Как называется народная кукла. Народные куклы: виды, история

Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

Традиционная тряпичная кукла

Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Материалы для создания кукол

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Мощная символика русской куклы

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

Почему она долго оставалась безликой?

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

На протяжении веков человек создавал тряпичные куклы обереги своими руками. Такие куклы должны были защищать членов семьи от невзгод и болезней, приносить в дом счастье и достаток, уберегать от нечистой силы. создавали из природных материалов и подручных средств, их берегли, любили, передавали из поколение в поколение.

[ Скрыть ]

Что представляют собой куклы-обереги и какова их функция

Маленькая куколка, сделанная из ткани, ниток, соломы или трав, наряженная в красивую, расшитую одежду, не предназначалась для детской игры. Изготовить куклу-оберег могла только женщина, как продолжательница рода и хранительница очага, мужчины до такого дела не допускались.

Мастерицы старались создать куклу без использования острых предметов - ножниц, ножей или иголок (иглы допускались при вышивании кукольной одежды). Ещё одно важное условие — кукла не должна иметь лица, чтобы злые духи не вселились в неё через глаза.

Такие куклы-обереги помогали в сложных жизненных ситуациях, условно их можно разделить на несколько групп:

  • хранители дома и семейного очага;
  • хранители жизни и здоровья детей и взрослых;
  • хранители беременных и младенцев, помощники в родах;
  • приносящие удачу, благополучие, богатство;
  • покровители ремёсел, торговли, сельскохозяйственных работ, хорошего урожая;
  • хранители воинов и путешественников;
  • защитники от нечистой силы и злых духов;
  • куклы для гаданий.

Славянские

Первые куклы обереги своими руками девочки начинали шить ещё в детстве под руководством матерей и старших сестёр. К моменту выхода замуж девушка уже умела мастерить такие обереги для разных нужд. Будущая невеста также имела в своём сундучке с приданным нескольких кукол для будущего дома, новой семьи. Опыт создания кукол-оберегов передавался по женской линии, от матери к дочери.

Основные славянские куклы обереги и их значение приведены в таблице:

Название Для какого случая делали Как выглядела кукла, какие материалы использовались при создании Значение куклы-оберега
Берегиня Ко дню рождение, к свадьбе, на новоселье Красные нитки и красные лоскутки Помощница женщине в хозяйственных делах, в родах. Хранительница дома от злых духов.
Благодать 7 апреля или на Рождество (в подарок) Дерево берёзы или рябины. Изображалась с поднятыми вверх руками. Приносит в дом благую весть, помощница в воспитании детей.
Десятиручка В подарок на свадьбу, также невеста могла сделать такую куклу на собственную свадьбу Кукла имеет 10 рук, чтобы успевать по всем хозяйственным делам. Помощь молодой хозяйке в многочисленных домашних делах.
Зольная кукла На свадьбу (готовила мать для своей дочери-невесты) Голову куклы делали из смоченной золы. Рук и ног кукла не имела. Часто к зольной кукле приматывали Пеленашку. Символ материнства и благополучия в доме.
Кувадка К рождению ребёнка Очень простая кукла-мотанка, напоминавшая по форме крест. Помогали матери в родах, оберегали женщину и новорождённого младенца.
Подорожница Перед дальней дорогой В мешочек куклы клали щепотку золы из родного очага. Помогала в дорожных тяготах, приносила удачу.
Птица Радость Для встречи весны Кукла украшалась яркими ленточками, перьями, бантиками. Принимала участие в обрядовых праздниках закликания весны.
Утешница Для маленьких детей Набивная кукла-мотанка в виде мягкой, толстой бабы. Куклу давали ребёнку только тогда, когда необходимо было утешить его. Не служила ребёнку игрушкой.

Русские народные

Русские народные куклы тесно связаны с национальными традициями и обрядами. Обрядовые куклы готовились к определённым праздникам, после чего уничтожались или хранились до следующего праздника.

Изготовлялись такие куклы из:

  • ткани;
  • ниток;
  • дерева;
  • глины.

Существуют три основные куклы:

  1. Купавка - готовили куклу в день Летнего солнцестояния из двух жердин, скреплённых в форме креста. На жерди навязывались пучки соломы, получалась кукла в человеческий рост. Куклу наряжали в настоящую женскую одежду - рубаху и сарафан, на рукава привязывали длинные ленточки. В конце праздника Ивана Купалы Купавку отпускали по течению реки.
  2. Кострома (Масленица) - готовили куклу вначале масленичной недели. Так же, как и Купавку, Кострому делали в человеческий рост или даже больше, одевали в женскую одежду. Кострому сжигали в последний день празднования Масленицы.
  3. Пасха (Вербница) - готовили куклу за неделю до Пасхи, накануне Вербного воскресенья. Куклу старались сделать без ножниц и иголок из лоскутков и тряпочек красного цвета. Готовую куклу выставляли к окошку на всеобщее обозрение, а в праздник Пасхи ставили на стол вместе с куличами и крашеными яйцами.

Купавка Кострома (Масленица) Пасха (Вербница)

Правила создания обереговых куколок

При изготовлении кукол-оберегов следует соблюдать правила:

  1. Приступайте к работе в хорошем настроении. Помните, что кукла вбирает в себя часть энергии мастерицы, поэтому не стоит приниматься за куклу в состоянии раздражения, усталости или болезни.
  2. Рядом с мастерицей не должно быть мужчин и подросших мальчиков. Исключением могут быть мальчики раннего возраста, но при этом они не должны отвлекать мастерицу.
  3. Создавайте куклу не на столе, а на своих коленях. Покройтесь платочком, чтобы волосы случайно не попали в куклу.
  4. К кукле нельзя прикасаться острыми предметами (ножницы, ножи, иглы) и клеем. Одежду следует сшить отдельно, а потом надеть на куклу.
  5. Постарайтесь успеть сделать куклу до того, как соберётесь ложиться спать.
  6. Используйте для создания куклы натуральные материалы без красителей. Это могут быть хлопковые и льняные ткани, рогожку, нитки, верёвочки, ленты, солому и т. д.
  7. Готовых кукол нельзя стирать и выбрасывать в мусор. Если от куклы необходимо избавиться, её следует сжечь, закопать в землю, пустить по реке.
  8. Самую первую куколку следует изготовить для себя и оставить в своём доме.

Инструкции по созданию кукол

Мотанка - от слова мотать. Это кукла из лоскутков, все элементы которой приматываются длинной нитью. Нить нельзя отрезать, также нельзя делать узелки, допускается только один узелок в районе пупка. На мотанку обязательно нужно надеть длинную рубашку, юбку и платочек. Лицо нельзя вышивать или прорисовывать, стоит оставить либо чистой кусочек ткани, либо перетянуть лицо нитками крест-накрест.

  • два лоскутка белой ткани 10х10 см;
  • лоскутки цветной ткани;
  • пряжа для волос;
  • катушка красной нити;
  • лента синтепона для головки;
  • ленточки, тесьма, кружева для украшения и отделки куклы.

Пошаговая инструкция:

  1. Белый лоскуток плотной ткани сворачиваем плотно в трубочку. Это будут ножки куклы.
  2. Для башмачков из цветного лоскутка вырезаем два квадрата 5х5 см. Прикладываем каждый квадрат к противоположным концам трубочки и оборачиваем вокруг них. Фиксируем нитками.
  3. Сверните трубочку ровно пополам, отступите от сгиба 2 см и обмотайте нитками.
  4. Накрутите ленту синтепона на отмеченное нитками место сгиба. Это будет головка.
  5. Положите головку в центр белого лоскута, обомните ткань ровно вокруг головки и обмотайте по шейке нитками.
  6. Из правого и левого уголков лоскута сделайте ручки, подворачивая ткань внутрь. Кончики ручек закрепите нитками.
  7. Из переднего и заднего углов лоскута сделайте тельце, подвязав его ниткой.
  8. Пряжу намотайте на книжку подходящей ширины. Чем толще намотка, тем пышнее будет причёска куклы.
  9. Разрежьте намотку с одного конца, а с другого перевяжите кусочком пряжи.
  10. Приложите волосы к голове, распределите ровно и обвяжите по шее ниткой очень плотно. Заплетите косичку.
  11. Замерьте высоту куклы и сшейте ей сарафанчик из цветного лоскутка. Наденьте его на куклу.

Выкраивать и шить одежду для куклы нужно всегда отдельно, чтобы иголки не касались тела куклы.

Посмотрите, как поэтапно сделать куклу мотанку «Счастье» в ролике канала «АллатРа ТВ Днепр».

Метлушка

Кукла Метлушка выметет из дома все ссоры и неурядицы. Такую куклу вешали на кухне, прямо надо входной дверью. Если кукла падала со своего места на пол, считалось, что она выполнила своё предназначение, и нужно сделать новую Метлушку.

Кукла Метлушка

Для изготовления куклы понадобятся:

  • маленький веник (купить или сделать самостоятельно);
  • 2 квадратных лоскута белой ткани (размер зависит от размера веничка);
  • ткань цветная (для сарафана, платочка и фартучка);
  • тесёмка красная;
  • катушка белых ниток;
  • катушка красных ниток;
  • пряжа.

Пошаговая инструкция:

  1. Пряжей обмотайте ручку веничка так, чтобы сформировалась круглая головка.
  2. Оберните белым лоскутком головку и обмотайте белыми нитками.
  3. Сделайте по центру второго белого лоскута прорезь и наденьте на веничек. Сформируйте ручки куклы, закрепив их красными нитками.
  4. Отдельно сшейте цветной сарафанчик и фартучек, наденьте на куклу.
  5. Головку покройте платочком, украсьте тесёмкой. Кукла Метлушка готова.

Создавая головку куклы, старайтесь, чтобы лицо было гладким и ровным, без складок и морщин.

Фотогалерея

На фото можно увидеть, как сделать куклу Метлушку пошагово.

Валдайская кукла Колокольчик

Для изготовления куклы понадобятся:

  • 3 круглых лоскутка диаметром 15, 20 и 22 см (1 красный и 2 разноцветных);
  • 1 белый лоскуток 12х13 см;
  • 1 разноцветный лоскуток для косынки 15х15х21;
  • колокольчик маленький;
  • кусочек ваты или синтепона;
  • красные плотные нитки;
  • красная ленточка.

Пошаговая инструкция:

  1. Скатайте вату или синтепон в комочек, ниткой закрепите на нём колокольчик.
  2. Положите вату с колокольчиком в центр самого большого круглого лоскута.
  3. Оберните ткань вокруг ваты с колокольчиком, формируя головку. Закрепите ниткой.
  4. Второй по размеру лоскутик оберните вокруг первого и также закрепите ниткой.
  5. Таким же образом оберните и закрепите третий лоскут.
  6. Разложите белый прямоугольный кусочек ткани, заверните углы друг к другу.
  7. Приложите лоскут к голове, аккуратно обомните ткань, чтобы на лице куклы она не морщила. Закрепите нитью.
  8. Сформируйте ручки, подгибая длинные концы белой ткани внутрь. Закрепите кончики ручек нитью, отступив немного от края.
  9. Повяжите косыночку. Кукла Колокольчик готова.

Маленькие колокольчики можно купить в рыболовном магазине.

Фотогалерея

Кукла-оберег из льняных ниток

Для изготовления куклы понадобятся:

  • нитки льняные некрашеные;
  • нитки шерстяные красные.

Пошаговая инструкция:

  1. Возьмите плотную книжку или коробку, высотой примерно с ладонь. Намотайте на неё нитки для трёх частей куклы: самую толстую для туловища, в 2 раза тоньше для рук и для косички.
  2. Разрежьте намотки с одной стороны. Должно получиться три пучка ниток.
  3. Для ручек сплетите косичку, закрепите красной ниткой. Разрежьте косичку с другой стороны и также закрепите ниткой.
  4. Отмерьте 1 метр красной нитки. У туловища обозначьте головку, завязав её серединой длинной нитки.
  5. Пучок для косички завяжите с одного конца узлом, протяните его через головку и закрепите на макушке. Сплетите косу, конец завяжите ниткой.
  6. Вставляем в туловище косичку-ручки, закрепляем концами длинной нитки крест-накрест, а затем завязываем на поясе, оставляя поясок.
  7. Повяжите головку куклы ободком из красной нитки. Кукла готова.

Благополучница

Кукла Благополучница - первая помощница для хозяйки, ещё и беду от дома отведёт, а в дом привлечёт достаток и благополучие. Таких кукол дарили на свадьбу и на новоселье.

Кукла Благополучница

Для изготовления куклы понадобятся:

  • белый лоскут 10х10 см (для головы);
  • цветной лоскут 15х5 (для ручек);
  • цветной лоскут круглой формы диаметром 12 см (для юбочки);
  • цветной лоскут треугольной формы, 18 см по длинной стороне (для платочка);
  • тесёмки (для фартучка и пояска);
  • катушка белых ниток;
  • вата для наполнения.

Пошаговая инструкция:

  1. В центр белого лоскутка положите комочек ваты, оберните вокруг неё ткань и обмотайте ниткой. Головка для куклы готова.
  2. Лоскуток для ручек сложите пополам и подогните края внутрь. Должна получиться узкая четырёхслойная полоска материи. Завяжите посередине узелок.
  3. Ручки привяжите нитками к шее куклы, подняв их над головой.
  4. Круглый лоскуток соберите по краю простым швом, чтобы получился мешочек. Внутрь положите монетку и вату.
  5. Вставьте в мешочек головку с ручками. Затяните нитку и дополнительно обмотайте вокруг куклы, чтобы крепче держалось.
  6. Опустите ручки куклы вниз, повяжите ей фартучек, поясок и платочек. Кукла Благополучница готова.

Фотогалерея

Пеленашки

Для изготовления куклы понадобятся:

  • 2 белых лоскутика 20х30 для туловища;
  • разноцветный лоскутик 25х25 для пелёнки;
  • красный лоскутик 10х10 для платочка;
  • красная шерстяная нитка;
  • красивый шнурочек.

Пошаговая инструкция:

  1. Два белых лоскутика положите друг на друга, сверните пополам, потом ещё раз пополам и скатайте в тугой рулончик. Перевяжите рулончик красной ниткой. Это будет туловище куклы.
  2. Красный лоскутик сверните пополам и наденьте как косыночку на туловище.
  3. Лоскут для пелёнки раскладываем на столе. Загибаем один уголок к центру, кладём на пелёнку туловище.
  4. Подворачиваем пелёнку слева, а потом справа.
  5. Подгибаем нижний край пелёнки и поднимаем его вверх.
  6. Перевязываем куклу шнурочком. Кукла Пеленашка готова.

Фотогалерея

Куклы Зайчики

Для изготовления куклы понадобятся:

  • лоскутик цветной ткани 10х20 см;
  • вата или синтепон;
  • красные нитки.

Пошаговая инструкция:

  1. Сложите ткань пополам по короткой стороне лоскутка. Сверните уголком, обмотайте ниткой три раза и завяжите узелок (нитку не обрезайте). Это будут ушки Зайки.
  2. Скатайте плотный шарик из ваты и вставьте его под ушки Зайки. Закройте тканью и обмотайте шейку той же самой ниткой, формируя головку.
  3. Оставшуюся ткань заворачиваем внутрь, подгибаем на 1 см от края и подворачиваем под шейку. Обматываем той же ниткой крест-накрест, формируя лапки. Кукла готова.

Пошаговая схема создания куклы Зайчика

На видео можно посмотреть мастер класс для начинающих по изготовлению куклы «Зайчик». Снято каналом «U-mama. ru».

Неразлучники

Неразлучники - мужчина и женщина, крепко держащиеся за руки - традиционный славянский свадебный талисман. Готовили Неразлучников накануне свадьбы, а во время свадьбы вешали под дугу лошади, везущей молодых. Потом кукла хранилась в молодой семье, оберегая в доме супружескую любовь и верность.

Неразлучники

Для изготовления куклы понадобятся:

  • тонкая ровная палочка примерно 30 см длиной;
  • лоскут белой ткани 15–40 см (для палочки);
  • 2 лоскутка белой ткани 20х40 см (для туловища женщины) и 20х20 см (для туловища мужчины);
  • 2 лоскутка красной ткани 15х30 см (для рубахи женщины) и 15х20 (для рубахи мужчины);
  • лоскутик полосатый или цветной 20х30 см (для штанов);
  • лоскутик разноцветный 20х20 см (для платочка);
  • лоскутик тёмного цвета 10х10 см (для шапки);
  • тесёмки и ленточки;
  • синтепон;
  • красивая ткань для фартучка;
  • катушка толстых красных ниток;
  • проволочка и кусочки кожи для сапожек (можно использовать отрезанные пальчики от старых кожаных перчаток).

Пошаговая инструкция:

  1. Палочку оборачиваем белой тканью и с двух сторон фиксируем ткань ниткой. Это будут ручки куклы.
  2. Белую ткань 20х40 складываем в 4 раза, подворачивая внутрь. Должна получиться узкая длинная полоска. Сворачиваем её пополам, немного отступив, перевязываем красной ниткой, намечая голову. Набиваем голову синтепоном. Туловище для женской фигурки готово.
  3. Прикладываем туловище к руке и фиксируем её ниткой крест-накрест. Аналогичным образом делаем туловище для мужской фигурки — лоскут для штанов складываем в 4 раза, подворачивая ткань внутрь.
  4. Прикладываем штаны к руке и подвязываем ниткой снизу. Из белого лоскута 20х20 делаем голову мужчине точно так же, как делали женщине. Набиваем синтепоном и фиксируем ниткой на руке.
  5. Красные лоскутки складываем пополам и делаем простые выкройки для рубах женщине и мужчине.
  6. Прорезаем отверстие для головы и надеваем на кукол.
  7. Закрепляем рубахи красивыми тесёмками или ленточками. Женщине ещё надеваем фартучек.
  8. В сапожки вставляем проволоку и фиксируем нитками на ногах мужчины.
  9. Головку женщины обвязываем лентой и покрываем платочком. Лоскут для шапки прикладываем к головке мужчины, оборачиваем вокруг и подгибаем внутрь края на затылке. Фиксируем тесьмой или лентой.
  10. Привязываем к Неразлучникам нитку, чтобы можно было повесить. Кукла Неразлучники готова.

Фотогалерея

Крупеничка

Для изготовления куклы понадобятся:

  • холщовая или льняная ткань 20х20 см (для туловища) и 7х20 (для ручек);
  • широкая кружевная лента 10 см (для нижней рубашки);
  • лоскут по ширине кружевной ленты (для верхней рубашки);
  • маленький лоскут мягкой однотонной ткани (для повойника на головку);
  • лоскут красивой ткани 40х40 (для платочка);
  • вышитый фартучек;
  • игла и нитки;
  • любая крупа или смесь круп.

Пошаговая инструкция:

  1. Из лоскута 20х20 сшиваем продолговатый мешочек, засыпаем в него крупу и аккуратно зашиваем или завязываем узлом.
  2. Обернуть вокруг талии кружевную ленту и обмотать ниткой. Сверху закрепить ниткой лоскут верхней рубашки, оставляя зазор между краями шириной в 2–3 см.
  3. Головку оборачиваем мягким лоскутком повойника, пряча под него зашитый конец мешочка.
  4. Скручиваем длинную полоску ткани с двух сторон изнанкой внутрь. Затем прислоняем к спине куклы так, чтобы скрученные ручки были на уровне плеч. Фиксируем всё ниткой.
  5. Этой же ниткой крепим к туловищу фартучек.
  6. Повязываем платочек так, чтобы верхние края ручек были спрятаны под него. Кукла Крупеничка готова.

Травница

Травница охраняла здоровье всех членов семьи. Такой оберег делали для заболевшего, часто куколку давали играть детям. Это неспроста, ведь Травница наполнена лекарственными травами (ромашкой, мятой, мелиссой, зверобоем, чабрецом и др.), которые помогают укреплять здоровье, своего рода ароматерапия. Травы в кукле нужно менять 1 раз в год.

В изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую тряпичную красавицу использовали не только как детскую забаву, но и считали мощным оберегом.

История кукол-оберегов

Предположительно первые предметы, напоминающие кукол появились много тысячелетий назад, когда человек научился обрабатывать камень и другие подручные материалы. Подтверждением тому, является найденная на территории Чехии кукла, изготовленная из мамонтовой кости, с подвижными конечностями. Сакральные куклы наших предков были олицетворением духов, языческих богов, служили неотъемлемой частью обрядов и даже жертвоприношений, значились мощными оберегами. Изготавливались такие куклы из подручных средств.

Одними из первых считаются зольные куклы. Разбухая в воде, зола легко формуется в шар, к которому крепили веточки, мешковину. Такой славянский оберег символизировал очаг, сопутствовал человеку при смене места жительства. Позднее, с появлением льняных тканей зародилась кукла-мотанка (узелковая). Наполнителем служила солома, кудель, лыко, трава.

У разных народов были материалы, применяемые в изготовлении магических предметов: воск, глина, дерево.

Славянские куклы-обереги

Славянские куклы-обереги

История кукол уходит корнями в трипольскую культуру, существовавшую свыше пяти тысяч лет назад. Наши предки поклонялись Солнцу, Небу, Воде. Бык считался символом земледелия. Доминировал культ женщины, олицетворяющей плодородие и материнство. Археологами найдено немало глиняных фигурок, доказывающих данное предположение. Вероятно, именно в ту эпоху появилась тряпичная кукла. Трипольская культура была довольно развитой, просуществовала около двух тысяч лет, традиции и обряды передавались поколениями, потому дошла до наших дней. Подобные талисманы широко использовались в качестве мощного оберега: защищали от злых духов, порчи, болезней, приносили достаток и изобилие.

Делали кукол безликими. Считалось что, схожесть с человеком опасна, так как на хозяина может перейти негатив, впитанный оберегом. В южных областях на лице куклы изображали обереговый крест. Делали мотанок путём скрутки ткани по спирали. Предки связывали это с созданием мира.

Методы изготовления куклы-оберега схожи у всех славянских народов, но в зависимости от района проживания имели некоторые отличия. Могли изготавливаться из разных материалов: солома, береста, лыко. Украинская кукла выделялась большой головой, была безрукая. Белорусский оберег отличала богатая вышивка передника и рубахи. Иногда амулет делали из кукурузных листьев.

Русские народные куклы-обереги

Русские народные куклы-обереги

Славянская кукла-оберег сопровождала человека с первых дней и до конца жизни. Талисман мать делала для ребёнка, еще до рождения, подкладывая ляльку в колыбель, чтобы там не поселилась нечисть. Позднее - это была первая игрушка малыша. Мастерство изготовления мотанок из ткани чисто женское занятие, мужчинам запрещалось даже быть рядом во время процесса.

Первую куклу девочка делала в 13-14 лет, по аккуратности исполнения работы судили, насколько будущая невеста готова к замужеству. Наряжали народную любимицу по-разному, в зависимости от области. Северные регионы изготавливали кукол-оберегов в сарафанах и фартуках, на голову надевали повойник и платок. Южные мотанки «носили» юбку-поневу, рубаху с вышивкой, традиционный убор.

В зависимости от назначения куклы-оберега, разными были наполнители: зерно, травы, соль, зола. Важное условие в работе - не использовать колющие и режущие предметы. Ткань и нить рекомендуется рвать. На Руси мотанка считалась надёжной защитницей от недоброго взгляда, зависти, порчи. Берегла дом от нечистой силы, несла благосостояние, способствовала богатому урожаю.

Куклы-обереги из ткани, мастер-класс

Кукла Берегиня

Берегиня - хранительница домашнего очага

Одной из главных кукол считалась Берегиня - хранительница домашнего очага. Как сделать такой талисман разберём поэтапно. Нам потребуется:

  • ткань с ярким принтом желательно фольклорного рисунка;
  • материал телесного цвета — бязь, хлопок, лён;
  • сушёные травы, вата, куделя — для наполнителя;
  • холстинка;
  • алая нить.

Пошагово разберем как сделать куклу Берегиню своими руками

Оторвать лоскут однотонной ткани примерно 8х8 см. Сложить по диагонали, в центр поместить шарик наполнителя и обернуть вокруг него материал, перевязав внизу нитью.Делаем нечётное количество оборотов — вышла основа головы и рук. Складочки расправляем,иначе на лице получатся морщинки. Берём уголки ткани, образовавшиеся слева и справа от головы, края аккуратно заворачиваем внутрь, обматываем ниткой на уровне предполагаемых запястий - получились руки.

Приступаем к изготовлению груди. От яркого материала отрываем два кусочка примерно 6х6 см. Складываем по диагонали, помещаем по центру наполнитель, далее перевязываем по принципу изготовления головы. Получившиеся груди нужно примотать к основе куклы перекрёстным способом. Чётное число узлов закрепляем на уровне пупа.

Делаем одежду Берегине. Измерим куклу от груди до низа. Получили длину ткани по долевой нити, потребную для наряда. Ширину нужно сделать с припуском на сборку. Отрываем полученный лоскут материала, прикладываем к кукле, ниже груди лицевой стороной вниз, на голову. Приматываем нитью, по линии талии, не забывая делать сборку, опускаем ткань вниз, лицевой частью наружу. Из холстинки выкроим фартук и по принципу юбки крепим под грудью. Измеряем окружность головы. С припуском 2 см, отрезаем кусочек тесьмы или узкой ленты. Оборачиваем через лоб и на шее тремя витками нитки закрепляем. Определите размер платочка, оторвите от холстинки и повяжите узелком на сзади. Берегиня готова, поместите её в передний угол дома. Является надёжной защитой от сглаза, талисман несущий достаток и мир в семье.

Славянская кукла Желанница

Кукла, способная воплотить светлые мечты, станет подружкой для женщин. Желанницу несложно сделать, используя наш мастер-класс. Нам потребуется:

  • натуральная белая ткань;
  • разноцветные отрезки материала;
  • нитки;
  • кусочки оплетки, кружева.

Берём светлую ткань, края подгибаем внутрь, туго сворачиваем спиралью, что является символом сотворения мира. Оберните получившийся столбик таким же материалом, размер рассчитайте по длине скрутки. Обозначьте голову, перевязав на уровне шеи.

На лице куклы-оберега изобразим сакральный крест. Наматываем чёрной нитью вертикальную линию, придерживая конец слева от головы, по центру через затылок выводим к начальному этапу. Делаем несколько плотных витков. Затем нить располагаем справа от головушки и продолжаем работу. Повторяем то же зелёным и красным цветом. Делая горизонтальную полосу, придерживаем пальцем нить на затылке меняем направление витка. Вязальным крючком концы протягиваем через шейную намотку, таким образом закрепляя.

Определите длину ручек, нужный отрезок скручиваем спиралью и приматываем к столбику туловища. Свободные углы ткани, отходящие от головы, накладываем на скрутку рук, краешек подворачиваем внутрь, на уровне запястья перевязываем.

Формируем грудь, подложив чуть ниже шеи ватные шарики. Закрепляем крестообразной намоткой, делаем узелок в районе пупка.

Каждый оборот нитки - это ваша мечта. Думайте о желаемом, делая оборот.

Следующий этап - изготовление одежды для куклы. Выкройка здесь не нужна, достаточно понять длину юбки. Лоскут разноцветного материала обматываем вокруг головы, изнаночной стороной наружу. Моток делаем под грудью, одновременно сбаривая ткань. Юбочку выправляем вниз. Таким же методом крепим фартучек. Делайте его наравне с подолом, считается что его длина символ достатка. Приобретите вашему талисману красивую шкатулку или сшейте мешочек, храните подальше от чужих глаз.

Кукла Кубышка-Травница

Почитаемая славянами кукла-оберег Кубышка-Травница

Кубышка-Травница почитаемая кукла, помогающая вернуть человеку здоровье, продлить жизнь, очистить воздух в доме. Изготовить её своими руками совсем не сложно, главное наполнить ароматными травами, в которых заключается магическая сила. Чаще всего используются душица, рябина, мята, полынь, лист малины, смородины. В работе применяем:

  • кусок натуральной ткани 17х5 см — основа тела;
  • материал кремового или белого цвета 16х16 см;
  • холщовое волокно (куделя), чтобы придать объем голове;
  • шерсть, вата в качестве набивки;
  • ткань на передник, косынку, грудь;
  • нитки.

Из натурального лоскута делаем валик, загнув края внутрь. Складываем пополам, отступив 2,5 см от сгиба, производим намотку нити, закрепив на чётное кол-во узелков. Накручиваем льняное волокно, формируя таким образом голову. Берём квадратный фрагмент ткани, оборачиваем вокруг образовавшегося шарика, зафиксировав на шее несколькими витками нити. Расправляем складки, аккуратно вытягиваем уголки, расположенные по бокам - это будут руки. Края загибаем внутрь и перевязываем нитью у запястья.

Начнём делать бюст. Берём 2 квадратных кусочка ткани по центру размещаем комочки наполнителя и обвязываем нитью. Прикладываем груди-узелки к каркасу и приматываем к талии и шее перекрёстным методом, узелочки завязываем на уровне пупка. Из ткани в рисунок, по трафарету вырезаем круг диаметром 25 см. Собираем края заготовки на длинную нить, не закрывая полностью. В получившийся кузовок помещаем травы, вставляем тело Кубышки-Травницы, затягиваем сборку. Чтобы юбочка не сползала сделайте несколько оборотов нити вокруг шеи.

Выкроим передник и примотаем под грудью. На голову наденем повойник из тесьмы, который закрепим ниткой по линии шеи, и повяжем платочек, узел сделаем сзади. Кукла- оберег, сделанная своими руками, обладает более мощной защитной силой. Важное значение имеет, чтобы мастерили амулет в определённые дни и добром здравии. Запрещалось заниматься рукоделием в воскресенье и праздники.

Кукла Крупеничка

Крупеничка олицетворяет благосостояние

Предки считали, что кукла, наполненная злаками должна быть в каждом доме. Крупеничка олицетворяла благосостояние, изобилие, символизировала богатые посевы. Вид куклы говорил о достатке в доме. Сделать данный может даже начинающая мастерица.

Нам потребуется:

  • хлопчатобумажный разноцветный кусочек;
  • лоскут трикотажного материала;
  • плотный лён;
  • натуральные нитки;
  • кружево шириной 12-15 см;
  • злаки. Крупы;
  • ленточки;
  • монета.

Из квадратного лоскута холщовой ткани шьём «трубу», один край собираем, плотно завязав, выворачиваем наизнанку. Размер можно выбрать произвольно, рекомендуемый 20х20 см. На дно «торбочки» помещаем монету, насыпаем злаки, плотно утрамбуем. Мешочек должен быть устойчивый. Соберём на прочную нить верхний край, туго затянем, завязав на чётное количество узелков.

Получили основу куклы. Берём кружево для нижней рубахи, оборачиваем вокруг туловища, на расстоянии две трети от низа приматываем. Вымеряем из цветной ткани нужный кусок для верхней одежды. Спереди она не должна смыкаться, между вертикальными краями расстояние примерно 3-4 см. Из трикотажной ткани вырезаем прямоугольник, скатываем валиком с двух сторон, оставляя центральную часть свободной.

Получаем зипун, который приматываем к туловищу таким образом, чтобы валики оказались руками. Требуемую длину предварительно замерьте по кукле. Выкраиваем передник, на котором нитками мулине, по схеме можно вышить сакральный знак плодородия. На голову из ленточки одеваем повойник, сверху повязываем простой платочек, узелок располагаем сзади. Подобная кукла, изготовленная своими руками станет символичным подарком на свадьбу или новоселье.

Символ достатка, сытости, здоровых детей — Благодать

Отличают подобную куклу поднятые вверх руки, большая грудь. Мастерили её вканун Благовещения, дарили как символ сытости, достатка, здоровых детей. Сделаем самостоятельно тряпичный амулет, следуя нашему мастер-классу.

Используем:

  • веточка-рогатина (рекомендуется американский клён, у него ровные развилки) ;
  • квадратная ткань плотного натурального текстиля белого, телесного оттенка на голову 10х10 см;
  • два куска разноцветной ткани 6х6 см, один прямоугольный;
  • вата;
  • небольшой отрезок тесьмы;
  • лоскуты на платочек и передник;
  • шерстяная пряжа алого цвета

Берём рогатину и обматываем нитями основание, начиная от развилки к концу. Возвращаемся и «закрываем» один рог, затем другой. Обмотку делаем плотно, иначе будет просвечивать дерево. В центр белого лоскута положим комок ваты, перетягиваем нитью. Образовавшийся кузовок, крепим в развилку - голова куклы. Из цветных кусочков по такому же принципу изготовим груди, которые приматываем к основанию рогатки, чуть ниже шеи. Прямоугольный кусок послужит юбкой, оборачиваем ею вокруг головы внешней стороной внутрь, крепим пониже груди, подол расправляем вниз. Вымеряем, согласно длины сарафана передник, таким же способом крепим под бюстом. На голову повязываем тесьму-повойник, закрепляя верёвку на шее, сверху надеваем платок, узел делаем сзади. Размеры ткани указаны примерные, ориентируйтесь на величину рогатки.

Подорожницу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу

Подобную куклу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу. Мастерили её маленькой,с целью удобства хранения в кармане или сумке. Подобную крошку просто изготовить самостоятельно. Нам потребуется:

  • ткань хлопчатобумажная 6х6 см, 7,5х7,5 см;
  • вата;
  • цветной материал - прямоугольный. Количество вымерять по кукле.
  • Красная нить;
  • ткань для фартука, платочка;
  • Узкая ленточка.

В центр квадрата кладём комочек ваты, перевязываем - получилась голова. Не забываем расправить складочки. Надеваем ленточку-повойник, закрепляя несколькими спиралями на шее. Приступаем к созданию одежды. Прямоугольный кусочек материала нужно обернуть вокруг головы изнанкой внутрь, приматываем выше плеч, расправляем сарафанчик вниз. Берём лоскут прямоугольной ткани, сворачиваем вчетверо, концы перевязываем. Получили заготовку для рук, примотаем перекрёстной методикой к шее. Надеваем косыночку. К ладоням Подорожницы привяжем кузовок с зерном, чтобы не голодать в дороге. Иногда наполняли золой, как символ родного очага, оберегающий путника от лихих людей.

Кукла-оберег своими руками из ниток - пошаговая инструкция

Кукла-оберег своими руками из ниток

Кукла многообразна по назначению и способам изготовления. Одной из разновидностей мотанок является оберег, сделанный из ниток. В марте на деревьях развешивали подобные куклы белого и красного цвета, символизирующие уходящую зиму и наступление весны. Как сделать куклу-оберег расскажет поэтапный мастер-класс.

Чтобы приступить к работе, возьмём следующие материалы:

  • белая и алая пряжа;
  • вата;
  • кусок картона 15х15 см.

На плотную бумагу мотаем 25 витков красных ниток, завязываем узлом, снимем с шаблона. Отдельно сплетаем косичку из пряжи обоих цветов, длиной 30 см. Концы надёжно закрепляем, оставляя кисточку. Привязываем плетёнку одним к мотку. Следующий этап - формирование головы куклы. Подкладываем ватный комочек диаметром примерно 3 см под узел косички и перевязываем внизу. Распределяем пряжу на голове, чтобы вата не просвечивала. Мастерим руки - на ту же картонку намотаем 15 витков, с обеих сторон завяжем узелки.

Затем снимаем с шаблона и перетягиваем концы, отступая от края по 2 см и обрезаем, создавая кисточки. Полученную заготовку прокладываем внутри мотка под головой и перетягиваем под руками - образуется талия. Чтобы оформить подол, низ разрезаем. У подобной куклы должна быть пара. Пользуясь предыдущей инструкцией, создаем амулет из белой пряжи и привязываем ко второму концу косички. Как видно изготавливать куклу своими руками просто, здесь не требуются лекала и сложные выкройки. Главное, должен быть добрый настрой и светлые мысли.

Тряпичная мотанка - образец народной культуры, в котором заложен глубокий смысл.

Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

Назначение : игровая кукла для ребенка ; оберег; подарок своими руками.

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка» .

Задачи :

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка» . Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

-развивающая : развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка» .

Основные понятия : кукла , народная кукла , тряпичная кукла , современная кукла , обереговые, обрядовые, игровые куклы .

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Синтепон (вата) для объема;

тесьма для пояса.

О народной кукле сейчас Вам расскажу ,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя , так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы .

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

В середину кладем синтепон

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.





Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.


Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.



Основа нашей куклы готова . А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

Стягиваем ниткой и завязываем.



Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером .



Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

Часть первая. Традиционная тряпичная кукла русского Севера

Тряпичная кукла

Традиционная тряпичная кукла, на первый взгляд — простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Основу куклы составляет кусок ткани, свернутый в скалку, грудь из туго набитых шариков, коса, пестрый наряд. Но эта простота таит в себе глубинный смысл.

Долгое время исследователи не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, как оказалось, и скрыты самые важные её тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов сформированных традицией:

столбушка (столбец, полено, чурка),

столбушка (столбец, полено, чурка)

крестушка или крестец

кукла на палочке

узловая (узелковая кукла)

пеленашка

закрутка (скрутка, скалка, скатка)

набивная кукла – мешочек

Все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь имел множество вариантов, характерных для данной местности. К примеру, на Русском Севередольше сохранялся архаичный тип куклы на палочке, скромных размеров и благородной красоты;

а на юге России – тип набивной мешковидной большеголовой праздничной, дородной и яркой куклы.

Тряпичная кукла с крестообразным лицо (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способу изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную основу тулова, которую свертывали так плотно, что получалась, будто скульптурка из твердого материала.До сих пор на Русском Севере сохраняется традиция наряжать в костюм деревянную палочку – явный отголосок связи куклы с древней столбообразной культовой скульптурой из дерева.

Не случайно и зольная (набитая золой) кукла уподоблена неподвластной времени «каменной бабе». Отсюда этнографы сделали вывод: Что «внутри одетой бытовой куклы, игрушки – самоделки, скрывается её основа – идол, дух предка», и происходит она « от общего магического пращура Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии.- 2007, Изд-во: «Культура и традиции», с. 12 См.: http://www.knigidain.ru/biblio ».

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

1. Первооснову каждой куклысоставляет столбец. Его делали из полена, палочки или туго скрученной ткани. Палочку или скрученную из ткани трубочку сверху обтягивали белой тряпицей. И затем уже обряжали.

Это одновременно похоже на пеленание младенца и обряжение в саван покойника. И в том, и в другом случае пеленание носит сакральный смысл. Вспомним, как повсеместно в России вплоть до середины XX века пеленали новорожденных, их так и назвали – «пеленашки».

Ребенка заворачивали в мягкие пеленки, нарванные из ветхих рубах, затем «обкручивали» свивальником – широкой длинной лентой из холстины.

В народе объясняли пеленание детей заботой об их физическом здоровье: пеленали, чтобы младенец «в люльке не брыкался, спокойно лежал и спал», «сам себя не испугал, не исцарапал», «рос не горбатый, не кривой, не косолапый», «чтоб ручки и ножки прямыми были, не кривились».

Давно забылась охранительная роль этой традиции, но она, конечно, присутствовала. Известно, что новорожденного, особенно до крещения, всячески охраняли от злых духов, сглазу и оговора. Крепко свертывая ребенка в неподвижную пеленашку, его, таким образом, скрывали, «хоронили» от темных сил, обманывали нечистого. Ведь в таком положении он не мог шевелить руками и ногами, ни жив, ни мертв, лежит.

Кукольное тулово, плотно припеленутое к голове, говорит о связи с нижним миром,где живут предки. Белая свернутая фигурка, хранящая покой, была древним обрядовым знаком незыблемости, небытия, смерти. Более того перевязывали куклу неразрывной нитью, часто красного цвета. Красный цвет в русской традициивсегда считался обережным — это символ жизни. Вот почему традиционная кукла поначалу была так условна и проста, что даже руки и ноги отсутствуют у неё.

Кукла столбушка

Когда же их стали изображать, то привязывали по бокам туловища отдельные палочки или пришивали снизу совсем короткие ножки, а руками служили рукава кукольной одежды или пустотелые лоскутные трубочки.

Само туловище сохраняло первичную основу – об этом свидетельствует кукольная традиция даже в ХХ веке. Куклу к подобию человека приближали очень осторожно, боясь нарушить её самостоятельное бытие.

2. При всех своих этнографических различиях, кукла везде являет собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная единой красной нитью,строилась по схеме триединого мира: верхнего, среднего, нижнего. Голова куклы — небесный мир, тулово – земной мир, ноги – подземный мир. Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

Так в самой конструкции содержалось универсальное число семь – символ мироздания. Магия семерки живет в нашей речи и сегодня: «семь раз отмерь», «седьмая вода на киселе», «на седьмом небе» — значит наверху блаженства, «в раю».

Вспомните еще пословицы, поговорки, крылатые выражения, сказки с числом семь.

В русских сказках часто действуют три брата (сестры), семь богатырей, клад спрятан «за семью печатями», «за семью замками»… Наконец, каждодневное слово «семья» звучит как древнее заклинание: «я» — в центре мироздания, «я» должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована в кукле.

Косой крест, который перевязывал кукле грудь, фиксирует местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства.

3. У многих народов, в мифологических представлениях о происхождении человека говорится об андрогинной природе первопредка, т.е. наделенного мужскими и женскими признаками одновременно. В русской тряпичной кукле в полней мере отразилась эта мифологическая символика.

Женский образ был ведущим не только в обрядовой, но и в традиционной игровой кукле. Он очень близок фольклорному женскому образу. Так в песнях, сказках обычно эстетизированы «белое и круглое лицо», «коса до пояса», «полнота», «высокая грудь» и пышный наряд.

Васнецов В.М. Три царевны подземного царства

С особой тщательностью в тряпичной кукле прорабатывалась пышная грудь.Прикрепляя к кукле два туго набитых шарика-комочка, перетягивая кукольную грудь косым крестом, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, — явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.

«Грудастая девка» — живой пример почитания женского божества Матери-Земли, материнского начала. Восприятие женщины как продолжательницы рода, как богини плодородия зародилось еще в первый исторический период каменного века Каменный век - древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды. . Изображение женщины в эпоху палеолита встречается очень часто. Ученые назвали эти образы «палеолитическими Венерами»

А как же тогда выражена в кукле идея мужского начала? И были ли в русской традиции куклы- мужчины?

Куклы — мужички не были характерны для традиционной игрушки. Они скорее исключение, нежели правило. Деревенские старожилы из разных мест отвечают одинаково: «Мужичков не делали, не принято было», «а если в свадьбу играли, брали вместо жениха палочку»…

Кукольная пара

Это подтверждает и анализ самой крупной коллекции народных кукол из Отдела этнографии русских Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, проведенный С.В.Комаровой. Она установила, что из 850 экспонатов, собранных на территории России, начиная с 1902 года, лишь около 70 экспонатов представляют мужские образы.


Тряпичная кукла- мужичок. Нач. ХХ века (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Не здесь ли ключик для ответа? Не объясняется ли тогда самодостаточность куклы всей полнотой ее природы? Известно, что кукла в виде деревянной чурки использовалась в русской традиции во многих обрядах и почти всегда выступала символом плодородия. Так, например, на свадьбах новобрачным дарили и подбрасывали в постель чурку или полено, запелёнутое в тряпки. Этот обычай повсеместно бытовал у русского населения Прикамья, вписываясь в общерусские традиции воспроизводства рода.

Мы видим, что традиционная кукла несет в себе не только женское, но и мужское начало. И о мужской её символике нам говорит столбообразная фаллическая первооснова куклы. Мы уже с вами говорили, что это могли быть и просто полено, и палочка, обтянутая белой тряпицей, и туго скрученная ткань. Деревянная твердь внутри мягкого грудастого тулова – знаковое соитие природного естества, мужского и женского. Такая кукла таила в себе родовую силу, несла идею продолжения рода. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского. Вот емкая символика тряпичной куклы.

Продолжение следует…