Конспект нод в подготовительной группе с элементами триз «в гостях у сказки». план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

I. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами. Как они сюда попали?

Так ведь это настоящая дорога, выложенная из осенних листочков. И эта дорога куда-то нас приглашает.

Смотрите, ребята, волшебный теремок, а вот и деревце которое приглашает нас в гости, в осенний лес. Как называется это дерево?

А листья клена, какие?

Если листья желтые, значит, какое время года сейчас царствует в природе?

II. Основная часть

1.- Посмотрите, на листьях дерева кто-то изображен?

Ребята, осень, живущая в этом теремке, пропустит нас в лес, если мы скажем что общего у этих зверей с ней.

Игра «Теремок »

2. Вы, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

А чтобы говорить красиво и правильно нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам помогут животные-актеры.

Первая остановка – «Лесной театр теней ».

(показ теневого театра + артикуляционная гимнастика, звучит спокойная музыка.)

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв, замер зайчик, зубки сжав.

«Белка и лиса»

Сверху белка прискакала, лиса здравствуй, ей сказала.

«Белка и еж»

Осмотрелась белка, а потом поздоровалась с ежом.

«Медведь»

За верхнюю губку заложен язык, медведь уступать никому не привык.

«Хомяк»

Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.

«Лиса»

Как будто колобок лежит на губе,слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Волк»

Клыки страшные свои чищу «чашкой» изнутри.

3. В этом театре не только животные актеры, но и вы тоже можете стать артистами. Давайте попробуем изобразить диких зверей.

Логоритмика «Дикие звери »

1.Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Облизывает лапу сластена косолапый.

2.Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается: кто - то по лесу крадется.

3.У лисицы острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

4.Работа со слогами.

Игра «Волшебные животные» (фото № 1)

Какие необычные карточки, что на них написано?

(беляц, медка, заведь). На что похожи эти слова?

Из названий, каких животных составлены эти слова?

Ребята, давайте разложим слоги так, чтобы получились названия настоящих зверей, а подсказкой будут изображения их любимых лакомств.

Что у нас получилось?

Ребята, медведь любит рыбу, лиса мышкует. Как называют зверей, питающихся преимущественно животной пищей?

У зайца морковь, у белки грибок. Что это за пища? Как мы называем зверей, питающихся растительной пищей?

5.Игра «Разведчики».

Ребята, лес большой и очень важно, чтобы у каждого зверя был свой домик. Постараемся найти всем зверям свое жилище.

6. Составление загадок .

Все животные без исключения любят, когда про них сочиняют загадки, сказки, пословицы. Ребята, давайте попробуем составить загадки про некоторых зверей. (Ёж, лось)

Для этого нам понадобиться наша схема составления загадок. (Фото № 2)

Пример: Ёж

Что у нас получилось.

Круглый, как клубок.

Хищный, но не волк.

Колючий, как игла.

Пыхтит, но не пароходная труба. (фото № 3)

(дети аналогично составляют загадку про лося.) (фото № 4)

Отличные загадки у нас получились!

7. Игра «Волшебный экран»

Белочка: - Здравствуйте ребята, узнали меня?

Слышала я, какие интересные загадки вы придумали про лося, да ежа. А обо мне что-нибудь знаете?

Белочка, ты слушай, а ребята расскажут и о тебе.

Работа с «волшебным экраном» для природных объектов.

5.Кто его «друзья»? (представители класса)

2.Что умеет делать?

8.Как изменится этот объект, когда вырастет?

4.Где живет объект?

1 Кто это?

7.Умел ли он

выполнять свое главное дело раньше?

6.Каким этот объект был раньше? Откуда появился?

3.Из каких частей состоит? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта?

9. Что нужно, чтобы так произошло?

Белочка довольна и дарит вам картину и фотографии с изображением обитателей этого леса и хочет с вами поиграть.

Пальчиковая игра

Тук-тук-тук, тра-та-та,

Что за стук в лесу с утра?

Кто постукивает ель снизу до макушки?

Скачет белка вниз да вверх, белка поскакушка,

Поскакала-поскакала, никого не увидала.

8. Прием «Эмпатия»

Ребята, вы хотели бы попасть в эту картину и очутиться в шкуре любого зверя? В этом вам помогут волшебники: Слухач, Нюхач, Зоркий глаз и Волшебная рука. Каждый выберет, какого проводника-волшебника он возьмет с собой в картину.

Ребята, потрите сильно ладошки друг о дружку, я вам капну на них запах леса. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать аромат, который исходит от ваших ладошек. Запах леса перенесет нас в картину.

Открываем глаза, Даша кто ты? И т. д.

Молодцы, возвращаемся обратно в детский сад.

III. Итог

Где мы сегодня были?

С какими заданиями мы встретились в осеннем лесу?

Какое задание было самым трудным?

Хозяйка осень нарисовала для вас животных, но у нее закончились краски, все ушли на раскрашивание листьев. Ничего страшного, у нас есть фотографии подаренные белочкой, давайте подберем пару и разукрасим зверей в группе.

Осадчева Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ д/с № 38

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить с явлениями природы. Дать понятие ветра. Познакомить с его свойствами.

2. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.

3. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.

4. Упражнять в беге, умении действовать по сигналу, выполнять правила игры.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением ветра, игрушка – парусник, бумажные ленточки, целлофановый пакет, бумажные конверты.

Ход прогулки

Воспитатель: Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы с вами будем беседовать.

Я березу качну

Я тебя подтолкну

Налечу, насвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь отгадать?

(Ветер).

Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Мы его не видим, не чувствуем, он не имеет запаха, но он всегда вокруг нас. Мы можем его почувствовать, когда он приходит в движение.

Проводятся опыты:

Опыт 1. Надуть пустой целлофановый пакет.

Вывод: В человеке тоже есть воздух.

Опыт 2. Дети дуют на паруса бумажного кораблика. Наблюдают, если кораблик плывет, значит, есть движение воздуха.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Упражнение «Найди ошибку». Задача найти ошибку в рассказе.

Рассказ

Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода. Наш корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам.

Игра малой подвижности «Ветерок».

Дети выполняют движения по тексту.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Дидактическая игра «Какой ветер» .

Правила: определить положительные и отрицательные свойства ветра (по иллюстрациям).

Словесная игра «Подбери словечко».

Вопрос: Что может ветер?

Ответы детей. (Шуметь, гудеть, шелестеть, завывать, поднимать, налетать и т. д.)

Вопрос: Каким может быть ветер?

Ответы детей. (Сильным, ласковым, тихим, прохладным, резким и т.д.).

Спортивная игра «Быстрее ветра». Дети командно выполняют эстафету с ленточкой.

Подвижная игра «Ветер, ветерок» .

На площадке разложены обручи – «домики», количество которых меньше количества детей. Воспитатель проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.

Осень, осень у ворот

Кружит листьев хоровод.

Раз, два, три – летят листочки,

Раз, два, три – кружат листочки.

Скоро дождь, надо нам

Разбегаться по домам.

По окончании слов, дети занимают «домики». Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры.

Труд в природе. Дети наблюдают за увядшими цветами на клумбе. Воспитатель предлагает собрать семена цветов для весенней посадки.

Воспитатель: Ребята, подумайте, кто и чем хотел бы заняться. (Детям предлагаются игрушки, игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).

Организуется самостоятельная деятельность детей, в ходе которой проводится индивидуальная работа по плану.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: социально коммуникативное развитие.

Раздел: ознакомление с окружающим.

Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Выполнил воспитатель:

Хисамова М.С.

Стаж работы: 25 лет.

г. Туймазы,2015

Цель:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания ;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;

активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

обобщить и закрепить знания детей о воде;

Развивающие:

развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;

развивать навыки проведения лабораторных опытов;

развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;

продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

формировать желание соблюдать правила дорожного движения;

воспитывать чувство ответственности.

Словарная работа

закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование:

Сосуды с жидкостями;

твёрдые предметы (камень, кубик);

полиэтиленовый мешочек;

салфетки, карандаши.

Лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки человечков.

Ход занятия:

Воспитатель:

Приветствие.

Солнышко лучики к нам в окошко светит,

Самые лучшие дети мы на свете,

Пусть ладошки хлопают вот так: Хлоп,

хлоп,

Каблучки потопают вот так:

Топ,

топ,

Целый день играть,

нам совсем не лень,

Говорим с улыбкою: Добрый день!

Воспитатель:

Фантастическая гипотеза:

Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?

Дети:

Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.

Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.

Воспитатель:

Молодцы!

Воспитатель:

Послушайте сказку.

В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.

Воспитатель:

Вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.

Дети:

Знаем .

Воспитатель :

Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.

Эти человечки живут в окружающих нас предметах.

Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

Воспитатель:

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Дети:

Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель :

Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.

Опыт №1(с карандашом)

Воспитатель:

Ребята, какие предметы?

Дети:

Твердые, они крепко держатся за руки.

Воспитатель:

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела.

Воспитатель :

А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

Дети:

В нетвердых предметах.

Воспитатель:

Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.

Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)

Воспитатель:

Легко мешается?

А что вы ещё знаете жидкое?

Дети:

Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель :

Что скажите про эти вещества?

Воспитатель :

Что делают человечки?

Дети:

Стоят посвободнее друг от друга.

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Воспитатель : Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети:

Газообразные человечки, бегущие .

Воспитатель:

Где могут жить эти человечки?

Дети:

В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.

Воспитатель :

Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)

Воспитатель :

Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.

Воспитатель :

Пакеты раздуваются? Что там внутри?

Дети:

Воздух, он невидимый.

Воспитатель :

Какие человечки живут в воздухе?

Дети:

Бегущие, газообразные.

Воспитатель :

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Физкультурная минутка

Как живешь? – Вот так! А плывешь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждешь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы должны будете показать его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дерево, дождь, стена).

Молодцы!

Воспитатель:

Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за сообразительность.

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства - описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного - характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый - грустный, здоровый - больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционные задачи:
1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.
2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
3. Развитие фиксации взора.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.

Интегрируемые образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Познание. ФЦКМ», «Познание.
ФЭМП», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»,
«Музыка».

Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация. Знакомство с художниками - иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным, Конашевичем. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные игры: «Репка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино».

Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; СД-диски; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.

Ход.

1.
Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок).

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

В: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка - впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».

В: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» -
ориентир.

В: Это необычные цветы - они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались
В стране сказок оказались».
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.

2.
В: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки - невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец - Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна - лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

В: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
На доске плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

Д: «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна - лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц - хваста».

В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну - лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).

В: » Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти«.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)
В: «По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём».
(«Мостик» - две дуги. Дети проходят между ними.)
В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
- Весёлый - грустный,
- добрый - злой,
- Смелый - трусливый,
-Старый - молодой,
-Сильный - слабый,
-Здоровый - больной,
-Умный - глупый,
- Вежливый - грубый,
- Сытый - голодный,
- Могучий - слабый,
- Озорной - послушный,
- Ленивый - трудолюбивый.
(«Мостик» убирается. Слева от окна - мольберт. На полу - цветы - ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.
На мольберте - «тени» сказочных персонажей.

5.
В: Волшебник спрятал героев.
» Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».
В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.
Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там - цветное изображение).
В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

6 .
Гимнастика для глаз.
» Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны - справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.
В: Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?
В: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

7 .
В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты - линии.

В: Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Д: Это волнистая линия.
В: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Д: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В: Перечислите героев сказок с таким характером.
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна - Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В: Верно, а почему?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д: Нет.
В: На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: Перечислите их.
Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
В: Верно, как зовут этого героя?
Д: Его зовут Иван-Царевич.
В: Какой линией можно его нарисовать?
Д: Можно нарисовать прямой линией.
В: Почему? Какой он по характеру?
Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
В: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Д: Иван - крестьянский сын, Иван - Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Емеля.
В: Какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В: Почему такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

8.
Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
В: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто - определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

9 .
В: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.
«Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять».
(На мольберте- план-схема сказок.)
В: Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз - считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
(Примерный вариант сказки: см. Приложение 1.)

10.
В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.
Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Д: Да.
В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
В: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
Воспитатель раздаёт медали - сувениры.

Приложение № 1.
Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.

Название: Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Должность: воспитатель I квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад № 112
Месторасположение: г. Ярославль, Российская Федерация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки»

адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы с использованием технологии ТРИЗ на тему: «Африка! Волшебная страна»

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Тилина Л.Ю.

Московская область,

г. Озёры,

2016г.

Задачи:

1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

2. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

3. Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

4. Упражнять в образовании сложных слов, притяжательных, прилагательных, в подборе существительных и прилагательных, в образовании приставочных глаголов.

5. Закрепить представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (закрепление видов транспорта)

6. Расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах.

7. Научить детей произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций (релаксация для мобилизации обучать приемам само расслабления)

8. Развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, активизировать моторику рук.

9. Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Оно должно проходить легко, непринужденно.

10. Настраивать детей друг на друга,создавать положительный фон в группе.

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Давайте узнаем, готовы ли вы к занятию. Ручки на месте, ножки на месте, голова на месте, глазки на месте, ушки на месте, а ротики на месте, а улыбки. Улыбнулись все друг другу.

-Но теперь к занятию точно мы готовы.

- Ребята, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано нашей группе. Давайте его прочтём:

Письмо:

Молодой моряк в матроске –

Вышел к берегу реки.

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки,

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По-матросски разбежался -

И … солдатиком нырнул .

Здравствуйте ребята, вы наверное поняли кто вам пишет. Я моряк и очень люблю путешествовать, и я детишки решил сегодня отправиться в Африку. Я думаю, вы с удовольствием со мной поплывете.

Ну, что ребята поплывем в Африку? С начало мы должны сделать подарки для Африки. - Давайте, мы сделаем матрешек. Ведь матрешка – это символ нашей страны. - А в какой стране мы живем – России. Присаживаемся на свои места. Перед вами лежат вот такие матрешки, но они совсем не красочные, давайте мы их украсим. (Делаем матрешек)

Ребята, скажите какое время года сейчас? - Да, за окном мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело. Ребята, а попробуйте сами найти Африку на карте. (Показ детей) На глобусе?

Послушайте наш маршрут : "Доплывем до Занзибара, Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро, Погуляем с Гиппопо.”

Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Дети. Давайте мы оденем матросские шапки. (одевают матросские шапки) - Итак, в путь! Плыть ребята предстоит несколько дней. Как вы думаете, почему так долго? (путь не ближний, да и идет корабль сравнительно медленно).

"Африка! Африка! Волшебная страна. Отправимся мы в Африку,

Да нас ждет она. Увидим в жаркой Африке,

Как звери там живут…

Скорее едем в Африку, джунгли нас там ждут!”.

Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова

Если долго, долго, долго,

Если долго по дорожке,

Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно,можно,можно, Можно в Африку прийти.

Вот мы и добрались до Африки. Но для начала необходимо узнать, на какие зоны делится Африка. Африка делиться: пустыня, тропики, саванна. В Африке много пустынь. Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно). Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы) Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (ответы)

У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей). Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.

"Зверь я горбатый, Нравлюсь ребятам”. Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)

Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля) Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей). Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность. - Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны? (нет) - Почему вы так думаете? (нет деревьев, растительности, бананов). - Скажите, а где могут жить обезьяны? (в джунглях, тропиках).

Давайте отправимся дальше. Садитесь на верблюдов, поедем дальше и послушаем. (имитация поездки, аудиозапись) Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации). Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады. Вода здесь ценится на вес золота. Ребята, отдохнем на берегу озера! (да) Давайте искупаемся, позагораем. (под релаксационную музыку – купание)

Релаксационная гимнастика "Волшебный сон”

Ребята, пустыня осталась позади. Впереди - Африканская саванна (показиллюстрации).

Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Ребятки, давайте мы немного поиграем.

Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать животное по картинке, не называя его.

Ход: Сначала взрослый описывает животного, а дети отгадывают его. Затем можно ребенку предложить описать какого-нибудь животного, а все дети отгадывают. Например: - Я большой, серого цвета, у меня большие уши и сильные ноги, у меня есть хобот. (слон) и т.д. лев, жираф, зебра. Климат в саваннах сезонный, засушливый период сменяется дождливым. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык. (аудиозапись)

Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации). Это царь зверей – лев. Ребята, лев может быть незаметным, так как он прячется среди желтой сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу) В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? (зебры, газели, антилопы очень быстро бегают).

Загадка: "Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра)

Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру. Что делать зебре? (защищаться) Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику. Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.

Воспитатель: "Тут входит голову задрав -

Не потому, что важный граф -

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного).

В саванне живет самое высокое животное на земле. Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги). Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом. Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

"И петь не поет,

И летать не летает,

За что же народ

Его птицей считает?” (Б.Заходер)

Кто же это? (страус) (показ иллюстраций)

Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем). "Есть очень много рогачей -

В зоопарке и в лесу,

У всех рога на голове,

А у него лишь на носу". (носорог, показать)

Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. А что у него на лбу? (рог)

А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны, показать)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится). Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет). - Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Теремок»

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я, Лев. А ты кто?

А я - Жираф. Пусти меня в теремок?

Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

У меня есть тоже хвост.

А наше путешествие продолжается. Что мы видим еще на карте коричневого цвета? (показываю горы) Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы. Это – Килиманджаро. (показываю на карте). Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.

А по реке плывет бревно Ох, и злючее оно

Тем, кто в речку угодил

Нос откусит…” ( крокодил) (показать)

По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Посмотрите, по этим деревьям прыгают обезьяны. А давайте и мы немного попрыгаем. Физкультминутка .

Ребята, смотрите, как ловко обезьянка взобралась на пальму.

Ой, ребята, а куда же делась обезьянка? Пока мы с вами веселились, все звери спрятались и оставили только свои маски.

Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий). Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)

Черепаха заползла за камень, а потом из-за него…(выползла)

Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл)

Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева…(слезла)

И передвигаются все по-разному.

Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)

А носорог? (ходит) А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)

А черепаха? (ползает)

Теперь вы знаете хорошо обитателей Африки. Воспитатель: Ой, смотрите, обезьянки передали вам свои подарки в корзинке. А теперь давайте мы подарим свои подарочки, мы их оставим в корзинке, а обезьянки их затем заберут. Я очень надеюсь, что вам понравилось путешествие по Африке, что вы узнали много интересного и многих обитателей Африки.

ИТОГ: Скажите, понравилось вам наше путешествие? Ребята, посмотрите у каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную.

Итак, поехали: Мы сегодня путешествовали в Австралии. Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна. В Саване есть гигантские деревья – баобабы. Ну, ребята молодцы! На этом наше занятие закончилось. До свидания Африка. До скорых встреч. До свидания! (попрощаться с гостями)