Раннее развитие детей до 3 лет. Раннее развитие ребенка на втором году жизни

Первые годы жизни для ребенка очень важны, ведь именно в это время закладываются основы интеллекта, физического и эмоционального развития, он быстро осваивает этот мир и учится в нем жить. И крайне важно научить его всем ранним аспектам деятельности человека, повлиять на развитие речи детей раннего возраста и помочь адаптироваться малышу в этом непростом мире.

Чтобы развивать физические особенности ребенка, родителям можно прибегнуть к помощи книг в области раннего развития малышей. Методика Бориса и Елены Никитиных твердит о том, что обязательно стоит развивать малыша физически, так как в нем от природы заложено огромное количество возможностей, которые, если из не развить, просто угаснут.

Грудничок имеет три рефлекса :

  • Хватательный;
  • рефлекс плавания;
  • шаговый рефлекс.

Если не запустить и развивать эти рефлексу у ребенка, то плавание и ходьба, да и любое другое физическое развитие будет даваться малышку гораздо легче. Никитины также предлагают ввести в доме для детей дошкольного возраста, 4-6 лет спортивные комплексы. Обязательно использование методик закаливания и массажа.

Глен Доман также предложил очень интересную методику по развитию детей. Физическое развитие, согласно тому, что пишет Доман, должно быть системным. Он предлагает целую серию упражнений и игра, которые затронут все группы мышц на теле карапуза от 0 до 3 лет. Доман считает что динамическая гимнастика крайне важная для малышей.

Динамическая гимнастика для малышей

Исследования показали, что если ребенка с рождения занимали такой динамической гимнастикой, которую рекомендует Доман, то уже очень быстро дети начинали опережать своих одногодок. Можно сказать, что физические упражнения и координация движений малыша принимают активное участие в интеллектуальном развитии и становятся ступенькой к активному познанию мира. Если вы будете развивать ребенка как рекомендует Доман, то вы быстро увидите результаты этой методики у вашей крохи.

Методика Домана включает набор физических упражнений :

  • на двигательные навыки;
  • на мануальные навыки;
  • на равновесие.

Эмоциональное развитие

Для ребенка от 0 до 3 лет очень важно развитие эмоциональной сферы. Родители должны уделить этому максимум внимания. До полутора лет карапуз будет неосознанно осваивать и перенимать поведение родителей, поэтому очень важно, что они были спокойными и умиротворенными.

Основные этапы эмоционального развития ребенка

Самая простая методика по развитию эмоциональной сферы состоит в поддержке и вере в своего малыша, а также полное принятие любой его особенности.

Совет: Чтобы карапуз нормально развивался эмоционально, родители должны любить его, быть спокойными рядом с малышом и ограждать его от собственных эмоциональных перепадов.

Вы должны открыто проявлять свою любовь к малышу, принимать его полностью таким, какой он есть. Старайтесь, чтобы у карапуза формировалось только хорошее отношение к себе, хвалите его и верьте в его. Предлагайте ему задания которые он может выполнить и постарайтесь помогать ему понимать свои чувства и желания, также объясняйте, что другие люди тоже имеют свои чувства и желания и их нужно уважать.

Предоставьте малышу дошкольного возраста свободу в рамках разумного и пусть он действует самостоятельно, рискует, ошибается и приобретает опыт.

Поощряйте его интерес к играм, музыке, движению, чтению, рисованию, чтобы карапуз получал хорошие и позитивные эмоции.

Игры для раннего развития детей

Игры для раннего развития детей должны быть простыми, но при этом у каждой игры должна быть задача, которая будет полезной для .

Первая игра обогащает двигательный опыт детей и вызывает желание поиграть с родителями, но также она поощряет в детях самостоятельность и инициативность. Посадите детей на стульчики, это будут домики. Говорите:

«Дождик, дождик,
Хватит тебе, дождик, лить,
Сидят дома деточки,
Словно птички в клеточке.
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко,
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть».

Детки начинают бегать, хлопать в ладошки, можно включить музыку и потанцевать. Под слова воспитателя «Опять пошел дождь» малыши бегут в домики.

Вторая игра направлена на позитивные эмоции и развитие в целом. Поиграйте с малышом в обычные прядки, чрезвычайно веселит, когда люди то появляются, то исчезают.

Не забывайте играть с детьми 2-3 лет в кубики, собирать пирамидку, рисовать красками и мелками, играть на музыкальных инструментах. Игра должна быть не только полезной, но и приносящей удовольствие малышу.

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтесори в основном базируется на том, что у карапуза должна быть полная свобода действий. Кроха должен обучаться играючи, но при этом все упражнения он должен выполнять самостоятельно.

Конечно же, родители по задумке этой программы должны помогать, но при этом не мешая. Подход к карапузу должен быть индивидуальным и должен учитывать все особенности ребенка дошкольного возраста. «Помоги мне сделать самому» – вот принцип занятий системы Монтессори.

Во многих городах существуют детские сады, которые основаны на основах . Для каждого малыша разработан план развития в специальной среде. Воспитатель должен организовать деятельность крохи так, чтобы потенциал получил максимальное развитие.

Учим цвета и развиваем моторику

Такую среду Монтесори можно создать и дома, в результате малыш от 0 до 3 лет будет проявлять свои способности на глазах у родителей, у него будет развиваться творческое и логическое мышление, память, концентрация внимания, воображение и фантазия, а также моторика. Начать занятие по принципам методики Монтесори можно с 8-10 месяцев.

Игры Никитина

Игры, основанные на принципах программы Никитина, позволяют развивать интеллект ребенка, основываясь на переходах от простого к сложному. При этом в развитии используются принципы творческой деятельности и учитываются особенности ребенка дошкольного возраста.

С самого раннего возрасте дети получают пищу для размышлений и развития творческих способностей, играя в игры Никитина. Также эта методика позволяет действовать поэтапно, создавая для детей условия ступеньки, которые слегка опережают развитие способностей малышей. Дети будут самостоятельно расти и развиваться, поднимаясь до рубежа знаний данного этапа и потом их будет ждать следующая ступенька.

Игра “Сложи квадрат”

Все игры Никитина разнообразны и карапузу никогда не будет скучно, его не нужно будет заставлять что-то делать, малыш будет сам хотеть играть. Более того, Ира будет стимулировать родителей держать себя в руках и не мешать малышу делать что-то самому, принимать решения и сталкиваться с их последствиями.

Кубики Зайцева

В основе раннего развития Зайцева лежат кубики как наглядные пособия. Также это могут быть карточки, таблицы, веселые песенки. Все эти материалы позволяют детям легко усваивать материал во время развлечений и игры. Главный принцип методики Зайцева – это обучения играя.

Чтение по кубикам Зайцева. Логопед Н.Пятибратова

Кубики Зайцева позволяют детям читать уже начиная с двух лет. Этот складовой метод позволяет легко и просто научить малыша чтению в ходе игры. Можно приобрести звучащие кубики Зайцева, тогда малыш будет самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Начать занятия по методике Зайцева можно с 1,5-2 лет. Главное не запускать занятия с детьми, когда они достигнут дошкольного возраста.

Полезные книги

«Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагает родителям совокупность игр и упражнений, которые постепенно возводят малыша к чтению и заинтересовывают его держать книгу в руках. Эта книга прекрасно подойдет для детей дошкольного возраста и для родителей, которые не любят торопить события.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» подробно описана уникальная система, которую разработал Глен Доман. Она ориентирована на занятия родителей и деток, при чем родители должны принимать самую активную роль в развитии малыша и его играх, так считает Доман. Упражнения, которые разработал Доман, стимулируют память и уже в первый год жизни у малыша формируется богатая база знаний. Доман предлагает учить с малышом разные факты из областей биологии, географии, истории и других, с первых месяцев учить буквы, чтение и счет.

Книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан считается одно из самых известных в мире, она предлагает раскрытие индивидуального потенциала малыша, превращая обучение в игру. Научится читать можно через пение букв по мотивам детских песенок, Считать – загадывая несложные загадки. Родителям не нужно будет заставлять малыша заниматься, занятия можно проводить тогда, когда у крохи будет настроение, но не стоит забывать о регулярности.

Рано или поздно перед каждой сознательной молодой мамой возникает вопрос: какая методика раннего развития достойна ее чада?

Одни авторы считают, что физическое развитие более ценно, чем эмоциональное или интеллектуальное, другие — наоборот. Кто-то уверен, что обучать чтению малыша пора с рождения, а кто-то — что до школы не стоит торопиться. А еще бытует мнение, что все это — просто выкачка денег из родителей…

Главное, чем вы должны руководствоваться при выборе методики развития, — это здравый смысл и любовьк своему малышу.

В помощь вам — обзор наиболее популярных методик раннего развития.

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день это одна из самых распространенных методик развития ребенка. Мария Монтессори, выдающийся педагог и психолог, называла свою методику «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде ».

Развитие детей по Монтессори — это одновременно дисциплина и свобода, серьезная работа и захватывающая игра. Система охватывает возрастные диапазоны 0-3 года и 3-6 лет.

Главный принцип методики Монтессори гласит: «Помоги мне это сделать самому!» То есть взрослый должен понять, что ребенка волнует в данный момент, создать подходящую для занятий среду и мягко научить пользоваться этой средой.

Основные положения системы Монтессори:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения .
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Как видно, все в данной системе подталкивает малыша к саморазвитию, самовоспитанию и самообучению при ненавязчивой помощи взрослых.

Методика Зайцева

Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев — обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?

Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.

Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.

На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-. А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки .

Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Методика Никитиных

«То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно.

  1. Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
  2. Свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
  3. Наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития ».

Самые популярные игры-головоломки Никитиных:

  • Сложи узор
  • Сложи квадрат
  • Уникуб
  • Точечки
  • Кубики для всех
  • Дроби
  • Рамки и вкладыши Монтессори

Методика Глена Домана

Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, который разработал методику ускоренного физического и интеллектуального развития детей от самого рождения. Его главная идея такова: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни» .

Цель занятий по Доману — познакомить ребенка с множеством точных, ясных и увлекательных фактов. Для этого факты нужно строго систематизировать по категориям и разделам знаний (биты).

Фотографии или рисунки наклеивают на карточки размером 30 на 30, с другой стороны которых пишут точные сведения.

Пример из книги Домана:

Также Доман придает большое значение раннему физическому развитию, так как оно связано со способностями малыша и его интеллектом. С самого рождения ребенку предоставляют свободу движений и закрепляют его врожденные рефлексы: он должен шагать, плавать, хватать, ползать.

В следующем материале мы рассмотрим еще несколько распространенных методик раннего развития детей.

Лучшие методики раннего развития

Развитие ребенка - это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум - это чистый лист, на котором жизнь пишет свою историю. Детская память способна вместить неограниченное количество информации, и чем она обширнее, тем более разносторонне развивается ребенок.

Гипотеза о том, что мозг человека функционирует далеко не на полную мощность, ставшая уже неоспоримым фактом, кардинально поменяла отношение многих педагогов к обучению в раннем возрасте. От 0 до 6 лет дети способны поглощать колоссальное количество информации, которая не забывается, как думают многие, а, наоборот, фиксируется, чтобы «всплыть» в нужное время. И если уделять достаточно внимания обучению ребенка в этом возрасте, можно добиться блестящих результатов, активизировав скрытые резервы памяти и мышления. Вы наверняка слышали о детках, которые в 2-3 года считают до ста, а в 5 лет бегло читают и знают таблицу умножения. Далеко не все из них дети-вундеркинды - большей частью это всего лишь ребята, на развитие которых родители в свое время не пожалели усилий и, самое главное, сумели найти правильный подход к своему крохе.

Итак, в данной статье мы рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики обучения, которые по отдельности или в совокупности применяются в современных центрах раннего развития детей. Давайте вместе обсудим их преимущества и недостатки, чтобы понять, на что конкретно направлены эти методики и какие из них лучше подойдут именно вашему малышу.

Методика Домана

Согласно учению Гленна Домана, с рождения до 6 лет ребенок занимается исключительно познанием, а уже начиная с 6-летнего возраста - непосредственно обучением. Поэтому познавательные практики можно применять уже начиная с 3-6 месяцев.

В отечественных школах раннего развития часто применяется обучение чтению по системе Домана. Оно предполагает демонстрацию ребенку специальных карточек. К примеру, чтобы запомнить слово «апельсин», достаточно изо дня в день показывать малышу карточку с изображением этого фрукта и надписью «АПЕЛЬСИН». Ребенок смотрит на карточку в течение всего нескольких секунд, а преподаватель в это время произносит написанное слово. Малыши быстро запоминают звучание слова и постепенно начинают ассоциировать его со зрительным образом, «читая», таким образом, слово не по буквам, а целиком. Конечно, занимаясь по Доману, ваш 2-летний кроха вряд ли сможет прочитать «Войну и мир», но благодаря таким занятиям он учится быстрее усваивать информацию, тренирует зрительную и слуховую память, образное мышление. С помощью различных карточек можно заниматься с малышом не только чтением, но и математикой и даже географией!

Развитие по Доману кажется многим родителям наиболее предпочтительным, поскольку предполагает возможность индивидуальных занятий. Казалось бы, ничего сложного, ведь показывать карточки и называть слова может любой из нас! Однако, как показывает практика, не всё так просто: многие малыши оказываются не готовыми смирно сидеть и разглядывать поднадоевшие им карточки: они отвлекаются или просто убегают, вызывая у родителей раздражение и гнев. Все детки, даже самые маленькие, отличаются по своему темпераменту - имейте это в виду и, увлекшись системой Домана, не бросайтесь скупать эти многочисленные и совсем не дешевые пособия. Лучше сделайте десяток-другой карточек самостоятельно и посмотрите, захочет ли ваш малыш обучаться чтению с пеленок, или же предпочтет более активное времяпрепровождение.

Система Монтессори

Мария Монтессори, родоначальница другой методики раннего развития, оказалась более дальновидной, предоставив своим ученикам полную свободу действий. На занятиях по данной системе каждый ребенок сам определяет, чем ему в данный момент хочется заниматься, с какими предметами играть. Задача взрослого - вызвать у ребенка интерес и помочь ему, используя индивидуальный подход. Кроме того, в обучении активно используется так называемая «подготовленная среда» - пространство, помогающее малышу почувствовать себя полностью независимым. Мебель в такой среде должна быть соизмерима с ростом ребенка, а все вещи - быть доступными, как бы приглашая его к действию. В Монтессори-классах используются даже хрупкие фарфоровые изделия, игра с которыми учит детей аккуратности и порядку.

Философия Монтессори ставит во главу угла личность каждого отдельного ребенка. Здесь нет никаких оценок или иных критериев сравнения детей между собой, как нет поощрений и наказаний. Лишь собственное мнение, самокритика и внутренняя мотивация помогают ребенку стать свободной, независимой и самодостаточной личностью.

В основе теории Монтессори лежит мнение, что способность к обучению определенным навыкам проявляется в конкретный период времени. Так, в возрасте 0-3 года дети узнают, что такое порядок, с 2,5 до 5 лет - учатся общению, при этом активно развивая сенсорные навыки (до 5 лет) и речь (0-6 лет). И мы должны помочь ребенку, не ускоряя темпы его развития, а лишь мягко подталкивая его в нужном направлении. Не все родители в силу своей предубежденности смогут одолеть свои эмоции и сомнения и грамотно построить занятия с ребенком. Поэтому идеальным вариантом для сторонников данной методики является посещение Монтессори-класса «от 3 до 6». Кстати, это также одна из характерных черт системы: общение детей разных возрастов способствует лучшей их социализации.

Вальдорфская система

В отличие от описанных выше, известная во всём мире Вальдорфская система образования рекомендует работать в первую очередь не над умственным, а над физическим развитием детей. Двигательная активность, игры, музыка и танцы, творческая деятельность имеют приоритет над обучением чтению и счету, поскольку основоположники этой системы считали, что гармоничное развитие возможно лишь при совмещении духовной, физической и эмоциональной составляющих. Кроме того, здесь применяется принцип «неопережения» - разностороннее развитие ребенка должно происходить в его собственном темпе, и работать здесь нужно не над скоростью, а над качеством, стремясь раскрыть природные склонности каждого малыша, а не навязать чуждые ему интересы.

Воспитанники вальдорфского детского сада играют только игрушками из натуральных, «живых» материалов (глина, дерево, камень), не признавая пластмассы и электроники. Большое внимание уделяется мелкой моторике и развитию речи (в Вальдорфских школах с 1 класса изучают английский и немецкий языки). Если сравнить принципы данной системы с другими методиками становится ясно, что Вальдорфские школы и сады имеют более гуманитарный уклон.

Также хочется отметить, что ни в одной из обычных школ раннего развития вы не встретите отдельные элементы Вальдорфской методики воспитания - эта система сильно отличается от традиционной и, как правило, ее достаточно сложно с чем-либо объединить. Вследствие этого выбор, стоящий перед родителями, невелик: либо отдать ребенка в классический Вальдорфский детский сад, либо полностью отказаться от этой методики.

Школа Зайцева

Знаменитый отечественный педагог-новатор Николай Александрович Зайцев создал целую систему обучения малышей основам грамоты.

Данный подход основывается на наглядных пособиях - кубиках, карточках и таблицах Зайцева, также используются так называемые попевки Зайцева - веселые песенки, слушая которые, малыши легко усваивают предлагаемый им материал. Обучение в игре - основной принцип педагогики Зайцева: на занятиях по его системе детям позволено прыгать и топать, ходить от таблицы к таблице, играть с кубиками. Последние представляют собой объемные картонные кубики с изображенными на них «складами» (слогами). Осознать, как склады объединяются в буквы, ребенку легче, чем учиться читать «с нуля» по традиционной схеме. К тому же кубики делятся по цветам и издаваемым ими звукам на «мягкие» и «твердые», «звонкие» и «глухие» склады. А потому маленькие воспитанники Зайцева и его последователей, играя с кубиками, легко и быстро запоминают и даже «пишут» кубиками слова, выкладывая их в определенной последовательности. Следуя данной системе, можно научить ребенка не только чтению, но и счету: для этого используются карточки с изображением числовой ленты («стосчёт»).

Современная система дошкольного и школьного образования несовершенна: думаю, с этим согласятся все. Методика Николая Зайцева способна свести на нет все трудности, с которыми сталкиваются дети при обучении грамоте. Занятия проходят весело и интересно, и малыши как бы между делом, незаметно, учатся всему, что мы с вами в детстве постигали долго и порой мучительно. Чего стоит одна только таблица умножения!

Существуют и другие, не менее интересные методики раннего развития детей: теория Сесиль Лупан, система занятий Железновых и Даниловой, игры Никитина и Воскобовича. Каждая из них по-своему уникальна и ценна, ведь в ее создание вкладывали душу лучшие специалисты этой сферы, выработавшие свои принципы на собственном педагогическом опыте.

И напоследок - немного о личном опыте. В нашем городе существует около десяти школ раннего развития, причем так называют себя даже обычные центры по присмотру за детьми. Выбирая школу для дочери, мы тщательно продумали, для чего нам это нужно и что мы хотим увидеть в результате. Основные цели были такими: научиться общаться с чужими детьми и взрослыми, морально подготовиться к посещению детского сада, стимулировать желание ребенка учиться, закрепить основные понятия (цвета и формы, буквы и цифры). В итоге мы остановили свой выбор на развивающем центре, который предлагал: обучение чтению по системе Домана (1-2 года) и Зайцева (2-3 года), занятия по методике Железновых (музыкальное воспитание) и некоторые авторские методики преподавателей центра. Результат - выученный за полгода алфавит и счет до 10, множество стихотворений и песенок, стремление к самостоятельной творческой деятельности (лепка, рисование, выполнение аппликаций). Дочь стала более открытой в общении со сверстниками и с нетерпением ождала занятий в школе.

Большинство способностей человека формируется в раннем детстве. Известно установленный факт, что каждый ребенок с рождения обладает большим интеллектуальным потенциалом. Поэтому важно, чтобы ребенок получал и усваивал новые знания как можно раньше, поскольку это поможет ему развить определенные способности в себе, тем самым облегчит в будущем жизнь и учебу.

Однако, к сожалению, заложенный потенциал ребенок использует не полностью, а только небольшую его часть. Почему так происходит? Все очень просто, мы, родители, используем устаревшие методики воспитания. Многие ученые и психологи утверждают, что большинство детей в силах использовать данный им природный потенциал и достигать высоких результатов, которые раньше считали бы феноменальными.

Большинство педагогов считают, что учить детей легче с 3-4 –летнего возраста, чем семилетних. Научные исследования доказали, что обучение эффективно осуществлять во время роста мозга человека, то есть в раннем детстве. Раннее обучение детей и является основой всех методик раннего развития детей, существующих на сегодняшний день.

Каждый родитель должен ознакомиться с каждой из методик и выбрать подходящую. Вопрос выбора методики достаточно важен для родителей, поскольку методик развития много и каждая по-своему эффективна. Гениями не рождаются, ими становятся. Объединяя лучшее из каждой методики и применяя это на практике, можно раскрыть возможности, которые заложены самой природой в нашем малыше, всесторонне развить и подготовить его к взрослой жизни. Рассмотрим суть наиболее распространенных методик раннего развития детей.

Методика раннего развития Глена Домана.
Самой противоречивой и самой обсуждаемой методикой раннего развития детей является методика Глена Домана. Свое начало данная методика берет в 40-х годах прошлого столетия, когда военный врач, американец по происхождению, Глен Доман стал лечить детей с тяжелыми травмами мозга. Таких детей обучали чтению с помощью карточек, на которых большими красными буквами были написаны разные слова. Одновременно с показом карточек произносились и слова, написанные на них. Данные уроки были весьма короткими, 5-10 секунд, но таких подходов в день было несколько десятков. Результатом такого способа обучения стало то, что парализованные дети понемногу начали двигаться, а затем ползать, ходить и бегать, как это происходит с обычными здоровыми детьми. Поэтому Глен Доман сделал простой, но одновременно гениальный вывод, что постоянное стимулирование зрения способствует общей активизации деятельности мозга.

После этого Доман начал применять свою методику и к здоровым детям. Методика основана на применении карточек для показа ребенку с раннего возраста, практически с рождения. Кстати, карточки предъявляются с информацией по различным областям – это карточки с точками для счета, написанные красными крупными буквами слова для чтения, картинки с изображением животных, научных деятелей, природных явлений и т.д. Данные карточки сам Доман называл «битами информации». Карточки в течение дня постоянно показываются ребенку на несколько секунд. Сам Доман очень верил в свою методику и считал, что она воспитывает гениев. Да и многие педагоги, и психологи были согласны с ним в том, что зрительные впечатления очень важны для новорожденных.

Однако данная методика, как и всё в нашем мире, имеет свои недостатки. Она не дает полноценного развития детям. Существенным ее недостатком является пассивность ребенка, поскольку активной работой занято только его зрение. А малыши, это известно всем, любят трогать интересующий его объект руками и «пробовать все на вкус». А когда начнет говорить, то разных вопросов не избежать, что в методике Домана не приветствуется, поскольку малыш должен сидеть и внимательно смотреть и слушать. Доман все время сравнивает мозг человека с совершенным компьютером, для успешной работы которого необходима загрузка хорошей базы данных. Однако живой ребенок – это не компьютер, ему мало знать цифры и факты, ему необходимо правильно уметь их анализировать и пользоваться ими. Маленький ребенок нуждается в опыте, спонтанном творчестве, разговорах, играх и ласковых песенках. Поэтому данная методика не только не дает гарантии воспитания гениальных детей, но и очень трудоемкая. Только занятия одной математикой должны быть как минимум шесть раз в день. В итоге, родители все свое время посвящают урокам, а ночью они должны подготовить карточки для новых занятий. Но кое-что из данной методики взять на вооружение все-таки можно, например, занятия с карточками совмещать с чтением любимой книги. Если вы не из тех, кто боится трудностей, и верите в силу интеллекта и энциклопедические знания, то методика, разработанная Гленом Доманом для Вас.

Методика раннего развития Сесиль Лупан.
Методика Глена Домана вызвала очень много споров и дала начало другим интересным методам, таким как система Сесиль Лупан. Она стала заниматься со своими дочерьми по разработанной методике Глена Домана. Однако, поняв, что многие приемы Домана не работают с ее детьми, она решила немного усовершенствовать данную методику, взять что-то из других и привнести свое. В итоге, Сесиль Лупан разработала свою систему обучения, учитывая реальность семейной жизни. Актерское образование Лупан помогло создать множество увлекательных игр. Методика Лупан особое внимание уделяет обучению чтению, которое необходимо начинать прямо с рождения. Например, напевать алфавит малышу на мотив любимой песенки. Кроме того, зрительный интерес необходимо поддерживать табличками с названиями предметов, которые нужно разместить по всему дому. Рисовать их нужно в красно-черном цвете, то есть красным цветом выделять гласные буквы. Также необходимо постоянно обновлять эти карточки. Например, сначала карточки должны знакомить малыша с окружающим миром, затем таблички должны показывать действия. Например, показав ребенку слово «простудиться», необходимо чихнуть, а карточку со словом «падать» сопроводить смешным падением. Однако, родителям, пытающимся сохранить свой статус-кво, такая методика не подходит. А те родители, для которых возможно стать ребенком на некоторое время при общении со своим малышом, могут смело применять данную методику. Эта методика подробно описана в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя», которая придает родителям уверенности и побуждает фантазировать и созидать.

Методика раннего развития Н.А. Зайцева.
Данная методика также направлена на раннее обучение чтению. Для этого Зайцев разработал специальные кубики (различны по весу, цвету, размеру, издают различные звуки) и таблицы, которые предназначены для ознакомления ребенка со складами. Склад, по мнению Зайцева, представляет собой сочетание гласного и согласного звуков, из которого состоят слова русского языка. В итоге, когда ребенок заговорит, он буде произносить не отдельные буквы, а сочетания "ма","па","ба". Суть данной методики заключается в том, что обучение ребенка происходит не от простого к сложному (буква-слог-слово). Ребенку предоставляются сразу все склады, которые ему постоянно показываются, и он запоминает их. То есть весь обучающий материал (таблицы, кубики) ребенок получает целиком. Для того, чтобы дети не уставали на занятиях и не испытывали дискомфорта таблицы располагают на высоте 170 см. от пола. Ребенок должен работать стоя, что положительно сказывается на осанке, крупные буквы не вызывают напряжения зрения, ребенок постоянно двигается, а занятия проходят исключительно в игровой форме, когда дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Данная методик исключает всякое зазубривание и заучивание. Однако в данной методике также есть свои подводные камни. Поскольку складов более 200, а букв в алфавите всего 33, ребенок, обучающийся по данной методике, получает информации в десять раз больше, чем обучающийся по традиционной системе. Данный метод обучения чтению прямо противоположно отличается от школьной системы. Из этого делаем вывод, что ребенку нужно будет заново учиться читать по буквам. Кроме того, такому ребенку будет намного сложнее делать фонетический и словообразовательный разборы слов.

Вальдорфская педагогика.
Данная методика обучения основывается на философии ученого, педагога Р. Штайнера. Суть заключается в том, что приоритетное значение имеет эстетическое и духовное развитие личности, а интеллект ребенка значения не имеет. Поэтому основу методики составляют наблюдения за природой, творчество, ремесла. В центрах вальдорфских учений дети занимаются лепкой, игрой на различных музыкальных инструментах, народными промыслами, принимают участие в театральных постановках и т.п. Обучение чтению данная методика рекомендует начинать не раньше двенадцатилетнего возраста. Главным наставником во всем является учитель, который преподает все предметы и является единственным источником, который дает знания. Обучение проводится в форме рассказов учителем и пересказа учениками, при этом показ и имитация имеют главное значение. Вальдорфская методика также имеет свои минусы. Некоторые считают, что данная система создает идеальную обстановку, далекую от реальности. Кроме того, осуществляется неоправданное торможение развития ребенка. И, наконец, эстетическое воспитание, на которое делается упор в данной методе обучения, ущемляют развитие мышления и логики. Но вальдорфская педагогика является необходимой для тех родителей, у кого гиперактивный, раздражительный и агрессивный ребенок, который не уверен в себе, с низкой концентрацией внимания. В вальдорфских центрах одним из обязательных условий является создание для детей психологического комфорта, кроме того, педагоги в данных центрах психологически хорошо подготовлены.

Данная методика обучения совершенно не подходит родителям, которые сильно загружены на работе, поскольку для занятий нужно будет лепить из глины, теста, шить кукол, а также заниматься рукоделием. Дети являются в данной методике центром внимания, а родители должны подстраиваться под них. Вальдорфская педагогика не терпит никаких ускорений в обучении, поскольку это поможет негативно сказаться на здоровом развитии ребенка.

Методика раннего развития детей семьи Никитиных.
Данная методика схожа с учениями Р. Штайнера. В основу их системы обучения положен труд, естественное развитие ребенка, близость к природе. Этот метод исключает любое принуждение ребенка к чему-либо, он основан на сотрудничестве детей и родителей, в котором последние просто направляют ребенка, не опережая его развитие. Главным в данной системе является создание комфортных условий для ребенка, где самочувствие и желания ребенка являются приоритетными. Семья Никитиных никогда не стремилась научить всему своих детей как можно раньше. Но они заметили, что у детей раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы опережающие условия. Например, для малыша, который только начинает говорить, необходимо приобрести кубики с цифрами и пластиковую азбуку. Кроме того, семья Никитиных разработали множество детских развивающих интеллектуальных игр. Уровень сложности игр разнообразен. Поэтому такого рода игры интересуют ребенка многие годы. Благодаря постепенному усложнению интеллектуальных задач, ребенок развивается самостоятельно.

При занятиях с ребенком по методу Никитиных необходимо придерживаться следующего:

  • запрещается объяснять и подсказывать ребенку решение задач;
  • запрещается требовать от ребенка решение задачи с первой попытки;
  • нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки, поскольку он может быть просто не готовым и необходимо время;
  • пробуйте придумывать совместно с малышом новые игры.
Система Никитиных на сегодняшний день популярна во всем мире. Японцы, например, сделали данную методику базовой основой работы детских садов. В Германии создан институт Никитиных. Но методика семьи Никитиных подойдет не каждому ребенку, поскольку гуманитарная и эстетическая сторона в ней отсутствуют. Однако развивающие игры действительно уникальны, все они описаны в книге с одноименным названием «Интеллектуальные игры».

Методика раннего развития Монтессори.
Основными принципами методики Марии Монтессори являются обучение в игровой форме и самостоятельное выполнение упражнений. В ее основу положен индивидуальный подход к ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает материал и продолжительность занятия, то есть развивается в индивидуальном ритме. Главной целью данной методики является развивающая среда, создание которой пробуждает в ребенке желание проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори отличаются от традиционных, поскольку позволяют ребенку самостоятельно обнаружить и исправить допущенные ошибки. Роль педагога состоит в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка, а не в обучении. Методика Монтессори способствует развитию внимания, творческого и логического мышления, памяти, речи, воображения, моторики. Кроме того, данная методика особое внимание уделяет коллективным играм и заданиям, что положительно влияет на развитие навыков общения, а также освоению бытовой деятельности, что влияет на развитие самостоятельности.

Какую методику развития выбрать для своего ребенка – решать Вам. Главное при этом, сохранять реальный взгляд на вещи и не ставить перед ребенком невыполнимых для него задач.

Методики раннего развития

47921

сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития - методики марии монтессори, николая зайцева, екатерины и сергея железновых, глена домана и его последователя - андрея маниченко и т.д. современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… однако справиться с обилием всей информации непросто. к тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином "раннее развитие". в данном случае - это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: (п.в.тюленев), "математика с пеленок" (а.а. маниченко), (масару ибука).

Итак, пробуем подобрать методику. сразу оговоримся - идеальной методики развития не существует! потому что все родители разные, и все дети разные. то, что нравится и подходит одним - совершенно не радует и не подходит другим. более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии "западающих" направлений. так, например, у большинства методик не затрагивается развитие (а, как известно, движение - это жизнь) и , которая наряду с в дошкольном периоде является ведущей.

развивающая среда марии монтессори
это
принцип: следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
что нужно? развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным марией монтессори. потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
как заниматься. ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. все материалы должны находиться в свободном доступе. ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. например, он подходит к "розовой башне". если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с "розовой башней". после завершения игры пособие убирается ребенком на место. взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. например, ребенок увлекся . это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. и внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
пробелы. в системе не предусмотрено , и . нет места
как можно адаптировать. развивающая среда - это всегда хорошо. и не обязательно заполнять её только монтессори-материалами - подойдут любые развивающие игрушки. хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести - они действительно уникальны и интересны. ещё вариант - посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по марии монтессори.

карточки домана-маниченко
эту разработал американский врач-нейрофизиолог глен доман. а российский педагог-психолог андрей александрович маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
принцип: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
что нужно? цель занятий по доману - познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). доман предлагает , на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
как заниматься. несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. при этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. каждый раз подборка карточек должна обновляться (доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
пробелы. система домана-маниченко - одна из самых спорных систем раннего развития.
предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. задача малыша - познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь - через тактильные каналы. методика же домана-маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за "раннее обучение", которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
как можно адаптировать. можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте "умница" появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).

игры и упражнения сесиль лупан
последовательница метода глена домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
принцип: обучение должно приносить радость малышу и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.
направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
что нужно? считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
она разработала , направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «поверь в своё дитя». книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить "репертуар" занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
как можно адаптировать. сесиль лупан сама дает совет на этот счет: "нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого". золотые слова!

кубики зайцева
принцип: ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. склад - это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па - 3 склада, э-к-ра-н - 4 склада).
направления: .
что нужно? нужно купить (они все разные - по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. и заниматься. для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). он сразу будет учиться пропевать склад. пропевать - потому что "обучаться чтению с пением гораздо эффективнее". и ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
пробелы. в школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со "складов" на "слоги".
кому подходит. высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
как можно адаптировать. ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. хотя кубики зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по . только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.

динамические кубики евгения чаплыгина
- последователь методики зайцева. он разработал , с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. в наборе намного меньше кубиков (20 штук - 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте зайцева. двойные кубики чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое , направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
"кубики" и "домино" рекомендованы для детей от трех лет.
в настоящий момент чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики андрею маниченко (компании "умница").

музыкальные диски железновых
екатерина и сергей железновы разработали методику раннего музыкального развития . в репертуаре железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.

сказочные игры воскобовича
вячеслав воскобович разработал - конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
самые известные игры – «геоконт», «квадрат воскобовича», "волшебная восьмерка" (изучаем цифры), "конструктор букв" (изучаем буквы"), "складушки" (учимся читать).
игры воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
игры воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. одной игры вашему ребенку хватит надолго. так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).

развивающие игры никитиных
борис и елена никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. надо сказать, что в советское время произвела фурор. хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о "первопроходцах".
борисом никитиным был придуман , направленных на развитие творчества и логического мышления. также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых - не показывать, как надо. малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
самые популярные игры никитина: "рамки и вкладыши", "сложи квадрат", и другие. играть в эти игры можно всей семьей. получите массу положительных эмоций.

логические блоки дьенеша
- это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. в наборе блоков дьенеша имеются методические указания с примерами игр. в дополнение можно приобрести , логические блоки дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. блоки дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).

цветные счетные палочки кюизенера
палочки кюизенера – , в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.

комплекты «школа семи гномов»
"школа семи гномов" - это от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. в зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
что нужно? нужно заниматься со своим ребенком по пособиям "школы семи гномов". в каждой книге шсг имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. задания в пособиях "школа семи гномов" продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
как заниматься. в этом вам помогут разноцветные гномики. вместе с самым младшим фиолетовым гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. дальше за дело возьмется синий гномик. годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. голубой гномик - позанимается с 2-3-летним ребенком, зеленый гномик - 3-4-летним, желтый гномик - 4-5-летним, оранжевый гномик - 5-6-летним, красный гномик - 6-7-летним.
кому подходит. всем детям и всем родителям. "школа семи гномов" активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
как можно адаптировать. книги шсг можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. задания в книгах целесообразно дополнять "живыми" играми и занятиями.

Материал к занятию.