Рабочая программа по ЛФК для детей со сложным дефектом, школа VIII вида. Современный урок физкультуры в коррекционной школе

Задачи:

  • Выработка устойчивой правильной осанки, равновесия.
  • Укрепление и развитие мышечной системы.
  • Развитие общей организованности, внимания, памяти.
  • Воспитание в детях чувства взаимопомощи, товарищества, уверенности в себе.

ХОД УРОКА

I. Подготовительная часть

Построение. Приветствие. Сообщение темы урока.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок лечебной физкультуры. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым упражнением. Это упражнение очень хорошо делает одна птица. А, что это за птица мы узнаем, совершив путешествие. Строимся друг за другом и отправляемся на прогулку.

1. «Идём по лесной тропинке». (Ходьба друг за другом).
2. «Перешагиваем свалившиеся деревья». (Ходьба с подниманием ног).
3. «Идём по извилистой дорожке». (Ходьба между кубиками).
4. Ходьба на носках. (Мы в затылок поравнялись, На носочки приподнялись
5. Ходьба на пятках. (Руки за спину кладём И на пятках мы идём).

II. Основная часть

Вот мы с вами вышли на поляну и немного отдохнём.

Зарядка.

Ручки вверх мы поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ-топ.
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Общеразвивающие упражнения:

1. И. п. – стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх – вдох, опускание – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И. п. – стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад – вдох, возвращение в и. п. – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. – стоя, руки опущены; подняться на носки – вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. – стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево – попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону – по 3 раза.

– Смотрите, кто это сидит на тропинке и смотрит на вас? Да это же ёжик. (игрушка ёжик) Он живёт в лесу. Ёжик принёс вам корзинку. Посмотрите, ребята, что в ней лежит. (мячи –колючие, как ёжик). Давайте, поиграем с ними.

– прокатываем мяч между ладонями.
– перекладываем мяч из руки в руку.
– сжимаем пальцами мяч, сначала одной рукой, затем другой.

Выполнив упражнения, дети кладут мячи в корзину. Благодарят ёжика и прощаются с ним.

– Смотрите, ребята, а кто там сидит под кустом? (игрушка зайчик) Это зайчик. А вы, ребята, умеете прыгать как зайчики? Давайте, друг за другом попрыгаем как зайчики.

Прыжки на двух ногах друг за другом.

– Молодцы, ребята. Вот мы с вами прыгали, прыгали и припрыгали к болоту. Нам надо с вами перейти болото.

Ходьба по кочкам. («Дорожка здоровья»).

Знакомство с новым упражнением

– Смотрите, ребята, что там за птица? (картинка Аист). Правильно, это аист. Посмотрите, как аист может стоять на одной ноге. Давайте, и мы попробуем постоять на одной ноге.

Выполнение упражнения «Аист».

И.П.: Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Стоя на одной ноге, стопу второй ноги разместить на внутренней стороне колена. Руки в стороны или на пояс. Задержаться, вернуться в И.П. Повторить на другой ноге.

III. Заключительная часть

– Молодцы, ребята, мы с вами хорошо погуляли, но пора возвращаться домой. Давайте, представим себя листочками и поиграем с ветром.

Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели.
И на землю снова сели.
Долго – долго мы плутали
Очень – очень все устали.
Наши ручки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.

Релаксация

Дети ложатся на коврики (звучит музыка: звуки природы – Лес).

Подведение итогов урока

– Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданиями и выполнили упражнения.

Физическая культура, 1-4 класс

Аннотация к рабочим программам по физической культуре 1-4 классы

Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида». Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с обучающимися ОВЗ. Физическое воспитание рассматривает и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Цель - содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося, с учетом психофизических особенностей. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных,подводящих и коррекционных упражнений. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика (бег, прыжки, метание) лыжная подготовка (зимние игры), подвижные игры, для 4 класса - пионербол. В Рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

Физическая культура, 5-9 класс

Аннотация

Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида»

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна-ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво-енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола и физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Курс «Физическая культура» изучается в 5-9 классах из расчёта 3 часа в неделю. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Курс обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоциональноценностного отношения к физической культуре; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли и формировании здорового образа жизни. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 5-9 классах 34 учебных недель. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 102 часа.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35»

Рассмотрена на заседании методического совета школы

протокол № ___ от _________

Утверждена

приказом директора

_______ от _____________

Принята

педагогическим советом

протокол № _____ от __________

Рабочая программа

по ЛФК

8 класс

(сложный дефект)

2013-2014 уч. год

Составитель: учитель Сафронова С.М.

г. Череповец

2013г

Содержание

1. Пояснительная ______________________________________________ 3 стр.

2.Содержание учебного предмета _______________________________ 7 стр.

3.Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся _____ 11 стр.

4. Расчёт часов по разделам программы _________________________ 13 стр.

5. Расчёт часов по учебным четвертям __________________________ 14 стр.

6. Инвентарь и оборудование__________________________________ 15 стр.

7. Список литературы _______________________________________ 16 стр.

8. Список литературы для учащихся ___________________________ 17 стр.

Пояснительная записка

Программа по «ЛФК» разработана для детей со сложной структурой дефекта, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В анамнезе таких детей часто отмечаются задержки в формировании и развитии двигательных функций, нарушения развития статической и динамической координации движений, нарушения равновесия, мелкой моторики, нарушение осанки, деформация стопы, нарушения в развитии грудной клетки, кривошея и др. Занятия ЛФК способствуют стабилизации, коррекции вторичных нарушений в двигательной сфере, предупреждению их возможного прогрессирования.

В настоящее время, к сожалению, нет программы ЛФК для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Данная программа составлена нами на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адаптивной физической культуре А. Н. Асикритова 2013 г. и др. методических пособий по ФК.

Программа по «ЛФК» для учащихся со сложным дефектом рассчитана на 34 часа в год. Преимущественной направленностью данной программы является профилактика и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания.

Цель программы:

Овладение учащимися основ лечебной физкультуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Стабилизация, коррекция вторичных нарушений в двигательной сфере, предупреждение их возможного прогрессирования.

Образовательные задачи программы:

* формировать знания, двигательные умения и навыки, необходимые для выполнений упражнений по лечебной физкультуре;

* формировать двигательные умения и навыки прикладного характера;

* обучать двигательным действиям с помощью знаковой системы (жестовой, символической, тактильно – двигательной);

Развивающие задачи программы:

* развивать физические качества (координационные способности, гибкость, силу, точность движений), а так же общую и мелкую моторику;

* развивать навык ориентировки в схеме собственного тела (освоение направлений пространства относительно собственного тела);

* развивать способность к пространственной ориентировке;

Оздоровительные задачи программы:

* способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма;

* способствовать профилактике соматических нарушений;

* способствовать активизации дыхательной системы, ССС, сенсорных функций;

* способствовать формированию правильной осанки;

Коррекционные задачи программы:

*корригировать нарушения опорно – двигательного аппарата;

* корригировать нарушения дыхательной системы;

* корригировать общую и мелкую моторику;

* корригировать поведение, эмоционально – волевую сферу, средствами физических упражнений;

* корригировать пространственную ориентировку в ходе занятий физическими упражнениями;

* корригировать зрительного, тактильного, слухового восприятия учебного материала в процессе занятий лечебной физкультурой;

Воспитательные задачи:

* воспитывать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

* воспитывать в детях чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях;

* воспитывать преодоление страха высоты, пространства, скованности движения;

* формировать у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к повышению двигательной активности.

Программа по ЛФК состоит из 10 разделов:

Раздел 1. Диагностическое обследование. В начале учебного года проводится диагностическое обследование учащихся по медицинским картам, с целью отбора учащихся и формирования групп для занятий ЛФК. С учащимися, сформированными в группы, проводится тестирование на оценку функционального состояния опорно – двигательного аппарата и показателей физического развития.

Раздел 2. Основы знаний.

Данный раздел содержит теоретические сведения, необходимые для занятий ЛФК.

Раздел 3. Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений .

Данный раздел изучает основные исходные положения тела при выполнении физических упражнений на уроке ЛФК.

Раздел 4. Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Упражнения объединены в Комплекс № 1/8.

Раздел 5. Профилактика нарушений осанки.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование и укрепления мышечного корсета и профилактику нарушений осанки.

Упражнения объединены в Комплекс № 2/8.

Раздел 6. Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на изменение типа дыхания, восстановление и коррекцию дыхания и профилактику простудных заболеваний

Упражнения объединены в Комплекс № 3/8.

Раздел 7. Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.

Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование сводов стопы, их опороспособности, укрепления мышц стопы и профилактику нарушений осанки.

Упражнения объединены в Комплекс № 4/8.

В каждый комплекс включены так же упражнения, направленные на развитие способности к самопроизвольному расслаблению, гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, дыхательная, слуховая, мимическая), кинезиологические упражнения по выбору учителя, массаж по выбору учителя.

Периодичность занятий ЛФК 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Урок по ЛФК имеет определённую структуру:

* вводная часть (организация учащихся к проведению урока);

* подготовительная часть (подготовительные и подводящие упражнения);

* основная часть (направлена на решение поставленных задач);

* заключительная часть (упражнения на релаксацию, подведение итогов урока).

Занятия по ЛФК проводятся с использованием различного оборудования и инвентаря (массажные мячики, кольца, диски, кочки, активные кольца, ребристые дорожки, гимнастические палки, обручи).

Комплексы физических упражнений составлены в игровой форме, с целью мотивации учащихся к занятиям ЛФК. На уроках используется музыкальное сопровождение.

Программа «ЛФК» составлена с учётом основных педагогических принципов работы с детьми, имеющие нарушения в развитии:

1. Принцип диагностирования (с учётом сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний).

2. Принцип дифференциации и индивидуализации (с одной стороны, объединение детей в относительно однородные группы т. е. по возрасту, с другой стороны индивидуальная работа с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и сопутствующих заболеваний).

3. Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий (педагогические воздействия направлены на коррекцию сопутствующих заболеваний и активное развитие познавательной деятельности, речи).

4. Принцип учёта возрастных особенностей (ориентирована на «зону ближайшего развития» как на зону потенциальных возможностей).

5. Принцип адекватности педагогических возможностей (постановка коррекционных задач, выбор средств, методов, методических приёмов ЛФК соответствует функциональному состоянию ребёнка и его особенностям).

6. Принцип оптимальности педагогических воздействий (нагрузка не превышает допустимые величины и соответствует оптимальным реакциям организма).

7. Принцип вариативности педагогических воздействий (использование многообразия не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способы регулирования эмоционального состояния, воздействия на речь, подвижные игры с речетативами, мелкую моторику (пальчиковые игры).

Оценка достижений.

Занятия по ЛФК по 5 балльной системе не оцениваются. В конце года проводится сравнительный анализ результатов тестирования учащихся на начало и конец учебного года (оценка функционального состояния мышечного корсета, оценка функционального состояния позвоночника, оценка функционального состояния кардиореспираторной системы, оценка знаний параметров правильной осанки).

Содержание учебного предмета

8 класс (34 часа)

Раздел 1. Диагностическое обследование.

1.1. Оценка функционального состояния мышечного корсета.

Тест №1. Оценка силовой выносливости мышц спины.

Тест №2. Оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса.

1.2. Оценка функционального состояния позвоночника.

Тест №3. Определение общей активной гибкости позвоночника.

1.3. Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы (Проба Штанге).

Тест №4. Проба Штанге.

1.4. Оценка знаний положения правильной осанки.

Тест №5. Учащийся показывает у стенки положение правильной осанки.

Раздел 2. Основы знаний.

2.1. Правила ортопедического режима в школе и дома. Преимущество здо -

рового образа жизни. Самоконтроль при занятии физическими упражнения-

ми. Типы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Значение физи -

ческих упражнений для профилактики плоскостопия.

Раздел 3. Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений:

3.1. Повторение исходных положений тела и основных положений и движений при выполнении физических упражнений;

Раздел 4. Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки (Комплекс №1/8).

4.1 Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

Построение в колонну по одному с помощью учителя, равнение в затылок.

Построение в одну шеренгу, равнение по линии.

Повторение ранее пройденных строевых приёмов (повороты направо, налево, кругом, выполнение команд по словесной инструкции «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!», «Повернулись!»).

Расчёт по порядку;

Ходьба: приставными шагами (вперёд, назад, вправо, влево, на носках, на пятках).

Ходьба по разминочной дорожке: по канату, по массажным кочкам, по массажным полоскам, по массажным дискам, по ребристой доске;

Бег: противоходом (спиной), приставными шагами (вправо, влево), змейкой, по диагонали;

Прыжки: с поворотом на 90 гр., между предметами.

Удар мяча об пол поочерёдно правой и левой рукой, броски малого мяча на дальность.

Сочетание переползания по гимнастической скамейке на четвереньках с лазаньем на животе.

4. 2. Развитие координационных способностей:

Равновесие на одной ноге;

Переступание через легко сбиваемые препятствия высотой до 20 см.

Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук, вправо и влево приставными шагами.

4.3. Дыхательные упражнения:

Среднее дыхание;

Диафрагмальное;

4.4. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

4.5. Упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка формирования правильной осанки у стенки.

4.6. Упражнения, направленные на формирование и укрепление мышечного корсета с мячом:

Упражнения, направленные на развитие мышц спины;

Боковых мышц туловища.

4.7. Упражнение, направленное на расслабление мышц.

4.8. Упражнения, направленные на самовытяжение и растяжение позвоночника;

4.9. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

4.10. Массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки.

4.11. Подвижная игра, направленная на формирование и закрепление навыка правильной осанки «Фокусник».

Раздел 5. Профилактика нарушений осанки (Комплекс №2/8).

5.1. Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

См. п. 4.1.

5. 2. Развитие координационных способностей:

5.3. Дыхательные упражнения.

5.4. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

5.5. Корригирующие упражнения в балансировке с массажным диском:

Упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса;

Упражнения, направленные на развитие мышц спины.

5.6. Упражнение, направленное на расслабление мышц.

5.7. Упражнения, направленные на самовытяжение.

5.9. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

5.10. Массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки.

5.11. Подвижная игра, направленная на профилактику нарушений осанки

«Слушай внимательно».

Раздел 6. Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний (Комплекс № 3/8).

6.1 Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

См. п. 4.1.

6. 2. Развитие координационных способностей:

Стойка на носках 2 – 3 секунды;

Ходьба вдоль гимнастической скамейки, одна нога на скамейке, другая на полу;

Стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки в стороны.

6.3. Дыхательные упражнения динамические, направленные на коррекцию дыхания.

6.4. Дыхательные упражнения, направленные на изменения типа дыхания:

Диафрагмальное дыхание;

Среднее грудное дыхание;

Верхнее ключичное дыхание;

Упражнение для развития носового дыхания:

6.5. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

6.6. Упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.

6.7. Упражнения, направленные на расслабление мышц.

6.8. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

6.9. Массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки.

6.10. Подвижная игра, направленная на коррекцию дыхания «Дунем раз».

Раздел 7. Плоскостопие. Профилактика плоскостопия (Комплекс № 4/8).

7.1. Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

См. п. 4.1.

7. 2. Развитие координационных способностей:

Стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки в стороны.

Ходьба по гимнастической скамейке без помощи учителя.

7.3. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».

7.4. Упражнения, направленные на формирование сводов стопы, их подвижности, опороспособности и укрепление мышц в различных исходных положениях с массажным мячом и массажным кольцом.

7.5. Дыхательные упражнения:

- «Ветерок»;

Диафрагмальное дыхание;

7.6. Упражнения, направленные на расслабление мышц.

7.7. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

7.8. Самомассаж ног, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику плоскостопия.

7.9. Игра малой подвижности, направленная на укрепление мышц стопы и профилактику плоскостопия «Спрячь платочек».

Раздел 8. Подвижные игры оздоровительного и развивающего характера.

*

- «Голуби» -

Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся 8 класса:

к концу года учащийся должен знать:

Правила ортопедического режима в школе и дома;

Принципы самоконтроля при занятии физическими упражнениями;

Преимущество здорового образа жизни, типы дыхания;

Доступные меры профилактики простудных заболеваний, нарушений осанки, плоскостопия;

Значение физических упражнений для профилактики плоскостопия.

к концу года учащийся должен уметь:

Показать правильную осанку у стенки без помощи учителя и проверить правильность показа позы правильной осанки у друга;

Построиться в колонну по одному с помощью учителя, равнение в затылок.

Построиться в одну шеренгу в нарисованных кружках, равнение по линии.

Выполнять команды по словесной инструкции «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!

Выполнять повороты направо, налево с указанием направления учителя; - размыкаться в шеренге на вытянутые руки;

Выполнять упражнения прикладного характера:

* ходьба: в полуприседе, противоходом, по кругу, взявшись за руки,

с захлёстыванием голени;

* ходьба по разминочной дорожке: по канату, по массажным кочкам, по массажным полоскам, по массажным дискам, по ребристой доске;

* бег: медленный с переходом на быстрый, между булавами;

* прыжки на двух ногах, через препятствие, с ноги на ногу, с поворотом на 45 гр.

Выполнять упражнения с мячом, броски малого мяча в стену, сбивать мячом предметы, передавать большой мяч в шеренге из рук в руки;

Выполнять упражнений с гимнастической палкой;

Перешагивать через гимнастическую скамейку, переползать на четвереньках по гимнастической скамейке с захватом кистями рук краёв скамейки, перешагивать через препятствие высотой 15 – 20 см.

Выполнять общеразвивающие упражнения типа «зарядки» с предметом и без предмета;

Выполнять физические упражнения из комплексов №1/8, 2/8, 3/8, 4/8 предметом и без предмета в балансировке на массажном диске:

* корригирующие упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки:

* упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса;

* упражнения, направленные на развитие боковых мышц туловища;

* упражнения, направленные на развитие мышц спины;

* упражнения, направленные на расслабление мышц;

* упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка формирования правильной осанки;

* статические дыхательные упражнения, направленные на изменение типа дыхания: среднее грудное дыхание, диафрагмальное дыхание;

* специальные динамические дыхательные упражнения;

* специальные упражнения, направленные на формирование сводов стопы, их подвижности, опороспособности и укрепление мышц в различных исходных положениях с предметами и без предметов;

* упражнения, направленные на самовытяжение;

Выполнять массаж спины, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику нарушений осанки;

Выполнять гимнастику (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.

Играть в подвижные игры:

* «Ходим в шляпах» - подвижная игра, направленная на формирование и закрепление навыка правильной осанки.

* «Слушай внимательно» - подвижная игра, направленная на профилактику нарушений осанки;

* «Подпрыгни и подуй на мячик» - подвижная игра, направленная на улучшение функции дыхания.

* «Спрячь платочек» - игра малой подвижности, направленная на укрепление мышц стопы и профилактику плоскостопия.

* «Письмо на ладони» - подвижная игра, направленная на развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений. * «Узнай друга» - подвижная игра, направленная на развитие внимания, слуховой и мышечной памяти, тактильного восприятия и мышления, развития мелкой моторики

- «Голуби» - подвижная игра, направленная на развитие навыка метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

«Что пропало» - подвижная игра, направленная на активизацию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, пространственной ориентировки.

Расчёт часов по разделам программы

Раздел

Количество часов

1. Диагностическое обследование.

2. Основы знаний.

3. Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений.

4. Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.

5. Профилактика нарушений осанки.

6. Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

7,5

7. Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.

6,5

8. Подвижные игры оздоровительного и развивающего характера.

Всего часов

Расчёт часов по учебным четвертям

п/п

Раздел

Учебная четверть

Всего часов

I

II

III

IV

Диагностическое обследование.

Основы знаний.

0,25

0,25

0,25

0,25

Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений.

0,75

0,75

0,25

0,25

Правильная осанка. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.

Профилактика нарушений осанки.

Коррекция дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

7,5

7,5

Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.

6,5

6,5

Подвижные игры оздорови -

тельного и развивающего характера.

Всего часов.

Инвентарь и оборудование

1. Коврики для выполнения физических упражнений.

2. Массажные кочки.

3. Массажные мячи.

4. Массажные кольца.

5. Массажная дорожка.

6. Массажные диски.

7. Гимнастические палки.

8. Гимнастические обручи.

9. Гимнастические ленточки.

10. Гимнастические скамейки.

11. Кегли.

12. Резиновые мячи.

13. Свисток.

Список литературы

1. Асикритов А.Н. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адептивной физической культуре 1- 9 классы. – СПб.: Владос Северо – Запад, 2013.

2. Башкирова Е.А. Костромина А.С. Левченко Е.В. Леонова Е.М. Методическое пособие Коррекционные программы. Осанка и плоскостопие. – М: 2009.

3. Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе. – М., 1986.

4. Лях В. И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях. – 13 – изд. – М. : Просвещение, 2012.

5. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. «Лечебная физическая культура в детском возрасте» - СПб.: Речь, 2007.

Соколова Н.Г. «Практическое руководство по детской ЛФК». 2007г.

Список литературы для учащихся.

1. Потапчук А.А. «Как сформировать правильную у ребёнка». – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.


Три группы обучающихся в классе: Первая группа - дети, которые в целом самостоятельно выполняют предъявляемые учителем задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Могут контролировать выполнение упражнения более слабого учащегося. Они усваивают программу по физкультуре в полном объёме.


Вторая группа – это обучающиеся, для которых характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Двигательные навыки снижены и имеют некоторые затруднения при выполнении того или иного упражнения. Хотя с основными требованиями программы они справляются. Эти обучающиеся, которые усваивают программу на достаточном уровне.


Третья группа - это обучающиеся, которые отличаются своей пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, нарушением памяти, сильнейшим нарушением двигательной активности. Как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по всем предметам. Такие учащиеся усваивают программу по результатам индивидуальных достижений.





Утверждена приказом от «28» августа 2014 г. 85 Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физкультуре 4 класса на 2014 – 2015 учебный год. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол от « 28 » августа 2014 г. 1


Основные требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года. Обучающиеся, усваивающиеся программу в полном объёме или на достаточном уровне. Знать: рапорт дежурного, строевые команды, что такое дистанция, один - два комплекса утренней зарядки, правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой, правила ухода за лыжами и обувью; как помочь друг другу при обморожении, упрощенные правила игры. Уметь: выполнять комплекс утренней гимнастики; подавать команды при сдаче рапорта; соблюдать дистанцию при перестроениях; выполнять повороты кругом переступанием; принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными положениями рук; перелезать через препятствия и подлезать под них различными способами в зависимости от высоты; правильно выполнять наскок на козла в упор стоя на коленях; сохранять равновесие на гимнастической скамейке в упражнениях с предметами и в парах, выполнять бег с низкого старта до 40 м; бегать в медленном темпе до 3 мин; мягко приземляться при прыжках в высоту и в длину; метать теннисный мяч на дальность с одного шага, выполнять все изученные команды в строю, координировать движения рук и ног в попеременном двухшажном ходе на отрезке м, преодолевать спуск в высокой стойке, преодолевать на лыжах дистанцию девочки - до 1,5 км, мальчики – до 2 км, ловить мяч, выполнять передачу мяча от груди.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, усваивающих программу по результатам индивидуальных достижений. Знать: строевые команды. Уметь: выполнять строевые команды учителя, повороты направо, налево (переступанием, лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх, вниз, согласовывать движения рук и ног в лазании по гимнастической стенке, коллективно переносить гимнастические снаряды, выполнять высокий старт, бегать в медленном темпе до 2 минут, быстро пробежать 30 метров, прыгать в длину, метать малый мяч с места правой рукой, выполнять повороты на месте вокруг пяток в правую и левую стороны. Не обязательно: знать один - два комплекса утренней зарядки, уметь самостоятельно делать подбор лыж и лыжных палок, выполнять метание малого мяча с места левой рукой, преодолевать спуск в высокой стойке, преодолевать на лыжах дистанцию девочки - до 1,5 км, мальчики – до 2 км, ловить мяч, выполнять передачу мяча от груди.








Образовательная направленность Использование рабочих программ по физкультуре по освоению двигательных умений и навыков, составленных с опорой на программы под редакцией В. В. Воронковой и И. М. Бгажноковой. Обучение по темам: « Лёгкая атлетика », « Лыжная подготовка », « Пионербол »,» Гимнастика », « Подвижные игры ». Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей обучающихся. Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.


Оздоровительная направленность Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ в начале каждой четверти с занесением журнала инструктажей и перед выполнением упражнений на снарядах и КУ, проверка инвентаря и оборудования перед каждым уроком. Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно - сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма. Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная и физкультурных групп).


Воспитательная направленность Учёт психофизических особенностей обучающихся согласно их возрастным особенностям. Создание эмоционально - положительного фона в обучении и общении (спортивные и подвижные игры, игровые упражнения). Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребёнку в выполнении упражнений. Развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение). Получение знаний в различных видах спортивной деятельности.


Сочетая эти три направления формируются физкультурно - оздоровительные технологии - это процесс оздоровления детей. По характеру действия различают. Стимулирующие технологии (закаливание и тренировка физических качеств). Защитно - профилактические (санитарно - гигиенические нормы и требования, ТБ). Компенсаторно - нейтрализующие (физкультминутки и физкультпаузы). Информационно - обучающие (забота учащихся о своём здоровье).





Санитарно - гигиенические средства проветривание спортивного зала естественным сквозным способом (режим проветривания); влажная уборка зала; соответствующее освещение, наличие аптечки; спортивный инвентарь по возрасту (б / б мячи средний возраст 5, старший возраст 7, лыжный инвентарь); наличие у каждого обучающегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень - весна, зима).








Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью обучающихся. Двигательная активность восполняется при использовании различных форм. Проведение урока физической культуры три раза в неделю. Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья. Участие детей во внутришкольной и областной спартакиадах по различным видам спорта. Проведение утренней зарядки перед началом урока. Вовлечение обучающихся в городские спортивные кружки и секции. Внеурочная деятельность (спортивная секция на базе школы). Домашнее задание.


Структура урока Вводно - подготовительная часть. 1. Начальная организация занимающихся. 2. Создание целевой установки. 3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния. 4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма. 5. Подготовка организма к решению специфических задач основной части урока.


Основная часть. 1. Общее и специальное развитие опорно- двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма. 2. Обучение технике упражнений. 3. Формирование специальных знаний. 4. Развитие основных и специальных двигательных качеств. 5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.





Здоровьесбережение на уроке физкультура Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием: разных видов деятельности, фаз напряжения и « разрядки ». В каждый урок включаются 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин.


Здоровьесбережение на уроке физкультура Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности. Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры. Активные методы обучения – это побуждение участия детей к активной и самостоятельной деятельности. Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются: индивидуальная работа; работа с партнером и работа в группе.


Здоровьесбережение на уроке физкультура Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка. Как определить нагрузку на уроке? УЧИТЕЛЮ НАДО: учитывать состояние здоровья обучающихся; функциональные возможности всех обучающихся; физическую подготовленность обучающихся; индивидуальные особенности обучающихся; степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала. Дифференциация по уровню трудности. Предполагает различные виды усложнения заданий для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение данного упражнения на время. Задание для 1-й группы (усваивают программу в полном объёме) Задание для 2-й группы (усваивают программу на достаточном уровне) Для 3-й группы (по результатам индивид. достижений Упражнение: поднимание туловища. 3 подхода по 15 раз КУ: поднимание туловища за 30 секунд. Упражнение: поднимание туловища. 3 подхода по 10 раз КУ: поднимание туловища за 30 секунд. Упражнение: поднимание туловища. Поднимание туловища с помощью учителя (до 5 раз)


Дифференцированный подход помогает мне: обеспечить обучение и развитие обучающихся в соответствии с уровнем их возможностей; даёт возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; дать возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повысить уровень самооценки и мотивации к занятиям физкультуры и физическим упражнениям.


Для учителя очень важно правильно организовать урок, т. к. он является основной формой педагогического процесса. Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: рациональная плотность урока, создание условий для заинтересованного отношения к занятию. На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т. д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу « лучше или хуже других », а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ в коррекционной школе

Презентацию подготовил: учитель физкультуры

КОУ ВО «Краснянская школа-интернат

для обучающихся с ОВЗ»

Горина А.П.





Задачи урока физкультуры в коррекционной школе

  • Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.
  • Воспитательные задачи направлены на формирование умения владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
  • Лечебно-оздоровительные задачи предполагают включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы.
  • Коррекционно-компенсаторные задачи предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.


Типы уроков:

  • вводные,
  • ознакомление с новым материалом,
  • комбинированные (смешанные),
  • уроки повторения пройденного,
  • контрольно-зачетные.


Урок физической культуры состоит из четырех частей:

  • Вводная.
  • Подготовительная.
  • Основная.
  • Заключительная.


Организация деятельности обучающихся на уроке

  • Фронтальный способ предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. При этом хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными.
  • Поточный способ. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению.
  • Посменный способ организации учащихся заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек (или по два) одновременно.
  • Круговой способ предполагает выполнение упражнений учащимися друг за другом


Индивидуальная работа на уроке

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания можно уделить учащимся с более слабой двигательной подготовкой.



ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Планирование составляется с учетом материальной базы, климатических условий, состава учащихся конкретного класса и на основании «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов» под ред. В. В. Воронковой



План урока

Дата проведения урока ____________ Цели и задачи урока ______________ Место проведения урока __________ Оборудование ___________________ Тема урока ______________________



Инновационные технологии на уроках физкультуры в коррекционной школе

  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология дифференцированного физкультурного образования
  • Личностно – ориентированная технология
  • Здоровьесберегающие






Литература:

В. М. Мозговой. Уроки физической культуры в начальных классах Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида