Лучшие методики развития детей. Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика

Каждый маленький человечек с самого рождения наделен огромным потенциалом. Именно в первые годы жизни формируется большинство его будущих умений и способностей, поэтому раннее начало обучения поможет в будущем избежать проблем с учебой.

Ученые доказали, что малыша в возрасте 3-4 лет научить намного проще, нежели семилетнего ребенка. В Институте Домана было утверждено, что использование методики развития детей во время роста головного мозга наиболее эффективно.

Активное обучение, начатое практически в младенческом возрасте, и есть смыслом всех методик раннего развития, разработанных некоторыми выдающимися педагогами.

Большинство таких работ научно подтверждены, и часто применяются родителями и учителями. Чтобы выбрать метод развития малыша, необходимо вкратце ознакомиться с каждым из них и выбрать оптимальный для своего ребенка. Правильный выбор поможет раскрыть детский потенциал, заложенный в генах, всесторонне развить и подготовить ребенка к дальнейшей жизни.

Карточки Домана

Система, изобретенная американским врачом Гленом Доманом, изначально была предназначена для детей с отставанием в развитии. Заметив хороший результат, он решил попробовать позаниматься со здоровыми детьми, что в итоге принесло еще лучшие плоды. Можно применять эту методику развития детей до года, оптимальное начало занятий – с 6 месяцев.


Система имеет несколько направленностей:

  • интеллектуальное развитие – математика и чтение;
  • восприятие и творческие способности – работа с цветами, оттенками;
  • характер, воспитание;
  • знания об окружающем мире.


Доман утверждал, что все знания основаны на фактах. Чем больше их заложено в уме человека, тем шире база его знаний. Усвоение реальных фактов малышом приводит к стимуляции его мозговой деятельности и развитию интеллекта. Маленькие дети схватывают новую информацию очень быстро и просто, поэтому ее нужно преподносить правильно, четко, систематизировано.

Основной материал для обучения – это карточки, на которых с одной стороны размещены изображения, а на другой – точная информация. Занятия проводятся близкими для ребенка людьми – мамой, папой, бабушкой. И малыш, и обучающий, должны быть в хорошем настроении. Все действия выполняются в игровой форме.

Карточки показываются по одной в течение 3-5 секунд, таким образом, чтобы ребенок обратил на каждую внимание. Более продолжительное рассматривание карточки может привести к потере заинтересованности.

После каждого «урока» ребенка обязательно нужно похвалить, чтобы мотивировать его к новым познаниям и достижениям. Повторять занятия следует 3 раза в день, они должны быть короткими, чтобы не переутомлять малыша. Материалы надо ежедневно пополнять несколькими новыми картинками. Залог успеха – это регулярность и систематичность занятий.

Методика Домана помогает всестороннему развитию малыша, положительно влияет на его интеллект и память. Возможность заниматься практически с самого рождения дает отличный старт для мозговой деятельности и закладывает прочный фундамент для успешного обучения ребенка в будущем.

Методика Марии Монтессори

Известный на весь мир итальянский педагог и врач Мария Монтессори создала оригинальную и очень эффективную методику раннего развития детей от 0 до 3 лет, и старше. Лучше всего начинать занятия с детками начиная от 8-10 месяцев.

Основой методики является свобода ребенка.

Девиз системы: «Помоги мне это сделать самому».

Главный принцип – самостоятельность малыша.


Педагог или родители должны установить порядок, показать, объяснить и наблюдать, не мешая при этом выполнять задания ребенку самому, в собственном темпе. Методика выделяет в процессе роста и развитии малыша возрастную чувствительность, именуемую сенситивными периодами, в соответствии с которыми и должно вестись обучение.

Система заключается в создании вокруг ребенка среды, в которой он сможет найти все необходимые предметы для саморазвития и самообучения. Ведь как раз из окружающего его мира малыш впитывает правильные способы поведения, физического взаимодействия и эмоционального реагирования. Эта методика развития детей предполагает наличие практических материалов для совершенствования имеющихся навыков и обучению новых. Материал включает в себя рамки-вкладыши, наборы для рукоделия, игрушки со шнуровками и застежками, геометрические фигурки, буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.


Сегодня во многих городах работают детские садики и группы раннего развития, где с детками занимаются по методике Монтессори. Если вы планируете отдавать своего малыша в такой садик, то узнайте, относится ли он к Ассоциации Монтессори- педагогов и как проводятся занятия с детками. Здесь создана соответствующая среда, есть все необходимые предметы, материалы и пособия. Подход к каждому ребенку индивидуальный. Такое же окружение можно создать и дома, чтобы мама имела возможность заниматься с малышом самостоятельно.

Система Монтессори помогает малышу стать более внимательным, независимым и уверенным. Развивает его моторику, сенсорику, память, воображение, образное, логическое и творческое мышление. Ребенок раскрывает свой внутренний потенциал, проявляет индивидуальные способности. При этом он становится личностью, с собственным, никем не навязанным мнением и взглядом на жизнь.

Кубики Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал методику развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, которая называется «Кубики Зайцева». По данной системе можно заниматься с детьми младшего возраста, с 1,5-2 лет.

Метод развития основан на наглядных пособиях. Это различные кубики, таблички, карточки, а также песенки. Кубики между собой различаются по цветам, размерам, и звукам, которые они издают. На каждой грани написаны слоги, и больше ничего. Складовая теория обучения чтению дает намного лучший результат, чем, если начинать сначала осваивать буквы, потом учиться складывать их в слоги, а затем в слова.

Звучание кубиков помогает научиться различать гласные и согласные, мягкие и звонкие звуки, благодаря чему малышу будет легче учиться читать. Слоги выучить проще, чем буквы, несмотря на то, что их намного больше. Отсутствие других изображений обусловлено тем, что в обычной азбуке малышей могут отвлекать красочные картинки, вызывающие излишние ассоциации.

Материал обязательно преподносится в игровой форме. С ребенком необходимо заниматься регулярно, систематизировано, всячески пробуждая у него интерес к занятиям. Когда малыш освоит слоги, можно постепенно переводить навык чтения в письмо.

Дети, которые обучаются чтению по методике Зайцева, уже к 3-4 годам показывают отличные результаты. Основные преимущества этой системы, кроме обучения чтению, это развитие логического мышления, расширение словарного запаса, отсутствие логопедических дефектов. В будущем ребенок будет грамотно разговаривать и писать.

Кроме вышеописанных, существует еще множество других методик развития детей от года, до года, от 3-х лет, и так далее. Они с определенной направленностью и всесторонне развивающие. Кроме интеллектуального, следует помнить о физическом развитие малыша. Например, водить ребенка в бассейн или на танцы.

Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям следует подбирать систему, наиболее подходящую его характеру и темпераменту.

Также выбор зависит от того, чему бы вы хотели его научить. Но, запомните, какую бы методику вы ни практиковали, она обязательно даст хороший результат и поможет ребенку в будущем.

Лучшие методики раннего развития

Развитие ребенка - это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум - это чистый лист, на котором жизнь пишет свою историю. Детская память способна вместить неограниченное количество информации, и чем она обширнее, тем более разносторонне развивается ребенок.

Гипотеза о том, что мозг человека функционирует далеко не на полную мощность, ставшая уже неоспоримым фактом, кардинально поменяла отношение многих педагогов к обучению в раннем возрасте. От 0 до 6 лет дети способны поглощать колоссальное количество информации, которая не забывается, как думают многие, а, наоборот, фиксируется, чтобы «всплыть» в нужное время. И если уделять достаточно внимания обучению ребенка в этом возрасте, можно добиться блестящих результатов, активизировав скрытые резервы памяти и мышления. Вы наверняка слышали о детках, которые в 2-3 года считают до ста, а в 5 лет бегло читают и знают таблицу умножения. Далеко не все из них дети-вундеркинды - большей частью это всего лишь ребята, на развитие которых родители в свое время не пожалели усилий и, самое главное, сумели найти правильный подход к своему крохе.

Итак, в данной статье мы рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики обучения, которые по отдельности или в совокупности применяются в современных центрах раннего развития детей. Давайте вместе обсудим их преимущества и недостатки, чтобы понять, на что конкретно направлены эти методики и какие из них лучше подойдут именно вашему малышу.

Методика Домана

Согласно учению Гленна Домана, с рождения до 6 лет ребенок занимается исключительно познанием, а уже начиная с 6-летнего возраста - непосредственно обучением. Поэтому познавательные практики можно применять уже начиная с 3-6 месяцев.

В отечественных школах раннего развития часто применяется обучение чтению по системе Домана. Оно предполагает демонстрацию ребенку специальных карточек. К примеру, чтобы запомнить слово «апельсин», достаточно изо дня в день показывать малышу карточку с изображением этого фрукта и надписью «АПЕЛЬСИН». Ребенок смотрит на карточку в течение всего нескольких секунд, а преподаватель в это время произносит написанное слово. Малыши быстро запоминают звучание слова и постепенно начинают ассоциировать его со зрительным образом, «читая», таким образом, слово не по буквам, а целиком. Конечно, занимаясь по Доману, ваш 2-летний кроха вряд ли сможет прочитать «Войну и мир», но благодаря таким занятиям он учится быстрее усваивать информацию, тренирует зрительную и слуховую память, образное мышление. С помощью различных карточек можно заниматься с малышом не только чтением, но и математикой и даже географией!

Развитие по Доману кажется многим родителям наиболее предпочтительным, поскольку предполагает возможность индивидуальных занятий. Казалось бы, ничего сложного, ведь показывать карточки и называть слова может любой из нас! Однако, как показывает практика, не всё так просто: многие малыши оказываются не готовыми смирно сидеть и разглядывать поднадоевшие им карточки: они отвлекаются или просто убегают, вызывая у родителей раздражение и гнев. Все детки, даже самые маленькие, отличаются по своему темпераменту - имейте это в виду и, увлекшись системой Домана, не бросайтесь скупать эти многочисленные и совсем не дешевые пособия. Лучше сделайте десяток-другой карточек самостоятельно и посмотрите, захочет ли ваш малыш обучаться чтению с пеленок, или же предпочтет более активное времяпрепровождение.

Система Монтессори

Мария Монтессори, родоначальница другой методики раннего развития, оказалась более дальновидной, предоставив своим ученикам полную свободу действий. На занятиях по данной системе каждый ребенок сам определяет, чем ему в данный момент хочется заниматься, с какими предметами играть. Задача взрослого - вызвать у ребенка интерес и помочь ему, используя индивидуальный подход. Кроме того, в обучении активно используется так называемая «подготовленная среда» - пространство, помогающее малышу почувствовать себя полностью независимым. Мебель в такой среде должна быть соизмерима с ростом ребенка, а все вещи - быть доступными, как бы приглашая его к действию. В Монтессори-классах используются даже хрупкие фарфоровые изделия, игра с которыми учит детей аккуратности и порядку.

Философия Монтессори ставит во главу угла личность каждого отдельного ребенка. Здесь нет никаких оценок или иных критериев сравнения детей между собой, как нет поощрений и наказаний. Лишь собственное мнение, самокритика и внутренняя мотивация помогают ребенку стать свободной, независимой и самодостаточной личностью.

В основе теории Монтессори лежит мнение, что способность к обучению определенным навыкам проявляется в конкретный период времени. Так, в возрасте 0-3 года дети узнают, что такое порядок, с 2,5 до 5 лет - учатся общению, при этом активно развивая сенсорные навыки (до 5 лет) и речь (0-6 лет). И мы должны помочь ребенку, не ускоряя темпы его развития, а лишь мягко подталкивая его в нужном направлении. Не все родители в силу своей предубежденности смогут одолеть свои эмоции и сомнения и грамотно построить занятия с ребенком. Поэтому идеальным вариантом для сторонников данной методики является посещение Монтессори-класса «от 3 до 6». Кстати, это также одна из характерных черт системы: общение детей разных возрастов способствует лучшей их социализации.

Вальдорфская система

В отличие от описанных выше, известная во всём мире Вальдорфская система образования рекомендует работать в первую очередь не над умственным, а над физическим развитием детей. Двигательная активность, игры, музыка и танцы, творческая деятельность имеют приоритет над обучением чтению и счету, поскольку основоположники этой системы считали, что гармоничное развитие возможно лишь при совмещении духовной, физической и эмоциональной составляющих. Кроме того, здесь применяется принцип «неопережения» - разностороннее развитие ребенка должно происходить в его собственном темпе, и работать здесь нужно не над скоростью, а над качеством, стремясь раскрыть природные склонности каждого малыша, а не навязать чуждые ему интересы.

Воспитанники вальдорфского детского сада играют только игрушками из натуральных, «живых» материалов (глина, дерево, камень), не признавая пластмассы и электроники. Большое внимание уделяется мелкой моторике и развитию речи (в Вальдорфских школах с 1 класса изучают английский и немецкий языки). Если сравнить принципы данной системы с другими методиками становится ясно, что Вальдорфские школы и сады имеют более гуманитарный уклон.

Также хочется отметить, что ни в одной из обычных школ раннего развития вы не встретите отдельные элементы Вальдорфской методики воспитания - эта система сильно отличается от традиционной и, как правило, ее достаточно сложно с чем-либо объединить. Вследствие этого выбор, стоящий перед родителями, невелик: либо отдать ребенка в классический Вальдорфский детский сад, либо полностью отказаться от этой методики.

Школа Зайцева

Знаменитый отечественный педагог-новатор Николай Александрович Зайцев создал целую систему обучения малышей основам грамоты.

Данный подход основывается на наглядных пособиях - кубиках, карточках и таблицах Зайцева, также используются так называемые попевки Зайцева - веселые песенки, слушая которые, малыши легко усваивают предлагаемый им материал. Обучение в игре - основной принцип педагогики Зайцева: на занятиях по его системе детям позволено прыгать и топать, ходить от таблицы к таблице, играть с кубиками. Последние представляют собой объемные картонные кубики с изображенными на них «складами» (слогами). Осознать, как склады объединяются в буквы, ребенку легче, чем учиться читать «с нуля» по традиционной схеме. К тому же кубики делятся по цветам и издаваемым ими звукам на «мягкие» и «твердые», «звонкие» и «глухие» склады. А потому маленькие воспитанники Зайцева и его последователей, играя с кубиками, легко и быстро запоминают и даже «пишут» кубиками слова, выкладывая их в определенной последовательности. Следуя данной системе, можно научить ребенка не только чтению, но и счету: для этого используются карточки с изображением числовой ленты («стосчёт»).

Современная система дошкольного и школьного образования несовершенна: думаю, с этим согласятся все. Методика Николая Зайцева способна свести на нет все трудности, с которыми сталкиваются дети при обучении грамоте. Занятия проходят весело и интересно, и малыши как бы между делом, незаметно, учатся всему, что мы с вами в детстве постигали долго и порой мучительно. Чего стоит одна только таблица умножения!

Существуют и другие, не менее интересные методики раннего развития детей: теория Сесиль Лупан, система занятий Железновых и Даниловой, игры Никитина и Воскобовича. Каждая из них по-своему уникальна и ценна, ведь в ее создание вкладывали душу лучшие специалисты этой сферы, выработавшие свои принципы на собственном педагогическом опыте.

И напоследок - немного о личном опыте. В нашем городе существует около десяти школ раннего развития, причем так называют себя даже обычные центры по присмотру за детьми. Выбирая школу для дочери, мы тщательно продумали, для чего нам это нужно и что мы хотим увидеть в результате. Основные цели были такими: научиться общаться с чужими детьми и взрослыми, морально подготовиться к посещению детского сада, стимулировать желание ребенка учиться, закрепить основные понятия (цвета и формы, буквы и цифры). В итоге мы остановили свой выбор на развивающем центре, который предлагал: обучение чтению по системе Домана (1-2 года) и Зайцева (2-3 года), занятия по методике Железновых (музыкальное воспитание) и некоторые авторские методики преподавателей центра. Результат - выученный за полгода алфавит и счет до 10, множество стихотворений и песенок, стремление к самостоятельной творческой деятельности (лепка, рисование, выполнение аппликаций). Дочь стала более открытой в общении со сверстниками и с нетерпением ождала занятий в школе.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение грудничковому плаванию.

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: "после трех уже поздно".

Какую методику выбрать?

Если вы решили, что раннее развитие - это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, - тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития . Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование - это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!

В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача - разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.

Вальдорфская педагогика

Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).

С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева . Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика - это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.

Система Монтессори

Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.

Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори - это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые "Рамки и вкладыши", вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина "Интеллектуальные игры".

Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.

Комментировать статью "Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика"

Рекламируют "совковую педагогику " ("Радуга", "Истоки", "венгеров" и т.п.), которую уж точно к системам раннего развития никак не отнесешь. ребенку в " вальдорфском детском саду", затем истратились в "саду Монтессори ", далее, пытались спастись развивающими играми...

Обсуждение

Почему-то автор не рассмотрел еще одну систему раннего развития по методикам П.В. Тюленева - МИР ребенка.
Ребенок в игре познает мир. Первые результаты были получены еще в 1988 году – ребенок еще не умея ходить, уже печатал буквы и слоги на электрической пишущей машинке! :)
Результаты печатания текстов ребенком от 1 до 6 лет с 1988 – 1995 г имеются на сайте
программы «Каждой семье – одаренных детй».

Я полностью разделяю мнение уже высказавшихся участников конференции о том, что раннее развитие – это не только и не столько обучение счету и письму (само по себе это невероятно скучно!). О не очень удачном термине "раннее развитие" я тоже уже как-то высказывалась, приводя высказывание Л.А. Никитиной "своевременное развитие". Своевременность у каждого своя, задача взрослого – дать ребенку возможность узнать то, что он хочет узнать. Асины статьи я воспринимаю как некий ликбез для тех родителей, которые теряются в множестве незнакомых терминов, пытаясь выяснить, чем Доман отличается от Монтессори. Вполне могу себе представить, что для кого-то они оказались полезными.
Рекомендация автору "хотя бы получить отзывы у тех, о ком пишет" заставила меня вздрогнуть, если учесть, что, кроме Н.А.Зайцева (с которым после личного знакомства я бы лишний раз общаться не стала) и, кажется, Домана, авторы методик раннего развития, о которых говорится в статьях, давно уже в мире ином. Вы предлагаете устроить спиритический сеанс?
Странно видеть также утверждение о том, что методика Монтессори непременно разорит родителей. Ведь у нее довольно много разных игр с пластилином, песком, водой, прищепками, манкой, которые вполне может себе позволить и не самая состоятельная семья.
"Главный результат широкого внедрения вальдорфской системы, которое предприняли некоторые одиозные зам. министры образования…" Вот уж не представляла, что вальдорфская система получила в России широкое внедрение! А можно уточнить, где именно ШИРОКО внедрялась означенная система?
"Ведь родителей интересует, что они получат от продавцов "образовательных услуг"". Лично меня гораздо больше интересует, чем в данный конкретный момент заняты мысли моего ребенка и что я могу в ответ на этот интерес предложить. И это не обязательно будет какая-то методика, от начала до конца, а уж тем более какой-то ее продавец!
"Эта статья полностью изложена на одном из сайтов по настоящему раннему развитию". Уважаемая Маша, а что тогда заставило Вас искать другие сайты по "ненастоящему" раннему развитию?

Вальдорфская педагогика. Методики раннего развития. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы В моем представлении это не совместимо с вальдорффской системой. 11.06.2008 13:59:59, Natalya L.

Обсуждение

Десять лет тому назад в Москве был шум, что выпускники вальдорфских школ не смогли сдать экзамены за среднюю школу. Особенно математика у них просто отсутствовала. Целые трагедии разыгрались... Где-то в Интернете был даже официльный отчет об эксперименте.
Основатель этого направления Штайнер - сторонник мистики, эзотерики, верит в ауру и вообще всё воспитание строит на этих потусторонних гипотезах и теориях. Воспитание для богатых бездельников. В итоге получаются типа богемные, ничего не понимающие в реальной жизни и ни на что не способные люди... Если конечно, их вовремя где-то в приличном дорогостоящем заведении не исправят хотя бы частично. Такое впечатление от вальдорфской педагогики.

03.06.2008 12:07:22, ВиталийКК

прежде всего почитайте на тему, что такое настоящая вальдорфовская педагогика со всеми причиндалами. с тем, что всякий прохожий может быть учителем, что концепция о сотворении божьем и дарвиновская теория - фигня, а их теория создания мира - правильная, что барби и телевизор - это табу, что книги читать до N лет вредно, а тем более в яслях, и т.д. Следующим шагом аккуратно выясните, проповедует ли это все ваша школа и сад, или у них просто вывеска с модным словом и нетрадиционный подход. Если первое - то см. п1. и решайте, входит ли все это в систему ваших жизненных ценностей.

Монтессори. Методики раннего развития. Раннее развитие. У нас садик по системе Монтессори - дети делают много поделок с мелкими деталями Основным отличием методики Монтессори от вальдорфской педагогики можно назвать положение учителя.

Обсуждение

Вот один пример-ссылка. На практике бывает всякое. У моего сына, например, маловато всяких художественных занятий, так что компенсируем этот недостаток дома. Зато дети с интересом занимаются счётом, очень постепенно, в игре, осваивают грамоту.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. "Доман", " Монтессори ", " Вальдорфская педагогика " - все это мелькает везде и постоянно, при это естественно кто-то за, кто-то против.

Вальдорфская педагогика. Методики. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Хотя считаю, что ребёнок может спокойно ходить в сад с вальдорфской системой, а дома маме...

Обсуждение

Про Вальдорфскую педагогику уже много раз говорили, поищите по поиску.http://archive.1september.ru/gazeta/1999/51/5-1.htm
http://news.1se-ptember.ru/upr/1999/upr19-2.htm
http://birth.ft.inc.ru/ от 26.07.2000

Помимо всего прочьего есть и такая точка зрения:

http://www.kuraev.ru/vp.html

http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=2770,page-=3,section=16

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Относительно Вальдорфской педагогики был сделан вывод в Германии, после того, как там разобрались, что к чему: "Штайнеровская педагогика был изобретена...

Обсуждение

Я смотрела интервью с режиссером сериала "Школа" Валерией Гай Германикой. В интервью она рассказала, что училась именно в такой школе, а когда родители перевели ее в обычную школу, то оказалось, что она ничего не знает из того, что знают сверстники. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. С детьми разучивают то, что нужно продемонстрировать родителям. Система это не только опасна для детей, но и для родителей, так как направлена на выкачивание денег.

Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. И это только Мария Монтессори, есть ведь куча систем и методик. Доман, Вальдорфовские методы - и некоторые из них, я считаю, могут только...

Обсуждение

Мы начали ходить в новый клуб "Парусята" на Щукинской, отходили месяц. Малыши очень доволены, так же есть игровая комната, где можно оставить малыша с педагогом поиграть, все чистенькое, новенькое... из игровой не могла детей забрать 2 часа. Столько там интересных игрушек для ролевых игр... Педагоги очень внимательные и куча интересных занятий... сказкатерапия, авторские куклы и т.д. Нам правда кукол делать рано...нам пока еще и 3-х нет, но я видела, как загорелись глаза у моих девочек. А пока ходим на ранее развитие...)))

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Кто водил/водит деток на занятие по системе Монтессори? Какие впечатления?

Обсуждение

Если еще актуально:)
Мы туда ходили, правда, мелкий был еще совсем мелкий - 8-10 месяцев. Педагогами довольна, а вот база у них не самая лучшая - многие материалы самодельные, и, конечно, это выглядит не столь эстетично, как оригинальные монтессори-материалы. В целом - впечатление скорее положительное, ездила бы еще, но нам далековато и по пробкам.

Я дочку водила на курсы Монтессори совсем недолго в возрасте 1,7 примерно. Ей очень нравилось. В связи с этим решила отдать ребенка в дет.сад Монтессори, я довольна методикой, ребенок пошел в сад в сентябре в возрасте 2,5 года, адаптации не было вообще, очень ей нравится детский садик. Но тут многое зависит от педагога!!! У нас в первую смену два педагога и няня, во вторую смену 1 педагог и няня. Так моя дочка одного педагога называет Баба Яга, а другого Принцесса))) Вот такие дела)) А результат конечно я вижу, у меня ребенок вообще не умела играть сама, все время меня доставала((а теперь стала серьезной и самостоятельной особой. Я считаю, что Монтессори это сейчас лучшее, знаю многих родителей чьи дети пошли в школу после этого садика очень подготовленные.

Суть педагогики "Монтессори" заключается в девизе "Помоги мне сделать самому". Ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. (Википедия) "Вот оно!!! Это то, что нужно нашему малышу!" - Радостно восклицают молодые родители, прочитав эти слова в рекламных проспектах всевозможных детских учреждений. У них еще свежи в памяти впечатления своего детства. Отталкиваясь от них, мамы и папы бурно обсуждают будущее своего ребенка: "Он никогда не будет давиться манной кашей, глотая ее через...

Обсуждение

Цель тут, кажется, одна: дискредитировать научный подход к воспитанию ребенка, так как Мария Монтессори, по сути, первая его продемонстрировала, после Яна Коменского в XXVII веке... До неё, до Марии Монтессори педагогика преклонялась традициям, гербартовской муштриловке, где способности и таланты выживали в одном (1) случае из ста (100). Мария Монтессори впервые заставила уважать ребенка, подходить к нему как к будущей личности и впервые поставила на поток с трёх лет. До трёх лет она категорически отрицала возможности обучаемости детей. Хотя иногда и говорила: что тут океан неизведанного... В начале XX века Мария Монтессори заключила контракт с одним капиталистом на то, что будет готовить из детей малоимущих итальянцев будущих воспитанных и работоспособных рабочих. Она сделала то, что было в СССР много лет спустя и что России после "Катастройки" только предстоит сделать: систему детских Домов ребенка при рабочих общежитиях, можно сказать, при будущих "доходных домах гастрбайтеров". Воспитанники Монтессори посрамили детей представителей элиты: по всем показателям, кроме творческих, они оказались намного лучше подготовлены по начальной школы.
Но тут Монтессори не виновата: таков был контракт с нею: никаких творческих способностей детям рабочих прививать и развивать не надо! Даже слово "играть" было запрещено в "Домах ребенка" по уставу. В целом же Монтессори совершила переворот в дошкольном образовании и открыла дорогу развитию научной педагогики. Следующий шаг сделал Борис и Лена Никитины: они родили 7 детей и к 1968 году доказали, что ребенка можно и нужно начинать развивать всестороннее ещё раньше: в возрасте до 3-х лет, и дети начинали читать в 2,5 года. Никитин сформулировал закон НУВЭРС. Другие методики 60-70-х годов сильно отставали от Никитинской. Так, у Домана например, дети начинают фактически читать, а не запоминать, как он сам пишет, только с 3 - 3,5 лет).
Наконец, в 1988 году появилась методика (кажется, есть тут в Публикациях эти книги) "Читать, считать, знать ноты... - раньше, чем ходить" Павла Тюленева, где желающие могут начинать обучения с самого зачатия или в период беременности:)
Вот история и логика становления методов раннего развития, включая Монтессори.
К сожалению, обсуждаемая статья показывает удивительное невежество автора в вопросах психологии и педагогики дошкольного возраста и, тем более, по тематике раннего развития и отбрасывает родителей на сто лет и больше.
Кстати, в одной из самых современных книг (см. скачать в Интернете) "Одаренность детей и разгадка тайны управления человечеством и семьёй" я нашёл удивительное для родителей открытие: оказывается, педагогика иудаизма построена на обучении детей с самого зачатия, а обучение чтению начинается с самого рождения - путём чтения по субботам текстов Торы... Кроме того, утверждается, что соблюдение всех заповедей Торы приравнивается к соблюдению одной - единственной: правильному воспитанию ребенка! :) Ну, а автор статьи в блоге все эти тысячелетние достижения родителей и учёных вознамерился сломать, опустить всех до допотопного уровня и сделать из Монтессори не то, что винегрет, а гораздо хуже... :(Вот пример разрушительного, бесконтрольного буйства правого полушария... Надо бы на какие-то курсы записаться - хоть к "Умнице", например...

Почему-то автор статьи скрывает имена российских авторов методик раннего развития и ничего не говорит об их результатах... Исключение составило упоминание
методики Зайцева, составляющей не более 3% от всего необходимого для раннего развития.

Ну, а Мария Монтессори вообще была против раннего развития! Можно много приводить доказательств этого факта.
Здесь, на этой телеконференции цитируют слова Монтессори: "Ребенок до 3-х лет не поддается никакому педагогическому воздействию", которые можно найти почти во всех её книгах (собраниях работ). Известно, что в правилах всех центров - "Домах ребенка" по методу Монтессори значилось: "Принимаются дети только старше 3-х лет". Если это правило нарушается - значит это пиратский или мошеннический "центр Монтессори"... -
Никакого выигрыша во времени в получении образования детей эти центры не предлагают, а значит - это пустая трата денег и времени. :(
Так что никакого отношения к раннему развитию детей Мария Монтессори не имеет.

Автор статьи просто "не совсем в теме", либо, по-видимому, преклоняется перед "западными методиками"... Вместо этого надо было бы ему разоблачить тех плагиаторов, которые воруют методики раннего развития у россиян, например, у Б.П. Никитина и приписывают их иностранным авторам, в частности - Марии Монтессори, которая была против раннего развития детей...
Также бессовестно с 2002 года отчуждаются у России методики и рекомендации Тюленева из книг "Читать - раньше, чем ходить"(1996), "Считать - раньше, чем ходить"(1998), карточки, комплекты - видоизменяются без понимания сути методик, переименовываются в "обучение с пеленок" и приписываются... Доману, то есть, отправляются в пользу США, которые ведут санкционную и финансовую войну против РФ, не вернули Аляску, устроили цветную революцию - "перестройку", организовали цветную революцию сто лет тому назад и т.д. и т.п. :(

Что касается Домана, то у него не методика, а смехота: показывать сотни, тысячи карточек с нарисованными на них точками - это называется обучение математике(!), показывать младенцу сотни и тысячи карточек с написанными на них словами...
Я знаю многих родителей, которые сначала изготовили и завалили целые стеллажи и антресоли этими "карточками Домана", а потом от этого отказались, обессилив заниматься по 14 раз в сутки годами и не сумев получить какие-то сравнимые с отечественными результаты:(
При этом Доман пишет о результатах своей "методики" раннего развития: "Истинное чтение ребенком начинается с 3,5 лет", тогда как в России дети читать начинают до 1 года, и печатают - в год с небольшим на пишущей машинке и компьютере с 1988 - 1991 г. ...

Теперь американца Домана пиарит Маниченко из Челябинска. Тоннами переводит высококачественную отечественную древесину в макулатуру Домана-Маниченко. Иностранец, что ли?

В то же время в Интернете полно видеоматериалов и на этой конференции имеются стать