Фцкм занятия в средней группе домашние животные. Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему: конспекты по фцкм

Организация: МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым

Учить детей логически мыслить.

Закрепить знания детей о природе России.

Вызвать чувство восхищения красотой русской природы.

Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.

Выделять основные признаки предметов.

Вызвать интерес к предметному миру.

Закрепить с детьми обобщающее понятие «транспорт».

Закреплять умение выделять различные признаки предметов.

Находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

Сегодня у нас в гостях кукла Мирана. Она живет в стране Кукландия. Марина не знает в какую страну она попала. Ребята, в какой стране мы живем? (в России)

Ребята, я вам принесла очень красивые картины, давайте их рассмотрим.

Что вы видите? (лес)

Как вы догадались что это лес?(много деревьев)

Названия каких деревьев вы знаете? (береза, ель и т. д.)

В лесу живут много диких животных. Там много ягод, грибов. Посмотрите, дети, какой красивый лес. В таком лесу легко дышится.

Посмотрите на другую картину.

Что вы видите? (деревья, река, горы)

Что делают дети? (купаются)

Посмотрите на эти картины еще раз. Обратите внимание, какая красивая природа в нашей стране.

Мирана, понравилась тебе наша природа?

2. Воспитатель:

Посмотрите, что –то лежит на столе. Это мешочек, но не простой, а чудесный. Давайте посмотрим что там есть.

Что ты достал? (карандаш)

Какого он цвета? (зеленого)

Да, как будто этот карандаш одет в зеленную рубашку.

У карандаша два конца, один тупой, а второй? (острый)

Где карандаш носиком проводит, там след кладет.

Что ты достал? (ложку)

Ложка какая? (большая)

Зачем она нужна? (чтобы кушать)

Третий ребенок достает мыло.

Что ты достал? (мыло)

Проведи ручкой по нему, какое оно? (гладкое)

А теперь понюхай мыло, оно пахнет? (мыло пахнет, можно сказать оно душистое)

Следующий ребенок достает предмет.

Что ты достал? (матрешка)

Сколько у тебя в руке матрешек? (одна)

Как можно играть с матрешкой? (ее можно раскладывать)

Все матрешки похожи друг на друга, они в одинаковой одежде

Из чего сделаны матрешки? (из дерева)

Пятый ребенок достает из мешочка мяч.

Что ты достал? (мяч)

Какой мяч? Что ты можешь сказать о нем? (резиновый, круглый, цвет мяча)

Мирана, обрати внимание, что все вещи разные. Их создали взрослые люди, чтобы мы могли пользоваться ими.

Ребята, как нужно обращаться с предметами? (бережно, аккуратно)

Физ. минутка:

О чем поют воробушки (шагают на месте)

В последний день зимы (руки в стороны, на пояс)

Мы выжили, мы выжили (прыгают на месте)

Мы живы! Живы мы! (шагают на месте)

3. Воспитатель:

Ребята, подойдите к столу.

Что вы видите? (машины)

Скажите, зачем нужны машины? (чтобы перевозить людей и грузы)

Как можно назвать одним словом эти машины? (транспорт)

Скажите, для чего людям нужен транспорт? (чтобы перевозить людей и грузы)

Итак, мы знаем, что все то, что служит для перевозки людей и грузов, называется транспорт.

А сейчас посмотрим, сможете ли вы отличить транспорт от других предметов.

Воспитатель к картинам с транспортом добавляет картины с изображением крана, экскаватора, асфальтного катка.

Дети разделяют картины на две группы: «транспорт», «спец. техника»

Ребята, Миранаговорит, что ей пора домой, ей только что позвонили.

Мирана, а ты запомнила, в какой стране живут наши дети?

Дети, давайте напомним Миране. (в России).

В России очень красивая природа. Много лесов, рек, лугов, полей и т. д.

В конце занятия дети подводят итог: живут в России, природа красивая и богатая. Много разных видов транспорта. Русский народ своими руками создал много полезных вещей.

Конспект по ФЦКМ в средней группе «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь»

Цель :

Задачи:

Обучающие: Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду; Закреплять умения отвечать на вопросы. Прививать детям любовь к своему детскому саду;

Развивающие: Развивать связную речь; Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников детского сада по имени и отчеству;

Материалы : Общий вид детского сада, группы, музыкального и спортивного залов, медицинского кабинета и кухни. Лист ватмана, на котором схематично изображен детский сад.

Ход НОД.

Воспитатель : Детки, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Таня. Она будет жить в кукольном уголке вместе с другими игрушками, но сначала кукла Таня хочет познакомиться со всеми ребятами и узнать, как можно больше о детском саде, в который она попала из игрушечного магазина. Ребята, давайте по очереди называть сваи имена» (на своем примере показываю - Меня зовут Наталья Николаевна, куклу зовут Таня и т.д. Когда дети закончат представляться, поблагодарить их от имени куклы.)

Ребята, а сейчас наша кукла очень хочет узнать, Что же такое детский сад?

Воспитатель : Наш детский сад-это большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывают помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. В нем работаю люди разных профессий. А каких именно мы с вами сегодня поговорим.

Воспитатель : Ребята любите ли вы свой детский сад?

Дети : Да, мы любим свой детский сад!

Воспитатель : А что вы в нем делаете?

Дети : Играем, занимаемся, трудимся!

Воспитатель : Много ли у вас друзей в детском саду?

Дети : мы все здесь друзья!

Воспитатель : Дети, давайте подойдем с вами к мольберту, на котором изображен наш детский сад, но только схематично. Я вам предлагаю ответить на вопросы, а для помощи, каждый ответ есть на фотографиях, которые лежат на столе. Затем нужную фотографию мы прикрепим на ватман в свое окошечко.

Воспитатель : Чего в детском саду много?

Дети : Групп, детей, взрослых, игрушек.

Воспитатель : Какая наша группа?

Дети : Большая, светлая, красивая, уютная.

Воспитатель : Что делают ребята в группе?

Дети : Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются.

Воспитатель : Ребята, а на каком этаже расположена наша группа?

Дети : На первом этаже.

Воспитатель : А теперь я загадаю вам загадки, а вы попробуйте ответить. И помните, что все загадки о профессиях, которые есть у нас в детском саду.

Воспитатель : Нас научит, воспитает :

Нет надежней этих рук!

Обо всем на свете знает,

Нам она, как добрый друг.

Нам расскажет о морях,

О лесах и о зверях.

Усадив ребят в кружок

Прочитает всем стишок

Дети : Воспитатель!

Воспитатель : Как зовут ваших воспитателей? Молодцы детки, все правильно. Слушайте дальше.

Воспитатель : Воспитателю поможет

Ведь за нами - глаз да глаз.

Пыль протрет, и пол помоет,

По часам накормит нас.

Дети : Младший воспитатель

Воспитатель : Как зовут вашего младшего воспитателя?

Воспитатель : Ребята, какие помещения, кроме групповых комнат хорошо вам знакомы?

Дети : Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет.

Воспитатель : Давайте вспомним кого и как зовут (дети с помощью воспитателя вспоминают имена специалистов).

Воспитатель : А на каком этаже находится спортивный зал?

Дети : На третьем этаже.

Воспитатель : Что вы делаете на занятиях физкультуры?

Дети : Бегаем, прыгаем, делаем зарядку, бросаем мяч в кольцо и т. д

Воспитатель : На каком этаже находиться музыкальный зал?

Дети : На втором этаже.

Воспитатель : А что вы делаете на музыкальном занятии?

Дети : Поем песни, танцуем, играем на музыкальных инструментах, играем в игры и т. д

Воспитатель : Молодцы ребята вы правильно отвечаете на все вопросы, кукле Тане очень нравится.

Физкультминутка «Зашагали ножки весело по кругу»

1) Зашагали ножки весело по кругу

Раз, два, три, здравствуй говори

Раз, два, три Руку мне пожми.

2) Побежали ножки весело по кругу

Привели нас ножки по дороге к другу

Раз, два, три, Головкой поклонись

Раз, два, три, Мило улыбнись

3) Поскакали ножки весело по кругу

Привели нас ножки по дороге к другу

Раз, два, три хлопай веселей

Раз, два, три, Обнимись скорей!

Воспитатель : А на каком этаже находится медицинский кабинет?

Дети : Медицинский кабинет находится на первом этаже.

Воспитатель : Что делает мед.сестра?

Дети : Она делает прививки детям, измеряет рост и вес, оказывает первую помощь и т. д

Воспитатель : Ребята, а кто нам готовит кушать? (Повара) А что они готовят?

Дети : Они готовят для нас вкусные завтраки, обеды и полдники.

Воспитатель : На каком этаже находится кухня?

Дети : Кухня находится на первом этаже.

Воспитатель : Молодцы ребятки, вы правильно ответили на все вопросы. Ребята в нашем детском саду много работников, все они трудятся для того, чтобы детям было хорошо; Кукле Тане было, весело у нас и она хочет остаться в нашей группе с другими игрушками, ей понравилось, как все дети с большим интересом рассказывали о своем любимом детском саде. Ну а об оставшихся профессиях мы поговорим на следующем занятии.

Конспект ФЦКМ в средней группе «Расскажи о любимых игрушках»

Цель: Формирование представления у детей об игрушках и их назначении.

Задачи:

Обучающие: Учить определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним)

Продолжить учить детей давать описание внешнего вида предметов, употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны. Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие: Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы:

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, чтение стихов.

Материал:

  • игрушки для описания: машина, мишка, кукла, мяч, матрёшка, неваляшка и др.
  • загадки об игрушках
  • стихотворение: «Пусть игрушки дружат с нами»
  • корзина
  • Схема составления рассказа об игрушках

Предварительная работа:

Рассматривание игрушек, словесные игры, чтение стихотворения

Ход НОД:

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Как можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас) .

Давайте пригласим Мишкиных гостей. Достаю корзинку из-под стола.

Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?» .

Воспитатель: Ребята, гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки:

Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

(Мяч)

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые.

(Кукла)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

(Матрешка)

Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.

(Машина)

Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (мяч, машина, кукла, матрёшка) .

Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки) .

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Мишке? (Да) .

Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) .

По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные)

По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .

Воспитатель: У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов.

Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .

Из железа? (Железные) .

Из дерева? (Деревянные) .

Из меха? (Меховые) . Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые.

Воспитатель: Молодцы. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, Мишка нас пригласил поиграть.

Физминутка «Мишка с куклой ножкой топают…»

Воспитатель: Мишке так понравилось с нами играть. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

Дидактическое упражнение «Один - много»

Хорошо, когда игрушек много: всем хватает, можно выбрать (каждый ребенок выбирает себе игрушку) . Давайте поиграем в игру. Из одной игрушки словами будем делать много.

Например: «Одна рыбка – много рыбок» (Дети называют единственное и множественное число своей игрушки) .

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят игрушки – 5-6 шт. Давайте посчитаем, сколько их. Сосчитали. Дети отворачиваются. Воспитатель убирает один, два или три предмета и предлагает детям отгадать, чего не стало: "Раз, два, три - посмотри. Чего не стало?" Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: А сейчас я Вам прочитаю стихотворение про одну игрушку:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Жалко вам зайку? Будете разбрасывать свои игрушки? Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

  • Не бросать их на пол, на них могут наступить.
  • Не кидаться игрушками.
  • После игры класть на место.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места.

Конспект по ФЦКМ в средней группе «Осень в гости к нам пришла»

Цель: Формирование представления у детей об окружающем мире.

Задачи:

Обучающие: Закрепить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья;

Развивающие: Развивать активный словарь, память, внимание, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Материал : картина с изображением осени , игрушка – заяц, засушенные листья.

Ход НОД.

1. Беседа с детьми по теме: «Осень». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и просит назвать, какое время года сейчас. Затем уточняет:

После, какого времени года наступает осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , жизни зверей и птиц?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Какая погода бывает осенью ? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель поясняет, если идёт дождь - дождливая, дует ветер - ветреная, если на улице холодно – холодная и т. д.

2. Дидактическая игра «Исправь ошибки » . В гости к детям приходит зайчик здоровается с детьми, предлагает поиграть в игру.

- Осенние месяцы – сентябрь , октябрь, ноябрь?

- Осенью погода ясная , солнечная, тёплая?

Когда бывает такая погода : в начале или конце осени ?

Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии?

Осенью дети надевают куртки и сапоги?

Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?

3. Пальчиковая гимнастика «Осень в гости к нам пришла».

Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла : листик клена, (Загибают пальцы по очереди

Лист рябины, лист дубовый, начиная с мизинца)

Лист осины, лист березы.

Вот осень хороша , просто – чудо. (Дети сжимают и разжимают пальцы)

4. Дидактическая игра «Угадай и назови дерево» . Заяц сообщает детям, что по дороге в гости он собрал много разноцветных красивых листочков, только не знает, с каких деревьев они опали. Воспитатель предлагает помочь зайчику угадать дерево по опавшим листьям. Воспитатель показывает листья, а дети называют дерево, затем воспитатель уточняет, если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины) . Зайчик благодарит детей, прощается уходит.

5. Хоровод «Листик желтый, листик красный»

Рефлексия: о чем сегодня мы говорили? Что вы узнали об осени ? Кто приходил к нам в гости? В какие игры играли? Что понравилось больше всего?

Конспект по ФЦКМ в средней группе «Есть у нас огород, посмотри, что там растет»

Цель: Формирование представления у детей об овощах.

Задачи:

Обучающие: Учить детей описывать овощи по характерным признакам (цвет, форма, величина. Закреплять знания об обобщенном понятии «овощи», закреплять знания геометрических форм, учить соотносить предмет с соответствующей геометрической формой, закреплять знания цветов.

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление при отгадывании загадок, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к природе и всему живому.

Материал: муляжи овощи: картошка, капуста, огурец, помидор, лук, наглядный материал.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, этой осенью я собрала очень маленький урожай овощей. И я пригласила вас сюда, чтобы вы помогли мне. Хочу вас проверить, знаете ли вы что растет на грядках. А для этого буду загадывать очень сложные загадки! Попробуете найти отгадку в моей корзинке.

Отгадывание загадок сопровождается показом муляжей овощей.

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать. (картошку) Молодец!

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький. (лук) Правильно, лук!

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор) Умница!

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленный,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой? (Огурец) Конечно же, это огурец. Молодец!

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня ищи! (Капуста) Молодцы, ребята, отгадали правильно.

Воспитатель: Вы меня порадовали своими ответами. Очень сообразительные. Ребята, как можно одним словом назвать лук, помидор, картофель, огурец? (овощи) Правильно! Приглашаю вас к себе в лабораторию, где мы познакомимся с овощами поближе. Давайте соберем их в корзинку и пройдем к столу.

2. Беседа «Что растет на огороде?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что растет на огороде? Какие овощи растут под землей? (дети рассматривают картинки) Какие растут над землей? Что у них общего?

Дети: Есть корень, стебель, листья, плод.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: Разные по форме, разные по величине, разные по цвету.

3. Речевая игра «Опиши предмет» (цвет, форма, величина)

4. Физминутка «В огороде рос подсолнух»

В огороде рос подсолнух, вот такой, вот такой. (вытянуться вверх)

В огороде рос подсолнух с ярко-желтой головой. (обхватить голову руками)

Головой он так вертел, все увидеть сам хотел. (крутить головой влево, вправо)

Что подсолнух видел там, он потом расскажет нам. (под козырек, палец вверх)

5. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Воспитатель на столе перед детьми раскладывает 4-5 картинок с изображением овощей. Дети запоминают, что изображено на картинках, закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и угадывают какого овоща не стало.

6. Хоровод «Есть у нас огород»

Рефлексия

Конспект по ФЦКМ в средней группе на тему «Фрукты радость для ребят»

Цель : Формирование представления о том, что такое фрукты и где они растут.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты, закреплять знания цветов;

Развивающие: Развивать логическое мышление, развивать потребность создавать что-то своими руками;

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, желание доставить радость персонажу.

Материалы и оборудование : муляжи овощей и фруктов, две тарелки, корзина, письмо; основа для коллективной композиции – 2 листа ватмана с изображением яблони и грушевого дерева без плодов, салфетки желтого и красного цвета; шаблоны яблока и груши (по количеству детей) ; клей, салфетки;

Предварительная работа : рассматривание изображений фруктов и овощей; игры «Чудесный мешочек» , «Назови ласково» , «Разложи в корзины» ; наблюдение за фруктовыми деревьями в саду.

1. Организационный момент

Дети стоят в кругу или свободное построение. Раздается стук в дверь. Входит взрослый, говорит, что почтальон принес посылку от Незнайки для ребят нашей группы.

В : Спасибо! Ребята, давайте прочитаем! (читает письмо)

«Дорогие ребята, у меня сегодня день рождения! Я хочу вас порадовать и отправляю вам гостинцы – корзину с фруктами. Угощайтесь на здоровье!»

В.: Ребята, посмотрим, какие фрукты отправил нам Незнайка. (Воспитатель открывает корзину, а там овощи) . Что же это, фрукты или нет?

Дети : Нет, это овощи.

В.: Назовите, какие овощи лежат в корзине?

Дети : перечисляют овощи.

В.: Незнайка ошибся, он не знает, что такое фрукты. Что же делать?

Дети : помочь Незнайке, научить.

В.: Давайте пригласим Незнайку и расскажем ему, какие бывают фрукты.

Появляется Незнайка.

В.: Здравствуй, Незнайка, ты же все перепутал. Ты нам прислал овощи, а не фрукты. Хочешь узнать все о фруктах?

Н.: Конечно.

В.: Мы с ребятами тебе объясним. Сейчас мы поиграем в игру «Овощи и фрукты» , чтобы ты научился различать их.

2. Игра «Овощи и фрукты»

На столе (на подносе) лежат фрукты и овощи. Их надо разложить на две тарелки.

В.: В одну тарелку мы положим фрукты, а в другую – овощи. (Дети выходят по одному и кладут в нужную тарелку) .

В.: Ну, вот, Незнайка, наши ребята помогли тебе. Больше не путай овощи с фруктами.

Н.: Мне мой друг Знайка отправил задания, и я не знаю, как ответить правильно. Может, вы сможете сделать?

В.: Ребята, попробуем?

3. Игра «Что лишнее»

В.: Ребята, посмотрите, на картинки и скажите, какой предмет лишний? Почему?

4. Игра «Что где находится»

В.: Ребята, скажите, где находится банан?

Дети : Под яблоком, над грушей.

В.: Где находится ананас?

Дети : под бананом, над лимоном.

В.: Где находится гранат?

Дети : Под яблоком, над апельсином.

5. Гимнастика для глаз

Раз, два, три, четыре, пять,

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе - лимон –

Фруктовый господин-барон,

Справа - яблоко в корзине.

Его купили в магазине

Ну а снизу - апельсин,

На полу лежит один.

(Дети смотрят перед собой.

Дети смотрят влево.

Дети смотрят вправо.

Дети смотрят вниз.)

6. Дидактическая игра «Отгадай, какой фрукт»

В.: Ребята, а вот Незнайка никак не может запомнить названия фруктов, давайте ему поможем.

Большое, круглое, красное, сладкое, сочное – это … (яблоко) .

Большой, оранжевый, круглый, сочный – это … (апельсин) и. т. д

Давайте попробуем вместе описать банан. Назовите его форму, цвет, вкус.

Дети : Большой, желтый, длинный – это (банан) .

7. Игра «Какой сок? Какое варенье?

Н.: У меня большой урожай фруктов и я не знаю, что с ними делать.

В.: Ребята, может вы знаете, как надолго можно сохранить фрукты?

Что можно приготовить из фруктов?

Дети : Варенье, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.

Молодцы.

Назовите сок из яблок. Он будет какой? - Яблочный.

А сок из груши? - Грушевый.

Сок из апельсинов? - Апельсиновый.

Сок из ананасов? - Ананасовый.

А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? - Ассорти.

Незнайка загрустил.

В.: Незнайка, что с тобой?

Н.: У меня сегодня день рождения, а мне ничего не подарили.

В.: Ребята, что же нам делать, как развеселить Незнайку?

Дети : Надо сделать подарок.

В.: А что можно ему подарить? (ответы детей) .

В.: Давайте подарим ему картину «Фруктовые деревья» .

Показ воспитателем

На столе два листа ватмана с изображением яблони и грушевого дерева без плодов.

Дети подходят к столам, скатывают шарики из салфеток и наклеивают на шаблоны яблока или груши. Затем свои работы наклеивают на дерево.

Рефлексия

Конспект в средней группе по ФЦКМ «У медведя во бору грибы, ягоды сорву»

Цель : Формирование представления у детей о лесных ягодах и грибах.

Задачи :

Обучающие : Закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе, формировать представление о растениях леса: ягодах и грибах.

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Расширять представление о пользе витаминов для человека и грибов.

Материал : Иллюстрации с деревьями: рябина, береза, ель, грибов и ягод.

Муляжи грибов.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Ребята, я хочу отправиться в лес. Вы хотите пойти со мной?

Но только сначала надо пройти по узкой тропинке, идем по кругу, перешагиваем через кочки, отодвигаем ветки деревьев.

2. Беседа по картинкам о съедобных и несъедобных грибах.

Вот и дошли мы до полянки, смотрите вокруг как тут красиво! А сколько пенечков в лесу, предлагаю всем занять свои места.

Ой, кто - то шуршит и фырчит? идет по травке кто же это (Ежик)

Здравствуйте ребята! Здравствуй ежик.

Ежик что - то хочет нам сказать давайте послушаем его.

Я хочу вам рассказать, как нам осенью живется в лесу.

3. Физминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

4. Беседа о по картинкам о ягодах.

В нашем лесу зайчики, белочки, мишка любит рвать ягоды.

Какие ягоды вы знаете в лесу? Есть ягоды, которые нельзя есть - несъедобные, и которые можно- съедобные.

А еще ягоды очень полезные и вкусные. В них много витаминов.

Я пойду ребятки к маме - ежихе и она меня уже потеряла наверно.

Пока.

5. Речевая игра «Назови ласково» (с мячом)

6. Подвижная игра «У медведя во бору».

Рефлексия

Дети садятся за столы и раскрашивают раскраски с грибами и ягодами.

Конспект по ФЦКМ в средней группе «Одежда»

Программное содержание:

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.

Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.

Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.

Дидактическое обеспечение занятия : Иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы; образцы картинок с изображением куклы; лоскутки разных видов ткани (лён, хлопок, шерсть).

Предварительная работа:

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?».

Ход НОД:

Воспитатель:

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Дети: одежда

Воспитатель: Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.

Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (сундучок) Этот сундучок не простой, в нём находятся волшебные предметы (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, для чего нужны эти вещи?

Дети.

Чтобы шить,

Чтобы делать одежду,

Чтобы пришивать, что-нибудь.

Воспитатель. Молодцы! Благодаря этим предметам мы может шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.

Посмотрите, вот мы и очутились с вами в прошлом, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте.

Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но растениями можно не только любоваться

Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и вера.

Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев?

Дети.

Потому что зимой холодно,

Мы замерзнем,

Нам будет холодно, и мы будем болеть.

Воспитатель: Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животные не боятся ни ветра, ни дождя, ни холода. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек. Так появилась одежда из меха. В такой одежде было тепло зимой, но жарко летом, и она была неудобной.

Воспитатель. Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя. Но в этой одежде было неудобно ходить, заниматься спортом, играть, и делать разную работу, так как ткань спадала, и чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. Позже люди научились делать нити и из другого растения-хлопка, а из нитей - ткань. Получилась хлопчатая ткань. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани. (Воспитатель показывает образцы тканей.) мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.

Так стала появляться домашняя, рабочая одежда, одежда для занятий спортом. -После работы всегда хочется отдохнуть.

Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т.д.).

Дидактическая игра «Куда в какой одежде мы ходим?»

Физминутка

Нынче за окном мороз.
Чтобы мальчик не замёрз
Надеваем мы штанишки –
Будем бегать в них вприпрыжку.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Тёплые носки надень,
Раз такой морозный день!
Куртка – тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё тебе на ножки
Обуваем мы сапожки.
Обуваем мы сапожки,
Чтобы бегать по дорожкам!

Воспитатель: У вас на столах нарисованные куклы-мальчики и девочки. Они очень хотят носить красивую и удобную одежду.

Я предлагаю вам стать модельерами. Придумайте и дорисуйте одежду для кукол. Желающие дети кратко презентуют изготовленную одежду. Дети показывают кукол, в созданной ими одежде.

Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде.
- Как вы думаете, им будет удобно? Им нравится новая одежда?

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель раздает карточки:

Ножницы, нитки, молоток, пуговица.

Иголка, ножницы, стул, нитки.

Пуговица, нитки, стол, иголка.

Нитка, иголка, шкаф, ножницы.

Воспитатель. - Молодцы, ребята, вот и заканчивается наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза.

Вокруг вас я обойду, в садик вас верну.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Рефлексия

Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? (в прошлое одежды).

Что нового вы узнали пока были в путешествии?

Дети.

Узнали, из чего раньше делали одежду,

Воспитатель. -Правильно, молодцы, ребятки.

Конспект по ФЦКМ в средней группе «Я их чищу, берегу, по дорожке в них бегу»

Цель : Обобщение знаний детей об обуви.

Задачи :

Расширять представление детей об окружающем;

Формировать знания о назначение обуви и её частей;

Формировать умение классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя;

Расширить словарный запас;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Оборудование : обувь натуральная и на картинках

Ход НОД

1. Организационный момент

Перед началом занятия рассматривается обувь, в которой дети пришли в детский сад.

2. - К нам в гости пришел сегодня Крош. И он мне рассказал, что у него случилась беда. Сейчас на улице стало холодно и он не знает, какую обувь ему нужно обувать. Мы поможем ему разобраться?

Какое сейчас время года? А какую обувь нужно обувать осенью? (Ботинки, сапоги)

Чем отличаются ботинки от сапог? (сапоги высокие, а ботинки короткие)

Какую обувь мы обуваем, когда идет дождь?

Что мы обуваем зимой? (зимние сапоги, валенки) Весной? Летом?

Посмотрите, из каких частей состоит обувь? (подошва, каблук, носок, ремешок, шнурок, застежка и т. д)

А как называется обувь, в которой мы ходим на улице? (уличная)

Как называется обувь, в которой мы ходим дома? (домашняя)

Как называется обувь, в которой ходят дети? (детская)

Все мы привыкли к обуви. Она кажется такой обыкновенной, будто она была у человека всегда. Но нет не всегда!

Давайте попробуем, как это первобытные люди ходили по острым камням без обуви?

(Дети проходят по каменной дорожке с одной раздетой ногой.)

Какие у вас ощущения? (колко, больно, неприятно, неудобно) .

А для обутой ноги? (легко, свободно, уверенно)

3. Пальчиковая игра

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

4. Игра «Что лишнее?» (сандалии, сапоги, шапка, тапочки) и т.д.

5. Физминутка – Каблучок

1. На носок, на носок
Каблучками топнем
Поворот, поворот
И три раза хлопнем
Шаг назад
Шаг вперед
Дали руку другу

Далее на проигрыш дети идут по кругу
2. Топ, да топ,топ, да топ
Топают сапожки
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп хлопают ладошки
Покачали головой
Дали руку другу
Вместе весело пойдем по большому кругу
Проигрыш идут.
3. А теперь все в кружок дружно соберемся
Подмигнем все разок
Да и разойдемся
Раз хлопок, два хлопок дали руку другу
Вместе весело пойдем по большому кругу

Крош: Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы, много знаете и многому меня научили. Ну а мне пора возвращаться домой.
5. Рефлексия

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Что интересного вы узнали?


Цель: систематизировать знания детей о детском саде.

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к детскому саду, уважения к сотрудникам детского сада, к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский районРеспублики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «ФЦКМ»

Тема: «Наш любимый детский сад»

Возрастная группа: средняя

Выполнил: воспитатель

Мухамадуллина З.Г.

стаж в данной должности: 10 лет

г. Туймазы, 2016 г.

Цель: систематизировать знания детей о детском саде.

Задачи:
Образовательные: способствовать обучению эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния.
Развивающие: способствовать развитию фразовой речи, логического мышления, умения понимать смысл загадки, находить отгадку.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к детскому саду, уважения к сотрудникам детского сада, к труду.

Интегрированные области: речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства: мультимедийная установка: слайды с фотографиями детского сада, группы, сотрудников, атрибутов, необходимых для каждого из сотрудников.
Предварительная работа: беседа о детском саде, знакомство с сотрудниками.

Ход ООД.

Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.
Начиная день с улыбки

Все получится у нас!

Воспитатель: садитесь дети на свои места.
Послушайте мою загадку.
Туда хожу я каждый день

Так нужно, даже если лень.
Я всех уже ребят там знаю.
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад

Там мой любимый….

Ответы детей: д етский сад.

Воспитатель: давайте, мы расскажем о нашем детском саде.
(Слайд №1. Здание детского сада).

Воспитатель: что это за здание?

Ответы детей: н аш детский сад .

Воспитатель: как называется наш детский сад?

Ответы детей: Ч улпан .

Воспитатель: в каком городе находится наш детский сад?

Ответы детей: в городе Туймазы .

Воспитатель: а какое это здание?

Ответы детей: д вухэтажное, большое .

Воспитатель: а это что изображено на экране?
(Слайд №2. Группа)

Ответы детей: н аша группа .

Воспитатель: как называется группа?

Ответы детей: Теремок.

Воспитатель: на каком этаже находится наша группа?

Ответы детей: н а втором этаже.

Воспитатель: как вы думаете, для чего нужны детские сады?

Ответы детей: ч тобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и папы на работе .

Воспитатель: а почему вам нравится ходить в детский сад?

Ответы детей: м ы играем, кушаем, спим, занимаемся .

Воспитатель: как дети живут в детском саду?

Ответы детей: д ружно, весело, интересно .

Воспитатель: дети, вы должны дружить друг с другом, заботиться, помогать друг другу, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроении.

Воспитатель: бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда миримся, то становится весело и мы улыбаемся.
(Слайды № 3, 4. Грустное и веселое лица)

Воспитатель: покажите, какое у нас бывает выражение лица, когда мы сердимся? А теперь покажите веселое выражение лица?

Воспитатель: дети, а давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселье.

Молодцы вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.

Воспитатель: Какое красивое название детского сада - «Чулпан». Кто знает, что значит это название?

Ответы детей: з везда .

Воспитатель: много людей трудится для того, чтобы детям в детском саду было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.

Люди каких профессий трудятся в нашем детском саду?

Ответы детей: в оспитатель, помощник воспитателя, заведующий, повар, медсестра .

Воспитатель: мы сейчас поиграем: я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. И если отгадаете, появится фотография. Только слушайте внимательно.
Детский сад веселый, славный!
Ну а кто здесь самый главный?
В кабинете кто сидит,
Всеми кто руководит?

Ответы детей: з аведующий .

Воспитатель: как зовут нашу заведующую?

Ответы детей: Эльвира Мансуровна .
(Слайд №5)

Воспитатель: заведующая заботится, чтобы в детском саду было красиво, уютно, чисто и было много игрушек.
Кто вас учит рисовать, строить, мастерить, играть?
Усадив ребят в кружок, прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется, почему Антон дерется?

Ответы детей: в оспитатель .
(Слайд №6)

Воспитатель: моя профессия называется «воспитатель»
Кто знает, почему она так называется?

Ответы детей: в оспитатель воспитывает детей .

Воспитатель: а как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно руки. Что еще я вас учу делать?

Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

Воспитатель: следующая загадка.

Кто же нам на стол накроет,

Подметет, пропылесосит?

Вымоет окна, стены, пол?

Протрет от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там

Все стояло по местам?

Ответы детей: п омощник воспитателя .

(Слайд№7)

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Расима Закиевна .

Воспитатель:

Приходит к нам в халате белом

Проверить, что у нас болит.

По плану сделает прививку

И витаминкой угостит.

Ответы детей: м едсестра .

(Слайд №8)

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Залия Румиловна .

Воспитатель:

С кем мы делаем зарядку,

Спортом занимаемся

Хоть с мячом, хоть с флажками

Ловко управляемся…

Ответы детей: ф изрук .

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Любовь Александровна .

Воспитатель:

На пианино нам играет,

На праздник зал наш украшает.

Научит петь и танцевать,

На ложках, дудочках играть.

Ответы детей: м узыкальный руководитель .

Воспитатель: как ее зовут?

Ответы детей: Зульфия Камилевна .

Воспитатель: вы большие молодцы, отгадали все загадки.

А теперь поиграем игру «Чей это предмет?».

Перед вами лежат картинки с предметами. Посмотрите внимательно, когда я назову профессию, для которой этот предмет нужен для работ, поднимите его.

Воспитатель: молодцы! Вы все сделали правильно.

Воспитатель: я хотела спросить, как вы думаете, какая профессия в детском саду самая нужная?

Дети рассуждают, чья же работа важнее и нужнее?

Воспитатель: одинаково важна и нужна работа каждого человека. И каждый старается выполнить свою работу как можно лучше.

Воспитатель: дети, о чем мы с вами сегодня говорили? А что вам больше всего понравилось на нашем занятии?


Сентябрь

Занятие №1. Явления окружающей жизни.

Тема: Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде, (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный зал, просторная кухня, медицинский кабинет, детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литература:

Стр 27.

Занятие №2. ПДД.

Тема: « Правила движения достойны уважения»

Программные задачи:

    закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;

    систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

    закрепить знания о наземном и воздушном транспорте;

    развивать наблюдательность, зрительную память;

    развивать умение отвечать полным ответом.

Литература: приложение к проекту «Дорожная азбука».

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Кто нам хлеб растит.

Программное содержание: Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 80

Занятие №4. Ознакомление с природой.

Тема: Прохождение экологической тропы.

Программное содержание: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Литература:

Стр34.

Октябрь

Занятие №1. Ознакомление с природой.

Тема: У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр31.

Занятие №2. Ознакомление с природой.

Тема: Что нам осень принесла?

Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр28.

Занятие №3. Природное окружение

Тема: Осенние посиделки (Беседа о домашних животных)

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр39.

Занятие №4. ОБЖ.

Тема: « В лес по грибы»

Программное содержание: Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: приложение к проекту «Лесные богатства».

Ноябрь

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Из чего состоит тело»

Программное содержание: формировать элементарное представление о строении тела человека; способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями; вызвать сознательное отношение к себе и другим детям; формировать представление о зож, умение и желание выполнять необходимые гигиенические правила.

Литература: приложение к проекту «Я в мире человек».

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Виртуальная прогулка "Что такое улица"

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжить закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать, свой адрес.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 31.

Занятие №3. Знакомство с социальной действительностью.

Тема: «Моя страна»

Программное содержание: дать детям представление о России, как о стране;

познакомить детей с символами России: флагом, гербом, гимном; активизировать словарь по теме.

Литература: приложение к проекту «Я- гражданин России»

Занятие №4. Явление окружающей жизни.

Тема: Семейные традиции

Программное содержание: Расширить представление о семье. Формировать представле ние о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 39

Занятие №5. Экология

Тема: Скоро зима! (Беседа о жизни диких животных в лесу)

Программное содержание: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 41

Декабрь

Занятие №1. Природное окружение

Тема: В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой)

Программное содержание: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 51

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: Петрушка – физкультурник

Программное содержание: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 29

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Новый год у ворот

Программное содержание: Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представле ние о празднике, его значении для людей.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 146

Занятие №4. Экология

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание: Расширять представления о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Литература: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 45.

Январь

Занятие №1. Явления социальной действительности

Тема: "Всемирный день «СПАСИБО».

Программное содержание: формировать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми; побуждать детей пользоваться правилами вежливого общения; развивать у детей интерес к устному народному творчеству посредством театрализации.

Литература: приложение к проекту «В мире вежливых наук»

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема : Народные праздники на Руси. Рождество

Программное содержание: Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к ис тории России, национальную гордость.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 155

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: « Такой разный транспорт»

Программное содержание: Формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины. Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других

Литература: приложение к проекту «Такой разный транспорт»

Занятие №4. Явления окружающей жизни

Тема: Мои друзья.

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 24.

Февраль

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Один дома».

Программное содержание: расширять знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка; развивать двигательную активность; формировать умение понимать и отгадывать загадки.

Литература: приложение к проекту «ОБЖ».

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: В мире стекла

Программное содержание: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 36

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Наша Армия

Программное содержание: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 37

Занятие №4.

Тема: Посадка лука

Программное содержание: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет) Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 55

Март

Занятие №1. Явления окружающей жизни

Тема: « Женские профессии».

Программное содержание: закрепление знаний детей о профессиях (врача, парикмахера, продавца, учителя, повара), об орудиях труда; обогащение и расширение словаря по теме «профессии» сложными словами; обучение составлению описательного рассказа с помощью схемы.

Литература: приложение к проекту «Международный женский день»

Занятие №2. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 59

Занятие №3. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Экологическая тропа весной

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Занятие №3. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 66

Занятие №4. Экология

Тема: «Птицы- наши друзья»

Программное содержание: Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Расширять знания детей о птицах родного края.

Литература: приложение к проекту «Всемирный день птиц».

Апрель

Занятие №1. Предметное окружение.

Тема: «Книга – лучший друг

Программное содержание: з акреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский); з акреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение); развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию; воспитывать бережное и аккуратное отношение к книгам.

Литература: приложение к проекту «Книга- лучший друг»

Занятие №2. Явление окружающий жизни

Тема: «Путешествие в космос»

Программное содержание: д ать детям элементарные представления о космосе; у чить объединяться в игре, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление ; воспитывать познавательную активность.

Литература: приложение к проекту «Мы- будущие космонавты».

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: Песня колокольчика

Программное содержание: Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Стр. 305

Занятие №4. ОБЖ

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Программное содержание: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Литература: перспективный план по обж (апрель).

Май

Занятие №1. Предметное окружение

Тема: Государственные символы Рос сии

Программное содержание: Познакомить с гимном России.

Закрепить знания: о Москве - столице нашей Ро дины; о гербе и флаге.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 326

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Этот День Победы

Программное содержание: Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сра жались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечест венной войны.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 316.

С 15.05 Мониторинг.

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) "Путешествие в лесу". Средняя группа

Задачи по образовательным областям:
1. Познавательное развитие: расширить и уточнить представления детей о лесных животных, расширить знания детей об особенностях внешнего вида и их повадок.
2. Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.
3. Речевое развитие: расширить и активизировать словарный запас детей.
4. Физическое развитие: развивать крупную моторику.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Обогащение словаря: берлога, логово, дупло, заяц-беляк, заяц-русак.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) Панно: «Что перепутал художник» (с изображением животных.) Картинки с изображением животных на каждого ребёнка, плакаты с изображением жилища животных. Музыка весеннего леса. Карточки: «Интересные факты из жизни животных».
Планируемый результат:
знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, белка);
умеет находить жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка), умеет находить способы решения проблемной ситуации.
сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;
проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;
умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы о животных В. Бианки, русские народные сказки о животных, «Зимовье зверей», рассматривание энциклопедий. Д/и «Назови детенышей», «Чей хвост, лапы, морда?»

Ход занимательной деятельности

Воспитатель вносит в группу письмо от Лунтика:
«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Лунтик. Я на луне. И вот однажды мама мне прочитала стихотворение «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, тропинки да низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый,
И родник с живой ключевой водой.
Ребята, мне очень понравилось стихотворение, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, про обитателей леса. Буду с нетерпением ждать вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, как нам поступить? (ответы детей)
А давайте мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку. А всё что мы там увидим, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Лунтику. Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду показывать картинки, а вы должны подумать и ответить хорошо это, или плохо.
Воспитатель показывает картинки и сопровождает их словами:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. (Звучит музыка)
Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вы попали в лес.
Представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка.
- Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? (просыпается природа, появляется травка, птицы поют, просыпается медведь и т.д.).
А вот на лесной полянке спрятались разные животные, но всё ли художник нарисовал правильно. (Дети находят ошибки художника.)
Теперь Лунтик будет знать, как выглядят разные животные.
Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
А знаете ли вы что: В наших лесах живут заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак немного крупнее зайца-беляка. Уши и хвост у зайца-русака более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый, с черной рябью, бока более светлые, а брюхо белое.
На зиму беляк надевает белоснежную теплую шубку, только кончики ушей остаются черными.
Живут зайцы в норках.
Летом зайцы любят кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив. Иногда кормятся сеном и корой фруктовых деревьев.
А этот зверь самый крупный и большой в наших лесах. А ещё он бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
В нашей стране живут два вида медведей – бурый и белый. А в наших лесах живет бурый медведь. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. А молока немного, так как медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и особенно осенью.
А вот почему медвежата рождаются зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Питается медведь разными ягодами, корешками, насекомыми, мелкими животными. А ещё он очень любит мёд.
Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка.)
А вот и белка на дереве притаилась. Белка грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому белку относят к грызунам. Дом белки – дупло на дереве.
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Лиса отличается поразительным умением приспосабливаться к самым разным условиям жизни и переменам в среде обитания. Некоторые даже научились жить в больших городах. Удивительная хитрость лисицы сделала ее героиней многих сказок и. Лисы питаются грызунами, червями, насекомыми, птицами и всеми типами меньших животных.
Лисы - в основном ночные животные и предпочитают охотиться ночью. Живёт лиса в норе, которую роет под камнем или кустом.
А про это животное говорят, что его ноги кормят. У него серая шерсть, острые зубы. И живут они в стаях.
Волк – хищное дикое животное. Он любит мясо, поэтому охотится на других животных.
Волчий «дом» называется – логово.
Послушайте, как живет маленький волчонок.
В волчьем логове глубоком
У волчицы спит под боком
Маленький волчонок,
Просит, есть спросонок.
Не опасен он пока,
Просит только молока.
А напьется – и опять
Будет очень крепко спать.
Поскорее подрастай,
Будешь бегать по кустам,
Логово устроишь сам
И волчаток заведешь,
За ягненком в хлев придешь.
Сколько нового узнает теперь Лунтик.
А сейчас давайте немного поиграем.
Как- то раз лесной тропой, звери шли на водопой
(идут по кругу)
- за мамой лосихой, топал лосёнок
(топают, высоко поднимая ноги)
- за мамой лисицей, крался лисёнок
(крадутся)
- за мамой ежихой, катился ежонок
(имитируют наматывание клубка)
- за мамой медведицей, шёл медвежонок
(шагают вразвалочку)
- за мамой белкой, скакали бельчата,
(прыжки вперёд)
- за мамой зайчихой, косые зайчата
(показывают руками длинные ушки)
- волчица вела за собою волчат
(маршируют)
Все мамы и дети напиться хотят.
А теперь, я хочу проверить, много ли вы узнали и запомнили о животных. Мы поиграем в игру «А что не так?»
Я буду читать описания животных, а вы будьте внимательнее, найдите ошибки, догадайтесь, о ком я говорю.
Этот заяц большой-большой, шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – прыг в берлогу и спит там до самой весны.
Я правильно про зайца рассказала? (Ответы детей) А про кого это рассказ? (ответы детей) Это рассказ про медведя. (выставляется картинка медведя)
Уши и хвост у волка более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
Волк любит кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывает кору с молодых осинок и ив. Иногда кормится сеном и корой фруктовых деревьев.
Я правильно про волка рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка зайца).
Лиса - проворная, запасливая, рыжая или серая, грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому лису относят к грызунам.
Я правильно про лису рассказала? А про кого это рассказ?
(выставляется картинка белки).
Это рыженькое животное, сильное, похоже на собаку, живёт в дупле.
Про кого я рассказала? А что перепутала? (выставляется картинка лисы).
Но вот наступает вечер, и всем животным пора отправляться по домам. Но кто где живёт. Давайте посмотрим и поможем животным добраться домой.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять картинку с изображением животного и «поселить» каждого в свой домик.
Ну, что ж, я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голоса
леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу. Кого вы видели в лесу? Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети. Что бы вы рассказали Лунтику? Как бы вы ему помогли? После прогулки можно нарисовать животных, и мы отправим рисунки и фильм Лунтику в подарок.