Грудное вскармливание новорожденных. Техника грудного вскармливания: захваты, положения

Важную роль в ста­новлении лактации у родившей женщины играет время первого при­кладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомен­дуется осуществлять сразу же после рождения ребенка, непосред­ственно в родильном зале, в первые 30 мин после родов, с учетом состояния новорожденного и роженицы. Медперсонал оказывает помощь при первом прикладывании младенца к груди матери. Дли­тельность первого контакта должна быть не менее 30 мин. Данные рекомендации содержатся в Приказе № 345 МЗ РФ «О совершен­ствовании мероприятий по профилактике внутриутробных инфек­ций в акушерских стационарах».

Следует подчеркнуть, что раннее прикладывание к груди, которое в настоящее время является общепринятым в большинстве стран, не выполняет сколько-нибудь значимой функции питания. Среднее ко­личество молозива, поступающего к ребенку, составляет около 2 мл. Вместе с тем, даже это количество молозива играет важную роль в становлении иммунологической защиты и снижении заболеваемос­ти новорожденных, является важным моментом стимуляции лакта­ции и обеспечения ее успешности и длительности. Наконец, имеются убедительные подтверждения роли раннего прикладывания в первич­ной адаптации новорожденного к внешнему миру и индуцировании психологической связи - привязанности матери и ребенка.

Первое прикладывание новорожденного к груди матери сочета­ется с осуществлением процедуры кожного контакта матери и ре­бенка. С этой целью новорожденного ребенка выкладывают голень­ким на живот матери и накрывают стерильной простыней еще до окончания пульсации пуповины. После окончания пульсации ре­бенка забирают с живота, проводят первичную обработку пупови­ны, а затем снова возвращают ребенка на верхнюю часть живота матери. Для обеспечения успешного кожного контакта и завершения первого прикладывания к груди новорожденного лучше не обмы­вать водой, а также отложить все остальные процедуры (например, закапывание капель в глаза). Ребенка, лежащего на животе, мать при­держивает рукой. Постепенно начинает выявляться «поисковое пове­дение» ребенка. Оно выражается в сосательных движениях, поворо­тах головки и ползательных движениях конечностей. Если ребенок не очень активен, поисковые движения его губ и головки можно стиму­лировать мягким поглаживанием кожи около рта. В течение первых 0,5-2 ч большинство новорожденных способны самостоятельно найти и захватить ареолу материнской груди без помощи матери.

Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то дер­жать ребенка на груди более двух часов нецелесообразно, так как он будет только спать. Важно указать, что прикладывание ребенка к груди и/или создание кожного контакта через 2-3 ч после родов значительно менее эффективно, чем прикладывание к груди в пер­вые 30 мин после родов.

Раннее прикладывание ребенка к груди не только стимулирует образование и секрецию молока, но также способствует более быст­рому отхождению плаценты, профилактике послеродовых кровоте­чений у рожениц, а также формированию нормальной микрофлоры кишечника, адекватного иммунного ответа и ускорению отхождения мекония у новорожденных.

Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка очень ограничены. Они вклю­чают: наследственные энзимопатии, препятствующие усвоению мо­лока (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь кленового сиропа), тяжелые формы врожденных пороков развития (волчья пасть, зая­чья губа и др.). Вскармливание грудным молоком не рекомендуется также, если кормящая мать принимает цитостатики, антитиреоидные средства, гормональные препараты.

Важное значение для полноценной лактации имеет режим «сво­бодного вскармливания» с первого дня жизни ребенка, под кото­рым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в та­кое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Однако в нашей стране в течение многих лет основным подходом к вскармли­ванию детей было кормление строго по часам, с соблюдением внача­ле 3-х часового, а затем 3,5-часового перерыва между кормления­ми. В последние годы произошел пересмотр этих рекомендаций, и в настоящее время признана существенно большая эффективность «свободного» вскармливания, или вскармливания по «требованию ре­бенка», чем вскармливания по часам. Исследования показали, что при свободном вскармливании объем лактации в первую неделю пос­ле родов в 1,5 и более раза выше, чем при вскармливании по часам, при этом «удельное» содержание (т.е. содержание в расчете на 1 мл мо­лока) белков, жиров, витаминов, активность ряда ферментов не ниже, а в ряде случаев выше, чем при вскармливании по часам. Следствием этого является большая суммарная (суточная) секреция с молоком основных пищевых веществ. Тенденция к большему объему лакта­ции и большей секреции с молоком пищевых веществ при свободном вскармливании, чем при вскармливании «по часам», сохраняется и в последующие периоды лактации.

Свободное вскармливание оказывает положительное влияние на становление лактации, длительность грудного вскармливания, со­стояние здоровья и физическое развитие ребенка, его психоэмоцио­нальное развитие.

Частота кормления при свободном вскармливании зависит от активности сосательного рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может «требовать» от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 мин и более. К концу первого месяца жизни частота кормления обычно снижается до 7-8 раз и уменьшается про­должительность кормления.

Сразу после перевода матери и ребенка из родильного зала в пос­леродовое отделение, при отсутствии противопоказаний к кормле­нию грудью вообще и к свободному вскармливанию в частности, должно быть обеспечено совместное пребывание матери и новорож­денного в палате «мать-дитя», где кроватка ребенка размещается непосредственно около кровати матери. Матери предоставляется возможность общаться с ребенком в первые же часы после родов. Она может находиться с ним в одной палате, спать вместе с ним, кор­мить грудью, в случае необходимости мыть, брать на руки.

Для ребенка совершенно безопасно спать с матерью в одной по­стели. Она чутко реагирует на своего малыша, на любое его шевеле­ние или звук, изданный им. Мать может продолжать спать под рез­кий звук будильника, но любой писк ребенка заставляет ее проснуть­ся. Она может лечь на малыша и причинить ему вред только в том случае, если серьезно больна, приняла снотворное или находится в состоянии опьянения. С момента поступления новорожденного в палату совместного пребывания начинается длительный процесс их взаимного приспособления и взаимного обучения грудному вскарм­ливанию. Этот процесс может быть сложным и утомительным. Пер­сонал родильного дома, а также родственники должны оказать при этом максимальную поддержку матери как через адекватное обуче­ние, так и через внушение уверенности в успешности вскармлива­ния. Все женщины независимо от подготовки и прогноза лактации в период беременности сразу после родов должны обучаться кормле­нию грудью в условиях пребывания в палате «мать-дитя».

Наибольшую сложность при свободной системе вскармливания представляет правильная трактовка матерью крика ребенка. Даже в первые недели жизни причинами крика могут быть и не­удобное положение, и раздражение от мокрой пеленки, и требова­ние общения. В любом случае крик представляет собой призыв к материнскому вниманию, и мать должна научиться дифференциро­вать его. Для женщины такой режим, безусловно, более утомите­лен, но она должна понимать, что он является временным, а выиг­рыш исключительно значим. Он обеспечивает надежное формиро­вание лактации и полноценное обеспечение ребенка идеальным питанием на длительный срок.

Следует еще раз подчеркнуть, что в отличие от прежних рекомен­даций, исключавших ночное кормление детей, (исходя из представ­лений о том, что в ночное время желудок ребенка должен отдыхать), свободный режим вскармливания предусматривает сохранение ноч­ных кормлений. Это обусловлено многочисленными наблюдениями, показавшими, что ночные кормления являются прекрасным сред­ством поддержания лактации, поскольку именно ночью в гипофизе вырабатывается больше пролактина, основного гормона, стимулиру­ющего лактацию, чем днем. Поэтому ночью ребенка следует кормить столько, сколько он захочет. Для осуществления ночных кормлений матери проще всего брать ребенка к себе в постель, чтобы он мог со­сать грудь во время сна, не доставляя ей хлопот.

Концепция свободного вскармливания предусматривает свобод­ный выбор ребенком не только частоты кормлений, но и их длитель­ности. Это положение не согласуется с прежними представлениями отечественных педиатров, которые рекомендовали держать детей у груди не более 20 мин. Эта точка зрения была основана на представ­лении о том, что длительное сосание может вызвать трещины и вос­паление сосков. Однако в настоящее время установлено, что истин­ной причиной трещин сосков чаще всего является неправильное по­ложение младенца у груди и неправильный захват им соска. Вместе с тем ограничение длительности сосания может вести к тому, что ребенок не насытится и не получит «заднего» молока, которое необ­ходимо ему для нормального роста. Это, в частности, относится к так называемым «ленивым» сосунам, которые, в отличие от «активных сосунов», которые насыщаются за 10-20 мин, могут сосать грудь бо­лее 30 мин. Кроме того, потребность в контакте с матерью и сосание груди может нередко носить самостоятельный характер, относитель­но независимый от пищевого поведения ребенка.

Для успешного грудного вскармливания, особенно в первые дни, крайне важно исключить допаивание ребенка водой, глюкозой и т.п. Грудное молоко содержит до 80-90% воды, и при достаточном уров­не лактации полностью обеспечивает ребенка в жидко­сти даже в условиях жаркого климата. Введение же любой дополни­тельной жидкости может уменьшить количество молока, которое потребляет ребенок, поскольку центры жажды и «сытости» в голов­ном мозгу у новорожденных практически совпадают и удовлетворя­ются одновременно. Поэтому допаивание младенца может создавать у него ложное чувство насыщения и отказ от груди.

Как было уже отмечено, одним из условий полноценной лактации является соблюдение гигиенических правил ухода за грудной желе­зой, в частности, ее мытье. Мытье груди до и после каждого кормле­ния приводит к разрушению естественного защитного слоя. При час­том мытье груди с мылом кожа пересыхает, что может стать причи­ной образования трещин на сосках. Кроме того, при свободном режиме у женщин просто нет времени мыть грудь перед каждым кормлением, поэтому такая рекомендация может осложнить грудное вскармлива­ние и стать причиной отказа матери кормить ребенка грудью. В связи с этим мыть грудь следует не чаще, чем мать принимает общий душ или ванну, т.е. 1-2 раза в день. В то же время, чтобы сохранить кожу груди здоровой, лучше всего перед кормлением и после него обраба­тывать сосок грудным молоком.

В первые дни после рождения мать кормит ребенка в одно корм­ление одной грудью. После «прихода» молока можно кормить ребен­ка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление закан­чивалось из той груди, с которой начиналось кормление, и ребенок получил не только «переднее», но и «заднее» молоко, отличающееся в два раза более высоким содержанием жира.

Сцеживание грудного молока может оказаться целесообразным только в ранний период установления лактации, при отсутствии воз­можности «свободного» вскармливания ребенка или при неспособности ребенка по тем или иным причинам к эффективному отсасыванию молозива или молока. Показаниями к сцеживанию грудного молока являются также болезни матери, временное разлучение матери и ре­бенка, учеба или работа матери. В остальных случаях сцеживать мо­лозиво или молоко нет необходимости. Предпочтительным является ручное сцеживание, методике которого должен обучить женщину медперсонал послеродового отделения. При неэффективности ручно­го сцеживания, например в случае сильного нагрубания молочных желез, особенно в первые дни после родов, можно использовать мо­локоотсосы.

Одной из серьезных проблем является возникновение трещин сосков. Как было уже отмечено, их причиной является, прежде всего, непра­вильное прикладывание ребенка к груди, когда младенец захваты­вает только сосок. Кроме того, образованию трещин способствует частое мытье груди, а также применение для обработки соска и аре­олы спиртосодержащих растворов. Неправильный захват ребенком груди вызывает у матери неприятные и даже болезненные ощуще­ния, поэтому даже незначительные неприятные ощущения во вре­мя кормления требуют внимания, являясь свидетельством неадек­ватности выбранного приема и техники кормления ребенка. Если же пренебречь этим сигналом неблагополучия, то вскоре на месте болезненности может возникнуть покраснение кожи и резко повы­шенная чувствительность, а затем будет формироваться трещина. Поэтому важно не упустить время, когда еще есть возможность пре­дотвратить ее возникновение, изменив технику кормления ребен­ка. При трещинах сосков можно рекомендовать специальные на­кладки из силикона.

После кормления следует сцедить каплю молока и смочить ею кожу вокруг соска. Широко применявшиеся ранее смазывания кожи антисептиками, соком алоэ, маслом из пчелиного воска в последнее время не рекомендуются, так как их запах способен «отпугнуть» ре­бенка от матери и привести к полному отказу от сосания груди. Если трещина не заживает 2-7 дней, то может возникнуть необходимость в прекращении прикладывания ребенка к больной груди хотя бы на 1-3 дня. Ребенок при этом может быть сытым, получая только одну грудь, и в отдельных случаях ему будет необходим «докорм» с ло­жечки молоком, сцеженным из больной железы. Через один-три дня можно вернуться к прикладыванию, но на первых порах использо­вать больную грудь как дополнение к кормлению из здоровой груди. С целью профилактики возникновения трещин целесообразно так­же менять положение матери при кормлении (лежа, сидя). Кроме того, важное значение имеет техника «отнимания» соска у ребенка. Недо­пустимо вынимать сосок при наличии сжимающего усилия или соса­ния - при этом сосок травмируется. Необходимо, чтобы ребенок сам отпустил сосок, раскрыв рот. Для этого можно рекомендовать матери различные приемы: кратковременное сжатие носика ребенка или вве­дение в его рот мизинца параллельно с соском.

Наряду с правильно организованным режимом кормления ус­пешная и длительная лактация требует соблюдения соответствую­щей техники кормления грудью. Ее необходимыми условиями яв­ляются: правильное положение ребенка у груди, правильный зах­ват ребенком груди, удобная поза матери; контакт «кожа к коже» во время кормления.

Правильное положение ребенка у груди характеризуются следу­ющими признаками:

♦ голова и тело ребенка находятся в одной плоскости;

♦ ребенок находится в приподнятом положении (с целью профи­лактики аэрофагии);

♦ подбородок ребенка касается груди матери;

♦ рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу.

Решающее значение для эффективности кормления помимо пра­вильной позиции ребенка у груди имеет полнота ее захвата ртом ре­бенка. Ребенок должен захватывать при этом не только сосок, но и ареолу. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким на­столько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мяг­кого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, то можно помочь ребенку, поглаживая пальцем или соском груди по щеке и нижней губе ребенка, что вызовет рефлекторное движение губ и рас­крытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

Хороший глубокий захват обеспечивает ребенку достаточную лег­кость сосания, а для кормящей женщины является главной гаранти­ей сохранности соска и ареолы. Захват соска без ареолы, а также последующее его сосание могут привести к возникновению трещин сосков. Кормить ребенка следует в спокойной обстановке. Поза матери во время кормления должна быть удобной для того, чтобы не создать мышечного напряжения ни в одной мышечной группе и не привести женщину к мышечному утомлению. С этой целью могут использо­ваться любые простые приспособления - скамеечки под ноги, по­душки, подлокотники и т.п. Второе важное условие - при исполь­зовании любой позы и положения тела кормящая женщина должна хорошо видеть лицо ребенка, также как и он должен иметь возмож­ность использовать кормление для изучения лица матери, особенно­стей ее мимики и выражения глаз.

Первые дни после родов можно кормить ребенка в положении лежа на боку или лежа на спине. Для кормления лежа на боку есть 2 варианта положений.

При положении лежа на боку руку, оказавшуюся нижней, нуж­но согнуть в локте наверх и кнаружи и под руку (или между рукой и головой) положить подушку. При необходимости можно использо­вать и вторую подушку, положив ее под спину. Ребенок должен ле­жать на кровати параллельно телу матери, рядом с ним и даже слег­ка к нему прижатым. Если ребенок маленький и маловесный, то можно и для него приспособить подушечку. Главное, нужно помес­тить головку ребенка так, чтобы его рот находился на одном уровне и очень близко к соску матери. Ладонью верхней руки мать поддер­живает спинку ребенка и слегка помогает ему в захвате соска. Дру­гим вариантом является положение лежа на боку, когда нижняя рука матери располагается вдоль тела ребенка. Ребенок лежит на нижней руке матери таким образом, чтобы его рот располагался на­против соска.

Положение лежа на спине менее удобно и поэтому редко исполь­зуется женщинами. При положении матери на спине ребенок укла­дывается на живот матери, и она одной своей рукой, чаще дальней по отношению к стороне груди кормления, поддерживает его голову за лобик, контролируя свободное дыхание младенца.

Кормление сидя требует использования 1-2 подушек для того, чтобы мать могла устроиться удобнее. Головка ребенка должна ле­жать в локтевом сгибе руки матери со стороны той груди, которой мать кормит малыша. Этой же рукой мать поддерживает малыша под спинку. Одна подушка необходима для опоры локтя матери, а на дру­гую подушку можно уложить ребенка, чтобы его рот оказался на уров­не соска грудной железы. Другой рукой мать может поддерживать грудь наложением большого пальца кисти сверху и остальных паль­цев снизу грудной железы, но не слишком близко к соску.

Удобство позы и использование дополнительных подушек необ­ходимо только в начале обучения технике грудного вскармливания. В дальнейшем, когда мать научится правильно давать грудь младен­цу, поза при кормлении перестает играть такую важную роль. Мать может кормить ребенка и лежа, и сидя, и стоя, в зависимости от си­туации.

Очень важно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность тесно контактировать с материнским телом и исследовать материнс­кую грудь. Поэтому лучше кормить его обнаженным или в распа­шонке с открытыми рукавами и подгузнике, что позволяет оставить его ручки и ножки открытыми, прикрыв одеялом. В свою очередь у матери должна быть обнажена грудь. При таком тесном контакте происходит не только знакомство и формирование привязанности, но и дополнительная гормональная стимуляция материнской лакта­ции, что особенно важно при ее становлении в первые дни и недели, а также при временном уменьшении лактации.

Таким образом, поддержание длительной и полноценной лакта­ции требует соблюдения следующих принципов:

I. В первые дни после родов:

Раннее прикладывание ребенка к груди;

Кормление ребенка «по требованию» (свободное вскармли­вание) с первого дня жизни;

Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме в палате «мать и дитя»;

Исключение допаивания (кроме обусловленных медицинс­кими показаниями случаев);

Отказ от использования сосок, бутылочек и пустышек;

Профилактика трещин, нагрубания молочных желез (лактостаза),

II. На последующих этапах лактации:

Спокойная и доброжелательная обстановка в семье;

Помощь со стороны близких родственников по уходу за ребенком;

Рациональный режим дня, обеспечивающий достаточный сон и отдых кормящей женщины;

Адекватное питание, включая дополнительный прием жид­кости (чая, соков и других напитков);

Сохранение «свободного вскармливания».

Реализация всех этих принципов и обеспечение полноценной и длительной лактации является одной из важнейших задач по сохра­нению здоровья младенцев, которую должны решать ЛПУ родовспо­можения и детства. Работа по поддержке грудного вскармливания должна осуществляться на всех этапах (подготовка женщин к бере­менности, беременность, роды, послеродовой период и период лакта­ции). При этом чрезвычайно важно обеспечение тесного сотрудниче­ства и преемственности всех основных звеньев лечебной сети: женс­ких консультаций, роддомов и детских консультаций.

Основными симптомами гипогалактии являются:

1) малая прибавка массы тела за месяц;

2) снижение суточного объема грудного молока;

3) беспокойство ребенка;

4) симптом «сухих пеленок», свидетельствующий об уменьше­нии суточного объема мочи (ребенок первых месяцев, находя­щийся на грудном вскармливании, должен мочиться не менее 6 раз в сутки, причем моча должна быть бесцветной или блед­но-желтой;

5) голодный стул (скудный, зеленоватый, измененной консис­тенции).

Указанные симптомы являются лишь косвенными доказательст­вами гипогалактии, и окончательный диагноз гипогалактии может быть поставлен только после определения суточного объема лактации (секретируемого молока), которое осуществляется с помощью конт­рольного взвешивания. При этом контрольные взвешивания необхо­димо проводить после каждого кормления в течение суток.

Основными критериями эффективности грудного вскармливания являются адекватная прибавка массы и темпы роста, хорошее общее самочувствие и активное поведение ребенка. При этом нет необходи­мости проводить «расчет питания», который является обязательным при искусственном вскармливании детей.

Для грудного вскармливания различают временные и абсолютные противопоказания.

Временные противопоказания к грудному вскармливанию

В ситуациях, описанных ниже, рекомендуется отсрочить кормление ребенка грудью. В последующем возможно попытаться восстановить и продолжить грудное вскармливание. Сроки, когда возможно возобновление грудного вскармливания решаются совместно с врачом в каждой ситуации индивидуально.

    Глубокая недоношенность, когда у ребенка еще отсутствуют глотательный и сосательный рефлексы (ребенок кормится через зонд).

    Дети, родившиеся с тяжелой родовой травмой, синдромом дыхательных расстройств. Оценка по шкале Апгар не превышает 6 баллов.

    Тяжелые заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой систем и др. у ребенка. Различные пороки развития, требующие оперативного лечения.

    Врожденные аномалии развития челюстно-лицевого аппарата (волчья пасть, заячья губа и др.).

    Гемолитическая болезнь у новорожденного, вызванная несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и/или по группам крови.

    Острые инфекционные, гнойно-воспалительные заболевания.

    Мастит (воспалительное заболевание молочной железы).

    Оперативное вмешательство в родах и после них, массивная кровопотеря.

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию

Противопоказания со стороны ребенка

Болезни обмена веществ, при которых ребенку назначается лечебное питание (фенилкетонурия, галактоземия и др.)

Противопоказания со стороны матери

    Тяжелые хронические почек, печени, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.

    Заражение матери сифилисом в третьем триместре беременности.

    Гепатит С.

    Открытая форма туберкулеза

    Психические заболевания у матери

    Злокачественные новообразования

    Применение некоторых лекарственных средств (антибиотики, цитостатики, гормоны, транквилизаторы).

Правила и техника кормления грудью

Каждая женщина может кормить ребенка грудью. Кормление грудью не разрешается только в исключительных случаях, когда мать страдает тяжелыми заболеваниями (см. Противопоказания к кормлению грудью). При большинстве острых инфекционных заболеваний матери грудное кормление не отменяется. Но мать должна соблюдать определенную осторожность: надевать маску из нескольких слоев марли, тщательно мыть руки. В остальном проблемы возникают из-за незнания правил и техники кормления.

Первое правило – ранний контакт матери с ребенком в первые 30-60 мин после рождения. Сразу после рождения ребенка кладут на живот матери. Этот контакт «кожа к коже» позволяет малышу почувствовать материнское тепло, биение ее сердца. Затем ему помогают найти грудь и взять сосок.

Второе правило – правильно приложить ребенка к груди, что предупредит появление трещин и обеспечит нужное количество молока в дальнейшем. Нет никакой необходимости в специальной обработке сосков перед кормлением, так как это ведет к удалению натуральных масел с кожи сосков и ареолы, на ней могут быстро образоваться трещины. Кормить ребенка можно лежа или сидя, близко поднося его к груди; чтобы малыш мог взять в рот достаточно большую часть груди. Ребенок должен быть расположен плотнее и лицом к матери, «живот к животу», чтобы ему не надо было поворачивать голову. Необходимо поддерживать младенца за спинку и плечи, не надавливая на голову, иначе он будет рефлекторно откидывать ее назад. Грудь следует взять в ладонь четырьмя пальцами снизу и одним сверху, расположив пальцы дальше от соска, чтобы не мешать ребенку дышать (рис. 3). Голодный ребенок обычно сам открывает рот и ищет грудь. Если он этого не сделал, соском необходимо прикоснуться к губам ребенка, чтобы он открыл рот. Ребенок должен захватить не только сосок, но и обязательно околососковый кружок (ареолу), а также часть груди ниже ареолы. Это предупредит аэрофагию у ребенка и образование трещин и воспаление сосков у матери. Нижняя губа ребенка должна быть вывернута наружу, подбородок, щеки и нос – плотно прилегать к груди. Ребенок втягивает сосок и ареолу груди, а затем, надавливая на них языком, выжимает молоко. Если мать почувствовала боль – это значит, что ребенок неправильно взял грудь, надо осторожно прикоснуться пальцем к губам ребенка, чтобы он открыл рот и попытаться приложить повторно.

Третье правило – кормить ребенка рекомендуется по потребности, в первые дни по 10-15 раз в сутки; у каждого ребенка свой биоритм, и через
2 недели вырабатывается режим кормления – обычно до 6-8-ми раз в сутки. Следует давать ребенку поочередно сосать обе груди. Это способствует выработке молока. Не следует делать ночных перерывов в кормлении – ночное молоко более калорийно. Частое кормление способствует увеличению лактации. Рекомендуется давать ребенку возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Состав молока меняется в течение суток и в течение одного кормления. Молоко всегда ценно и полезно, оно не бывает плохим, в грудном молоке есть вода и все вещества, необходимые для утоления жажды и голода. Дети сосут грудь для ощущения комфорта так же, как и для утоления голода.

Четвертое правило – не следует сцеживать молоко, так как грудная железа должна получать правильную информацию (через нервно-мышечный и железистый аппарат, гуморальным путем) о нужном для ребенка количестве молока. В течение дня ребенок высасывает разное количество молока. Важен психологический контроль, желание кормить, вера в то, что грудное молоко – это лучшая пища для малыша. Однако в отдельных случаях (нагрубание, избыточная лактация и т. д.) надо сцедить молоко.

Пятое правило – ребенку не надо никакой дополнительной пищи до
4-6-ти месяцев. Если дополнительно кормить ребенка из бутылочки, то продукция грудного молока уменьшается, ребенок сосет не так активно, так как уже не голоден. При необходимости дополнительного питания пищу лучше давать с помощью чашки, чайной ложки или пипетки.

Затруднения при кормлении грудью

Со стороны матери:

1. Маленькие, плоские соски. Используют специальные накладки, массаж сосков до родов.

2. Задержка появления молока. У большинства женщин нагрубание молочных желез и интенсивное образование молока наступает на 3-5-й день после родов. Однако у некоторых женщин становление лактации может задерживаться до 15-20-го дня. В этих случаях не стоит спешить с диагнозом гипогалактии. Необходимо прикладывать ребенка к груди не менее 12-ти раз, давать ребенку обе груди, как можно дольше избегать докармливания ребенка. Если приходится прибегать к докармливанию, следует давать докорм с ложечки.

3. Чрезмерно интенсивное образование молока. В этой ситуации возникают затруднения при захватывании ребенком соска напряженной, болезненной железы. При этом необходимо прибегать к специальному «сцеживающему» массажу.

4. Ссадины и трещины сосков. Чувствительность сосков является одной из проблем в первый период кормления грудью.

Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неправильным положением ребенка у груди. В родильном доме мать кормит ребенка в положении лежа. Она ложится на бок и приближает молочную железу к лицу ребенка. При прикосновении щеки к молочной железе ребенок открывает рот, отыскивает сосок и крепко обхватывает его (физиологические поисковый и сосательный рефлексы). Необходимо следить за тем, чтобы ребенку в рот попал не только сосок, но и околососковый кружок. С 3-4-го дня мать начинает кормить ребенка в положении сидя. Поза должна быть удобной, обеспечивать опору для спины и руки, на которой лежит малыш. Голова ребенка должна лежать на локтевом сгибе согнутой руки.

Другой причиной является недостаточное сосание, в результате которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появления трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочными железами и соблюдать следующие правила:

1. Строгое соблюдение правил личной гигиены. Перед кормлением необходимо тщательно вымыть руки. Безупречно чистым должен быть бюстгальтер (из хлопчатобумажной ткани).

2. Перед кормлением следует сцедить несколько капель молока, находящегося в выводных протоках молочной железы, так как это молоко может быть инфицировано. Прежде чем приступить к кормлению, соски нужно протереть стерильной ваткой, смоченной кипяченой водой.



3. Необходимо избегать частого мытья желез с мылом, так как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сосков. Не пользоваться кремами, растворами антисептиков, антиперспирантами, так как они могут вызывать развитие дерматита у ребенка.

4. После кормления одной грудью обязательно следует приложить вторую, а следующее кормление начинать с той груди, которой закончилось предыдущее.

5. После кормления оставлять несколько капель молока на соске, чтобы они высохли на воздухе. Остатки молока можно снять мягкой хлопчатобумажной тканью. Соски всегда должны быть сухими. Для этой цели можно использовать специальные гигиенические прокладки или стерильные марлевые салфетки.

6. Использовать специальное белье для кормящей женщины (бюстгальтеры), которые обеспечивают оптимальное положение молочных желез и предотвращают лактостаз.

Обрабатывать трещины сосков лучше всего сцеженным грудным молоком либо различными антисептическими растворами, отварами трав. Профилактика ссадин и трещин сосков заключается в правильной технике «отнимания» груди: ребенок сам должен открыть рот и отпустить сосок, который иначе травмируется. Чтобы вынудить ребенка открыть рот исполь­зуют разнообразные приемы: кратковременно сжимают нос, надавливают на подбородок.

Со стороны ребенка:

1. Ринит при ОРВИ. Для облегчения сосания непосредственно перед кормлением закапывают сосудосуживающие капли.

2. Слабая сосательная активность. Необходимо чаще прикладывать ребенка к груди, сцеживать молоко и докармливать им ребенка с ложечки.

3. Пороки развития зубочелюстной области – расщелины твердого неба и губы («заячья губа», «волчья пасть» и др.), недоразвитие нижней челюсти.

Оценка полученных результатов. Основной показатель того, достаточно ли ребенку грудного молока – его поведение. Если после очередного кормления малыш спокойно отпускает грудь, имеет довольный вид, достаточно долго спит (возможно, частично бодрствует) до следующего кормления, значит, молока ему хватает. Получая достаточное количество грудного молока, ребенок мочится не менее 6 раз в сутки, стул имеет однородную желто-соломенную мягкую консистенцию, без неприятного запаха; частота испражнений от 1-го до 6-8-ми раз в сутки. Объективными критериями адекватности грудного вскармливания являются нормальные показатели физичес­кого и психомоторного развития ребенка.

Правильная техника грудного вскармливания помогает женщине избежать многих проблем. В тот же момент правильный захват при грудном вскармливании помогает ребенку получить необходимое для него количество молока.

Кормление грудью всегда должно происходить в удобном положении для ребенка и женщины. Позиция вскармливания зависит от возможности мамы. Например, есть состояния, когда нельзя кормить малыша в положении сидя из-за послеродовых осложнений.

Расскажем, как сделать естественное вскармливание успешным, приятным для мамы и малыша.

Справка:
Как можно распознать, когда малыш голоден?
- кроха начинает ерзать и извиваться всем телом
- чмокает ртом
- ручки подносит ко рту и лицу

Положение во время грудного вскармливания

Нет строгих положений при кормлении грудью, каждая женщина вправе выбирать, какая позиция удобна ей и ребенку. В выборе учитывается, если у мамы есть послеродовые осложнения: швы в области промежности, кесарево сечение и т.д.

В первые дни после родов женщина кормит лежа на боку, для удобства подложив подушки под свою спину и голову подушки.

Если состояние мамочки позволяет кормить сидя, необходимо принять удобную позу. Для удобства стоит подставить скамеечку под ногу. Рука, которая держит ребенка, должна опирается на опору. Голова малыша должна находиться на предплечье мамы.

Как вариант мать держит ребенка «из-под руки» или «из-под мышки». Такая позиция удобна при кормлении близнецов, при закупорке млечного протока или лактостазе.

Следующие положение: мамочка держит ребенка на руке, противоположной груди, которой кормит. Так удобно кормить недоношенных и ослабленных деток.

Лежа на спине, мама может кормить в первые месяцы жизни. Лактация в этот период только устанавливается, возможны приливы молока. Малыш лежит на маме, головка слегка повернута на бок. В таком положении малыш легко справится с сильным потоком молока.

Справка:
Разнообразие положений прикладывания к груди является профилактикой маститов и улучшения оттока молока по молочным каналам груди.

Признаки правильного положения малыша у груди мамы:

  • тело младенца повернуто и прижато к матери;
  • голова и туловище малыша находятся на одной прямой линии;
  • лицо ребенка расположено в сторону груди, носик напротив соска;
  • мама должна придерживать головку, плечики ягодицы крохи, особенно важна такая поддержка для новорожденного ребенка.

Справка
Во время кормления обязательно нужно следить, чтобы носик малыша был свободен, и он равномерно дышал. Опасность закупорки дыхательных путей у малыша возникает при вскармливании в положении лежа. Внимание женщины в такой позиции притупляется, она может уснуть и случайно перекрыть грудью дыхание малыша.

Приступая к кормлению, следует для начала провести гигиену молочной железы. Затем необходимо сцедить 2-3 капли это рекомендуется для профилактики попадания микробов из выводных грудных протоков.

В процессе сосания ребенок должен захватить не только сосок, но и околососковый ореол. При правильном захвате малыш не заглатывает воздух, у мамы не возникают трещины соска.

Чтобы грудь не перекрывала носик младенца, следует слегка прижать грудь пальцами и оттянуть назад.

Как распознать правильный захват груди:

  • подбородок ребенка касается молочной железы;
  • рот малыша широко открыт;
  • нижняя губка вывернута наружу;
  • кроха захватывает сосок и околососковый ореол;
  • женщина при кормлении не испытывает боль.

После окончания кормления, грудь следует обмыть теплой кипяченой водой. Нужно обязательно следить за гигиеной тела и белья. Белье должно быть чистым, только из натуральных тканей. В случае обильных приливов молока следует воспользоваться специальными накладками.

Какова продолжительность кормления решает ребенок. Нельзя ставить ребенка во временные рамки. Малыш сам устанавливает режим и длительность кормления.

Необходимо помнить ребенок не сосет грудь непрерывно. Кроха может изначально сделать несколько сосательных движений, остановится или уснуть. В такой момент многие мамочки ошибочно думают, что ребенок поел, и вынимают грудь. Необходимо помнить, только ребенок решает, когда закончить трапезу. Он сам отпускает сосок.

Длительность естественного вскармливания у всех деток индивидуально. Нельзя считать промежуток между кормлением, число прикладывания к груди.

При кормлении могут возникнуть трудности вследствие неправильной подготовки груди во время беременности, что доставляет немало проблем виде трещин сосков.

Могут быть затруднения из-за анатомических особенностей строения сосков женщины. Однако следует помнить, любая женская грудь приспособлена к кормлению. Необходимо приспособиться и следить за правильным захватом. Для улучшения процесса кормления существуют специальные насадки для грудного вскармливания.

Кормление при лактостазе: необходимо делать акцент на опорожнение молочной железы, где образовалась молочная пробка. Начинать кормление нужно именно с этой груди. Высасывание молока малышом из проблемной груди сможет решить ситуацию.

Справка:
Лактостаз это застой грудного молока в молочных каналах. Характеризуется болезненностью, уплотнением и возможным повышением температуры тела.

Неправильная техника грудного вскармливания приводит

  • появлению болей, синяков, трещин молочных желез;
  • застою молока из-за нарушения молочных каналов;
  • снижению количества молока, малыш не наедается, впоследствии возможен отказ от груди;
  • уменьшению продукции молока, так как снижается выработка гормона – пролактина, из-за снижения количества молока ребенок не набирает в весе.

В заключение, хочется сказать успешное грудное вскармливание, зависит не только от желания, но и от определенных навыков, техники прикладывания малыша к груди. Когда ребенок правильно приложен к груди, молоко хорошо выделяется из молочных каналов, а само кормление приносит только положительные эмоции.

Грудное вскармливание до сих пор вызывает массу кривотолков и опасений. Каждая женщина хотя бы раз в жизни слышала страшилки на "молочную" тему: трещины сосков, застои молока, слабая лактация и т.д.… На самом деле, успешно выкормить ребенка может любая мама. Если освободится от заблуждений о грудном вскармливании.

Теория грудного вскармливания

Заблуждение: женщины инстинктивно знают, как кормить грудью.

На самом деле: еще до родов изучите теорию грудного вскармливания. Помогут курсы, журналы, книги, кассеты. А лучше – все вместе. Обеспечьте себе место и время, чтобы без помех овладеть этим великим женским искусством:

  • в тихом уютном месте поставьте удобный стул или не очень глубокое кресло;
  • рядом – столик, где будете держать легкие закуски для себя, а также воду, салфетки, тряпочки.

В первое время после рождения ребенка отложите в сторону все другие заботы и не беспокойтесь ни о чем, осваивая науку кормлений, даже о праздничных хлопотах по поводу рождения и оповещения знакомых – для этого у вас есть вся оставшаяся жизнь…

Практика грудного вскармливания

Заблуждение: грудное вскармливание – интимный и уединенный процесс.

Питание при грудном вскармливании

Заблуждение: после родов питание можно сделать менее калорийным.

На самом деле: в период грудного вскармливания нужно не меньше питательных веществ, чем в последний триместр беременности ! При занятиях фитнесом энергии надо еще больше. Но нельзя и переедать: достаточно трех приемов пищи плюс перекусы. Подготовьтесь к этому заранее:

  • договоритесь, кто будет помогать готовить еду, когда появится ребенок;
  • оставьте на столике тарелочку еды для перекуса – зелень, зерновые хлебцы, овощ, фрукты, орехи, сухофрукты и т.п;.
  • грудное молоко на 87.5 % состоит из воды, так что пейте больше, ни в коем случае не менее 9-10 стаканов в день.

Техника грудного вскармливания

Заблуждение: ребенок сам умеет брать грудь.

На самом деле: малыш может не брать грудь из-за неправильного положения и действий мамы. Поэтому:

  • прежде чем приложить ребенка к груди, расположите его на руках таким образом, чтобы личико малыша было обращено к вам, а его пузико касалось вас;
  • пощекочите губы ребенка соском, пока его ротик не откроется широко, и в это время вложите сосок ему в ротик;
  • убедитесь, что он взял в рот не только сосок, но и ареолу (темный кружочек кожи вокруг соска).
  • удалите со стен и других поверхностей краску, содержащую свинец. Стены спальни освободите от виниловых обоев и оклейте бумажными. Во время работ в квартире жить нельзя;
  • не дышите парами бытовой химии;
  • ешьте рыбу, выловленную только в чистых водах;
  • не дышите парами, образующимися во время горения;
  • старайтесь есть овощи и фрукты, выращенные без химикатов;
  • не дышите парами ацетона и других косметических средств (лаки, средства для укладки, средства для снятия лака и т.п.);
  • не кладите новый ковер, линолеум, не устанавливайте новую пластиковую мебель – первое время это источники сильных испарений;
  • испарения также дают новые компьютеры, бытовая техника и электроника с деталями из пластика. Чаще проветривайте помещения.

Проблемы с грудным вскармливанием

Важно решать проблемы с грудным вскармливанием сразу же, как только возникают.

Соски болят, потрескались или кровоточат. Легкая боль нормальна вначале, но сильная боль или раздражение – чаще всего признак неправильного положения малыша при кормлении. Освойте технику правильного кормления, а кроме того:

  • сначала давайте менее болезненную грудь;
  • прежде чем отнять грудь, положите пальцы на уголки рта малыша;
  • грудное молоко достаточно целебное, поэтому выдавите немного молока на соски после кормления и дайте ему высохнуть;
  • не мойте грудь с мылом, воды вполне достаточно.

Груди распухают. Это нормально между третьим и пятым днем после родов – значит, ваша грудь производит молоко. Припухлость должна спасть через день-два благодаря частому кормлению, но кроме того:

  • положите теплый компресс на грудь перед кормлением, чтобы стимулировать отток молока;
  • если грудь слишком напряжена, сцедите немного молока молокоотсосом или вручную, пока она не станет мягче, - иначе ребенок не сможет нормально сосать;
  • если боль или опухоль сильные и у вас поднялась температура, срочно обратитесь к врачу, это может быть признаком мастита .

Молоко подтекает само. Это нормально, ваше тело, адаптируется к грудному вскармливанию. Лактация стабилизируется между 2-м и 4-м месяцами после родов. До того используйте салфетки или прокладки. Когда во время кормления из второй груди начинает течь, используйте чистое полотенце, чтобы впитывать выливающееся молоко.

Молоко выделяется с трудом. Иногда только через несколько минут после того, как ребенок возьмет грудь, удается вызвать отток молока.

  • Сделайте теплый компресс на грудь или примите теплый душ перед кормлением.
  • Помассируйте грудь по направлению к соску.
  • Расслабьтесь, послушайте музыку или зажгите свечу во время кормления.

Молоко выделяется слишком быстро и обильно. Если ребенок почти захлебывается сильной струей, отнимите его от груди. Сцедите первое, менее питательное молоко, пусть ребенок высосет дальнее молоко, полностью опустошив грудь. За один раз кормите только одной грудью, как бы ни велик был соблазн предложить другую.

Тонкости психологии грудного вскармливания

Заблуждение: после родов вы – главная фигура в доме и отвечаете за все.

На самом деле: сейчас, как никогда, важно переложить обязанности на других, чтобы взлелеять собственное дитя. Принимайте помощь, когда ее предлагают, а если не предлагают, не стесняйтесь просить отнести белье в прачечную, почистить ванную, приглядеть за малышом, пока вы ухаживаете за собой.

Заблуждение: кормление грудью надо прекратить, как только не будет хватать молока.

На самом деле: это ошибка продиктована либо бессознательным страхом, что малыш начнет надоедать, либо тайным нежеланием кормить грудью. Если быть настойчивой, молока хватает. Когда малыш сосет грудь 8-12 раз в сутки, к 6-му дню его жизни мочит не меньше 6 подгузников, а 3 – пачкает «какашками», значит ваш маленький ангел, ваш небожитель получает достаточно еды! Если все же сомневаетесь, кормите почаще – например, раз в 3 часа.

Если малыша беспокоит вздутие живота, есть смысл немного отложить кормление, помассировать живот, поставить газоотводную трубочку или микроклизму с ромашкой, попоить.

Попеременно прижимая пальцем крылья носа ребенка, убедитесь, он свободно дышит носом. Нельзя кормить ребенка, если он плохо дышит носом. В этом случае он начнет поперхиваться, кашлять, наглотается воздуха и будет срыгивать после кормления.

При достаточной лактации в каждое кормление ребенка прикладывают только к одной груди, поочередно. Перед кормлением осторожно обмойте грудную же-лезу кипяченой водой и сцедите несколько капель молока, чтобы удалить случайные бактерии, которые могут попасть в первые порции молока с кожи.

Очень важно, чтобы мать кормила в удобной позе. При неправильном положении она быстро устает, и у нее могут появиться неприятные ощущения - например, боли в спине. Наиболее удобное для кормления левой грудью положение - сидя в кресле с поставленной на низкую скамеечку левой ногой, а при кормлении правой грудью - с поставленной на скамеечку правой ногой. Поддерживая рукой голову и спину ребенка, слегка наклонитесь над ним и, захватив грудь средним и указательным пальцами, прикоснитесь соском к его губам. Дождитесь, когда он откроет рот, и быстро придвиньте малыша к груди, направив нижнюю губу чуть ниже соска. Сосок должен оказаться глубоко во рту малыша. При этом мать должна почувствовать, что губы и десны малыша крепко сжимают ареолу (околососковый кружок), но не до боли. Язык ребенка должен прикрывать нижнюю губу и десну и находиться ниже ареолы. Нижняя десна ребенка не должна тереться о сосок (она может его травмировать).

При этом носовое дыхание не должно быть затруднено, для чего грудь немного приподнимают вверх. В этом положении происходит полное опорожнение груди, а ребенок при кормлении не заглатывает воздух. Обратите внимание, что по характеру звука при сосании можно определить, эффективно ли сосет ребенок или впустую.

В случаях, когда состояние матери не позволяет ей вставать с постели или ей так удобнее, допустимо кормление лежа.

Длительность каждого кормления должна составлять 15-20 мин. и не превышать 20-25 мин. Нормально сосущий ребенок в большинстве случаев уже за первые 5 мин. высасывает более 50% молока, необходимого ему на кормление.
При кормлении ребенок должен все время энергично сосать и не делать продолжительных перерывов. К этому его легко приучить, делая каждый раз, как только он прекращает сосание, мнимую попытку отнять от него грудь.
При каждом кормлении ребенок должен полностью опорожнять грудь матери. Остающееся в груди после кормления молоко необходимо сцедить. При соблюдении этого условия ям максимально продолжительно сможете кормить грудью.
По окончании кормления грудь необходимо тщательно осушить, смазать сосок и окружающую его область кремом и прикрыть кусочком полотна или марли. Важно предохранять сосок от случайного раздражения бельем и одеждой.
После кормления ребенка нужно подержать вертикально в течение 5-10 мин., чтобы он отрыгнул случайно проглоченный воздух.

Большое значение имеет правильная техника кормления грудью, при которой ощущения матери безболезненны. Боль при кормлении означает, что ребенок неверно приложен к груди и что его положение нужно изменить. Причиной трещин и болезненности сосков не может быть ни количество и длительность отдельных кормлений, ни повышенная чувствительность кожи сосков. Причина - только в неправильных позах матери и ребенка во время кормления! «Почти все женщины способны кормить, если их заботливо подготовить к этому и помочь им на первом этапе; роль внимательной и доброй наставницы должна взять на себя опытная женщина, которая сама хорошо кормила. Практические знания техники кормления не являются врожденными, матерям приходится приобретать их в процессе обучения», - писал Иозеф Швейцар. Итак, совокупность правил, которые помогают ребенку верно захватить сосок и эффективно, безболезненно сосать и которые следует соблюдать с первого прикладывания малыша к груди, называется техникой кормления грудью.

Для эффективного безболезненного кормления важны:

  • правильные позы матери и ребенка;
  • умение правильно держать грудь и давать ее ребенку;
  • правильное присасывание ребенка к груди;
  • правильное сосание.

Каковы же правильные позы матери и ребенка?

Выбор удобной, свободно-расслабленной позиции для мамы и малыша является решающим для типа их взаимоположения при кормлении. Использование разных поз позволяет учесть актуальное физическое состояние мaтери (после сложных родов, после кесарева сечения), особенности формы и размера груди, строение личика ребенка и т. д.

Мать всегда прикладывает ребенка к своему телу, не приспосабливая свою позицию к малышу и не принимая неестественных поз. Кормление требует времени. Если поза^матери неудобна или даже причиняет ей боль, кормление не доставляет женщине удовольствия, в сковывающем тело положении она долго не выдержит, что может иметь неблагоприятные последствия для выделения молока и его поступления ребенку. Перед тем, как приложить ребенка к груди, стоит приготовить достаточное количество подушек и специальных подкладок для кормления - по выбору и опыту матери. Они помогают надежно зафиксировать ребенка и облегчить его вес; в этом случае мать может целиком сосредоточиться на поддержке малыша во время присасывания и ей не придется на протяжении всего кормления ощущать тяжесть ребенка, что крайне неудобно и утомительно.

Основным является положение ребенка и матери на боку, личико, грудка, животик и ножки малыша развернуты к матери. Между матерью и ребенком не должно быть никаких преград (нижняя ручка ребенка, узел на пеленке и т. д.), ушко, плечико и бедро малыша находятся на одной линии. Мать руками привлекает тельце малыша к себе, поддерживая его под плечи, спинку, основание головки - и ни в коем случае не под саму головку. Дети часто не выносят давления на голову. Когда малышу нажимают на затылок, его носик зарывается глубоко в грудь матери и ребенок выпускает сосок, поскольку не может свободно дышать. Если мать дотрагивается до головки ребенка, пальцы ее не поднимаются выше воображаемой линии, соединяющей уши малыша; подбородок, личико и носик ребенка лишь касаются ее груди. Ребенок захватывает сосок и ареолу несимметрично, нижнюю часть ареолы больше, чем верхнюю. Дело в том, что малыш получает молоко, ритмично придавливая ареолу к нёбу. Если малыш приложен к груди правильно, то кормление не должно быть для матери болезненным.

Как правильно поддерживать грудь и как давать ее ребенку?

Пальцы матери не должны касаться ареолы. В противном случае, когда ребенок захватит сосок, в ротике у него окажется меньшая часть ареолы, чем нужно, и тогда малыш станет сильно стискивать сосок и движениями своего язычка обдирать его. Такое кормление неэффективно и болезненно.

Правильные действия таковы:

  • грудь поддерживается снизу всеми пальцами кроме большого;
  • большой палец лежит высоко над ареолой;
  • давление большого пальца на грудь обеспечивает распрямление соска;
  • грудь нужно давать ребенку так, чтобы он захватил не только сосок, но и как можно большую часть ареолы, особенно снизу;
  • подбородок ребенка зарывается глубоко в грудь матери;
  • личико и слегка - носик на протяжении всего кормления должны прикасаться к коже материнской груди;
  • носик правильно приложенного к груди ребенка должен оставаться свободным, мать не должна оттягивать грудь от носа малыша пальцем (иначе сосок и ареола будут выскальзывать из ротика ребенка, поступление молока малышу сократится, а для матери кормление станет болезненным);
  • нельзя прикладывать к груди плачущего ребенка (плача, он поднимает язык к нёбу и не может хорошо захватить сосок).

Как узнать, правильно ли ребенок захватил сосок?

В этом случае:

  • у ребенка широко раскрыт рот - как при зевании;
  • нижняя губка вывернута наружу;
  • в уголке рта виден язык, свернутый желобком;
  • при сосании не западают щечки;
  • не слышно прихлебывания (этот звук возникает, если ребенок присасывает воздух);
  • грудь возле ротика малыша не напрягается;
  • мать при кормлении не испытывает боли.

Как ведет себя правильно сосущий ребенок?
Сначала малыш сосет быстрыми короткими втягивающими движениями. Прикосновениями языка он стимулирует чувствительную кожу ареолы и запускает таким образом механизм поступления молока из молочной железы в сосок. Этот процесс, в ходе которого сокращаются особые, подобные мышцам волокна, расположенные рядом с протоком и вдоль него, называется рефлексом выделения молока (рефлексом окситоцина). Мать ощущает ломоту или легкое покалывание в груди, и из соска начинает капать или брызгать молоко.

У одних женщин рефлекс этот вырабатывается быстрее, у других - дольше, что может создать трудности малышу; в таких случаях дети ведут себя у груди беспокойно и выпускают сосок изо рта. Однако мать может способствовать выработке рефлекса: хорошо помогают массажи и тепло.

Через несколько минут сосательные движения замедляются, ребенок начинает получать много молока, успокаивается и сосредоточивается на координации сосания и глотания. После каждого сосательного движения слышен негромкий глоток. У малыша двигаются ушки и подбородок, не западают щеки, не выпячиваются губы. Громкие звуки свидетельствуют о том, что ребенок заглатывает воздух, и отнюдь не являются признаком хорошего и эффективного сосания. Ребенок, правильно захвативший сосок, сосет спокойно, ритмично, не сопя забитым носом. Если матери приходится пальцем оттягивать грудь от носика малыша, значит, ребенок приложен к груди неверно - и ошибку эту следует исправить. Кормление в неудачной позиции может привести к тому, что. малыш повредит нежную ткань соска.

Даже при правильной технике кормления соски в первую неделю могут быть чуть красноватыми и очень чувствительными. В таких случаях хорошо помогает крем, содержащий кальций, или втирание нескольких капель молока, сцеженного после кормления. Однако соски после окончания кормления обязательно должны полностью обсохнуть, прежде чем мать вложит в бюстгальтер впитывающие прокладки. Вид и размер бюстгальтера следует выбрать так, чтобы он поддерживал грудь, но нигде ее не сдавливал.

Только совместное содержание новорожденного с матерью позволяет женщине с самого начала понимать все сигналы, которые подает ей малыш, и постоянно кормить его, когда он того хочет.

Профессор Йозеф Швейцар прекрасно понимал всю важность возвращения к тому, чтобы мать и ребенок после родов находились вместе: «Единственный способ ухода за новорожденным, отвечающий потребностям его развития, - это поместить малыша как можно ближе к матери. Тем более что это обеспечивает также возникновение эмоционального контакта между ними, что ложится в основу развития психики ребенка. Такие матери кормят своих детей гораздо эффективнее, чем женщины, временно разлученные со своими малышами. И дети, находящиеся рядом с мамами, счастливы, что легко можно понять, войдя в то отделение, где они лежат: там совсем не слышно плача, поскольку стоит лишь ребенку подать голос, как его сразу обнимают материнские руки, малыш видит мамины глаза и получает молоко, в котором так нуждается. Очень быстро матери начинают безошибочно узнавать плач своего ребенка, который служит для них сигналом подхватить малыша и прижать его к себе. На плач других детей они не обращают особого внимания, так что он их" не беспокоит. Это изначальное совместное пребывание дает матери возможность сразу почувствовать индивидуальность своего ребенка, воспринимать его как единственную и неповторимую личность, которой малыш на самом деле и является. Это ее и только ее ребенок - и она мгновенно учится давать ему все, что малышу нужно. И после выписки женщина уходит домой с хорошо знакомым существом, которое она прекрасно понимает».

У новорожденного маленький об»ем желудка, малыш сосет молоко часто и небольшими порциями. Хорошо, когда у него есть возможность получать молоко в любую минуту и оставаться у груди сколь угодно долго. Прося есть, он не различает времени суток, как не различал дня и ночи в чреве матери.

Здоровому, доношенному ребенку, которого мать правильно кормит грудью, не требуется никакого дополнительного питья - ни чая, ни фруктовых соков, ни прочих жидкостей или другого молока - до конца шестого месяца жизни.
Чем чаще и охотнее ребенок сосет грудь, тем больше молока вырабатывается. Этот принцип можно использовать и позже, если по каким-то причинам молока у женщины становится меньше. Достаточно снова начать чаще прикладывать малыша к груди, как через 2-3 дня количество молока увеличивается. В первые дни любые попытки навязать ребенку какие-то ограничения крайне неуместны и не идут на пользу малышу. Его природный инстинкт - вот основополагающий критерий, определяющий число и длительность отдельных кормлений.

На второй - четвертый день грудь, которая обычно наливается постепенно и без неприятных ощущений, может вдруг резко увеличиться в размерах - чрезмерно и болезненно. Ее форма изменяется настолько, что ребенку трудно, а иногда и невозможно присосаться, что осложняет ситуацию. Такое состояние возникает в основном тогда, когда после родов мать и ребенок находились порознь, приложение к груди с первых минут жизни малыша было нечастым, не соблюдались принципы правильной техники кормления, режим в роддоме был устаревшим и неверным, к матери и ребенку не было индивидуального подхода, помощь была оказана поздно и непрофессионально.

Что делать, если возникло это осложнение при кормлении?

  • между кормлениями класть на грудь холодные компрессы;
  • перед кормлением положить на налившуюся грудь теплый компресс или прогреть ее и сделать массаж;
  • сцедить перед кормлением часть молока и смягчить таким образом ареолу;
  • массируя сосок и ареолу большим и указательным пальцами, придать им такую форму, чтобы ребенок мог присосаться;
  • кормить часто и правильно; пока это возможно, пытаться сцеживать молоко вручную; в этой ситуации руки матери явно предпочтительнее, чем электрический (не механический) молокоотсасыватель, не имеющий регулятора тяги и скорости (ведь ребенок сосет, надавливая на ареолу, а не выкачивает молоко, как вакуумный насос, по принципу которого работает молокоотсасыватель; после его применения малышу может стать еще труднее присосаться к разбухшему соску);
  • менять позы при кормлении, терпеливо выждать несколько часов, пока состояние не улучшится или хотя бы не стабилизируется.

В нормальной ситуации молоко сцеживается после кормления лишь в тех случаях, когда нужно освободить грудь. Это бывает, когда женщина постоянно чувствует распирание груди, особенно вначале, если у нее много молока или его отток из разных долей молочной железы неравномерен. Позже лактация и потребление молока уравновешиваются.

Иногда одновременно с первым приливом молока у матери подмышкой или под грудью появляется вздутие, которого она у себя раньше не замечала. Это тоже железистая ткань, зачастую недоразвитая; под влиянием гормонов она увеличивается, как и вся грудь. В этом случае достаточно заверить женщину, что это не опасно, и приложить к отекшему месту холод. Главное - предостеречь ее от попыток выдавить вздутие или воздействовать на него еще каким-нибудь варварским способом. Рано или поздно оно само уменьшится или исчезает.

Каковы типичные ошибки и просчеты в начале кормления?

Если ребенку сразу дают прикорм, чай или соску, вместо того чтобы приложить его к груди в первые же часы жизни, то стремление ребенка сосать грудь снижается, что плохо влияет на регуляцию приема пищи у малыша и сложнейший процесс секреции и выделения молока у матери. Искусственные смеси, которые зачастую дают младенцам до того, как у матери начнет вырабатываться молоко, большинству детей не нужны и просто вредны. Если по медицинским показаниям ребенку требуется до-корм, то он должен получить пастеризованное материнское молоко из «банка материнского молока». Кормление из бутылочки и использование пустышки для того, чтобы «успокоить» ребенка, вместо того чтобы приложить его к груди, - все это приводит к тому, что малыш приучается сосать совершенно другим способом. Это часто сбивает ребенка с толку, и он уже не может научиться сосать правильно и эффективно.

Какие принципиальные ошибки подстерегают мать чаще всего и как ей их избежать?

Частой и фундаментальной ошибкой является типичное еще отдельное размещение матери и ребенка после родов и до выписки из роддома. Неблагоприятным фактором для развития процесса лактации является ситуация, если ребенка не прикладывают к груди сразу после родов (в течение получаса, максимум двух часов). Разлучение ребенка с матерью на время более длительное, чем необходимо для проведения осмотра, анализов и медицинских процедур, вызывает у матери и младенца стресс. Это ведет к запоздалому освобождению груди от приливов молока и в перспективе - к уменьшению лактации в результате возникновения фактора, который начинает воздействовать на переполненную молочную железу, и подавляет секрецию молока (так называемый пролактин-ингибирующий фактор). Он имеет большое значение для регулирования выработки именно того количества молока, которое отвечает реальным потребностям ребенка. Но в данной ситуации его влияние прямо противоположно задуманному природой.

Несоблюдение того режима кормления, который здоровый ребенок устанавливает для себя сам, и принуждение младенца нескольких дней от роду к приемам пищи по часам влияет на его индивидуальный выбор частоты и длительности кормлений в критический для него период и может позднее привести к недокармливанию или перекармливанию.

Несоблюдение правил техники кормления в случае с плохо сосущим, но здоровым ребенком и непрофессиональный подход к ошибкам крайне вредны именно на начальном этапе жизни матери с младенцем, в те дни, когда они узнают друг друга, привыкают друг к другу и приобретают практический опыт совместного существования.

Что касается новорожденных, относящихся к группе риска, и - с другой стороны - их матерей, то недостаточное внимание к специфике ухода за недоношенными детьми и детьми с низким весом, за новорожденными с выраженной желтухой и т. д., а также невнимание к особенностям их кормления приводит к проблемам с грудным вскармливанием, довольно типичным для таких малышей. По приблизительным оценкам, лишь около половины из всех недоношенных детей матери кормят грудью. В результате именно эта группа малышей оказывается в ситуации, более благоприятной со всех точек зрения. Грудное вскармливание частично компенсирует тот вред, который приносит ребенку преждевременное рождение или болезнь.
Если ребенку на грудном вскармливании все-таки нужен докорм, то использование соски и бутылочки допустимо лишь тогда, когда другого выхода нет. Во всех остальных случаях малыша нужно докармливать альтернативными способами - с использованием специальных приспособлений, вспомогательных устройств, питательных зондов, стаканчиков и т. п.

Непрофессиональная помощь при нарушениях лактации (позднее наступление лактации, болезненное наливание груди) и при других недомоганиях кормящей матери может стать причиной ситуации, приводящей к сложном) и тяжелому состоянию женщины, чреватому стрессом и для нее, и для ребенка, а впоследствии - к преждевременному прерыванию грудного вскармливания.

Специальные приспособления для кормления грудных детей (поршневой молокоотсос, «колпачки», соски), использованные в неподходящий момент или неправильным образом, не помогают, а скорее вредят ребенку.

После возвращения из роддома женщина большую часть времени занята кормлением ребенка и уходом за ним. Часто у нее возникает ощущение, что она только и делает, что кормит малыша. Необходимо, чтобы она отдыхала, как только у нее выдастся свободная минута.

Семья должна ценить и уважать самоотверженность и любовь матери, которая отдает всю себя заботам о ребенке. Многие ее обязанности может взять на себя кто-то другой. Кормить же своего ребенка может только она. Гормональные изменения, произошедшие в ее организме в течение беременности и после родов, вызывают чувство повышенной утомляемости, а также смены настроения, обусловленные склонностью к слишком острым эмоциональным реакциям на ситуации, которые в другое время показались бы вполне обычными. Женщина, отдающая себе отчет в том, что с ней происходит, окружающие ее люди и чуткий, понимающий партнер знают, что это временные явления и что все постепенно наладится.
Сначала ребенок просит есть очень часто, примерно каждые 2-3 часа, 10-15 раз в сутки. Где-то после шестой недели в кормлении появляется определенная регулярность, перерывы между приемами пищи становятся дольше. Иозеф Швейцар писал об этом так: «Только между шестой и восьмой неделями ритм кормления начинает сам по себе упорядочиваться; появляются регулярные паузы днем и большой перерыв ночью. Младенец устанавливает этот режим сам, мать же, если хочет своему ребенку добра, дает ему в этом смысле полную свободу и ни к чему его не принуждает».

И всегда справедливо правило: кормить нужно так часто и так долго, как того требует ребенок. Перерыв между кормлениями, превышающий 6 часов, вызывает чувство переполнения и давления в груди - и может понизить секрецию молока.

Как выглядит кормление в последующие дни и недели?
В первые недели матери часто волнуются, достаточно ли у них молока, хорошее ли оно и хватает ли его ребенку. Грудь уже не так налита, как в роддоме, и молоко выглядит по-другому. Густое желтоватое молозиво исчезает, и начинает выделяться более белое зрелое молоко. В этот период его подразделяют на «переднее» и «заднее». Переднее, на вид более бледное, сладкое и не такое жирное, предназначено для утоления жажды. В процессе кормления молоко становится более жирным (заднее молоко), и им ребенок насыщается. Если малыш сосет столько, сколько хочет сам, он всегда получит то молоко, которое ему в данный момент необходимо. Чтобы ребенок выпивал достаточное количество жирного молока, рекомендуется с третьей недели во время каждого кормления подолгу давать ему одну грудь. Если малыш не насытится, он получит потом молоко из другой груди.

Иозеф Швейцар добавлял к этому: «Только в самом раннем возрасте, в первые месяцы своей жизни, ребенок получает пишу, идеально отвечающую его потребностям; пища эта была создана природой специально и исключительно для человеческих детенышей, и потребляют они ее способом, также идеально отработанным природой, - приникая к материнской груди. Ситуация эта в жизни человека уникальна и не повторяется.больше никогда».

Для повышения лактации можно прикладывать ребенка то к одной, то к другой груди, чередуя их по нескольку раз во время кормления. Это происходит обычно в период «скачка роста», когда ребенок снова хочет есть больше и чаще. Но матери иногда думают, что ребенку уже «мало молока». И вместо более частых кормлений они дают малышам искусственный прикорм и отлучают их от груди раньше времени. Но случаи настоящей нехватки молока у матери довольно редки. Гораздо чаще причиной отлучения от груди становятся недостаточная уверенность матери в себе и в своей способности выкормить ребенка, неумение распознать признаки того, что процесс вскармливания находится под угрозой, и слишком позднее обращение за помощью к специалистам.

Иозеф Швейцар подчеркивает огромное значение долговременного грудного вскармливания с точки зрения иммунологии: «Позже, в период перехода на смешанное детское питание во второй половине первого года, когда ребенок уже получает материнское молоко лишь в небольшом количестве, в этом молоке опять концентрируются защитные вещества, которые по-прежнему способны уберечь малыша от инфекций, как и раньше, при полном грудном вскармливании. Таким образом, совершенно очевидно, что материнская грудь не только создает для ребенка самую лучшую пищу на свете, но и охраняет его здоровье все то время, что мать кормит малыша своим молоком. Открытие этой функции молочных желез и взаимосвязи их работы с потребностью ребенка в защите от инфекций имеет революционное значение. Теперь мы знаем, что материнская грудь - это чрезвычайно важный орган иммунной системы человека, необходимый компонент комплекса так называемой иммунной системы слизистых оболочек, неразрывно связывающий мать с ребенком на протяжении всего периода грудного вскармливания. Первые шесть месяцев своей жизни малыш должен получать только материнское молоко. В это время ему не нужно давать ничего другого, поскольку любой докорм мешает приему естественной для малыша пищи. Что угодно, даже вода или чай, ограничивает получение молока, ибо когда организм младенца регулирует прием пищи; жидкости эти воздействуют на него так же, как и молоко - вызывают чувство насыщения. Поэтому совершенно ошибочно также докармливать ребенка фруктовыми соками или фруктами, равно как и давать ему перед едой овощные прикормы до шестого месяца жизни. Материнское молоко полностью компенсирует потребности малыша во всех тех веществах, которые необходимы для развития детского организма, в том числе и потребность в воде. Ребенок лучше утолит жажду материнским молоком и будет его пить больше и чаще, если ему это нужно».

Как выглядит ребенок, получающий достаточно молока?

Каждый ребенок после рождения теряет в весе, поскольку меняется водный баланс его тела. Кривая изменения веса малыша на грудном вскармливании не должна круто идти вверх, и прибавку в весе нельзя считать единственным показателем того, что кормления ребенка успешны. Одно «контрольное» кормление также не дает точной информации о достатке или нехватке молока, так как количество и состав полученного малышом молока меняются от кормления к кормлению и бывают у разных детей неодинаковыми.

К этому Йозеф Швейцар добавляет: «Поскольку ребенок сам определяет, сколько ему нужно молока, взвешивать его раз в несколько дней при кормлении и отслеживать количество выпитого молока бессмысленно. Тем более что количество молока колеблется не только в течение дня, но и от одного дня к другому. Обычно ребенок получает больше всего молока утром и вечером, в полдень же - порой лишь половину утренней "порции". Иногда все, что малыш получил за день, составляет лишь треть от выпитого накануне. На эти вариации при кормлении повлиять нельзя. Младенца, который получает лишь грудное молоко, перекормить трудно. Невозможность заставить ребенка выпить больше, чем ему нужно, охраняет малыша от набирания лишнего веса и в значительной степени - от тучности в дальнейшей жизни, поскольку его организм не привыкает откладывать избыток пищи в виде жирового запаса».

При попытках выяснить, получает ли ребенок достаточно молока, часто проводят неверный тест, давая малышу бутылочку с молоком или с чаем после грудного кормления. Но большинство детей выпивает немного предложенной жидкости, даже если они не голодны. Зеленый цвет стула ребенка также не является сам по себе признаком недостатка молока. Стул ребенка на грудном вскармливании может через какое-то время позеленеть на пеленке, особенно у малышей с выраженной желтушкой новорожденных.

С конца первой недели и до конца первого месяца у ребенка бывает несколько раз в день жидкий желтый стул. Позже частота стула уменьшается, его может не быть и несколько дней - и все это не говорит ни о недостатке молока, ни о запоре. Это свидетельствует о том, что ребенок полностью усваивает молоко. Но хорошо известно: 6-8 мокрых подгузников в день однозначно доказывают, что ребенку хватает молока. О недостатке молока говорит малое количество мокрых подгузников, коричневый, дурно пахнущий стул со слизью, отсутствие прибавки в весе и беспокойство ребенка.

При реальном недостатке материнского молока совершенно неправильным шагом является срочное введение в рацион ребенка искусственного докорма. У малыша, который унаследовал предрасположенность к непереносимости коровьего молока, одна его порция может вызвать весьма нежелательные последствия. Безопасным способом повышения лактации является постоянное перекладывание малыша от одной груди к другой во время одного кормления и более частые кормления по ночам. Выработка молока - это проблема спроса и предложения. Чем чаще й технически правильнее прикладывать малыша к груди, тем больше молока он высосет, тем лучше освободится молочная желёз% и тем больше молока в ней образуется.

В каких случаях ребенок, скорее всего, получает недостаточно молока:

  • если за три недели у него не восстановилась исходная масса тела;
  • ребенок долго остается «желтым» и сонным;
  • в первые дни и недели просит есть меньше шести раз в день;
  • подгузники у него редко бывают мокрыми (норма - 6-8 мочеиспусканий в день);
  • стул с дурным запахом, коричневатый, но не зеленый, и его в подгузнике мало;
  • в течение первых четырех недель частота стула у ребенка - меньше 3-4 раз в день (а начиная со второго месяца - еще реже, например 1 раз в несколько дней, однако ребенок спокоен и хорошо сосет);
  • показатели роста ребенка отстают от центильных кривых скорости роста.

Что нужно делать:

  • обратиться за профессиональной помощью к консультантам с серьезным опытом работы по этой проблеме;
  • проверить, правильна ли техника кормления;
  • кормить как можно чаще (10-20 раз в сутки, из них 1-2 раза ночью);
  • прикладывать ребенка к обеим грудям при каждом кормлении;
  • во время каждого кормления по нескольку раз перекладывать малыша от одной груди к другой;
  • перед кормлением помассировать и прогреть ту грудь, к которой будет приложен малыш, для стимуляции возникновения рефлекса выделения молока;
  • полностью посвятить себя ребенку, препоручив все остальные дела другим членам семьи;
  • больше отдыхать и правильно питаться;
  • не использовать бутылочку и соску даже для временного докорма малыша;
  • в случае необходимости докорма (даже временного) использовать для кормления ложечку, а не бутылочку.

Плач ребенка далеко не всегда бывает следствием голода или даже болезни. Самые частые причины плача - это мокрые подгузники, боли в животике, вызванные газами, усталость, жажда, холод и т. п. Ребенок хочет оказаться в объятиях у матери, почувствовать ее тепло и ласку.

Недоношенные дети или новорожденные с выраженной желтушкой бывают очень спокойными, сонными, и их приходится будить для кормления. Если ребенок не прибавляет в весе, нужно кормить его чаще, чем каждые 3 часа - и чередовать при этом груди так, чтобы давать малышу каждую как минимум два раза за одно кормление. Число кормлений в этом случае - больше 10-12 раз в сутки. В процессе кормления полезно стиснуть грудь той рукой, которой мать дает ее малышу. Это улучшает приток молока к ареоле, и ребенок сосет лучше.

Как хранить материнское молоко? Каждая мать в период повышенной лактации должна сделать небольшой запас сцеженного молока - на случай, если позже она по каким-либо причинам не сможет сама покормить ребенка или ей придется раньше времени отлучить его от груди. Избыток материнского молока нужно сцедить тщательно вымытыми руками в прокипяченную бутылочку для кормления или в специальных контейнерах для хранения грудного молока, которые можно потом хранить закрытыми в холодильнике 24 часа, а в морозильной камере - до трех месяцев. Когда молоко понадобится, его достаточно согреть при комнатной температуре или на водяной бане. В случае отсутствия матери молоко это может дать ребенку любой другой человек - из ложечки или с помощью шприца соответствующего размера. Конечно, в микроволновой печи молоко согревать не следует. Прогрев бутылочки будет неравномерным, что приведет к потере части полезных свойств молока. Размороженное молоко необходимо использовать в течение 24 часов; снова замораживать его нельзя.

Каковы основные проблемы, возникающие при кормлении, как их предотвратить и как их лучше всего решить?

Мать должна иметь возможность превратить минуты кормления в блаженное время тишины и покоя, когда оба - и она и ребенок - снова неразрывно слиты и купаются во взаимной любви.
Однако в течение первого полугодия могут возникнуть различные сложности. Если мать подготовлена к ним, то она знает, что их можно преодолеть. При поддержке близких и помощи опытных людей, готовых дать мудрый совет, так нередко и происходит.

Напряжение и нервозность матери, ее неуверенность в себе, а также заботы самого разного свойства могут сначала неблагоприятно повлиять на выделение молока, а потом, как следствие этого, обусловить и понижение лактации. Рефлекс выделения молока ослабевает. И тогда ребенку приходится сосать, прилагая больше усилий и дольше, прежде чем молоко поступит в сосок и потечет интенсивнее. Малыш при этом ведет себя беспокойно, плачет, выпускает сосок. Причина - стресс самого разного характера (который сама женщина часто даже не осознает), болезненное кормление, страх приложить ребенка к груди - при заболеваниях молочной железы, использование сосок, бутылочек, ограничение времени и частоты кормлений, неравномерное освобождение груди, которое ведет к возникновению болезненных уплотнений, а через несколько часов - к повышению температуры и к возникновению слабости у матери. В дальнейшем же недостаточное освобождение груди быстро и неминуемо приводит к понижению лактации.

Молоко, не высосанное ребенком из груди, означает для созданной самой природой регуляции лактации только одно - понижение секреции молока и конец грудного вскармливания.»

Что можно сделать при ослаблении рефлекса выделения молока:

  • перед кормлением помассировать грудь;
  • приложить перед кормлением к молочным железам теплый влажный компресс;
  • массируя отекшую ареолу и надавливая на нее пальцами, придать ей правильную форму и «сформировать» сосок;
  • сцедить немного молока перед приложением ребенка к груди;
  • перед кормлениями регулярно выпивать стакан теплой жидкости;
  • привести в порядок соски, вылечить дрожжевую инфекцию на них.

Как ни парадоксально, обратная ситуация - повышенный рефлекс секреции молока - тоже может осложнить кормление, по большей части - на второй-третьей неделе жизни ребенка, вскармливание которого до того шло вполне успешно. Такой ребенок захлебывается и отворачивается от груди, после еды срыгивает, во время кормления в уголках его губ все время видно молоко.

Что можно сделать при переизбытке молока:

  • перед кормлением сцедить некоторое количество молока, чтобы в начале кормления ток молока не был для ребенка слишком сильным;
  • во время кормления держать ребенка почти стоймя (вертикально);
  • не давать молоку вытекать из груди самопроизвольно, для чего матери следует кормить малыша, откинувшись назад;
  • остановить истечение молока, прижав ладонью сосок другой груди;
  • прервать кормление, если молоко начинает течь большой струей и ребенок с ней не справляется;
  • продолжить кормление через 1-2 минуты, когда ток молока замедлится.

Как избежать боли при кормлении?

Чаще всего возникают проблемы с сосками, и решать их приходится почти каждой матери.

Болезненный сосок и трещинки на нем являются следствием непра