Проект по окружающему миру (2 класс) на тему: Проект "Не просто камень". Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Проект "Камни и их свойства"

Камень - о великое создание природы! Задумывались ли вы, что благодаря камню существует мир? Миллионы лет камень создает планету. Благодаря камню люди научились охотится, жить, готовить еду, строить жилища, даже украшать себя! Все благодаря этому простому и привычному камню! Как много его у нас под ногами - камни везде. Лето - удачное время для глобального изучения этого чуда природы. Начинаем с прогулки. Сперва собираем камни - большие и маленькие, разных цветов, форм и плотности.


Когда коллекция собрана, испытываем ее с помощью рисования. Какие следы оставляют камни? Одни очень легко "пишут", другие лишь слегка "царапают". Почему? Наверное, они разные по составу и плотности. Чем мягче камень, тем легче им оставить след. Лучше всего рисуют куски рукотворного камня - пеноблок и кирпич. В их составе глина, известняк, гипс. А еще хорошо рисует древесный уголь, который нам тоже попался для исследования. Его тоже можно назвать камнем.

Дети таскали камни не глядя, а потому принесли и не совсем нужное, я бы сказала недокамни. Но они оказались очень кстати для нашего второго исследования. Камни получаются разными способами. Например, при извержении вулкана застывает магма и лава - результат - камни. Некоторые образуются в земле, в результате смешивания и слеживания осадочных пород, другие под воздействием температур в недрах земли. И вот у нас в руках плотные куски, казалось бы камни, но при определенном воздействии их все же достаточно легко разрушить. Дети нашли куски земли (песка, глины и примесей), которые слежались и скрепились в камни. Возможно, при дальнейшем развитии. эти куски на самом деле стали бы камнями, но они попали к нам для изучения. А мы стали их разрушать.

Не так уж легко далось уничтожение камней. А если бы мы взяли окончательно оформившиеся камни, то разрушить их было бы еще труднее, потому что плотность этих камней велика. Но все-таки камни можно разрушить. И в природе, они перетираются, обветриваются, омываются, раскалываются, обламываются. В итоге, они не только формируются, но и разрушаются, превращаясь в мелкий гравий, гальку, песок.

Кстати, о песке. Мы внимательно рассматриваем его и приходим к выводу, что он тоже камни. Только очень мелкие.

Все камни разные. Дети берут по маленькому камушку и крупному и проводят испытания. Одновременно отпускают их на землю. С одновременностью было тяжеловато, но мы этого добились. Оказалось, что большие камни долетают до земли быстрее. Почему?
- Потому что у них большая масса, - авторитетно заявляет Артур.
Действительно, чем больше масса, размер, тем скорее упадет предмет, потому что на него не так сильно действует сопротивление атмосферы. Скорость также зависит от формы. Отмечаем, что маленькие камни при падении фактически не оставляют углублений в песке, а большой делает ямку. Своим весом он вдавливает землю.

Именно поэтому космические камни, метеориты, при падении на Землю, оставляют воронки. Ведь они летят с большой скоростью, с большой высоты и имеют большую массу. Проводим испытания метеоритов. Бросаем камни с разной силой, придавая ускорение, с разной высоты, а еще в разных местах - где земля более плотная и менее. Проверяем размеры углублений.

Для маленьких камней тоже нашлось испытание. Мы их катаем с горки. Какие быстрее скатятся? Крупнее или мельче? Тяжелее или легче, ровные или с острыми краями?

А потом пробуем их закатывать на горку. Это уже труднее.

Наши исследования продолжаются дома. Для начала, смотрим мультфильм "Жизнь камня"

А потом достаем все наше богатство. Камней дома много, есть и речные, и морские, и собранные во дворе. Кое-что принесли с прогулки только-только. Все камни разные. Дети рассказывают, что они отличаются по:
- размеру
- форме
- цвету
- массе
- структуре (гладкие, рельефные, с дырочками, с блеском и прочее)

Оказывается, что большой размер камня еще не гарантирует такую же массу. Некоторые большие камни весят меньше, чем маленькие.

Чтобы взвешивать камни, я соорудила примитивные весы. Но чаши очень неудобные, нужно будет придумать им замену, например, пластиковые стаканчики. Дети сравнивали камни по весу и находили те маленькие, что тяжелее некоторых больших.

Чтобы разобраться в многообразии камней мы обратились к интернету. Рассматривали разные виды горных пород и минералов, искали подобные у себя. Конечно, претендовать на точность мы не можем, но было очень интересно.

А еще мы знакомились с такими необычными камнями, как коралл и янтарь. Оказывается, что в их создании принимают участие живые организмы. Янтарь - окаменевшая смола дерева. А кораллы образуют полипы. Дети с лупой выискивали дырочки-домики этих существ. Не обошлось и без рассказа о жемчуге.

Купание камней - очередной этап изучения. Интересно, а могут ли камни плавать? Оказалось, что они тонут. Но все ли?

И тут нашлась парочка водоплавающих - кусок пеноблока и пемза. Последняя вулканического происхождения. Застывшая лава, в которой остались частички воздуха - поры. Пеноблок специально создается пористым - с воздухом внутри. Именно благодаря ему пористые камни и плавают на поверхности. Интересно, а древесный уголь утонет? К сожалению, с улицы мы угля не прихватили, пришлось довольствоваться теорией.

Купание камней весьма увлекательно. Дети обнаруживают, что камни меняют свой цвет, когда намокают. Некоторые стали красными, хотя изначально не очень на таковые походили. Дети моют камни, а за одно мы вспоминаем, что золото тоже моют. Рассматриваем картинки золотых самородков, которые тоже камни. Мальчики решили тщательнее осмотреть свои камушки, а вдруг найдут золото?

А какая температура у камня? Изучив все доступные, ребята приходят к выводу, что они не холодные и не теплые. Такие, как и все вокруг. Наверное, как воздух? Точно. Воздух нагревает камни до своей температуры. Мы теплее воздуха. Если держать камни в руках они станут как мы - температуры тела. А как еще можно охладить или нагреть камни? В домашних условиях мальчики решают воспользоваться морозильной камерой.

Греть же второй камень решено было в горячей воде.

Интересно, как повели себя выбранные нами камни. Грели мы камень в воде всего одну минуту и он оказался теплым. Остывал долго - около часа. А вот остужали в морозильнике долго (за короткое время становился лишь прохладным) - 1 час. И вот возвращался к комнатной температуре камень быстрее - за 30 минут. На научные изыскания не претендуем, но делаем выводы, что камни и остывают и нагреваются по разному.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Сказка»

р.п. Дергачи Саратовская область

Проект

«Удивительные камни»

Информационно-познавательный,

разновозрастная группа (4-6 лет)

Тип проекта: познавательный.

Признак проекта: экологический.

По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.

Методы, используемые в реализации проекта:

Исследовательские: наблюдения в природе;

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

Слушание музыкальных произведений;

Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

Игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

Художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);

Трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);

НОД.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методический инструментарий.

Наглядный материал:

А) камни настоящие и искуссвенные, на иллюстрациях;

Б) настольно-печатные игры по экологии;

В) дидактические игры по экологии;

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.

1. Подбор литературы о камнях.

2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

Предложить родителям принести для мини-музея поделку из камняи краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.

2 ЭТАП – реализация проекта

Этапы

Формы работы

Беседы

«Мир камней», «Какие разные камни », «Эти удивительные камни », « Камни и свойство камней »

Опыты

« Волшебный мир камня и дерева », « Самый твёрдый или мягкий», Самый большой и самый маленький.

Чтение художественной литературы

П.П.Бажова "Каменный цветок".

Дидактические игры

«Опиши камень», «Что лишнее?», «Гора и камешки», «Найди свой камень»

Художественное творчество

Выкладывание контурных рисунков камешками.

Конструктивное творчество

«Из чего построить дом?».

Итог:

3 ЭТАП – заключительный.

  • Организация мини-музея «Мир камней».

Тема: «Мир камней » .

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Цель : Познакомить детей со свойствами камней , расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое» .

Оборудование и материалы : «коробка ощущений» , набор камней деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, салфетки, большой камень, молоточек, схема - помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня , шапки бакалавров, презентация «Мир камней » .

Ход :

Воспитатель : - Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим, кто будет мне помогать (Считалочка)

Может из вас кто знает интересную считалочку?

Пожалуйста, посчитай и выбери ведущего для игры.

Игра «Коробка ощущений» .

Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.

Вопросы :

Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?

Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Он может быть мелкий -

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Верно, это камень…показываем детям…

Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?

Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый-

Выходит к детям.

Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?

Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней .

Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями , возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

Камни одинаковые или разные?

Чем ваши камни ребята отличаются ?. (Они большие и маленькие)

Какого цвета камни у вас ?.

А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)

Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)

Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание) .

Как вы думаете, на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета) . Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

Что вы можете рассказать о своём камне ? (Камень показать всем-ответы детей)

Верно, камни разные потому что… . ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер, форма.

Молодцы!

Ответе мне на вопрос : Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)

Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?

Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.

Что с камнем произошло ?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.

Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость .

Иди подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь) .Верно эта картинка означает твёрдость.

Продолжим разговор о камнях…

Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей) .

А почему вы так думаете (рассуждения детей)

Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности, а камень опустился на дно.)

Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий) .

А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)

Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня… .

- (Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.

Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов) .

Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде .

Но есть огромные горы, которые состоят из камней .

Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)

Физкультминутка.

Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)

Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

(отбегают дети)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место) .

Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.

Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.

А как мы сможем проверить?. (пробуют : стать на камень, ударить камень о камень)

Попробуем стукнуть по камню молотком…

Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать, тем кто не проверял прочность камня )

Какой можно сделать вывод? (камни прочные , он не крошится, не ломается)

Да. Камень остался невредим!

Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.

Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)

Да, замок позволяет прочно закрывать двери.

Молодцы.

Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня )

Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни , пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.

Слайд2 - Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.

Слайд5 – Камни служили украшением , оберегом и просто игрушкой.

Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим

Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.

Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.

Слайд10 – В строительстве фонтанов.

Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные .

Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!

Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!

Слайд15 – Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней . (показ коллекции) .

Вам понравилось у меня в гостях?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях .

На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит).

Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.

Тема : «Какие разные камни » .

Задачи :

Образовательные : Поддерживать интерес к изучению камней , упражнять в классификации их по разным признакам, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.

Развивающие : Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная : Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Методы и приемы :

Словесные : вопросы, художественное слово.

Наглядные : презентация, посылка с камнями .

Практические : физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа : чтение произведения «Серебряное копытце» П. П. Бажова, Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней .

Продуктивная деятельность :

* Экспериментирование «Какие бывают камешки»

*Рисование

Оборудование :

Посылка с камнями , фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», оборудование для проведения исследовательской деятельности : лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, камни разной величины , одноразовая посуда, деревянный кубик, листы бумаги, цветные карандаши. Компьютерная презентация « Камни » .

Ход

Воспитатель приглашает детей в лабораторию, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

Ребята! Что это?

Дети : посылка

А давайте прочитаем для кого эта посылка?

От кого?

(Открываем, достаём шкатулку и письмо)

Предлагаю детям присесть на коврик я прочитаю письмо

«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка :

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель. - Давайте рассмотрим камни в посылке .

Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, для чего нужны камни человеку ?

Дети. Они нужны для строительства домов, дорог.

Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать ее и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.

Что вы слышите? Расскажите свое представление.

Дети. Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места на место, стучат друг о друга.

Воспитатель. 1. Кто-нибудь из вас был на море?

2. Какой берег там был : каменистый или покрытый песком?

3. Вы брали в руки камешки, рассматривали их?

Сегодня мы с вами, будем тоже рассматривать разные камни , и узнавать о них кое-что новое и интересное.

Воспитатель. Я предлагаю вам отправится в лабораторию и провести некоторые эксперименты. Сесть за стол.

(На столах стоит поднос, на нем камни - по 2 на каждого ребенка) .

Воспитатель. Найдите на подносе морские камешки и положите на салфетку.

1. Что помогло узнать, что это морские камешки?

2. Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?

Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.

Почему они такие? Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга , вода со временем оттачивает у них края.

Воспитатель. – А теперь предлагаю вам найти обычные камешки и рассмотреть. Что можно сказать об этом камне .

Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.

Постучите, камень о камень, что происходит?

Дети. Мы слышим звук.

Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?

Дети. Положить на солнышко, согреть в ладонях.

Воспитатель. Так есть отличие между морскими и обычными камнями ? (Ответы детей)

Давайте немного отдохнем и проведем игру-эстафету.

Подвижная игра-эстафета «Обычные и морские камни »

Воспитатель. Разделимся на две команды. В обруче рассыпаны камешки, среди них есть и обычные и морские камешки, их одинаковое количество. Когда зазвучит музыка, одновременно 1комада будет собирать морские камни и складывать их в свою коробочку, а 2-ая команда собирает только обычные камешки и относит их в свою коробочку. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все камешки не окажутся в своих коробочках.

Выигрывает команда быстрее и правильнее справившаяся с заданием.

Звучит музыка с быстрым темпом.

По окончании игры проверить точность выполненного задания.

Воспитатель. Я предлагаю немножко отдохнуть и всем размяться.

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка,

До небес макушка

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает,

Стоит гора, страдает, камешки теряет

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы!

Ребята! Подойдите к столу и встаньте вокруг него. Возьмите в руку камень и крепко сожмите его… Камень изменил форму?

Почему?

Как вы думаете, дерево тверже, чем камень? (ответы детей) Я возьму деревянный брусочек, молоток и гвоздь. Попробую в дерево вбить гвоздь. Получилось? (ответы детей) Теперь я попробую вбить гвоздь в камень. Я смогла забить в камень гвоздь. (ответы детей) Что произошло с гвоздем? (ответы детей) А что произошло с камнем ? (ответы детей) А теперь предлагаю вам опустить камень в воду. Что произошло с камнем ? (ответы детей) А теперь возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что с ним происходит? (ответы детей) Почему? (ответы детей) А почему деревянный брусочек плавает? (ответы детей) Обратите внимание на камень, который находится в воде. Какой он? (ответы детей) Правильно, он мокрый. Сравните его с камнем на салфетке . Чем они отличаются? (подвести детей к выводу, что они отличаются цветом, мокрый камень более темный, чем сухой. Правильно!

Итак, с помощью различных экспериментов мы многое узнали о свойствах камней .

Предлагаю вам присесть и поиграть в игру «Правильно - не правильно» !

1. Камень тонет в воде?

2. Камень прозрачный как стекло?

3. Камень легкий как пух?

4. Мокрый камень темнее, чем сухой?

5. Камень тянется в разные стороны как резинка?

6. Обычный камень шершавый, а морской гладкий?

7. Из камня можно вылепить любую форму?

8. Камень может плавать в воде как дерево?

9. Камень рвется как бумага?

10. Мокрый камень становится мягким?

11. Все камни одинакового размера ?

12. Камень можно разрезать ножницами?

Воспитатель :- Хозяйка Медной горы приготовила ещё один сюрприз

Презентация «В мире камня » .

Воспитатель : - Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем? Что она любит?

Дети : камни

Воспитатель : Она любит все камни ! А вы нарисуйте камни, какие вам нравятся !

Приглашаю детей за стол.

Продуктивная деятельность

Давайте покажем наши разноцветные камни , пусть гости полюбуются.

Дети встают в круг.

Итог : 1. Для чего нужны камни ?

2. Где можно встретить, увидеть камни ?

3. Итак, какие бывают камни ?

Рефлексия :

1. Вам понравился наш эксперимент?

2. А что больше всего вам понравилось?

3. А что интересного вы узнали?

4. Вам понравилась наша работа?

5. Вы активно работали?

(Дети отвечают) . Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»

Тема: «Эти удивительные камни »

Программное содержание :

Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.

Учить детей классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний , маленький) ; рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый) ; температура (теплый, холодный, горячий) ; вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный) .

Закрепить представление детей об органах чувств, и их назначении : орган зрения - глаза помогают определить цвет, размер, форму предметов, материал; орган осязания - рука помогает определить структуру, форму, вес, температуру, размер предметов; орган слуха - уши помогают услышать различные звуки; орган обоняния - нос определяет различные запахи. Активизация словаря : коллекция , коллекционер , экспонаты.

Предварительная работа : Сбор различных камней для коллекции , рассматривание камней , иллюстраций из книг, энциклопедий. Организация музея камней в группе . Беседа с детьми о том , где можно встретить камни , где камни принесенные нашли . Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова "Каменный цветок", игры с пуговицами, ракушками.

Ход :

Воспитатель : Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети : Хорошее!

Воспитатель : Какое у тебя настроение по цвету?

Какое у тебя настроение по цвету?

Какое у тебя настроение по вкусу?

Какое у тебя настроение по запаху?

Воспитатель : Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений .

Ребята, а вы знаете, что такое коллекция ?

Коллекция - это систематизированное собирание, каких либо предметов.

А коллекционирование - это целенаправленное собирание, собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать ?

Дети : фантики, значки, книги, марки, значки, игрушки, магнитики, картины, оружие.

Воспитатель : Кого называют коллекционерами ? Да людей, которые что-то собирают. Ребята, а чтобы узнать о какой коллекции мы сегодня с вами будем говорить (на столе стоит большая коробка с камнями , покрытая салфеткой, нужно отгадать загадку :

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли у дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Воспитатель : Вы правильно догадались наши экспонаты сегодня - камни .

Ребята, а откуда у нас столько камней ?

Дети : Это мы собрали, принесли.

Воспитатель : А где вы нашли такие камни ?

Дети : На море, на дороге, на речке, в горах.

Воспитатель : Нас можно назвать коллекционерами ?

Дети : Да мы тоже коллекционеры .

Воспитатель : Ребята, рассмотрите внимательно камни и выберите себе любой.

Подумайте, что вы можете о нём рассказать?

Камни все одинаковые ?

Если затрудняетесь, можно взять в помощники карточку (модель обследования объекта) (Один ребёнок рассказывает, остальные дети слушают и задают уточняющие вопросы, если рассказывающий ребёнок о чём-то не сказал).

Воспитатель : Дети, скажите, какие помощники помогали нам рассматривать камни и определять признаки?

Дети : Глаза помогли определить, цвет, размер, форму камней .

Руки, помогли определить какие камни на ощупь по рельефу , форме, весу, температуре, помогли определить размер камней .

А какие ещё органы чувств помогают нам обследовать объекты?

Дети : Уши, нос, язык. (Воспитатель уточняет.)

Физминутка. Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять!

Будем в парке вдоль тропинки, чудо камни собирать .

Вот камень круглый, словно мяч.

А этот точно блин.

Вот тот на зайчика похож

А этот как дельфин.

Мы чудо камни соберём

И в детский садик отнесем.

Воспитатель : Ребята, а удобно нашу коллекцию рассматривать ? Почему?

Дети : Потому что она хранится, лежит в одной коробке и некоторые камни не видно .

Воспитатель : А что вы можете предложить?

Дети : Разложить в разные коробочки, разделить, высыпать камни .

Воспитатель : А как вы предлагаете разложить камни , как можно разделить камни , по каким признакам?

Дети : Камни можно разложить по цвету, размеру, форме.

Воспитатель : - Ребята, а по месту нахождения камни все одинаковые ?

Камни были найдены в одном месте?

А как ещё можно разделить наши камни по месту нахождения ? (речные, морские, горные) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие коробочки я для вас приготовила. Коробочки разные или одинаковые? Разные коробочки, по какому признаку? А что у них одинаковое? Я вам предлагаю разложить в них камни . (Дети раскладывают камешки по указанным на коробочке признакам, в каждой коробочке разные камни ).

Итог занятия (вопросы к детям) :

Ребята, что вы сейчас делали?

Кому хочется рассказать о своей коллекции ?

Кто такие коллекционеры ?

Расскажи, какие бывают камни по признаку места ?

Какие помощники нам помогали рассказать о признаках камня ?

Ты собирала камни в коробочку , по каким признакам?

Для чего нужны камни ?

Тема : « Камни и свойство камней »

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности : игровая, познавательно- исследовательская , коммуникативная, продуктивная.

Цели : Дать понятие о камнях и их свойствах .

Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности .

Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь. Активизация словаря : аметист, сапфир, малахит, яшма, гранит, агат. Выполнять задуманное до конца.

Планируемые результаты : Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы и оборудование : коллекция камней , ёмкости для опытов с водой , разноцветные камешки по количеству детей, гуашь, кисти, салфетки, заготовки из гипса по количеству детей.

Предварительная работа : чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы» , сбор коллекции камней , наблюдения на прогулках.

Стук в дверь.

Воспитатель : - Ребята кто к нам пришел, давайте посмотрим. В группу входит гостья .

Хозяйка горы : Здравствуйте, дети! Я - хозяйка горы. Узнала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её . Может вы сможете помочь моей беде. Злой маг превратил все мои камни самоцветы в золу , и пока я не узнаю главную тайну камней , какие у них свойства колдовство не рассеются.

Воспитатель : Ну что же, мы поможем тебе, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию . Сначала вспомним правила : внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

Дети подходят к столу. На столе лежат камни разные . Будем исследовать камни , посмотрите, чем они различаются (ответы детей) . Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Воспитатель показывает камни и знакомит с названиями детей.

Индивидуальная работа с несколькими детьми. - Катя посмотри на этот камень он называется? Опиши его какой он (ребенок описывает форму, цвет, окрас, размер)

А теперь давайте теперь проведём несколько опытов :

1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях ).

2. Есть ли в камне воздух ? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях ).

Мы исследовали свойства камня , какой сделаем вывод? (ответы детей)

Молодцы, а теперь давайте поиграем!

Физминутка.

Вот идем мы по дороге (ходьба на месте)

Иу нас устали у нас ноги.

Мы нагнемся раза три (наклоны из стороны в сторону)

Повернемся раза три (повороты из стороны в сторону)

Руки к солнышку потянем (руки в верх потянуть)

На носочки сразу встанем (встать на носочки)

А теперь уже присядем (присесть на корточки)

Повторить 2 - 3 раза.

Воспитатель : - А теперь ребята проходите за наши столы и посмотрите, что у нас здесь лежит интересное. Перед вами формы круглые, овальные сделанные из гипса посмотрите они все белые.

И сегодня мы с вами будем раскрашивать их в разные цвета. Хотите, что бы они были яркие и красивые. Дети выбирают « камни » которые нравятся и раскрашивают по своему желанию. Индивидуальная работа детей.

Итог занятия.

Выставка работ - Посмотрите ребята, какие у нас красивые камешки получились! Что мы сегодня делали? (ответы детей) Дети, вам интересно было сегодня? (ответы детей)

Хозяйка горы благодарит детей за помощь, угощает их конфетами «морские камушки» . - Мне пора уходить, но мы еще встретимся.

Молодцы! Занятие закончено.

« Волшебный мир камня и дерева »

Опыт №1

Цель :

Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням и дереву , материалу, к исследовательской работе.

Познакомить детей с различными видами камней .

Доказать свойства камней и дерева экспериментальным путем.

Оборудование : кусочек дерева , гвозди, молоток, две коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней , салфетки; для каждого ребенка : одноразовая тарелка, деревянный кубик , камень.

Ход экспериментальной деятельности :

Вопрос о изучении свойств камня и дерева возник в нашей группе после того как мы познакомили детей с историей автомобиля. Рассказали о том, что по улицам города ездили деревянные повозки , запряженные парой или тройкой лошадей. Дороги были из дерева , но шло время и улицы стали мостить булыжником. Как вы думаете, какие дороги лучше? Каменные или деревянные ? Почему?

Дети садятся за столы, где лежат подносы с камнями , салфетки. Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Начнем нашу работу со знакомства с морскими камнями и увидим , чем они отличаются от обычных камней .

Воспитатель : Как вы думаете, можем мы отличить морские камни от простых булыжников? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Дети выбирают, рассматривают, делятся своими впечатлениями. Воспитатель при необходимости корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами.

Воспитатель : Какие они? Какой формы?

Какая у них поверхность? Какие края?

Ответы детей : Камни гладкие , (разной формы – овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета и т. д.)

Воспитатель : Да, гладкими их сделало море, морские волны. Камни в море бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка.

Воспитатель : А теперь я приглашаю вас в следующую лабораторию.

Дети подходят к столу и становятся вокруг него.

Воспитатель : Теперь мы ученые – экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями . Возьмите камень в руку и сожмите крепко – крепко. Изменил он форму?

Ответы детей : Нет.

Воспитатель : Верно, нет. Почему?

Ответы детей : Он твердый.

Воспитатель : Теперь сожмите крепко в руке деревянный кусочек . Изменил он форму?

Дети : Нет.

Воспитатель : Как вы думаете, камень тверже дерева ? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево . Что получилось?

Ответы детей : Гвоздь вошел в дерево .

Воспитатель : А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но ну что, смогла я забить гвоздь в камень? А как вел себя камень?

Ответы детей : Забить гвоздь не получилось. Камень остался целым.

Воспитатель : Какой можно сделать вывод?

Ответы детей : Камень тверже дерева .

Воспитатель : Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камня и дерева (камень и дерево нельзя сжать в руке; дерево мягче , чем камень.)

« Волшебный мир камня и дерева »

Опыт №2

Цель :

Развивать интерес к камням и дереву , умение обследовать их новые для детей свойства (тонет- не тонет в воде, цвет.) Развивать познавательные способности, связную речь и логическое мышление.

Оборудование : камни и деревянные брусочки , сосуды с водой, салфетки тряпочные и бумажные, письмо.

Ход экспериментальной деятельности :

Воспитатель : Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? (Ответы.) Верно, по адресу. Значит письмо предназначено нам. (Читает письмо.) «Здравствуйте дети! Пишут вам три поросенка. Помогите узнать, из какого материала (камня или дерева ) нам лучше построить плот, чтобы лучше и быстрее переплывать через реку от злого волка.»

Воспитатель : Давайте поможем поросятам!

Дети садятся за столы. Сейчас мы с вами узнаем как камень и дерево будут вести себя в воде. Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду . Что с ним произойдет?

Ответы детей : Дерево плавает .

Воспитатель : Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним?

Ответы детей : Камень тонет.

Воспитатель : Почему (Ответы.) Камень тяжелее воды. А почему дерево плавает (Ответы.) Оно легче воды.

Воспитатель : Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его из воды. Какой он?

Ответы детей : Мокрый.

Воспитатель : Сравните с камнем , который лежит на салфетке. Чем они отличаются?

Ответы детей : Цветом.

Воспитатель : Да, цветом. Мокрый камень темнее сухого. Ребята, мы с вами провели два опыта , какой ответ мы дадим трем поросятам? Что нового мы узнали о камнях и дереве .

Ответы детей : Поросятам нужно строить плот из дерева , так как оно не тонет в воде. Мокрый и сухой камень отличаются по цвету.

Воспитатель : Молодцы! Мы с вами узнали еще о новых свойствах дерева и камня , помогли поросятам. Нас с вами ждут еще новые и новые открытия!

Стихе У. Алексеева :

Я иду по берегу,

Плещется волна,

А сквозь воду камушки

Мне видны со дна.

Вдруг блеснуло золото-

Это только миг.

Наклониться хочется

К каждому из них.

Разглядеть получше

Я их захочу,

Вытащу на сушу,

На солнце разложу.

Что случилось с ними?

Белый сероват,

Красный стал

Коричневым,

Камни не блестят .

Камушки волшебными

Кажутся в воде,

А сухие камушки

Не видны нигде.

Тема: «Волшебный мир камня»

Цель: обучить педагогов приемам проведения элементарных опытов с детьми дошкольного возраста по теме «Неживая природа. Камни».

Выбор участников: Уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе приглашаются педагоги, которые по гороскопу являются овном, близнецом, раком, рыбами, водолеем, скорпионом, (по одному человеку на знак зодиака). Этот выбор не случаен, об этом вы узнаете в конце нашей встречи.

Индуктор.

К нам в гости пришел Гном, почему именно Гном сегодня у нас в гостях? Каким образом это связано с темой мастер-класса? Обратите внимание на слайд (варианты).

Я принимаю все ваши ответы.

Согласно старинным приданиям в горных пещерах живут сказочные гномы, они очень любят морковь. Когда-то люди верили: если вечером оставить ее в лесу, то на утро в этом месте обнаружишь драгоценный камень. Гномы подземные обитатели, всегда боялись человека. Они прятали свои клады и выходили на поверхность земли только ночью, забирали морковку и в благодарность оставляли какой–нибудь ценный камень из своих запасов.

Задание 1.

А нам, какие камни оставили гномы, давайте посмотрим? Это драгоценные камни? Какие? Кто знает?

Опыт№1

Каждому предлагается по 2 камня.

Как вы считаете, из чего состоят камни? (варианты)

Давайте проверим.

- Постучим камушками друг о друга. От них отталкиваются маленькие кусочки, песчинки. Значит, из чего состоит камень? (песка, глины, земли, растений).

Ваши предположения подтвердились.

Таким же образом мы с детьми проводим исследовательские действия и узнаем, из чего состоят камни.

Задание №2

Как вы считаете, камни бывают одинаковые? Чем они отличаются?

Могут ли быть камни разноцветными?

Хотите узнать, почему камни бывают разноцветными? (варианты ответов)

Опыт №2: предлагается три кусочка пластилина разного цвета. Из них нужно скатать шарики и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Рассказываем: «Проходило, время… миллионы лет… каменные пласты давили, друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»

С помощью стеки разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы. Найдите на подносе камни, которые образовались подобным образом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Задание №3.

Игра «Найди свой камень»

Каждый выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, название, трогает его поверхность. Затем все камни перемешиваются, складываются в одну кучу. Задание - найди свой камень с закрытыми глазами.

Такие игры с камнями способствуют формированию представлений об особенностях камней и развивают тактильные ощущение у детей, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

Задание №4.

Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)

Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк? Зарисуйте каждый пиктограммой.

Игра «Гора и камешки»

Стоит гора - старушка

Поднимают руки вверх

До небес макушка

Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

Прикладывают ладошки к щекам и качают головой

И камешки теряет

Встряхивают в воздухе руками

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы

Развести руки в стороны


Название:
Номинация: Детский сад, конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 84
Месторасположение: город Киров, Кировская область

Познавательный проект «Мир камней»

План реализации

Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями
1 этап. Предварительная работа
  1. Совместные (дети, родители и воспитатель) по сбору камней.
  1. Обогащение предметной среды группы активизирующими игровыми и дидактическими материалами.
  2. Накопление информационной базы по теме «Камни»
  3. Подборка детской художественной и научной литературы по теме.
  1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о камнях»
  2. Совместные (дети и родители) прогулки по сбору камней.
2 этап. Практическая часть.
1.Познавательно — речевая деятельность:

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Разгадывание загадок;

Заучивание стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»;

Составление рассказов, где используются камни;

Знакомство с драгоценными камнями;

Беседа с детьми о профессии геолог;

Беседа по книгам:

  1. Краковщикого В. В. «Как подобрать для себя камни – самоцветы» изд. «Адыгея» 1997год;
  2. Совина Л. «Целебная сила камня» изд. «Советская Кубань» г. Краснодар 1995год;
  3. Сребродольский Б. «Мир янтаря» г. Киев 1985 год.

2)Продуктивная деятельность:

Выполнение рисунков по теме;

Выполнение опытов;

Выращивание кристаллов соли;

Изготовление построек из камней.

3)Игровая деятельность:

Дидактические игры «Полезные ископаемые»;

Сюжетно – ролевые игры;

— Игра на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко» и т.д.

1)Изготовление коллекции камней: «Какие разные камни»;

2)Оформление информационного блока по теме «Камни в нашей жизни».

1)Беседа с родителями «Камни в нашей жизни».

2)Встреча с папой Кирилла и Ксюши Топорковых. Рассказ Топоркова Ю. И. об использовании камней в его работе.

3 этап. Результат проектной деятельности.
1)Книга творческих работ «Мир камней» (работа детей и воспитателя подготовительной группы «Фантазеры» 1)Занятие для родителей по теме «Мир камней».

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению камней.

Занятие по поисково – исследовательской деятельности
«Мир камней»

Задачи:

Познавательный аспект:

— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;

— познакомить с перенасыщенностью соли и сахара;

— развивать умение при проведении самостоятельных учебных исследований выделять главные и второстепенные идеи;

— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т.д.) пиктографическим путем (рисунок);

Развивающий аспект:

— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;

— активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, научные сотрудники;

— развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

Воспитательный аспект:

— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

— воспитывать аккуратность;

— культуру общения;

Методы:

— игровые – игра «научная конференция»

— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения.

— практические – проведение опытов, оформление книги, зарисовка.

— наглядные – рассматривание пиктограмм, наблюдение за опытами.

Предварительная работа :

Проведение и зарисовка опытов.

Чтение художественной литературы «Серебряное копытце», « Три поросенка»,

« О чем шепчутся камешки» и т.д.

Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».

Беседа с детьми о профессии геолог.

Беседа о происхождении камней.

— чтение книги А. Членова «Геология в картинках».

Ход занятия:

Воспитатель:

Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории подготовительной группе «Фантазеры». Я старший научный сотрудник, а это мой младшие научные сотрудники:

Представление ребят.

Сегодня каждый из них сделает сообщение по теме «Мир камней».

Дети занимают свои места.

Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара…

Но не уйду я от реки,

Наверно до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один как мамины глаза,

Прозрачно – голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький – другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей

Он в группе есть у нас.

Также интересный конспект по опытно-экспериментальной деятельности:

*Ребята, сколько различных камешков мы с вами находили во время прогулок, когда вы путешествовали вместе с родителями, и у нас с вами получилась целая коллекция камней. Сейчас мы расскажем, друг другу и нашим гостям все, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберем и выпустим групповую книгу «Мир камней».

*По первому вопросу сделает сообщение Кирилл: «Откуда берутся камни?» (сообщение).

Молодей. Первая страница книги готова.

*Все камни разные. Наш сотрудник Мария рассмотрела очень много камней и сейчас с результатами своей работы нас познакомит.

Я рассмотрела много камней, вот какие выводы можно сделать о проделанной работе (выступление).

Молодец. 2страница нашей книги готова.

*Надежда сделает нам сообщение: «Какие по ценности бывают камни».

Спасибо.

*Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, мы ощущаем холод. Интересно, могут камни чувствовать тепло и холод. Об этом нам расскажет Александра (выступление).

*У каждого из вас есть семья, мама, папа, а могут ли быть дети у камней? Поэтому вопросу сделает сообщение Виктория (сообщение).

Спасибо.

*От нашего научного сотрудника, я слышала, что некоторые камни способны шипеть.

Сейчас об этом сделает сообщение Евгения (выступление).

Спасибо.

*Наш научный сотрудник Роман, сделает сообщение, могут ли камни издавать звуки (сообщение).

Спасибо.

Ребята скажите, а могут ли камни растворяться в воде?

Экспериментальная деятельность в лаборатории.

Взять камни, залить водой и размешать. Каков результат опыта? Ответы детей.

У вас на тарелках насыпана соль и сахар. Возьмите лупы, и рассмотрите, из чего состоит соль и сахар.

Ответы детей.

Соль и сахар состоят из кристаллов. Сейчас мы с вами получим эти кристаллы.

Кристаллы соли и сахара залить водой. Они хорошо растворяются, но наступает момент, когда вода уже не может справиться с кристаллами, они в воде больше не растворяются и если оставить их на несколько дней вода испариться и снова образуются кристаллы соли и сахара. Проделав этот опыт, мы может сделать вывод, что некоторые камни в частности соль и сахар растворяются.

*А сейчас подведем итоги нашей работы.

*Мы прослушали много интересных сообщений, рассмотрели зарисовки опытов, в результате у нас получилась книга исследований «Мир камней». Книга будет находиться в нашей группе, и мы с удовольствием поделимся своими знаниями с ребятами из других групп.

*Работа в нашей лаборатории закончилась, я всех благодарю за работу.

Самиздатовская книга .

1 страница

«Откуда берутся камни».

Скалы от солнца нагреваются, а ночью остывают, они то расширяются, то сужаются.

Постепенно в скалах появляются трещины.

В трещины попадает вода, зимой она замерзает.

В результате отдельные куски откалываются и падают на землю.

2 страница

Алгоритм исследования камней

Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета:

Красные, белые, коричневые и т.д.

Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.

По форме камни отличаются друг от друга, они бывают круглые, овальные и т.д.

Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.

Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим.

В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.

Если мы камни потрогаем, то они могут быть как твердые, так и мягкие, а если мы их погладим, то можем ощутить, что камни бывают гладкие, шероховатые и т.д.

Какой же вывод можно сделать «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».

3 страница

Все камни делятся на несколько групп:

— драгоценные – алмазы, золото, жемчуг и т.д.

— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т.д.

И пустая порода, так называют их геологи.

Из золота делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.

Из полудрагоценных камней делают также женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.

Пустая порода используется в повседневной жизни.

Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.

4 страница

Камни не могут чувствовать тепло и холод, они не живые, но солнцем днем камни нагреваются, и если мы потрогаем камень в солнечный день, то ощутим тепло, а ночью камень холодный – он остыл.

Тоже произойдет, если камень опустить в горячую и холодную воду.

В горячей воде камень нагревается, в голодной – остывает.

5 страница

Камни не являются живыми существами. Это существа инертные (безжизненные).

Камни могут превращаться в другие материалы, разбиваться, но размножаться не могут.

6 страница

Если взять кусочек мела и капнуть на него лимонным соком, что же у нас произойдет.

Камень начнет шипеть и злиться, ему не нравиться лимонный сок.

Значит можно сделать вывод, что камни умеют шипеть.

7 страница

Если мы поднесем камень к уху, то ничего не услышим, но если бросим камень и он удариться обо, что – то твердое мы услышим звук.

В горах иногда слышится шум, когда начинаются сыпаться камни, и это явление называется – камнепад.

8 страница

Опыты с водой.

Если взять тазик бросить туда тяжелый камень, от воды полетят брызги, по воде пойдут круги, камень окажется на дне.

Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Камни. Необычное в обычном.

Выполнил: Колесников Семён,

ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»

Руководитель: Гончаренко Л.М.

2013

Содержание

I. Введение

II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»

1. Анкетирование

2.Как на Земле появились камни?

3. Истории камней

IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»

V. Выводы

VI. Список литературы

Выбор темы исследования. Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.

Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?

Как они называются? Зачем нужны камни?

На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.

Цель исследования. Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.

Задачи исследования.

    Найти и изучить литературу по данной теме.

    Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.

    Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

    Собрать коллекцию камней, которые использует человек.

Гипотеза исследования. Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    анкетирование;
    наблюдение;

    сравнение,

    обобщение.

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие

19 человек. Возраст - 8 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

6 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

2 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

9 чел.

10 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

8 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

16 чел.

3 чел.

Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.

Что такое «камень»?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.

В словаре я нашел значение слова «камень».

«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.

Как на Земле появились камни?

Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.

Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.
Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Истории камней.

Камень первый: каменный уголь.

Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.

Откуда он взялся?

Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.

При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.

Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.

Камень второй: известняк.

Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.

Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.

Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.

В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями). Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).

Камень третий: мрамор.

А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.

Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.

В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно - одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.

У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.

Практическая часть . Моя коллекция «Мир камня».

С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.

Сообщение

Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Актуальность проблемы.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы - камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни - это интересно».

Задачи проекта:

  • формировать у детей подготовительного дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;
  • формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами;
  • познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён;
  • воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников;
  • способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • дети могут называть свойства камней;
  • дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;
  • ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека;
  • дети могут находить сходства и различия у камней;
  • дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал;
  • оформление тематического альбома «Мир камней»;
  • создание коллекции камней.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни - это интересно»;
  • рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.);
  • знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»;
  • разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала»;
  • просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история»;
  • рисование изделий, предметов из камня.

Сотрудничество с семьёй:

  • составление тематического альбома «Мир камней»;
  • творческий замысел своими руками «Превращение камешка»;
  • оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней»;
  • подбор художественной литературы и мултфильмов.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков по произведению П. Бажова: «Малахитовая шкатулка».

Продукт проектной деятельности: рассказ о камнях с использованием иллюстраций и тематического альбома «Мир камней», оформление в группе «Коллекции камней», творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям П.Бажова.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Результаты

Форма регистрации
результата

1. Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».

Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.

Конспект занятия «Камни».

2. Выставка детских творческих работ по произведениям П.Бажова

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка детских творческих работ.

3. Творческая мастерская «Превращение камешка»

Создание художественных образов на основе природных форм

Выставка творческих работ.

4. Совместная деятельность детей и родителей - подборка информации и оформление страничек для составления альбома «Мир камня».

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Оформление странички для альбома «Мир камня»

Занятие «В гостях у хозяйки Медной горы»

Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней.

Задачи:

  • уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине);
  • познакомить со способами использования камня человеком (в строительстве, скульптуре, в создании украшений);
  • расширять представления о профессиях людей, работающих с камнем;
  • познакомить детей с тем, где и как добывают камень, какие инструменты используются для его обработки;
  • развивать разговорную речь детей, расширять активный словарь;
  • воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты;
  • учить самостоятельно делать выводы, строить умозаключения;
  • побуждать детей к самовыражению в рисунке, развивать фантазию и творческое воображение;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хозяйка медной горы».

Подготовка к занятию.

Материалы для опытов:

4 прозрачных сосуда с водой, деревянные палочки;
- 4 подноса, на которых - разные по цвету, форме и величине камни; кусочки пенопласта, пластилина, сухой глины, древесины, мела, мыла, сахара;
- деревянный брусок, камень, молоток, 2 гвоздя.

Иллюстративный материал. Фотографии скульптур малых форм, изображающих людей и животных; архитектурных сооружений; станций московского метро; Японского сада камней; фотографии гор; каменных месторождений; фотографии или иллюстрации с изображением инструментов для обработки камня.

Выставка изделий из камня: коллекция минералов, ювелирные изделия, скульптуры малых форм, шкатулки, часы, картины, посуда, шахматы.
На отдельном столе для рисования: клеенки, бумага формата А3 и А4, цветные карандаши, сангина, уголь, акварель, гуашь, кисти разного размера, стаканчики с водой, тряпочки, палитра.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, недавно мы с вами читали сказ Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». А сегодня к нам в гости пожаловала сама Хозяйка медной горы.

Входит взрослый в костюме Хозяйки Медной горы .

Хозяйка медной горы . Здравствуйте! Узнала я, что в этом детском саду дети много знают о природе, любят ее, берегут, хорошо разбираются в моем мире - мире камней. Что-то не верится мне, что вы так уж хорошо знаете, что такое камень; какими свойствами обладает.
Воспитатель . Да, наши ребята очень хорошо знают все это. Да ты, Хозяюшка, не сомневайся, а проверь лучше!

Хозяйка Медной горы предлагает детям разделиться на 4 команды и подойти к столам, на которых стоят сосуды с водой, палочки; раздает каждой команде по подносу с предметами.

Хозяйка Медной горы . А сейчас, ребята, возьмите с подноса по одному предмету, рассмотрите, ощупайте, понюхайте, взвесьте в руке (тяжелый предмет или легкий) и попробуйте определить, что это такое. А поможет вам в этом вода: опустите свой предмет в воду и размешайте ее деревянной палочкой. Посмотрите, тонет он или плавает на поверхности, растворяется, рассыпается, окрашивает воду и т.д. Сделайте вывод: все ли предметы являются камнями.

Дети проводят опыт, а Хозяйка Медной горы наблюдает за действиями детей, помогает советами, задает вопросы. В заключение спрашивает, что же за предметы были у них на подносах; помогает детям уточнить их свойства. Дети с ее помощью делают вывод: камни разнообразны по форме, величине, цвету; они твердые, не рассыпаются, не растворяются вводе, тяжелые - поэтому тонут в воде.

Хозяйка Медной горы . Да, действительно, все вы смогли определить среди большого количества разнообразных предметов камни. Они и с в самом деле очень твердые. А хотите увидеть, насколько камень тверже дерева?

Хозяйка Медной горы берет брусок и забивает в него гвоздь.

Хозяйка Медной горы. Смотрите, дерево хоть и твердое, но я могу легко забить в него гвоздь. А теперь попробую забить гвоздь вот в этот камень. Как вы думаете, у меня получится? (забивает). Что же произошло? Гвоздь металлический, твердый, но он согнулся при ударе о камень.

Ребята, мы с вами убедились, что камень очень твердый, прочный. Как вы думаете, как люди используют в своей жизни это свойство камня? (Строят здания, крепости, дороги). Например, Москва раньше была построена из камня (Москва Белокаменная). Еще люди делают скульптуру из камня. Скульптура изображает иногда человека, иногда животных (показ иллюстраций).
- Для чего люди создают скульптуру? Скульптура, как и другие древние каменные строения помогают нам совершить путешествие во времени, позволяют заглянуть в прошлое. Они настолько прочные, что сохраняются веками, благодаря чему мы видим и знаем, как жили люди много столетий назад: в каких зданиях они жили, как выглядели, какая у них была одежда, прически.
- А если мы с вами спустимся в метрополитен, что мы увидим? Станции Московского метро украшены камнем: арки, своды, полы и колонны, скульптуры, мозаики. Московское метро - самое красивое в мире.
- А в Японии ландшафтные дизайнеры создают прекрасные композиции - Сады камней (показ фотографий). В них камни разной формы, величины, цвета. Их располагают в садах, на газонах. Как вы думаете, для чего японцы создают такие сады? Они считают, что в Саду камней можно хорошо расслабиться, отдохнуть, поразмышлять, подумать, пофантазировать. Ведь сад выглядит все время по-разному - утром, днем или вечером, в солнечную и пасмурную погоду.
- Камни очень разнообразные. Они не только твердые и прочные, но еще и очень красивые. Приглашаю вас, ребята на выставку изделий из камня, посмотрите, что люди делают из этого материала. Чтобы создать такие красивые вещи, приходится потрудиться очень многим людям. Рождается камень в недрах земли; огромные богатства хранят в себе горы - это настоящая сокровищница планеты. В России это Уральские горы (показ фотографий). Добывают камни на специальных месторождениях, и сейчас для этого используется специальная техника.
С камнем работают люди разных профессий, давайте назовем их вместе: геологи, скульпторы, ландшафтные дизайнеры, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики. Существуют даже такие врачи - натуропаты - они тоже работают с камнем. Используя драгоценные камни разных цветов они лечат многие заболевания.
Многие поэты и писатели воспевали красоту камня. Кто может назвать таких авторов? А как много пословиц и поговорок о камне:
- Как вы думаете, что означает пословица «Вода камень точит»?
- А про какого человека говорят «У него каменное сердце»?
- А в каких случаях говорят «Застыл с каменным лицом»?
- Вот мы с вами, ребята, и выяснили, как люди используют камень в своей жизни. А теперь предлагаю вам поиграть:

С другом мы гулять пойдем, - встают парами, шагают на месте
Речку - каменку найдем.
Речка весело журчит -
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем - шагают на месте
По мосточку перейдем.
Мостик каменный стоит, - пальцы рук соединены перед грудью
Речка весело журчит. - руки вперед, движение «волна»
Из камней построен дом, - движение «кулачок об кулачок»
Мы с тобой в него войдем. - руки над головой в форме «крыши»
Домик прочный из камней,
Всегда открыт для друзей! - руки в стороны ладонями вперед

Хозяйка Медной горы. Слышала я, ребята, что вы очень хорошо рисуете. А помните, как Данила-мастер долго-долго не мог создать каменный цветок? Мне очень интересно, как вы себе представляете каменный цветок. Давайте пофантазируем! Пусть каждый из вас придумает свой каменный цветок и нарисует его любым из предложенных здесь материалов.

Дети выбирают бумагу и материалы, рассаживаются за столы, рисуют. После окончания работы все вместе организуют выставку, любуются рисунками.

Хозяйка Медной горы . Ребята, вы сегодня меня удивили! Какие у всех получились красивые, разные цветы! Прощайте, ребята, мне пора! А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня - посетите музей камня в Москве. А еще - почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства.