Так ли безобидны детские прозвища и клички.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова достоинство определяется как «совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». На протяжении всей жизни человек стремится сохранить свое достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению. Унижать – оскорблять личность, не признавать того, что человек ценит в себе, – можно по-разному. Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные слова, реплики, фразы, обращения, клички и прозвища.

Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и не обижает. Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные, но и возможные, при этом возникают клички по какой-нибудь характерной черте, свойству. Прозвища могут быть уважительными, если отмечается деятельность того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван Грозный).

Современные фильмы о преступном мире перенасыщены носителями кличек и неуважительных прозвищ: не стесняются и политические деятели, публично присваивая друг другу новые «имена» (Паша-Мерседес, Горби).

Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы.

Клички могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой нормы – полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка), Шкаф.

Для того чтобы выяснить, как обращаются дети друг к другу, в одной из школ Калининграда учащимся 1–2-x классов было задано несколько вопросов: как тебя зовут? как зовут тебя родители? как зовут тебя друзья? есть ли у тебя кличка в классе (если есть, то назови ее)? На вопросы отвечали 76 мальчиков и девочек.

Выяснилось, что полным именем (Алексей, Тимофей, Мария) называют себя 48 (63%) детей. Для 28 (37%) более привычными оказались неполные имена (Саша, Настя, Аня, Костя, Катя). Родители, особенно мамы, в обращение к своим детям вкладывают все оттенки любви и нежности, называя их уменьшительно-ласкательными именами (Игореша, Мариша, Юляша, Ариша, Валюта, Максимочка, Антошечка, Димочка, Оленька, Сереженька, Нинуська, Ленуська). Только в 13 случаях (17%) мамы называют своих детей полным или неполным именем (Ваня, Паша, Анна, Женя, Мария). Но в 24 случаях (31%) родители заменяют собственное имя своего ребенка кличкой, выражающей неизменно самое нежное к нему отношение (Зайка, Зайчик, Котенок, Котик, реже – Ромашка, Ягодка, Солнышко, Косулечка, Курочка, Серенький). Встречаются также и другие ласковые имена: Егор – Гуля, Артур – Атя, Игорь – Гога.

В семьях широко распространены добрые клички и обращения к детям, и в этом смысле дети имеют немало положительных примеров уважительного и доброжелательного обращения друг к другу. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребенка (которым его называют друзья и родители), и кличку (которая получена в школе):

Вадим – Вадимчик – Baд – Блоха.
Таня – Танюша – Крыса.
Нина – Нинуська – Нинка-пинка.
Игорь – Солнышко – Рыба.

В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства.

В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.

Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества.

В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу.

Вот что об этом говорят сами дети:

Обзывание – это когда сильные дразнят слабых. Это очень плохо!

(Сережа К. )

Мальчики сильнее девочек, поэтому девочки могут своих обидчиков только обозвать как-нибудь, придумать кличку.

(Наташа И. )

Я ношу очки, не хожу на физкультуру, у меня нет вкладышей... Мальчишки в классе сильнее меня. Что я им могу сделать? Я могу только крикнуть на них, обозвать...

(Володя П .)

Таким образом, одни дети с помощью кличек утверждаются в жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого.

Пример детской жестокости, гонений на одного из своих сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка... Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств.

Приведем примеры штатных ситуаций.

Ситуация 1: Эй, толстая дура!

Во втором классе училась Наташа – девочка, как теперь говорят, с избыточным весом, или просто толстая. Один из учеников этого класса постоянно доводил девочку до слез тем, что при виде ее громко кричал: «Эй, толстая дура!»

Ситуация 2: Слепая курица!

Идет контрольная работа. В классе – тишина. Все заняты выполнением заданий. Слава Новиков, не разглядев, что написано на доске, попросил у учительницы разрешения подойти к доске.
Учительница разрешила. Славик тихонько подошел к доске, посмотрел запись. В тот момент, когда он возвращался на место, раздался голос Вити:
– Ой! Слепая курица!
В классе раздались смешки и реплики:
– Очкарик!..
– Слепой!..

Ситуация 3: Петух

У одного из учеников третьего класса была фамилия Петухов. Из-за этой фамилии мальчика одноклассники постоянно называли «Петух». Сначала Валера (так звали мальчика) обижался, а потом привык и откликался, когда к нему так обращались его сверстники.

Ситуация 4: Иван-дурак

Иван Романов, заболев, пропустил много уроков. После болезни он стал хуже учиться, не справился с контрольной работой по математике. Ребята относились к происходящему по-разному: одни стремились помочь мальчику, а другие посмеивались, и кто-то придумал кличку «Иван-дурак».

Ситуация 5: Чучело

Прозвенел звонок на урок. Все ребята побежали в класс, кроме двух девочек. Таня стояла у окна и горько плакала, а Лена ее успокаивала. Мимо проходила учительница Ирина Петровна. Она подошла к девочкам и спросила: «Что случилось?» Лена ответила: «Вчера Таню коротко подстригли, и теперь в классе все дети называют ее Чучелом».

Ситуация 6: Лохудра

В третий класс пришла новая ученица. На перемене к ней подошел Дима, чтобы познакомиться.
– Девочка, как тебя зовут? – спросил он.
– Света Лох, – ответила она.
– Значит, будешь Лохудра! – с радостью сказал Дима.
(Надо заметить, что для Димы придумывание кличек – любимое занятие.)

Ситуация 7: Очкарик

Во втором классе проходил медицинский осмотр, после которого выяснилось, что у Толи плохое зрение и ему надо носить очки. Через несколько дней Толя пришел в школу в очках. Ребята сразу же заметили это и стали обращаться к мальчику не по имени, а по кличке Очкарик.

Ситуация 8: Выскочка

В третьем классе существуют две небольшие группы, в которых ребята объединены не по интересам, а по успеваемости. После выполнения работы по математике группа Наташи с радостью узнала, что справилась с ней на «отлично». Максим, занимающий позицию лидера среди отстающих, во время перемены написал на доске: «Наташка – выскочка и подлиза!»

Ситуация 9: Хиляк

Женя всегда был скромным, тихим, слабым мальчиком. Его почти никто не замечал. Но вот однажды на соревнованиях он не смог подтянуться и подвел свою команду. Командир команды в сердцах назвал его хиляком. В тех пор кличка Хиляк прочно приклеилась к Жене.

Ситуация 10: Жених и невеста

Толя и Ксюша дружили с детства, вместе ходили в детский садик, были в одной группе. И когда пришло время идти в школу, родители привели их в один класс. В школе Толя продолжал помогать во всем Ксюше, носил ее портфель, уступал ей место, вежливо с ней разговаривал. Ксюша отвечала ему тем же. Но ребята не оценили такие хорошие взаимоотношения детей и стали их дразнить: «Тили-тили-тесто, жених и невеста!»

Ситуация 11: Грязнуля

Галя, как всегда, опоздала на урок. Она выглядела неряшливо: волосы причесаны небрежно, воротничок оторвался.
Галя не успела произнести еще ни одного слова, как кто-то сказал:
– У-у! Неряха пришла!
– И еще опоздала!..
– Грязнуля! – добавил кто-то...
Галя заплакала.

Ситуация 12: Каланча

Ира, придя в школу 1 сентября, с огорчением увидела, что намного переросла не только девочек из своего класса, но и некоторых мальчиков. Через несколько дней Вера Ивановна заметила, что девочка стала скованной и малообщительной. Учительница оставила Иру после уроков и спросила, что ее беспокоит.
Девочка долго молчала, но потом с обидой в голосе сказала: «Многие ребята меня дразнят Каланчой».

Ситуация 13: Мелочь, Карлик, Клоп

В классе учится Коля. От своих сверстников он отличается маленьким ростом, за что нередко подвергается насмешкам, слыша в свой адрес: «Мелочь, Карлик, Клоп!» Особенно усердствуют Костя и несколько детей, которые поддерживают Костю. Им нравится обижать и унижать своего товарища.

Как бороться с обзыванием?

1. Проведите с детьми беседу на тему «Давать клички и прозвища – плохая привычка».

Используйте во время беседы высказывания детей, стихотворения.

ДЕТСКИЕ МНЕНИЯ

– Катя утверждает, что клички, желание обидеть словом возникают там, где класс недружный и все друг другу безразличны. Согласны ли вы с Катей?

– Оля считает, что не все клички обидны: «Мне кажется, – говорит она, – не так уж все страшно. Есть клички обидные: Очкарик, Носатик, Жиртрест, – и ребята от них страдают. Против этого надо бороться – обижать человека нельзя!

Но есть же прозвища добрые, смешные, в них нет зла. Моя фамилия Картавенко, а меня зовут Картоней – разве это обидно? Даже трогательно, когда сохраняют за людьми детские прозвища и разные ласковые имена...»

ВОПРОС. Что вы думаете о высказывании Оли?

Вежливый ослик

Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был:
Всем улыбался,
Кланялся
И «здравствуй»
Говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого –
И я прошу тебя,
Дружок:
Не будь похожим
На него.

(И. Пивоварова )

ВОПРОС . Правильно ли поступал ослик, давая зверям такие характеристики?

КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЕН

Я вышел во двор и увидел девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
– Ты чего горюешь? – спросил я.
– О-о-о-х... – вздохнула Света и пожаловалась: – Злодей грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
– Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, – пообещал я. Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем Светлана и прочитал:
– Светуля, Светуня, Вето, Лапа, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее засветилось.
– Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.
– А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.
– Этот злодей колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть...
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
– Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Толя, Тата, – прочитал я. И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились.
А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
– Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лена, Леля, Ляля.
– Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
– Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имен», – сказал я. – В нем вы найдете все ласковые имена.

(О. Кириллов )

2. Познакомьте детей со «Словарем русских личных имен».

Анализ ситуации порождает педагогические задачи, которые предстоит решить учителю (детям, родителям): внести коррективы в воспитание обидчиков, убеждая их в том, что унижать достоинство человека непозволительно; помочь обидчику найти способ повысить авторитет и уровень самооценки; наказывать или не наказывать обидчиков.
Попробуйте хотя бы мысленно построить дерево решений одной или всех названных задач, используя схему.

«Дерево решений» помогает увидеть многообразие способов решения конкретной задачи
(В 1 С 1 Д; В 2 С 4 Д 10).
Не торопитесь, обдумайте, какой из них вам выбрать в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
При этом «Дерево решений» может получить дальнейшее развитие на уровне «Е», то есть каждый из предлагаемых способов может еще варьироваться.

3. Порешайте с детьми коммуникативные задачи.

    Костя обозвал Ваню Рыжим. Что вы скажете мальчикам, услышав их диалог?

    Дети поссорились из-за того, что один обозвал другого. Через некоторое время дети помирились: обидчик попросил прощения и сказал, что больше так поступать не будет. Что бы вы сказали в таком случае?

Высказывания детей можно дополнить:
– Ты поступил правильно...
– Ты хорошо сделал, что попросил прощения...
– Ты проявил доброту...
– Ты правильно сделал, что помирился...
– Ты молодец, ты очень добрый...

Название дети могут придумать сами.
В этот журнал, который лежит на столе учителя, каждый ребенок может написать о том, что его огорчило, обидело, какие неудачи его постигли, какие конфликты произошли.
В таком журнале могут встретиться записи об отношении к кличкам, поэтому учитель всегда может прийти на помощь.

Этой статьей мы заканчиваем цикл Тамары Тамбовкиной «Педагогические ситуации».
Автор будет рада, если вы напишете отзыв или поделитесь собственным опытом. Свои вопросы и письма присылайте по адресу: Москва, 121165, ул. Киевская, д. 24, редакция «Начальная школа»

Оцениваются негативно, однако есть некоторые безобидные варианты и ситуации.

Безобидные ситуации

Прозвище абсолютно не представляет собой опасности в том случае, когда оно не подчеркивает каких-то обидных или серьезных физических недостатков:

  • прозвище по фамилии (Чернов — «черный», Кислов — «кислый» и так далее). Это абсолютно безобидно в большинстве ситуаций, поскольку это детское прозвище не выходит за рамки школы. Во взрослой жизни только единицы будут помнить вас по этому второму имени. Даже если фамилия некрасивая, взрослой жизни прозвище угрожать практически не будет. «Практически», потому что есть шанс, что человек будет стыдиться своей фамилии.
  • прозвище по нестандартному внешнему виду (длинный, тонкий, мелкий, толстый). В принципе, это также остается лишь в детстве — до поступления в университет или колледж. Далее уже вас, скорее всего, никто знать не будет, хотя даже в этом случае никакой угрозы дальнейшей судьбе этой не представляет. Просто не принимайте близко к сердцу такую кличку.

Прозвища, которые могут разрушить жизнь

Безусловно, есть причины для кличек, которые цепляются за людей, разбивая им жизни, делая их неуверенными в себе.

  • Одной из таких причин является серьезный физиологический дефект. Не нужно рассказывать, насколько дети жестоки бывают к своим сверстникам, которые неполноценны или имеют какие-то физические особенности тела. Опять же, во взрослом мире это может восприниматься нормально, но дети не останавливаются ни перед чем. Во время становления характера обидное прозвище, данное за природную ошибку, может нанести серьезный урон не только самооценке, но и мировоззрению.
  • Разрушить судьбу может кличка, данная человеку за какой-то проступок. Это редкость, хотя менее больно жертвам насмешек от этого не станет. Так или иначе, но родители должны объяснять своим детям, что, давая прозвища своим знакомым и друзьям, они рискуют нажить себе врага во взрослой жизни или разрушить им жизнь. Будьте благоразумны и учите этому своих детей.

В любом случае, лишь отношение самого человека к прозвищу может определить его дальнейшую судьбу . Если в детстве пережить даже самую обидную кличку, то в будущем все будет нормально, ведь, взрослея, люди избавляются от непреодолимой тяги высмеивать кого-либо, поскольку это осуждается нормальном обществе. Если ваш ребенок столкнулся с такой проблемой, то постарайтесь найти для него слова, которые помогут пережить этот трудный период его жизни, сохранив судьбу. Мы желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Добрый день, дорогие мамы и папы, а так же ваши детки!

Школьные клички – частая причина детских комплексов, обид, отсутствия нормальных взаимоотношений со сверстниками и даже жизненных неудач во взрослом состоянии. Стоит ли обращать на них внимание, и как научить ребенка быть независимым от людского мнения?

Получить кличку, добрую или обидную, можно в любом коллективе, даже работая в учреждении высокого класса. Прислушайтесь внимательно: даже о политиках люди говорят, используя в основном прозвища.

А начинается все в раннем детстве… Первые клички мы получаем в детских садах или в школе. Порой они серьезно нам докучают, сопровождая на протяжении всей жизни.

Будучи сами родителями, мы сталкиваемся с тем, что наш ребенок приходит из садика или школы со слезами на глазах и объяснением причины: «Меня обзывают!» Как поступить в этом случае?

Понятно, что жалоба воспитателю или классному руководителю не приведет к благополучному исходу: обидчики только озлобятся. Следовательно, нужно проанализировать, что послужило причиной прозвища, насколько оно отражает проблему и как философски к нему отнестись.

Проделать такой анализ в своей голове должны сначала взрослые, а ребенку преподнести полученный результат в качестве совета.

Но прежде всего, давайте выясним, зачем вообще нам нужны прозвища. Тогда будет понятно, как к ним относиться. Причин может быть несколько:

  • желание подчеркнуть свои преимущества за счет унижения другого;
  • причислить к «своим» и выделить «чужих»;
  • обозначить выдающееся качество человека (положительное или отрицательное).

Любая кличка выражает общественное мнение о человеке. И в этом случае позиция взрослых в семье очень значима. Если папа и мама привыкли не обращать внимания на мнение людей и молча выполнять свои обязанности на работе или по отношению к окружающим, они передадут свой образ жизни ребенку.

Тогда и малыш будет учиться, заниматься, добиваясь успехов и посматривая сквозь пальцы на потуги окружающих его обидеть.

Но если общественное мнение для семьи важно, и мама все время причитает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?» (цитата из «Горя от ума» А. Грибоедова), то и малыш вырастет мнительным, будет всю жизнь подстраиваться под желания других.

Первый вариант развития событий предпочтительнее: надо учить ребенка не обращать внимания на нерадивых товарищей, делать свое дело и искать друзей по душе.

Но такой ход событий возможен, если кличка не слишком обидная, или вы знаете, что с вашим малышом все благополучно и в отношении учебы, и в отношении поведения в школе, и в плане здоровья. Тогда можно на всех махнуть рукой.

Если налицо проблема в семье или в самом ребенке, кличка может только заострить ситуацию. Тогда нужно учить малыша не только философски воспринимать ситуацию, но и помочь решить проблему. Давайте рассмотрим, какие бывают прозвища, и что они могут отражать.

Разновидности кличек


Итак, мы с вами выделили три типа «обзывалок»:

  • Обидные клички, когда человек самоутверждается за счет принижения достоинства ближнего. Если это просто попытка унизить, на нее стоит махнуть рукой. При правильном подходе и ваш малыш не будет обращать на нее внимание. Но если вашего ребенка обзывают «жиртрестом», «ябидой», налицо проблемы с поведением или со здоровьем. В этом случае не всегда можно обойтись беседами и уговорами.
  • Прозвища, подчеркивающие какие-либо качества. Такие дразнилки редко бывают обидными. Они формируются на основании внешнего вида человека или качеств его характера. У детей их отражают в основном сказочные персонажи. Например, лапоухого мальчика скорее всего назовут «чебурашкой», неуклюжего – «медведем» или «Карлсоном». При этом клички получают все подряд: так малыши подчеркивают индивидуальность друг друга.
  • Прозвища, которые выделяют своих в группе, тоже имеют мало обидного. Клички получают все друзья, это своего рода пароль, доступ в «тайное общество».

Итак, больше всего проблем будет как раз с первой категорией, поскольку дразнилки в ней явно созданы с целью обидеть и унизить. Разберемся, как научить ребенка их принимать и не закрыться.

Проводим беседу


Тревоги ребенка по поводу клички вполне понятны. Мнительный малыш будет переживать насчет своего кажущегося несовершенства, будет стесняться выделенных недостатков. Сразу хочу предупредить: родителям нужно набраться терпения, чтобы малыш научился вести себя сдержанно и спокойно.

Успех психологической коррекции будет зависеть от микроклимата в семье. Ребенок должен доверять родителям, тогда он будет прислушиваться к их советам.

  • Если прозвище не обидное (высмеивает фамилию или элемент одежды), убедите ребенка принять его и отнестись к этому как к доброй шутке. Если малыш перестанет акцентировать на проблеме внимание, сверстники тоже будут к нему нормально относиться.
  • Игнорировать. Объясните, что обижаться – это свойство слабых людей, принимающих близко к сердцу любую мелочь. Сильные люди не обращают внимания на издевки окружающих, а продолжают стремиться к своей цели.
  • Если кличка – это признак принадлежности к группе друзей, но для крохи прозвище звучит обидно, стоит подумать, нужны ли ему такие друзья. Может, нужно присмотреться к другим ребятам.
  • Кличка — это твой первый бренд. Так будут рассуждать мудрые родители в семье, где папе и маме пришлось многое преодолеть, чтобы обрести состояние и почувствовать себя влиятельными людьми. К такому восприятию кличек готовы даже не все взрослые. Но как вариант вы можете попробовать в виде игры. Пусть малыш придумает, какой товар или услугу можно продавать под таким названием?


  • Кличка – это узнаваемость . Убеждение, похожее на предыдущий вариант. Любой недостаток можно обратить в преимущество.
  • Если прозвище обидное, оно вряд ли возникает на пустом месте. Поговорите с воспитателем, как ведет себя ребенок в школе, нормальные ли у него взаимоотношения с детьми. При наличии проблемы есть смысл посетить психолога. Если кроху обзывают толстяком или долговязым, подумайте, как помочь ребенку обрести нормальную физическую форму (пересмотрите питание, отдайте его в спортивную секцию и т.д.).

Конечно, 5-6 летнему крохе трудно не обижаться и не злиться, но убедите его не проявлять своих чувств хотя бы внешне. А сами в это время поразмыслите, как исправить проблему, если она действительно существует. Ведь ребенку придется с этим жить! И повышайте самооценку, воспитывайте самоуважение, тогда мнение окружающих будет безразлично.

Ботан – клеймо или преимущество?

Особое место среди школьных прозвищ занимает слово «ботаник» или «ботан». Оно обозначает очень умного человека, зацикленного исключительно на учебе или науке.

Многие, услышав это слово, представляют себе худого, немного неуклюжего парня в очках, который в то же время прекрасно разбирается в технике и научных изысканиях, но совершенно не может постоять за себя.

Хорошо или плохо быть умным? Думаю, все зависит от отношения человека к самому себе и к окружающим.


Если ребенок прекрасно учится, разбирается в сложных вещах, ставит перед собой цели в жизни, мнение детей в школе должно его волновать в последнюю очередь. Через несколько лет он расстанется со своими одноклассниками и, возможно, никогда их не увидит. А ему еще строить карьеру, учиться и т.д.

Чтобы внешность вашего малыша не походила на «ботаника», старайтесь совмещать физическое развитие и умственное. Ботан, посещающий секцию бокса или карате, поверьте, внушает уважение, и обзывать его в лицо некоторые мальчишки просто побоятся.

А вот зазнайство и ощущение собственной звездности точно приведет к тому, что из крохи вырастет ботан. Не культивируйте в семье идолопоклонство и не ставьте достижения своего чада во главу угла. Да, ты добился многого, но можно еще больше. Таков девиз мудрых родителей!

В здоровой семейной атмосфере вырастает уравновешенный, разносторонне развитый ребенок. К такому не цепляется ни одна кличка. Так что в силах родителей свести к минимуму школьные дразнилки в отношении своего чада!

О себе

Как вы уже заметили, наша фамилия Чеснаковы. И неудивительно, что все наши друзья называют нас чесночки. И вот, когда сын пошел в школу, я предполагала, что его кличка будет «чеснок».

Не акцентируя на этом внимание я некоторое время ненавязчиво объясняла сыну, что у него очень крутая фамилия. И вы знаете, его называют чеснок, но это не имя нарицательное, это кличка вызывающая уважение.

Поэтому, я считаю, что многое зависит от вас, дорогие родители.


На такой победной ноте мы и будем сегодня завершать разговор. Теперь вы точно знаете что делать с этими школьными кличками.

До встречи.

С вами была Екатерина Чеснакова с чесночком, перчинкой и изюминкой.

Часто детки друг другу дают различные прозвища и клички. Они бывают обидными или нет. Есть даже такие детские прозвища, которыми гордятся. Но к сожалению, таких мало, больше тех, от которых хочется чуть ли не плакать. Для чего придумывают дети клички, когда есть у малыша имя, и как правильно сделать, чтобы он нормально относился к своему прозвищу, которое ему все же придумали ребятишки?

Психологи считают, что вмешиваться в ситуацию взрослые не должны, так как из-за этого могут появиться у малыша чувство неуверенности, может развиться слабохарактерность, робость, . А сам малыш, после , и вовсе может получить еще одну кличку.

Так как же ему тогда вести себя и как научить малыша не обижаться на дразнилки?

Нужно понимать, что когда дразнят, это не всегда стопроцентно говорит о плохом отношении окружающих детей к вашему ребенку. К примеру, в раннем детстве прозвище не несет негатив. Часто прозвища берут от имени, фамилии, особенностей внешности . (О этом, конечно, стоит задуматься, когда идешь регистрироваться ребенка в Загсе, как ему потом будет жить с каким-нибудь редким или новомодным именем, бывает, что имя и фамилия абсолютно не сочетаются, что тоже может в последствии являться поводом для придумывания прозвищ).


Если вы увидели, что ваш малыш активно не принимает свое «второе имя» , которое ему придумали ребятишки, и отзывается всегда с раздражением или злостью, обязательно поговорите с ним. Найдите причину, что его так сильно задевает. Довольно часто такая ситуация складывается тогда, когда в семье не все гладко, отец или мать склонны критиковать поведение малыша, надсмехаться, тогда он даже вполне себе безобидное прозвище от сверстников воспримет остро негативно.

Идеальный вариант реакции на прозвища

Конечно, идеальный вариант, когда ребенок воспринимает насмешки, прозвища легко и может сам посмеяться над собой. Это умение здорово бы ему пригодилось в дальнейшем по жизни.

Ведь прозвища - это относительно маленькая проблема, по сравнению с тем, что ему придется пережить или столкнуться в обществе. Родители просто обязаны научить своего ребенка адекватно воспринимать свою кличку без .

Разъясните ему, что если он будет все время дуться на своих сверстников, то обидчики будут постоянно его обзывать. А если малыш будет вести себя равнодушно, то у обидчиков пропадет интерес к вашему наследнику. Это случится, даже если он будет демонстрировать чисто внешнее спокойствие.

Но намного важнее будет его научить нормально воспринимать это в душе. Пусть ваш малыш знает, что некультурно и стыдно. И обзывающих ровесников можно игнорировать. Пусть не замечает, как его называют и не отзывается, пока не научатся ровесники звать его по имени.

Иногда прозвища указывает на какие-нибудь недостатки малыша и для родителей это уже тревожный сигнал. Они должны их в срочном порядке начать исправлять (если это то, что, хоть в принципе, можно исправить). Частенько этих недостатков в дитяти любящие родители и бабушки с дедушками просто не замечают, пока им не «тыкнуть носом» (избыточный вес, недостаток дикции, подпрыгивающая походка).

Возможно и такое: ребенок , имеет хорошее поведение и прилежание, просто ребятишки задирают вашего малыша, потому что они просто другого уровня , им вместе не интересно, тогда родителям нужно задуматься о переводе в другое школьное учреждение. Попав в коллектив, где ребятишки будут такими же, как и он (например, умными, развитыми, культурными), его не будут уже обижать и обзывать именно за хорошую учебу и стремление все познать, и малыш будет расти и развиваться в нормальной атмосфере.

Для кого-то детские клички остаются страшным воспоминанием из далекого детства, кто-то гордо носит имя, данное ему еще приятелями в первом классе, всю жизнь. Так или иначе, через «обзывания» проходят все. Кто-то жалуется, что его дразнили, до неузнаваемости исковеркав имя или фамилию, кто-то вспоминает о детской кличке чуть ли не с восторгом. Почему одни и те же слова вызывают у некоторых детей слезы, а другие в тайне гордятся своим вторым именем? Как утешить опечаленное чадо, и стоит ли вообще обращать на это внимание?

Проба пера

Первые клички появляются еще в детском саду или начальной школе, не учитывая те многочисленные ласковые, а порой и ругательные прозвища, которыми родители сами наделяют своих детей. Но вот ребенок оказывается в многочисленной группе своих сверстников и начинает обрастать новыми, неожиданными именами. В садике «дразнилки» и «обзывалки» - это чаще всего еще игра, правда, иногда достаточно жестокая.

В детсадовском возрасте дети начинают осваивать наш великий и могучий, порой терзая его и калеча, выдумывая новые слова или безбожно перевирая существующие. Они, таким образом, пробуют «на вкус» родную речь, определяя границы и осознавая правила языка. В этот момент и появляется забавная детская абракадабра, которая вызывает столько восторгов и радости у взрослых. Не проходят эти эксперименты и мимо имен. Рифму, как выясняется, можно найти к любому имени, а если не подходит одно из существующих слов, придумаем новое. И чем длиннее получается рифмованный ряд - тем веселее. Такие дразнилки тоже долго не живут, но обижаются на них значительно сильнее.

Винни-Пухи и Гарри Потеры

Зачастую новые прозвища появляются только как сиюминутное увлечение. Посмотрели ребята один и тот же фильм, прочитали одну книгу, либо сходили в детский театр на какой-нибудь спектакль, и тут же начинают нарекать друг друга именами персонажей. Такая игра надолго не затянется, да и дети редко обижаются на подобные клички, Если только, конечно им не дали имя отрицательного персонажа. А это повод задуматься. Например, ребенка обозвали Бастиндой или Карабасом-Барабасом, а он на подобное прозвище обиделся, значит, остальные дети стараются исключить его из своего круга, перемещая в другой лагерь.

Толстяк, грязнуля и вонючка

Часто дети начинают «дружить против». Так они учатся делить мир на «своих» и «чужих». Причем чаще всего деление происходит именно на основе тех критериев, которые установлены в доме. Такие клички, как Толстяк и Грязнуля, несут в себе подтекст: «ты не наш», «мы не хотим с тобой играть», «уходи», - «потому что ты» «неряха», «толстый», «не такой, как мы». То есть здесь тот же подтекст, что и в случае с прозвищами из фильмов. Причем клички могут появляться как на основе каких-то физических данных (ребенок полный, хромает, у него яркие рыжие волосы, он носит очки или косит), так и психологических (врет, ябедничает, обижается, постоянно плачет). В вынесении вердикта детское общество довольно жестоко и скоро на расправу. И избавиться от такого прозвища непросто, да и обида остается на всю жизнь.

За что?

Дети дразнят малыша, он обижается, дома слезы; садик или школа сравнимы с мукой мученической. В первую очередь, стоит понять, а так ли уж страшны и неприятны данные ему прозвища и, главное, почему дети так его дразнят. Может, ребенок слишком обидчив? Если да, то корни проблемы стоит искать в собственной семье. Родители могут быть слишком строги к своему чаду. Частая и порой необоснованная критика порождает заниженную самооценку, а именно таких детей и будут избегать сверстники. В некоторых случаях срабатывает механизм «обиды на опережение». То есть конфликт еще не успел развиться, а человек уже уходит в глубокую конфронтацию. Подобному тоже учатся на родительском примере. Иногда ребята дразнят своего товарища за дело - он и правда часто жалуется или привирает. И в этом случае исправление ситуации в первую очередь - работа родителей.

Над малышом могут смеяться просто потому, что он одевается не так, как все. Большинство мальчиков ходят в майках и кофтах, а некоторые родители, может, из чистого стремления к эстетике, одевают сына в рубашку с галстуком-бабочкой. В таком случае в целях поддержания душевного спокойствия у чада следует смирить гордыню и выбрать одежду «как у всех». Ну, или хотя бы подобную.

Сам такой!

Обиднее всего, когда обзывают, высмеивая какие-то физические недостатки. Объяснить ребенку, что обращать внимание на подобные эпитеты не следует и что слезы или размахивания кулаками только раззадорят обидчиков, достаточно сложно. Можно рассказать, что чаще всего дразнятся те дети, которые иначе привлечь к себе внимание воспитателя и друзей не могут. Ну не умеют они хорошо играть, или рисовать, или быстро бегать, поэтому и злятся и ведут себя так. Если подобная терапия не помогает, можно попробовать научить ребенка не реагировать на «обзывалки». Прорепетировать с ним дома, придумывая смешные производные от собственного имени и фамилии, поиграть в «дразнилку», изобретая шутливые прозвища друг другу или игрушкам - кто быстрее. Другой вариант реакции на оскорбление - полное игнорирование обидчика. Отвернулся от него и стоишь не замечая. К сожалению, выдержать подобную блокаду могут далеко не все. И тогда в бой вступают всевозможные магические фразы-отговорки:

— Это ты, а я кто?

— Говоришь на меня, переводишь на себя!

— Вонючка!

— Приятно познакомиться, а меня Ваня зовут.

Помимо этих волшебных заклинаний, можно придумать несколько смешных прозвищ, которые будут рифмоваться с именами обидчиков, и в разгар словесной баталии вступить в бой с ними. Здесь главное - сохранить умеренность и придумывать скорее смешные, а не обидные и ни в коем случае не оскорбительные «дразнилки».

Как же так?

Но вот прошла пора золотого детства, и ваше нежное дитя, горько рыдавшее из-за клички Хрюша, гордо носит внушительное «погонялово» Свин. В чем причина таких кардинальных перемен? В подростковом* возрасте начинает формироваться восприятие себя как личности. Ребенок уже ощущает себя «взрослым», пытается вести себя соответственно, а также требует подобного отношения к себе от окружающих. Идет процесс выделения себя из контекста семьи и отделения от родителей, то есть он вступает в один из самых сложных периодов - переходный возраст. Испытывая тягу к независимости от «старших», подростки стремятся сбиться в какую-нибудь группу по интересам, причем не особо важно каким.

Нарекаю тебя

Обычно прозвища для своих сверстников в классе или в группе придумывает один человек. Другие могут выступать с предложениями, но, скорее всего, их «имена» не приживутся. Кличка определяет место ребенка в иерархии группы, служит опознавательным знаком «свой» он или «чужой». Так, Толстяк не обязательно будет самым толстым человеком в группе, но он будет как бы выражением всех качеств, присущих обычно полным людям, своеобразным символом. Кличку Урод, скорее всего, получит аутсайдер, вне зависимости от его внешности. Кабаном станет сильный мальчик, возможно не блистающий умом, но отвечающий за охрану группы от внешних посягательств. Большинство подростков, входящих в группы по интересам, кличками своими довольны и менять их не собираются. Какими бы неблагозвучными эти имена не казались взрослым. Само чувство сопричастности к компании и осознания собственной роли в данном конкретном коллективе воздействует на них положительно.

А если травят?

В подростковой среде любой, кто не вписывается ни в одну из группировок, может стать жертвой охоты. Особенно если это мальчик. Чаще всего ребята нападают на слабых и тихих детей, тех, кто не умеет общаться или страдает каким-то физическим дефектом. Причем зачинщики обычно начинают охоту из-за, нерастраченной агрессии, желания выделиться перед одноклассниками или же просто из чувства мести или обиды на жертву. Прозвища в травле - лишь часть самого процесса, который может выражаться и в других действиях. Поэтому если ваш ребенок только что перешел в другую школу, ходит грустный и неразговорчивый, и вы знаете, что он получил обидную кличку, то, скорее всего, это не посвящение в члены одной из групп, а, наоборот, клеймо аутсайдера. С подобным остракизмом тоже можно бороться. Новенькому предстоит пройти испытание и показать свою выдержку. Самый простой способ - это на обидные слова не реагировать никак. Можно еще придумать нестандартный ответ или отшутиться. Если с помощью неприятных прозвищ ребенком пытаются манипулировать, то решить проблему просто не удастся. Именно вашему чаду придется выбирать - поддаваться на провокацию или нет и что для него важнее: самоуважение или признание коллектива.

Сам себе придумщик

Для того чтобы обрести кличку, совсем не обязательно получить ее в качестве дара или проклятья от другого подростка. Ее вполне можно придумать и самостоятельно. Тяга к перемене имени свойственна детям в подростковом возрасте. Они ищут себя, примеряют различные образы, пытаются как-то выделиться на фоне других сверстников. Так и появляются ники (от английского слова nickname). Отличие ника от клички заключается в том, что человек придумывает его сам. Чаще всего под этими изобретенными именами ребята появляются в Интернете, а уже потом переносят их в реальную жизнь. Интернет «идеальное место» — для подростка - здесь неограниченное пространство для общения, а также масса возможностей создавать какие угодно образы, не привязанные ни к внешности, ни к возрасту, ни к материальному статусу, ни к стране проживания. Другой вариант использования ника - это добавка его к своему настоящему имени. То есть подросток не просто Ваня Петров, а Ваня Петров-Черный плащ! И, правда, такого Ваню с Ваней-уехал на юг-Петровым не перепутаешь.

Останется кличка или исчезнет со временем, зависит от того, сохранит ли ваш сын или дочь дружественные отношения со своей компанией в будущем. Ребята за несколько лет обучения в школе успевают сменить пару-тройку, а то и больше прозвищ. Пара закадычных приятелей может величать друг друга особыми, «секретными» кличками, а в большой группе проходить под совсем другими именами. Зачастую одна и та же кличка может быть и оскорблением, и комплиментом - все зависит от контекста и от особенностей группы.

Исследования психологов показали один интересный факт: прозвища в группе детей не получают только самые неинтересные и незаметные участники, которые просто игнорируются остальными. А в подобном контексте лучше иметь хоть какое-то прозвище, чем вовсе никакого.