Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "овощи"

Игра-соревнование "Кто больше знает?" по теме "Овощи и фрукты" в старшей группе

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

Расширить знания детей о картофеле и капусте;

Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».

Отгадывание загадок.

Материалы к занятию:

Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты

Корзина для овощей, ваза для фруктов;

Жетоны (в форме фруктов и овощей);

Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;

Ход занятия:

Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

Что у вас получилось?

Как одним словом можно назвать эти картинки?(овощи,а у вас фрукты).

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах).

Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.

2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.

3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.

В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

1 Задание. Отгадай загадку.

Загадка для команды овощей.

1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

А теперь для фруктов:

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – иди ищи.

Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Овощи ваша загадка.

5. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь сладко.

Фрукты, внимание, загадка для вас.

6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

2. Задание. Кто больше назовет овощей.

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.

Начинает команда Овощей.

3. Задание. Кто больше назовет фруктов.

Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.

Первой начинает команда Фруктов.

4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, драники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля есть опасный враг – колорадский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.

А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов).

Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.

Варенье из яблок – яблочное варенье.

Из слив – сливовое варенье.

Из персиков – персиковое варенье.

Из абрикосов– абрикосовое варенье.

Из вишни – вишневое варенье.

Из груш - грушевое варенье.

Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания).

Выдергали всю морковку, (наклоны).

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

Продолжаем нашу игру.

5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

Это стихотворение для команды «Овощи».

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

Стихотворение для команды «Фрукты».

Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Из чего хозяйка готовила суп?

5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка.

Маленькая (что?) – редиска, морковка.

Круглый (что?) – помидор, персик, горошек.

Синяя – слива.

Зеленый – огурец, помидор, кабачок.

Сладкая – груша, морковка, слива.

Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

6. Задание. Игра «Доскажи словечко».

Слушает и отвечает команда «Овощи».

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох).

«Фрукты»

И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

«Овощи»

Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)

«Фрукты»

Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка).

«овощи»

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

«Фрукты»

Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

Ор-ор-ор сорвали красный …помидор

Ец-ец-ец съели вкусный …огурец

Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан

Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.

7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-еТувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»

3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька.

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

Вот и закончилась наша игра-соревнование.

Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала ____ очков, а команда «Фрукты», посчитаем….____ очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

А какие задания оказались для вас самыми интересными?

Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «В огороде».

Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с овощами, расширять представления о них, уточнять и активизировать словарь по данной теме, учить видеть характеристики предмета и обозначать их словами, развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру), развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную сферу и психические процессы, такие как целостное зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание; развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, формировать умение планировать и организовывать свою деятельность; закреплять понятие "направо", "справа".
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, эмпатии, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: нарисованные или сшитые "грядки" с кармашками; ящички-судочки; разрезные и целые картинки с изображением овощей: картофель, капуста, лук, редис, помидор, огурец, морковь, репа, свекла, баклажан и др.; картинка кастрюли с прозрачным кармашком; чудо-ларчик; схемы Ткаченко Т.А.; картинки для д/и «4 лишний»; MP3-проигрыватель и аудиодиск - Железновы «Веселая логоритмика»; су-джок; пособие «Веселые шнурочки» (овощи); мячик.
Методы и приемы: словесные (беседа, слово педагога, речевой образец выполнения задания, параллельное описание), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

Ход занятия:

1. Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Ребята, каждое занятие начинается с приветствия! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
Молодцы! Сегодня мы с вами попали в огород… У кого есть огород? У кого есть дача? Что растёт на грядках? Интересно, что же мы сейчас с вами увидим…»
2. Д/и «Сложи картинку». «Чтобы увидеть, какие овощи растут на грядке, нужно выполнить задание! Помогите мне из кусочков собрать целый овощ… А теперь скажите, что здесь... а здесь? Как это можно назвать одним словом?»
Дети подходят к "грядкам" (индивидуально выдаются разрезные картинки с изображением овощей: картофель, капуста, лук, горох, редис, помидор, огурец, морковь, репа, свекла, баклажан).
3. Д/и «Варим суп». «Ребята, что можно приготовить из овощей? (Суп, рагу, пюре и т.д.) Мы сейчас сварим суп! Суп из гороха какой? Из картофеля? Из свёклы? Из лука? Из капусты?» В кармашек кастрюли вкладывается картинка нужного овоща.
4. Д/и «Расскажи, что это» . Составление описательного рассказа по собранной разрезной картинке с опорой на схемы Ткаченко Т.А. «Ребята, а сейчас мы поиграем в "отгадай-ку".
Из чудо-ларчика каждый ребёнок по очереди достаёт картинку овоща и, не показывая никому, описывает его по схеме (она представлена на доске/мольберте). Ребята должны отгадать, но только дослушав рассказ до конца. Поэтому, оговаривается правило! Очень строгое - не выкрикивать, поднимать руку после окончания "загадки". Примерный ответ ребенка: «Этот овощ оранжевого цвета. Он вытянутой треугольной формы, небольшой величины. Он сладкий на вкус. Растет в огороде на грядке, в земле. Его можно есть сырым, можно варить, жарить, выжать сок и т.д. Это...? Правильно это морковь!»
5. Д/и «4ый лишний». Сначала один пример разбирается коллективно, затем индивидуально детям выдаются картинки в ящичках-судочках, в которых лежат 3 овоща, а четвертый – фрукт, гриб, растение, продукт питания (в зависимости от уровня развития ребенка). «Ребята, посмотрите, я собрала урожай. У меня в ящичке всё верно собрано? Или я ошиблась? Есть лишний предмет? Какой? Почему?» Примерный ответ: «Здесь лишний – банан, потому что огурец, редис и свекла – это овощи. А банан – фрукт».
6. Логоритмические упражнения (массаж с су-джоком и музыкальная физкультминутка-танец).
В огороде много дел.
Урожай у нас поспел.
Помидор и кабачок,
Перец, лук и чесночок.
Свекла, репа, редька, лук.
Много овощей вокруг!
(автор неизв.)
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец!
(автор неизв.)

Далее дети встают и танцуют под песенку (повторяют движения за педагогом). У нас с детьми разработаны свои мини-танцы, которые они любят танцевать. Использую песни Железновых.
7. Упражнение на развитие мелкой моторики и мышления «Весёлые шнурочки» . Детям индивидуально выдаются пособия: шнурок, бусы-овощи, схемы. «Ребята, помогите собрать урожай, нужно все овощи нанизать на ниточку как показано на схеме, именно в этой последовательности».
8. Д/и «Какой-какая-какое-какие». «Я буду каждому кидать мячик и называть овощ. А вы должны будете охарактеризовать его тремя словами. И назвать ласково! Например: огурец - огурчик – зеленый, гладкий, овальный и т.д.» (заданный каждому ребенку овощ не должен совпадать с тем, который был у него на разрезной картинке).
9. Итог. «Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что видели? Молодцы, теперь мы с вами знаем очень много разных овощей, все они растут на грядках… Вы очень старались, все большие молодцы! Увидимся на следующем занятии!».

Таня Богданова
Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи "

Образовательные задачи :

Закрепление представлений об овощах ;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи »

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);

Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи :

Развитие связной речи (составление описательного рассказа) ;

Зрительного внимания и восприятия;

Артикуляционной и тонкой и общей моторики;

Творческого воображения;

Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;

Учить отвечать полным ответом.

Оборудование :

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор) ;

Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики) ;

Костюм огородника;

Свежие овощи для угощения .

Предварительная работа :

Рассматривание овощей ;

Беседа о пользе овощей ;

Знакомство со схемой "Овощи ";

Составление рассказов по схеме;

Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

(Спокойный выдох)

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф

И качает так листок – Ф-Ф-Ф

(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки :

Осенние листочки на веточках висят

Осенние листочки детям говорят :

Осиновый – а-а-а

Рябиновый – и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый – у-у-у

Дети хором поют «а-а-а» , «и-и-и» , «о-о-о» , «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей . Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.

«Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи )

IV. Введение в тему

Правильно овощи , они растут в огороде на грядке. А как растут овощи ? (растут в земле, над землей, на кустах….)

А одинаковые ли они? (нет)

Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)

Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)

Что можно приготовить из овощей ? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную )

Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)

Скажите, как готовят овощи ? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

Вы так много знаете об овощах , а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)

Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи ) А вы помните, кто ухаживает за овощами ? (огородник)

Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в семена превратись»

Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей .

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей . Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

Упражнение «Толстушки – худышки»

Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде

Собирается народ

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай?

1. Здесь весною было пусто.

Летом выросла …. (капуста - капустка)

2. Собираем мы в лукошко

Очень крупную…. (картошку-картошечка)

3. От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка…. (свекла - свеколка)

4. Из земли – за чуб плутовку!

Тянем сочную…. (морковку-морковочка)

5. Помогает деду внук –

Собирает с грядки …. (лук - лучок)

6. Вкусно выглядит синьор,

Ярко-красный (помидор - помидорчик)

7. Под листом укрылся молодец

Зеленый, длинный ….(огурец - огурчик)

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад .

«Марш овощей »

Плавно идет капуста

(Шаг с носочка)

Важно шагает помидор

(На всей стопе)

Осторожно идет лук

(На носочках)

Не спеша вышагивает картошка

(На пятках)

Вприпрыжку спешит морковка

(Подскоки)

Маршируют молодцы – огурцы

(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи , а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)

Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме .

Какие же вы молодцы.

А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа » .

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла

(Шагают на месте)

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают пальцы на руках)

Петрушку и свеклу

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкуснее всего на столе

(Попеременно ударяют кулачками)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Складывают руки накрест)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

И суп овощной получился , не плох!

(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?

Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи . Угощайтесь.

Ирина Красильникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты»

Цель : создание условий для формирование у детей представлений об овощах и фруктах .

Задачи :

Образовательные :

Упражнять различать слова, обозначающие признак и действие предмета;

Учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Развивающие :

Способствовать развитию связной речи , зрительного внимания, речевого

слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением .

Воспитательные :

Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование : альбомный лист; цветные карандаши, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки на выбор; мультимедийное оборудование; картинки фруктов , овощей ; дерево; карты схемы; муляжи овощей и фруктов ; 2 корзины; мяч.

Методические приёмы : рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи » , Бокова «Урожай» ; рисование.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель.

Ребята, слышите, к нам кто-то пришел? (стук в дверь)

Посмотрите, наша кукла Настя пришла к нам в гости. (у куклы корзина с овощами и фруктами ) Она говорит, что всё это подарила ей бабушка, но что это и что с этим делать она не знает.

Ребята, поможем Насте? Расскажем ей всё, что мы знаем?

Предлагаю вам отгадать загадки.

(После каждой загадки ребёнок достаёт из корзины отгадку) .

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко) .

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его. (Лимон) .

Знают этот фрукт детишки ,

Любят, есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет. (Банан) .

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша) .

Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети. Фрукты .

Дидактическая игра «Магазин» .

Воспитатель : Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты , вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ .

Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы.

(схема описания и сравнения овощей и фруктов ) .

(цвет, форма, величина)

Дети выбирают продавца, используя считалку :

Ай, дуду, ай, дуду

В огород сейчас пойду

Соберу я овощей

Для зеленых свежих щей

Где вы, овощи ау ?

Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа, потом

дети, 45 человек.

Воспитатель : дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто

купил фрукты к левой .

Проверить с детьми, правильно ли они положили.

Воспитатель : у Насти в корзине остались овощи и фрукты , давайте их тоже

разложим по корзинам.

(дети называют овощи и фрукты , которые кладут в корзину).

Воспитатель : Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что

Ребята, а где растут овощи ?

Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка : «В огород»

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем,

И картошку накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный,

Очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Дети идут по кругу друг за другом) .

(Имитация действий) .

Воспитатель : а сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково» . Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты , а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково :

огурец – огурчик;

помидор – помидорчик;

капуста – капустка;

лук – лучок;

Молодцы!

Воспитатель : А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов . (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта . У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).

Воспитатель :

Один мандарин;

Одно яблоко;

Один гранат;

Один ананас;

Одна груша;

Дети :

Много мандарин;

Много яблок;

Много гранат;

Много ананасов;

Много груш.

Воспитатель : следующая игра «Найди лишний»

Яблоко, малина, груша, слива.

Гранат, апельсин, масленок, банан.

Мандарин, персик, айва, репа.

Слива, перец, помидор, огурец. (Картинки на экране)

Дети, я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Да-нет»

(воспитатель объясняет правила игры)

Игра ТРИЗ «Да-нет» (карточки «Овощи- фрукты » )

Воспитатель :

Ребята, назовите фрукты , названия которых начинаются на звук [а].

Названия, каких овощей начинаются на звук [р. ].

Воспитатель : Где растут овощи и фрукты ?

Дети : Фрукты растут в саду . Овощи растут в огороде .

Воспитатель : Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети : Собирают урожай

Воспитатель : послушайте стихотворение :

Солнце, солнце веселей,

Посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку,

И, конечно же, морковку!

Чтоб, когда придет зима,

Были полны закрома.

(Завальнюк)

Воспитатель : Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты ?

Дети : люди употребляют в пищу овощи и фрукты .

Воспитатель : а как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Чем они полезны и как их можно употреблять?

Дети : да, в овощах и фруктах содержатся витамины .

Игра «Дорисуй фрукт »

Воспитатель : дорисуйте фрукт и определите , что за фрукт вы изобразили . (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить). (дети сами выбирают материал для рисования) .

Воспитатель : молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.

Помогли нашей Насте.

Итог занятия .

Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно

и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного

трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.

И вас ждет сюрприз.

Выносятся корзины с яблоками. Дети моют руки и берут любимый фрукт .

Список литературы.

1. С. А. Васильева Рабочая тетрадь по развитию речи для дошкольников . – 2002.

2. Развитие речи . Старшая группа . Занимательные материалы. Сост.

О. И. Бочкарева и т. д. – Волгоград : «Корифей» , с. 26.

3. Игры и занятия по развитию речи дошкольников . Старшая группа .

Т. И. Петрова; Е. С. Петрова. – с. 17.

4. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» .

5. Г. Я. Затулина «Занятия по развитию речи дошкольников » .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Чудо-овощи и фрукты» в средней группе № 12 Учитель-логопед: Бирюкова О. С. ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты» Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Овощи и фрукты». Задачи: - Формировать у детей представления об овощах и фруктах;.

Цель: Учить различать овощи и фрукты, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ о них. Развивать мышление, речь, пополнять.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Овощи-фрукты» Цели:систематизация словаря по теме (расширить словарь по теме); закрепить отличительные признаки овощей-фруктов; закрепить глагольную лексику;.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Овощи и фрукты для зайчонка» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Овощи и фрукты для зайчонка» Подготовила воспитатель МДБОУ Д с №7 «Улыбка»: Карпова.

Конспект занятия по развитию речи «Овощи и фрукты» Речевое развитие: Закреплять с детьми описание предмета. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе;.

Программное содержание: Формировать умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы; Закрепить знания об овощах; Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты». Цель: создание благоприятных условий для формирования.

Конспект занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Программное содержание: -Учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет,форма. -Закрепить знания о том,где растут овощи.

Занятие по развитию связной речи «Овощи и фрукты» (первая младшая группа) Цель: способствовать развитию связной речи. Задачи: 1. Уточнить и закрепить слова по теме. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения.

Библиотека изображений:

Тема недели : «Овощной калейдоскоп».

Тема дня: Путешествуем с Чиполино .

Тема НОД: «Овощная сказка».

Цель : Активизация словаря и закрепление обобщающих понятий по теме; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь. Развивать общую и тонкую моторику. Развивать память, внимание, мышление. Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-образовательные: Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в образовании уменьшительно-ласкательных форм, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в». Развивать связную речь

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей. Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие: закреплять знания детей об овощах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу.

Социально - коммуникативное развитие: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, продолжать формировать привычку слушать собеседника, взрослого.

Речевое развитие: продолжать работу по обогащению словаря по теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в образовании уменьшительно-ласкательных форм, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в». Развивать связную речь.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор; слайдовая презентация «Овощи»; мешочек, овощи (помидор, огурец, морковь, лук, чеснок, перец); цветные перья, мяч, картинки, с изображением овощей: кабачок, свёкла, морковь, помидор, огурец, капуста; конвертик, наклейки, с изображением овощей.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Целевые ориентиры

Вводная часть

Логопед загадывает загадку:

Есть у радости подруга,

Она в виде полукруга.

На лице она живет, то внезапно пропадет, то внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится.

Предлагает детям взяться за руки, улыбнуться друг другу: дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Дети отгадывают загадку.

Берутся за руки, улыбаются друг другу.

Настрой детей на позитивный контакт друг с другом.

Основная часть

Обращает внимание детей на появившийся в группе мешочек.

Предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек»

Закрепляет обобщающее понятие «Овощи».

Проводит артикуляционную гимнастику:

Покажи пузатый помидор, стройную морковку, лопатку.

Обращает внимание на нарисованную корзину для сбора овощей.

Обращает внимание на появившегося почтового голубя (презентация).

Предлагает посмотреть видео письмо (презентация).

Предлагает помочь Чиполино и помирить овощи.

Проводит дыхательную гимнастику: подуй на перышко.

Проводит игру с мячом «Как растут овощи»:

Картофель – в земле

Огурец – на земле

Свекла – в земле

Помидор – на земле

Морковь – в земле

Тыква – на земле.

Проводит игру «Собери овощи»

Морковь выдергивают

Картофель выкапывают

Капусту срезают

Помидоры срывают

Свеклу выдергивают

Тыкву срывают

Проводит физминутку

В огород пойдем

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

И салат нарвем немножко.

И вернемся по дорожке.

Проводит игру «Поварята»

Суп из капусты – капустный

Пюре из кабачков – кабачковое

Начинка из моркови – морковная…

Проводит игру «Назови ласково»

Помидор – помидорчик

Перец – перчик

Капуста – капустка

Огурец – огурчик

Морковь – морковка

Лук – лучок.

Проводит дыхательную гимнастику.

Высказывают предположения о появлении мешочка.

Определяют на ощупь предметы в мешочке.

Закрепляют понятие.

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.

Высказывают предположения о назначении корзины.

Просматривают видеописьмо от Чиполино.

Решают отправиться в огородное царство, для того, чтобы помочь Чиполино.

Выполняют упражнение на дыхание.

Упражняются в употреблении предлогов «В, На».

Берут один овощ и называют, как его нужно собирать.

Выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Называют названия овощей из разных овощей.

Называют овощи ласково.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Введение детей в тему.

Развито воображение, память, тактильная чувствительность.

Закреплено обобщающее понятие «овощи».

Развита подвижность органов артикуляции.

Активизированы имеющиеся знания.

Активизирована мотивация детей для дальнейшей работы.

Развиты способности совместно развертывать игру, умение договариваться.

Развито речевое дыхание.

Закреплено умение использования предлогов В, НА.

Активизирован глагольный словарь по теме.

Закреплено умение выполнять движение, согласно тексту.

Сформировано умение образовывать относительные прилагательные.

Закреплено умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.

Развито речевое дыхание

Заключительная часть

Предлагает вспомнить, о чем говорили во время путешествия.

Предлагает украсить пустую корзину картинками.

Рассказывают о теме путешествия.

Наклеивают наклейки на корзину.

Сформировано умение обобщать и систематизировать полученные знания.

Активизировано развитие дыхания.

НОД «Овощи»

Дети заходят в группу.

Логопед: Ребята, у меня для вас есть одна загадка:

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет.

То внезапно возвратится, грусть-тоска ее боится. (улыбка)

Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Скажите, ребята, а откуда у нас в группе появился такой красивый мешочек?

Ответы детей

Л-д: Давайте попробуем определить. Что же внутри

Дети достают – морковь, помидор, лук .

Л-д: Как назвать все эти предметы одним словом?

Ответы детей.

Я думаю, что овощи появились у нас в группе неспроста. Ведь осень – это время сбора урожая, в том числе и овощей. Посмотрите, ребята, какая у меня естькорзина для сбора овощей, но только она пустая.

Звук почтового голубя.

Л-д: Кажется, нам пришло электронное письмо. Отложим пока корзину, посмотрим, что там за письмо. (презентация)

Чиполино: здравствуйте, ребята. Я Чиполино – мальчик луковка. Я живу в огородном царстве. Раньше мы жили дружно, не ругались. Но теперь случилась беда, овощи спорят в огородной стране, кто лучше, вкусней и нужней на земле. Так разругались, что теперь нет покоя в нашей стране. Не знаю что делать. Помогите мне!

Л-д .: Что же делать?

Ответы детей .

Л-Д : Ак как мы доберемся до огородной страны?

Ответы детей.

Л-д.: Давайте спросим у Чиполино.

Дети спрашивают.

Чиполино: Вам помогут волшебные перышки. Нужно взять перышко, произнести слова: «Раз, два, три, перышко в огородное царство меня отнеси» и подуть на него.

Дыхательная гимнастика .

Л-д : Вот мы и на месте. Я думаю, здесь мы встретим много овощей. Ребята, а вы знаете, где растут овощи и как их нужно собирать?

Овощи растут на земле и в земле. А давайте повторим, какие овощи, где растут. Я вам буду бросать мяч и называть овощ, а вы будете говорить где он растет – на земле или в земле.

Слова: огурец, свекла, помидор, картофель, капуста, морковь, кабачок, тыква, перец.

Игра «Где растет».

Л-д : А как собирают овощи, которые растут на земле – срезают, срывают.

А под землей – копают, дергают.

Посмотрите на эту большую грядку, здесь и морковка и капуста. Давайте повторим, как нужно собирать эти овощи. По очереди будем брать по одной картинке, и называть, как мы собираем этот овощ.

Слова: капуста, помидор, картофель, морковь, кабачок, огурец.

Игра «Собери урожай »

Физминутка

А теперь ребята встаньте физминутку начинайте.

В огород пойдем (дети маршируют на месте),

Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки),

Мы морковки натаскаем («таскают»),

И картошки накопаем. («копают»),

Срежем мы кочан капусты, («срезают»),

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают руками),

Щавеля нарвем немножко. («рвут»),

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки).

Появляется слайд – овощи недовольные.

Чиполино: Посмотрите, какие недовольные овощи. Они все разругались.

Л-д: Ребята, а скажите, может, овощи правы, и кто-то из них один нам нужен? Для чего нам нужны овощи?

Давайте поиграем в поварят и покажем, что все они нам нужны на кухне.

Игра «Поварята».

Слайд «Овощи улыбаются».

Л-д: Посмотрите, как улыбаются овощи, теперь не скажешь, что это угрюмая морковь, теперь ее хочется назвать ласково – морковка.

Игра «Назови ласково»

Вот овощи помирились, и нам пора возвращаться в группу. Помогут нам наши перышки.

Чиполино: Спасибо, ребята за помощь! Теперь в нашей огородной стране опять будет порядок. В знак благодарности примите, пожалуйста, от меня подарок.

Подарок – наклейки.

Дыхательные упражнения.

«Раз, два, три, перышко в садик нас отнеси»

Л-д : Ребята, вам понравилось наше путешествие? Посмотрите на нашу пустую корзину. Давайте соберем в нее овощи, наклеим картинки, которые подарил Чиполино. У нас останется память о нашем путешествии, и вы сможете рассказать о нем своим друзьям и родным.

Дети делают коллаж.