Педагогическая статья "Социальные акции в работе педагогов дошкольного образования."
социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" Рожкова Маргарита Григорьевнаназначение: рекомендована для воспитателей ДОУ, педагогов дошкольного и дополнительного образования.
Статья:
В настоящее время широко используется в процессе работы педагогов различные социальные акции. Социальные акции-это такие запланированные социальные действия,которые направлены на достижение поставленных целей. С помощью социальных акций формируется основа отношения детей к социальной стороне жизни. Наиболее это актуально сейчас, когда социальное развитие рассмотрено,как компонент дошкольного образования. Реализация социальной акции должна идти по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.
Для того чтобы провести акцию надо понять ее составляющие. Каждая акция должна включать в себя три составляющих этапа: мотивация, планирование социальных действий и заключительный этап.
Очень важна мотивация на начальном этапе проведения акции. Дети и родители должны осознавать свою позиции относительно темы акции, знать ее значимость и актуальность.
По длительности акция может быть однодневная,а может и проходить на протяжении всего года.
Каждая социальная акция должна содержать свои агитационные материалы. Это могут быть плакаты, листовки. Так же в рамках определенных акций возможно проведение коллективных творческих мероприятий,таких как театрализация, концерты, постановки.
Главная черта каждой акции - это ее системность и последовательность. И это является первым принципом проведения социальных акций.
Второй принцип: это согласованные действия с администраций,родителями и пр. общественностью.
Важно оформить мероприятие документировано, особенно если оно связано с выходом детей за пределы дошкольного учреждения.
Третий принцип: соблюдение безопасности. Любые действия в рамках акции должны быть проведены с соблюдением здоровьеохранных мероприятий и не нести угрозу психическому или физическому здоровью участников акции.
Каждая акция включает в себя:
-участников
- цели
-задачи,вытекающие из цели
- объект, то на что акция направлена
После проведения акции подводятся ее итоги, анализируется ее процесс и дальнейшие перспективы.
Опыт проведения социальных акций показывает, что такие акции прекрасно справляются с целями нравственного воспитания.
Так же можно рекомендовать в работе с детьми дошкольного возраста использовать при проведении акции дополнительные красочные атрибуты, такие как воздушные шары, запускание воздушного змея, ряжение и прочие яркие элементы.
Распространенные темы наших социальных акций:
-экологическая направленность, патриотическая направленность, социально-нравственная направленность.
- "Не оставим без дворца не синицу не скворца"
- "Вернисаж"
- "Мемориал"
Когда начинается новый учебный год, перед нами, администрацией ДОУ, стоят такие задачи, как сплочение коллектива на основе решения общих задач и принципов, стимулирование творческого поиска, создание благоприятной творческой среды не только с педагогами, но и с родителями дошкольников для решения одной общей задачи-воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Что же для этого необходимо? Конечно же, система взаимоотношений и общения, которая формируется в процессе деятельности. Наиболее существенную роль играет такой тип взаимодействия, при котором активизируется творческая деятельность человека (педагога, ребенка, родителя). Одной из интересных форм работы в нашем детском саду является планирование и проведение тематических акций.
Алгоритм подготовки к созданию и проведению тематических акций: определение целей и задач; формирование творческой группы; отбор литературы; составление плана акции, посещение открытых просмотров по данной теме (занятий, КВН, музыкальных, физкультурных, литературных досугов и т.д.); взаимодействие с родителями дошкольников (консультации, беседы, анкеты); обсуждение о проведении акций на совещании; итоговый приказ по поощрению педагогов.
Для детей были организованы серии занятий: “Забота о глазах”, “Уход за ушами”, “Уход за зубами”, “Полезная и вредная пища”, “Как сделать сон полезным”, “Ваше настроение”, “Вредные привычки”, “Твоя осанка”, “Если хочешь быть здоров - закаляйся” и т.д.
Воспитатели при помощи дидактического пособия-плаща “Мой организм”, уточнили знания детей о названиях и местоположениях разных органов чувств и частей тела у человека.
Следующий этап - овладение способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела. Здесь на помощь детям пришли “Советы Мойдодыра”. Дети нарисовали наших друзей - воду, мыло, одушевляя эти предметы и врагов - грязь, опасные предметы. Был проведен конкурс плакатов “Скажем вредным привычкам - нет!”. В нем принимали участие и дети и родители. Родители с детьми предоставили замечательно художественно оформленные работы: “Мы против этого”; “Выбирай”; “Земля наш дом - береги его”.
В течение месяца дети вместе с воспитателями, а дома вместе с родителями, проводили опыты:
“Превращение пищи в нас”, “Как определить жирная ли пища?”, “Давайте попрыгаем и услышим свое сердце”, “Надуй шар” и т.д.
В детский сад был приглашен специалист из детской поликлиники. Она рассказала не только детям, но и родителям “ Как беречь зрение”.
Интересно прошли практические занятия с участием медсестры детского сада. Она научила оказывать первую помощь: обрабатывать ранку, смазывать ссадину . Вместе с детьми (санитарами) был проведен рейд “Твое здоровье”. Каждый день медсестра отмечала состояния здоровья детей и сотрудников, а дети проверяли соблюдение гигиенических навыков.
Было проведено общее родительское собрание “Охрана жизни и здоровье детей в ДОУ”, где рассматривались вопросы “Организация оздоровительно - профилактической работы в ДОУ”. “Организация рационального питания”, выступление специалиста из детской поликлиники на тему “Диспансеризация детей”.
Педагогический совет-практикум “Направление активной деятельности дошкольников на осознание, сохранение и укрепление своего здоровья”, на котором рассматривалась роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей, роль движений в общем развитии ребенка, обсуждалась, какой должна быть система физического воспитания в ДОУ.
Инструктор физкультуры организовала физкультурный досуг “Папа, Мама, Я - спортивная семья” на приз деда Мороза с участием детей и родителей подготовительной группы. Дед Мороз вручил подарки – елочные украшения, клюшки и мячи. Между командой сотрудников ДОУ и детьми старших групп прошло не менее увлекательное спортивное состязание, где победила дружба. С детьми подготовительной группы для родителей было показано занятие в нетрадиционной форме “ Подвижные игры”. По окончанию проведения акции были разработаны вместе с детьми “Правила для здорового образа жизни”. Их оформили рисунками, аппликацией и повесили в групповой комнате. Если кто-то не выполнял эти правила, дети ему напоминали.
2. Акция “Милосердие” была приурочена ко дню инвалидов с целью сочувственно - доброго отношения к людям инвалидам. Эта часть работы носит ярко выраженный нравственный характер.
В детский сад была приглашен специалист социальной реабилитации инвалидов. Она вместе с педагогом провела занятия “Почему инвалидом тяжело жить”. На доступном дошкольному возрасту уровне было рассказано о людях с ограниченными возможностями, что вызвало у детей сочувствие - переживание (“как ему плохо”, и сочувствие – действие “ему плохо, я помогу”).
Детям было предложено участвовать в концерте посвященному “Дню инвалидов”; изготовить поделки-игрушки для детей с ограниченными возможностями. Вместе с детьми были просмотрены телепередачи по центральному и региональным каналам о том, как люди научились жить без зрения, слуха, конечностей, что это требует больших усилий воли. У детей в ходе этой двухдневной акции начинались формироваться не только сочувствие, но и уважение к силе духа Человека и действие “ Я всегда помогу инвалиду”. Была проведена беседа-опрос: “Я вырасту. Чем смогу помочь инвалиду?”. Рассказы детей были искренние, добрые, участливые и немного фантастические.
3. При проведении акции “Люблю тебя, мой край родной” мы поставили цель-воспитание любви к родному краю, к его истории, приобщение к культуре и традициям Ямала, любви и уважения к мужественному, сильному народу коренной национальности (ненцам, хантам, селькупам) и гордости за людей, кто осваивает недра Ямала (газ, нефть).
В течении года намечен ряд экскурсий по городу, в музеи и Выставочный центр с детьми. А при проведении акций в течении месяца дети вместе с родителями участвовали в таких мероприятиях, как: рисование портрета мальчика “Ямальчика” в красивой национальной одежде, знакомство с орнаментами народов Севера - ненцев и хантов. Самый лучший портрет был отправлен в Колпино, в детский сад №59 (г.Санкт-Петербург, с которым дети старшей группы ведут переписку).
Провели конкурс чтецов “Ямальские поэты – детям”. Дети познакомились с произведениями местных писателей и поэтов. Были организованы встречи с писателем Ю.Афанасьевым и поэтессой Г.Усевич. Последняя, присутствовала на конкурсе чтецов.
Богата литература Ямала сказками и сказаниями. По произведениям народных сказок были показаны спектакли “Лисичка, птица и ворон” силами всего педагогического коллектива. Костюмы и декорации готовили с помощью родителей и детей. Дети многое узнали о животном мире Ямала, о повадках северных животных и птиц. По произведениям Ю.Афанасьева был снят видиосюжет с участием детей подготовительной группы и показан в телепередаче “На золотом крыльце …”.
Детям и родителям было дано творческое задание: ответить на вопросы и принести фотографии, где родители и дети запечатлены возле памятников истории, архитектуры или культуры.
Творческое задание детям: “Наш юный друг. Гордись, что ты живешь на Ямале, в городе Салехарде. Ему исполнилось 408 лет.
Ответь, пожалуйста, на вопросы вместе с мамой или папой:
– В честь кого тебя назвали?
– На какой улице ты живешь?
– А знаешь ли ты, в честь кого или почему эту улицу так называют?
– Какие достопримечательности находятся на твоей улице?
– Что и кто изображен на фотографии, которую ты принес?
– Спасибо тебе!”
Были просмотрены видиофильмы: “Стерх - редкая птица”, “Мы покоряем Ямал”, “Изватас” (о народах Ямала) и т. д. Проведена творческая выставка рисунков детей и родителей “Мой родной Ямал”
Завершилась акция большим музыкально-спортивным представлением “Зов тундры ”, где дети побывали в роли охотников и рыбаков, играя в национальные игры и исполняя песни и танцы народов Ямала.
В ходе акции дети пополнили свои знания о родном крае через интеллектуальную и творческую деятельность. После акции дети свои знания воплощали в играх “Охотники”, “Мы работаем на буровой”, “Построим чум” и т. д.
4. Акция “Патриот” была проведена в феврале с целью формирования патриотических чувств у детей, воспитания уважения к ветеранам войны, солдатам, защищающим наши рубежи, принятия активного участия с родителями и сотрудниками детского сада в городской акции “Посылка солдату”. Педагоги провели цикл занятий: “Служба солдат в дореволюционной России”, “О подвигах воинов в гражданскую войну”, “Как советские люди защищали свою Родину от фашистов”, “Защитники Отечества”, “Как служат на заставе” и т.д.
В ходе бесед при чтении художественной литературы дети “проследили” историю нашей Армии.
Была проведена большая фотовыставка “Защитники Отечества”. Дети и их родители приносили в детский сад фотографии, где были запечатлены родственники (отцы, дедушки, дяди, братья и даже бабушки). Дети узнавали, какое время изображено на снимке, рода войск, звание, рассказывая друг другу, они закрепляли полученный материал на занятиях.
В двух группах были оформлены уголки - мини-музеи “О пограничниках”, “Наши защитники” . Дети ходили друг к другу в гости, и “хозяева” рассказывали об экспонатах (литературе, бинокле, служебных собаках, фуражке, бескозырке, и др. вещах. Прошли очень интересно встречи с дедушкой- участником Отечественной войны, с выпускником детского сада - участником боевых действий в Чечне. В день защитников Отечества было проведено музыкально-спортивное развлечение: “На защите Отечества”. Дети и их родители принимали участие в выставке творческих рисунков “Наши защитники”. В заключении все сотрудники детского сада, дети, их родители принимали участие в городской акции “Посылка солдату”. Посылка была направлена в воинскую часть города Воркута. В посылку дети вложили бывшему выпускнику детского сада мягкую игрушку и письмо. В городской газете “Полярный круг” было напечатана благодарность детям за участие в акции. Дети с гордостью восприняли это сообщение и были рады, что они были участниками этой большой акции.
С планом работы тематических акций мы знакомим родителей на страницах газеты детского сада “Очаг” (очень актуальная газета), выносим благодарность за активное участие в совместной работе. Темы акций нам предлагает сама жизнь. В настоящее время мы готовимся к проведению акции: “Внимание - дорога!”, где консультантом и его активным участником в составлении и проведении этой акции будет родитель нашего воспитанника – работник ГАИ.
В весенний период пройдет акция “Защити себя сам”. Дети узнают способы защиты и правила проведения в опасной обстановке, умения правильно принимать решения во избежание тяжелых последствий.
Летом проведем акцию “Зеленая аптека”. Цель акции: познакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в нашем крае (тундра), с целебными свойствами и применении в различных областях в медицине, кулинарии и т.д.
Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.
Екатерина Окулова
Организация акций в дошкольном учреждении
Взаимодействия педагога-психолога с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые он использует в своей работе. Чем оригинальней они и интересней, тем большее количество мам и пап вовлекается в сотрудничество, тем выше доверие к ДОУ. Одну из таких форм работы, которая позволит объединить всех участников воспитательно- образовательного процесса, предлагаем занести в свою профессиональную
Организация и проведение акций в дошкольном учреждении
Современному детскому саду непременно нужно налаживать взаимодействие с семьей, равно как и искать новые формы такого взаимодействия. Одна из них - акции . Они отлично подходят как дополнение к индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей, консультативной деятельности, привнося «лучик света» в бесконечную череду будней.
Практическая значимость акции как новой формы работы
Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушении в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями.
Акция (лат. - actio) - действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Далеко не каждый родитель способен выделить время на посещение тренинга, особенно если он предполагает несколько встреч по 1,5-2 часа. Родительские собрания, круглые столы формальны, зачастую неинтересны, и большинство родителей стараются их избегать, ссылаясь на загруженность на работе и прочие дела. Акция же , в зависимости от цели, позволяет охватить как всех родителей одной группы, так и детского сада в целом. Это объясняется тем, что акции «отнимают» у родителей совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия. При том, что акция - групповой метод работы, она имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека : ребенка, родителя, педагога.
Акция несет в себе большой коррекционный потенциал. Поглощенность мам и пап бесконечными бытовыми делами и материальными проблемами, а также их собственные психологические трудности мешают им понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть. Акция способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким людям, а детям - получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность (акции «Дом счастливого ребенка» , «Мамина колыбельная» , «Елочка желаний» , «Письмо маме» и другие).
Для воспитателей, особенно неопытных молодых педагогов, акции - хорошее средство найти общий язык с родителями. При небольшой предварительной подготовке, помощи детей (они сами изготавливают часть атрибутов на занятиях по изобразительной деятельности - «Кораблики Мечты» , «Цветы для мамы» , елочные украшения для «Елочки желаний» и т. д., логопеда, тифлопедагогов (проводят опросы, игры) получается результат, который не может не заинтересовать всех участников акции . Для опытных педагогов акции - безграничное поле для творческого поиска и самовыражения.
Акции организацию времени (некоторые из них включают 1-2 мероприятия - беседу, опрос, игру, тогда как длительность их может составлять от 1 дня (кратковременные акции - «Солнце семейных традиций» , «Елочка желаний» , «Дом счастливого ребенка» ) до 1 месяца. Они действуют по методу погружения, ненавязчиво «сопровождают» детей, родителей и педагогов.
Акции экономичны в плане затрачиваемого на их организацию времени . Длительность их может составлять от 1 дня до 1 месяца.
Общее интересное дело наполняет энергией, сплачивает, дает вдохновение на то, чтобы что-то изменить, улучшить и преобразовать.
Оригинальные приемы поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Так, для оповещения родителей о начале акции и приглашения к сотрудничеству можно использовать яркие
красочные «объявления-завлекалочки» , изготавливаемые и распространяемые детьми специальные агитационные пригласительные буклеты, памятки. Поделки, олицетворяющие пожелания и мечты детей, да и возможность собственного участия (например, в акциях «Ма-мина колыбельная» , «Солнце семейных традиций» , «Дом счастливого ребенка» ) привлекают внимание мам и пап не только к творчеству своего ребенка, но и к работам других детей и родителей, исподволь заставляют их задумываться об отношениях в семье. А общее инте-ресное дело наполняет энергией, сплачивает, дает вдохновение на то, чтобы что-то изменить, улучшить и преобразовать.
Тематика и содержание акций
Акции можно запланировать при составлении перспективного плана работы педагога-психолога на новый учебный год. При этом учитываются пожелания и возможности воспитателей. Как правило, акции приурочивают к какому-либо празднику (8 Марта, Новый год, День защиты детей выпускной вечер в детском саду) . В эту работу активно включаются педагоги. Не скованные чужими инициативами, они определяют проблемы, предлагают решения и реализуют свои идеи вместе с детьми и их родителями.
Алгоритм подготовки и проведения акции :
определение целей и задач;
формирование творческой группы;
отбор литературы, подбор методов и форм проведения;
составление плана акции ;
проведение занятий, бесед, опросов, игр, детско-родительских встреч;
обсуждение итогов проведения акции на совещании творческой группы.
Наглядными итогами проведения акций становятся справки , фотоотчеты и, конечно же, продукт творчества детей, родителей и педагогов. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов мам и пап с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению , растет потребность в организации семейного досуга .
Благодаря использованию такой формы работы, как акция , в ДОУ можно создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.
Акция «Солнце семейных традиций»
Акция проводится во время детско-родительской встречи. К ней привлекаются родители одной группы или групп детей одного возраста (например, старших или подготовительных групп) .
Цели :
Укрепление детско-родительских отношений;
Формирование ценностного отношения к близким людям;
Получение позитивной обратной связи от родителей; сплочение семьи.
Формы и методы проведения :
Беседа с детьми и родителями на тему «Семейные традиции» ;
Представление родителями семейных традиций в виде красиво оформленного письменного рассказа;
Оформление стенда.
Подготовительная работа : изготовление эскиза для стенда в виде большого солнца, а также отдельных картонных «солнечных лучиков» .
Длительность : 1 день.
Беседа с родителями :
«У каждой семьи своя "душа", в которой есть и "цветущий райский сад", и "родники живой воды", и "могучие дерева", уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю. Добрые традиции укрепляют, "животворят" семью.
В каждой семье существуют свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели - укреплению внутрисемейных отношений. Особенно это действенно для детей : такие занятия дают им ощущение соучастия, в котором они особенно нуждаются.
Семейные традиции демонстрируют миру уникальность семьи. И ребенок учится гордиться своей семьей - ее атмосферой, особым командным духом, поддержкой и взаимовыручкой. Семейная команда - разновозрастная, ее члены - представители разных по-колений. Соблюдая заведенные в семье правила, ритуалы и традиции, дети учатся у старших взаимодействию и взаимоуважению, заботе и умению доставлять радость друг другу.
Замечательные традиции были в семье Льва Николаевича Толстого. К примеру, вместе с Софьей Николаевной дети вырезали картонные фигурки ("скелетцы", которые вешали на елку и на празднике дарили крестьянским детям.
В семье Марины Цветаевой новогодние подарки разыгрывались в веселой лотерее.
У многих есть замечательная традиция - вырезать снежинки и развешивать их на дверные ручки соседей. Приятный новогодний сюрприз.
В одной семье приняты совместные занятия спортом, в другой - воскресные семейные прогулки. Казалось бы, какая же это семейная традиция? Обычная прогулка выходного дня! Однако дети с нетерпением ждут субботы или воскресенья, чтобы папа, работающий с утра до позднего вечера, провел с ними свободное время.
Пока они всей семьей гуляют по парку, малыши без устали делятся с родителями всем тем интересным, что с ними произошло за неделю. А для маленького человечка любое событие важно, каким бы незначительным ни казалось оно взрослым.
(Перед родителями выставляется эскиз стенда и "солнечные лучики".)
У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, опишите традиции своей семьи на солнечном лучике.
«А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку. Посмотрите, как оно засияло».
Социальные акции
— одно из направлений дошкольников. Основная цель
социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Проводятся подобные мероприятия в рамках образовательной области .
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Социальные акции бывают различной направленности
:
— помощь другим людям
(«Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— экология
(«Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы»);
— окружающий социальный мир
(«Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники
(«Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
В подготовке и проведении социальной акции можно выделить несколько этапов .
Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции педагогу необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
Основной этап
– реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были специальные элементы
в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка, галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки и др.).
Не забывайте о сценарных эффектах
(запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк и др.).
Обязательно привлекайте родителей
к подготовке и проведению любой акции!
Аналитический этап
подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Например, при составлении итогового отчета о проведении социальной акции, педагог анализирует:
— удачные и неудачные моменты ее проведения;
— совпали ли цель акции и её результаты;
— соответствовала ли цели акции форма проведения.
Необходимо определить перспективы акции
: нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в
В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы мы видим в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.
Когда начинается новый учебный год, перед нами, администрацией ДОУ, стоят такие задачи, как сплочение коллектива на основе решения общих задач и принципов, стимулирование творческого поиска, создание благоприятной творческой среды не только с педагогами, но и с родителями дошкольников для решения одной общей задачи-воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Что же для этого необходимо? Конечно же, система взаимоотношений и общения, которая формируется в процессе деятельности. Наиболее существенную роль играет такой тип взаимодействия, при котором активизируется творческая деятельность человека (педагога, ребенка, родителя). Одной из интересных форм работы в нашем детском саду является планирование и проведение тематических акций.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций: определение целей и задач; формирование творческой группы, отбор литературы, составление плана акции, посещение открытых мероприятий по данной теме (занятий, музыкальных, физкультурных развлечений, праздников), взаимодействие с родителями дошкольников (консультации, беседы, анкетирование, тренинги), обсуждение о проведении акций на сайте ДОУ, педагогических совещания; итоговый приказ по поощрению педагогов, детей и родителей.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными целями проводимых нами акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
В результате проведения акций создана благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформированы положительные отношения родителей к учреждению, выросла потребность в организации семейного досуга.
В ходе реализации тематических акций решались следующие задачи семейного воспитания: развитие ребёнка, трудовое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни. Поставленные задачи решались через организацию семейного клуба «Гнездышко», конференций, семейной гостиной, дней открытых дверей, совместных праздников, часов общения.
Традицией нашего детского сада стало проведение различных тематических акций совместно с родителями на различные темы: «Дети – маленькие граждане Югорской земли»; «» «Маленьким детям – большие права» (формирование правовой культуры дошкольников, и родителей), «Мой любимый детский сад» (проекты оформления участков детского сада); «Куклы из бабушкиного сундука» (пошив тряпичной народной куклы); «Письмо пожарному» (создание авторских писем пожаному); «Внимание – дети!» (изготовление и проведение игр по ПДД, детских маршрутов совместно с родителями,) и другие.
Хотелось бы немного поподробнее рассказать о некоторых из них
Чтобы у ребенка сформировать экологическую культуру: любовь к природе, всему живому, умение ухаживать за растениями и животными, чуткость к окружающему миру, сопереживать; в детском саду проводятся экологические акции: «Лесная аптека» - сбор лекарственных трав в сентябре. На протяжении всего лета дети совместно с родителями и педагогами посещают фито огород на территории детского сада, собирают семена и лекарственные растения. Совместно с родителями оформляют гербарии. Результатом становиться выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия», созданная руками детей и родителей.
В детском саду стало уже традицией проводить ежегодно «День журавля», в этой акции принимают участие педагоги, дети, родители. Дети сочиняют стихи. Сказки, совместно с взрослыми делают оригами из бумаги «журавлик» и пускают в небо на воздушных шариках.
Акция «Птичья столовая» - дети совместно с родителями делают кормушки для птиц. Каждая кормушка имеет свое название. Результатом становится фоторепортаж о кормушках на территории детского сада и информация для родителей на сайте ДОУ.
Акция «Живая елочка – зеленая иголочка» проходит в преддверии новогодних праздников, дети с удовольствием совместно с родителями готовят высказывания о елочке. Результатом становятся совместные коллажи о бережном отношении к зеленой ели.
Акция «Чтобы деревья были большими» - посадка деревьев ко дню Земли. Родители и дети с гордостью высаживали деревца, оставляя о себе память. А как приятно было смотреть за родителями, которые приходили в детский сад вечером и поливали посаженные деревья.
Акция «Украсим землю цветами» поделки, оригами из бумаги, созданные совместно с родителям к «Дню земли»
«Майский букет» - посадка цветов ко Дню Победы. Оформление территории детского сада цветами, создание цветников, клумб, альпийских горок.
На протяжении всего летнего периода проводятся однодневные акции: сбор ягод, полив цветов, посадка овощей. Результат все лето дети получают витамины благодаря собственному труду.
Акция «Посылка солдату» проводится в феврале с целью формирования патриотических чувств у детей, воспитания уважения к ветеранам войны, солдатам, защищающим наши рубежи, активно участвуют дети, родители и сотрудниками. В ходе бесед при чтении художественной литературы дети “проследили” историю нашей Армии.
В детском саду оформлен мини-музей «Наши защитники” , где педагоги рассказывают детям об экспонатах. Проходят очень интересно встречи с ветеранами сражений, воинами, уволенными в запас. Проведено музыкально-спортивное развлечение: “Есть такая профессия Родину защищать”. Дети и их родители принимали участие в выставке.
Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.
При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых. Акция - одна из интересных форм работы с детьми старшего возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.Акция маленьким детям-большие права.doc (934 КБ) Приложение 2. Акция внимание-дети!.doc (148.5 КБ) Приложение 3.Экологические акции.docx (531 КБ)