Сценарий экскурсия в библиотеку по экологической теме. Экологический праздник в начальной школе

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.

Оборудование : выставка рисунков на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Под музыку Дж. Лайта «Одинокий пастух» выходит ведущая.

Ведущая.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Ведущий . Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Звучит песня «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца).

Ведущая. Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.

Сценка «Разговор цветов».

Ведущая. Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?

Ромашка . Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш . Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.

Ромашка . Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.

Ландыш . А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?

Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!

Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!

Ромашка . Какие у вас новости?

Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.

Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,

Ромашка . Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.

Колокольчик . Что же теперь будем делать?

Ландыш . Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.

Ромашка. Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.

Цветы убегают.

Ведущая. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.

Чтец 1.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Чтец 2.

В нас молчало хозяйское «Стой!»,

Нам казалось все мало и мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Чтец 3.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Е. Карасев

Чтец 4.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Р. Гамзатов

Чтец 5.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты, —

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны И не будет красоты.

Т. Собакин

Звучит русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.

Березка . Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.

Чтец 1.

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

От черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет — я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он.

Адом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах

Как в дни большой беды

Хмельного ухарства следы.

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют.

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.

Выходят дети, поочередно называют правила.

Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.

Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.

Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.

Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.

Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.

Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.

Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.

Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.

— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)

— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)

— Из какого дерева делают спички? (Из осины)

— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)

— Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира)

Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.

Ведущая. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.

Чтец 2.

Мы безмерно богаты,

В наших садах и рощах

Столько всяких пернатых,

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах?

Пусть ответит толково —

И, гляди, удивится.

Как же фауна, дескать.

Как же наше богатство —

На полях, в перелесках.

Так сказать, птичье царство.

Птичье царство. И только.

Ну дрозды, ну синички.

Где запомнишь все клички?

Просто птички и только.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

Ведущий . Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.

Сценка «Разговор птиц налесной поляне».

Поляна . На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.

Ворона . Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

На сцене появляется Синица.

Синица . Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона . Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого города)". Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня - снежками (вздыхает)...

Синица . Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил что не знает, как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!

Ворона . Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.

Ворона . Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?

Синица . Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица . Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Ведущая. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.

Исполняется песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

Ведущий. Для птиц и зверей созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.

Чтец 3.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится,

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря,

Ведь небо без птиц — не небо!

А море без рыб — не море!

А земля без зверей — не земля!

Ведущая . Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения. К нам на праздник пришел юннат с книгой «Память о погибших», и сейчас он вас с ней познакомит.

Юннат. Кто только не оставил в этой книге свои подписи: слоны и тигры, бобры и косули. Все жалуются на людскую несправедливость! Даже волки. Волк жалуется, что его добрым именем пугают детей. Между тем он умный и не такой уж вредный. «Придет время, и люди еще пожалеют, что так безжалостно истребляли волков», — написал он в заключение. А вот попавшие в жалобную книгу высказывания рыб. В одну из тяжелых минут своей жизни они собрались вместе и обратились с речью к людям. «Уважаемое человечество! — пишут они. — Вы ловите нас на крючки и в сети. Мы покоряемся: вы сильнее и умнее нас. Уважаемые люди! Будьте благоразумны. Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба - существо опрятное, чистое. Зачем же вы загрязняете пруды, реки, озера? Зачем вы губите нас и наших детей? Какая вам от этого польза?» Да, многие животные исчезли с лица Земли. Совсем не осталось степной дикой лошади — торпана, на которую еще 100 лет назад охотились из-за вкусного мяса. Вымерли туры. Волки раньше подвергались массовому истреблению. А оказалось, что волк, подобно ястребу, является санитаром леса. Сегодня это животное внесено в Красную книгу. Человек никогда не должен быть жестоким, он всегда обязан поступать разумно. Помните это!

Ведущий. Спасибо тебе, юннат! Мы с ребятами постараемся бережно относиться ко всему живому. Спасибо за добрый совет. Нам очень хотелось бы, чтобы тебе запомнился наш праздник. Для тебя танцует... (фамилия, имя выступающего).

Танец.

Ведущая. А сейчас, ребята, давайте-ка посмотрим, какие вы у нас умные, сообразительные, насколько хорошо знаете животный мир. Ответьте мне на вопросы.

— Назовите животное, которое умеет валить деревья. Оно взято под охрану. (Бобер)

— Эта птица во время токования глохнет. Отсюда ее название. (Глухарь)

— Про эту птицу ходят слухи, что она приносит детей. (Аист)

— Изображение этого крупного животного можно нанести на медаль за успехи по воспроизводству диких животных. Их охраняют в заповеднике «Беловежская пуща». (Зубр)

Чтец 1.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух, три ее основы.

Какая бы ни грянула беда, —

Целы они — все возродится снова.

Чтец 2.

Природа-мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых небес...

Цени ее доверие

И в темный лес входи,

Как в храм, под мраморные своды.

С. Викулов

Чтец 3.

О, как природа-мать терпима и добра,

Но чтоб ее лихая участь не постигла,

Давайте сохраним:

На стрежнях — осетра,

Касатку — в небесах,

В таежных дебрях — тигра.

Чтец 4.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!

Чтец 1.

Человек! Щади зверей и птиц,

Деревья и цветы.

Ведь это все слова,

Что царь природы ты!

Пусть птенчикам

И маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Чтец 2.

Дерево, трава, цветы и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий. Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы — святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей.

Оксана Пономарева
Экологическая сценка «Вода - главное чудо на Земле»

Проигрыш мелодии «В гостях у сказки» .

Проигрыш «Выход царя» ударными и входит царь. Немного походил и сел на трон.

Царь : Ох, какая скукота, надоело всё.

О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.

Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!

Проигрыш мелодии «Бравые ребятушки»

(Входят 3 сына, проходят по кругу, встают рядом с троном и кланяться царю).

Сыновья : Звали, батюшка?

Царь : Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.

Даю вам год! По земле- Матушке походите , да в людях побудьте и принесите мне чудо- чудное . Ступайте!

Проигрыш мелодии «Путник» (Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят) .

Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.

Проигрыш мелодии «Родительский дом»

(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона).

Сыновья : Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы вернулись с дальней дороги.

Царь : Коль вернулись, то порадуйте отца своего.

Сын первый : Батюшка, принес я тебе золото и серебро.

Погляди, как оно блестит всё.

Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо !

Царь : Да какое это Чудо ? Полна моя казна таким златом и серебром.

Второй сын : Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо ?

Царь : И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней.

И они меня не радуют.

(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)

Царь : Ну а ты зачем простой воды мне принёс?

Проигрыш мелодии «Путник»

Третий сын : .

Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось : (волшебное зеркало показывает изображения путника, Засухи и пожара) .

Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды.

За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности.

Напоил я его чистой водой.

А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля.

И только дождь их спас.

И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар.

Лишь вода спасла . Понял я, что вода дороже всякого богатства.

Проигрыш мелодии «Волга»

Царь : Немало пожил на свете я, но хороший урок ты мне дал, сын мой!

И объявил воду царь самым большим чудом на земле .

Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

И по сей день Вода – самое большое чудо на Земле .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дружба-главное чудо на свете!» Цель: Формирование положительных межличностных отношений и развитие нравственной культуры у учеников (умение дружить, беречь дружбу.) Задачи:.

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Символ жизни на Земле - вода!» Автор: Махортова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ландыш» Интеграция образовательных областей:.

«Неудачная рыбалка». Экологическая сценка Ведущая /на фоне спокойной музыки / Летнее утро, река спокойно несёт свои воды. Тишина. над рекой туман расстилается. Тихо было в речке.

Министерство образования и науки Самарской области НОУ «Межрегиональный институт дополнительного профессионального образования». Итоговая.

Выступление на педсовете «Природное чудо-вода!» Вода лилась, Шумел родник, Пленял игрою молодою, Чтоб человек пришел, приник И жажду утолил водою. В НАСТОЯЩЕЕ время, как никогда,.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода, вода - кругом вода» ПРОЕКТ ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВОДА, ВОДА КРУГОМ ВОДА» Подготовила воспитатель: Стародубцева В.

«Пусть город будет краше». Экологическая сценка Видео Ведущая /на фоне музыки/ Весной яркое. лучистое солнышко и куда не взглянешь всё празднично. а как радуются птицы. вернулись пернатые в свои.

Сценарий экологического часа: "Береги природу"

(для начальной школы)

Библиотекарь: SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущего корабля, но все чаще слышится сигнал SOS от природы. Современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршание листьев, говор ручьев, пение песка…

Давайте же мы с вами прислушаемся к тревожным сигналам SOS! Ведь наша планета устала от дымящихся труб, стекающих в реки отходов…

В нашей стране есть закон «Об охране окружающей среды », в котором написано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту. В то же время в законе сказано: »Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Все мы хотим дышать свежим воздухом, пить воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится все сложнее. Виной этому становится сильное загрязнение окружающей среды . А что такое окружающая среда? Это богатый и удивительный мир растений и животных, это наша родная природа.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Сейчас я предлагаю вам, ребята, викторину, посвященную Дню охраны окружающей среды.

Первая тема нашей викторины – «Лес – наше богатство»

Игра «Назови дерево»

(Ведущий задает вопросы командам по очереди)

1. Чем полезна черемуха? (Убивает микробы)

2. Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать кольца)

3. Весной или летом цветет сирень? (Весной)

4. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью красными плодами? (Рябина)

5. Загадка:Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

6. Загадка: Все зелены вокруг –

Она же средь подруг,

Как небо, голуба,

Стоит, собой горда. (Голубая ель)

Как вы знаете, в лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы и цветы. Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней

Липа, мята, зверобой!

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

Соберем не на потеху,

Теперь, уважаемые ребята, я предлагаю вам вопросы о лекарственных травах.

1. При какой болезни желательно заваривать и пить чай из листьев мать-и-мачехи? (При простуде)

2. Если ты натер ногу в пути, какое растение облегчит боль? (Подорожник)

3. Какую траву применяют при бессоннице и нервных расстройствах? (Валериану)

4. Какое растение лечит некоторые кожные заболевания? (Чистотел)

5. Какое растение способствует заживлению ран от ожога? (Зверобой)

6. Назовите лекарственный цветок, на котором еще и гадают. (Ромашка)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с предыдущими заданиями. А сейчас новая викторина. Она выявит знатоков птиц.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Птицы на крыльцо!

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Хорошие слова, правда, ребята? Без птичьего пения трудно представить Землю. Птицы – нам верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями, птицы - санитары леса.

1.Какая птица ведет ночной образ жизни? (Сова)

2. Название какой птицы состоит из сорока букв? (Сорока)

3. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два огромные крыла

У хозяина…(Орла)

4. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это (снегири)!

5. Небольшая и пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощение наше ей снится –

Прилетает к нам часто (Синица)

7. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы. (Дятел)

8. В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты ее не бей!

Эта птичка (Воробей)

9. Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей)

10. Какую птицу нечисть боится? (Петуха)

11.Днем молчит, ночью кричит. (Сова)

12. У какой птицы хвост рожками? (У ласточки)

13. Кто раньше прилетает к нам весной, стрижи или ласточки? (Ласточки)

14. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

15. С прилетом каких птиц мы связываем начало весны? (Грачей).

16. Что птицам страшнее, голод или холод? (Голод)

Следующая наша тема – «Животные».

Животные играют огромную роль в жизни людей. И не только потому, что они дают человеку продукты питания, одежду, но еще и потому, что многие из них красивы и привлекательны. Вырубая леса и загрязняя воду в водоемах , люди невольно губят многих диких животных. Из-за неосторожной хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты на животных, многие виды навсегда исчезли, другие стали редкими. Их занесли в Красную книгу. Ребята, а как вы считаете, все ли животные нужны в природе? Комары, мухи нас кусают, пугают змеи, жабы и лягушки. Может, их просто нужно уничтожить?

(Дети отвечают). Ведущий подытоживает: «В природе все взаимосвязано, каждый вид по-своему полезен».

Все, все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд.

Да если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Предлагается найти ошибку в загадках и исправить ее.

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду жираф (Волк)

Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый волк (Медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать муравей (Свинья)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая лисица (Белка)

Быстрее всех от страха

Несется черепаха (Заяц)

В теплой лужице своей

Громко квакал муравей (Лягушонок)

С пальмы – вниз,

На пальму снова,

Ловко прыгает корова (Обезьяна)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это цапля!

Следующая тема – «Вода».

Из недр земли забил родник,

Ручьем хрустальным ставший вмиг.

Спешат ручьи, вперед бегут –

И вот уже рекой текут!

Река бежит не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь.

А море, как огромный рот,

Все воды рек в себя вольет!

Ну, а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой!

Ребята, вы, конечно, хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете. Как жаль, что это богатство люди не берегут: в реки и ручьи бросают мусор и бутылки, в моря и океаны стекаются тонны нефти и топлива.

Сейчас я попрошу вас, ребята, ответить на загадки, связанные с темой «Вода».

1.Люди ждут меня, зовут,

А пойду – все прочь бегут (Дождь)

2.С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет.

И о камни разбиваясь,

Пеною встает (Водопад)

3.Кругом вода,

А с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? (На море)

4. По морю идет, идет,

А до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)

5. Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

6. Всю зиму смирно лежит,

А весной убежит. (Снег)

7. Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой. (Ручей)

Да, ребята, вода – самое удивительное вещество в природе. Бесценный дар – чистую воду на Земле надо беречь и разумно расходовать. Пусть на Земле всегда будет голубая и чистая вода!

Предлагаем игру «Хорошо – плохо».

1. Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками. Это хорошо или

2. Мусор в лесу. Это хорошо или плохо?

3. Развешивание кормушек для птиц.

4. Браконьерство.

5. Очистительные фильтры на трубах заводов.

6. Создание заповедников.

7. Посадка деревьев.

8. Создание Красной книги.

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга? Почему она называется Красной? (Красный цвет – сигнал тревоги, запрета. Красная книга – это книга – справочник об исчезающих животных и растениях. Все растения и всех животных, которые занесены в Красную книгу, необходимо защищать. Для этого создаются заповедники, строго охраняемые государством.

А теперь новая игра «Выбери правильный ответ»

Почему нельзя загрязнять воду?

1. В такой воде погибают живые организмы

2. Будет некрасивый цвет воды

Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?

1. Да, например, комар

2. Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного

Какие растения занесены в Красную книгу?

1. Самые красивые.

2. Те растения, которых на Земле осталось очень мало

Нам осталось, дорогие друзья, подвести итог нашей встречи, наградить самых активных участников и еще раз напомнить всем, всем, всем: «Будьте чуточку внимательнее к природе, учитесь слушать ее, и она расскажет вам много интересного, раскроет для вас свои тайны и секреты. Не обижайте ее и не давайте это делать другим. Постарайтесь сохранить красоту и богатство нашей планеты.»

Праздник «Живи, Земля!»

Цели :

Формирование экологической культуры подрастающего поколения

Формирование позитивного отношения к экологии

Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу.

Преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации.

Углублять знания детей об окружающем мире и экологических
проблемах.

Содействовать накоплению навыков коллективной работы;

Сформировать предпосылки для экологически корректного поведения.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Мы желаем друг другу добра?

Мы желаем друг другу добра!

Если будет трудно, друг другу поможем?

Если будет трудно, друг другу поможем!

II . Сообщение темы и цели

Сегодня у нас с вами урок – праздник. Нарисуйте образ слова «праздник».

Для меня праздник – это ……………

    Чудесный, светлый, звонкий, радостный, весёлый, ответственный…………

    Праздник-это подарки, интересные игры, конкурсы, песни, танцы, стихи………

Давайте с вами заглянем в календарь, но не в простой, а в экологический и узнаем какой праздник у нас с вами приближается.

с 15 апреля по 5 июня - Общероссийские Дни защиты от экологической опасности

24 апреля - Всемирный День защиты лабораторных животных

Четвертая суббота апреля - День Биолога

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности) - Международный день собак-поводырей

Какой праздник для вас самый значимый?

Стих «Берегите, Землю!»

Ребята, у всех нас есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день 22 апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых- это день защиты нашей природы. В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче. (ГЛОБУС)

1. Здравствуй, наш веселый праздник,

Славный праздник - День Земли.

Вместе с вами мы сегодня

Отмечать его пришли.

2. Здесь знает каждый, ты и я!

Природу обижать нельзя!

Так скажем дружно раз, два, три,

Откроем праздник - День Земли.

3 Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг –

Тут речка, там – зеленый луг!

4. В лесу дремучем не пройдешь!

Воды в пустыне не найдешь!

А где- то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой!

5. Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря

Все называется Земля.

- Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

КЛИП «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней

1 -Дымят заводы в атмосферу,

Огромной черною трубою

2 -И фабрики сливают в реки

Потоки мутные воды.

3 -Мусор Землю захламляет,

Всему живому угрожает!

4 -Гудят самолеты в небе,

Пугая стаи птиц!

5 -Вот нефть из танкера льется,

В ней рыба морская бьется!

6 -Города и поселки земные

Автомобили заполонили!

7 -Ракеты, сжигая топливо,

Летят в бесконечную высь.

8 -И гибнут дети на планете

От бомб, взрывающих дома!

Ведь на Земле идет война!

9 -Да что же такое творится

На нашей прекрасной Земле!

10 -Не пора ли остановиться!

За голову всем схватиться!

Давайте поспешим,

Землю свою от бед сохраним!

Наша Земля хоть и большая, но она очень чувствительная.

Человек тоже большой, но сядет на него комарик и он его чувствует

Так и Земля всё чувствует. Ей становится больно, когда человек неразумно использует её богатства: вырубает леса, засоряет водоёмы, загрязняет воздух. Одним словом засоряет окружающую среду

Да! Земле больно от неразумного действия людей. Но она всё равно любит нас, заботится о нас. Земля изо всех сил старается спрятать людскую злобу в свои недра, но иногда ей становится невыносимо больно. От чего и происходят природные катаклизмы. Наводнения, снег летом…Земля просит помощи!

Сегодня нашей имениннице мы будем посвящать стихи и песни, и подарим красивую открытку, которую сделаем все вместе.

Для этого нам придётся выполняя задания.

III . Работа по теме

1) Правила поведения в природе.

Все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще раз.

Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе, Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредет.

1-й турист. Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2-й турист. Все, что взяли, – поедим,

На природу поглядим.

А пакеты, банки, склянки

Разбросаем на полянке.

3-й турист. В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

Урны нет – неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Лес, он что, ничей?

Туристы хором. Ничей!

4-й турист. Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

Мы цари! Молчи, Природа!

Все здесь наше – лес и воды!

Правильно ли повели себя ребята?

Что было не правильно в их поведении?

- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок ». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

ВЫБИРАЮТ НАЗВАНИЕ ОТКРЫТКЕ

2) Живи, родник. Живи

Отгадать загадку:

Мы говорим: она течёт

Мы говорим: она играет

Она бежит всегда вперёд

Но никогда не убегает (вода)

Из недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший вмиг…

Спешат ручьи, вперед бегут,

И вот рекой уже текут!

Река течет не как – нибудь,
А прямо к морю держит путь…

И море, как огромный рот,

Все воды рек в себя вольет!

Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой.

1.В роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды).

2.Объясните понятие « мыльные воды». (Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами)

3.Что нужно делать на предприятиях, чтобы загрязненная вода не попала в водоем?

(Ставить очистительные сооружения и использовать ту же воду много раз).


4.Назовите самое распространенное дерево речных берегов, которое их
укрепляет, оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива).


5.Это болотное растение- главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (Камыш).


6. Какое самое чистое, глубокое озеро, его ещё можно назвать морем? Байкал

Игра "Волшебная палочка" (по командам)

Дети передают по кругу волшебную палочку и называют всё, что связано с водой

(раскрашивают водоёмы)

КЛИП «ЖИВИ, РОДНИК, ЖИВИ!»

3) Растения

Игра «Растительный алфавит»

Подвижная игра «Веночек» (клеят растения)

КЛИП «НЕ РВИТЕ, ВЕТЫ, НЕ РВИТЕ!»

4) Почтовый ящик

    Приходите ко мне в гости!

Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха).

    Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, недостаток один –

медлительность (черепаха).

3. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне (еж).

4. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья (птица).

5. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно отращу себе новый (ящерица).

6. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом (медведь).

7. Помогу всем, у кого сломался будильник (петух).

8. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу

учесть, что занятия провожу ночью (Сова).

9. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени - отчеству. Патрикеевной больше не называть (лиса).

10. Добрым, но одиноким птицам помочь приобрести семейное счастье! Высиживай те моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни (кукушка).

11. Я лесной зверь. Днем я сплю, а ночью выхожу на кормежку. Зимой питаюсь корой деревьев. Быстро бегаю. Зимой моя шуба становится белой как снег. (заяц).

(Клеят животных)

КЛИП «НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК»

4) Ты- человек

Кто является главным чудом на Земле?

Книга Экзюпери «Маленький принц» (показать)

Закончи фразу:

Чтобы меня могли назвать маленьким принцем я должен быть …..

(Приклеивают людей)

5) История праздника

Каждый год весной в разных странах Планеты дважды отмечают очень понятный всем праздник – Международный День Земли, имеющий разную смысловую нагрузку. Первый раз День Земли отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия,

Международное значение День Земли приобрел с 1970 года, когда свыше 20 миллионов человек в разных странах мира приняли участие в различных экологических акциях. А с 1990 года 22 апреля объявлено Международным днем Земли, его отмечают жители большинства стран Мира. В России День Земли отмечается с 1992 года.

День Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.

- Сложить пазлы флага и символ праздника (приклеить)

В мире существует Флаг Земли. При этом он не считается официальным символом. Этот флаг представляет собой фотографию нашей планеты, снятой из космоса. В этом качестве сейчас используется снимок планеты на тёмно-синем фоне, который был сделан астронавтами Аполлона-17 на их пути к Луне.
А так выглядит символ этого дня, зелёная греческая буква гамма на белом фоне.

По сложившейся традиции, в День Земли принято звонить в Колокол Мира. Этот звук должен призвать Всех жителей Земли задуматься о сохранении красоты нашей планеты.

Колокол Мира – символ мирной жизни на Земле

Первый колокол Мира был отлит из монет, собранных детьми из 60 стран. И находится он в Японии. Так он выглядит

Акцию «Колокол Мира в День Земли» поддержали люди других стран и народов.

В России «Колокол Мира» был установлен в 1998 году в Москве, в музеи Николая Константиновича Рериха.

Цель акции – объединение всех людей планеты в деле защиты окружающей

И пока колокол будет звенеть, мы будем бережно и с любовью передавать макет нашей Земли из рук в руки.

(Стих)

Звонко колокол звенит,
Миру в мире жить велит,

Чтоб огромная Земля Без войны всегда была.

Люди добрые, очнитесь, Да скорее оглянитесь: Нам же негде будет жить, Если Землю не хранить!

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги….!

В тревоги рощи и леса

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники….

«Ты береги нас, береги…!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

«Ты береги нас береги…!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек

В тебя мы верим - не солги…

Ты береги нас, береги…!»

Смотрю на глобус – шар земной,

такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

я сберегу вас, сберегу….»

Он летит над всей планетой:
«Берегите Землю эту!»,


МЫ кричим всему народу:
Надо всем беречь природу!


Коль беречь ее не будем,
Сами мы себя загубим!

ИТОГ

Посмотрите, какой нарядной, красивой, жизнерадостной стала планета! Попробуем сделать все, чтобы она стала такой в реальной жизни. Мы – спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля». Все в наших руках.

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. М. При­швин, обращаясь к ребятам, писал (зачитывает ): «Для рыбы нуж­на чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, сте­пи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме – на планете Земля!

(Приклеить поздравление)

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДЕТИ ЗЕМЛИ»

Дорогая планета, Земля!

Поздравляем тебя с праздником!

Прости нас за наши ошибки.

Мы обещаем

Процветай, моя земля,
Хорошей, цвети, родная,
Во вселенной ты одна,

Всем землянам дорогая!

С праздником, друзья, вас поздравляю.
Давайте в мире жить, не враждовать,
Здоровья, счастья, мира я желаю,
Давайте созидать, не разрушать!

В День Земли очнитесь, люди,
Пусть Земля прекрасной будет,
Пусть повсюду и везде,
Будет мир на всей Земле.

Из-под снега расцветает

Раньше всех весну встречает.

ПЕСНЯ «БУДЬТЕ ДОБРЫ»

Мы все жители Земли.
Потому и День Земли -
Это праздник всех землян.
Поздравленье шлю всем вам!
С Днем Земли всех поздравляю!
Счастья, радости желаю!
Пусть вас ждет во всем удача,
Только так и не иначе!

Ученик 5. А знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов? Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

Ученик 6. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое коли­чество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в тече­ние нескольких дней.

Ученик 7. Летучие мыши очищают местность от малярий­ных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

Ученик 8. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до мил­лиона всяких комаров, мошек, тлей.

Ученик 9. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

Ученик 10. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.

Ученик 1. Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.

Ученик 6. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, -

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Т. Собакин

Парад знаков.

Игра.

Кто весною ранней дружно

Во дворе копает клумбу,

Деревца кругом посадит

И скамеечку наладит

Это я, это я,

Это все мои друзья!

Кто зимою в холод, в стужу

Насыпает корм в кормушку,

Чтоб синички, воробьи

Под окном чирикали?

Это я, это я,

Это все мои друзья!

Отдыхая на полянке,

Кто бросает банки, склянки

На цветы и на траву,

Губит леса красоту?

*********

Кто, бредя домой из школы,

Ободрал кору с берёзы.

Одуванчиков нарвал

И повсюду разбросал?

*********

Кто, услышав гомон птичий,

Не вспугнёт зверюшек криком,

Обойдёт гнездо сторонкой,

Не разрушит лисью норку?

Это я, это я,

Это все мои друзья!

Все – все,

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

Текст песни «Земля - наш дом»

Музыка: Добрынин В.

Слова: Рождественский Р.

Я речь свою веду о том,

Что вся земля наш общий дом.

Ещё о том веду я речь,

Что этот дом хотят поджечь,

Хотят, чтоб к нам пришла беда,

Чтоб жизнь исчезла навсегда.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

Я речь свою веду о том,

Что всем нам дорог этот дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь,

Давай докажем, что не зря

На нас надеется земля.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

«Скопировано с сайта www.karaoke.ru»

Дети земли

1. Среди бесчисленных планет

Такой на свете больше нет

Зря не ищите, не найдете всё равно

И пусть других планет не счесть

Вы берегите то что есть

Лети планета наш огромный светлый дом, общий дом

Припев

Как хорошо, что мы ещё дети

Как хорошо, что мир на планете

Как хорошо, что солнышко светит

Как хорошо, что мы твои дети

2. Мы часто смотрим в небеса

Мы с детства верим в чудеса

Но забываем вечно только об одном

Что чудо главное Земля

Мы все на ней одна семья

И вся планета наш огромный светлый дом, общий дом

В связи с ухудшением экологической обстановки на планете в последнее время, большое значение имеет экологическое образование и воспитание школьников. Необходимо знакомить учащихся с различными направлениями современной экологии. Данное экологическое мероприятие учит детей конкретным делам по охране и защите окружающей природы. Показывает детям, как неприглядно выглядят плохие поступки. Вызывает у детей искреннее беспокойство и тревогу за судьбы диких животных. Побуждает детей на гуманное отношение к природе и ее обитателям. Учить детей культуре общения с природой. Расширяет кругозор школьников. В игровой форме закрепляются знания детей о правилах поведения в природе. Учит их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первомайский филиал ГБОУ СОШ с.Подбельск

м.р. Похвистневский Самарской области

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Мы - друзья природы!»

Провела учитель биологии,

Педагог объединения «Растениеводы»

Старопохвистневского филиала

«ЦВР «Эврика»

ГБОУ СОШ с.Подбельск Субеева Л.Х.

Первомайск - 2014

Цель: формирование у школьников экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе.

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать

Творческие способности ребят;

Воспитывать бережное отношение к природе;

- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.

Оформление, оборудование и материалы:

Сказочная поляна, где проходят основные события театрализованного представления и конкурсы. В центре поляны одинокое «голое» дерево, которое по ходу игры, в результате правильных ответов учащихся, Фея Тьмы вновь украшает листьями, фигурками зверей, птиц, насекомых. В конце праздника дерево должно быть полностью оформлено;

Костюмы для образов природы и Феи Тьмы;

Компьютер;

Записи песен об охране природы;

Плакаты на экологическую тему: «Маленькие тайны природы»;

Памятки по охране природы.

Ход мероприятия

Звучит музыка.На сцене оформлена сказочная поляна. Выходит ПРИРОДА.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастие одарить –

В моей все это власти!

Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

восхода и захода, иву над рекой… И, наконец,

солнцем прокаленный, рыжеватый

хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

Сегодня я пришла к вам одна без друзей, птиц и зверей. И пришла я к вам с большой просьбой. Помогите мне выручить моих друзей. Они попали в беду. А одна я помочь не могу. Я только тогда сильна, когда на помощь мне приходят люди.

А чтобы вам было понятно, я сейчас расскажу все по порядку.

В нашем лесу случилась беда, появилась Фея Тьмы. Она очень обиделась на людей. Люди не берегут ПРИРОДУ, губят леса, отравляют реки. Они неразумно обращаются с богатствами, подаренными Природой. Поэтому Фея Тьмы решила наказать людей и спрятала в свою темницу всех птиц и зверей. «Пусть лучше они погибнут там, чем будут мучиться от людей», сказала Фея Тьмы. Но если погибнут мои друзья, то погибну и я – Природа. Поэтому я не могу жить без моих друзей, без их звонких голосов, без моих помощников. Но чтобы выручить их из темницы, необходимо выполнить все те условия, которые поставила Фея Тьмы.

Для этого мне нужны веселые, находчивые, сильные, смелые и смекалистые ребята, которые правильно ответят на все вопросы, и тогда за каждый правильный ответ Фея будет выпускать из своей темницы по одному зверю или птице. А когда они все соберутся на этой волшебной поляне, и я услышу их голоса, я опять буду спокойна.

Поможете мне, ребята? Приглашаю участников на волшебную поляну.

Концертный марш

Ведущий: В обычный лес ходят по ягоды, по грибы, по орехи. А мы пойдем в волшебный лес по загадки.

В лес пришел – не хмурь лица.

Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Выходят две команды на сцену.

Выходит Фея из тьмы.

Фея: Явились, красавчики, не запылились. Ну-ну, сейчас посмотрим, какие вы молодцы-удальцы!

Давайте честно соревноваться, я буду вопросы задавать, а вы на них отвечать. Договорились?

А чтобы все было по-честному, судить нас будет Совет Мудрейших, согласны?

Природа: Хорошо, Фея, мы согласны, а вы ребята будете у нас Бюро добрых услуг. Если вдруг понадобится ваша помощь, то вы сразу нам ее окажете. Хорошо?

Фея: Ладно, ладно, давайте начнем. А то у меня и без вас дел много. Для начала давайте знакомиться.

У крокодила есть друзья,
И есть подруги у ворон.
А у меня одни враги-и-и,
Одни враги со всех сторон.

Отчего так не любят меня,
Ни понять, ни простить не могу!

Я, видно, слишком уж добра,

И за такую доброту,

В ответ я слышу клевету.

А я всегда во всем права,

И мне на всех даны права.

Из них тогда и выйдет прок,

Когда покроет все вокруг

Тьма, тьма, тьма.

Теперь вы про меня все знаете. А вы кто такие?

  1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

Фея: Ну, а теперь давайте разомнемся.

А чтобы не было обидно, кто будет начинать, я знаю считалку:

Я - зверёк,
И ты - зверёк,
Я - мышонок,
Ты - хорёк,
Ты хитёр,
А я умён.
Кто умён -
Тот вышел вон!

  1. РАЗМИНКА

Природа: Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.

ЗАГАДКИ:

  1. Кто на себе лес носит? (ОЛЕНЬ)
  2. Летит – воет, сядет на землю – роет? (ЖУК)
  3. Какое насекомое слышит ногами? (КУЗНЕЧИК)
  4. Какое значение имеет листопад? (ДЕРЕВО ГОТОВИТСЯ К ЗИМНЕЙ ЗАСУХЕ)
  5. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У ОДУВАНЧИКА, ТОПОЛЯ, ИВЫ)
  6. Какие животные помогают распространять семена? (ПТИЦЫ, МЫШИ, МУРАВЬИ, БУРУНДУКИ)

Фея: Ну, ладно, так и быть, отпущу я тех, кого вы верно угадали. Но не думайте, что и дальше вам будет также легко. Сейчас я такое придумаю, такое наколдую, такое… А ничего я придумывать не буду, я просто проверю у вас домашнее задание. Вот вы, наверное, чего боитесь. Да, небось и не делали его, как всегда. Давайте-давайте посмотрим.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание было дано заранее. Подготовить проект-плакат на экологическую тему:

« Маленькие тайны природы»

Защита проектов.

Фея: Ишь ты, опять справились. Вот уж не думала, не гадала, никак не ожидала, что в вашей школе такие мудрые ученики. Но меня не так трудно обмануть, сейчас я вам такое задам. Сейчас, сейчас вот только посмотрю за свой пенек, что у меня там.

О! Вот замечательно, ни за что не следите и погибнет тогда ваша ПРИРОДА без своих друзей.

  1. КРОССВОРДЫ
  1. Словно царскую корону,
    Носит он свои рога,
    Ест лишайник, мох зеленый,
    Любит снежные луга.
  2. На овчарку он похож:
    Что ни зуб - то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть.
  3. Посмотрите-ка какая,

Вся горит как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

  1. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

5. Возле ёлок из иголок

Летним днём построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

6. Меньше тигра, больше кошки,

На ушах – кисточки-рожки.

С виду кроток, но не верь,

Страшен в гневе этот зверь.

Фея: Нет, вы только посмотрите на них, все знают, все умеют. Но вы меня не проведете. Я знаю, почему вы такие смелые и умелые. Это потому, что вы вместе, а ну-ка, я вас сейчас разделю. Выходите по одному. Тогда и посоревнуемся.

Природа: Хорошо Фея, но тогда давайте соревноваться на равных. Давай ты тоже будешь участвовать.

Фея: Пожалуйста, я ничего не боюсь.

Природа: Внимание! Сейчас перед вами произойдет грандиозное соревнование, в котором участвуют 2 капитана и Фея Тьмы.

  1. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Ведущий: Дорогие друзья! Находясь в природе во время экскурсий, прогулок, походов, оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир, который нас окружает. Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, поле, на лугу, реке и в других местах? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так.

Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе.

Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак.

Задание для капитанов . Как вы объясните друзьям, что это за знак и для чего он нужен?

Первый знак. Правило первое:

Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.

Второй знак. Правило второе:

Не топчите цветы и грибы! В лесу старайся ходить только по тропинкам. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.

Третий знак. Правило третье:

Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Костёр служит мощным источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья, находящиеся неподалёку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.

Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остаётся незамеченной маленькая искорка.

Четвёртый знак. Правило четвёртое:

Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.

Пятый знак. Правило пятое:

Не рвите цветов в лесу и на лугу! Любовь к цветам не должна выражаться в истреблении растений. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет, а до цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет! Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.

Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы.»

Шестой знак. Правило шестое:

Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.

Седьмой знак. Правило седьмое:

Не разоряйте муравейники! Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться

пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Всего за 1 час муравьи берут в «плен» на 0,4 га леса вокруг муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10% листьев, значит, гибнут деревья. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает в день 7 200 гусениц дубовой листовёртки, 3 500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожаров. Они быстро гасят непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.

Восьмой знак. Правило восьмое:

Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы . Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.

Девятый знак.. Правило девятое:

Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет.

Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.

Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.

Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!

Ведущий: Да, именно наедине со своей совестью остаётся человек, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте. Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Фея: Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»

Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть живёт соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

  1. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Ведущий: Мы познакомили вас с основными правилами поведения в природе: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить! А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуаций, которые могут вам встретиться в природе.

1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?

2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?

3. Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.

4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажите по этому поводу?

5. Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята обламывают побеги черники. Ваше отношение к этому.

6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?

  1. Вы увидели в лесу ребят, которые сильно шумели, громко включали музыку. Ваши действия.

Природа: Ну что, Фея, как тебе нравятся мои помощники. Всех моих друзей выручили.

Фея: Да, оказывается, когда вы вместе вы непобедимы. Придется мне освободить всех и дружить с вами. (Дерево на сказочной поляне полностью оформляется)

Ведущий: Надеюсь, вы навсегда запомните правила поведения в природе и будете их выполнять. А сейчас мы хотим вам вручить памятки по охране природы.

Ведущий: Надо всем ребятам объединиться и оказывать помощь природе: развешивать скворечники и кормушки для птиц, очищать берег местной реки, озеленяют территорию школы.

Велика сила доброго примера. И пусть каждый из вас выступает примером дружелюбного отношения к природе, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ.

Звучит песня «Гимн Природе» на мотив «Солнечный круг».

Против стрельбы, против беды

Встанем за нашу планету.

Звери навек, счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Приложение 1

ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.

Приложение 2

ПЛАКАТЫ СО СЛОВАМИ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знаньем и умом.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек.