Тесты и методики для определение леворукости. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

Многие родители продолжают думать, что леворукость чуть ли не вредная привычка, которую легко искоренить, заставляя ребенка делать все правой рукой...

Исследования древних орудий труда доказали, что левши существовали еще полтора миллиона лет назад. Но современных мам и пап все же тревожит ситуация, когда их маленькое чадо всякий раз берет ложку и карандашик в левую ручку. Почему в левую, а не в правую? И что тогда делать? Переучивать ребенка в правшу или оставить в покое? А если не переучивать, то не будет ли малыш испытывать неудобство в садике или в школе ? Ясности в этом вопросе все еще нет. Попробуем ее внести...

Корень «зла»

Негативное отношение к «леворукости» появилось очень давно. Например, многовековые правила этикета мусульман и по сей день гласят: левой рукой нельзя дарить подарки, подавать пищу и здороваться. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных традициях, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево — головы лишишься»? А с недавнего времени словом «левое» стали обозначать неправильные вещи или некачественные товары.

Откуда же у левой руки столь негативный «статус»? Испокон веков считается, что она «нечистая». И вот почему. В самые давние времена, когда с гигиеническими средствами у первобытных людей были, мягко говоря, сложности, отчего они массово болели и даже погибали, было принято после похода в туалет «по-большому» наводить чистоту левой рукой, а принимать пищу — правой. Эта пикантная «миссия» левой руки довольно прочно вросла в наше подсознание, и сейчас, когда в мыле и шампуне дефицита нет, левую руку все же не жалуют и считают, что леворукие детки нуждаются в особом педагогическом внимании и это не так далеко от истины.

Кто здесь главный ?

Природа так задумала человеческий организм, что в нем все «зеркально» и ассиметрично. Два глаза, один из которых ведущий, а второй, так сказать, «на вторых ролях», две ноздри, два уха, две руки, две ноги, причем, одна из ног сильнее и даже чуть длиннее своей «коллеги»... Этим, к примеру, объясняется тот факт, что человек, заблудившись в лесу, кружит и возвращается на то же место, откуда начал идти. Руки — не исключение: ведь даже с полувзгляда на человека можно определить, какая из рук у него ведущая. «Левизна» — это один из вариантов нормального развития организма.

Связано это явление с особенностями работы головного мозга. А мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Так каждому полушарию отводится своя роль. Правое, в основном, отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое, соответственно, обслуживает правую. Кроме того, левое полушарие заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. Правое, в свою очередь, отвечает за эмоции, образное мышление, восприятие искусства и плюс ко всему помогает обладателю «ума палаты» приспосабливаться к переменам. Следовательно, маленькие левши по определению несколько более эмоциональны, творчески развиты и даже порой более терпимы к обстоятельствам, чем их праворукие собратья.

Однако... ошибочно полагать, что если ребенок ест и пишет левой рукой, значит, его можно назвать левшой. У настоящего левши ведущую роль играет не только левая рука, но и левая нога, левое ухо и левый глаз. Правда, психологи предупреждают: делать выводы имеет смысл, когда ребенок достигает 4,5-5-летнего возраста, не раньше. До этого времени все малыши находятся в разряде амбидекстеров — одинаково успешно используют и правую, и левую ручки... Как проверить, левша ли ваш кроха? Протестируйте!

Почему ребенок левша ?

Исчерпывающе ответить наука еще не может, но предлагает ряд теорий.

1. Все решают гены. Наблюдения показывают, что у леворуких детей чаще всего родители или родственники — левши. По одной из гипотез, у большинства людей есть гены, определяющие развитие праворукости. А вот аналогичных генов леворукости не существует! Получается, что для тех, кому не достался ген «праворукости», выбор доминирующей руки определяется не только наследственными причинами. Об этом же говорит факт рождения леворукими родителями правшей, и наоборот...

2. Как воспитали, так и пишу. На выбор «главной» руки у ребенка влияет фактор подражания родителям, а порой — и просто желание выделяться на общем фоне деток. К примеру, на прием к психологу привели девочку, ложную левшу, у которой появились трудности с чтением. Почему ложную? Потому что во время тестирования малышка оказалась правшой, а писала и ела она левой ручкой, ведь так делала ее мама, которая всегда сидела за столом напротив. В стан левшей «по своему усмотрению» попал мальчик, которого в семье излишне баловали вниманием, а воспитатели в детском саду считали вполне ординарным ребенком. Чтобы выделиться хоть как-то среди детсадовских «коллег», он решил кушать и рисовать левой.

3. Сила импринтинга. Импринтинг — это прочное запечатление первых зрительных, обонятельных, осязательных сигналов, которые получает младенец, едва появившись на свет, и подсознательно помнит их всю жизнь. Представьте, что ребенок во время самых первых прикладываний к маминой груди, лежит на левом боку. Правая его ручка свободна, не прижата к туловищу, как левая, и он в состоянии ею шевелить. Эти, пусть даже незначительные движения связываются в памяти крохи с удовольствием — утолением голода и жажды. Таким образом, в головном мозге крохи начинают устанавливаться ассоциативные связи между пищевым центром и центром управления правой рукой, которые со временем будут расширяться и активизироваться. Ясно, что в данном случае предпочтение получит правая ручка, управляемая левым полушарием мозга. А если малыш при кормлении, как правило, лежит на правом боку? В такой ситуации (конечно, не без влияния других обстоятельств) более активной может стать левая рука.

4. Сложности пути. Как утверждают врачи-неврологи, иногда леворукость может быть связана с некоторыми отклонениями в работе головного мозга (например, если у крохи по причине сложных родов диагностирована микротравма). Современные методы исследования, в частности эхоэлектроэнцефалография, в состоянии их выявлять у крох-грудничков. Как видите, факторов, определяющих, быть человеку левшой или правшой, более чем достаточно. И, как правило, ни один из них не может быть единственным. Всегда имеет место комплекс причин, дающих в итоге относительно стабильную статистику в 9-15% левшей из общего числа деток.

Словесный портрет

Допустим, все три пункта теста совпали, и вы убедились, что ваш малыш — левша. Наверняка очень скоро вы заметите в нем интересные способности. Маленькие левши обожают фантазировать, зачастую обладают отменным музыкальным слухом и порой феноменальной памятью. Кроме того, они очень чувствительны, оригинальны в своих высказываниях и, вообще, в мироощущении, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Казалось бы, вот здорово быть левшой! Но не все так однозначно... Левое полушарие, которое больше развито у деток-правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма.

Многие «левшата» читают слова медленнее, потому что... справа-налево (как мы видим написанное в зеркале). Пишут не «мама», «папа», а «амам», «апап»... Они порой невообразимым, известным только им способом выполняют математические вычисления, что занимает у них гораздо больше времени, чем у правшат. Ведь, например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи, пользуясь готовой формулой. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально — просто им так удобнее... Кстати, из-за своеобразной рассогласованности между ведущей рукой и «главным» для них полушарием мозга левши менее защищены от влияния неблагоприятных факторов внешней среды. Проще говоря, у таких деток риск невроза страха в 5-7 раз выше, чем у правшей. Что любопытно: чаще всего это связано с тем, что любящие родители стремятся во что бы то ни стало сделать их «нормальными» — праворукими. Взрослые, увы, не отдают себе отчета, что тем самым они пытаются изменить склад высшей нервной деятельности ребенка... Знаете, какая главная проблема маленьких левшей? В том, что их меньшинство. А в жизни считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Леворукие детки несознательно могут переживать из-за этого, рискуют обзавестись «комплексом левши». Иногда бывает, что внимание на «особенности» ребенка заостряет его детсадовская воспитательница, тренер или просто какой-нибудь взрослый знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую секцию или садик. Да, это не так уж просто сделать. Но ради здоровья и успешности малыша — это оптимальное решение.

Переучивать или ... учить ?

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять: заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. В этом мире так много неудобств для левшей! Им неудобно писать, рисовать, застегивать пуговицы на одежках, потом водить машину и т. д. Но левшам так не кажется — они просто приспосабливаются к «правостороннему» миру. И все же, деткам-левшам ни в коем случае нельзя совсем забывать о правой руке, чтобы левое «аналитическое» полушарие мозга работало активнее. А упражнять правую ручку можно так:

предложите малышу рассортировать разноцветные прищепки разными руками: к примеру, красные — правой рукой, а синие — левой;
попросите ребенка и левой, и правой ручками раскатывать две колбаски из пластилина или соленого теста (на стакан муки 2 стол, ложки соли и столько же воды);
на тонком слое раскатанного теста пусть кроха выкладывает правой ручкой узоры из фасолин или горошин;
на дно наполненной водой ванны опустите несколько монет и предложите малышу их поднимать правой рукой;
дайте крохе задание — правой рукой перелить с помощью пипетки воду из одного сосуда в другой;
на прогулке или на пикнике поиграйте с непоседой в... боулинг. Наполните пластиковые бутылки песком и попросите ребенка сбивать их, бросая мячик только правой рукой. А чтобы кроха-левша не страдал от проблем с чтением и письмом, выполняйте с ним несложные упражнения.
К примеру, на этапе изучения алфавита скажите, что буква « X » — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а «4» — на перевернутый стульчик. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве.
Заполните целую строчку, например, буквами «Р» и парочку из них в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок отыщет эти буквы.
Напишите на листе знакомые крохе буквы и в некоторых из них «забудьте» дорисовать какие-нибудь элементы. Малыш быстро сделает это сам. Кредит на карту https://promo-mastercard-wizzair.com.ua/ круглосуточно в 2018 году можно оформить во многих МФО. Если срочно понадобились деньги ночью, а достать их негде, тогда есть возможностью обратиться в микрофинансовую компанию. Для оформления кредита онлайн в Украине потребуется только паспорт и код ИНН, а также банковская карточка

Да, и еще один важный момент. Во время занятий не забудьте, что если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Ну вот, в принципе, и все. Хотя о маленьких левшах можно было говорить очень долго. Кстати, и о том, что из них почему-то несколько чаще, чем из правшей вырастают очень известные и талантливые люди. К примеру, Леонардо да Винчи, Наполеон, Эйнштейн, Ньютон, Чарли Чаплин, Билл Гейтс... Очень возможно, что и в вашем маленьком левше растет величайший талант...

Несколько интересных фактов
13 августа — международный день левшей .
На Земле живет более 500 миллионов леворуких людей .
Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой .
В позапрошлом веке в Японии муж мог развестись с женой , узнав , что она — левша .
Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево , так что прочитать их можно было , только поднеся к зеркалу .
Левши чаще рождаются во второй половине года , а реже всего — весной .
В американском штате Западная Вирджиния есть город Left Hand (Левая Рука ).
Самая большая международная организация для маленьких и больших левшей — « Left - Handers International » (насчитывает более 50000 членов по всему миру ).

Тест: какая сторона тела у ребенка ведущая?

1
Чтобы определить ведущий глаз малыша , сверните трубочкой лист бумаги и попросите через нее на что - нибудь посмотреть . К какому глазу кроха ее поднесет , тот и является «главным» .

2

В «поисках» ведущего уха предложите ребенку внимательно послушать , как тикают наручные часики , лежащие на столе . Все зависит от того , какой рукой ребенок к ним потянется и к какому уху приложит .

3
Ведущую руку определить еще проще . Обратите внимание , какой ручкой кроха рисует , берет ложку , бросает мяч , бьет молоточком , вытирает стол или копает землю . Дайте малышу задание : «Найди спичку в одном из коробков» . Ведущей считается та рука , которой кроха станет открывать и закрывать коробок . Предложите ему также открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками . «Главная» рука выполняет активные действия , «второстепенная» держит бутылочку . Если ребенок по вашей просьбе будет хлопать в ладоши , гладить игрушку , рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой — сверху окажется его активная ручка . При этом ни в коем случае не говорите , зачем именно он должен сделать то или иное поручение . Пусть воспринимает происходящее как игру .

Часто родители маленьких детей , которые стараются брать ложку левой рукой, проявляют беспокойство и пытаются их переучить. И таких родителей можно понять, ведь всем известно, как чувствует себя левша, вынужденный всю жизнь ощущать на себе ненужное внимание окружающих людей. На самом деле то, что до 5-летнего возраста ребенок берет иногда ложку или ручку левой рукой ничего не значит. До этого возраста дети успешно используют обе руки для выполнения нужных им действий. А если ребенок старше 5 лет отдает предпочтение все выполнять левой рукой, то можно с помощью простого теста определить, не является ли он левшой. Для этого надо свернуть лист бумаги в трубочку и попросить ребенка через трубочку посмотреть, если он приложит трубочку к левому глазу, то этот глаз у него является ведущим. Не обязательно говорить ребенку для чего вы это делаете, пусть он воспринимает тест, как игру.

Как известно из анатомии , мозг человека состоит из правого и левого полушария. Правое полушарие отвечает за творческие навыки и образное мышление, а левое полушарие - за абстрактное мышление и речь. Если у ребенка доминирует левое полушарие, то он будет правшей, если правое, то левшой. Поэтому левши более эмоциональны и доверчивы, чем правши. Левши хоть и легко раздражается, склонны к вспышкам гнева, но они считаются более целеустремленными и настойчивыми людьми. Также у левшей наблюдаются склонности к живописи и музыке, но у них могут быть проблемы с речью.

Родители должны с пониманием относиться к ребенку , если он оказался левшой. Ведь в жизни им приходится труднее, чем другим детям, так как предметы нашего ежедневного обихода предназначены для использования правой рукой. Кроме того, в раннем возрасте ребенку очень трудно научиться писать и рисовать левой рукой, поэтому они могут отставать в первом классе от сверстников.

Специалисты не советуют заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой, вместо левой. Насильственное переучивание ребенка может привести к тому, что он станет раздражительным и нервным. Такие дети плохо учатся в школе и не проявляют инициативы в жизни. Родители должны понять, что ребенок-левша не значит, что у него патология, просто у малыша интересная особенность. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться через несколько лет.

Советы родителям , чьи дети выполняют все левой рукой:
1. Никогда не жалейте ребенка и не преподносите леворукость, как недостаток. Лучше сформируйте у него уверенность в том, что леворукость - это его преимущество. Приведите примеры знаменитых людей, которые были левшами. Например, скажите ему, что Юлий Цезарь, Наполеон, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Уинстон Черчиль, Марк Твен и английская королева Елизавета, тоже были левшами. Много левшей среди спортсменов, во многих видах спорта левша для команды дает огромное преимущество.

2. Учитывайте повышенную эмоциональность и возбудимость у ребенка, не предъявляйте к нему завышенных требований и не сравнивайте его с другими детьми. Родителям необходимо больше хвалить ребенка за успехи, поощрять их, но не стремиться вырастить из него отличника. Надо принять, как естественное явление, небольшое отставание в школе, так как у левшей снижена способность зрительно-двигательной координации.

Такие дети плохо справляются с задачами на срисовывания изображения, не могут удерживать строчку при письме и чтении, как правило, они имеют плохой почерк. Желательно не обучать самостоятельно ребенка чтению и письму до школы, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

3. Необходимо дома ребенку создать условия, чтобы ему было удобно играть и готовить уроки. Свет от окна должен падать с правой стороны, все предметы находится в положении зеркального отражения стола правши.

4. Отношение родителей к леворукому ребенку должно быть очень тактичным, помогающим ему не потерять себя и стать уверенным человеком. Ребенок-левша чрезвычайно нуждается в сочувствии, ведь он испытывает присущие левшам затруднения.

Родители не должны акцентировать внимание ребенка на его леворукости и создать условия проявлению его индивидуальности. Задача родителей дать ребенку уверенность в том, что в мире нет ничего непоправимого и те трудности, которые он испытывает, временные и с вашей помощью он с ними справится.

NOTY специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники


Среди родителей бытует ошибочное мнение, что если ребенок часто пользуется левой рукой, то он левша. Это предположение в корне неверно. Малыши первого года жизни пользуются обеими руками почти в равной степени. Ребенок может взять игрушку в левую руку, повертеть, облизнуть и переложить в правую. В следующий момент, он потянется за игрушкой правой рукой, бросит, и тут же будет тянуться левой ручонкой за другим, заинтересовавшим его предметом. Вполне вероятно, что он будет пользоваться левой рукой значительно чаще, чем правой, но и в этом случае, нельзя со сто процентной уверенностью утверждать, что ваш ребенок левша. Так кто же такой левша?

По определению врачей, левша — это человек, у которого доминирует правое полушарие головного мозга, а значит ведущими (или доминирующими) являются не только левая рука, но и левое ухо, а также левый глаз.

Как это определить, чтобы развеять сомнения? Вот несколько практических советов, которые помогут родителям определить — левша ребенок или правша.

Глаз.

Сверните из обыкновенного листа бумаги трубочку и поиграйте с малышом, например, в капитана корабля, предложив ему посмотреть в «подзорную трубу». К какому глазу малыш поднесет трубочку, тот глаз и будет ведущим.

Здесь проверить совсем просто. Предложите ребенку послушать, как тикают часики. К какому ушку он поднес их слушать? К правому? Значит правое ушко ведущее. Ну, а если к левому, значит, наоборот.

Рука.

С руками проще всего. Здесь не требуется никаких специальных проверок. Достаточно понаблюдать за малышом. Обратите внимание на то, какой рукой он берет предметы, какой рукой рисует, держит ложку, кидает мячик и т. п. Хотя, опять таки повторюсь, что маленький ребенок может вполне комфортно пользоваться обеими руками.

Переучивать или нет?

Раньше, когда я училась в школе, а было это в рассвет Советского Союза, левшей в принудительном порядке переучивали и в детском саду и в школе. Сегодня, медики этого делать не то что не рекомендуют, но даже запрещают. Леворукость — это не болезнь, а просто такая особенность ребенка. Научно доказано, что переучивание весьма негативно сказывается на ребенке и может вылиться в большие проблемы со здоровьем. Это и неврозы, и заикание, и даже энурез. Ребенок, которого насильно пытаются приучить пользоваться правой рукой, становится раздражительным, нервным, теряет интерес к учебе. А происходит это потому, что ребенок не понимает (и никогда не поймет), почему ему надо пользоваться правой рукой, когда ему гораздо удобнее все делать левой. Во-вторых, противится такому переучиванию не только ребенок, но и его организм. Вследствие этого и могут возникнуть вышеперечисленные заболевания.

Какие они?

Если леворукость не болезнь, а особенность, значит и детки особенные. Ребенок-левша — очень творческая натура. У них богатая фантазия, прекрасная память и музыкальный слух. Ко всему прочему, они чувствительны, отличаются оригинальностью, хорошо ориентируются в пространстве и образно мыслят. Это происходит потому, что у левши более развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за все перечисленные свойства. Именно поэтому, среди левшей очень много талантливых людей.

Ребенок-левша очень раним. Он может очень сильно переживать из-за того, что он не такой, как все. И здесь родителям необходимо проявить много заботы и терпения, чтобы помочь ребенку адаптироваться к праворукому миру. Сложность адаптации заключается в том, что большинство бытовых предметов приспособлено, именно под пользование правой рукой. В нашей стране, к сожалению, еще только начинают появляться товары, специализированные для левши. Отсюда вытекает мнимая неуклюжесть левши. Это не он неуклюжий, это окружающие его предметы неуклюжи и неудобны для него. Со временем он привыкнет, научится одинаково ловко пользоваться и левой и правой рукой. Постоянно убеждайте его и окружающих его людей в том, что быть левшой не только абсолютно нормально, но даже здорово. Приведите примеры известных людей, которые были как он, леворукими, но достигли больших высот. Главное, помогите ему на начальном этапе, не будьте слишком строги и требовательны, и у него все получится. Родители, знайте! Ребенок-левша уникален! Левши очень быстро находят выход из любого затруднительного положения. Из них получаются отличные летчики, которых весьма ценят в авиации. Левша водит автомобиль гораздо лучше правши, несмотря на то, что обучение вождение для него очень сложный процесс. Они могут обдумывать несколько задач одновременно. Анализируя что-либо, левши способны видеть всю проблему целиком, как единое целое. Всех достоинств леворуких людей невозможно перечислить. Проще напомнить несколько знаменитых левшей, в доказательство их уникальности. Это:

Владимир Даль, Лев Толстой, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Иван Павлов, Пол Маккартни, Ринго Стар, Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Альберт Энштейн, Наполеон Бонапарт, Бетховен, Моцарт, Микеланджело, Чарли Чаплин, Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Рафаэль и многие другие.

Комментарии:

Если ребенок левша не надо его переучивать.У меня дочери 4 года она с рождения все брала в левую руку и я не стала её переучивать я просто помогала ей брать и в правую руку тоже.Теперь она может всё делать и правой и левой рукой, но если она предпочтёт всё делать левой это для меня не принципиально и переучивать её не буду.

Меня переучивали в детсаду и в школе. в итоге у меня кошмарный почерк (хотя, конечно, неизвестно, как бы я писала левой). какие-то вещи могу делать одинаково обеими руками, что-то делаю только левой (держу телефон, вытираю пыль, перемешиваю еду...)

Меня мама в детском возрасте переучила с левой руки на правую. Раньше было неправильно, что дочь пользуется левой рукой(Советский Союз). Помню, как мама мне привязывала ручку. В школе писала левой рукой(могу и правой), ем тоже левой. Сейчас все остальное делаю левой рукой. Ухо у меня тоже ведущее левое. На левой ноге могу дольше простоять, пропрыгать, чем на правой. Младший ребенок до 5 лет все делал левой рукой: ел, рисовал. Сейчас пишет и кушает правой(сам, я его не заставляла).

У меня малыш все делает правой, а вот ел исключительно левой. Со временем я поняла, что он просто повторяет за человеком, который его кормит в зеркальном отражении, а перекладывать ложу не хочет из протеста. Тогда я разрешила есть ему той рукой, какой он хочет, и он сам понял, что правой ему удобнее. Так, что если у ребенка это временно, он сам разберется, а если он на самом деле левша, то переучивать, конечно, не надо.

(4 голоса : 4.25 из 5 )

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Леворукость у маленького ребенка

Очень часто родители спрашивают совета: как быть, если ребенок, несмотря на все их старания, упорно действует левой рукой – держит ложку, рисует? Является ли эта особенность детей врожденной? Нужно ли переучивать ребенка-левшу и во что бы то ни стало добиваться, чтобы он все делал (держал игрушку, ел) правой рукой? Большая активность левой руки в одних случаях может быть связана с врожденными особенностями организма ребенка, а в других – она возникает уже после рождения ребенка как результат неправильного воспитания. Ребенок не виноват в том, что он левша, и совершенно недопустимо его за это бранить, запрещать действовать левой рукой и заставлять все делать только правой. Если вы заметили, что ваш ребенок чаще пользуется левой рукой, чем правой, это не должно превращаться в семейную трагедию.

В этой особенности ничего опасного для ребенка нет. С годами при правильном воспитании он научится действовать хорошо и правой рукой. Известно, что взрослые люди-левши практически не страдают от этого.

Значительно больше осложнений и огорчений, а иногда и вреда приносит ребенку не то, что его левая рука активнее правой, а нервирующая обстановка, нередко возникающая из-за этого в семье.

Некоторые неопытные, излишне нервничающие или педагогически не подготовленные родители считают, что такой ребенок просто упрям и делает все левой рукой назло им.

Другие, хотя и понимают, что это не так, ставят перед собой цель, во что бы то ни стало переломить ребенка, заставить его все делать именно правой, а не левой рукой.

В тех случаях, когда леворукость связана с врожденными особенностями нервной системы, попытки настойчивого переучивания недопустимы. Они могут привести к перенапряжению нервной системы, а иногда и к серьезному ее заболеванию. Очень часто переучивание, запреты действовать левой рукой лишают ребенка радости, превращают его постепенно в действительно несчастного, неуверенного в себе человека.

Неправильные условия воспитания могут сделать ребенка левшой и в том случае, когда у него и нет к этому врожденной предрасположенности. Например, если младенец систематически лежит на правом боку, естественно, что его левая, более свободная рука будет активнее правой. Поэтому родители должны своевременно переворачивать ребенка, менять его позу. Некоторые родители кладут ложку слева от тарелки ребенка, и он привыкает брать ложку соответственно левой рукой.

Итак, встречаются дети с врожденной склонностью к более активным действиям левой рукой и дети, которые стали леворукими в силу других причин. И тех и других не следует переучивать, требуя исключительно активности правой руки. Но их надо подготавливать к дальнейшей учебной и трудовой деятельности целенаправленным, тактичным и, главное, постоянным воспитанием привычки действовать не только левой, но и правой рукой.

Условия человеческого труда чаще всего требуют согласованного действия обеих рук. Очень часто правая рука в труде играет главную роль, а левая помогает ей.

Для того чтобы ребенок мог со временем научиться писать, выбрать себе профессию по душе, ему нужно овладеть не только определенными знаниями, но и умением разумно управлять своими руками. Педагоги всегда подчеркивали значение воспитания и обучения в развитии ребенка. Все сказанное в особенности относится к детям со склонностью к леворукости. Правильное и своевременное воспитание имеет для таких детей большое значение.

Совсем не обязательно, что ребенок-левша будет страдать оттого, что левая рука активнее правой. Возможность будущих неприятных переживаний ребенка и его родителей в другом – необоснованном формировании у ребенка чувства собственной неполноценности, ущербности по сравнению с другими детьми. Этого не случится, если родители вовремя помогут ребенку-левше.

Изучение детей раннего возраста показало, что только 36% 4-месячных малышей пользуются правой рукой, 40%–левой и 22%–действуют одинаково активно и правой и левой рукой.

Дальнейшие наблюдения показали, что к концу первого года жизни число праворуких детей постепенно возрастает до 88%, а число леворуких и тех, кто одинаково активно действует обеими руками, падает до 12%. Этот процесс особенно ускоряется, начиная с 7–8 мес. жизни. В этом возрасте ребенок начинает больше играть при непосредственном участии взрослых, во многом подражая им в действиях с предметами.

Праворукость и леворукость ребенка наиболее четко выявляются в его игровых или бытовых действиях с предметами, позднее – в рисовании и, наконец, у более старших детей – при обучении письму.

Для того чтобы правильно организовать в семье воспитательную работу с ребенком, проявляющим склонность к леворукости, необходимо, прежде всего, знать, как развивается вообще у детей раннего возраста их предметно-игровая деятельность. Этапы ее развития одинаковы для всех детей.

Исследования развития предметно-игровой деятельности детей первого, второго и третьего года жизни показали, что правильная организация этой деятельности способствует своевременному формированию ручной умелости, развитию мышления ребенка, его ориентировок в свойствах предметов, с которыми он действует.

Воспитанию и обучению принадлежит решающая роль в полноценном и своевременном становлении психики ребенка. Это верно и для годовалого, и для двухлетнего, и для трехлетнего малыша, и для более старших детей. Основой воспитания является постоянное и содержательное общение взрослых с ребенком. Только в процессе общения с взрослыми, близкими и доброжелательными к нему людьми, ребенок может заинтересоваться разнообразными предметами (игрушками), овладеть, подражая взрослым, правильными способами действий с предметами, понять их назначение и правильно использовать в своей игре. Нельзя думать, что за один «сеанс» ребенка в возрасте, скажем, 7 мес. можно познакомить, например, со свойствами игрушечного ведерка, со способом действия с ним (носить, ставить и т. д.) и с его назначением (насыпать песок, наливать воду и т. д.). Всему этому ребенок учится постепенно.

Условно весь период развития предметно-игровой деятельности в раннем детстве можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает почти весь первый год жизни. Это этап ознакомительной игры с предметами и игрушками. Общаясь с ребенком, родители обращают его внимание на различные игрушки, дают их ребенку в руки. Улыбкой, ласковым словом и своими действиями с той или иной игрушкой взрослый формирует у маленьких интерес к игрушке, желание смотреть на нее, тянуться к ней, брать в руки и действовать. На этом этапе действия ребенка носят характер сначала простых, а затем все более сложных манипуляций с предметом. Ребенок манипулирует с игрушкой, рассматривает ее, постепенно знакомится с ее свойствами. На первом году жизни (особенно до 9–10 мес.) он действует примерно одинаково со всеми игрушками: смотрит, хватает, держит, приближает ко рту, рассматривает, помахивает игрушкой, стучит ею, бросает. Однако если внимательно понаблюдать за предметно-игровой деятельностью ребенка на протяжении нескольких месяцев, то можно заметить, что действия его с предметами меняются. Ребенок все чаще и чаще начинает действовать ими более правильно. Погремушку малыш держит обязательно теперь за ручку; толкает шарик, наблюдая, как он катится; куклу не бросает, а прижимает к себе. Все эти изменения свидетельствуют о том, что ребенок поднимается в своем развитии на ступеньку выше, наступает этап игры, для которой характерна специфичность предметных действий. Действия с предметом уж не сводятся к простым манипуляциям, они как бы отражают свойства предмета и в какой-то степени уже начинают соответствовать назначению предмета. Ребенок к концу первого года жизни отображает в своей игре способы действия с предметами, принятые в человеческом обществе.

А что, если ложку ребенок держит во время еды в левой руке? Мать вкладывает ему ложку в правую руку, а он старается переложить ее опять в левую... Мама сердится, ребенок плачет... А виноват ли он? Мама может исправить положение только путем кропотливых, повседневных стараний, без раздражения и акцентировки внимания ребенка на этом его «недостатке».

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя помочь ребенку более активно действовать правой рукой. Для этого нужно стараться давать игрушку чаще в правую руку, класть ее так, чтобы удобнее было к ней тянуться и брать ее правой, а не левой рукой.

Для профилактики неврожденной леворукости необходимо, прежде всего, правильное воспитание. Необходимо, чтобы у ребенка своевременно формировалась игровая деятельность. При манипулировании предметами особенно важно следить, чтобы ребенок действовал чаще правой рукой: давать игрушку в правую руку ребенка, класть ее справа от ребенка.

Эти же рекомендации относятся и к тем случаям (относительно редким), когда ребенок является истинным левшой, с той только разницей, что к такому ребенку родители должны быть особенно внимательны. Правильное воспитание, совместные игры с взрослыми членами семьи помогут ребенку-левше своевременно освоить общепринятые способы действия правой рукой без ущерба для его общего психического развития, для формирования его личности.

Ребенку старше одного года, если вы заметили, что он охотнее действует левой рукой, а не правой, очень полезны игры со строительным материалом, различные конструкции, механические игрушки с несколькими рычажками, кнопками, игры с предметами-орудиями.

Особенно важно, чтобы воспитательная работа с ребенком-левшой была бы не только тактичной и постоянной, но и интересной для него. Лучше всего использовать в целях тренировки правой руки ребенка совместную игру с ним. Нужно, чтобы ребенок чувствовал спокойное, доброжелательное внимание взрослого к себе.

Нельзя ребенка со склонностью к леворукости оставлять всегда одного с игрушкой. Нужно находить время для совместных игр с ребенком, показывать ему, как играть с игрушкой, побуждать, чтобы он активно действовал в игре правой рукой, но ни в коем случае не запрещать ему действовать левой. Не правы те родители, которые запрещают ребенку действовать левой рукой, этим самым лишая его возможности играть с интересом, что имеет большое значение для общего развития ребенка. Заставляя ребенка, несмотря на его протесты, действовать только правой рукой, родители невольно тормозят формирование активности, самостоятельности. Нужно позволять ребенку пользоваться левой рукой, одновременно тренируя правую руку, показывая ему, что и правой рукой действовать нетрудно. Главное, помнить, что во всех случаях леворукости необходимо, не ограничивая активности левой руки, помогать ребенку, учиться действовать и правой.

Чувство радости, возникающее во время совместной игры с взрослыми, помогает развитию у ребенка самостоятельности, желания самому делать так же, как взрослые, т. е. действовать не только левой, но и правой рукой.

Не привлекайте внимания ребенка к тому, что он делает «не так», как все. Ваша помощь должна быть ненавязчивой, естественной, она должна пробуждать у ребенка веру в свои возможности, уверенность в своей умелости. Похвалите его даже за небольшие достижения, порадуйтесь вместе с ним – это способствует развитию волевых качеств, так как вызывает у ребенка стремление сделать лучше, чтобы заслужить похвалу. Но необходимо указывать ребенку и на его неправильные действия в твердой, но благожелательной форме, не унижающей его самолюбия. Надо добиваться, чтобы он охотно исправлял ошибки, чтобы у него формировались правильные приемы действия с игрушками и бытовыми предметами.

Своевременная тренировка правой руки без снижения активности левой подготовит ребенка к овладению в школе умением писать правой рукой. Хорошее, радостное настроение, полезные игры и занятия, выполнение разнообразных домашних поручений – все это будет способствовать правильному, всестороннему развитию вашего ребенка. Умелость обеих рук – вот что необходимо развивать у ребенка со склонностью к леворукости. И ему очень нужно ваше внимание, ласковое и постоянное.