Прогулка в детском саду старшая группа зима. Зимняя прогулка в старшей группе

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

♦ Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

♦ Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

♦ Декабрь год кончает — зиму начинает.

♦ Теплая зима к холодному лету.

♦ Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ К какому времени года относится ноябрь?

♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?

♦ Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

«Попади в обруч», «Парный бег».

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

Индивидуальная работа

Упражнения на скольжение.

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

Прогулка №2 «Наблюдение за птицами зимой»

Цель:

— формировать представление о жизни птиц зимой;

— воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

♦ Почему они прилетают к жилью человека?

♦ Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать?

♦ Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

♦ Какой корм они охотнее поедают?

♦ Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

♦ Есть ли кормушка возле вашего дома?

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры

«Ловкая пара».

Цель : развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель:

Прогулка №3 «Наблюдение за состоянием природы»

Цели:

— учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

— закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель : формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

Прогулка №4 «Наблюдение за синицей»

Цели:

— продолжать вызывать интерес к пернатым;

— знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

♦ Что это за птица?

♦ Как она выглядит и какого она цвета?

♦ Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

♦ Чем питаются синицы?

♦ Как люди заботятся о них?

♦ Какую пользу синицы приносят?

♦ Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

Цели:

— закреплять навыки работы с лопатой;

— воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры

«Ловишки с мячом».

Цель : передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

«Кати в цель».

Цель: развивать координацию движений.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 — 3 м.

Прогулка №5 «Наблюдение за домашними животными зимой»

Цели:

— закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;

— формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких домашних животных вы знаете?

♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

♦ Почему животных перестали выгонять на пастбища?

♦ Как люди ухаживают за домашними животными?

♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

♦ Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

♦ Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к кормушке.

Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

Подвижные игры

«Медведи и пчелы».

Цель : учить перелезанию «перевалом» через препятствие.

«Совушка».

Цель: учить выполнять движения по сигналу.

Индивидуальная работа

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель : развивать координацию движений.

Прогулка №6 «Наблюдение за снегопадом»

Цели:

— формировать представление о свойствах снега;

— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места — не найдет,

Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему скрипит снег?

♦ Где образуются снежинки? Почему?

♦ Какой на ощупь снег?

♦ Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

♦ Из какого снега легче лепить? Почему?

♦ Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

♦ На что похожи снежинки?

♦ Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».

Цели:

— продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

— закреплять умение прыгать.

Индивидуальная работа

«Хоккей».

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Прогулка №7 «Наблюдение за елью на участке»

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему ель относят к хвойным деревьям?

♦ Что является основным признаком хвойных деревьев?

♦ Сравните деревья, в чем их различия?

♦ Какое дерево искусственное?

♦ Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Лиса в курятнике», «Самолеты».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек».

Цель: упражнять в равновесии.

Прогулка №8 «Наблюдение за зимующими птицами»

Цели:

— закреплять знания о зимующих птицах;

— формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

— воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц называют зимующими?

♦ Чем они питаются?

♦ Каких зимующих птиц вы знаете?

♦ Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки зимнего городка.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Подвижные игры

«Кто быстрей по дорожке?».

Цель : учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

«Прыгуны».

Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

Цель: вырабатывать координацию движений.

коновалова ольга
Картотека зимних прогулок в старшей группе

ПРОГУЛКА №1

Наблюдения за сезонными изменениями

Цель : формировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) ; учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения.

Художественное слово :

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Найдите на нашем участке приметы зимы. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Вопросы :

За каким месяцем идет декабрь?

К какому времени года относится месяц декабрь?

Как изменился участок по сравнению с осенью?

Зачем засыпают корни деревьев снегом?

Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность

Засыпать деревья снегом

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам

Подвижные игры

«Лиса в курятнике» , «Караси и щука»

Цель : развивать у детей координацию движений.

ПРОГУЛКА №2

Наблюдение за птицами зимой

Цель : формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Художественное слово :

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо подсластил.

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди. (А. Прокофьев)

Вопросы :

Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

Почему они прилетают к жилью человека?

Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

Почему зимующих птиц надо подкармливать?

Много ли птиц прилетает к нашей кормушке?

Какой корм они охотнее поедают?

Есть ли кормушка возле вашего дома?

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега

Цель : воспитывать желание оказывать помощь взрослым

Подвижные игры

«Зайцы и волк» , «Лиса в курятнике»

Цель : учить прыгать на двух ногах, выполнять движения в соответствии с текстом.

ПРОГУЛКА №3

Наблюдение за состоянием погоды

Цель : учить различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях.

Ход наблюдения

Загадки :

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица. (зима)

Кто седой Зимы слуга,

Снегом сыплет на луга?

В гости кто зовет мороз,

Прячет вьюгу средь берез?

Дарит Елку и веселье

Январю на новоселье? (Декабрь)

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? (Мороз)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие – то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах.

Вопросы :

Почему появляются на окнах снежные узоры?

Чем их рисует мороз?

Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

Трудовая деятельность

Посыпать песком скользкие участки

Цель : формировать навыки работы в коллективе

Подвижные игры

«Стайка» , «Кот на крыше»

Цель

ПРОГУЛКА №4

Наблюдение за деревьями

Цель : учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

Ход наблюдения

Загадки : В шубе летом, а зимой стоят раздеты

(Деревья)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели

(Дерево зимой)

Примета : снег прилипает к деревьям – будет тепло.

Поговорки и пословицы : «Кто с дерева кору снимает, его убивает» , «Не суди о дереве по коре» .

Воспитатель с детьми наблюдают за деревьями. Можно ли узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? Зимой деревья обнажены и хорошо видны их ствол и ветви. Сравнить стволы у разных деревьев, определить различия в коре, толщине, форме, высоте. Найти березу, иву, тополь, вяз. Сравнить стволы, прикоснуться к ним, выявить отличия.

Трудовая деятельность

Расчистить дорожки от снега

Цель : учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Снежная баба» , «Волк во рву»

Цель : воспитывать ловкость и сноровку.

ПРОГУЛКА №5

Наблюдение за замерзанием воды

Цель : продолжать знакомить со свойствами воды; расширять представление о предметах и явлениях природы.

Ход наблюдения

Познакомить детей со свойствами воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле.

Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий) . Обратить внимание на то, что на улице появился гололед. Объяснить это явление и предложить подумать, как сделать, чтобы не было скользко.

Художественное

Гололедица

He идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Отлично па дается!

Почему ж никто

Не радуется! В. Берестов

Загадки :

Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолет -

Под ногами что же? (Лед)

На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок,

Превратил ее в. (каток)

Трудовая деятельность

Расчистить участок младшей группы от снега

Цель : воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры

«Попади в цель» , «Волк и ягнята» (бурятская народная игра)

Цель : воспитывать ловкость и сноровку.

ПРОГУЛКА №6

Наблюдение за снегом

Цель : закреплять представление о снеге как особом состоянии воды.

Ход наблюдения

Художественное слово

"Снежок". Н. Некрасов

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух

Загадки :

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

Эту зимнюю хозяйку

Испугался даже зайка,

Не боится лишь апрель

Снежно-белую. (метель)

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица. (зима)

Падают белые снежинки, ложатся на землю. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать нельзя они растают. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучинки снежинок. Снег – это очень много снежинок.

Вопросы :

Почему скрипит снег?

Где образуются снежинки?

Какой на ощупь снег?

Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

Из какого снега легче лепить?

Что такое снег?

Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега

Цель : учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди» , «Кто лучше прыгнет»

Цель : закреплять умение прыгать

ПРОГУЛКА №7

Наблюдение за ветром

Цель : познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга» .

Ход наблюдения

Художественное слово

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи, –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Потрудись, кузнец-мороз.

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берёз

К ночи новогодней. Самуил Маршак

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

(А. Прокофьев)

В ветреную погоду понаблюдать за облаками, деревьями. Обратить внимание на то, как ветер поднимает снег с дороги и переносит его в другое место. С силой бьет в окно. Предложить прислушаться как завывает ветер за окном. Объяснить, что это метель.

Трудовая деятельность

Постройка лабиринтов на участке

Цель : вызвать положительные эмоции.

Подвижные игры

«Медведь и пчелы» , «Совушка»

Цель : учить выполнять движения по сигналу.

ПРОГУЛКА №8

Наблюдение за работой дворника

Цель : продолжать наблюдение за работой дворника; формировать стремление к порядку и чистоте, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Вопросы :

Что делает дворник на участке детского сада?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Как может дворник помочь деревьям зимой?

Художественное слово

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

В. Степанов

Загадка :

Он с утра пораньше встанет,

Лопату в руки возьмет,

Тротуар почистит

И весь двор уберет.

(Дворник)

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки горки для куклы

Цель : учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Два мороза» , «Мы веселые ребята»

Цель : учить четко проговаривать текст в игре , соблюдать правила игры.

ПРОГУЛКА №9

Наблюдение за морозом (за окном мороз)

Цель : закреплять умение детей о зимнем явлении – морозе .

Ход наблюдения

Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратить внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Детям старших групп указать на стекла , разрисованные красивые узорами. Объяснить, что это мороз заморозил стекла. Рассмотреть узоры, определить, на что они похожи.

Художественное слово

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.

И. Никитин

Все злее, злее, злее

На улице мороз,

И каждый потеплее

Закутывает нос.

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Е. Благинина

Трещит мороз.

Застыли речки

Дрожит березки у реки.

П. Образцов

Загадка :

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз!

(Мороз) Е. Благинина

Трудовая деятельность

Покормить птиц.

Цель : прививать заботу и любовь к птицам.

Подвижные игры

«Ловишки» , «Хитрая лиса»

Цель : учить четко проговаривать текст в игре , соблюдать правила игры.

Агаева Рубаба
Картотека зимних прогулок в старшей группе детского сада (декабрь)

Декабрь . Прогулка 1

1. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает) ;

Учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

2. Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

.Подвижные игры :

Прыжки на одной ноге.

Цель

4. Индивидуальная работа : Развитие движений.

Цель : обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

2. Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве

Подвижные игры :

Игра в снежки.

Цель : закреплять навыки в метании предметов.

Декабрь . Прогулка 2

1. Наблюдение за огородом

Цели : - знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период ;

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Наблюдение за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер) . Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период .

3. Трудовая деятельность : Постройка фигур из снега на участке.

Цели : учить строить из снега фигуры;

Воспитывать дружеские отношения.

4. Подвижные игры

«Совушка» .

Цели : -учить внимательно слушать команду воспитателя;

Развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки» .

Цель : закреплять умение ориентироваться в пространстве,

5. Индивидуальная работа :

«Попади в цель» .

Цель : развивать глазомер и силу броска.

Декабрь . Прогулка 3

1. Наблюдение за воробьем

Цели :

Продолжать закрепление знаний о зимующей птице - воробье;

Формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время ;

Учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь ) . Обсудить народные приметы и пословицы :

Солнце в декабре светит , но не греет.

Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.

Год декабрем кончается , а зима начинается.

2. Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель : воспитывать положительное отношение к труду.

3. Подвижные игры

«Попади в цель» .

Цель : учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки» .

Цель : учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

4. Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель Декабрь . Прогулка 4

1. Наблюдение за снегопадом

Цели : формировать представление о свойствах снега;

Закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде;

Развить чувство прекрасного.

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря . Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря , по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка : Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке :

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь )

2. Исследовательская деятельность

.

3. Трудовая деятельность :

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель

4. Подвижная игра

«Снежная карусель» .

Цель

Прыжки на одной ноге.

Цель : воспитывать чувство равновесия.

5. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : учить метать снежки вдаль.

Декабрь

Прогулка 5

1. Наблюдение за рябиной

Цели :

Расширять знания о рябине;

Продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Наблюдение за следами на снегу : зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно) . Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Упражнение «Назови правильно» -развивать грамматический строй речи :

След зайца – заячий.

След лисы – лисий.

След птицы – птичий.

След от лыж – лыжный.

След от санок – санный.

2. Исследовательская деятельность

Сравнить ягоды до мороза и после.

3. Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель : оказывать помощь дворнику.

4. Подвижная игра

«Кто скорее добежит до флажка?» .

Цель : отрабатывать навыки подлезания под дугу.

«Раз, два, три - беги!» .

Цель

5. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели :

Продолжать отработку техники прыжка в длину с места;

использовать зрительные ориентиры. Декабрь

Прогулка 6

1. Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели :

На примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

2. Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель : побуждать к природоохранной деятельности.

3. Подвижные игры

«Птицы и кукушка» .

Цели :

Развивать ловкость, быстроту;

Выполнять характерные движения по содержанию игры.

«Лягушки и цапля» .

Цель : упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

4. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : упражнять в прыжках в длину с места.

Декабрь . Прогулка 7

1Наблюдение за трудом дворника

Цели :

Продолжать наблюдения за работой дворника;

Способствовать обогащению словаря;

Воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

Прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

2. Исследовательская деятельность

Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды :

На поверхности сугроба,

Зарыть неглубоко в снег,

Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников ).

3. Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели :

Учить трудиться сообща;

Воспитывать трудолюбие.

4. Подвижные игры

«Два мороза» .

Цели : упражнять в беге;

Закреплять умение соблюдать правила игры.

«Ловкая пара» .

Цель

5. Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели : упражнять в ходьбе по лыжне;

Развивать ловкость, выносливость. Декабрь . Прогулка 8

1Наблюдение за инеем.

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка : Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень) .

2. Исследовательская деятельность

Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

3. Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп .

Цель : воспитывать желание трудиться.

4. Подвижные игры

«Бездомный заяц» .

Цель : учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт» .

Цель : развивать внимание и наблюдательность.

5. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : закреплять умение ориентироваться на участке детского сада , находить предмет по описанию

Декабрь

Прогулка 9

1. Наблюдение за хвойными деревьями

Цели :

Закреплять знания о деревьях;

Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый) . Наблюдение за явлением снеговал : на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

2. Исследовательская деятельность

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

3. Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель : воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

4. Подвижная игра

«Ловкая пара» .

Цель : развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Встречные перебежки» .

Цель

Декабрь

Прогулка 10

Наблюдение за серой и черной вороной

Цели :

Учить сравнивать серую и черную ворону;

Находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки) .

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев : задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

2. Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

3. Подвижная игра

«Раз, два, три - беги!» .

Цель : развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

«Кони» .

Цели :

учить выполнять характерные движения по содержанию игры;

развивать ловкость, быстроту.

4. Индивидуальная работа

Цель : развивать силу, выносливость.

Декабрь

Прогулка 11

1. Наблюдение за работой дворника

Цели :

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

2. Исследовательская деятельность. Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку . Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем

3. Трудовая деятельность :

Вскапывание песка в песочнице.

Цель : воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

4. Подвижные игры

«Цветные автомобили» , «Салки» .

Цели : учить действовать по сигналу;

Закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.

5. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см. Декабрь

Прогулка 12

1. Наблюдение за ветром

Цели :

Расширять и углублять знания о неживой природе;

Формировать интерес к природным явлениям.

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой) .

2. Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3. Подвижные игры

«Кто самый меткий?» .

Цели :

упражнять в метании предметов;

развивать глазомер.

«Зарисуй дерево» .

Цель : закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

4. Индивидуальная работа

«Найди предмет» .

Цели :

Закреплять умение ориентироваться на участке детского сада ;

находить предмет по описанию.

Декабрь .

Карточка 13

1. Наблюдение за синицей.

Цели :

продолжать вызывать интерес к пернатым;

Знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Наблюдение за тополем.

Цель : формировать представления о зимнем тополе , о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

2. Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

Цели :

Закреплять навыки работы с лопатой;

Воспитывать настойчивость, самостоятельность.

3. Подвижные игры

«Ловишки с мячом» .

Цель : передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

«Кати в цель» .

Цель : развивать координацию движений.

4. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м.

Декабрь .

Карточка 14 .

1. Наблюдение за работой дворника.

Цели :

Продолжать наблюдение за работой дворника;

Совершенствовать словарный запас;

Формировать стремление к порядку и чистоте;

Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Наблюдение за домашними животными зимой.

Цели :

Закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года ;

Формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище) .

2. Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель : учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

3. Подвижные игры

«Два мороза» , «Мы веселые ребята» .

Цель : учить четко, проговаривать текст в игре , соблюдать правила игры.

4. Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель : учить спускаться с горки.

Декабрь Прогулка 15

Наблюдение «Наблюдение за небом. Что такое осадки?»

Цель : Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Подвижные игры : «Самолеты» Цель : ходьба, бег.

Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя : «К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются : строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

Индивидуальная работа (по шнуру) приставным шагом

Цель : учить действовать по сигналу

Наблюдение за погодой.

Цели «Погода вчера и сегодня» погоды

Подвижная игра «Серый волк» . Усложнение : бег с препятствиями.

Цели : Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, совершенствовать выполнениеосновных движений при беге. Развивать быстроту реакции, ловкость, интерес к играм.

Индивидуальная работа : ходьба по ограниченной поверхности (по шнуру) приставным шагом : прямо, по кругу, зигзагообразно.

Декабрь Прогулка 17

Наблюдение явлений природы : закат.

Цели : Предложить детям рассмотреть небо и высказать предположения, что «окрашивает» небо вразличные цвета. Рассказать детям о народных приметах, позволяющих определить погоду на завтра поцвету неба на закате солнца и по виду заходящего солнца.

Цели : Учить детей выполнять игровые действия и правила : держать клюшку двумя руками, немногонаклоняясь вперед, передвигаться с ней по площадке в разном темпе; Развивать интерес к спортивной игре.

Подвижная игра «Куропатки и охотники» . Цели : Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять игровые действия (принимать правильноеисходное положение, выполнять метание мяча в цель) . Развивать ловкость, меткость, формироватьинтерес к конечному результату.

Индивидуальная работа. Метание снежков (мячиков) вдаль и в цель.

Цель : развивать координацию движений.

Наблюдение за погодой.

Цели : Предложить детям охарактеризовать погоду; составить рассказ «Погода вчера и сегодня» сиспользованием сравнительных характеристик основных показателей погоды : облачность, температура,ветер, осадки.

Подвижная игра «Сова» .Цели : Учить детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, быстро и точно реагировать насигнал. Развивать способность переключать внимание. Подвижные игры :

«Встречные перебежки» .Цель : продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Трудовая деятельность. Уборка участка детского сада .

Цели : учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Декабрь Прогулка 16 .

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели : научить понимать значение и функции автомобиля;

Закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло) .

Цель : развитие мелкой моторики.

Подвижные игры : «Мы, веселые ребята»

Цели : учить внимательно, слушать команды воспитателя; развивать

внимание.

Индивидуальная работа.

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель

Трудовая деятельность :Очистка участка от веток и камней;

Цель

Наблюдение : лед на лужах.

Цели : Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (с понижением температуры водапревращается в лед) . Рассказать, как происходит замерзание воды.

Подвижная игра «Жмурки» .

Цели : Учить детей соблюдать правила, выступать в роли судей. Развивать ловкость, координациюдвижений.

Декабрь Прогулка 18

Наблюдение : возраст прохожих.

Цели : Предложить детям понаблюдать за прохожими и попытаться, определить их возраст. Охарактеризовать их используя понятия : ребенок, мальчик, девочка, юноша, девушка, женщина,мужчина, пожилой человек, бабушка, дедушка.

Подвижная игра «Караси и щуки» .

Цели : Учить детей исполнять обязанности судей, оценивающих соответствие игровых действийправилам и качество их выполнения. Учить формулировать советы, замечания и корректно ихвысказывать. Формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Спортивная игра хоккей с мячом. Цели : Организовать отработку элементов игры : учить детей передвигаться по площадке в разном темпедержать клюшку так, что бы онакасалась поверхности площадки, вести мяч клюшкой, попадать мячомв лежащий на площадке обруч.

Наблюдение за пешеходом. Цель : закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. Подвижные игры : «Мы, веселые ребята»

Цели : учить внимательно, слушать команды воспитателя; развивать внимание.

Индивидуальная работа. Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель : развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

«Защитись от волана ракеткой» – отбить волан ракеткой в любую сторону.

Трудовая деятельность :

Очистка участка от веток и камней;

Цель : воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно

Декабрь . Прогулка 19 Наблюдение за птицами.

Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Подвижные игры

«Стая» , «Светофор» .

Цели : развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : закреплять навыки метания предметов на дальность

Наблюдение за объектами окружающей действительности : транспорт.

Цели : Предложить детям понаблюдать за передвижением транспорта, вспомнить, какие группытранспортных средств известны ребятам. Предложить детям составить рассказы о заинтересовавших ихмашинах (об их предназначении и качествах) .

Подвижная игра «Путешественники» .

Цели : Познакомить детей с правилами игры, учить использовать в игре свои знания о различныхгородах, действовать в соответствии с правилами. Развивать внимание, укреплять здоровье детей. Декабрь Прогулка 20

Наблюдение за небом

Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Индивидуальная работа. Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С выполнением движений на дыхание.

Цель : улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания) .

«Прыгай выше» . Цель : учить действовать по сигналу.

Трудовая деятельность : подметание крыльца, ремонт ведерок, машин.

Цель : воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Наблюдение за погодой.

Цели : Предложить детям охарактеризовать погоду, составить сравнительный рассказ «Погода утром ивечером» ; учить использовать точные характеристики погоды, образные выражения.

Подвижная игра «Жмурки» . Усложнение : двое водящих.

Цели : Предложить детям рассказать правила игры, учить следить за своей осанкой во время ходьбы ибега. Повышать двигательную активность детей, развивать внимание, тактильные возможности. Учить анализировать информацию, узнавать друг друга по голосу.

Декабрь Прогулка 21

Наблюдение : признаки наступившей зимы.

Цели : Предложить детям разделиться на команды и принять участие в соревновании «Кто найдет больше признаков зимы» (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи, выпал снег).

Подвижная игра «Ловишки» .

Цели : Упражнять детей в быстром беге, в соблюдении правил игры, в умении действовать по сигналу.

Наблюдение за снегопадом

Цели : формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного.

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья) .

Трудовая деятельность :Засыпка снегом корней деревьев на своем участке. Цель : развивать умение работать сообща.

Подвижная игра. «Снежная карусель» .Цель : учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

Дидактические игры :«Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих снег) .

Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель : учить метать снежки вдаль.

Прыжки на одной ноге. Цель : воспитывать чувство равновесия.

Основные задачи:

Создание эмоционально-положительного настроения;

Развитие интереса к прогулке;

Развитие воображения;

Укрепить здоровье детей;

Активизировать имеющиеся знания и умения детей.

Игровой персонаж: Снеговик – игрушка.

Подготовка к прогулке.

Предложить детям посетить туалетную комнату. Напомнить, что после туалета необходимо мыть руки с мылом, для того, чтобы вода с рук не текла на пол, необходимо отжимать руки «до последней капельки» над раковиной и только после этого идти вытирать руки полотенцем насухо.

Цель: развивать культурно-гигиенические навыки.

Игра «Снеговик пропал».

Цель: развивать чувство ритма, интерес к происходящему, координацию движений, речь, память и внимание.

Снеговик в лесу пропал, Поднимают обе руки вверх,

Пальцы раскрыты, руки скрещены.

Он куда-то убежал Указательным и средним пальцами

правой руки изображают бег.

Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображают

Может, зайка сбил с дороги Показывают руками ушки.

И в сугробах тонут ноги? Поочередно высоко поднимают ноги.

Проблемная ситуация.

Цель: собрать внимание детей; вызвать интерес к предстоящей деятельности; задействовать эффективный мотив помощи.

Воспитатель предлагает посмотреть вокруг себя, друг на друга и определить, кого не стало в группе? (Снеговика.) Педагог говорит о том, что Снеговику в помещении стало жарко и он мог пойти на улицу. Он может заблудиться. Воспитатель просит детей помочь найти Снеговика. Предлагает поскорее одеться.

Одевание.

Цель: закреплять навыки одевания, развивать бережное, аккуратное отношение к одежде, правильную последовательность одевания.

Воспитатель помогает детям освоить приемы вежливого обращения за помощью и выражения последующей благодарности.

Прогулка.

Педагог говорит детям, что они подготовились к поиску Снеговика. Теперь можно начать поиски. Выйдя из помещения детского сада на улицу, находят на снегу следы Снеговика.

Поисковая игра «Следы на снегу».

Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; закрепить знания о явлениях неживой природы; активизировать речь, развивать воображение и память.

Воспитатель говорит о том, что когда снег падает на землю, то он чистый и ровный. А потом животные, люди начинают передвигаться по снегу и оставляют свои следы на снегу. Предлагаю детям определить, кто оставил следы на снегу, найти интересные веточки, семена, рассказать о следах или находке. Но среди множества следов на снегу нам необходимо найти следы Снеговика, и последовать за ним.

Дети приходят на участок группы и находят Снеговика возле кормушки для птиц.

Наверно, наш Снеговик услышал веселое пение птиц и решил полюбоваться птицами. Но почему он стоит грустный? (На кормушке нет птиц.)

Предложить детям насыпать корм в кормушку.

Наблюдение за синичкой.

Цель: формировать представление о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать их по внешнему виду; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения.

Зерен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

«Будь смелее, не робей!» -

Приглашает воробей.

Воспитатель задает детям вопросы:

Как выглядит синичка?

Как передвигается и чем питается?

Где зимует синичка?

Как она кричит?

Как человек заботится о ней?

Почему синичка осталась на зимовку?

Ребята, смотрите, наш Снеговик рассматривает вертушки. Объясните ему, что это такое, и для чего они нам нужны. (вертушки нужны для развлечения и для определения направления ветра)

Воспитатель предлагает детям определить состояние погоды. (Ветреная, солнечная, пасмурная.)

Наш Снеговик обратил внимание на кучу снега. На что она похожа?

Украшение Снежной Бабы.

Цель: развивать творчество, воображение, изобразительные навыки; доставить удовольствие от совместной творческой деятельности со взрослыми; активизировать словарь.

Оборудование: жидкая гуашь, кисти, веточки, семена деревьев.

Полюбоваться Снежной Бабой, ее ярким нарядом, изображенными цветами на сарафане. Похвалить детей за выполненную работу.

Предположить, что все уже соскучились по солнышку, по цветущим клумбам.

Хоровод вокруг Снежной Бабы.

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Как бы мы не скучали по солнышку, зима творит свои чудеса. Вчера мы с вами вынесли на улицу стаканчики с цветной водой. Давайте посмотрим, что с ней произошло?

Вопросы к детям:

Почему вода замерзла?

Что такое лед?

Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Предложить детям подарить зайчикам, выполненным в стиле «Оригами», цветные куличики.

Напомнить детям, как мы делали ледяную дорожку.

Катание на ледяной дорожке.

Цель: развивать ловкость и равновесие.

Ребята, кто знает, на каком участке Земного шара много льда? (на Северном полюсе)

Кто из животных живет на Северном полюсе? (белые медведи, моржи)

Подвижная игра «Белые медведи»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость, быстроту и смелость.

Правила игры.

Определяется круг – льдина, на ней два «Медведя, остальные играющие «Моржи». «Моржи» бегают по площадке, «Медведи» выходят на «охоту»; стараются поймать «Моржей», сомкнув вокруг «Моржей» руки. Пойманные дети становятся на льдину.

Воспитатель говорит, что среди льдин совсем стало холодно, и она замерзла. Как можно согреться? (развести костер)

Педагог предлагает детям вспомнить, как Снегурочка со своими подружками прыгала через костер.

Игровое упражнение «Гори, гори ясно».

Цель : закрепить умение прыгать через предмет.

Оборудование: «костер» -небольшого диаметра обруч, обвитый красной мишурой или круг, описанный красной краской на снегу

Выполнение- поточно.

Ребята, а что произошло со Снегурочкой, когда она прыгнула через костер? (Растаяла.)

В виде чего она появилась следующей зимой? (в виде снега)

Мы совсем забыли про нашего Снеговика. Давайте для него сделаем подарки из снега.

Игры со снегом.

Цель: закрепить знание свойства снега; научить сооружать постройки по заданной теме; использовать для украшения природный материал; проявлять творчество.

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики».

Снег руками собирали, Энергично сжимают и разжимают.

пальцы обеих рук.

Наши пальчики устали,

Мы их будем растирать Энергично потирают ладонь о ладонь.

Мы их будем согревать.

Чтобы стали горячее, Делают массирующие движения пальцами.

Энергично разминать.

Воспитатель напоминает, что на участке есть постройки, сделанные из снега. Какие это постройки? (снежная крепость, снежная горка)

Предлагаю детям объединиться в подгруппы.

Индивидуальная работа.

1 подгруппа

Игра «Снежки» - метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений, глазомер и силу броска.

2 подгруппа

Игра «Катание на санках с горки»

Цель : учить выполнять повороты при спуске.

Ребята, пока мы играли, ледяную дорожку кто-то засыпал песком.

Исследовательская деятельность.

Предлагается пройти по дорожке. Выводы детей.

Цель: учить делать выводы, умозаключения, опираясь на личный опыт.

Когда дорожки не скользкие, можно и на карусели покататься.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, согласно слов речитатива, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

Ели, ели, ели, ели

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Уход детей в группу.

Хорошо все потрудились,

Поиграли, порезвились.

А сейчас пойдем в детсад

Будем кушать, отдыхать.

Сбор игрушек, оборудования. Построение. Уход.