Что можно рассказать о детской железной дороге. Осторожно, за штурвалом дети! Рассказ о Детской железной дороге

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

лицей №11 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области.



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ:

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ:

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

Выполнил:

ученик 4 «Г» класса

Колиух Кирилл

2014 – 2015 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. Введение

1.1. Какую профессию я выберу?………………………………..…. 2

1.2. Актуальность исследования……………………….……………..3

1.3. Цель и задачи…..……………………………………………….......3

2. Основная часть

2.1.

………………………………………………………………………………… 4

2. 2.Новейшая история РДЖ……………………………………..……8

2. 3. Детские железные дороги……………………………………….11

2. 4. В мире фактов.…………………………………………………....12

3. Исследовательская часть……………………………………………14

4. Заключение…………………………………………………………....16

5. Список использованной литературы…………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Какую профессию я выберу?

На свете существует большое количество профессий: повар, шофер, космонавт, учитель, менеджер и многие другие. Каждая профессия хороша по-своему. Выбирая свой путь, нужно руководствоваться, прежде всего, своими стремлениями, тем, к чему тебя тянет, чем бы ты хотел заниматься и приносить пользу себе и обществу. Я, например, с раннего детства мечтал стать машинистом, как мой папа.

Мой папа водит поезда.

Папа очень ждет, когда

На железную дорогу

Сын придет к нему в подмогу.

Я мечтаю водить поезда. Мне кажется, что если однажды ощутишь власть над могучей техникой, ведущей за собой огромную вереницу вагонов с грузом или пассажирами, то уже не сможешь больше расстаться с ней. Такое впечатление, что сидишь и смотришь вперед, а поезд сам бежит по рельсам. Но это не так. В кабине машиниста стоит серьезное оборудование, и им не так легко научиться управлять. Мимо пролетают огоньки, такое впечатление, что состав летит. У машиниста очень ответственная работа, за его плечами люди и грузы.

Если мне удастся воплотить мечту в жизнь, то я стану железнодорожником в третьем поколении, как мой отец и мой дед.

1.2. Актуальность исследования.

Многие люди, отправляясь в дорогу, предпочитают поезд. Это удобное и достаточно быстрое средство передвижения. Конечно, поезда не могут двигаться со скоростью самолёта, зато они доставляют людей прямо в нужный им пункт и почти не зависят от капризов погоды.

Нужны ли были железные дороги в России? А если нужны, то какую дорогу лучше строить? Не станут ли железные дороги причиной ухудшения жизни людей? Какие перспективы развития есть у РЖД? Эти вопросы не утрачивают своей актуальности на протяжении многих десятков лет.

В настоящее время железные дороги занимают огромное место в жизни России, так как стали главным видом грузового и пассажирского транспорта, это кровеносные сосуды страны, которые соединяют её бескрайние просторы, обеспечивают доставку грузов и пассажиров от Калининграда до Сахалина, от Дагестана до Таймыра.

Данное исследование поможет мне найти ответы на интересующие меня вопросы, которые во многом определят мое будущее.

1.3. Цель и задачи

Цель исследования : проследить особенности развития железных дорог в прошлом и настоящем.

Задачи исследовательской работы:

Познакомиться с историей строительства первой железной дороги в России ;

Узнать о перспективах развития Российских железных дорог ;

Раскрыть понятие «детские железные дороги»;

Провести анкетирование обучающихся с целью выявления знаний о роли железных дорог в современном мире .

2. Основная часть

2.1. История строительства первой железной дороги в России

75 лет назад, 11 ноября (30 октября по ст.ст.) 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное от СанктПетербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

В тот день в газете "Ведомости" появилась заметка: "Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу многомного карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург Царское Село".

Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом СанктПетербурга, Царским Селом и Павловском.

Строительством дороги , профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.
Указ императора Николая I Сенату об утверждении "Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от СанктПетербурга до Царского Села с продолжением до Павловска" был опубликован 16 апреля 1836 года (по старому стилю).

1 мая 1836 года началось строительство железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 10 сентября заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. К 30 сентября рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска. В конце сентября провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села.

3 ноября 1836 года . Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, а оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена его сборка и проверка.
Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии. В составе поезда были вагоны четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся "берлинами": это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. "Дилижансами" называли мягкие крытые вагоны большей вместимости. Следующие классы были представлены открытыми повозками ("линейками"): повозки с крышами назывались "шарабаны", без крыши "вагоны". Вагоны не имели отопления и освещения.
По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Чтобы повысить провозную способность дороги, Герстнер решил использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Англии.

В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер. Протяжённость дороги составляла 27 километров; поездка заняла 35 минут, а обратная поездка - 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам это казалось фантастическим достижением.

В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам - паровая. Полный , а в мае движение поездов было открыто на участке СанктПетербург - Павловск.

В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвертого 80 и 40 копеек.

В 1837 году для первой в России железной дороги между СанктПетербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России - Витебский. В 18491852 годах по проекту архитектора Константина Тона построено каменное здание, просуществовавшее до начала XX века.

в стиле "модерн" (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).

Витебский вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг.

Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в 5 миллионов рублей (почти 10% этой суммы было потрачено на приобретение подвижного состава и рельсов). В 1838 году дорога , позволивший за пять лет окупить все затраты на строительство и на эксплуатацию всех транспортных средств.

В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав МосковскоВиндавоРыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм). Только шесть паровозов удалось переделать для русской колеи. Всего же за время самостоятельного существования для Царскосельской железной дороги было поставлено 34 паровоза.

В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда, совершившего в 1837 году первый в России рейс из СанктПетербурга в Царское Село.

2. 2.Новейшая история РДЖ


Железные дороги занимают огромное место в жизни России. Появившись в 1837 году, с первой линии Царское Село – Санкт-Пет ербург, железные дороги стали главным видом грузового и пассажирского транспорта.

В настоящее время Российские железные дороги, управляемые ОАО «РЖД», делятся на 17 дорог-филиалов, общей протяженностью 86,151 тысяч км. По общей протяженности железных дорог Россия уступает многим странам мира. На нас приходится около 12% мировых железных дорог. Однако перевозки у нас интенсивнее, чем где бы то ни было. ОАО «РЖД» выполняет 50% объема мировых грузоперевозок по железной дороге.

В России насчитывается 508 вокзалов, из которых 45 относятся к внеклассным, то есть самым крупным и важным.

В 1842 году в рамках Главного управления путей был создан Департамент железных дорог, который положил начало одной из крупнейших в мире железнодорожных организаций.

В 2004 году Министерство путей сообщения было упразднено, его функции были переданы Министерству транспорта и нескольким федеральным агентствам. Железными дорогами стало управлять открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Все будущее развитие экономики и общества в России будет так или иначе связано с развитием железных дорог.

Развитие железных дорог России

Вопреки распространенному мнению о том, что в России сейчас никто не видит никаких перспектив, тем не менее, у ОАО «РЖД» есть перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: , в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог.

ОАО «РЖД» занимает исключительно важное положение в российской экономике. На железную дорогу приходится 80% грузовых перевозок и 40% пассажирских перевозок. Кроме этого, ОАО «РЖД» - один из крупнейших налогоплательщиков, которое перечисляет около 20% своих доходов (180 млрд. рублей в год) в бюджеты разных уровней.

Стратегия разбита на два этапа:

2008-2015 годы – инновационный этап: ускоренная модернизация подвижного состава, увеличение скоростей в пассажирском сообщений на 15 км/ч, строительство 3,2 тысяч км железных дорог, электрификация 3 тысяч км железных дорог, ликвидация ограниченной пропускной способности на 8 тысяч км.

Инновации, помимо всего прочего, предусматривают внедрение глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на железных дорогах, цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц, создание системы моделирования процесса движения в режиме реального времени, увеличение доли тяжеловесных поездов массой 10-12 тысяч тонн и более.

2016-2030 годы – динамичное расширение сети железных дорог: строительство 22,3 тысяч км железных дорог.

Достоинства и недостатки железнодорожного плана

ОАО «РЖД» выдвинуло крупную программу строительства железных дорог, вполне сопоставимую с самыми крупными стройками за всю историю железных дорог в России. Если ОАО «РЖД» сумеет создать даже первоначальную железнодорожную сеть в Якутии, в Магаданской области и на Чукотке, это будет крупнейший прорыв в развитии экономики в этой части России.

Новшество, которого раньше не было, - это строительство скоростных магистралей для организации пассажирских перевозок.

Но, вместе с тем, очевидно, что план имеет весьма существенные недостатки. В первую очередь, очевидно, что до 2030 года качественного изменения в техническом уровне перевозок не произойдет. План рассчитан на использование имеющегося технического потенциала железнодорожной техники. Особенное удивление вызывает стремление в очень короткий срок, всего за 7-8 лет совершить модернизацию подвижного состава и локомотивов. Этого времени слишком мало, чтобы заменить все 890 тысяч грузовых и 26 тысяч пассажирских вагонов, 22 тысячи локомотивов.

Нисколько не отрицая ни истории, ни выдающихся достижений, ни огромного опыта российских железных дорог, все же нужно сказать, что пора делать новые шаги вперед в развитии железнодорожных технологий.

Сибирский «Синкансэн»

1 октября 1964 года от Токийского вокзала отошел новый скоростной поезд «Синкансен» (буквальный перевод «Новая магистраль»). На пути в Осаку поезд развил скорость в 140 км/ч, и прибыл в конечный пункт через четыре часа после отправления, преодолев за это время 552,6 километров. С тех пор поезда «Синкансен» стали своего рода визитной карточкой Японии.

В нынешней России, с ее беспредельными расстояниями, проблема пассажирского сообщения стоит гораздо острее, чем в Японии и вообще, где бы то ни было. Между крупными городами большие расстояния, а пассажирские поезда идут со средней скоростью в 50 км/час. ОАО «РЖД» понимает эту проблему медленных поездок, и потому записало в свой план задачу повышения средней скорости пассажирского движения на 15 км/час и развития скоростного движения.

Развитие железных дорог в руках будущего поколения.

2. 3. Детские железные дороги

Детские железные дороги (ДЖД) - , в которых дети 8 - 15 лет изучают специальности. Основной частью ДЖД является железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников (обычно в летний период). В остальное время года на ДЖД проводится теоретическое обучение детей. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на ДЖД, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах. Принятые на ДЖД правила также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования.

Как правило, ДЖД представляет собой изолированный от общей сети железных дорог участок протяжённостью от 1 до 11 км, нередко кольцевой. Особого транспортного значения детские железные дороги обычно не имеют. Чаще всего ДЖД прокладываются в городских парках и зонах отдыха.

Во время эксплуатационного сезона, чаще всего , дети под руководством опытных инструкторов на практике закрепляют полученные за год знания, самостоятельно выполняют все основные работы по эксплуатации . Выпускники ДЖД нередко имеют льготы при поступлении в железнодорожные средние специальные и высшие учебные заведения.

Помимо профессиональной ориентации и профессионального обучения юных железнодорожников ДЖД участвует в развитии личности ребёнка, для чего при ДЖД создаются различные кружки ( , , , , и т. д.), а также секции.

2. 4. В мире фактов

В какой стране есть рынок, прямо посередине которого проходит железная дорога?

Прямо посередине рынка Меклонг в Таиланде проходит железнодорожный путь, по которому каждый день ходит поезд. Предупреждённые сиреной продавцы умеют очень быстро сворачивать навесы и убирать товар, а потом так же быстро возвращают всё обратно, и торговля продолжается. Многие овощи и фрукты остаются лежать на земле прямо около рельсов, так как состав их не задевает. Когда дорогу прокладывали в 1905 году, хотели переместить рынок в сторону, однако его работники предпочли остаться и приспособиться.

Где и когда сигнальщиком железной дороги работал павиан, не сделавший ни одной ошибки?

В конце 19 века на железнодорожных путях порта Кейптауна работал сигнальщиком Джеймс Уайд, лишившийся в результате несчастного случая обеих ног. Через какое-то время он купил на рынке павиана Джека, которого обучил возить его на тележке между хижиной и сигнальной будкой, а также помогать ему переключать сигналы с помощью рычагов. Однажды руководству железной дороги поступила жалоба, и Уайда чуть не уволили, но тот попросил проверить способности павиана, который отлично справился со всеми тестами и был зачислен в штат. Джек работал сигнальщиком до самой смерти, и, как утверждается, не допустил ни единой ошибки.

Где ходят поезда с наклоняющимися при повороте вагонами?

В 1973 году на железной дороге в Японии были впервые использованы поезда с наклоняющимися при повороте вагонами, позволяющими проходить повороты на большей скорости. Первоначальная технология была несовершенной и вызывала морскую болезнь у пассажиров, потому не была широко внедрена. Современные системы, основанные на цифровой обработке сигналов и позволяющие активно управлять наклоном каждого вагона, устранили эту проблему, и сейчас такие поезда используются в полутора десятках стран от Австралии до Норвегии.

Когда и где ездил трамвай по рельсам, проложенным на дне моря?

В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs - помесь трамвая и парома. Прокладка железной дороги по суше на этом маршруте требовала множества инженерных конструкций, и инженер Магнус Волк предложил проложить рельсы прямо по дну моря - общая длина пути составила 4,5 км. Платформа с пассажирами возвышалась над рельсами на четырёх опорах длиной по 7 метров и имело флаг, спасательную шлюпку и другие морские атрибуты, так как формально считалась судном. Сообщение было отменено в 1901 году, когда около Брайтона решили поставить новые волноломы, а перенос пути сочли слишком затратным.

Какую аварию устроили американцы в 1896 году для развлечения публики?

В 1896 году одна из американских железнодорожных компаний устроила шоу - преднамеренное столкновение двух поездов на полном ходу. На «спектакль» было продано 40 000 билетов, а для купивших билеты зрителей был построен временный городок. Однако инженеры неправильно рассчитали силу взрыва, и толпа не была отведена на достаточно безопасное расстояние, в результате чего три человека погибли и ещё несколько пострадали.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

С целью выявления представлений о железной дороге в 4 «Г» классе была проведена викторина:

1) Что такое железная дорога? (рельсы и шпалы) 2) Бывает пассажирский, грузовой …? (поезд) 3) Как называется главный вагон поезда? (локомотив, тепловоз) 4) Кто главный в локомотивной бригаде? (машинист) 5) Кто работает вместе с машинистом в кабине локомотива? (помощник машиниста) 6) Куда приезжают поезда? (на вокзал) 7) Как называются люди, едущие в поезде? (пассажиры) 8) Куда едут пассажиры? (в разные города) 9) Что берут с собою пассажиры в дорогу? (сумки, чемоданы) 10) А как одним словом называются сумки, чемоданы? (багаж) 11) Куда смотрят пассажиры во время поездки, чтобы увидеть, где они проезжают? (окно) 12) Без него не сядешь в поезд, без него и места нет, проводник вам не поможет, вам не сможет дать …? (билет) 13) Где можно купить билет на поезд? (в кассе ж/д вокзала) 14) Кто продает билеты на поезд? (кассир) 15)Кто хозяйка пассажирского вагона? (проводница) 16)Что проводник делает в вагоне? (ответы детей) 17) Как называется отдельная комната в пассажирском вагоне? (купе) 18)Кто ремонтирует рельсы? (монтер пути) 19)Кто подает машинисту сигнал на путях? (светофор) 20)Где пассажир может на вокзале оставить сумки? (в камере хранения) 21)Пропускает поезда, знает все – кому куда. Поезд примет и отправит, зря на месте не оставит, через станцию пропустит, все запомнит, не упустит? (дежурный по станции) 22)Как называется самый быстрый поезд в России? (Ласточка, Сапсан) 23)Чем отличается скорый поезд от пассажирского поезда? (повышенной скоростью) 24)Для чего нужен стоп – кран? (срочно остановить поезд) 25)Где ремонтируют тепловозы, вагоны? (локомотивное депо) 26)Как называется заграждение на переезде, которое перекрывает дорогу перед машинами, когда едет поезд? (шлагбаум) 27)Какие грузы перевозят по железной дороге? (ответы детей)

В викторине приняли участие 30 человек.

В ходе работы были получены результаты:

Проанализировав данные результаты можно сделать выводы, что мои ровесники имеют скудные представления по теории и практике железных дорог.

Своей работой я хотел донести информацию о значении ЖД в современном мире. В конечном итоге, мне удалось достичь желаемого результата. Одноклассники узнали новые интересные факты и заинтересовались данной темой.

Заключение

В настоящее время железные дороги занимают огромное место в жизни России, так как стали главным видом грузового и пассажирского транспорта. Они соединяют бескрайние просторы нашей родины, обеспечивают доставку грузов и пассажиров от Калининграда до Сахалина, от Дагестана до Таймыра.

Железные дороги - это один из самых могучих и совершенных видов транспорта. Они являются главнейшими источниками внутренней силы, производительности и богатства каждой страны. Они двигают прогресс, распространяют культуру, являются орудием социального устройства человечества. От степени развития железнодорожной сети зависит благоустроенная жизнь государств.

Недаром знаменитый английский писатель Р. Киплинг - сказал: "Транспорт - это цивилизация".

Я укрепился в желании продолжить дело своего отца-железнодорожника и уже выбрал себе дорогу для профессионального становления.

Список использованной литературы

1. «Российская газета» - от 15 сентября 2005 года. Статья-«Зубцовские показали зубы».

2.Н.Н.Маслов, Ю.И.Коробов-«Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте». Москва «Транспорт» 1993год.

3.В.С.Крутикова «О железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве»-Москва «Транспорт»1993год.

6. Г.Черненко « От паровоза до магнитоплана»- издательство «Балтийская книжная компания» 2007 год.

7.Энциклопедия для детей « Всё обо всем» ООО «Мир энциклопедий Аванта +» 2006 год.

1. На станции перепутались части поездов- пассажирского и товарного. Вырежи картинки из Приложения и собери поезда. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей детали. Расскажи, какие грузы везёт товарный поезд.

Товарный поезд везёт автомобили, песок, лес, химические вещества, различные товары.

2. Знаете ли вы, что такое детская железная дорога? Это замечательное место! Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой. Если возможности нет, узнайте о ней с помощью Интернета или других источников информации. Приготовьтесь рассказать на уроке о том, что увидели и узнали.

Детские железные дороги

Детские железные дороги - это специальные учебные кружки, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на детских железных дорогах, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах.
Иногда детскими железными дорогами называют расположенные в парках культуры и отдыха аттракционы, представляющие собой поезд, катающий детей по кругу. Однако такие аттракционы не являются детскими железными дорогами. Во-первых, они обслуживаются взрослыми, во-вторых, настоящие детские железные дороги являются организациями, обучающими детей основам железнодорожных профессий, что к аттракционам не относится.
Первая детская железная дорога была построена в Москве в 1932 году. К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Сейчас в России работает 25 детских железных дорог в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль.

Детская железная дорога - наследство великого и могучего СССР. Десятки узкоколеек по всей огромной стране строилось для развития, обучения и досуга детей страны. Прошли годы. Во многих городах бывшего СССР эти дороги закрылись, в других сохранились, но перешли в полное владение и управление взрослыми. И осталось на самом деле совсем немного тех, которые, как и прежде, управляются детьми. Минская детская железная дорога им. К. С. Заслонова продолжает традиции. Наша ДЖД на самом деле детская. Сюда не только приходят покататься с детьми, провести выходной или праздник. Но и еженедельно здесь трудятся дети, начиная от начальника станции и машиниста, и заканчивая проводниками в вагонах.
Открыта была наша детская железная дорога в 1955 году, протяженность пути составляет 4,5 км, имеются три переезда, путепровод, мост над рекой.
Когда-то мы начали путешествовать здесь с еще маленькой Элей, когда ей было полтора года, потом мы старались приходить сюда часто, особенно на праздники, потому что в эти дни на ДЖД организовывались дополнительно развлечения - концерты, угощения. Прошло время и уже с мальчиками мы катались на детской железной дороге. Наверное, не проходит и года, чтобы мы не пришли сюда.
Дочка, будучи еще маленькой, мечтала, как она придет сюда работать. И вот, в шестом классе ее мечта сбылась. Сперва мы записались на занятия на ДЖД в начале года, но произошли некоторые изменения - переезд, новая школа, вторая смена. И от посещения пришлось отказаться. И снова, в середине года, в школу к дочке пришли девочки с детской железной дороги, пригласили на занятия в первой половине дня. И Эля с радостью отправилась заниматься.

Жизнь в кружке "Юный железнодорожник" кипит весь год. С октября по апрель - занятия в центре города, в кабинетах. Дети изучают огромное количество предметов, которые напрямую связаны с работой на железной дороге, занимаются моделированием, участвуют в конкурсах, турнирах, ведут общественную жизнь. Дети из этого кружка мне чем-то напоминают тех самых пионеров, которыми мы были или не успели стать. Очень активно, дружно, слажено.
С мая по сентябрь начинается другая жизнь - дети приступают к настоящей работе. Поезд от станции Заслоново начинает курсировать именно в мае. Ребята получают настоящую форму, крепят погоны и отправляются на работу в соответствии с графиком. Вообще рабочие дни у детей - суббота и воскресение в учебные месяцы и все дни недели летом. На ДЖД существует несколько групп, у которых имеется кураторы, и график работы составляется так, чтобы эти группы чередовались. Рабочее время - от 1 до 3 раз в неделю по 3-4 часа. Также работают дети в период зимних каникул. В это время курсирует новогодний экспресс.
Специальностей на железной дороге много, дети их примеряют на себя в течение всего рабочего периода. Можно прийти на работу и выбрать, куда сегодня отправишься, что будешь делать. Управление поездом осуществляют тоже дети, только, конечно, не первого года обучения, и даже не второго. В кабине машиниста размещаются дети, которые уже 3-4 год посещают кружок. Но занятие на ДЖД находится всем, даже пятиклассникам. Сегодня я расскажу о тех профессиях, которые были доступны в прошлом сезоне мой дочке, большинство из них она опробовала.

Проводник и помощник проводника.
Наверное, каждый ребенок, приметив на ДЖД мальчика или девочку в форме, который едет с тобой в вагоне, открывает двери и машет флажками, хотел бы оказаться на его месте. Именно об этом и мечтала Эллина. Но с самого начала ей этого испробовать не довелось. Работа проводника только кажется совсем простой и незначительной, на самом деле ряд действий, которые должен знать и выполнять проводник должны быть вызубрены на зубок. Поэтому сперва все желающие идут на работу помощником проводника. Более опытные товарищи, рассказываю т показывают все действия, дают попробовать. Если ты три раза отработал помощником проводника, то можешь отправляться на экзамен, который принимают те же дети - сотрудники ДЖД третьего-четвертого года обучения. Сдал экзамен - получил право зваться проводником. Как правило, сдают все с первого раза, тут, как и везде, очень многое зависит от экзаменатора. На нашей ДЖД есть один парень, который ставит цель - завалить всех. Может быть он ночами готовил трудные вопросы, о которых и не помышляют дети, работая в роли проводника, но в итоге все, кто идут к нему на сдачу экзамена, проваливают. Впрочем, расстраиваться не стоит, приезжай в следующий раз и отправляйся на экзамен снова, обычно все стараются повторно к нему не попадать). Итак, Эля по неопытности, оказалась у придирчивого экзаменатора, так что сдавала потом повторно. И все же стала проводником.
В обязанности проводника входит:
- проверка наличия билетов при входе;
- давать отмашку флажками - желтый скрученный означает, что все в порядке, красный распрямленный - ехать нельзя;
- закрытие дверей вагона;
- заполнение "лужки" для учета пассажиров;
- если нет ревизора, то проверка билетов;
- следить за порядком в вагоне;
- выносить мусор по необходимости.
Эллине понравилось работать как проводником, так и его помощником. Правда, бывало, она приходила с работы и жаловалась, что устала кататься на поезде. И это всего 3-4 часа работы! Бедные проводники поездов дальнего следования! Из минусов этой работы дочка называет проблемы, которые могут возникнуть, если ты один обслуживаешь вагон. Очень трудно успеть все сделать, а особенно вынести мусор, потому что сделать это нужно очень-очень быстро и вновь открыть двери для очередных путешественников.

Ревизор.
Как и в любом уважающем себя транспорте, на ДЖД есть контролеры билетов. В каждом вагоне должен быть один ревизор. Но так как не всегда хватает детей на исполнение всех ролей в этой взрослой железнодорожной игре, то от ревизоров могут и отказаться, ведь проводник в состоянии выполнить и его функции.
В обязанности ревизора входит проверка билетов после начала движения поезда и запись ревизии в "лужке".
Должность ревизора Эле не очень понравилась. Тут обратная проблема - скучно. Меньше обязанностей. А еще может случиться, что в вагоне работают сразу два ревизора, тогда тебе выпадет проверять билеты только в одну сторону.

Экскурсовод.
Каждый раз в поезде едет экскурсовод, иногда с помощником. Находится он в техническом вагоне (второй после тепловоза). Задача экскурсовода в микрофон на весь поезд провести экскурсию по детской железной дороге. Нужно рассказать историю ДЖД, то, что проезжает поезд в тот или иной момент.
Эллинка так и не пошла работать экскурсоводом. С одной стороны - это скучновато, как ей показалось, а с другой - нужно говорить без запинок, не коверкать слова, все четко выговаривать. Так что занятие волнительное.
Начальник поезда.
Эту должность, а так же его помощника, отдают детям 3-4 года обучения. Задача начальника следить за порядком в поезде, проверять выполнение обязанностей всеми сотрудниками. Начальник может прокатиться в тепловозе, в техническом или любом из пассажирских вагонов.

Машинист поезда и его помощник.
Мечта каждого мальчишки и страх моей дочки. Вот о чем она не мечтала никогда, так это о вождении поезда. Но тут никто не заставляет: хочешь учись и работай, не хочешь, то выполняй другие обязанности. Чтобы получить профессию помощника машиниста нужно обучаться в течении нерабочего периода, потом сдавать экзамен. На эти занятия допускаются дети второго года обучения. Как стать машинистом Эллина пока не знает, скорее всего нужно отработать какое-то время помощником, возможно снова учиться, а потом сдавать еще один экзамен. Думается, что тут экзамены посерьезнее, чем на проводников. Машинистом и его помощником могут быть только те, кто учится 3-4 года.
Профессия серьезная и очень ответственная. Конечно, дети не остаются одни в тепловозе. С ними едут обязательно и взрослые руководители. Есть и техническое обслуживание.
Кроме самого поезда работники нужны везде: на станции, на вокзале, на переезде. Большинство этих специальностей доступно детям с первого года обучения. Кроме нескольких.
Начальник смены.
Все учащиеся кружка "Юный железнодорожник" делятся на группы - смены. Именно в таком составе они и работают. За каждой сменой закреплен взрослый инструктор, наставник. Ежегодно он набирает новых детей. А старшие покидают стены своего детского, но такого серьезного учебного заведения. Но пока они еще работают, на третьем-четвертом году, то могут стать начальником смены. Это второй человек после инструктора в смене, самое что ни на есть прямое начальство всех детей группы. Он вместе с инструктором следит за работой всех звеньев в своей смене.

Дежурный по станции и его помощник.
Эта должность доступна детям второго года обучения и старше. В его обязанности входит:
- отправление поезда с помощью металлических дисков - специальных сигнальных приспособлений
- также дежурный должен следить за порядком на станции.
Возможно, у дежурного есть еще какие-то обязанности, но Эллина пока с ними не знакома.
Начальник вокзала.
Все посетители ДЖД обязательно оказываются на вокзале. Здесь они смогут приобрести билеты в кассе (в роли кассира взрослый человек), посмотреть расписание, увидеть макеты поездов и железной дороги. Конечно, не все и всегда знают, куда им нужно обратиться, где что находится и так далее. Чтобы во всем разобраться стоит обратиться к начальнику вокзала. Дети первого года обучения вполне справляются с этой ролью. Начальник вокзала находится в центральном зале, сидит за столом и готов проконсультировать посетителей. Также он следит за порядком на вокзале.
Трудность этой работы в одном: если ты не знаешь, что ответить пассажирам. Бывает, что задают каверзные вопросы, на которые не всегда сразу находится ответ. Например, начальнику вокзала пришлось однажды крепко подумать, где искать книгу жалоб и предложений. Дело в том, что попросили ее у него впервые (как вы понимаете, дети постоянно меняются, каждый раз выполняют новые обязанности, так что новичку может оказаться иногда трудновато).

Операторы.
На каждой станции есть диспетчерская. Именно здесь находятся операторы. Их задача связываться с оператором на другой станции и передавать всю информацию. А она о том,когда прибыл и отправился поезд. Точное время нужно записать в журнал, а потом позвонить оператору на другой станции. И также нужно принимать звонки с аналогичными сообщениями с другой станции. Все снова записывается в журнал.
Эллине понравилось быть оператором, из минусов она называла то, что отойти никуда нельзя. Все время приходится ждать звонков. Впрочем, на многих должностях на ДЖД отлучаться не получится. Оператор должен быть очень внимательным - точно отслеживать время, записывать и не забывать звонить.
Диктор.
Диктор также находится на диспетчерской станции. Его задача - объявлять прибытие-отправление поезда, просить покинуть провожающих вагоны и желать приятного пути. Тут тоже очень важна внимательность, четкость речи, нельзя запинаться и ошибаться. А еще очень важно делать сообщения вовремя.
Эллина попала на эту должность в свой первый рабочий день и больше повторять не захотела. Уж очень напряженно она себя чувствовала.

ДНЦ.
Вот не спрашивайте, кто это такой?) Мы не знаем. Известны только обязанности этого ответственного лица. Хотя, судя по тому, чем он занимается, то, возможно, расшифровывается должность, как диспетчер наблюдательного центра. С своем центре он сидит за компьютером, пультом и следит за движением поездов. Самая главная задача ДНУ заметить чрезвычайные ситуации и сообщить о них машинисту. Работа очень ответственная, Эллинка так и не решилась на нее пойти. Причиной послужило то, что к тому времени, как она решилась поработать, то ЧП стали происходить слишком часто. Например, машина на переезде проскочила под опускающимся шлагбаумом и осталась на путях. Поезд экстренно тормозил и даже слегка сошел с рельс. Все было исправлено, пострадавших не было, пассажиры, наверное, даже не поняли, что произошло. Но такие ситуации, конечно, пугают.
В связи с этим хочется обратиться к водителям, пешеходам и прочим людям, которые оказываются вблизи пусть и детской, но самой настоящей дороги: будьте осторожны и внимательны, соблюдайте правила. ДЖД - не игрушка, а настоящий поезд, остановить который быстро не представляется возможным! Не подвергайте опасности себя, пассажиров поезда, не ставьте в затруднительные ситуации юных работников железной дороги!

Оператор макета.
В зале ожидания на станции Заслоново находится макет железной дороги с движущимися поездами. Всех детишек обязательно привлекают бегающие вагончики между холмами, домами, проезжающие в тоннеле и по мосту. Управлять этим макетом поставлен специальный оператор. По желанию сюда берут как первогодок, так и более старших ребят. Правда предпочтение, почему-то отдают мальчикам. Но и девочка, если очень захочет тоже может стать оператором макета железной дороги.
Дежурный по переезду.
Кроме станций дети дежурят и на переездах. Здесь есть шлагбаумы полуавтоматический и автоматический. Вот за работой этих шлагбаумов и следят дежурные по переезду. Их, как правило, несколько. При приближении поезда, раздается звуковой сигнал и шлагбаум опускается. Тот, который автоматический полностью, после пересечения поездом дороги, сам поднимается. А второй только опускается сам, поднимают его дежурные по переезду. Кроме того дети желтым флажком должны подавать сигнал машинисту о свободном пути. Иногда поезд здесь задерживается, чтобы пропустить тот, который идет со станции Заслоново, если на пути одновременно работают два поезда. Кроме детей, на переезде дежурит и взрослый, чтобы контролировать работу юных железнодорожников.
В работе на переезде есть существенный минус - погода. Когда холодно, дождливо или жарко, то трудится здесь становится тяжеловато.

Каждый месяц от своего инструктора дети получают график работы. Тут указаны дни и рабочее время. Являться на станцию Заслонова нужно минут за 10-15 до начала. Так как речь идет о детях, которые на себя не могут пока брать полноценных обязательств, то вполне допускается, что ребенок придет не на каждое занятие. Всего рабочих месяцев 5 - в учебные май и сентябрь на ДЖД приходят только по выходным. А летом каждый день. Посещать можно в свободном режиме, но все же оговаривается, что каждый должен отработать 30 дней практики. Так как работа ведется посменно, то у каждой группы свои дни и время. Получается в мае или сентябре около 4 рабочих дней. А в летние месяцы около 12. Так как в каникулярный сезон многие уезжают, то бывает очень трудно отработать все 30 дней. И на это закрывают глаза. Из кружка "Юный железнодорожник" могут выгнать разве что за серьезные нарушения, например, безопасности. Перед началом рабочего дня вся смена собирается на планерку, в основном на собрании определяется, кто и где будет работать. За работу выставляют отметки по 10-бальной системе. У Эли одни 10 и 10+.

Когда дочка собралась посещать этот кружок, то многие родственники удивлялись: зачем тебе, ты что собираешься работать проводницей? Но я поддержала Элю.
Во-первых, ребенок мечтал, и получил исполнение желания, а это уже очень важно.
Во-вторых, дополнительная занятость серьезным делом никогда лишней не будет.
В-третьих, очень уж ладно поставлена работа кружка, сотрудничество детей, всестороннее развитие, а не только железнодорожный уклон. Дети объединяются общим делом.
В-четвертых, дети учатся серьезно работать. Они на практике начинают понимать, что значит выполнять свои обязанности, ходить на работу.
В-пятых, они становятся самостоятельными. Ведь буквально добраться до места занятий или работы - часто самостоятельное передвижение по городу. А настоящая работа с грузом ответственности еще добавляет этого качества.
В-шестых, дети знакомятся с внутренним устройством такого непростого механизма как железная дорога, расширяют свой кругозор.
В-седьмых, они обучаются профессии. Не много не мало, конечно, после ДЖД их не возьмут так сразу на работу машинистом, но все выпускники запросто поступают в железнодорожный. Желающие связать свою жизнь с рельсами и поездами получают базу. И многие из них достигают высот в настоящей карьере - начальники отделов БЖД, начальство минского метрополитена, заслуженные машинисты.
В-восьмых, дети приобретают и развивают такие качества, как внимательность, осторожность, пунктуальность, аккуратность, терпеливость, выносливость. Ведь на ДЖД все строго по минутам, все документы по правилам, вся одежда с иголочки, бывает работа монотонная, требующая повышенного внимания, бывает работа неудобная и не самая приятная, но делать нужно.
А еще все работники ДЖД имеют привилегии сотрудников ЖД, например, бесплатный проезд в пригородных электричках. И, конечно, родственникам детей разрешено бесплатное путешествие на поезде).
Наш Артур уже готовится сменить Эллину на детской железной дороге. Ведь он даже мечтает быть машинистом поезда метрополитена, так что ему обязательно нужно посещать такой кружок. Ну, а пока, мы просто путешествуем и немного наблюдаем за работой Эли и ее друзей.

Вот уже более 60 лет в Минске работает Детская железная дорога, роли машинистов, проводников и контролеров на ней выполняют школьники. На обучение набирают детей 5-7 классов, осенью и зимой они проходят теоретическую подготовку в учебном центре, а весной и летом - практика, во время которой все желающие могут прокатиться по узкоколейке от парка Челюскинцев до лесопарковой зоны в Слепянке. По пути железка пересекает три автомобильные дороги, мост и путепровод.

Главная станция ДЖД выглядит не такой уж и детской, вполне сошла бы за полноценный вокзал в одном из райцентров:

Станция "Заслоново" была открыта 9 июля 1955 года, правда тогда она называлась "Парк Культуры", в честь героя-партизана Константина Заслонова ее переименовали в 1971. Здание станции было построено по проекту архитектора Георгия Заборского, того самого, что спроектировал в Минске. Внутри станции находятся билетная касса и зал ожидания:

После покупки билета можно занимать место в вагоне:

Билет обязательно проверят контролеры, ими обычно работают ребята помладше:

Те, что постарше работают машинистами:

Сама дорога тоже носит имя Константина Заслонова:

Это стандартная для СССР узкоколейка шириной 750 миллиметров:

Длина главного пути - 3 километра 790 метров, дорога в одну сторону занимает всего 10 минут:

Показываем билеты, садимся в вагон:

Здесь тоже все по-взрослому, даже стоп-кран есть:

Между каждым рядом кресел висит урна, такого сервиса даже во взрослых поездах нет:

Проехав три перекрестка, путепровод и мост через канал , поезд прибывает на станцию "Сосновый бор":

По сути, это просто насыпь посреди лесной поляны:

На 9 мая и некоторые другие праздники здесь устраивают различные представления, устанавливают палатки:

Но в обычные дни на поляне абсолютно пусто, делать совершенно нечего, и самое интересное - тут даже мобильник не ловит, хотя до ближайшей улицы всего 300-400 метров:

Дети относятся к своим обязанностям очень серьезно, проводники стоят у своих вагонов, помогают выйти пассажирам с маленькими детьми, отвечают на вопросы:

После разворота на кольце тепловоз останавливается у специального указателя, машинисты все время находятся в кабине, никуда не выходят:

На вагонах указана тара и количество посадочных мест - все как в настоящих поездах:

Стоянка длится всего несколько минут, после чего проводники зовут пассажиров в обратную дорогу:

Путь к исходной точке занимает те же 10 минут, поезд прибывает на ту же платформу, с которой уехал всего полчаса назад:

Режим работы поезда зависит от дня недели, но в среднем интервал хождения составляет около получаса, так что, высадив старых пассажиров, поезд набирает новых и снова отправляется по тому же маршруту:

Детская железная дорога работает с мая по сентябрь, стоимость билетов - 3,5 рубля, на детей от года нужен полный билет. В праздничные дни, когда организуются массовые мероприятия, цена билетов может возрастать в несколько раз. ДЖД пользуется большой популярностью у минчан: в выходные дни поезда каждые полчаса отправляются полными, за сезон 2016 юные машинисты перевезли около 43 тысяч пассажиров.
24 декабря в честь новогодних каникул ДЖД на две недели возобновит работу с программой "Новогодний Экспресс 2017", обещают сказочных героев в поезде и театрализованное представление на станции "Сосновый бор".

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Беларуси:

У каждого ребенка есть любимая игрушка. Иногда игрушка становится "голубой мечтой" всей жизни, не всегда доступной, но навсегда любимой. В СССР такой мечтой для многих стала игрушечная железная дорога.

Игрушка стала поступать в продажу примерно с 1955 года и продержалась около 15 лет. До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек». Чаще всего дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – дома, клубы и кружки юных техников.

Впервые на полках Центрального Бакинского универмага я увидел «Пионерскую», летом 1958 года. Помню, что с трудом смог пробраться поближе, чтобы рассмотреть сверкающие зеленые вагоны и ярко-синий тепловоз. Сбоку возвышался самый красивый вокзал на свете со скамейками для ожидающих поезда и окошечками касс. С другой стороны - будочка с трубой, светофор, переезд, мост…

Особый восторг выказывали ребята старшего возраста, которые практически полностью закрывали нам, мелюзге, вид на диковинку!

Надо сразу же сказать, что в сентябре 58-го года мне должна была стукнуть первая круглая дата – 10 лет! Замечу также, что мы, были детьми не избалованными игрушками, особенно техническими.

В очередное летнее каникулярное воскресенье наша семья гуляла по городу и, конечно, я правдами и неправдами затащил всех в заветный универмаг. Мама, увидев ценник, издала протяжный стон, схватила меня за руку с целью увести побыстрее…Но неожиданно появился сторонник в виде старшего брата, которому весной исполнилось 23 года. Меня силой отстранили, а он остался и вдруг предложил:" Давайте скинемся и купим брату на юбилей эту самую железную дорогу!"

Как стало известно позже, брат хотел досконально разобраться в пучке проводов, которые выглядывали из короба. Это была многофункциональная железная дорога, в которой даже была реализована только-только возникшая на большой железной дороге идея автоблокировки! Именно по этой причине сам путь был трехрельсовый.

Широким жестом брат выложил 6 рублей! Мама, неодобрительно покачивая головой, все же наскребла в сумочке 10 рублей. А отец, вздохнув и почесав затылок, молча достал из толстой пачки 20 рублей и положил в общий котел! Я стоял не дышал. Неужели уже сегодня эта замечательная железная дорога будет у нас дома!

За ящиком нас послали почему-то в подвал по боковой лестнице (позже во все последующие времена, когда я бывал в этом универмаге, то всегда поворачивал голову в сторону этой лестницы).
Ящик был громоздкий и очень тяжелый, но ведь это была ЖЕЛЕЗНАЯ дорога.
Дома, конечно же, меня близко к дороге не подпускали, пока брат разбирался со всеми сложностями сбора и отладки. Для него с высшим образованием на это ушло около 3-х часов. Прекрасно изданная в 1955 году на мелованной бумаге инструкция по сборке не позволяла сразу же соединить и запустить дорогу. Например, много было неясного в монтаже электрических проводов и клемм. Вроде на рисунках все видно, понятно и ясно, на проводах и клеммах маркировка, жилки все цветные, а когда начинаешь собирать наяву – получается не сразу… Некоторые страницы инструкции привожу по подлиннику.

На первую сборку рельсов потребовалось около часа. Благо все плети пронумерованы. Всего оказалось 7 прямых рельсовых секций и 16 кривых (в инструкции написано – радиусных). Поражала автоматика закрытия шлагбаумов при подъезде поезда к переезду и появление стрелочника из будки блок-поста. При этом у него в руках загорался фонарь яркого зеленого цвета. Дежурный по вокзалу на перроне лихо поднимал флаг также зеленого цвета и держал до самого прохода поезда… Чудо, в пассажирских вагонах даже горел свет!

Когда, в конце концов, железную дорогу запустили, был тихий восторг всех родных, ну обо мне и говорить не надо!

Подвижной состав состоял из локомотива ИС-51 (Иосиф Сталин – 1951 год) с осевой формулой 2-(1+1)-2, двух пассажирских и одного крытого вагонов, а также открытой платформы. Моторная тележка имела суперсовременный групповой электропривод через сочлененную зубчатую передачу. Тяжелый кузов локомотива опирался только на моторную тележку, что позволяло реализовывать высокие значения силы тяги. Направляющие тележки несли только свой собственный вес, что при больших скоростях движения иногда приводило к их сходу, что, впрочем, никак не отражалось на дальнейшем движении поезда…до первой стрелки! Если вы подумали, что именно здесь происходил сход, то глубоко ошибаетесь, нет, на стрелочных переводах колеса сами запрыгивали на рельсы. Чем не современные «лягушки»!

А при сходе или любом другом КЗ через пару секунд срабатывала защита и включалась яркая красная лампочка на центральном пульте управления! Восстановление цепи было возможно только после остывания биметаллической пластинки и, конечно, устранения схода или КЗ.

Все эти новшества приводили брата и меня в неописуемый экстаз: совершенная защита от короткого замыкания, плавное регулирование скорости, действующая надежная трехзначная автоблокировка, освещение пути прожекторами локомотива, а стрелочных переводов и переезда - отдельными фонарями. Яркое праздничное освещение вокзала, свет в кассах. К моему большому сожалению, на тепловозе-электровозе применялся коллекторный тяговый двигатель переменного тока, что не позволяло выполнять дистанционное реверсирование. Изменять направление движения можно было только переключателем, расположенным в неудобном месте на моторной тележке под юбкой кузова.

Также меня восхищала автоматическая сцепка, которая позволяла соединять вагоны без моего участия. На рисунке показано сцепление двух пассажирских вагонов. А вот с расцепкой возникали проблемы, особенно на кривых участках.

Естественно, что не только весь мой класс побывал в гостях, но без преувеличения вся школа №174 ! Слухи распространялись быстро!

Позже, когда немного приелись базовые два круга, делал тупиковую станцию. Часто летом выносил короб и раскладывал дорогу в нашем уютном тенистом дворике, что вызывало неподдельный интерес у всех соседей, многочисленных детей разного возраста. Так как город Баку расположен на холмах, то поверхность дворика имела явный уклон в сторону улицы, что потребовало создания эффективной тормозной системы. Как положено, были сделаны тормоза пассажирских вагонов и вспомогательный ручной тормоз локомотива, который торчал из окна помощника машиниста.

Конечно, размашистость разложенной железной дороги не позволяла оставлять ее надолго на полу. Собрал, поиграл – аккуратно разбери, сложи и задвинь короб под стол. В семье применялось понедельное поощрение: если в табеле успеваемости не было троек, то разрешалось в воскресенье разложить дорогу… Как же не хотелось вечером собирать ее, укладывать в ящик!!

И еще вот на что надо обратить внимание: после игры я был перемазан с ног до головы в машинном масле и какой-то саже. Не это ли предел мечтания парня, мечтавшего посвятить свою жизнь настоящей железной дороге!