что можно увидеть на школьном дворе?

(ответы)

– А теперь ответьте еще на один вопрос.

Без чего нет любой школы? (библиотека)

– Зачем она здесь нужна?

А можно ли учиться в школе без учебников? Давайте пройдем в здание школы посетим школьную библиотеку

– Кто знает, что такое библиотека? (Там много книг, там хранятся книги.)

– Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сейчас убедимся в этом. Но и в школе и в библиотеке нужно уметь правильно себя вести:

1. Не шуметь,

3. вопросы задавать по одному.

– Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку . Здесь красиво, чисто, уютно, много книг. (Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

– Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами».

– Что стоит на пол ках? (Книги).

– Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид . Почему? (С ними аккуратно обращаются).

– Как надо относиться к книгам? (Бережно).

– Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

– Для чего нужны книги? (Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового).

– Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг).

–Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).

– Молодцы, но кроме ума у вас должно быть много силы и выносливости, а что помогает людям быть крепкими, здоровыми, сильными? (спорт)

А для этого в школе проводятся уроки физической культуры

Сейчас мы пройдем в спортивный зал. И вы сами все увидите.

На этих уроках дети играют, бегают, учатся выполнять различные спортивные упражнения.

Я предлагаю и нам с вами провести физминутку

Вы, наверное, устали? ДА!

И поэтому все встали,

дружно все в кружочек встали.

Вверх ладошки хлоп-хлоп!

По коленкам шлеп-шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Раз-два! Топ-топ-топ!

Три-четыре! Хлоп-хлоп-хлоп!

А теперь ребята я хочу вас пригласить в комнату. Ребята, посмотрите мы пришли с вами в комнату как в школе называют такие комнаты? (ответы детей)

Правильно классы! Говорю, что в каждом классе есть парты, стулья за которыми дети учатся, еще есть доска на которой учитель обьясняет свой урок. Провожу детей еще по нескольким классам, затем возвращаемся на школьный двор.

А теперь, дети, послушайте стихотворение.

«В школу»

Осенняя погода,

Последний куст отцвел,

И сын промолвил гордо:

Мне год седьмой пошел.

Пойду я скоро в школу,

За парту сяду я,

О трех медведях книга

Давно есть у меня.

Все буквы прочитаю,

За прилежанье, знаю,

Меня похвалит мать.

Какие у вас есть вопросы? Давайте сфотографируемся на память у школы.

Ребята, вот и закончилась наша экскурсия. Затем возвращаемся с детьми в детский сад и в свободное время еще раз вспоминаем куда ходили? Что видели? Как называются предметы?

Предварительный просмотр:

«Экскурсия к перекрёстку»

Цель:

Научить детей безопасному поведению на улице.

Задачи:

Закрепить знания, полученные на предварительных занятиях.

Ознакомить детей со знаками перехода.

Упражнять в переходе через улицу.

Воспитывать чувство осторожности и сосредоточенности при переходе через улицу.

Активизировать словарь детей:

Светофор, переход, перекресток, проезжая часть дороги, пешеходная дорожка, тротуар.

Методические приемы:

Художественное слово, практическая часть, пример взрослых.

Ход экскурсии:

В-ль: В нашем городе очень большое движение всех видов транспорта. Все водители и пешеходы обязаны соблюдать правила дорожного движения, особенно при переходе через проезжую часть. Тот, кто точно выполняет их, может не бояться самой быстрой машины.

«Дорожная азбука очень важна-

Дорожная азбука всем нам нужна… »

Дети вспомните, какой стороны придерживаются пешеходы на тротуаре и транспорт на мостовой?

Ответы детей.

Правильно «право».

Для чего это надо знать?

Ответы детей

Да, чтобы был порядок.

А теперь вспомните правила для пешеходов.

--….

Сейчас мы с вами подойдем к месту перехода и научимся переходить улицу на перекрестке.

По какой улице мы с вами идем?

По …

Подойдя к месту экскурсии, воспитатель:

На какой улице мы находимся сейчас?

Улица …

С какой улицей пересекается улица …. ?

Улица ……

Как называется место, где пересекаются две улицы?

-- … .

Я думаю, вы знаете, что городские улицы разделены между водителями и пешеходами.

А как?

-- …

Да, пешеходы идут по тротуару, а машины едут по проезжей части дороги.

Хочу напомнить вам, что когда вы ожидаете автобус, то вы стоите у самого края тротуара.

Теперь представьте себе, что вы хотите перейти на другую сторону улицы. Давайте вместе подумаем, как сделать это правильно.

-- ….

Переходить через улицу можно только в специально предназначенных для этого местах – по наземным, надземным и подземным переходам. Как вы думаете, какой переход перед нами?

-- … .

Он обозначается указательным знаком «Наземный переход».

Рассматриваем этот знак: фон, размер, форма, рисунок внутри квадрата.

Как вы думаете, почему наземный переход называют «зеброй»

Потому что наземный переход обозначается на мостовой чередующимися полосками – белой и черной. А ведь именно так окрашена зебра.

Знаете ли вы, кто еще может помочь нам при переходе через очень оживленный переход?

-- …

Сейчас мы с вами пройдем к такому переходу.

Светофор показывает пешеходам и водителям, когда можно переходить дорогу или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать. Если горит красный свет-

-- …. переходить дорогу нельзя.

Он говорит: «Стоп! Остановитесь и ждите! »

А если загорается зеленый…

-- … можно переходить через улицу.

Он говорит: «Проходите, путь открыт! »

«Хоть, ребята, я и строг

Все же на игру готов.

Подмигну я правым глазом-

Замираете вы разом.

Подмигну зеленым глазом-

Все шагаете вы разом.

Кто внимательно идет,

Тот в беду не попадет! »

Я хочу вас предупредить, что переходить через улицу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, как только загорелся зеленый свет, а внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.

При переходе через улицу нужно посмотреть сначала налево, а на середине дороги -- направо, чтобы видеть, далеко транспорт или близко.

А теперь посмотрим, все ли были внимательны на экскурсии:

Попробуйте отгадать загадки:

«Стоят на дороге всем людям в подмогу

Простые и сложные знаки… .»

Дорожные.

Этот знак такого рода

Он на страже пешехода

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте

О каком знаке рассказывается в стихотворении?

О пешеходном переходе…

Молодцы! Со всеми загадками справились. В заключении нашей экскурсии хочу сказать,

«Вот теперь всем стало ясно,

Что незнание опасно.

Аварии возможны.

Так будьте осторожны! »

А теперь возвращаемся обратно в детский сад, соблюдая все правила дорожного движения.

Предварительный просмотр:

«Экскурсия в библиотеку» (подготовительной группы)

Цель НОД: познакомить детей с профессией библиотекаря.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы: вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.

Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке, клей для подклейки книги, скотч, ножницы.

ХОД НОД-ЭКСКУРСИИ:

1. Вводная часть:

За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии).

Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность, ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку.

Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения, и правила поведения в общественных местах.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке?

(Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)

2. Основной этап:

Дети и воспитатель пришли в библиотеку. Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку. Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря, предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки, читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Затем воспитатель просит библиотек., записать в карточку книгу, за который пришли.

Воспитатель: Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают: подклеить! Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку. А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.

Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и книгу и прощаются.

3. Заключительный этап:

Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь».

Предварительный просмотр:

Добро пожаловать в музей!

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Канаш был создан в 1969 г. В этом году краеведческому музею исполнилось 46 лет. (
С 1 октября 2007 года музей обосновался в просторном и красивом двухэтажном здании кинотеатра «Мир») Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят тысячи людей. Гости города тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, которые отражают жизнь народа. Много экспонатов посвящены истории города.


- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях чувашского народа. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображающие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная». Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: болотная сова, дятел, глухари, белые куропатки, рябчики, сорока, серые куропатки, орел-беркут, сокол-сапсан, тетерева, енотовидная собака, заяц-беляк, волчица с волчатами, медведь, лиса, волк, Также тут можно увидеть отпилы таких деревьев как дуб, береза, липа, сосна.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)

Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили чуваши?
-Какую одежду носят чуваши?
- Чем любят заниматься чуваши?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1969г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Предварительный просмотр:

экскурсия в ДК

Логическим завершением тематической недели "Театральные загадки" стала экскурсия в районный дом культуры. Для ребят старшей и подготовительной группы экскурсия началась с вешалки. Нина Николаевна Ольхина начала увлекательное путешествие в мир театра с кассы. Потом ребята зашли в кабинет художника Елены Аркадьевны Гилиной. Она показала свое рабочее место, краски, которые использует в своей работе, афиши и готовые декорации к предстоящему представлению. В "Гримерной" дети познакомились с такими красками, как гримм. Посмотрели большую красочную книгу, в которой было много фотографий с раскрашенными гриммом лицами. В костюмерной у Ирины Егоровны Кошелевой ребята посмотрели готовые костюмы, узнали как называются машины, на которых она шьет. После "Костюмерной" ребята заглянули в методический кабинет, где работала группа взрослых людей над содержанием нового сценария. Марина Витальевна загадала детям загадки о профессиях людей, которые работают в театре. Потом ребята зашли в танцевальный зал, где вместе с Екатериной Анатольевной Коваленко выполнили у станка несколько танцевальных движений. В кабинете пения спели с Ниной Николаевной Ольхиной гаммы и специальные упражнения. Со сцены посмотрели в пустой зрительный зал и узнали как называются профессии людей, которые отвечают за звук и свет, где находится "карман" и, что в нем хранится. Потом Нина Николаевна пригласила ребят к доске "Наши достижения" и рассказала в каких конкурсах они участвовали, куда ездили выступать и какие награды получили. На этом экскурсия в мир театра закончилась. Многие дети впервые попали в "Закулисье" и это увлекательное путешествие произвело на них яркое впечатление.

ИСТОРИЯ ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ г.Канаш

В 1957 году строительно-монтажная контора «Казтрансстроя» подарила городу Дворец культуры ВРЗ. И новый 1958 год вагоноремонтники вместе со строителями встретили в ДК. Дворец был великолепен. Кинозал на 530 мест с оборудованной по последнему слову техники сценой, малый зал на 240 мест, спортзал, библиотеку с книгохранилищем, комнаты и кабинеты политпросвещения, кружки художественной самодеятельности, биллиардную, планетарий и другие помещения для культурного отдыха.

В предъюбилейные дни в честь 50-летия Октября в ДК ВРЗ открылся музей истории вагоноремонтного завода. На одном из шести стендов фотографии и исторические документы воспроизводили годы строительства и становления ВРЗ. Заботливыми руками учащихся под руководством мастера Ф.Мотонаха был сделан макет бронепоезда «Комсомол Чувашии». В те года на сцене ДК проходило немало интересных тематических вечеров, как и сегодня работали танцевальные и музыкальные кружки. Заслуженной популярностью пользовался духовой оркестр вагоноремонтоного завода. С 1949 года бессменным руководителем являлся бывший слесарь литейного цеха Н.Л.Барсуков. К 50-летию Октября этот оркестр заслужил 35 грамот и дипломов, в том числе Почетную грамоту министерства культуры СССР. Дворец культуры способствовал духовному и нравственному отдыху горожан. Совершенствуются формы и методы по организации досуга.

Центром культурно-досуговой деятельности по-прежнему является Дворец культуры, который в 1994 году перешел на баланс администрации г.Канаш.

В успешную работу Дворца, в становление и развитие самодеятельных коллективов большой вклад внесла Директор ДК () отличник кинемотографии, заслуженный работник культуры ЧР р.В.Ивуленок. Она неустанно вела большую работу с молодежью, организовывала для них различные лекции, встречи, беседы, вечера, дискотеки. И после ухода на заслуженный отдых, организовала и возглавила в 1998г. клуб ветеранов, и при нем организовался хор. В 2001 году Министерством культуры ЧР хору присвоено почетное звание народного коллектива. Большую роль в подготовке хора сыграли хормейстеры А.А.Егорова, М.С.Николаев, концертмейстер В.Н.Кириллов.

Популярен в городе и народный духовой оркестр ДК. Без него трудно представить праздник в честь Дня Победы и Дня железнодорожников. Оркестр моложе города всего на 10 лет. У его истоков стоял заслуженный работник культуры ЧР Н.Л.Барсуков, его дело затем продолжил Почетный железнодожрожник, заслуженный деятель «Музыкального общества ЧР» А.П.Клоков. Сейчас оркестром руководит М.Х.Хисамов.

В то время были популярны ансамбль «Ретро», ансамбль народного танца «Русские узоры», вокальный ансамбль «Россияночка» .

Администрация ДК из в года в год совместно с другими учреждениями культуры, образования, социальной защиты населения проводит немало интересных мероприятий. В ДК часто выступают солисты чувашской эстрады, коллективы чувашского государственного ансамбля песни и танца, Чувашского Академичесткого драматического театра, театр юного зрителя.

В 2000 году во Дворце культуры открылись новые кружки- чувашский драматический кружок, позднее он стал называться народный чувашский театр «Самраклах»; шахматно-шашечный клуб для детей и подростков, клуб «Ди-джей» проводил дискотеки для молодежи. Большой вклад в развитие Дворца культуры внесла Бурлакова В.А..-была директором с 2002-2011 год. Открылись новые кружки- молодежный театр «Грани», студия ростовых кукол «Шляпа», молодежный клуб «Диспут», эстрадная студия «Подснежник». Она сделала реконструкцию внутренних помещений, косметический ремонт кабинетов для кружков. При ней вновь заработал Летний парк ГДК. Чувашский хор «Канаш» защитил звание «народный».

Предварительный просмотр:

Экскурсия в аптеку (в подготовительной группе)

Программное содержание

1. Познакомить с работой аптеки и ее сотрудниками.

2. Формировать знания о лекарственных растениях.

3. Расширять знания детей о профессиях.

4. Воспитывать уважение к труду фармацевта.

Предварительная работа

1. Занятие «Растения нашего участка».

2. Разучивание загадок, стихов о растениях.

3. Чтение рассказа «Золотой луг» М. М. Пришвина.

4. Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений.

5. Посещение мною аптеки, беседа с фармацевтом.

Словарная работа

Фармацевт, аптека, лекарство.

Ход

В.- Ребята, когда человек заболел, и врач выписал ему пить настои лекарственных трав и таблетки, где он их купит?

Д. - В аптеке.

В.- Сегодня, ребята, мы совершим экскурсию в аптеку, узнаем, кто там работает, что продают в аптеке.

Дети одеваются и идут в сопровождении воспитателя, а так же родителей, которые пожелали присоединиться к экскурсии.

По дороге обратить внимание детей на погоду, на одежду людей и др., активизируя при этом употребление слов-признаков (какая погода: солнечная, пасмурная, ветреная и.т.д Как одеты люди? В теплые куртки…).

Проходя мимо дороги, обратить внимание детей на светофор, «зебру», повторить правила перехода на другую сторону улицы, через дорогу.

Зашли в аптеку, поздоровались. Нас встретил фармацевт. Она встретила нас радостно, дружелюбно.

Фармацевт рассказала, что это аптека, в ней продают лекарства, бинты, витамины, сборы лекарственных трав и т.д. (показала детям).

Ф.- В аптеке работаю не только я, но и кассир - вот его рабочее место (дети подходят к кассе и знакомятся).

В.- Если вы не знаете, какое вам нужно лекарство, фармацевт вам поможет. Фармацевт знает много лекарств и как ими лечить людей. Давайте хором скажем: «Фармацевт».

В.- Фармацевт посоветует, подскажет какое лекарство лучше купить от кашля, насморка, температуры.

Фармацевт приглашает подойти детей к полочкам, где стоят лекарства, коробочки с травами.

Она спрашивает у детей:

Какие лекарственные травы вы знаете?

Дети называют:

Одуванчик, подорожник, ромашка, мать-мачеха.

Ф. -Молодцы, правильно!А как используют их?

Д.- Из цветков ромашки или мать-мачехи делают чай от простуды, а сок подорожника чистит ранки, листик подорожника растирают в руках и прикладывают к ранке и др.

Ф.-А кто знает, как и в какое время собирают лекарственные растения?

Д. - Летом собирают листья, цветы, корешки этих растений, сушат и убирают в тряпочные мешочки или коробочки. Зимой из них делают чай, отвар и пьют, поласкают горло когда заболел человек.

Фармацевт спрашивает: «Ребята, а вы знаете, что у дороги нельзя собирать растения?»

Д.- Знаем.

Ф.- А почему нельзя собирать у дороги растения?

Д. – На листочках и цветочках много пыли, грязи от проезжающих машин. На растения наступают люди животные.

Ф.- А где нужно собирать травку или растения?»

Д.- Траву собирают в лесу, парке, где нет дорог.

Ф.- Ребята, а можете сказать, как называют травы, растения, которыми лечатся люди?

Д.- Да, эти растения называются лекарственные, лечебные.

Ф.- Молодцы! Правильно!

Фармацевт благодарит ребят:

Вы внимательно меня слушали. Теперь вы знаете, кто работает в аптеке и что там продают.

В.- Ребята, давайте скажем спасибо фармацевту за теплый прием и интересный рассказ о лекарственных растениях.

Воспитатель и дети говорят спасибо и уходят в детский сад.

По возвращению в детский сад необходимо закрепить знания детей (во второй половине дня), проведя беседу по содержанию экскурсии, задав вопросы:

1.Где мы были сегодня?

2.Что нового мы узнали? и др.

В.- Молодцы, ребята! Вы слушали внимательно фармацевта, думали и правильно отвечали на вопросы, хорошо себя вели на экскурсии!

Предварительный просмотр:

экскурсия на почту (старшая группа)

Цель: Активизировать словарь и систематизировать знания детей о труде работников почты.

Задачи:

1. Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

2. Расширять и активизировать предметный словарь, словарь действий, наречий детей по теме «Профессии. Работники почты».

3. Формировать взаимопонимание, взаимопомощь, самостоятельность.

Предварительная работа: Беседа о труде работников почты, чтение детской литературы: С. Я. Маршак «Почта», А. Шибаева «Почтовый ящик», рассматривание журналов, открыток по теме.

Ход

Когда вы идете по улицам города, что вы видите, кроме жилых домов? (Магазины, аптеку и т. д.) А еще в каждом городе есть почта. Сегодня мы с вами пойдем на почту, познакомимся с работниками почты и посмотрим, как они работают.

Предлагают нарисовать рисунки и посмотреть принесет почтальон наши письма к нам или нет.

(По ходу следования к почте воспитатель обращает внимание детей на правила поведения на улице, обращает внимание на тротуар и на дорогу.)

Возле здания почты воспитатель

Кто знает, что такое почта, для чего она нужна? (Ответы детей.)

Посмотрите, на стене здания весит почтовый ящик

Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне

Это почтовый ящик, сюда нужно опустить конверт с письмом.

Придя на почту, воспитатель дает детям некоторое время для самостоятельного осмотра.

Воспитатель: Посмотрите, какой большой зал, посмотрите, за стойкой трудятся работники. Одна – оператор. Она принимает посылки, другая – выдает заказное письмо, третья – сортирует письма, газеты и журналы. Как выполняют работу эти люди?

Дети: Спокойно, неторопливо, внимательно, вежливо разговаривают с посетителями.

Воспитатель: Кто еще работает на почте, вот послушайте

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых

Вести от друзей, родных?

Дети: Почтальон

Воспитатель: Правильно молодцы, на почте работают почтальоны. А еще на почте работают сортировщики и начальник почты. Сортировщик разбирает и сортирует письма, газеты, журналы, денежные переводы для того, чтобы почтальон правильно разнес их по адресам. Начальник почты руководит работой всех людей, которые работают на почте. А ваши родители ходят на почту? Как вы думаете, что делают родители на почте?

1 ребенок: Да, ходят. Моя мама получала на почте один денежный перевод от бабушки и два письма.

2 ребенок: Моя бабушка выписывала на почте три газеты и два журнала.

3 ребенок: А мой папа отправил пять поздравительных открыток и покупал к ним пять конвертов для писем.

Воспитатель: Ребята давайте попросим начальника почты посмотреть, как работает почтальон?

(После приветствия начальник почты провожает к почтальону. Воспитатель напоминает, что нужно вести себя тихо, не шуметь, чтобы не мешать работать.)

Ребята посмотрите как много газет, писем, лежат на полках у почтальона. Посмотрите, они все разные. Разноцветные и черно - белые. Посмотрите, а здесь лежат журналы. Они тоже разные маленькие и большие. Есть журналы для детей, а есть для взрослых. А вы получаете журналы?

Газеты, журналы, письма привозят на почту на машине. И прежде чем разнести все по домам, газеты, журналы и письма надо разложить вот так (показывает) : газеты к газетам, журналы к журналам, а вот в эту

стопочку - письма.

А как почтальон узнает, какую газету, в чей почтовый ящик положить? (Предположения детей.) для этого на каждой газете и на каждом журнале почтальон карандашом напишет номер квартиры (показывает).

Посмотрите, как быстро почтальон подписал все газеты. Теперь все готово и можно загружать почтовую сумку. Все сложили, можно разносить. Попробуйте поднять сумку. (Несколько детей пробуют поднять сумку.)

Почтальон: Ну как, тяжелая? Теперь пойдемте со мной. (Дети вместе с воспитателем и почтальоном идут в зал.)

Сейчас надо разложить по почтовым ящикам газеты, журналы и письма. Я смотрю на номер, написанный на газете и журнале, и знаю, в какую ячейку что положить.

Воспитатель: У меня тоже здесь хранится газеты, вот я достану ключик от почтового ящика и открою свою ячейку. Посмотрите, мне тоже почтальон уже положил газеты.

Воспитатель: Посмотрите, вот одна тетя решила отправить посылку.

Посмотрите, вещи она положила в специальный ящик, написала адрес, куда нужно доставить посылку. Оператор взвесил посылку, заклеил специальным скотчем, на котором написано «Почта России» и теперь эта посылка может отправляться в путь поездом или даже самолетом, смотря, куда ей нужно доехать.

Чтобы письма и бандероли выдержали такой дальний и непростой путь и дошли до своих адресатов в целости и сохранности, их одевают в специальную одежду: письма - в конверты, бандероли и посылки - в ящики и бумагу.

Посмотрите, как много здесь посылок, а эти посылки ждут своих хозяев, операторы написали им извещения и теперь ждут когда за ними придут.

Правда здесь интересно, но мы совсем забыли, зачем сюда пришли.

Ответы детей

Правильно мы хотели отправить наши рисунки.

Что для этого нужно сделать?

Дети: Положить рисунки в конверт

Воспитатель: Сейчас купим конверт, марку.

Рассматривают конверт, какой формы. Воспитатель обращает внимание детей, что без марки письмо не дойдет. Отмечают особенности внешнего вида марки: прямоугольная форма, на одной стороне картинка, на другой - клейкая основа, предлагается наклеить марку на конверт в правом верхнем углу.

Конверты с упакованными письмами обязательно надписывают (куда, кому, от кого). Если этого не сделать, то письмо никогда не дойдет до своего адресата. Как вы думаете, почему неподписанное письмо не дойдет до адресата?

Подготовленное к отправке письмо дети опускают в почтовый ящик.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы познакомились с трудом работника почты. Труд почтальона очень нужный, но тяжелый. Поэтому на почте работает много почтальонов. С. Я. Маршак так писал о почтальоне:

Честь и слава почтальонам, утомленным, запыленным.

Честь и слава почтальонам с толстой сумкой на ремне!

Воспитатель и дети благодарят работников почты, прощаются.

Предварительный просмотр:


экскурсия на стадион

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей о спортивной жизни города: спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием.

2. Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений.

3. Продолжать работу по освоению детьми более сложных форм двигательной активности (игры с элементами спорта).

Воспитательные:

1. Побуждать детей к соблюдению правил поведения в

общественных местах.

2. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за спортсменов города.

3. Мотивировать стремление заниматься спортом.

4. Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: мячи разного диаметра, обручи, кегли.

Ход экскурсии:

1 часть.

Воспитатель : Ребята, сейчас мы отправимся на экскурсию на самую большую спортивную площадку нашего города – стадион.

Дети идут по раннее намеченному маршруту. Приходят на стадион.

Воспитатель : Дети, куда мы пришли?

Дети: На стадион.

Воспитатель : Дети, а вы знаете, как называется он? Машиностроитель, как и наш завод. Дети, а для чего нужен стадион?

Дети: Для занятий спортом.

Воспитатель : А какие виды спорта вы знаете?

Дети: Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, теннис, художественная гимнастика, фигурное катание, легкая атлетика, лыжный спорт и т. д

Воспитатель : В какое время люди занимаются спортом?

Дети: В свободное время, после работы, учебы.

Воспитатель : А есть люди, для которых спорт - это профессия. Это спортсмены, тренеры. Они очень часто посещают стадион. А сейчас, ребята, мы обойдем весь стадион, посмотрим, что здесь находится. Вот мы входим в главные ворота, видим надпись: «Стадион машиностроитель». Идем по главной аллее, по бокам слева и справа скамейки, на которых можно посидеть и отдохнуть. Слева волейбольная площадка, Здесь летом играют в пляжный волейбол на песке. Перед нами футбольное поле. Внутри двое ворот. Почему?

Дети: Потому что играют две команды.

Воспитатель : Как называются места для зрителей?

Дети: Трибуны.

Воспитатель : А какими качествами должны обладать футболисты?

Дети: Силой, смелостью, быстротой, ловкостью, меткостью.

Воспитатель : Правильно, чтобы забить мяч в ворота соперника.

Воспитатель : Проходим мимо гимнастического комплекса. Здесь любой желающий может заниматься, чтобы улучшить свою спортивную форму, здоровье. Перед нами футбольное поле. По краям расположены беговые дорожки. На них тренируются легкоатлеты. Вдоль поля трибуны. На них распологаются зрители, болельщики. На этой спортивной площадке проходят самые большие спортивные праздники, соревнования, игры, футбол.

Воспитатель : Как и чем награждают спортсменов за спортивные победы?

Дети: Медалями, кубками. (Инструктор по физ-ре объясняет значение слов «награда, кубок», объясняет, как проходит награждение – объявляют результат, звучит музыка, поднимается спортсмен на пьедестал. Вручают медаль, кубок. Какие бывают медали?

Дети: Золотые, серебряные, бронзовые.

Воспитатель : Дети, посмотрите на приготовленное оборудование.

2 часть. Игры и игровые упражнения с элементами спорта.

Мы сегодня поиграем в разные игры с элементами спорта.

1 .«Гол в ворота» - игроки становятся на исходную линию (5 метров до ворот) и стараются точными движениями забить мяч в ворота.

Цель: развитие физических качеств: быстроты, ловкости, ориентировке в пространстве.

2. Спортивное упражнение «Футбол »

Цель: освоение простейших навыков передачи мяча,

создание первоначального представления о функциях вратаря, нападающих.

3. «Сумей поймать»

Перебрасывание мяча друг другу (элементы спортивной игры «Волейбол»)

Цель: закрепление раннее полученных навыков работы с мячом на занятиях.

3 часть. Подвижная игра «Метелица»

Дети, взявшись крепко за руки, бегут цепочкой друг за другом. Впереди взрослый выполняет разные повороты. Задача детей не разорвать цепочку, быть внимательными, бежать в нужном направлении. Дети, разорвавшие цепочку, выходят из игры. «Кто продержится дольше? »

Спокойная игра «День и ночь»

Подведение итогов.

Вопросы к детям:

Дети, где мы с вами сегодня побывали?

Что вам понравилось, что особенно запомнилось?

Что показалось трудным?

Как хотели бы поиграть в следующий раз?

Какими качествами вы бы хотели обладать? Почему? (ответы детей)

Предварительный просмотр:

«Экскурсия к мемориалу погибшим землякам»

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью людей во время Великой Отечественной Войны. Рассказать о героическом подвиге народа в годы ВОВ. Показать детям Мемориал погибшим землякам, объяснить, почему горит Вечный огонь. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к Защитникам Отечества.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о ВОВ, рассматривание иллюстраций, чтение рассказа О.Митяева «Орден», заучивание стихотворения «Родина» З.Александровой, выставка детских рисунков на тему «Праздничный салют», прослушивание музыки военных лет.

Активизация словаря:

Отечество, патриотизм, ветеран, сражение, парад войск.

Ход

(Звучит аудиозапись Д.Шостаковича «Седьмая симфония»)

Воспитатель . 22июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки - матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война.

1 ребёнок:

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети.

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

2 ребёнок:

Вставай, народ!

Услышав клич Земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

Отважно шли солдаты в бой

За каждый город и за нас с тобой!

Воспитатель: Наш народ от мала до велика, поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слёз, разруху и голод. Погибло больше 20 миллионов человек. Но люди выстояли и победили. Война закончилась 9мая. Этот день стал в нашей стране великим праздником. Каждый год 9мая в честь Великой победы гремит салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огнями.

1 ребёнок:

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

2 ребёнок:

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой.

3 ребёнок:

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава им навеки

От всей земли, от всей земли!

(М. Владимеров)

Воспитатель:

Отгремела война, на землю пришел мир. Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени? (ответы детей) Правильно, благодарные люди поставили памятники воинам - освободителям. Их очень много: памятник воину - освободителю с девочкой на руках в Берлине (показ иллюстраций), неизвестному солдату в Москве (показ иллюстраций) и многие другие во всех уголках нашей Родины. Как вы думаете, в нашем городе есть памятники? (ответы детей)

Да, есть. Называется он Мемориал Погибшим Землякам. И Находится на улице З0 лет Победы. Посвящается мемориал всем воинам погибшим, защищая Родину. Сейчас мы с вами посетим это святое, для всех жителей нашего города, место.

(Экскурсия к Мемориалу Погибшим Землякам, на которой происходит знакомство детей с памятником, мраморной плитой (рисунок plit.jpg), где выгравированы имена погибших героев, и вечным огнём.)

Дети:

Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле.

Ярко светят в честь Победы

Звезды мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

(Н.Френкель)

Воспитатель:

В знак благодарности к погибшим воинам мы с вами возложим цветы к мемориалу.

А теперь встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. (рисунок min.jpg)

Воспитатель : Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Как он о них помнит?

Дети:

Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях.

Воспитатель:

Но есть люди, которые прошли всю войну, вернулись домой с фронта. Как мы их называем?

Дети:

Ветераны.

Воспитатель:

Ребята, рядом с вами живут ветераны? (ответы детей) Если в вашей семье, в вашем доме живут ветераны, не забудьте поздравить их с праздником Победы!

1 ребёнок:

В День Победы утром рано

Выйди в город, погляди:

Вот шагают ветераны

С орденами на груди.

2 ребёнок:

Спасибо ветеранам скажем

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Воспитатель (в группе)

Где мы с вами были?

Кому был воздвигнут памятник? Для чего люди приходят к памятнику и возлагают цветы? Хотите вы быть похожими на героев?

Воспитатель:

Я предлагаю поиграть вам в игру «Какому солдату что принадлежит?»

Вывод : Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитатели, должны помнить, что они первыми знакомят детей с Родиной, окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.