Особенности и проблемы воспитания современных детей. Главные условия воспитания детей в семье

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный педагогический университет

имени Г.С. Сковороды

Курсовая робота

на тему: Условия воспитания детей в семье

Выполнила:

студентка 4-го курса 41 группы

факультета физического воспитания

Алистратова Анна Сергеевна

Харьков 2008

План

Введение

1. Социально – педагогическая деятельность с семьей

1.1 Основные функции семьи

1.2 Социальный статус семьи и ее типология

1.3 Педагогические стили семьи

2. Пять тактик семейного воспитания

2.1 Диктат

2.3 Конфронтация

2.4 Мирное сосуществование

2.5 Сотрудничество

3. Главные условия воспитания детей в семье

3.3 Отношения между братьями и сестрами

3.4 Современная семья

Список литературы


Введение

Каждый человек имеет право на семью – ту заветную пристань, где он мог бы найти сочувствие, взаимопонимание, заботу. Именно в семье с первых дней жизни человек постигает азы её. Его первыми и главными учителями и воспитателями на протяжении всей жизни являются родители.

«Родительский дом, начало начал…» Бесхитростные слова трогают душу. Еще бы! Ведь дом - это не только здание, в котором человек родился и вырос, это еще и семья - родители, живая нить, идущая от дедов и прадедов. В семье всегда было и будет главным - неповторимые отношения, доброта, самоотверженность, ответственность за слабого.

Семья дает изначальный опыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально - нравственных проявлений. Воспитание детей является главным пластом семейной жизни. Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота - все это самым благотворным образом воздействует на детей.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни..

Актуальность темы заключается в воспитании детей в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Объект исследования: воспитание детей в семье.

Предмет исследования: формирование личности в семейном воспитании.

Цель исследования зависит от теоретического обоснования технологии формирования влияния семейного общения, как важнейший фактор личности.


Раздел №1 . Социально-педагогическая деятельность с семьей

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. В этом нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

1.1 Основные функции семьи

Репродуктивная функция (от лат. productjo - самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

На сегодняшний день демографическая ситуация складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, вдов, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была хозяйственной основной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, - приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. - частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Антонина Коструб
Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения

Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение , ему должно быть обеспечено своевременное гармоническое развитие. Однако условия жизни и воспитания детей в семье и детском учреждении различны , поэтому, хотя задачи воспитания одни и те же , организация жизни и приёмы воспитания во многом различны .

В хорошей, дружной семье ребёнок с первых дней жизни развивается под влиянием частного индивидуального общения с родителями, богатства впечатлений, которые он получает от окружающей жизни и в результате разнообразной самостоятельной деятельности. Частое положительное эмоциональное общение родителей с ребёнком создаёт интимный контакт между ними, воспитывает любовь и привязанность ребёнка к родным. Очень рано на поведение ребёнка начинают оказывать влияние разговоры и характер взаимоотношений родителей с окружающими и всё и их моральное поведение. Для правильного воспитания в семье необходимо следующее.

1. Ознакомить родителей с задачами и принципами воспитания . Родители должны знать оптимальный ход и особенности физического и нервно – психического развития ребёнка, правильно понимать стоящие перед ними задачи, знать, как нужно воспитывать ребёнка на каждом возрастном этапе и какими приёмами этого можно достигнуть. Одинаково вредны недооценка возможностей ребёнка и переоценка их. Все приёмы должны основываться на достигнутом уровне развития и в то же время вести развитие ребёнка вперёд.

2. Уклад жизни семьи с рождением ребёнка должен быть изменён, подчинён интересам и задачам воспитания , чтобы, прежде всего, обеспечить маленькому ребёнку правильный режим и создать условия для его активной деятельности.

3. Нужно обеспечить полную согласованность в воспитательных приёмах со стороны всех взрослых, имеющих отношение к воспитанию ребёнка . Несогласованные, а тем более взаимно противоположные подходы к детям не только замедляют образование каких-либо устойчивых привычек, но и отрицательно влияют на нервную систему ребёнка, ведут к возникновению капризов, упрямства и даже ранней детской нервности .

4. Поведение окружающих взрослых должно быть примером для ребёнка. Родители обязаны помнить, что дети легко подражают всему, что видят и слышат, поэтому надо следить за своим поведением, считаться с присутствием ребёнка, начинающего многое понимать, не допускать таких действий и разговоров, которые не должны повторяться в поведении их ребёнка.

5. Не все впечатления окружающей жизни доступны пониманию ребёнка и не всегда полезны, то из разнообразных впечатлений и явлений окружающего необходимо отобрать те, которые могут способствовать развитию положительных форм поведения, и по возможности изолировать ребёнка от того, что может закрепить отрицательные формы поведения, вызвать сильное нервное возбуждение или утомление.

6. В семье, особенно при наличии единственного ребёнка, надо заботиться о том, чтобы избежать формирования эгоистических черт, избалованности, болезненных привязанностей к матери или отцу. Уже в раннем возрасте необходимо обеспечить общение ребёнка с другими детьми в целях своевременного формирования у них положительных взаимоотношений.

7. Родители должны систематически заниматься с ребёнком – играть с ним, разговаривать, читать, вместе с ним рассматривать картинки, показывать ему, как рисовать, лепить и т. д. В то же время важно научить ребёнка играть самостоятельно, а не только со взрослыми.

Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, как считают возможным ещё многие родители. Оно должно начинаться с первых дней, иначе у ребёнка могут рано закрепиться отрицательные формы поведения, бороться с которыми в дальнейшем будет очень трудно.

Существенным отличием условий воспитания детей , посещающих группу раннего возраста , является прежде всего то, что наряду с семейным дети получают общественное воспитание , находясь в течение сравнительно длительного времени в коллективе детей . Их воспитанием занимаются не только родители, но и специально для этого подготовленный персонал детского учреждения . Воспитание детей строится по определённой рабочей программе, составленной на основе научных исследований, в которой определены задачи, основное содержание воспитательной работы и программный материал.

Воспитание в коллективе создаёт большие возможности для формирования у детей многих нравственных качеств, положительных взаимоотношений. В коллективе у детей возникает много поводов для общения. Появляется интерес к действиям других детей . Общаясь друг с другом во время игр и занятий, дети учатся играть вместе, оказывать помощь, сочувствовать, понимать состояние другого. Совместное пребывание детей с разным уровнем развития оказывает положительное взаимовлияние друг на друга. Путём подражания усложняется и деятельность детей , скорее наступает переход к более сложным действиям, новому характеру игры. Наряду с этим следует учесть, что при большом контакте детей из разных мест и сосредоточении значительного числа детей в одном помещении возможны более частые инфекционные заболевания, чем в семье. Перед работниками детского учреждения ставятся специфические задачи, на решение которых должно быть обращено серьёзное внимание.

Публикации по теме:

Особенности детей раннего возраста (2–3 лет) Каждый родитель воспитывая своего ребенка, хочет знать «А правильно ли я его воспитываю, как правильно мне с ним общаться на понятном.

Беседа-практикум с воспитанниками детского дома «Поступление в учреждения профессионального образования» Направление деятельности: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, повышение уровня ответственности за предпринимаемые действия.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения Актуальность интерактивных игр: - помочь ощутить единение с другими (стеснительные, одинокие, пережившие потерю близких, друзей ощущают.

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному.

П. И. чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Еще до появления чада на свет, любящие родители начинают готовиться к трудной, почетной роли воспитателей своего малыша. Мамочка соблюдает режим питания, гуляет на свежем воздухе, общается со своим нерожденным еще крошкой. Современная наука уверена, что ребенок, еще не родившись, понимает интонацию, чувства, настроения мамы. Воспитание детей в семье — основная функция здоровой семейной ячейки.

С момента своего рождения маленький человечек начинает получать неимоверно большое количество информации. Получая информацию, грудничок накапливает знания, опыт, которые станут основой его характера, поведения, его успехов или неудач. Именно семейство малыша первые годы жизни будет играть основную роль в становлении личности крохи.

Семья — это не только ячейка общества, созданная для продолжения рода. Она призвана развивать, укреплять чувство самореализации человека как индивидуальной самодостаточной личности. Роль семьи в формировании личности ребенка не стоит преуменьшать, это то место, откуда берут начала все достижения или промахи любого человека.

Семья — это не стены дома или квартиры, где проживает группа людей, соединенных брачными обязательствами. Прежде всего, семейство — это чувство единения, защищенности, это место, где родные люди любят друг друга, ценят, понимают, способствуют душевному покою близких.

Для маленького человечка — мама, папа, самые лучшие, самые умные, красивые люди на свете. С рождения грудничок наблюдает за поведением своих родителей, за отношениями внутри семейства, манерой разговора, отношением к пожилым людям.

Кроха впитывает в себя не только слова родителей, но и их поступки, принимая действия взрослых как единственно правильные, верные нормы поведения. Таково влияние семьи на формирование личности ребенка.

Если дома привыкли устраивать скандалы, выяснять отношения криком, грубостью, не стоит ожидать, что бутуз будет веселым, бесконфликтным, спокойным человечком. Взрослые говорят об уважении к старшим, тут же грубят пожилой соседке, говорят о честности и весело смеются, когда кого-то обманули в денежном или другом важном деле. Несмышленыш все запоминает, принимает такое поведение родных людей, как руководство к действию.

Семейство учит любить или ненавидеть, врать или говорить правду. Взрослые своим примером оказывают положительное или отрицательное влияние на воспитание подрастающего поколения. Ребёнок вырастет добрым, искренним, общительным или наглым, грубым, лживым человеком только под влиянием своих самых близких людей.

Как семья воспитывает малыша

Особенно велико, значимо влияние семьи на формирование личности ребенка младшего возраста. Авторитет мамы, папы для малыша непререкаем. Несмышленыш не будет учить своих родных, какие правильные или аморальные поступки те совершают. Всему этому родные учат своего кроху. Обучение моральным принципам не должно сводиться к голословным объяснениям, следует собственным примером показывать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Процесс воспитания часто идет двумя параллельными потоками:

  • Карапуз наблюдает, копирует поведение родных людей;
  • Мама, папа, бабушки, дедушки целенаправленно воспитывают чадо, иногда по заранее подготовленной программе.

В собственном доме у несмышленыша формируются отношения к окружающим и к самому себе. Постоянные нотации, упреки, наказания вызывают у непоседы ожесточение, злость, формирует чувство неполноценности. У маленького человечка возникает реакция противодействия: ругаете, что я плохой и непослушный, значит не буду вас слушаться.

Не стоит перехваливать чадо, все ему позволять. Воспитывая таким образом, можно создать у крохи чувство вседозволенности, собственного величия. Играя среди других ребят такой избалованный карапуз может стать изгоем, поводом для насмешек.

Большая роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста основана на физическом, культурно эстетическом воспитании детей, на привитии навыков чистоплотности, соблюдении правил личной гигиены.

Физическое воспитание. При правильном семейном развитии большое место должно уделяться физическому развитию детишек, привитию любви к физическим занятиям, упражнениям, спорту. Физические упражнения начинаются с момента обучения грудничка ползанию, вставанию, ходьбе.

С детьми старше 3 лет родители могут уже совершать небольшие пробежки по утрам: 10 — 15 метров, доступны карапузам. Эти пробежки будут укреплять уверенность малыша в своих силах, а также способствовать большему эмоциональному сближению всех членов семейства.

Игровая форма занятий — это лучший метод приучения дошколят к физкультурным упражнениям. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста не должна сводиться только к физическим упражнениям, заботой о физическом здоровье. Необходимо заниматься также интеллектуальным развитием маленьких человечков.

Культурно эстетическое воспитание. Совсем маленькому карапузу мама уже прививает чувство прекрасного: читает стишки, книжки, показывает красочные картинки. Когда несмышленыш подрастает ему в руки дают карандаши, краски, пластилин, чтобы кроха мог проявить свои способности к творчеству.

Дошколят уже можно водить в театр на представления, на кукольные спектакли. Детишки с радостью устраивают потом дома для домашних собственные представления. Ребятню можно водить и в картинные галереи на небольшие экскурсии, с обязательным обсуждением в кругу родных, рисунков и картин увиденных на выставке. Такие мероприятия пробуждают у подрастающего поколения любовь к искусству, творчеству, еще больше сближают с родителями.

Малышам можно прививать правила поведения в обществе. Крохи с удовольствием машут ручками, когда здороваются, прощаются. Родители также учат своих чад правилам общения со сверстниками, знакомыми взрослыми или незнакомыми людьми. Взрослые прививают любовь к книге, учат новые слова, подсказывают как надо правильно говорить.

Правила личной гигиены. Уже к годику карапуз умеет подставлять ручки под струю воды, чтобы умыться. Вытирает личико, ручки полотенцем. Детской зубной щёткой с очень мягкой щетиной пробует чистить зубки. Родным стоит поощрять желание непосед самостоятельно соблюдать правила гигиены, чтобы не возникла проблема в 3-4 годика, что дошколенок не умеет чистить зубки. Чистоплотность, опрятность — все это сразу характеризует несмышленыша, а также тех, как его воспитывает.

Тактика воспитания в семье

Каждое семейство воспитывает кроху в соответствии со своим пониманием о правильности воспитания. Родители ставят себе цели, задачи по воспитанию подрастающего поколения, а также методы наказания, принуждения непослушных чад к послушанию. Не обязательно все эти принципы обговариваются вслух, но семейство следует своим устоявшимся принципам в вопросе воспитания.

Влияние семьи на формирование личности ребенка можно проследить через применяемую тактику воспитания. Выделяют 4 вида тактики. Каждому виду соответствуют 4 типа взаимоотношений.

Диктатура. Взрослые командуют, ребятня подчиняется. Дошколятам запрещается иметь свое мнение, а тем более высказывать его. Непослушание наказывается строго. Малыши не имеют права демонстрировать свои эмоции. Родители при такой модели взаимоотношений руководствуются принципом «мы, взрослые лучше вас знаем, что вам надо». При таком воспитании возможны 2 линии поведения маленького человечка: первая — чадо начинает врать, выгораживать себя, лицемерить, и вторая линия — кроха теряет себя как личность, полностью подавляются все желания и интересы.

Опека. Чадо окружают сплошной заботой, выполняют все капризы и пожелания. Не позволяют крохе напрягаться и что-либо делать самому. Все проблемы и трудности мама, папа берут на свои плечи. Малыши привыкли к вседозволенности, не понимают значение слова «нельзя». Именно у таких крох возникают самые большие проблемы с общением, так как эти отпрыски оторваны от реальности, не могут постоять за себя и свои интересы.

Невмешательство. Родители совершенно не интересуются своими отпрысками, воспитание которых передали бабушкам или няням. Чадам покупаются дорогие вещи, подарки, выдаются крупные суммы денег на карманные расходы. Своими дорогими подарками такие взрослые откупаются от подрастающего поколения и их проблем. Семейства, как группы поддержки и единения в данном случае нет. Малыш не чувствует важности семейных ценностей. Крохи, воспитанные по принципу невмешательства, более всех подвержены влиянию улицы, чужих людей. Такое влияние часто оборачивается бедой для малолетки и беспечных взрослых.

Сотрудничество — высший тип взаимоотношений семьи. Родители активно привлекают маленьких непосед к решению общих задач, к общим созидательным процессам. В таких семействах маленьких человечек окружен разумной заботой, которая не заглушает самостоятельность, инициативность крохи. Дошколята вырастают при таком стиле воспитания активными, доброжелательными, не боятся трудностей, помогают окружающим.

Для формирования, развития самооценки имеет огромное значение стиль семейного воспитания, основанный на традициях рода, семейных ценностях. В настоящее время выделяют 3 стиля такого воспитания:

  • Авторитарный — стиль подавления, малышу навязывается мнение взрослых;
  • Демократический — стиль согласия. Учитывают интересы ребятни;
  • Попустительский — кроха предоставлен сам себе.

Дошколята, которых воспитывали, учитывая их интересы, развивая духовно, культурно, занимаясь упражнениями для физического, умственного развития, хорошо учатся в школе, успешно устраивают свою дальнейшую взрослую жизнь.

Малыши, с которыми родители не занимаются, тем не менее предъявляют высокие требования, критикуют, высмеивают промахи, часто в присутствии посторонних, имеют заниженную самооценку. Постоянно возникают проблемы с усвоением школьного материала, отсутствие общения — все это приводит к неудачам при достижении важных жизненных целей.

Первый опыт построения семейных отношений малыши видят дома, именно поэтому так важен не только процесс воспитания, но и то, какое семейство воспитывает. Принято делить семьи по следующим категориям: благополучная — неблагополучная и полная или неполная семейка.

Виды семей

Неполная — это семейство, где отсутствует один из родителей. Полная семья состоит из жены, мужа, детей. Мачеха или отчим заменяют ушедшего родителя малышам, которых должны воспитывать как родных деток.

  1. В случае, когда детьми занимается только одинокий отец или одинокая женщина, такая семья считается неполной и вызывает тревогу у специалистов. У одиноких родителей очень часто сформировано чувство резкого неприятия построения семейных отношений.

Свое негативное отношение к брачным отношениям, а также к лицам противоположного пола, такие взрослые нередко выплескивают разговаривая с детьми. Воспитание детей в неполной семье часто сопровождается конфликтами, ссорами с бывшими супругами. В эти разборки несмышленыши вовлекаются как участники конфликта, крох заставляют выбирать, кого они больше любят.

Настраивание малыша против второго родителя формирует у крохи отрицательный настрой к семейным отношениям. Одинокие родители и их детки находятся в зоне повышенного риска, потому что взрослый вынужден больше времени проводить на работе для обеспечения материальных потребностей своего чада. На сам процесс воспитания времени нет.

Родитель одиночка редко поддерживает связь со школой из-за своей загруженности. Заботы о чаде в такой семейке часто сводятся к такому понятию: «малыш одет, обут, накормлен, значит больше ничего не надо». Часто крохи предоставлены весь день сами себе, что чревато неправильными знакомствами с неадекватными личностями.

При отсутствии мамы или отца, малыш часто испытывает эмоциональный голод. Крохе не хватает или мужского авторитета, примера для подражания, а также чувствуется отсутствие материнской любви. К сожалению достаточно часто отцы одиночки или одинокие женщины, пытаясь устроить личную жизнь ведут на глазах детей аморальный образ жизни: постоянно меняя партнеров, выпивая в веселых компаниях.

У малышей, которых воспитывает один из родителей нет правильного представления о нормальном доме и они, вырастая, повторяют ошибки своих матерей или отцов. К неполным, относятся также семейства, где ребенка воспитывают другие родственники: бабушки, дедушки, тёти, дяди. Институт ответственного отцовства и материнства вымывается из сознания деток, которые считают, что воспитывать детей должны кто угодно, только не родители.

Чтобы исправить неправильное представление дошкольника о семейных отношениях, роль отца в воспитании детей в семье очень значима. Развод не повод забывать об отцовских обязанностях. Маленький человечек нуждается в любви отца, его авторитете, поддержке. Необходимо объяснить чаду, что развод касается только чувств и отношений родителей. Показать на деле, что чадо любимо. Устраивать малышу прогулки, брать к себе на каникулы. Поддерживать авторитет матери.

  1. В полных семьях малыш получает весь опыт построения гармоничных семейных отношений. Наблюдая за поведением женственной мамы, мужественного папы, у крохи формируется правильная установка на создание во взрослой жизни успешной семейной пары. Видя взаимную любовь, уважение родителей друг к другу, чадо во взрослой жизни будет стремиться к таким же высоким отношениям.

Маленький человечек на подсознательном уровне создает картинку идеальной, гармоничной семейной ячейки. Отношения между родителями служат образцом для отношений с противоположным полом, станут основой для воспитания собственных деток.

  1. Понятия неблагополучная достаточно часто относится и к неполной семье. Основная семейная функция в неблагополучных семействах часто разрушена. Кризис отношений между взрослыми переносится на кроху, развитием которого никто не собирается заниматься. Отсутствие нравственных опор, аморальное поведение, пьянство, драки, скандалы — это не только разрушает семейные отношения, но и калечит морально малышей, способствуя появлению «трудных» непосед.

Трудные дети не верят в добро, любовь, не видят никаких перспектив своего дальнейшего развития. Для выживания у них формируется принцип «человек человеку враг». Малыши идут на конфликт, решать свои проблемы предпочитают с помощью кулаков. Ни усидчивы, ни способны усвоить большой объем знаний, предлагаемых школой. Сильно развитое чувство неполноценности и агрессивности может привести к противоправным поступкам.

  1. Благополучная семейная ячейка прививает с рождения семейные ценности, воспитывает уважение к окружающим, прививает любовь к искусству и культуре. Поощряет развитие способностей малыша: записывает в разнообразные секции, кружки, водит на спектакли и выставки. Воспитывающим фактором является и эмоциональная близость родных людей.

Чтобы быть примером своему чаду, взрослые занимаются самообразованием. Создают гармоничную атмосферу в доме. Мама и папа активно интересуются делами непоседы, помогают советами и делами преодолеть возникшие трудности. Малыша окружает доброжелательность, любовь близких, что придает ему уверенность, защищенность.

Проблемы воспитания детей в современной семье возникают из-за нежелания взрослых уделить больше внимания малышам. Многим легче откупиться от проблем дошколят деньгами, подарками и обещаниями. А ведь принципы обучения и формирования личности не так сложны, необходимо:

  • Любить и понимать деток, строить на этом свои взаимоотношения;
  • Уметь похвалить за достигнутые успехи, посочувствовать и помочь в возникших трудностях.

Говоря об условиях успешного воспитания ребенка в семье, сразу стоит отметить, что в любом доме устанавливаются свои правила. Родители опираются на сложившиеся традиции и собственное представление о верных педагогических подходах. Даже самые консервативные специалисты в этом вопросе не настаивают на каких-то жестких догмах. Но основные принципы семейного воспитания, как правило, остаются неизменными.

В процессе воспитания детей в семье обсудите правила со всеми взрослыми членами. Для того чтобы законы соблюдались, желательно, чтобы их поддерживали все. Уже ставший банальным пример, когда мама не разрешает конфету, а бабушка ее выдает, не утратил своей актуальности. Если взрослые не могут договориться о принципах семейного воспитания, то детям почти невозможно принять эти правила, так как они противоречивы.

Основные принципы при установке правил семейного воспитания

Чтобы воспитание детей в семье было успешным, законы должны естественно вытекать из того, что родители считают правильным. Правила для детей не универсальны, они рождаются в каждой конкретной семье, уникальны для каждого ребенка. Попытки применить к своему ребенку чужие, предписанные кем-то методики воспитания детей в семье, как правило, оканчиваются неудачей.

Какая-то семья будет учить своего ребенка вставать, если в его присутствии стоят женщины, для другой же семьи такое правило является архаизмом. В какой-то семье можно есть только на кухне и в строго определенное время, в другой же допустимо есть где и когда захочется. Так практически на любое жизненное явление найдутся различные предписания, как правильно поступать. Не стоит искать единые подходы к семейному воспитанию и приводить к общему знаменателю все правила. Задача семьи – выработать свой собственный устав. Вашему ребенку правильно делать то, что вы сами считаете правильным.

Нельзя сказать, как правильно объяснить ребенку религию, жизнь или смерть. Ему надо объяснить это так, как вы сами думаете. Это будет правильно и гармонично. Это же касается и особенностей воспитания ребенка дошкольного возраста в семье: если вы транслируете естественные правила, они принимаются ребенком. Другие же правила, чужие, будут наигранными, натянутыми.

Педагогические особенности семейного воспитания дошкольников

Важным аспектом воспитания ребенка в семье является анализ своих внутренних установок. Внутренние противоречия способны оказывать огромное воздействие на позицию родителя. Неуверенность родителя, его сомнения в собственной правоте и руководящей роли всегда считываются ребенком. В какую бы правильную форму вы ни облекали свои требования при воспитании детей в семье, если вы сами не уверены в них, ребенок это почувствует.

Дети гораздо более чем взрослые, настроены на интуитивное восприятие реальности, так как у них мало развиты взрослые способы анализа и рационального мышления. Дети, как локаторы, улавливают ваш внутренний настрой и действуют соответственно.

Традиционные жалобы родителей маленьких детей - ребенка невозможно уложить вечером спать, заставить чистить зубы, мыть руки после прогулки. Мать часто изматывается в таких, казалось бы, простых вещах, устает вечно заигрывать с ребенком или принуждать его. В то же самое время родители сообщают, что этот же ребенок с бабушкой или няней ведет себя совершенно иначе - спокойно выполняет требования, ребенка как подменяют. При этом не заметно, чтобы бабушка применяла какие-то особые трюки, вычитанные в книжках. Все как будто происходит само собой. Очевидно, что дело не в ребенке, а в особенностях семейного воспитания дошкольников, в том взрослом, который с ним взаимодействует. Чаще всего вопрос не в том, что этот взрослый не владеет какими-то особыми приемами общения, а в его внутренних установках.

Основные факторы и подходы к семейному воспитанию

Одним из основных факторов семейного воспитания является предсказуемость и последовательность. Ребенок будет спокойнее, если он знает, что и когда от него потребуется.

К примеру, малыш часто залезает к матери в сумку, вытаскивая из нее что-то себе поразвлечься - телефон, помаду, расческу и т. п. Мать реагирует по-разному в зависимости от своего настроения и обстоятельств. При своей матери она сильно ругает ребенка, может шлепнуть его за посягательство на ее вещи. При муже женщина громко требует, чтобы именно он остановил ребенка. При своей подруге, когда ей хочется поболтать, она просто не обращает внимания на действия ребенка - занят чем-то и ладно! Когда мать находится в обществе посторонних, она может умильно улыбаться, восхищаясь, какой же шустрый ее малыш.

В данном примере ребенок никогда не примет правила, что прежде, чем брать мамины вещи, нужно спросить. Реакция матери непредсказуема, ребенок находится в неопределенном положении. При этом мать может искренне считать, что перепробовала все приемы, чтобы отучить ребенка залезать в сумку. Разнообразие реакций, в данном случае неэффективное, может рассматриваться матерью как творческий подход к задаче. Но такой подход к воспитанию детей в семье совершенно неэффективен.

Сравним ситуацию неопределенности с правилами дорожного движения. Если вы выезжаете на дорогу и точно знаете, какие правила на ней действуют, вы будете спокойны, потому что знаете, как себя вести, чтобы быть в безопасности и не заработать штраф. Кроме того, вы понимаете, как будут себя вести другие участники движения, это также снижает тревогу. Чем чаще вы выезжаете на дорогу с предсказуемыми правилами движения, тем менее тревожной вам представляется ситуация. Если же вы выехали на дорогу, правила которой неизвестны вам в полной мере, вы не понимаете, как вам себя вести и что сделают остальные участники движения. В этой ситуации вы будете крайне напряжены и потратите массу психической энергии на любое принимаемое решение. Если же вы ежедневно выезжаете на дорогу, где правила каждый день разные, то вы никогда не будете спокойны на такой дороге.

Повышенная тревожность - вот, что отличает детей дошкольного возраста. Подход к воспитанию которых в семье непредсказуем. Определяя, что можно, а чего нельзя ребенку в вашей семье, постарайтесь достичь определенности и предсказуемости.

Определенность, конечно, при установке правил семейного воспитания не должна доходить до абсурда, иначе из блага она превратится в наказание. Безусловно, в исключительных случаях можно отступать от правил. Важно только, чтобы само по себе это отступление не превратилось в правило.

Условия правильного воспитания детей в семье

Важным условием правильного воспитания детей в семье является установка только необходимых правил.

Одним из типичных затруднений при установке семейных законов можно назвать избыточное их количество в жизни ребенка. Множество правил не всегда отражают строгость родителя, часто они выдают повышенную тревожность. Родитель тревожного типа может даже не осознавать, какой частокол правил окружает ребенка.

Такой родитель может волноваться за здоровье ребенка и окружать его запретами:

  • нельзя быстро бегать;
  • нельзя хватать ртом воздух и есть большими кусками;
  • нельзя садиться на землю;
  • нельзя скатываться на ногах с горки;
  • нельзя брать в руки снег;
  • нельзя выходить на солнце.

В другом случае родитель может слишком тяготеть к порядку, стремиться к контролю и устанавливать следующие правила воспитания в семье:

  • нельзя подбивать ботинками снег;
  • нельзя капнуть на скатерть;
  • нельзя ходить по грязи;
  • нельзя нарушить порядок в доме или в одежде родителя;
  • нельзя испачкать одежду в игре.

«Дети могут быть либо чистыми, либо счастливыми!» - так сформулировала свою воспитательную позицию одна мать троих детей. В этой шутке много правды.

Одной из особенностей воспитания ребенка в семье является то, что в высоких требованиях часто можно совершенно не видеть самого малыша, воспринимать его как механического исполнителя вашего высокого замысла.

С другой стороны, множество правил и требований при воспитании детей в современной семье очень часто дают противоположный результат - ребенок, которому все нельзя, идет ва-банк, нарушает все запреты, уже не считаясь со степенью их важности. В таких случаях родители могут даже не понимать, что упрямство их ребенка вызвано попросту тем, что он слишком ограничен теми рамками, которые вокруг него существуют.

Принципы воспитания детей раннего возраста в современной семье

Принципы воспитания детей в семье должны быть основаны на поощрении в случае следования правилам. Пожалуй, главный фактор, который позволит вам сделать выполнение правил приятным для ребенка, это похвала. Поощряйте ребенка своим внимание, похвалой, высокой оценкой его действий, если он следует правилам. Поощрение – один из самых мощных способов воспитания детей раннего возраста в современной семье, которым вы можете сформировать поведение ребенка.

Следование правилам – непростая задача для ребенка, поэтому не стоит оставлять без внимания те усилия, которые он делает, чтобы следовать правилам. Человек управляется тревогой, его внимание всегда автоматически настроено на поиск недостатков, опасности. Только специальная работа, определенная жизненная философия, сознательный контроль своего мышления могут изменить этот процесс. Автоматически же мы всегда будем фокусироваться на недостатках, изъянах. В роли родителя человек спокоен и безучастен, когда его ребенок ведет себя «нормально»: не буянит, слушается, не противоречит. Это само собой, на это и обращать внимания не надо. А вот уж если что не так, тут человек включается, начинает управлять, ругать ребенка, в общем «воспитывать». Так и выходит, что то «нормальное» поведение, которое никто особенно не замечает, становится для ребенка непривлекательным. А плохое поведение, которое привлекает к нему столько внимания, иногда становится выходом из изоляции.

«Хорошее», «нормальное», с точки зрения взрослого, поведение ребенка дается ему не так уж просто. Он делает усилие, чтобы сдержать свою активность, противостоять импульсам, вести себя «вежливо». Учитывая эти особенности семейного воспитания, замечайте работу ребенка, показывайте, что вы цените его усилия, и тогда малыш обязательно будет с вами сотрудничать. Если же вы отнесетесь к следованию правилам как к чему-то само собой разумеющемуся, то вскоре вас может постичь значительное разочарование.

Факторы и условия семейного воспитания: успешная методика

Одним из условий успешного воспитания ребенка в семье является объяснение ребенку смысла и причин, по которым устанавливаются правила.

У многих родителей возникает вопрос – насколько необходимо объяснять ребенку причину запретов и предписаний, важно ли, чтобы ребенок понимал, почему от него требуют того или другого. Этот вопрос максимально связан с возрастом ребенка. В раннем возрасте (до 3-5 лет) ребенок в силу ограниченности своего опыта просто не в состоянии понять большинство правил. Однако множество родителей ведут себя с детьми, как с маленькими взрослыми, не осознавая того гигантского различия, которое существует между взрослым и ребенком. Великое множество родителей детей до 3 лет пребывает в иллюзии, что ребенок «все понимает», просто делает часто им назло. Многие не учитывают такой особенности семейного воспитания детей, как кардинальное отличие понимания трехлетним ребенком ситуации от понимания той же ситуации взрослым человеком. Если вы говорите ребенку, что руки в рот совать нельзя, потому что на них микробы и он заболеет, то он вряд ли поймет вас адекватным образом. Что такое невидимые микробы? И что такое «заболеть» для ребенка, не имеющего ни связных воспоминаний о своем прошлом, ни представления о том, кто есть он сам (и то и другое отсутствует у детей младшего возраста)? Если ребенок повторяет за вами: «На дорогу нельзя, машина собьет», - значит ли это, что он понимает, что значит эта фраза, каковы последствия столкновения с машиной? То, что ребенок может повторить за вами или кивает на вопрос: «Понял?» - совсем не означает, что он действительно понимает что-то подобно взрослому человеку.

Некоторые родители совсем маленьких детей видят успех воспитания ребенка в семье в объяснении правил и причин их установления – часто долгих и подробных. И вместо того, чтобы физически установить запрет на некие действия, которые опасны или грубо задевают интересы других людей, родители уповают на объяснения. Это видится родителям гуманным методом. Проблема такого метода воспитания детей в семье заключается в том, что родители оперируют словами, за которыми стоит целая система понятий. Ребенок в силу слабого владения языком, неспособности к абстрактному мышлению и ограниченности опыта попросту этой системы не знает, не мыслит теми понятиями, с помощью которых ему стараются пояснить ситуацию. Родитель как будто пытается опереться на то, чего и нет во внутреннем мире маленького человека. Дети как минимум до 5 лет могут мыслить только о том, что видят и могут потрогать, они как будто «думают телом». Все же понятия, которые они не могут пропустить через тактильный опыт для них - просто пустой звук. Это и есть причина того, что объяснения не действуют на детей, без сопровождения этих объяснений реальными физическими действиями.

Устанавливая правила семейного воспитания, учитывайте такую педагогическую особенность, как низкая способность ребенка усваивать слова. Маленькие дети нуждаются не столько в словах, сколько в жестах, устанавливающих правила. Если вы не хотите, чтобы вас бил ребенок, нужно ограничить его в момент попытки вас ударить. Это касается и большинства других ситуаций. Важным фактором воспитания детей в семье является сопровождение запрета жестом именно в раннем возрасте, тогда, взрослея, ребенок будет уже в курсе, что запрет это нечто такое, что необходимо исполнять, это не пустые слова родителей. Если же ребенку раз за разом даются предписания, которые он нарушает, он не сможет принять эти предписания.

Как может ребенок понять, что он действует нежелательным образом, если родители спокойно продолжают говорить или играют с ним? После двух неудачных тактик включается третья, такая же неудачная - объяснения. Мать апеллирует к некоему «договору», который состоялся дома. Для матери договоренность (к слову сказать, понятие для двухлетнего ребенка малодоступное) – это важное дело, которое нельзя нарушить. Но что такое «договор» для двухлетки? Ровно ничего, пустой звук! Он не имеет представления об «ответственности», «обязательствах» и прочих вещах, абсолютно не увлекательных в возрасте двух лет. Далее мать напоминает, что, дескать, Миша «обещал» вести себя хорошо. И снова попадает в ту же простую ловушку. Она вкладывает в свои слова определенное значение и наивно полагает, что этого достаточно для того, чтобы ребенок мыслил так же. В дальнейших словах оказывается, что Миша должен бы понимать, что на людях (в кафе) другие правила поведения, не такие, как дома. Все это происходит на фоне того, что ребенок явно превышает свои полномочия в семье – решает, куда сядут взрослые, может ударить маму.

Пытаться воздействовать на ребенка подобным образом – пустая трата времени. Условие семейного воспитания – это, прежде всего, физическое ограничение активности ребенка. К примеру, снять малыша с лавки, указав на то, что прыгать можно на полу, а на лавке можно сидеть или стоять без обуви. Далее наилучшим решением было бы предложить ему тихое занятие, которое соответствовало бы интересам ребенка (пазл, рисование и т. п.). После того, как мальчик какое-то время сидел тихо, имело бы смысл обратить свое внимание именно на это, погладить малыша, обязательно уделить ему какое-то время, сказать, что он ведет себя очень мило и вежливо.

Некоторые родители пугаются идеи физического ограничения активности ребенка как условия правильного воспитания детей в семье, так как оно представляется им разновидностью недопустимого насилия. Однако физические ограничения не то же самое, что и физическое наказание. Вы крепко берете за руку ребенка, несмотря на его протесты, в местах, где опасно идти одному. Вы сдерживаете ребенка, который бросает тяжелые предметы или бьет окружающих. Вы можете удержать ребенка в кровати, приобняв его за плечи, несмотря на его желание пойти погулять после отбоя. Вы снимаете ребенка и не даете ему лезть на шкафы и подоконники. Вы пристегиваете ребенка ремнем безопасности, несмотря на то, что он вырывается и протестует. Именно такие особенности современного семейного воспитания, как мягкие, но определенные воздействия и становятся в итоге залогом того, что малыш понимает слова, запреты. Вначале эти запреты физические, только потом они переходят на уровень слов. Если не пройден этап физического ограничения, маленький человек не
встречает никаких границ у себя на пути, впоследствии он не будет слушать и слова.

Учитывая условия успешного семейного воспитания, пояснять правила, безусловно, необходимо, однако все законы должны быть соблюдены вне зависимости оттого, понял ли ребенок суть правила или нет. Поясняйте простыми словами, желательно лаконично, дружелюбно и корректируйте свои объяснения в зависимости от уровня развития, возраста ребенка.

Специфика подхода к воспитанию ребенка в семье

Учитывайте и такую специфику воспитания ребенка в семье, как дружелюбие при установке правил. У многих людей правила и границы ассоциированы с жесткостью, строгостью и поэтому непривлекательны. Они не хотят устанавливать правила, так как им не нравится строгость и жесткость. На самом деле эффективное лидерство (в том числе в паре родитель - ребенок) не строится на жесткости лидера (в данном случае родителя). Эффективное управление как раз дружелюбно и учитывает интересы управляемого.

Особенностью воспитания ребенка в современной семье, в отличие от древних авторитарных принципов, является обязательно дружелюбие. Говорить «Нет!» определенно можно и нужно, но не агрессивно.

Обратная связь дается ребенку в чрезмерно агрессивной форме, что обязательно вызовет дополнительную конфронтацию. На деле достаточно было бы определенно придержать малыша, не давая ему толкаться, подождать, когда буря пройдет, и спокойно сообщить ему, что толкаться в доме не принято и взрослые ходят по дому, куда им нужно.

Важный фактор семейного воспитания – отсутствие агрессивности: если правила будут замешаны на гневе родителя, то ребенок в этой ситуации будет переживать подавленность, либо злиться на родителей, постоянно воевать с ними.

Аспекты воспитания ребенка в семье: основные методы и законы

Если у вас есть уверенность в себе и в тех правилах, предписаниях и границах, которые вы устанавливаете ребенку, то, вероятнее всего, у вас не будет никаких проблем с соблюдением законов воспитания ребенка в семье. Вы автоматически выберете ту манеру поведения, которая соответствует вашему внутреннему состоянию уверенности и спокойствия.

Однако не все родители находятся в столь счастливой гармонии в своем внутреннем мире, что могут позволить себе не задумываться о форме своих высказываний. Большинство же родителей получат пользу, если намеренно обратят свое внимание на форму выражения запретов. Именно им адресована эта глава. Когда вы устанавливаете правила для ребенка, важна как сущность, содержание этих правил, так и форма, в которой вы их высказываете.

При установке границ важно то, как вы выглядите, насколько уверенной и весомой фигурой вы являетесь.

Приведем несколько примеров, которые иллюстрируют неэффективный способ установления правил из-за того, что родитель передавал ребенку противоречивые сигналы - на словах призывал к одному, а языком тела демонстрировал совсем другое.

Для того чтобы ребенок послушался ваших предписаний, ваши жесты и язык тела должны синхронно со словами показывать ребенку желательное направление поведения.

Еще одно немаловажное условие семейного воспитания ребенка – выбор слов, в которые вы облекаете свои предписания ребенку.

При установке правил используйте уместные слова. Если вы хотите что-то запретить ребенку, говорите об этом определенно, не делая вид, что вам интересно мнение ребенка на этот счет, и вы готовы договариваться с ним. Конечно, если у вас есть реальная возможность учесть мнение ребенка, оно вам небезразлично, вы готовы к компромиссу, то надо поинтересоваться его мнением. Однако в большинстве случаев так называемый «договор» с ребенком - фикция, родитель не готов принять отказа ребенка. Договор в таких случаях выглядит примерно так - «давай договоримся, чтобы ты делал, как мне надо!»

Родитель на самом деле не готов услышать ответ - нет, но, якобы для смягчения ситуации выбирает вопросительную «договорную» форму. Ребенок в такой ситуации остается в дураках, так как родитель все равно будет настаивать и только для проформы интересуется мнением ребенка.

Родителю полезно обладать широким репертуаром реакций, тогда он сможет точно и уместно реагировать на любую ситуацию. Если родитель имеет всего два варианта подхода к ребенку – говорить по-хорошему или кричать, он зажат в слишком тесные рамки.

Статья прочитана 5 494 раз(a).